Режиссер Илья Хржановский** распространял недостоверную информацию о решениях органов российской власти. Режиссер Илья Хржановский сообщил на своей странице в “Фейсбуке” (управляющая социальной сетью компания “Meta” признана в РФ экстремистской организацией) о том. В пояснении сказано, что Улицкая и Хржановский выступали против специальной военной операции на Украине. Иноагентами объявлены писательница Людмила Улицкая*, режиссер Илья Хржановский* и публицист Сергей Медведев*. В 2005 году Илья Хржановский стал соучредителем компании «Феномен-Филмз».
Минюст внес писательницу Улицкую* и режиссера Хржановского* в список иноагентов
Байопик «Дау» о физике Льве Ландау режиссера Ильи Хржановского выйдет в российский прокат в 2019 году. Российскому режиссеру Илье Хржановскому запретили восстанавливать Берлинскую стену городские власти. Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов, передает со ссылкой на Минюст России. В Париже закончилась трехнедельная демонстрация проекта «Дау» режиссера Ильи Хржановского.
Илья Хржановский режиссёр
В 19.00 мероприятие в Zoom началось с вступительного слова создателя проекта, режиссера Ильи Хржановского. Авторы просят отстранить скандального российского режиссера Илью Хржановского от художественного руководства центром. Кто мы?» режиссер и автор проекта DAU Илья Хржановский рассказал о своем фильме и работе над новым проектом «Бабий Яр», проявив философский и ораторский дар. Режиссер Илья Хржановский сообщил, что покинул в начале этого лета пост художественного руководителя мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве, который он занимал с 2020 года.
Режиссер Илья Хржановский ушел с поста худрука мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве
Корреспондент телеканала «Кино ТВ» встретился в Берлине с автором проекта «Дау» Ильей Хржановским, чтобы поговорить с ним о фильмах «Дау. В 2005 году Илья Хржановский стал соучредителем компании «Феномен-Филмз». Фото: РИА Новости / Евгения Новоженина. Писательница Людмила Улицкая* и режиссер Илья Хржановский* внесены в реестр иноагентов. — режиссёр Илья Хржановский*. Режиссер Хржановский ушел с поста худрука "Бабьего Яра" в Киеве. Режиссера Илью Хржановского, получившего всемирную известность после скандального фильма «Дау», теперь обвиняют чуть ли не в пытках детей.
Минюст РФ внёс в реестр иноагентов Людмилу Улицкую* и Илью Хржановского*
В 2005 году Илья Хржановский стал соучредителем компании «Феномен-Филмз». Илья Хржановский предстает в фантазиях репортеров как тиран, выстроивший империю подавления и насилия, чтобы над ней властвовать. Министерство юстиции РФ включило в список иноагентов писательницу Людмилу Улицкую* и режиссёра Илью Хржановского*, передает Российский режиссер Илья Хржановский ушел с поста художественного руководителя Мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве. Иноагентами объявлены писательница Людмила Улицкая*, режиссер Илья Хржановский* и публицист Сергей Медведев*. Российский режиссер Илья Хржановский покинул пост художественного руководителя мемориального центра холокоста «Бабий Яр» в Киеве.
Режиссер Илья Хржановский ушел с поста худрука мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве
В кастинге приняло участие 392 тысячи человек [20] , в съемках — около 300 человек [13] , среди них учёные, художники, музыканты, философы, религиозные деятели, мистики, наряду с поварами, официантами, уборщиками, медсёстрами, парикмахерами и сотрудниками органов безопасности [13]. Все, кроме Дау дирижёр Теодор Курентзис , его жены актриса Радмила Щёголева , их сына в старшем возрасте — музыкант Николай Воронов и директора «Института» с 1938 по 1953 годы Крупицы театральный режиссёр Анатолий Васильев , жили в «Институте» под своими именами. Их реальные биографии были адаптированы под советские реалии. Для съемок было произведено и закуплено 40 000 элементов костюма [28]. Архитектура декорации, костюмы, предметный мир создавали фантасмагорическую реконструкцию советского времени 1930-х — 1960-х годов [29] , [30].
