Клуб был создан в сентябре 2004 года по инициативе агентства РИА Новости, Совета по внешней и оборонной политике, газеты The Moscow Times.
Путин заявил, что Россия не пойдет по пути автаркии
О последствиях автаркии, самоизоляции финансовой системы, ранее предупреждала и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним Слово «автаркия» у нас почти полностью вышло из. Замглавы кабмина подчеркнул, что на пути достижения технологического суверенитета "речь не идет об автаркии, нет задачи замкнуться и сделать все у себя внутри". Президент Путин заявил, что Россия никогда не пойдет по пути автаркии и самоизоляции. Несмотря на серьезные экономические издержки политики автаркии, у нее есть и некоторые позитивные моменты.
Глобализация против автаркии: на чьей стороне преимущество?
Также автаркию считают выгодной политикой для общества, которое готовится к войне или ведёт её. Потому что автаркия, то есть закрытие своего экономического пространства от внешних рынков, РИА Новости, 19.08.2023. Автаркия. Навигационный акт Кромвеля 1651 года предусматривал следующий комплекс мер. «Во-первых, я бы оценил вероятность наиболее оптимистического сценария («Борьба за рост») не в 40%, а значительно ниже – не выше чем варианта автаркии (т.е. 13%). Эта модель дифференцированной глобализации указывает на возникновение новой автаркии, которая может преобладать среди этих крупных экономик в течение следующего десятилетия.
Завершение строительства «корпоративного государства» и политика автаркии
Но мы никогда не пойдём по пути самоизоляции и автаркии, как я уже неоднократно об этом говорил. политика. 2. Отправить донат. Ведь на фоне зловещей пригожинской автаркии политика Путина кажется вполне сбалансированной и умеренной. В 1950-х годах во франкистской Испании стал вопрос о смене модели социально-экономического развития: прекращении политики автаркии и переходе к открытой рыночной экономике.
Зампред ЦБ Юдаева: автаркия спровоцирует снижение благосостояния и замедлит развитие экономики
Президент Путин заявил, что Россия никогда не пойдет по пути автаркии и самоизоляции. Тоталитарные режимы применяли политику автаркии для милитаризации экономики и воплощения экономической власти над населением. Как невозможен и компромисс между автаркией и глобализацией, который может быть выражен в достижении частных договоренностей, не более того, в принципиальных областях, например.
Эксперты рассказали, готова ли Россия к автаркии
Например, Северная Корея, которая на протяжении десятилетий находится под санкциями и последовательно проводит политику изоляционизма, с 1994 года взяла курс на участие в мировой торговле и развивает торговые отношения с Китаем, Россией, рядом других стран. Дело в том, что ни одна из стран не обладает абсолютно всеми природными ресурсами и климатическими условиями для производства всей необходимой в современной жизни продукции. Помимо это, технологии и научные исследования развиваются благодаря постоянному обмену информацией между учёными по всему миру. Как только эти связи обрубаются, научно-технический прогресс в стране начинает отставать от мирового. Примеры употребления на «Секрете» «Никакая экономическая автаркия для нас, для России, невозможна, просто она обернётся экономической катастрофой, полной экономической катастрофой». Владелец «Северстали» Алексей Мордашов — о последствиях отказа страны от внешней торговли. В такой закрытости риск "сваливания" в автаркию. В новейшей истории это почти никогда ничем хорошим не кончалось».
Кандидат политических наук Кирилл Парфенов — о возможном влиянии санкций на экономическое и техническое развитие страны.
Важной прерогативой, которую получили корпорации по закону 1937 г. Однако на практике и в этом случае решение попадало в руки руководителей Конфиндустрии.
Если они не были заинтересованы в открытии нового предприятия, то проходили месяцы и даже годы, прежде чем корпоративные органы давали подобное разрешение, и, наоборот, дело шло необычайно легко и быстро, если этому способствовали могущественные промышленные группы. Система выдачи корпорациями лицензий на постройку новых предприятий оказалась еще одним средством в руках монополий для удушения какой-либо конкуренции. Это приняло столь широкие масштабы, что даже находило отражение в официальных документах того времени.
