Со́рок Севасти́йских му́чеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция).
Что отмечает Церковь в день сорока Севастийских мучеников?
Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки — сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, нужно испечь такое же количество шариков-колобков из овсяной или ржаной муки. Начиная с праздника Сороки, необходимо выбрасывать их на улицу по одному в день. Приметы Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло. Какая погода на Сороки, такой она будет еще 39 дней. Слышится гром — к голодному году. Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло. Какого числа 40 святых Сороки в 2025, 2026, 2027 году 2025.
Считалось, что именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются в родные края сорок разных пташек», и наступает весна. Более ранний прилет птиц считался как бы еще «ненастоящим»: март — месяц капризный, то плачет капелью, а то «морозом на нос садится». Неслучайно первые обманчивые весенние оттепели вошли в поговорку: «Раненько март веснянку затягивает». По обычаю, известному у русских и других восточнославянских народов, к празднику «Сороки» было принято печь из пресного текста, пшеничного или ржаного, птичек — «куликов», «жаворонков», «птушек», «чувилек» в подражание пению птиц — «чувиль-виль-виль» ; глаза птичкам делали из изюминок, орехов, сушеной черники или других ягод.
Тихон Агриков В день памяти святых сорока мучеников Севастийских предлагаем вниманию наших читателей проповедь архимандрита Тихона Агрикова. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Это — святая, высокая, спасительная любовь к Богу. Есть такое блаженство, есть такая награда, с которой ничто не может сравниться, — это золотой венец мученичества. Ведь и мы веруем в Господа и думаем о спасении, но в душе у нас и в жизни совсем нет того горения, той ревности, той живой любви, которая особенно отличала первых христиан да и всех истинно верующих во все времена нашей христианской истории. Мы почти ничем не жертвуем во имя Господа, мы не хотим понести никаких лишений, порой боимся открыто исповедовать свою святую веру в Бога. И в слабом, немощном теле просияла такая сила духа, что слов не хватит описать все это, восхвалить их красоту и мужество.
Дорогие братия и сестры, я назвал бы счастливыми тех людей, которые носят имена святых мучеников, а еще счастливее те, которые уподобляются им в своей жизни. Мученичество — знак избрания, великий дар, милость Божия. Когда кончились времена гонений, люди стали понуждать себя к страданиям ради спасения и очищения души. К чему такое самоистязание, ради чего и зачем всё это? Повторю, дорогие мои: счастливы те, которые по жизни уподобляются святым мученикам. Да не устрашится кто-либо, слушая рассказы о страданиях. Дорогие мои!
Казнь Севастийских мучеников
На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению. Слайд 4 Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочёл безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин!
Слайд 5 Когда в темноте их вынимали из воды, останки мучеников сияли, как звезды, и то место, где лежала хоть самая маленькая частица, освещалось Божественным светом. Так и все страдавшие за Христа и получившие от Него венцы, сияют в мире, как светила, на спасение всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа. Слайд 7 Святые Севастийские мученики, молите Бога о нас! Я, будучи еще молодым иеродиаконом и келейником владыки Арсения, часто проходил мимо этой иконы, но не оказывал должного почитания этим 40 страдальцам и даже немного сомневался в их существовании: то ли были они, то ли их не было… Зимой 1943 года, я сидел в гестаповской тюрьме, где окна были без рам, а на улице стоял страшный мороз.
Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам». О святых Севастийских мучениках Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей доблестных не преминет и сам подражать им в подобных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтоб и тебе соделаться мучеником в произволении, и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ним наград. А нам открывается случай подвизаться не одному мученику, и не двум только мученикам, даже не десятью ограничивается число ублажаемых: но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали одинаковое терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночеснтых венцов славы. Что же делал преобладавший тогда? Он был искусен и обилен в средствах, то обольщать ласками, то совращать угрозами. И их сперва хотел очаровать ласками, пытаясь ослабить в них силу благочестия. Он говорил: «Не выдавайте своей юности; не променивайте этой сладостной жизни на безвременную смерть. Привыкшим отличаться доблестью в бранях не прилично умиреть смертию злодеев». Сверх сего обещал им деньги. И это давал им, и почести у царя, и одарял чинми, и хотел одолеть тысячами выдумок. Поелику же они неподдались такому искушению, обратился к другому роду ухищрений: стращал их побоями, смертями, изведанием несноснейших мучений. Так действовал он! Что же мученики? Говорят: «Для чего, богопротивник, уловляешь нас, предлагая нам эти блага, чтоб отпали мы от живого Бога и поработились погибельным демонам? Для чего столько даешь, сколько стараешься отнять? Ненавижу дар, который влечет за собою вред; не принимаю чести, которая бывает матерью бесчестия. Даешь деньги, но они здесь остаются. Делаешь известным царю, но отчуждаешь от Царя истинного. Что так скупо и так не много предлагаешь нам из мирского? Нами презрен и целый мир. С вожделенным для нас упованием нейдет и в сравнение видимое. Видишь это небо: как прекрасно смотреть на него, как оно величественно! Видишь землю: как она пространна и какие на ней чудеса! Ничто из этого не равняется блаженству праведных. Ибо это преходит, а наши блага пребывают. Желаю одного дара — венца правды; стремлюсь к одной славе — к славе в Царстве Небесном. Ревную о почести горней: боюсь мучения, но мучения в геене.
Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны. Эти события происходили зимой, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой.
Святой Кандид сказал: — Так как любовь твоя или ненависть к нам зависит, как ты сам говоришь, от нас, то мы избираем ненависть, ибо и мы тебя ненавидим и только у Бога нашего милости и ищем; ты же, свирепый и жестокий человек и враг Бога нашего, не люби нас, будучи беззаконен и завистлив, — тьмою заблуждения объятый и звериным нравом оправдывающий свое лютое имя. Приведенный в ярость таким дерзновенным ответом святого, воевода, скрежеща зубами как лев, приказал наложить оковы на святых воинов и заключить их в темницу; но святой Кирион сказал ему: — Ты не имеешь от царя власти мучить нас, а можешь только допрашивать нас [5]. Испугавшись такого вразумления, сделанного святым воином, Агриколай приказал без грубых насилий отвести их и посадить в темницу и не налагать на них оков; только темничному стражу велел он стеречь их крепко. В то время воевода ожидал прибытия Лисия — князя, имевшего большие полномочия. Пребывая в темнице, святые воины дни и ночи проводили в молитве и пении псалмов и слушании наставлений святого Кириона. По прошествии семи дней, в которые святые воины содержались в темнице, прибыл в ту страну Лисий князь и, по прибытии в Севастию, немедленно обратил внимание на доблестных воинов: на другой же день, явившись вместе с воеводою Агриколаем в судилище, он приказал привести святую четыредесятниу воинов на истязание. На пути к этому неправедному судилищу блаженный Кирион так увещевал своих содружинников: — Не убоимся, братия! Вспомните: как однажды случилось нам участвовать в великой брани, когда все соратники полков наших предались бегству и среди врагов остались только мы одни — сорок; вознесли мы тогда к Богу слезную молитву и Его помощью одних побили, других-раненых прогнали, и при всем множестве противников и при всей жестокости сражения ни один из нас не был ранен. Ныне же три врага ополчились на нас — сатана, Лисий и Агриколай воевода, а лучше сказать: один враг воздвигает на нас брань, — враг невидимый; и ужели он победит нашу сорокочисленную дружину? Нам нужно и теперь поступить так же, как поступали мы всегда: обратимся с тёплою