В воссозданном «Восточном Берлине» пройдут перформансы, концерты и инсталляции. На мероприятии зрителям покажут 13 работ российского режиссёра. По словам представителя Berliner Festspiele, организация намерена возвести копию Берлинской стены в исторически значимых местах города и снести её 9 ноября, так как именно тогда в немецкой истории произошли окончательная ликвидация монархии в 1918 году, а также события «Пивного путча» 1923 года, еврейских погромов «Хрустальной ночи» 1938 года и падения Берлинской стены в 1989 году.
Родился в Москве. На данный момент живет в Израиле. Его самая известная работа — скандальный киноартпроект «Дау», который снимался более 15 лет. Что получилось в итоге?
Несколько фильмов, инсталляций, книжек и перфомансов про кошмарную Совдепию. Другого и не ждали.
В постсоветское время их еще меньше, чем было в советское время. В советское время была снята "Проверка на дорогах" Германа, именно в советское время был снят "Иди и смотри", и так далее.
В постсоветское время мощных фильмов о войне нет, но мы знаем, что это был не только подвиг. В России война находится внутри идеологического гетто. То, что сейчас уголовное преступление сравнивать Сталина и Гитлера, — о многом говорит. Александр Генис: Вопрос в том, как вспоминать.
Несколько лет назад я был в Лондоне в военном музее, туда привозят школьников со всей Европы для того, чтобы они ощутили на себе, что означал для лондонцев блиц. Дети сидят в бомбоубежище, что-то трясется, что-то падает, кто-то для бодрости поет. Выходят оттуда все бледные. Я вспоминал ваш проект, когда был там, потому что это и было погружение в войну, которое должен предотвратить войну.
Для этого и возят туда европейских детей, чтобы они были не только немцами или французами, а европейцами. В этом смысле война за память очень важна для Европы. Илья Хржановский: Я хочу добавить про "можем повторить". Если ты воспитан в понимании, что война — это исключительно подвиг и победа, радость победы, только вознаграждение за нее, то тогда тебе очень хочется "повторить".
Но если ты понимаешь, что война — это кошмар, гибель, боль, нищета, страдание, психологическая травма, то идея идти и повторить не возникнет. Надо отметить, кстати, что в России нет ни одного центра Холокоста. Еврейский музей есть, а про Холокост ничего нет. Прекрасный еврейский музей, но эта часть истории не обсуждена.
А Украина была готова к сложному разговору об этой теме. Собственно, мы искали язык для этого разговора, в этом была моя задача: как говорить о прошлом так, чтобы оно отзывалось в настоящем. Тогда, еще буквально два года назад, в страшном сне себе невозможно было представить то, что происходит сейчас наяву. Но, тем не менее, было понятно, что мы говорим про человека вообще и про то зло в большом смысле, которое проникает и растекается внутри войны в определенных моментах времени или обстоятельствах, в котором может оказаться каждый человек.
Как его распознать, как не допустить, чтобы оно в тебе случилось? В этом была практическая задача этого проекта, решаемая через художественную форму. В процессе работы мы, в частности, использовали современные технологии так называемой Forensic Architecture. Есть такая компания английская, которой руководит Эйял Вайзман, которая производит расследование военных преступлений, современных военных преступлений по всему миру, используя различные технологии, связанные с анализом публичной даты, которая расположена в сети.
И анализируя эту дату, как выяснилось сейчас, даже отправляясь на 80 лет назад, что мы и сделали с Бабьим Яром, можно выяснить, например, где на самом деле происходили расстрелы, как на самом деле это происходило. Мы нашли сразу же, довольно быстро еще тысячи имен погибших, которые были неизвестны. И в Украине такая возникла группа, эта технология Forensic Architecture была развита, прогрессивно осмыслена замечательным украинским архитектором и нашим коллегой Максимом Рохманийко, который работал для Бабьего Яра. Новость заключается в том, что когда началась война, эта война уже, то выяснилось, что вся система расследований, исследований, анализа информации абсолютно актуальна для того, чтобы документировать, причем определенным образом, чтобы это было пригодно в суде, преступления настоящего.
В этом смысле это был бесшовный переход от 1941 года в 2022-й. Так же, как и работа католического священника Патрика Дебуа, человека, который нашел тысячи общих могил расстрелянных в Украине и в Польше евреев. Он автор термина "Холокост". Он нашел больше полутора миллиона человек.