Так, во время обследования хода строительства новых предприятий, проведенного в 1939 г. В то время как корпорации объявлялись «основой государства», в действительности они часто были лишены возможности воздействовать на экономическую и социальную жизнь страны, ограничиваясь выработкой различного рода рекомендаций и проектов. Заседания корпоративных органов проводились редко, проходили сумбурно и носили чисто теоретический, а иногда схоластический характер.
В 1937 г. В последние годы существования фашистского режима и после его краха многие фашисты-корпоративисты признавали неэффективность отдельных элементов системы, а иногда и всего корпоративного сооружения в целом. Пала в журнале «Экономна фашиста» писал, что «все согласны с тем, что корпорациям не удалось получить того развития, которое давало бы им право занять достойное место среди основных институтов режима, приобретя реальные и практические функции, превратившие бы их в руководящий орган национальной экономики...
Корпорации живут отрешенной от действительности жизнью, обсуждая какой-либо вопрос только в том случае, если инициативу в этом направлении проявляли иные органы, и не имеют никакой возможности для практической, серьезной и полезной деятельности»[175]. После войны бывшие корпоративисты делали еще более знаменательные заявления. Так, один из теоретиков корпоративной системы, Дж.
Паломба, писал в 1950 г. В действительности существовала лишь корпоративная политика и изменения касались лишь законодательных норм, ибо «гомо корпоративус» оставался обычным «гомо экономикус», который под влиянием обстановки лишь надел черную рубашку и принял прочие внешние атрибуты фашизма»[176]. Иными словами, это означало, что крупный капитал использовал корпоративную систему только в той степени, которая способствовала его экономическим и социальным интересам.
Капиталист, надевший черную рубашку, продолжал заботиться в первую очередь о собственных доходах. Основные процессы итальянской экономической жизни в 30-х годах были связаны с «битвой за автаркию». Сам термин «политика автаркии» получил распространение в середине 30-х годов, однако усилия фашистского правительства для сокращения зависимости Италии от ввоза стратегического сырья стали предприниматься значительно ранее и главным образом в промышленности.
Толчком для этого послужило применение экономических санкций против Италии во время итало-абиссинской войны. По замыслу фашистских руководителей, политика автаркии должна была осуществляться путем выработки у итальянцев «автаркического духа», перестройки промышленности, направленной на достижение экономической независимости, путем сокращения импорта и увеличения экспорта. Главной целью этих усилий была подготовка к войне.
Для выработки у итальянцев «автаркического духа» был мобилизован весь пропагандистский аппарат. В бесчисленных статьях, брошюрах и исследованиях доказывалась необходимость автаркии для существования государства и достижения «высших целей итальянской нации». Однако создание «автаркического духа» оказалось чрезвычайно трудным делом.
Особенно сложным было «перевоспитание» в духе «национальных задач» хозяев итальянской экономики — крупных промышленников и финансовых заправил. Время от времени на страницах итальянских газет и экономических журналов появлялись гневные обвинения в адрес крупных промышленников. Так, некто П.
Капоферри в сентябре 1938 г. Однако дальше выступлений в печати дело не шло, и «автаркический дух» так и остался одним из многочисленных мифов фашистского режима. Практические мероприятия в области автаркии включали реорганизацию промышленности, максимальное использование национального сырья, а также контроль и ограничение потребления.
Весной 1937 г. Муссолини объявил, что «корпорации мобилизованы для борьбы за автаркию, а Национальный совет корпораций должен рассматриваться как генеральный штаб, возглавляющий борьбу»[179]. С этой целью в системе корпораций в октябре того же года была создана Верховная комиссия по автаркии, решения и рекомендации которой передавались непосредственно в государственные органы[180].
В эту комиссию вошли представители крупнейших монополистических групп финансового и промышленного капитала, именовавшиеся «специалистами по отраслям».
С наибольшей вероятностью будет реализован сценарий, подразумевающий снижение производительности труда. Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. В этом случае руководство государства постарается поддерживать макроэкономическую и финансовую стабильность. В данном сценарии Россия постарается модернизировать собственную экономику в новых для себя условиях.