молитвою к Богу! У нас было всегда правилом, вступая в сражение, петь псалом: «Боже! И пели святые воины псалом этот во весь путь от темницы до места судилища. На такое зрелище собрался народ всего города. Предстала сорокочисленная дружина на суд пред Лисием и Агриколаем. Лисий, князь, взглянув на святых воинов, сказал: — Думаю, что эти мужи желают и заслуживают высших чинов. Потом обратился к ним с такою речью: — И почести и дары, больше других, вы получите от меня, только покоритесь царскому повелению — принесите жертвы богам. Предоставляется вам свободно избрать одно из двух: или поклониться богам и удостоиться больших наград и почестей, или же, в случае отказа вашего исполнить то, тотчас лишиться воинского звания и подвергнуться мучениям. На это святой Кандид ответил: — Возьми от нас не только воинское звание, но и самые тела наши, ибо для нас нет ничего дороже и ничего почётнее Христа Бога нашего. Тогда надменной князь велел бить святых камнями по устам; святой же Кандид при этом заметил: — Князь тьмы и рачитель беззакония — начни сам творить то и увидишь отмщение. Вскипев гневом и скрежеща зубами воевода сказал: — Злые слуги! Слуги взялись за камни, но когда стали бросать их, то удары наносили не святым, а взаимно себе самим, — друг друга поражали. Видя это, святые мученики еще более укрепились в дерзновении о Господе. Раздраженный князь Лисий сам схватил камень и бросил в одного из святых, но камень этот ударил в лицо Агриколая и сокрушил ему уста. Тогда святой Кирион сказал: — Борющиеся с нами враги наши изнемогли и посрамились; воистину «меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся» Пс. Воевода же сокрушенными устами произнес: — Клянусь богами, — им помогает какая-то волшебная сила! Святой Домн на это ответил: — А я именем Христа удостоверяю, что не волшебство, а Бог нам помогает и Его сила ваши бесстыдные лица, возглаголавшие неправду на Сына Его, покрыла позором. Не стыдно ли тебе, безумный, чуждый истины, диавольской же преисподней тьмы исполненный, сеятель соблазнов! Но если вы еще но уверились в присущей нам силе Божией по началу мучений, которым подвергли нас, то начните другие мучения. Нашлись, было, среди слуг желающие поддержать посрамленных своих начальников: — Обезумевшие враги богов наших, — говорили они святым мученикам, — почему вы не хотите принести жертвы им? Святой Кирион им отвечал: — Мы Единого Бога почитаем и Иисуса Христа Сына Его и Святого Духа и тщимся дерзновенно совершить наш подвиг, чтобы, победивши вашу лесть, восприять венцы бессмертной жизни. И повелел князь Лисий опять отвести святых ратоборцев в темницу, чтобы подумать о том, как поступить с ними.
В чем заключается суть Дня 40 мучеников
История сорока севастийских воинов, которые за свою веру во Христа были много терзаемы и в конце концов жестоко убиты, напоминает верующим о том, что некогда славу Церкви составляли именно мученики. Тогда-то я вспомнил о 40 мучениках Севастийских и стал им молиться, просить прощения за то, что не оказывал им должного почитания, не понимал их мученического подвига. это 39 святых воинов-христиан и их страж Аглаий, жившие в начале 4 века в городе Севастии (нынешняя территория Турции).
Сорок мучеников Севастийских: история праздника, обычаи и рецепты
Молитвы 40 Севайстийским мученикам История сорока христиан, замученных в городе Севастии за веру свою, стала примером мужества и стойкости в религиозных убеждениях. В православии праздник Сорока сороков связан с историей Севастийских мучеников, пострадавших за свою веру. Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником всех православных мужчин.
Сорок Севастийских мучеников и жаворонки в их память
Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами.
Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные». На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.
Сорок мучеников Севастийских и святые воины. Византийский триптих Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.
Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец.
Икона 40 мучеников Севастии Икона «40 мучеников Севастии» хранит в себе наследие тех времен, напоминая о стойкости духа пред лицом страшных испытаний. На ней изображены сорок святых воинов христовых, составляя из себя плотную композицию из нескольких рядов. Позы мучеников неповторимы, лики святых отличаются своим многообразием, на одних читается вдохновение, на других трогательность или заботливость, сдержанность или сосредоточенность.