Это связано с его личной историей, с его отцом, дедом. Он не еврей, но тем не менее он сделал такой подвиг. А дальше он занимался уже преступлениями, массовыми убийствами в Ираке, в Сирии, в Африке и так далее. Как выяснилось, технику массовых расстрелов Холокоста используют по-прежнему современные массовые убийцы.
И есть абсолютный протокол, как это делается. То есть массовые убийцы выяснили, что строить газовые камеры не нужно, потому что Холокост ассоциируется с газовыми камерами, так делать нельзя. Но весь протокол, как приходят и сколько времени едят расстрельные команды, как они отдыхают — это всегда один и тот же протокол, вне зависимости от ментальности и страны. Мы сейчас наблюдаем это же в Бабьем Яру.
Вы знаете, что в первые дни войны там была сожжена семья с детьми. Собственно, страна Украина стала превращаться в Бабий Яр. Александр Генис: Мы никогда не забудем страшные трагедии, ведь и Варфоломеевскую ночь помним до сих пор, а сколько веков прошло. Илья, вы говорите о том, что память важна для излечения травмы национального сознания.
Каким вы видите этот процесс? Илья Хржановский: Я считаю, что незамечание травмы, делание вида, что ее не существует, перепрыгивание ее — все это приводит к таким страшным искажениям, которые уже невозможно исправить. Я вырос в России, прожил там очень много лет, я знаю этих прекрасных людей, замечательных, я знаю людей и знаменитых, и талантливых, и простых людей, много замечательных людей, но мы же видим, что происходит. Как сказано у вашего друга Довлатова: "Кто же написал эти четыре миллиона доносов?
Если это не отрефлексировано, если на площади перед Кремлем лежит Сталин, ему можно положить цветы, то о чем мы можем говорить? Как можно иметь дело с собою, если ты живешь в мире, и я в нем жил, допуская как норму то, что там лежит Сталин, и Ленин, и другие убийцы массовые? И Коммунистическая партия существует. Как это может быть?
Но выясняется, что так может быть. Как с этим иметь дело?
Минюст признал иноагентами Улицкую и Хржановского
Ряды иноагентов пополнили писательница Людмила Улицкая*, режиссер Илья Хржановский*, журналист Сергей Медведев*, незарегистрированное общественное объединение Центр защиты прав человека "Мемориал"*, благотворительный фонд "Нужна помощь"*. В списки попали писательница Людмила Улицкая, режиссер Илья Хржановский, экс-депутат Перми Сергей Медведев, центр защиты прав человека «Мемориал» и благотворительный фонд «Нужна помощь». Российского режиссера Илью Хржановского обвиняют в злоупотреблении властью. Минкультуры РФ отказал в выдаче прокатного удостоверения фильмам режиссёра Ильи Хржановского "Дау" в связи с тем, что они "содержит материалы, пропагандирующие порнографию", сообщили в пресс-службе ведомства. Об этом журналист Ксения Ларина поговорила с режиссёром, автором проекта «Дау» Ильей Хржановским. Илья Хржановский дал интервью Катерине Гордеевой*. Во время беседы 48-летний режиссёр, прославившийся благодаря скандальному проекту "Дау", высказался о спецоперации, политике, своём творчестве, сложных временах и не только.
Минюст внес писательницу Улицкую* и режиссера Хржановского* в список иноагентов
Большое интервью Осенью 2019 года режиссер Илья Хржановский был назначен художественным руководителем мемориального центра «Бабий Яр», созданного для увековечивания памяти жертв нацистских преступлений в Киеве в годы Великой Отечественной войны. Из чернового варианта концепции музея выяснилось, что посетителям будут предлагать ролевые маршруты в виртуальной реальности — они смогут оказаться «в роли жертв, коллаборационистов, нацистов и узников войны». Часть команды мемориального комплекса после прихода режиссера уволилась.
Во время проекта должен был пройти социальный эксперимент. Часть горожан должны были почти месяц жить по правилам, которые были в ГДР. Кроме того, должны были состояться показы фильмов Хржановского, которые были созданы во время подобного эксперимента в Харькове. Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни t.