Полное 100-процентное «самоудовлетворение» он называет «идеей ума». Для подавляющей части стран в начале ХХ века эта «идея ума» никогда не сможет превратиться в реальность. По той причине, что полное «самоудовлетворение» требует большого населения, широкого набора природных ресурсов, обширных плодородных земель, трудолюбивых граждан, удобного рельефа для перемещения товаров в рамках внутреннего рынка и др. На начало ХХ века САСШ несмотря на значительные абсолютные масштабы внешней торговли , по мнению Тихомирова, ближе всего приближались к тому, что он называл «самоудовлетворением», доля импорта в покрытии внутренних потребностей Нового Света составляла всего несколько процентов. А что Россия? Она, по мнению Тихомирова, также имеет все предпосылки для полного самоудовлетворения, но ими пока пользуется плохо: «Такова Россия, которая, напротив, доселе не может выбраться на эту торную дорогу экономического развития». Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним: «Внутренний рынок… есть рынок экономически наивыгоднейший и в то же время наиболее обеспеченный от случайностей. Сверх того, он может быть наилучше изучаем промышленностью и торговлей, а потому наиболее безопасен от кризисов перепроизводства». Тихомиров обращает внимание, что внутренний рынок как опора национальной экономики также должен удовлетворять ряду требований. В частности, на внутреннем товарном рынке не должно быть иностранного капитала. В России в начале ХХ века тогдашний министр финансов Сергей Витте вроде бы стал поощрять развитие внутреннего рынка, введя высокие импортные пошлины. Но одной рукой он поощрял внутренний рынок, а другой — приток иностранного капитала в российскую экономику. И иностранцы, находясь за высоким таможенным забором, очень активно осваивали внутренний рынок, получали большие прибыли и выводили их страны. Тихомиров писал о необходимости вытеснения иностранного капитала из России: «Другое условие промышленности, рассчитанной на внутренний рынок, составляет национальный характер капитала. Это значит, что для производства требуется иметь капитал, принадлежащий самим гражданам данной страны, с возможным сокращением иностранного капитала, в ней оперирующего». В данном фрагменте я усматриваю половинчатость предложений Тихомирова. Да, иностранный капитал надо вытеснять. А сохранение национального капитала разве не таит в себе опасности для России?
Автаркия - что это? Суть, определение и особенности
По сути своей идея автаркии является крайней формой протекционистской политики, которая была важной составляющей меркантилистских доктрин, популярных в XVI—XVIII веках. Тоталитарные режимы применяли политику автаркии для милитаризации экономики и воплощения экономической власти над населением. О последствиях автаркии и самоизоляции финансовой системы ранее предупреждала и глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
В ЦМАКП был разработан сценарий движения российской экономики — от «автаркии» до «инерции»
И здесь свобода торговли из всеобъемлющего принципа постепенно превращается в необязательное дополнение. Парадоксальным образом современные экологические требования направлены на обеспечение энергетической независимости, то есть самообеспечение энергетическими ресурсами, в первую очередь возобновляемыми. При этом такое самообеспечение энергетическими ресурсами происходит невзирая на издержки, что означает отказ от теории сравнительных преимуществ. Реализуются программы энергетической безопасности под флагом озабоченности глобальным экологическим кризисом, однако фактически самообеспечение энергетическими ресурсами предполагает, с одной стороны, отказ от принципа экономической эффективности и оптимизации, а с другой — сокращение торговли энергоресурсами, которые составляют значительную часть мировой торговли.
Рост производства энергоресурсов в странах, бывших импортерами, и увеличение, в том числе вынужденное, потребления энергоресурсов, производимых в странах — традиционных импортерах, ведет к сокращению цен на торгуемые ресурсы и сокращению потребностей и объемов торговли. Циркулярная экономика подразумевает повторное использование ресурсов, а не их приобретение у специализированного производителя [35] Torkanovskiy, 2020. Повторное, зачастую неоднократное, циркулярное использование ведет к сокращению торговли, с одновременным снижением торговли новыми товарами и увеличением объемов торговли товарами, бывшими в употреблении, в том числе и различными фракциями мусора.