Пластичная самоценность ликов и обнаженных тел не нарушается нанесенными четкими контурами. Несмотря на всю лаконичность сочетания синих, красных и золотисто — охристых цветов икона выглядит богато. Помогает икона в обретении силы в вере, мужества, стойкости в посланных испытаниях и горестях. Икона написана в конце 12 и начале 13 веков.
Находится в Местии Грузия. Молитва 40 мученикам Севастийским Молитвенное обращение к святым мученикам помогает в обретении святых помощников при заточениях и преследованиях, при тягостных моментах жизни, и для получения покровительства и защиты людей, находящихся в горячих точках. Так же обращение помогает в моменты отчаянья и в приобретении стойкости перед страшными неурядицами в жизни. Церковь 40 мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря Первая церковь, посвященная 40 мученикам Севастийским, была построена в Московской области, предположительно в 16 веке.
Она была деревянной, и спустя век на ее месте была построена каменная, которая стала просторней за счет расширенной трапезной, с примыкающими по сторонам приделов Петра и Павла и святителя Николая. В 19 веке была пристроена колокольня, в стиле позднего классицизма, и началась перестройка трапезной, на пожертвования купца Маслова. Чуть позже трапезную снова начали перестраивать, добавляя в нее более современный декор. В 30-х годах 20 века советские власти закрыли церковь, и по их приказу колокольня была обезглавлена, от нее остался только первый нижний ряд.
Праздник 40 мучеников — один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. В службе 40 мучеников есть стихира, которая поется на «Слава» на стиховне вечерни. В ней перечисляются имена всех 40 святых. Эта стихира не поется, если накануне праздника совершается литургия Преждеосвященных Даров. Если праздник случится в Недели 2-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста, то отменяются службы святым Триоди соответственно службы свт. Григорию Паламе, преп.
Иоанну Лествичнику и преп. Марии Египетской. Если праздник случится в субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю, то отменяются заупокойные богослужения данных суббот. В праздник 40 мучеников по народной традиции принято выпекать жаворонков. Праздник 40 мучеников переносится при совпадении со следующими днями Великого поста: если случится во вторник — пятницу 1-й седмицы, то переносится на 1-ю субботу поста 2024, 2040, 2051, 2078, 2097 гг. Это предписание — одно из наименее понятных широкому кругу.
Причины таковы. Среда 4-й седмицы как середина поста — один из важнейших дней Триоди. Он отмечается еще с древности как отмечено в статье "Преполовение Пятидесятницы" в «Православной энциклопедии», середину поста стали отмечать даже раньше, чем Преполовение Пятидесятницы, хотя никаких доказательств там не приводится. Кроме значения среды как «преполовения Великого поста», здесь еще совершается полная служба Кресту, Минея выносится на повечерие. Потому совмещение службы среды 4-й седмицы с полиелеем невозможно, вследствие чего появилось предписание Типикона о переносе полиелея на вторник. Служба Великого канона не совмещается ни с какими праздниками и в то же время она выше по статусу, чем служба полиелейному святому, потому богослужение 40 мученикам переносится.
Служба субботы Акафиста — Богородичный праздник, по Уставу он может быть совмещен только со службой Благовещения Пресвятой Богородице или престольного праздника святому. Кроме перечисленных, возможными но не обозначенными в Типиконе днями, когда следует перенести службу 40 мучеников, являются пятница 4-й седмицы 2058, 2069 и 2080 гг. В Типиконе нет Марковых глав, посвященных этим совпадениям, но по аналогии можно предположить, что в случае совпадения праздника с пятницей 4-й седмицы возникает проблема, аналогичная совпадению со средой 4-й седмицы. В пятницу 4-й седмицы служба совершается по тому же чину, что и в среду, однако это приравнивание пятницы к среде произошло достаточно поздно в нашем Уставе — только после середины XVII века , потому не нашло отражение в Марковых главах. Потому при совпадении праздника мучеников Севастийских с пятницей 4-й седмицы лучше службу святым перенести на четверг. Что же касается среды 5-й седмицы, то служение 40 мученикам в этот день создаст прецедент: на литургии Преждеосвященных Даров в среду наряду с песнопениями праздника нужно будет петь еще 24 стихиры Великого канона.