Потом она попросит у вас мой телефон — вот он. Пожалуйста, передайте ей его». Так и случилось — она вышла со словами: «He is the most interesting and amazing person in my life». Не осталось ли у тебя сожалений о том, что кто-то, кто мог бы украсить проект и как-то интересно повернуть его действие, так и не смог приехать? Нет, потому как работая над такой историей, ты не можешь оценивать, что было бы хорошо, а что не очень. Она вся состоит из ошибок. Из-за того, что не получались одни вещи, происходили другие. Именно поэтому важнейшим фактором удачи я считаю именно ошибку. Без нее ничего живого получится не может. То есть, конечно, были люди, которые не смогли присоединиться к нам, но было много тех, кого мы не при каком условии не ожидали увидеть, но они прилетели. Все это были огромные сюрпризы. Один что-то увидел, передал другому, тот — третьему, этот — четвертому. Да, она дружит с художником Карстеном Хеллером, который был у нас несколько раз и, находясь под сильным впечатлением, все ей рассказал. Дальше на целый день захотела приехать и Миучча. То же самое было с Бобом Уилсоном, Уильямом Дефо, Алексом Путсом, который впоследствии стал моим другом и самым главным советником по выпуску «Дау». Вместе с Абрамович он делал фильм «Жизнь и смерть Марины Абрамович», она как раз вернулась от нас и сказала ему: «Если ты мне веришь, ты должен туда полететь. Объяснить словами не могу, но ты не можешь там не побывать». Алекс все бросил и с тремя пересадками прибыл к нам, вообще не понимая, чего ждать. Он провел на проекте всего день и у нас сразу появилось много общих идей и творческих планов. Как все это можно объяснить? Да, к сожалению, из-за своей слабости и нерешительности некоторые вещи не дожал. Например, тему секса. Изначально я собирался показать человеческую физиологию как духовную практику, как скрытую ото всех часть мира, но ввиду своей консервативности не смог. Хотя сейчас все пишут про секс в «Дау»... А его там на самом-то деле очень мало. Так же как и истории про духовные практики. Ни «духовки», ни «пирдухи». Смеется Это раньше были такие выражения: Михаил Горбачев посмотрел спектакль Ефремова, потом звонит ему и говорит: «Ну, это просто пирдуха! Долго воюя с парижской мэрией, нам удалось изолировать два театра, попав в которые, человек имел возможность оказаться вынутым из своей повседневной жизни, перенестись в другой мир. Весь мир изолирован в своих квартирах и домах — большего перформанса на планете не случалось никогда. Это точно не твой проект? Смеется Он спущен нам откуда-то свыше и точно сильно поменяет людей. И какие тут психологи смогут им помочь? В какие депрессии они будут впадать? Уже сейчас все мы начали себя жалеть, страдать, увидели свои реальные отношения, все то, от чего бежали. Поэтому мне и моему партнеру Сергею Адоньеву показалось, что это лучший момент, чтобы поменять все наши планы относительно показов «Дау» на кинофестивалях. Для того, чтобы люди прямо сейчас могли его увидеть, как-то на него среагировать, чтобы «Дау» стал частью дискурса их жизни. Я, конечно, в страшном сне не мог представить, что на меня в Украине заведут уголовное дело из-за того, что я во время съемок якобы детей пытал. В этом тоже есть свой сюрреализм, ведь все это заварилось из-за нескольких постов на Фейсбуке Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации. Реально взрослые следователи начали работать, стали объединяться в группы, бороться с нами, воевать, открыто говоря «Мы даже не будем это смотреть».
Их вопросы были просты. Во-первых, насколько приемлемо, сразу после скандала с Харви Вайнштейном, выбирать фильм, который содержит сцены реального психологического и физического насилия в отношении непрофессиональных актеров? Во-вторых, мог бы фильм «ДАУ. Наташа» вообще быть снят в западной стране с западными актерами? И, в-третьих, не является ли рассмотрение фильма в числе кандидатов на приз поощрением для плохого обращения с талантами во имя искусства? Тем не менее, по словам Татьяны, за постановкой трёх вопросов к жюри и организаторам последовало не более скрупулезное изучение взаимоотношений между съёмочной группой и артистов задействованных в «Дау», а шейминг — не Хржановского, а кинокритиков-отступников. Ответная реакция последовала незамедлительно. Я и мои друзья задали всего три вопроса Берлинскому кинофестивалю, и мы по сути стали изгоями, — говорит Шорохова. По словам Эндрю Рота, поток критики в социальных сетях варьировался от взвешенной обратной связи до насильственных угроз. Их обвинили в написании советского документа, доноса на фильм, который впоследствии получил награду фестиваля за выдающиеся достижения в области киноискусства. Что же такого наснимали в «Наташе» и «Деградации», что они вызвали столько споров? Хм, немного спойлеров: В первом фильме есть сцена секса, но не стандартного для обычного кино, а настоящая, также, над главной героиней совершается насильственный акт с помощью бутылки. Во втором «Тесак» да, тот самый на плёнку отрубает голову свинье. Наташа» Постоянный оператор проекта, Юрген Юргес, встал на сторону режиссёра. В этих сценах мы всегда давали обет безопасности.
