«Рельсовая война» началась со второго на третье августа и продолжалась почти до конца сентября. Подрывник закладывает взрывчатку под рельсы РИА Новости Вернуться к практике рельсовой войны решили летом 1944 года. В ходе операции "Рельсовая война" было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт». "Рельсовая война" и "Концерт" для врага.
«Рельсовая война» и «Концерт»
На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб.
Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам. Молодежные сайты Кубани Краевая крейсерско-парусная школа Молодежный центр развития личности Управление молодежной политики Краснодарского края Центр молодежных инициатив Полезные ссылки.
Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны. Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан. За полтора месяца было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1 000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций - «Рельсовая война» и «Концерт» - с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период.
Дзен Курская битва по размаху и значению считается одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Именно победа под Курском считается переломным моментом, после успешного исхода которого исход войны был предрешен. Однако снабжение войск в этом сражении представляло собой огромную сложность для транспорта - на одну линию базировались тылы сразу 8 армий.
Всего было подорвано свыше 148 тыс. На этом операция фактически прекратилась из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то что задачи операции «Концерт» полностью не были выполнены, пропускная способность железной дороги противника на оккупированной территории СССР в сентябре—октябре 1943 г. Переброска по железной дороге его частей и соединений, а также осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены. В ходе операции увеличился приток местного населения в партизанские отряды. Азясский Николай Фёдорович. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2010.
Операция «Концерт»
Узнайте о операциях "Рельсовая война" и "Концерт", проведенных партизанами во время Великой Отечественной войны. «Рельсовая война» разразилась на огромной площади протяжённостью тысячу километров по фронту: с севера (исключая Карелию) до юга (без Крыма) и на 750 километров в глубину захваченных немцами территорий УССР, БССР и части РСФСР. Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым.
Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» .
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. По оценкам экспертов, «Рельсовая война» сыграла принципиально важную роль в поддержке наступления советских войск, переломившего ход Великой Отечественной войны. В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации. Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт».
Партизанская операция «Концерт»
Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». В 1943-1944 годах в пределах всей оккупированной территории Беларуси партизанами была проведена крупномасштабная операция "Рельсовая война". «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 партизаны на ж/д дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса.
Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”. Часть 3
Сергей Сигачев. Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» | Итогом двух операций — "Рельсовая война" и "Концерт" — с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. |
Операция «Концерт» | В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши. |
Партизанская операция «Концерт» | Операция «Концерт» стала второй частью операции «Рельсовая война». При планировании масштабного наступления советских войск на Днепр к участию в нём было привлечено более 120 тыс. партизан. |
Что такое Рельсовая война и Концерт? | Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. |
Как наши партизаны устроили немцам «Концерт»
Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт». Итогом двух операций – "Рельсовая война" и "Концерт" – с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации. Подорвать предстояло 272 тысячи рельсов, из них 140 тысяч были расположены на территории Республики Беларусь. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Новый "Концерт". Как в Белоруссии возобновилась «Рельсовая война»
Подчеркивается вклад партизан в "битву за урожай" летом-осенью 1943 г. Приводятся немецкие документы, свидетельствующие об активизации партизан и серьезных проблемах, которые они создавали для оккупантов в тылу группы армий "Центр". Партизанские действия оказали существенное влияние на ход боевых действий на Курской дуге и в других регионах. Таким образом, можно сделать вывод, что партизанское движение на Брянщине в 1943 г.
Эти действия в тылу врага внесли вклад в разгром немецких войск на Курской дуге и в ходе последующего освобождения Левобережной Украины и Белоруссии.
TacticMedia 7 825 подписчиков Подписаться Курская битва по размаху и значению считается одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Именно победа под Курском считается переломным моментом, после успешного исхода которого исход войны был предрешен. Однако снабжение войск в этом сражении представляло собой огромную сложность для транспорта - на одну линию базировались тылы сразу 8 армий.
Всего в 1943 году партизаны Украины произвели более 3 600 крушений поездов врага — почти в 16 раз больше, чем в 1942 году. В июне 1943 года ЦК КП б Белоруссии выдвинул план массового уничтожения рельсов на оккупированной территории республики. Центральный штаб партизанского движения расширил рамки этого плана: помимо партизан Белоруссии, привлёк к его выполнению ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан. После тщательной подготовки в ночь на 3 августа начался массовый подрыв рельсов на территории протяжённостью около 1000 км и глубиной до 750 км. Подрыв рельсов сопровождался крушениями поездов, взрывами железнодорожных мостов, станционных сооружений. Знаменитая операция «Рельсовая война» продолжалась весь август и первую половину сентября. В ней участвовали около 100 000 партизан и десятки тысяч советских граждан, не входивших в партизанские формирования. Многие из них вступили в ряды партизан. Дезорганизованный тыл Во второй половине сентября началась вторая крупная операция под условным названием «Концерт» — продолжение «Рельсовой войны». Всего в операции участвовали более 120 000 партизан. По признанию фашистского командования, «Рельсовая война» и «Концерт» резко снизили пропускную способность железных дорог. Особо отличились партизаны Брянской области. Применяя мины замедленного действия, они на несколько недель парализовали движение на важнейших для врага участках Брянск — Льгов именно Льгов, а не Львов , Брянск — Гомель и других. Усилились удары по автомобильным коммуникациям. Партизаны разрушали мосты, уничтожали на дорогах автомашины и боевую технику врага. Фашистское командование едва не впало в ступор: срывались важнейшие военные перевозки, что ставило под угрозу всю летнюю кампанию 1943 года.