Эти стихиры являются покаянными песнопениями и их пение в праздничной литургии невозможно. Кроме идейной несовместимости, придется составлять специальный Устав пения стихир на «Господи, воззвах…», то есть петь не 30, а 34? Исходя из этого, разумнее избежать подобных проблем и перенести службу мучеников на вторник 5-й седмицы. Таким образом, всего 9 дней поста из 35 возможных , при совпадении с которыми службу 40 мучеников Севастийских следует перенести. Особенности в случае праздника 40 мучеников Севастийских в седмичный день Великого поста.
В это время подле Агриколая виден был, в образе человека держащего в правой руке меч, а в левой — змию, диавол, нашептывавший воеводе: — Ты мой — подвизайся! Мучители приказали связать четыредесятицу святых воинов и влечь их к многоводному озеру, которое находилось близ города Севастии. Была же тогда зима и дул сильный ветер при крепком морозе; время клонилось уже к вечеру. Святые воины обнаженные поставлены были среди озера на всю ночь, а для наблюдения за ними приставлена была стража с начальником темницы во главе. Для обольщения же святых ратоборцев была устроена близ озера тёплая баня, манившая к себе осужденных терпеть лютый холод и обещавшая скорую помощь тому из сорокочисленной дружины, кто, изнемогая от мороза, склонился бы к идолослужению и пожелал бы, выбежав из воды, согреться. В первом часу ночи, когда холод достигал крайней лютости, так что тела святых леденели, один из числа четыредесятицы не выдержал подвига и, отделясь от лика святых, побежал в баню; но едва он вступил на порог бани, едва ощутил теплоту, как растаял и пал мёртвый. При виде такого постыдного бегства, святые воины единодушно возопили к Богу: «Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? Мы же не отступим от Тебя; оживи нас и мы будем призывать имя Твое Пс. Господи, услышь и нас: да не погубит нас пучина водная и да не поглотит глубина, ибо обнищали мы весьма; помоги нам, Боже Спаситель наш, ибо вот мы стоим в воде и ноги наши обагрились в крови нашей; облегчи тягость нашего бремени и лютость воздушную укроти, Господи Боже наш! Но да разумеют все, что мы, к Тебе воззвав, спаслись. В третий час ночи святых мучеников облистал свет как бы летнего солнца во время жатвы, который рассеял холод, растопил лёд и согрел воду. Между тем воины, которым поручен были надзор за святыми, объяты были сном, и не спал только один страж темничный. Пораженный же светом, озарившим святых мучеников и желая рассмотреть, откуда исходит этот чудной свет, он взглянул вверх и увидел пресветлые венцы, числом тридцать девять, сходящие на главы святых; размышляя же о том, почему нет сорокового венца по числу преданных страданию сорока человек, уразумел он, что бежавший в баню отвержен от лика святых и потому не достает сорокового венца. Немедленно разбудил он спавших воинов, сбросил с себя одежды и нагой на глазах всех побежал в озеро, восклицая: и я христианин. Присоединившись же к сонму святых мучеников, он воззвал к Богу: — Господи Боже! Имя его было Аглаий. При таком дивном восполнении сорокочисленного лика святых мучеников, диавол, видя себя побежденным и посрамленным, приняв вид человека, рыдал, во всеуслышание взывая: — Увы мне! Между тем святой Кирион возгласил: — «Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты — Бог, творящий чудеса» Пс. И начали все мученики петь псалом: «Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного» Пс. Настало утро; нечестивые мучители пришли к озеру и, увидев святых мучеников стоявших в воде, живыми и не пострадавшими от зимней стужи, удивились, но объясняли это чудное явление волшебною хитростью страстотерпцев. Их удивление еще более возросло, когда они увидели среди мучеников стоящего темничного стража. Допросили они воинов, приставленных для надзора: — почему и как это произошло — воины на это ответили: — Мы ночью крепко уснули, а он — темничный страж — всю ночь не спал и — вдруг разбудил нас; проснувшись же, мы видели большой свет, озаривший стоявших в воде, а