Режиссер Илья Хржановский ушел с поста худрука мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве
Поэтому то, что я видел на съемочных площадках, явно отличалось от вашего метода. Один — это метод работы с актером, со светом, с камерой. Они, конечно, абсолютно другие. Не такие, как в стандартном кино. Если говорить о том, как устроено кино как таковое, то есть на уровне вашего вопроса не про метод, а про выяснение этических норм, то разговор будет не профессиональный, а этический. Он не будет иметь прямого отношения к профессии в кино. Я поэтому к такому разговору не иду. Неужели я буду вам рассказывать, как Юрген Юргес изобрел другую систему расстановки света? Это не значит, что разговор, который мы ведем, не должен быть, просто в нем другие правила. Вот как мы говорим, что одни правила в мире, в котором существовал «Дау» в Париже, и другие правила здесь.
В Берлине есть правило, которое заключается в том, что если фильм в конкурсе, нужно давать пресс-конференции и интервью, и я очень законопослушный человек, я по этим правилам действую — даю интервью, например. Когда мы рассказываем про этику, есть одна вещь, связанная с тем, что перемешано понимание реальности и художественного процесса. И этики в реальности и в художественном процессе. Дальше, естественно, возникает вопрос про этику как таковую, этику современную. Но здесь, мне кажется, я вам по одной части ответил. А если говорить о том, насколько эмоционально можно говорить с людьми... Мы всегда на собеседовании говорили про смерть, про секс, про любовь, про страдания, то есть заходили, исходя из новой парадигмы, в общем, на личную территорию. Но искусство и занимается территорий личной, которая часто намного более интимна, территория души, чем территория тела. И она, конечно, очень хрупкая эта территория.
Потому что все, что я знал и что я думал о «Дау», сводилось к тому, что его идея — смешать искусство с жизнью. Чтобы жизнь перетекала в искусство, чтобы они перестали отделяться друг от друга. Мы говорим на разных уровнях, как бы находясь на разных этажах. Есть этаж профессиональный, где мы можем говорить о тех уникальных кинематографических, профессиональных открытиях а это факт , которые мы сделали с этим проектом. Есть этаж, где мы обсуждаем этику, то есть что можно делать, что нельзя на территории искусства и территории жизни. Третий этаж — что такое жизнь и что такое искусство в более высоком, сложном смысле, где эти границы. Четвертый — что человек вообще может жертвовать и отдавать, и где граница его включенности, и что такое время. Это все разные типы. Так же, как с бюджетом — вот у вас огромный бюджет, он огромный с одной точки зрения, но совершенно небольшой с другой.
Представления об этике изменились за те десять лет, сколько живет проект «Дау». Понятно, что это сослагательное наклонение, но если бы вы сейчас его начинали, возможен ли был бы «Дау» сейчас лично для вас? Вы чувствуете, что мир переменился кардинально? Меняются некие формы отношений с жизнью человека. Например, в юном поколении, к которому относится мой сын — ему 21 год. Вот в его поколении у них другие отношения с сексом и со смертью, они по-другому устроены. Это определяет этику. И другие отношения с природой, другие отношения с миром — и видимым, и невидимым. В этом смысле я считаю, что мы живем в захватывающее время, уникальное.
Я невероятно взбудоражен тем, что будет происходить дальше, мне это очень интересно. Но в каждом моменте времени... Это же невероятно. Любой человек может записывать себя, смотреть на себя и учиться от себя. Он в состоянии отделить свое внутреннее тело от физического. Мы понимаем, точнее, начинаем понимать, кто мы такие. Мы живем в прозрачном мире, это совершенно невероятно, захватывающе. Что будет происходить в тот момент, когда исчезнет ложь, ну технологически. Вы понимаете, что ваш телефон про вас знает настолько много, что вы не можете ему соврать?