С точки зрения глобальной экономики это позитивное явление. С точки зрения стран — традиционных импортеров ресурсов циркулярное использование снижает потребность в ресурсах и издержки. С точки зрения развивающихся стран — производителей ресурсов циркулярная экономика означает сокращение спроса на производимые товары, увеличение волатильности цен и конкуренции, снижение экспортных доходов и возможностей развития, что стабилизирует их состояние вечного отставания и сокращает международную торговлю.
При отсутствии доходов от продажи ресурсов страны-производители не будут иметь средств для приобретения товаров, производимых странами — традиционными потребителями ресурсов. Несмотря на финансовую подпитку, выдачу заведомо невозвратных кредитов, в том числе и межгосударственных, уровень мировой торговли не может не сокращаться. Хотя изменения климата воспринимаются как стимул для объединения усилий государств и корпораций, климатическая повестка показала необходимость работать над сокращением международной торговли, в том числе и для сокращения излишних выбросов и отходов, загрязняющих нашу планету.
В международной торговле и международных экономических отношениях это означает сохранение статус-кво. Именно на обеспечение внутренней и внешней стабильности направлены предложения многих западных экономистов, в том числе руководителя такого известного think-tank, как Всемирный экономический форум, Клауса Шваба [36] Schwab, 2020. Для усиления сотрудничества предлагаются несколько мер.
К ним в первую очередь относятся меры по борьбе с изменениями климата, создание единой международной налоговой системы и защита прав работников. Однако предложения о введении налога на потребление вместо налогов на доход должны в первую очередь усилить государства с высоким уровнем потребления, в то время как страны с низким уровнем потребления будут недополучать налоги. Таким образом, международные корпорации смогут производить во Вьетнаме или Бангладеш, а налоги платить в США или Германии.
Страны, предоставляющие льготы для развития национальной промышленности, потеряют интерес к выдаче таких льгот, так как налоги будут оседать в другом месте. Введение всемирного налога на потребление направлено в первую очередь на поддержку существующих крупнейших корпораций и консервацию мирового порядка, несмотря на разговоры о равноправии и развитии. Наряду с поддержкой крупнейших корпораций такой налог станет отрицательным стимулом для переноса производства в страны с более дешевыми факторами производства, сохранив, таким образом, рабочие места в развитых странах.
К аналогичному результату приведет создание равных условий для трудящихся в развитых и развивающихся странах. Практически это означает попытку уравнять издержки, связанные с трудозатратами в странах, где явно наблюдается сокращение трудоспособного народонаселения, со странами, обладающими избыточными человеческими ресурсами. Ни один свободный рынок так не функционирует, цены всегда снижаются при увеличении предложения, однако привилегированные страны настаивают на сохранении цен и таким образом отказывают непривилегированным странам в реализации преимуществ, связанных с их ресурсной базой, в том числе трудовой.
Навязывая равные условия для трудящихся, развитые страны активно стимулируют миграцию наиболее квалифицированной, способной и предприимчивой части населения к себе, одновременно беря на себя роль судьи, определяя, достоин ли человек быть допущенным в развитое общество. Это никоим образом не коррелирует с требованиями свободы торговли, в том числе и свободы торговли собственной рабочей силой. Скорее, речь в данном случае идет о защите внутреннего рынка труда, протекционизме и ограниченной автаркии.
Все большее число стран с теми или иными оговорками вынуждены перейти к протекционизму и автаркии. На смену наивной и прямолинейной оптимизации приходит осознание необходимости сохранять резервные мощности, ресурсы. Избыточность таких резервов равноценна страховке, и ее очевидные издержки связаны с затратами на сохранение работоспособности всей экономической системы, которая в условиях глобальной зависимости может оказаться легко уязвима.
Как показывает история природных объектов, в полном соответствии с концепцией видовой плотности большие популяции делаются еще больше за счет мелких. Так, на маленьких островах больше видов флоры и фауны на квадратный метр, чем на островах покрупнее. Аналогичным образом и в человеческом обществе глобализация ведет к уничтожению традиционных ремесел, культур, социальных отношений, деградации и исчезновению национальной культуры и науки.