этот быстро снял с себя одежды и, бросив их, стремительно вошел в воду и присоединился к стоявшим там, громко заявляя: «и я христианин». Яростью распалились тогда сердца мучителей; приказав вытащить на берег связанных святых и оттуда вести их на мучилище в город, судьи приговорили подвергнуть святых мучеников новому истязанию — перебить им голени молотами. Когда производилось это бесчеловечное истязание святых, благочестивая мать одного юнейшего из них, Мелитона, приблизившись к месту мучения и стоя подле страдальцев, поощряла их словами к доблестному прохождению подвига; всего же больше опасаясь, как бы юной сын ее не устрашился и не изнемог в мучениях, любовно на него взирая и простирая к нему руки, ободряла его и утешала, говоря: — Сын мой сладчайший! Святые мученики, претерпевая, как презренные злодеи, страшные муки от сокрушения голеней Иоан. Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю» Пс. И, произнеся это, все они предали души свои Богу и только один, утешаемой матерью, Мелитон оставался жив едва дыша. После того мучители приказали своим слугам возложить тела умерших святых на колесницы и везти на сожжение, оставив одного юного Мелитона, в надежде, что он будет жив. Но благочестивая мать, видя оставленным на месте мучения одного своего сына, отринув свойственную ей женскую слабость и воодушевившись мужеством, взяла на свои плеча сына и безбоязненно последовала за колесницами, на которых как снопы зрелой пшеницы везены были тела святых мучеников. Когда же мученик несомый матерью испустил дух свой, радуясь о Господе, то ее же материнскими руками тело его возвержено было на колесницу к телам его сподвижников [8].
40 Севастийских мучеников и весенние жаворонки
Тогда Лисий велел побить воинов камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. На следующий день суд и допрос повторились, и воины остались непреклонны. Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся возле города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой.
Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.
Традиции и обряды В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу. В народе 22 марта считается второй встречей весны, когда из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло. Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки — сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, нужно испечь такое же количество шариков-колобков из овсяной или ржаной муки. Начиная с праздника Сороки, необходимо выбрасывать их на улицу по одному в день.
Приметы Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
Сорок мучеников Севастийских: житие После того как погибли в междоусобицах остальные императоры, владыками римского мира остались язычник Лициний и христианин Константин I Великий. Последний в 313 году издал указ о том, что христианам разрешается полная свобода вероисповедания, и с этого момента их права уравниваются с язычниками.
Однако Ликиний был закоренелый язычник. Христиан он считал своими заклятыми врагами. К тому, же он готовил свои войска к войне против Константина, потому что решил окончательно очистить свою землю от приверженцев этой веры.
Агриколай В то же время в Севастии военачальник Агриколай, ревностный сторонник язычества, под командованием которого ходила дружина из сорока храбрых воинов каппадокийцев-христиан, неоднократно выходивших из сражений победителями, решил заставить их отречься от веры и потребовал принести жертву языческим богам. Но отважные мужи отказались, тогда их сразу арестовали и посадили в темницу. Там они стали усердно молиться Богу и ночью услышали глас Его: «Претерпевший до конца, спасется!
Тогда Агриколай пошел на хитрость и лесть, он начал восхвалять юношей как мужественных воинов, которые должны снискать себе расположение у самого императора, а поэтому должны отречься от Христа. Лисий Ровно через неделю к ним прибыл сановник Лисий, чтобы устроить суд над ними. Но сорок мучеников Севастийских твердо стояли за веру во Христа и были готовы отдать свои жизни.
Тогда Лисий приказал побить мучеников камнями. Однако камень, брошенный им самим, попал прямо в лицо Агриколаю. Мучители сильно испугались, почувствовав ту невидимую силу, которая ограждала сорок мучеников Севастийских.
И воинов-христиан опять отвели в темницу, где они продолжали усердно молиться Христу и опять услышали Его глас: «Кто верит в меня, если и умрет, то оживет. Ничего не бойтесь, ибо вас ждут венцы нетленные». Наутро опять был допрос.
Было решено в мороз отвести воинов к озеру и оставить их на льду на всю ночь под стражей. А рядом на берегу для искушения затопили баню. Один из воинов не выдержал и побежал к бане, но, не успев добежать, упал замертво.
Аглаий В третьем часу ночи Господь послал им свет и тепло, лед под ними растаял, и они оказались в теплой воде.
С рассветом стражники увидели невредимых святых, подле которых был и Аглаий, прославлявших Бога живого. Тогда они получают приказ казнить 40 мучеников, и не теряя времени приводят его в исполнение, выведя воинов из озера и перерубив им ноги. Упокоившихся 40 мучеников Севастийских были преданы сожжению на огромном кострище.
Епископ Севастийский получил известие во сне от святых мучеников, велевшие ему пойти к месту казни и захоронить как полагается их останки. Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью об истории и значении иконы Неопалимая купина. Икона 40 мучеников Севастии Икона «40 мучеников Севастии» хранит в себе наследие тех времен, напоминая о стойкости духа пред лицом страшных испытаний. На ней изображены сорок святых воинов христовых, составляя из себя плотную композицию из нескольких рядов.
Позы мучеников неповторимы, лики святых отличаются своим многообразием, на одних читается вдохновение, на других трогательность или заботливость, сдержанность или сосредоточенность. Пластичная самоценность ликов и обнаженных тел не нарушается нанесенными четкими контурами. Несмотря на всю лаконичность сочетания синих, красных и золотисто — охристых цветов икона выглядит богато. Помогает икона в обретении силы в вере, мужества, стойкости в посланных испытаниях и горестях.
Икона написана в конце 12 и начале 13 веков. Находится в Местии Грузия. Молитва 40 мученикам Севастийским Молитвенное обращение к святым мученикам помогает в обретении святых помощников при заточениях и преследованиях, при тягостных моментах жизни, и для получения покровительства и защиты людей, находящихся в горячих точках. Так же обращение помогает в моменты отчаянья и в приобретении стойкости перед страшными неурядицами в жизни.
Икона 40 севастийских мучеников
Молитвы 40-ка Муч. в Севастийском озере муч | Житие и дни почитания 40 мучеников Севастийских, ссылки на молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты. |
Сорок мучеников Севастийских | Праздник сорока мучеников Севастийских – это хорошее напоминание для христиан в Великий Пост о том, что скоро Пасха. |
40 Севастийских мучеников | Тропарь 40 мученикам Севастийским, глас 1. |
40 мучеников Севастийских. За что пострадали верные воины? (22 марта) - Вера и Фома | Сорок мучеников Севастийских. Сорок мучеников Севастийских. Фото: Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. |
40 Севастийских мучеников | Молитвы 40 Севайстийским мученикам История сорока христиан, замученных в городе Севастии за веру свою, стала примером мужества и стойкости в религиозных убеждениях. |
Икона 40 севастийских мучеников
Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Пямять святых сорока мучеников Севастийских Православная Церковь празднует 9/22 марта. В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. кто это, как молиться и в чем помогают Севастийские мученики? Читайте о традициях дня Сорока мучеников.
40 мучеников Севастийских. За что пострадали верные воины? (22 марта)
Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства, доблестные воины-христиане. Давайте же узнаем подробную историю этих воинов-христиан, а также выясним, когда православные верующие отмечают день Сорока Севастийских мучеников. 40 севастийских мучеников: воины Христовы. В этот день православная церковь чтит память сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан из города Севастии (территория современной Турции), которые приняли мученическую смерть за веру во Христа.