В текстах? Или в том, на что вы тратите деньги, что вы смотрите, куда и когда вы приходите, как восстанавливаетесь? Мы говорим про данные. Инстаграм — это мельчайший элемент, ничего не значащий. Ваш телефон знает подробнейшим образом, как вы двигаетесь, и исходя из этого, он высчитывает среднее и понимает, кто вы на самом деле. Вы не знаете, а телефон знает. И даже психолог этого знать не может. Куда вы едете, где останавливаетесь, что вы едите, на что вы тратите деньги, сколько секунд вы смотрите, какой тип ресурса. Он высчитывает среднее и общее постоянно, находится рядом годами и знает, что с вами происходит ежедневно, ежесекундно.
Сколько вы спите, как вы спите, с какой температурой вы спите... Я не знаю, что вы о себе думаете, не сомневаюсь, что думаете о себе хорошо, по вам не видно... Ну я хочу, чтобы вы думали о себе хорошо, вы замечательный, живой человек. Но мне кажется, то, что человек про себя думает, — это вообще другая история. Сейчас появляется возможность отрефлексировать самого себя. И появляется связь между людьми. Вспомните, казалось, что такая связь или глобализация, чудовищна, что она пожирает культуры. А потом она оказалась чем-то большим, другим типом соединения культур. Сингулярностью, которая, скорее всего, нам предстоит не только технологическая.
Возможно, будет какое-то соединение сознания.
Фильмография Фильмография Ильи Хржановского крайне скромна. Она насчитывает всего несколько фильмов. Причём некоторые из них найти в Сети или на носителях невероятно сложно.
Всё это связано с нестандартным почерком режиссёра и неординарными историями, рассказанными в его авторских кинофильмах. Фильм "4" Первый настоящий успех пришёл к режиссёру именно после этого фильма, вышедшего в прокат 8 декабря 2005 года. Эта картина имеет серьёзные возрастные ограничения. Так что молодым и особо впечатлительным рекомендуется воздержаться от просмотра.
Кинокартина получилась по-настоящему бунтарской и новаторской для российского кино. Именно поэтому фильм "4" получил столько лестных отзывов со стороны критиков, а также получил немало призов в Европе. В центре сюжета фильма "4" три самых обычных и на первый взгляд не похожих друг на друга человека, которые раньше даже не догадывались о существовании друг друга. Вечером, после тяжелого трудового дня, мясник, настройщик роялей и проститутка встречаются в ночном баре Москвы, чтобы отдохнуть после непростого трудового дня.
В итоге между этими случайными незнакомцами завязывается беседа. Они рассказывают друг другу различные небылицы, которые придумывают в меру своей больной фантазии... В кинокартине снялся именитый российский музыкант Сергей Шнуров, исполнивший одну из главных ролей. Учитывая тот факт, что лидер "Ленинграда" появляется в кино достаточно редко и, как правило, лишь в эпизодах, для поклонников его творчества это отличная возможность оценить актёрский талант этой неординарной личности.
В остальных ролях играли преимущественно малоизвестные люди, не обладающие серьёзным актёрским опытом. Но несмотря на это, все они удачно вписались в свои роли, благодаря чему мы и получили этот шедевр российского кинематографа. Примечателен и тот факт, что изначально фильм "4" задумывался как обычная короткометражка.
Для меня важно создать в «Бабьем Яру» такое эмоциональное место, где можно будет что-то почувствовать и про этот потерянный мир, и про самого себя. Задуматься, как рождаются, происходят и переживаются трагедии. Вот это «проживание» — самый важный аспект. Ведь можно прийти в музей и, несмотря на все цифры и факты, ничего не почувствовать. Поэтому, как мне кажется, в «Бабий Яр» и пригласили именно меня, а не классического музейного деятеля.
Нужно создать такое пространство, в котором бы человек понимал, что вещи — происходящие, происходившие и могущие происходить — это не абстрактные вещи. Близость и возможность мгновенного повторения ада нужно всегда осознавать. Эта история вовсе не так далека от нас сегодняшних, и к ней причастны намного больше людей, чем может показаться. Ещё до карантина мы проводили уборку в Бабьем Яру и находили черепа и кости — они просто валяются там везде. Очень важная задача — связать прошлое с настоящим, осознать их связанность. Инициатива о переименовании станции «Дорогожичи» даже встретила неприятие. Да, но вы и так живете в Бабьем Яру! Выход из метро всего в нескольких десятках метров от мест расстрелов.