С другой стороны, сохранение национальной науки и культуры также ведет к сокращению экспортного потенциала страны, ведь издержки содержания науки и культуры ложатся на всю экономику, а национальный культурный и научный продукт зачастую затруднительно экспортировать, его потребление ограничено национальными, языковыми границами. Страны, достигшие определенной степени благосостояния и не стесненные идеологическими рамками, вместо закупки иностранного продукта, начинают активно продвигать и развивать собственное производство культурных и научных ценностей, также сокращая международный спрос на такие ценности у традиционных поставщиков. Однако одна из основных характеристик истории — изменчивость.
Задачей науки является не поиск средства Макропулоса для сохранения стабильности, а изучение и определение новых возможностей для обеспечения победы в конкурентной борьбе наций и регионов. Непредвиденные последствия пандемии коронавируса как стимула для автаркии От начавшегося в результате пандемии кризиса мы можем ожидать экономические и социально-политические последствия, аналогичные тем, которые произвела Великая депрессия — усиление национализма, протекционизма и автаркических тенденций. Несмотря на разговоры о международном сотрудничестве, общая угроза необязательно сплачивает.
Особенно это имеет место в том случае, если размер выгод и издержек не распределяется равномерно среди участников процесса. Развивающаяся конкуренция в погоне за вакциной от COVID-19 является ярким примером отказа от сотрудничества в пользу получения наибольших выгод от изобретения вакцины. Одновременно можно ожидать закрытия части рынков для производителей вакцин тех или иных стран, как это сейчас происходит с лекарствами от коронавируса, использование которых обусловлено зачастую не эффективностью, а наличием национального производителя или промоутера.
Как и после Великой депрессии, возрастает уровень недоверия между странами и производителями. Закрытие производств в отдельных странах показало уязвимость производственных цепочек, зависящих от разного национального регулирования и транспортных издержек. Осознание уязвимости ведет к созданию дублирующих или резервных мощностей, увеличивая расходы и снижая экономическую эффективность вне кризисных состояний, одновременно стимулируя отказ от свободы торговли и создание барьеров для конкурирующих товаров.
Социальное дистанцирование подразумевает, что каждый не может полагаться на другого в плане обеспечения общей безопасности. Последствия этой психологической травмы в том, что любой предпочтет как на личном уровне, так и на уровне своего бизнеса, отдельной страны обеспечить себя всем необходимым. Это может привести к всплеску слияний и поглощений и созданию конгломератов.
Одновременно в рамках отдельных стран способна возобладать точка зрения, что значительная часть чувствительной инфраструктуры и производства чувствительных товаров должны находиться внутри страны, чтобы избежать рисков, связанных с остановкой производства или поставок. Вероятно, мы можем стать свидетелями глобального изменения парадигмы: от идеала свободной торговли в рамках союза равных независимых государств к практической регионализации и раздробленности больших государств и образований, продолжению и интенсификации процессов децентрализации и демонополизации, начавшихся еще до коронавируса. Мы являемся свидетелями обострения регионализации крупных государств — в соседних регионах оказываются различные условия карантина, выхода из него и ведения бизнеса, что оказывает мощное влияние на социально-политическую и экономическую активность населения и ведет к все более активному проявлению автаркических тенденций.
Социальное дистанцирование подразумевает сокращение интенсивности социальных контактов и, соответственно, взаимодействия между представителями различных страт населения. Это, в свою очередь, ведет к закреплению новой кастовости отношений, недопущению новичков в уже закрепленные сферы, сокращению количества и качества социальных лифтов и переходу к неофеодализму с кастовой структурой разделенного общества. Остановка транспортных коммуникаций и сокращение передвижений приведут к сокращению мобильности населения еще один довод в пользу автаркии и снижению потребления энергоресурсов транспортом сокращение торговли.
Заключение Признание того, что автаркия, протекционизм — это нормально и нам предстоит жить в этой новой, более автаркической нормальности, является свидетельством взросления экономической науки и человечества. В определенном смысле отношение общества к автаркии сходно с отношением к гомосексуализму — в какой-то исторический период стало правильным отрицать существование этого явления, поставить его вне закона, преследовать его всеми возможными средствами, рассматривать как отклонение или извращение, но его биологическая обусловленность и существование на протяжении всей истории человечества не могли не взять верх над искусственно созданными идеологическими конструкциями. Поэтому приходится признать объективное существование стремления к автаркии как экономической самообеспеченности этноса, государства или региона как естественный путь развития, и уже рассматривать свободу торговли как возможность расширить экономический потенциал в тех областях, где достижение самообеспеченности неразумно или отрицательно влияет на социальную среду и долгосрочные перспективы.
Необходимо понимание, какой цели служит каждая из концепций — автаркия и свобода торговли — и насколько обе они укоренены в экономической активности человечества и в психологии человека. С одной стороны, инициативность и заинтересованность в получении дополнительных выгод за счет имеющихся ресурсов. С другой — потребность в безопасности жизнедеятельности и собственного обеспечения ключевых потребностей для свободы принятия решений и независимого функционирования при любом развитии ситуации.
Ни один из этих принципов не может функционировать самостоятельно, независимо от другого [40] Torkanovskiy, 2019. Опираясь на объективный экономический анализ, без идеологических ограничений нам в Российской Федерации следует определить, какая экономическая политика нам требуется и адекватна текущему состоянию народного хозяйства, каковы будут ее социально-политические последствия и кто, какие классы, страты населения, в том числе и в количественном разрезе, являются основными интересантами в сохранении статус-кво или изменении ситуации.
По его словам, автаркии замкнутой системы , в том числе в области культуры, ожидать не стоит: у РФ есть связи со многими странами. Никакой автаркии, в том числе в области культуры, ожидать не следует. В этих государствах проживают миллиарды адекватно настроенных людей, которые нас ценят, любят и ждут.
Следующим логичным шагом вслед за провозглашением новых целей и задач была бы и ротация управленческих элит. Именно про это и говорил президент в послании, но пока только в применении к армии. Впрочем, последствия конфликта на Украине точно скажутся не только на силовых структурах, но и на политике и государственном управлении. Несмотря на то что прошёл год, мы в самом начале процесса экономической и политической трансформации. И это будет очень тяжёлый путь. Можно бы было добавить, что нам, к сожалению, не повезло жить в такую эпоху перемен, но с другой стороны: а было ли хоть одно поколение людей, которые прожили свою жизнь без серьёзных потрясений и катаклизмов? Читайте также:.
Толковый словарь "Инновационная деятельность". Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству. Современный экономический словарь. АВТАРКИЯ экономическая политика империалистических государств, направленная на обособление национального хозяйства для подготовки агрессивных, захватнических войн. Тесно связана с борьбой за передел мира. Политика автаркии резко ухудшает положение трудящихся. Краткий словарь политических, экономических и технических терминов АВТАРКИЯ Автаркия - экономическая политика, направленная на обособление страны от экономик других стран. В качестве основных средств такой политики используются: - установление высоких ограничительных пошлин на ввозимые товары; - повышение цен на товары потребительского назначения и др. Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.
Что такое автаркия и стоит ли к ней стремиться
В связи с этим многие страны делают ставку на сближение экономик на уровне региональных групп стран при одновременном наращивании экономической независимости от прочих стран мира. По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольги Карповой, автаркию как форму проявления внешнеэкономической политики государства не стоит рассматривать в негативном контексте. Ей присущи такие преимущества, как: независимость от мировых экономических кризисов, а также процессов и тенденций, характерных спадам экономических циклов; экономическая устойчивость в случае изоляции государства по политическим причинам; отсутствие перебоев поставок импортных товаров; неподверженность курса национального платёжного средства внешним изменениям и проч. При этом на современном этапе развития возможно эффективное применение некоторых принципов автаркии в рамках интеграционных объединений стран, обладающих различными факторами производства.
Военные интервенции в последние десятилетия не просто не приводили к этим результатам, но и, по сути, противоречили главным целям американской внешней политики. Именно поэтому Байден в период президентства меняет подход и «инструмент демократизации». Отказывается от страха военной угрозы в пользу самого эффективного в истории стимула — соблазна. Прежде всего, достижениями глобализации. Соединенные Штаты возвращаются к классической концепции мягкой силы — будут «демократизировать» режимы не бомбами, а через экономическое, идеологическое и культурное влияние.
Влияние, с помощью которого они, напомним, взяли под контроль Восточную Европу, ряд государств постсоветского пространства, часть Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Так, многочисленные ошибки США в Афганистане носили преимущественно военный характер. Специальный представитель США в этой стране Дж. Доббинс вычленил, например, некоторые из них, имеющие для понимания корректив в американской стратегии большое значение: «Население Афганистана было значительно больше, чем население любой другой страны, участвовавшей в интервенции США после Второй мировой войны: в 2001 году в Афганистане было почти вдвое больше людей, чем в Южном Вьетнаме во время войны. Как правило, соотношение численности войск и населения является важным фактором, определяющим успех операции по стабилизации. За два года до вторжения в Афганистан, в 1999 году, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО развернули 50 000 военнослужащих для стабилизации Косово, страны с населением 1,9 млн человек. Население Афганистана в 2001 году составляло 21,6 млн. На земле просто не хватило американских ботинок, чтобы обезопасить страну, захваченную Соединенными Штатами.
Одна из причин относительно небольшого развертывания заключалась в том, что администрация Буша не намеревалась, чтобы американские силы брали на себя обязанности по поддержанию мира или общественной безопасности — скорее, они сосредоточились исключительно на отслеживании остаточных элементов Аль-Каиды за счет фундаментальной безопасности, необходимой для создания рабочего состояния государства. Администрация Буша также пренебрегла выделением необходимых финансовых ресурсов для стабилизации ситуации в Афганистане. В Боснии Соединенные Штаты и другие доноры предоставили экономическую помощь в размере 1600 долл. Сопоставимая цифра в Афганистане составила 50 долл. Администрация Буша допустила и другие критические ошибки, ограничивавшие возможность успешной стабилизации. На начальном этапе не было никаких существенных усилий по созданию национальной афганской армии или полиция, которая оставила безопасность в руках хищных местных полевых командиров и затруднила противостояние возвращающимся боевикам Талибана. Не было единой точки руководства международными усилиями по восстановлению, которым, следовательно, не хватало согласованности. И, что, пожалуй, наиболее важно, официальным лицам США потребовалось несколько лет, чтобы понять, что, хотя Пакистан отказался от поддержки правительства Талибана, он не отказался от Талибана как организации.
После того, как они были изгнаны из Афганистана, руководство Талибана и оставшиеся члены группировки получили убежище в Пакистане, где они выздоравливали, переквалифицировались, пополняли запасы и позже возобновили повстанческое движение в Афганистане. Учитывая эти просчеты, шансы на успех в Афганистане к началу 2003 года значительно снизились. А затем, конечно же, администрация Буша вторглась в Ирак, страну размером с Афганистан, с еще большим количеством внутренних конфликтов и с еще более враждебными соседями, где Буш и его официальные лица также недооценили масштабы постконфликтной стабилизации и восстановления, которые им предстоит предпринять. Жестокое сопротивление вторжению США материализовалось в Ираке намного быстрее, и к тому времени, когда талибы вновь превратились в серьезную угрозу в Афганистане, силы США находились там под серьезным давлением. Так продолжалось на протяжении всего времени пребывания Буша у власти, что ограничивало способность Соединенных Штатов стабилизировать ситуацию в Афганистане и позволяло талибам восстановить там плацдармы. Неспособность ограничить возрождение талибов и создать институциональный потенциал в Афганистане отнюдь не была неизбежной. Если бы Соединенные Штаты выделили ресурсы, необходимые для стабилизации и восстановления в стране такого размера и расположения, как Афганистан, у них было бы больше шансов покинуть страну изящно, с функционирующим государством. Но в конечном итоге ранние невынужденные ошибки Вашингтона создали ситуацию, в которой он оказался перед выбором не между победой или поражением, а между проигрышем или не проигрышем.
Вашингтон мог бы продержаться относительно скромной ценой, чтобы сдержать талибов, сохранить компетентного партнера по борьбе с терроризмом в афганском правительстве и сохранить политические и социальные успехи, которыми наслаждались многие афганцы, или он мог бы уйти и признать свою неспособность помочь в строительстве прочного государства и прочного будущего для афганского народа. Три президента подряд боролись с дилеммой, оставленной Бушем. Барак Обама и Дональд Трамп жестами призывали к прекращению войны, но в конечном итоге решили не проигрывать, не теряя времени.
Кроме того, строительство ряда трубопроводов в Европу и последующая за этим торговля нефтью и газом началась в 1960-х годах.
Италия и Германия Готовясь к войне в Европе, Третий Рейх и фашистская Италия также пытались сделать свои экономики более самодостаточными. Руководители этих стран считали, что вместо зависимости от торговли с соседями в частности, Германии приходилось закупать и ввозить продовольствие , нужно расширять свои владения за счет их территорий и колониализма, обеспечив себе экономическое процветание и независимость. Несмотря на это, обе страны продолжали торговать с другими странами, в том числе уже после начала Второй мировой войны, и продолжали испытывать проблемы из-за дефицита импортного сырья. Индия В 1947 году Индия добилась долгожданной независимости от Британской империи, но Махатма Ганди и другие политики боялись, что на смену политическому колониализму придет экономическая зависимость от Великобритании, поэтому они продвигали идею «свадеши» или самостоятельности, которая заключалась в бойкоте британских товаров и развитии собственных производств.
Похожие идеи выдвигались и в других странах, которые образовались в результате распада колониальных империй например, в Танзании. Китай После окончания в 1950 году гражданской войны и прихода к власти Мао Цзедуна Китай оказался в положении, аналогичном тому, с которым столкнулся СССР в 1917 году. Различные попытки опираться на собственные силы в различных сферах, от сельского хозяйства, до металлургии, в сочетании с непродуманными реформами имели довольно негативный эффект. Именно нормализация торговых отношений с США и другими странами в 1980-х привела к бурному экономическому росту страны.
Северная Корея Пожалуй, наиболее показательным примером автаркии является КНДР — одно из самых закрытых поныне государств мира. Господствующая там идеология чучхе также предполагает самодостаточность экономики. Сейчас страна живет под грузом тяжелых экономических санкций, которые существенно ограничивают ввоз различных товаров. Именно его прекращение стало одной из причин массового голода 1990-х годов, после чего КДНР закупала продовольствие и получала его в качестве гуманитарной помощи.
Но даже сейчас страна продолжает активно торговать с Китаем, РФ, Сирией, Ираном и рядом других стран. Индустрия 4. Как отмечает кандидат экономических наук и автор YouTube-канала о популярной экономике Furydrops Григорий Баженов, «Если в XIX веке обеспечивать себя всем необходимым в условиях закрытия было сравнительно просто, то в XX, а уж тем более в XXI веке — это явный шаг в сторону технологического отставания». Поэтому даже сторонники автаркии чаще говорят скорее о движении к самодостаточности, нежели о состоянии полной замкнутости экономики.
В качестве плюсов подобного стремления они часто заверяют , что протекционистские меры, введенные в западных странах, привели к росту экономики и помогли им создать собственные отрасли промышленности и оградить их от конкуренции.
Дмитрий Чернышенко добавил, что Россия не намерена технологически замыкаться, планирует достичь паритета с развитыми странами по критическим технологиям к 2030 году. По словам вице-премьера, чтобы избежать формирования «ведомственных колодцев», требуется взаимоувязать реализацию мегапроектов с мерами поддержки науки и подготовкой кадров. На это направлен в том числе федеральный проект «Передовые инженерные школы». Одна из школ открыта в Новосибирском госуниверситете. В 2023 году на развитие передовых инженерных школ выделено более 10 млрд рублей из федерального бюджета. Правительством принято решение о проведении второй волны отбора ПИШ, которая состоится в сентябре.