Партизаны как часть советской стратегии Уничтожением немецких эшелонов и подрывом железнодорожных путей на оккупированных советских землях партизанские отряды и заброшенные с Большой земли диверсионные группы занимались с первых дней войны. Нарушение коммуникаций противника всегда было важной частью боевых действий, а в Советском Союзе, где основная транспортная нагрузка в то время ложилась именно на железные дороги, оно играло особую роль. Дело было не только в том, что после каждого удачно пущенного под откос эшелона или подорванного участка пути движение замирало на несколько часов, а порой и суток. Громадное значение имел и чисто психологический фактор: ни пополнение, двигавшееся к фронту, ни отпускники, мечтавшие отдохнуть на родине, не могли быть уверены в том, что беспрепятственно доберутся до пункта назначения, а это подрывало моральный дух немецких солдат. Минеры крымского партизанского отряда перед выходом в диверсионный рейд Источник: waralbum. Чтобы всерьез вести то, что позднее получит название «рельсовой войны», действовавшим в немецком тылу партизанам не хватало прежде всего взрывчатки и оборудования для взрывного дела, да и специалистов среди них было немного. В лучшем положении были диверсионные группы, многие из которых постепенно тоже превратились в крупные партизанские отряды, но и они, как правило, имели задачи, заключавшиеся не только в подрыве рельсов и пуске под откос эшелонов. Полковник Илья Старинов, один из непосредственных руководителей операции «Концерт» Источник: hiveminer. Это стало возможным благодаря изменению взгляда советского командования на планирование крупных стратегических операций. Теперь в Ставке оперировали не только войсковыми понятиями, и не воспользоваться возможностью нарушить коммуникации противника, имея в его тылу сотни тысяч партизан, не могли. Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области, осень 1943 года. В рамках операции «Концерт» диверсии проводились не только на железнодорожных коммуникациях, но и на автомобильных дорогах Источник: waralbum. Ее главной задачей было не дать немцам подтянуть к фронту резервы, которые могли бы использоваться против развивающей наступление в ходе Курской битвы Красной Армии. Операция оказалась вполне успешной, и к середине сентября, когда вовсю шло наступление на Левобережной Украине, стало понятно, что и для дальнейшего продвижения на Запад партизанская помощь будет далеко не лишней.
«Концерт» после «Рельсовой войны»
А власти Белоруссии заговорили уже о терроризме, к которому прибегают протестующие. Партизаны отправляли поезда под откос. Когда в Белоруссии начались протесты, оппозиция поначалу окрестила силовиков «карателями», а себя попыталась представить в роли партизан, угрожая власти сопротивлением в случае слишком жёстких мер. Однако последние события показали: одной риторикой дело не ограничилось. Белорусская оппозиция, если верить МВД Белоруссии, решило возобновить рельсовую войну. По словам правоохранителей, неизвестные пытаются блокировать или существенно затруднить работу транспорта. Подобным инцидентом стал случай со светофором между станциями Асеевка и Колядичи. Из-за него произошла задержка движения трех электричек и одного поезда. Сейчас правоохранители устанавливают причастных к правонарушениям лиц», — сказали в ведомстве. В свою очередь, президент Белоруссии Александр Лукашенко и вовсе назвал вышеупомянутые факты угрозой терроризма, ведь всё это, по словам Лукашенко, «может привести к серьезным авариям на железной дороге, катастрофам и гибели множества людей».
Мы начинаем сталкиваться с террористическими угрозами», — заявил он 27 октября. Также Лукашенко заявил, что оставшиеся протестующие стали более радикальными.
Также по теме «Профессиональные палачи»: какую роль в холокосте на Украине сыграли местные националисты 7 апреля 1943 года в Теребовлянском гетто на Западной Украине произошёл массовый расстрел евреев. Немецкие каратели и украинские... За одну эту ночь партизаны установили около 10,5 тыс. Сообщение по многим шоссейным дорогам из-за налётов партизан могло осуществляться только днём и только в сопровождении вооружённого конвоя», — констатировал впоследствии начальник тыловых сообщений группы армий «Центр» полковник Герман Теске. Масштабные наступательные операции советских войск позволили завершить освобождение территории СССР до конца 1944 года. По его словам, сегодня история данного вопроса, как и история партизанского движения в целом, изучены недостаточно. По некоторым вопросам мы до сих пор находимся в плену мифов и заблуждений. Например, многие воспринимают все действия партизан в тылу врага как некую самодеятельность.
Но это совсем не так. Причём эти три системы не пересекались. Из-за действующего с тех времён режима секретности общественность до сих пор не знает даже, сколько одновременно действовало штабов и управлений, занимавшихся партизанским движением, и кто ими руководил», — подчеркнул Колпакиди в беседе с RT. Историк добавил, что вопрос реальной результативности действий партизан тоже изучен плохо. Существовали приписки. Например, каждого уничтоженного врага они любили записать в немцы, хотя на самом деле значительную часть из них составляли полицаи-коллаборационисты, ликвидировать которых было всё-таки значительно проще. С другой стороны, о части своих больших заслуг партизаны даже сами не знали: ведь сколько противников было уничтожено в результате атаки на колонну, никто не считал», — отметил Колпакиди. В качестве примера эксперт привёл ликвидацию целого ряда влиятельных нацистских функционеров, например бригаденфюрера СС Вальтера Шталкера, которого убили в 1942 году партизаны под Ленинградом, но кто именно и как — до сих пор неизвестно. На советской Украине, освобождённой от немецких оккупантов, во время Великой Отечественной войны РИА Новости По словам Колпакиди, большое значение в то время имел так называемый советский фактор. Даже поляки, которых убивали бандеровцы на Волыни, в своей массе бежали не в Армию Крайову, бойцов которой многие из них считали предателями, а в отряды СССР.
В целом на Украине в рядах именно советских партизанских сил сражалось примерно в шесть раз больше людей, чем числилось в националистических формированиях. Вклад партизан и в рельсовую войну, и в победу в целом, был весьма значителен», — отметил эксперт. Аналогичной точки зрения придерживается писатель, кандидат исторических наук Алексей Исаев. Что касается рельсовой войны, то эффект был бы больше, если бы руководство ориентировало партизан на уничтожение не рельсов, а поездов, локомотивов. Рельсы у гитлеровцев были, и они, хоть и с трудом, но меняли их, восстанавливали, а локомотивов не хватало. Лучшее свидетельство эффективности действий партизан — это признания самих немцев, которые писали, что действия их транспортников были существенно затруднены», — резюмировал Исаев.
Поэтому пришлось ударными темпами - по 3 км в сутки! В итоге была создана кольцевая односторонняя железная дорога, которая смогла питать боеприпасами и техникой огромные массы войск. Об особенностях логистики в Курской битве и о скоординированных действиях советских партизан в это же время, рассказывает исследователь транспорта, автор сайта Transsib.
Он издал специальную директиву, в которой содержались указания по подавлению партизанского движения на Востоке. Гитлер потребовал полностью истребить отряды партизан. На эту должность назначили известного фашистского карателя, начальника СС и полиции в тылу группы армий «Центр» Бах-Зелевского. Под его же начальством находился и штаб — тоже специальный — по борьбе с партизанами. Чтобы задушить партизанское движение, в ход пошли все средства: лживая пропаганда, провокации, зверские репрессии против населения в районах партизанских действий, засылка в партизанские отряды агентуры с целью их разложения. Но главный упор гитлеровцы делали на вооружённое подавление партизан. Во второй половине 1942 и в 1943 годах немецко-фашистское командование провело ряд карательных операций. В них участвовали крупные силы регулярных войск с танками, артиллерией и авиацией. Особенно тщательно враг подготовился к походу против брянских партизан, парализовавших железную дорогу Брянск — Гомель и другие важные участки коммуникаций. Были подтянуты две пехотные дивизии, охранный полк и восемь специальных батальонов — благодаря этому противник достиг троекратного превосходства. После недели ожесточённых боёв партизанам пришлось отступить, возникла угроза их окружения. К партизанам срочно вылетел секретарь Орловского обкома, начальник Брянского штаба партизанского движения А. Под его руководством штаб объединённых партизанских отрядов разработал план операции, который они успешно выполнили. Мораль, душа… В этих словах, сказанных спустя много лет после войны, всё ещё чувствуется страх оккупанта перед всесокрушающей силой народной борьбы. Что касается «чувствительной души» и «морали» гитлеровских головорезов, то они в полной мере проявились в их кровавых злодеяниях на советской земле. Когда некоторые фашистские генералы, особенно во время блокады Ленинграда и партизанской войны, сетовали, что враг воюет по какой-то странной доктрине, не по правилам, Адольф Гитлер отвечал им: «Чушь.