Как осознать собственное прошлое и не бояться его? Превратить место забвения в место памяти! Илья Хржановский в центре на съёмочной площадке фильма «Дау» На данный момент больше всего боятся, что проект «Бабий Яр» станет продолжением вашего проекта «Дау». А «Бабий Яр» — это история, и с ней нужно обращаться предельно бережно. Для меня этот проект — не авторский. Я отвечаю за создание выразительного пространства и языка, который передал бы сухие факты истории, в том числе используя современные технологические решения. Каждый из нас, живущий в XXI веке, в отличие от людей прошлого, уже слышал свой собственный голос и видел самого себя на видео, но часто мы по-прежнему не в состоянии разглядеть другого человека. Чтобы полюбить другого, его нужно увидеть.
Моя задача — показать это. Режиссер Илья Хржановский Люди не любят, когда их показывают. Ждёте новых проклятий в свой адрес? Возмущались Пазолини, тыкали зонтиком в произведения импрессионистов, ломали скульптуры. Это связано с реакциями общества, но вместе с тем реакция — это еще и возможность что-то почувствовать. При этом я понимаю, что уважение к памяти жертв Холокоста и их потомков находится для меня на первом месте. Илья Андреевич, за сколько вы продали душу дьяволу? Как говорит про себя один из персонажей проекта «Дау» Анатолий Александрович Крупица: «Я вещь музейная.
Рецензия на фильм «Один вдох» Съемки завершились в 2011 году, но негативный шлейф проекта лишь разрастался. В сети обсуждали репортажи со съемок «Дау». В частности, материал Михаила Идова вышел в GQ осенью 2011-го и содержал еще больше скандальных подробностей об устройстве Института и «уникальном» методе Ильи Хржановского. Годом ранее Ксения Прилепская поговорила с участниками съемок, которые по разным причинам выбыли из него.
К разговорам о премьере проекта многие относились иронично. Даты то и дело переносились, ни один из крупных фестивалей официально не подтверждал включение фильма в программу. Лишь в апреле 2018 года пятичасовую версию «Дау» одними из первых увидели чиновники Государственного агентства Украины по вопросам кино Держкино. Эксперты, несколькими годами ранее выдвигавшие финансовые претензии к компании «Феномен» занималась продакшеном и постпродакшеном «Дау» , остались удовлетворены увиденной кинолентой.
Изначальный план «прокатить» многочасовое мультиплатформенное нечто по трем городам — Берлину, Лондону и Парижу — провалился. Из трех городов лишь администрация столицы Франции нашла компромиссное решение с командой Хржановского. Для полного погружения зрителям предстояло заглянуть в Центр Помпиду, а также попасть в театр Шатле, где показывали разрозненные эпизоды «Дау» с собственными мини-сюжетами. На тот момент было смонтировано 13 фильмов проекта.
Накануне парижской премьеры в крупной французской газете Le Monde вышел лонгрид, посвященный обстоятельствам создания проекта, а также насилию в кадре и за его пределами. Русский перевод статьи , сделанный кинокритиком Зинаидой Пронченко, повлек за собой новый виток скандала вокруг «Дау» в русскоязычной среде. Пока несколько недель в Париже первые зрители изучали устройство «Дау» изнутри, выяснилось, что эксклюзивную возможность ознакомиться с фильмами Хржановского получили отдельные кинокритики, написавшие преимущественно восторженные отзывы о творении Ильи. Отдельно критики «Дау» выделяют нездоровые сексуальные отношения, представленные на экране.
Многочисленные отчеты о посещении съемочной площадки свидетельствуют о том, что персонажей искусственно подталкивали к занятию сексом друг с другом и административным персоналом. Как только бурление между диванными и настоящими экспертами пошло на спад, пришла весть о том, что юбилейный, 70-й Берлинский кинофестиваль покажет два фильма из проекта «Дау» — «Наташа» в основном конкурсе и «Дегенерация» в секции Berlinale Special. За «Дау. Наташа», представленную в Берлине, оператор Юрген Юргес удостоился «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения.