Традиции празднования Пасхи на Руси уходят к временам принятия православной веры. Пасха – 2024: история и традиции светлого праздника, главные угощения.
Что можно и что нельзя на Пасху
В нашей Церкви, следующей древлеправославным канонам принято целование «в уста», как об этом говорит Церковное Око. При этом, существует нравственное правило и порядок, во избежание хаоса. Мужчины поздравляют мужчин, женщины — женщин. Поцеловаться со старшим по призванию, со священнослужителем, можно лишь в том случае, когда тот сам поздравляет при благословении или ограждении крестом. Церковное Око, лист 1032 Пасхальное приветствие полагается в богослужебную и повседневную жизнь.
Например, в прикладывании к иконам молящиеся говорят друг другу «Христос воскресе! Приветствия христиан друг друга пасхальным возгласом продолжаются до праздника Отдания Пасхи — накануне Вознесения Христова. Во время Светлой Седмицы, до Светлой Субботы, вместо повседневных молитв утром и вечером совершается славление Пасхи чинопоследованием часов. Значимость праздника Пасхи несравненно огромна судя по тому, что Церковь предлагает молящимся по Уставу.
В продолжении Пасхального периода по домам проходит славление Пасхи — пение стихер празднику. Кроме того, на Светлой Седмице принято ходить на кладбища и «петь Пасху» по могилам, поскольку Воскресение Христово — это общий праздник как для живых, так и для умерших христиан, а в Боге все живы Мк 12:27. Оставлять освященное на могилах при этом нежелательно, чтобы оно не было попрано. Проведем это благословенное время в радости, молитве и добрых делах.
Христос воскресе! Автор ы :.
И тогда даже в самом отдаленном уголке нашей необъятной Родины обязательно зажигается пасхальная свеча — Символ Воскрешения, символ жертвы Христа, который отдал за нас свою Жизнь. Пасхальное приветствие Приветствие в эти праздничные дни особенное — «Христос Воскресе! Эти слова звучат сразу же, как только отворяют врата Храма после третьего круга Крестного хода. Именно так приветствуют друг друга христиане при встрече во все дни праздника Воскрешения Господне. У православных христиан принято после слов пасхального приветствия трижды поцеловаться, выразив, таким образом, радость встречи и любовь к ближнему своему. О значении этих чудесных слов Архимандрит Иоан Крестьянкин сказал: «Христос воскрес!
Христос воскрес! Пожалуй, и добавить больше нечего! Пасхальная трапеза Приготовления к праздничной пасхальной трапезе начинались еще во время строгого Великого поста. В Чистый четверг не только убирали дом и наводили везде порядок, но и занимались выпечкой куличей, делали творожные пасхи и красили яйца. Кроме этого, необходимо было запастись всеми продуктами, из которых будут готовить праздничные блюда. Стол накрывали рано утром, и он стоял накрытым весь день. Наверно поэтому в праздничном пасхальном меню отсутствуют горячие блюда. Но это никак не мешает накрыть стол с большим количеством самых разных блюд. По правилам блюд должно быть не менее сорока.
Это могут быть мясные, рыбные, овощные блюда, сладости и выпечка, разнообразные салаты. В центре стола ставили украшенное зеленью блюдо с окрашенными яйцами. Обязателен был кулич, пасха, вино предпочтение отдавали и отдают красному Кагору. В Великую субботу вся еда яйца, куличи, пасхи , которая будет стоять на столе, освящается в храме. Для сервировки стола брали только самую красивую посуду, скатерть, приборы. Важным атрибутом в сервировке были живые, как правило, весенние цветы — символ возрождения жизни. После праздничной службы все верующие приходил домой, и садились за праздничный стол. К слову, если в семье были незамужние девушки или холостые парни, то они старались первыми прийти в дом из храма и сесть за праздничный стол. Если у них это получалось, то согласно примете в этом году они должны были найти себе пару.
Корнями посвящение хлеба Богу уходит в старые времена, описанные в Ветхом Завете. В скинии Моисея был специальный стол пресных хлебов предложения. Дрожжевая выпечка предназначалась для храмовых церемоний вместе с мирной жертвой благодарности. В областях южной России и Украине кулич часто называют «паской». Творожная пасха Угощение на основе творога.
Символ торжества в русской православной традиции, который в народе и называют «пасха». Готовят её в форме пирамиды — Гроба Господня, который и оказался пустым. Спереди выкладывают аббревиатуру «ХВ», что означает Христос воскрес. С остальных сторон размещают копья, крест, что символизируют страдания Сына Божьего. Его прячут в стол или другое укромное место.
Считается, что оно… Пасхальные традиции и обычаи русского народа Христово Воскресение — важный христианский праздник. Его значимость сложно преуменьшить. Чтят традиции повсеместно, стараясь соблюсти все обычаи и ритуалы. Масштабность праздника подтверждает подготовка к мероприятию, обряды, блюда, которые связаны с этим днём. Но главное — это вера, которая стоит за традициями.
Что едят на православную Пасху Светлому празднику предшествует строгий Великий пост. Утренняя трапеза — важный элемент торжества. Если во время поста основою рациона составляли ржаной хлеб, овощи, крупы, то к Светлому Воскресению выпекали сладкие куличи из пшеничной муки. Творожные пасхи и крашеные яйца — тоже входил в обязательное праздничное меню. Но предварительно все подготовленные блюда подлежали освещению в церкви, затем их приносили домой.
Освящённые в храме яйца наделяли особыми исцеляющими свойствами. Первым очищал яйцо глава семьи — отец. Он разрезал его и давал ломтик каждому члену семьи. Пока длилась пасхальная неделя по традиции и обычаям празднования, «крашенки» дарили родственникам, соседям и знакомым, угощали гостей, подавали нищим. В целом убранство и меню торжественного стола, когда встречают Пасху в разных регионах России, одинаковы.
Подают пасхальные куличи, пасху, яйца, пироги, мясные блюда. Но поскольку Россия многонациональная страна, отдельные народности выделялись необычными блюдами. В Татарстане у кукморских удмуртов во стол не представляют без главного блюда — гусиной каши. Также Воскресение Христово празднуется с пресными лепёшками, запечённым в печи омлетом, небольшими шариками из крутого сдобного теста, Последние сначала обжаривают на сковороде, затем покрывают маслом. Они приходятся на одно время — символы праздника Пасхи в России большей ею части дополняют местными обрядами: члены семьи читают молитвы перед едой, поют особые застольные песни, ходят в гости к родственникам по отцовской линии, символически засевают ниву.
Приметы и ритуалы Вокруг русской православной Пасхи появилось много этнических примет, легенд и ритуалов. Последние, хотя и не находят признания среди церковнослужителей, имеют право на жизнь, поскольку очень популярны. Например, чтобы не было потливости ладоней, девушки не беру соль руками — плохая примета. В сельской местности и сейчас стараются постоять на топоре, чтобы быть крепкой. Если умываться только водой с красного яйца, всегда будешь оставаться цветущей.
За долгое время сложилось ещё множество примет. Наиболее интересные: Рожденные в пасхальный период будут всегда обладать отличным здоровьем и будут во всём удачливы.
Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи. В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным обрядом , согласно которому праздник иудейской Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам Израиля о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы. В продолжении Светлой седмицы богослужение в храмах осуществляется при распахнутых Царских вратах — в ознаменование того, что Спаситель , через Воскресение, победу над адом и смертью, раскрыл людям врата Небесного Рая. Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Вознесения Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении. Всего до дня отдания Пасхи — насчитывается шесть Недель: первая — Пасхальная; вторая — Фомина; третья — святых жен-мироносиц; четвертая — о расслабленном; пятая — о самаряныне; шестая — о слепом. В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса см. Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры? Пасха Христова — самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд.
Учитывая, что Сын Божий пришёл в мир, воплотился, учил, страдал, принял Крестную смерть и воскрес ради спасения всех без исключения людей, можно с уверенностью говорить, что Пасха Христова, в той или иной мере, касается каждого человека хоть христианина, хоть атеиста : двери Царства Небесного отворяются, через веру , для всех. В этой связи приветствовать иноверцев и даже безбожников словами Пасхального провозвестия «Христос воскрес! В принципе Божьим законом это не возбраняется. Ведь в данном приветствии содержится главная мысль Апостольской проповеди, звучавшей, по слову Христа, по всей ойкумене, для всех народов земли Мф. Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. Другое дело, что далеко не каждый иноверец или безбожник готов отреагировать на пасхальное поздравление если не с радостью, то по крайней мере спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев. Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» Мф. Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру Христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев — как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных — как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных — как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них 1Кор.
Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни? К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее — лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше на время Праздника отложить. Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную Светлую седмицу «да не работают рабы» Постановления апостольские. Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от церковного календаря. К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» Мф. С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды. В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?
С чем связана традиция освящения хлеба — артоса? В Светлый День Пасхи, в конце Божественной Литургии после заамвонной молитвы совершается торжественное освящение особой просфоры — артос а в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи Песах — переход как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над адом и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы над смертью, или же образ Воскресения. Как правило артос полагается на аналое напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы. Во время совершения крестного хода верующие обыкновенно носят и артос. По традиции, сложившейся и утвердившейся в монастырях, после Литургии артос благоговейно переносится в трапезную, где бывает его возношение, после чего он вновь возвращается в храм. На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим. Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих — храмах Господних — предлежит этот освященный хлеб. В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства Исх. Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его Вознесении , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой.
Сим символизировалось присутствие Христа среди них. Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа Ин. Краткая история богослужения святой Пасхи Пасха как самостоятельный праздник годичного круга появляется примерно в середине II века. Совершались две литургии одна — в главной базилике Мартириум, другая — в ротонде Воскресения. Вечером на Пасху богослужение начиналось на Елеонской горе, затем шли на Сион. В Константинополе до X века совершалась служба, фактически тождественная современной литургии Великой Субботы. Однако в это же время появляется особый чин пасхального богослужения, который сначала совершался в монастырях, затем был воспринят приходами. Это — ранний вариант современной утрени и особых пасхальных часов. В чине пасхальной утрени основное место занимают пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина и особые стихиры Пасхи. На раннем этапе до XII века в состав утрени входило великое славословие; впоследствии оно было опущено и утреня приобрела современный вид.
Одним из позднейших элементов пасхального богослужения является крестный ход.
Праздник Пасхи в России
Ранее стало известно, что за три года традиционный пасхальный набор угощений в России подорожал на 35 процентов. В 2023 году Пасха выпадает на 16 апреля. Мы решили изучить, как же именно праздновалась Пасха в дореволюционной России, ведь чтобы следовать традициям, нужно их знать. Мы решили изучить, как же именно праздновалась Пасха в дореволюционной России, ведь чтобы следовать традициям, нужно их знать. По традиции пасха изготавливается в форме горки – так она символизирует Голгофу. "Комсомолка" рассказывает все, что нужно знать о традициях и обычаях празднования Пасхи в России.
Праздник Светлой Пасхи: история, обычаи и символы
По правилам блюд должно быть не менее сорока. Это могут быть мясные, рыбные, овощные блюда, сладости и выпечка, разнообразные салаты. В центре стола ставили украшенное зеленью блюдо с окрашенными яйцами. Обязателен был кулич, пасха, вино предпочтение отдавали и отдают красному Кагору. В Великую субботу вся еда яйца, куличи, пасхи , которая будет стоять на столе, освящается в храме. Для сервировки стола брали только самую красивую посуду, скатерть, приборы. Важным атрибутом в сервировке были живые, как правило, весенние цветы — символ возрождения жизни. После праздничной службы все верующие приходил домой, и садились за праздничный стол.
К слову, если в семье были незамужние девушки или холостые парни, то они старались первыми прийти в дом из храма и сесть за праздничный стол. Если у них это получалось, то согласно примете в этом году они должны были найти себе пару. Есть еще одно правило начала праздничной пасхальной трапезе — старший мужчина в семье должен был очистить освященное яйцо и разделить его на всех членов семьи. Считалось, что с кусочком этого яйца вы брали из рук старшего свое счастье на целый год. Пасхальные развлечения, игры, поверья, народные обычаи Говоря о Празднике Воскрешения Христова нельзя обойти стороной и особые пасхальные развлечения. Самой распространенной забавой считается разбивание чокание яйцами — два человека бьют яйца любым концом договариваются каким — тупым или острым. Осталось яйцо целым — значит ты победитель.
В «покатушки» играли еще наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки. Это весьма простая, но очень увлекательная игра! И главное — играть в «покатушки» можно везде, на любой площадке, во дворе, на лужайке. И, конечно, какая же Русь без хороводов! Самые знаменитые хороводы водили на Красную горку. После зимних холодов, таким образом, радостно и весело, взявшись за руки, мы встречаем весну и зарождение новой жизни. Как отмечают Пасху в других странах Воскрешение Христово празднуют во всем мире.
И хотя вычисление даты Пасхи проходит одинаково, но используются разные календари. Для определения даты православной Пасхи используют юлианский календарь, а католической — григорианский.
Навожу разных красок и крашу ими. Стараюсь, чтобы вся весна в корзине лежала. Потом ставлю вербу, нарциссы, и мне так хорошо! Врач-кинезитерапевт Центра доктора Бубновского Игорь Тимишбаев: - Пасха — это хороший светлый праздник, который мы с нетерпением ждём. Разумеется, мы всё в квартире накануне убираем, печём куличи и красим яйца. Именно окраска яиц и является нашей самой яркой семейной традицией.
В этом процессе участвуют самые младшие члены семьи. Именно дети задают тон празднику. Они сами заранее выбирают цвета и — за дело! Это сплачивает семью, помогает провести время весело и беззаботно. Директор Института медицины и экспериментальной биологии ПсковГУ Нина Бугеро: - В нашей семье сохраняется традиция отмечать важные праздники вместе. Это позволяет нам увидеться, приятно провести время и зарядиться хорошим настроением. В числе основных праздников, конечно, Новый год и Пасха. Пасхальные традиции у нас передаются от бабушки к маме и далее.
Так, в Чистый четверг мы убираемся и красим яйца. Раньше их красили в обычной луковой шелухе, а сейчас такое разнообразие... В магазинах продают столько интересного декора: можно цыплёнка привесить или мультяшных героев добавить. Моя маленькая дочка, которая только пойдёт в первый класс, очень любит это делать. Конечно, мама печёт куличи. Хотя порой и говорит, что устала возиться, но потом всё же печёт сама. Как же без них обойтись? Это ведь так вкусно!
Начальник отдела государственной службы, правового обеспечения и кадровой политики комитета по здравоохранению Псковской области Ирина Жаворонкова: - У нас Пасха часто совпадает с днями рождения близких родственников — мамы и сестры. Поэтому, как правило, у нас тройной праздник. И мы очень радуемся, когда они совпадают. Мы предпочитаем всё натуральное. Поэтому стараемся не покупать в магазине, а делаем всё сами. Конечно, красим яйца. Причём предпочтительно в луковой шелухе. Это и вкусно, и полезно.
Сами делаем пасху из хорошего домашнего творога. Чистый четверг посвящаем уборке квартиры и ходим в баню. На Страстную пятницу стараемся домашними делами не заниматься. И конечно, используем это время для отдыха, для встреч с друзьями и семьёй. Директор Псковского медицинского колледжа Татьяна Егорова: - У нас есть традиция делать на Пасху большую пасхальную композицию. Для этого мы за неделю срезаем на улице ветки, ставим их в тёплую воду, чтобы распустились зелёные листочки. Потом на эти ветки мы вешаем искусственные яички на атласной ленточке.
Освящение происходит таким образом, что разложенную на специальных столах еду священник окропляет святой водой, исполняя при этом главное пасхальное песнопение тропарь : «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах живот даровав». Песнопение периодически прерывается восклицанием «Христос воскресе! Именно так и происходило освящение пищи раньше: непостную пищу освящали после ночного праздничного богослужения, с тем чтобы потом всей общиной разговеться, то есть впервые после 49-дневного Великого поста приступить к непостной пище.
Освящение — это благочестивая традиция, а вовсе не Таинство Церкви. Гораздо важнее молитва. Если по каким-то причинам вам не удалось освятить еду, не беда, главное, чтобы в сердце была пасхальная радость. Что нельзя делать на Пасху Ругаться или обижаться на других. В этот день нужно отпустить старые обиды и простить человека. Быть скупым и жадным. В Священное Воскресенье раньше было принято делиться едой с нуждающимися. Это касается не только еды или денег, но и хорошего настроения. В этот день принято дарить улыбки и прощение тому, кто попросит. Унывать, предаваться грусти.
Желательно быть максимально добрым не только на Пасху, но и целую неделю. Предаваться излишеству и напиваться.
И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году — на праздник Пасхи. В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную. Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского ок. Пасха крестная — воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова.
В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб. Какого числа Пасха у православных? Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви.
На Первом Вселенском Соборе , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу. С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями. Как рассчитать дату Пасхи?
Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный равноденствие , но и лунный календарь полнолуние. Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира».
Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения. Православная пасхальная служба Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника. Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов.
Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие». После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь по солнцу, по часовой стрелке с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа.
Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Крестный ход на Пасху у старообрядцев Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным.
Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. Перевод: Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты — пасха безсмертия, спасение мира.
Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, то есть «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив».
Традиции и обычаи Пасхи
До революции 1917-го года праздничным песням уделяли особое внимание и они, как самое ценное сокровище, передавались из поколения в поколение. С приходом Советского союза эта традиция практически ушла в небытие, однако фольклорные ансамбли, работавшие при клубах, все равно пели пасхальные песни в Воскресение Христово. Ну и, конечно, танцы! Они всегда были важной частью пасхальных гуляний. Люди водили хороводы, причем в разных областях нашей великой страны они были особенными, со своими «изюминками». Еще одной важной традицией был праздничный стол.
Не забывайте, что этот праздник знаменовал собой окончание самого строгого Великого поста, поэтому первая трапеза, утренняя, считалась чуть ли не самым важным моментом. Блюда освящали во время службы в храме и после этого приносили домой, к столу. Как правило, люди ели: Овощи;.
В четверг он именуется Чистым или Светлым люди шли в храм, где после службы исповедовались и причащались. А, вернувшись домой, приступали к выпечке пасхальных куличей и покраске яиц. И, параллельно, начинали готовить всяческие блюда для праздничного стола.
Такие традиции берут свое начало во глубине веков, и, в целом, остаются неизменными по сию пору. Как в России праздновали Пасху Празднуют ее, как и многие сотни лет назад. Пасхальные торжества — это то немногое, что остается неизменным, несмотря ни на какие веяния времени. Вечером в субботу, прихватив куличи и крашенки, народ всегда шел в храм. В храме происходила Всенощная — торжественная служба, длившаяся почти всю ночь. Там же освящали принесенные куличи и яйца.
Кстати: крашеные яйца и куличи — наиболее яркая пасхальная примета и традиция именно славянских народов. Ну не мыслит православный славянин Пасхи без этих атрибутов! У других народов — другие праздничные символы. Причем, для православного славянина всегда были дороги не только яйца и куличи сами по себе, а еще и то, как и в какой атмосфере они приготовлялись. Атмосфера же была самая торжественная. Куличи всегда готовились из самой лучшей муки, с молитвами.
У каждой хозяйки был свой собственный секрет приготовления, доставшийся ей от матери, а матери — от ее матери. Делиться этим секретом с кем-нибудь считалось неуместным и даже — грехом. Пасхальный кулич всегда был особой гордостью хозяйки и всего семейства.
Из-за бедности в подарок она принесла ему одно куриное яйцо. Император начал смеяться над ней, не веря ее словам. Ухмыляясь, Тиверий сказал, что поверит ей, только если принесенное ею яйцо станет красным. В то же мгновение куриное яйцо в руках Марии Магдалины чудесным образом заалело. С тех пор у христиан появилась традиция красить яйца на Пасху. Причем, добавил батюшка, повелось так не только в русской православной церкви, но и во всём христианском мире. Это предание стало одним из атрибутов пасхального празднования.
Библейского объяснения этому обычаю нет. О появлении подобного развлечения Димитрий Олихов говорит немногословно: «Может, какая-то удаль молодецкая». Существует мнение, что стукаться яйцами — это и есть христосоваться.
Традиция красить яйца на Пасху — очень древняя.
Яйцо — это символ новой жизни, спрятанной под скорлупой. Священнослужители говорят, что обычай красить яйца связан с историей о Марии Магдалине: по преданию она пришла к римскому императору Тиберию с благой вестью, на что он, усомнившись, ответил: ««Как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают». На его глазах яйцо окрасилось в красный цвет. Красный цвет — основной на Пасхальном богослужении: он самый торжественный и, одновременно, это цвет крови Спасителя, напоминающий о его смерти и воскресении.
Сегодня необязательно красить яйца в красный цвет: их часто делают разноцветными, приклеивают тематические наклейки, наносят узоры: как душе угодно. Фото Midjourney theGirl Можно ли ходить на кладбище на Пасху? На кладбищах в Пасхальное воскресенье всегда многолюдно: родственники, чтя традиции, спешат помянуть умерших, привести в порядок могилы и оставить символический презент в виде конфет или печенья. Но батюшки вовсе не призывают к этому прихожан.
Пасха же — это праздник живых, его лучше отмечать дома, в окружении семьи, а посещение кладбища запланировать на поминальные дни. Ближайшая к Пасхе дата в 2023 году — «Радоница» 25 апреля.
Зачем красят яйца на Пасху? И что означает слово «христосоваться»? Отвечает священник
Тем не менее, православная Россия и католическая Европа отмечают его в разное время, и пасхальные традиции у каждой страны свои. Православные христиане в России готовятся к Пасхе 8-недельным постом , в чистый четверг убирают дома и готовят традиционные праздничные угощения : куличи, творожные пасхи, и, конечно, красят яйца. На следующий день после Страстной пятницы, в субботу, относят приготовленную для пасхального стола еду в Храм, где служитель церкви освящает ее. А в ночь на Пасху проходит праздничное богослужение и крестный ход вокруг церкви.
Люди угощают друг друга куличами, играют в пасхальные игры, самая известная из которых — «битки»: бьются носиками яиц, выясняя, чье крепче. Считается, что победителя ждем удача весь следующий год. В городах и, особенно, в деревнях, проходят шумные гуляния, с ярмарками, детскими мастер-классами, конкурсами, соревнованиями и хороводами.
Фото Как празднуют пасху в Европе? В католической Европе Пасху отмечают в этом году 9 апреля. Традиции празднования в большинстве европейских стран схожи, но каждая привносит что-то свое.
Расскажем кратко о самых интересных обычаях некоторых стран. Пасха в Великобритании В Великобритании в последний четверг перед Пасхой Елизавета II традиционно раздавала милостыню: по одной специально выпущенной монете в руки. Количество монет соответствовало возрасту королевы, и получить такой дар считалось огромной честью.
В 2022 году эту обязанность взял на себя принц Чарльз, а в текущем 2023-м, 6 апреля, он продолжит традицию уже в статусе короля.
Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» Мф. Библиотека Русской веры Читать онлайн Празднование Пасхи в истории. Почему воскресенье называется воскресеньем? От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году — на праздник Пасхи.
В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную. Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского ок. Пасха крестная — воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова. В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб. Какого числа Пасха у православных? Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы.
Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На Первом Вселенском Соборе , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу. С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями. Как рассчитать дату Пасхи? Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный равноденствие , но и лунный календарь полнолуние. Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу.
Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения. Православная пасхальная служба Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение.
Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника. Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие». После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь по солнцу, по часовой стрелке с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба.
Этот обряд совершали в первую очередь те селяне, которые не могли в этот день побывать на могиле своих родителей. Символичная могилка могла стоять до Радуниц. Тогда яйца скармливали скоту или птицам, скорлупу сжигали, а зелень высаживали [23]. В Белоруссии и в северных районах Украины остатки великоденской трапезы обычно сохраняли до Юрьева дня , когда их несли в поле и закапывали на меже, по углам поля или разбрасывали по полю, считая, что это предохраняет поле от града, грозы, бури. В некоторых местах Гродненского уезда в этот день до восхода солнца хозяин брал штоф водки, настольник , клал в него хлеб, кости, оставшиеся от «свенцоного» освящённого стола, и обходил с этими вещами кругом засеянного рожью поля, по углам которого он втыкал пасхальные кости со словами: «Святы Боже и Святы Еры! На Киевщине после разговения умываются водой, в которую кладут две крашенки и медную монету. Затем воду выливают на огонь или в озеро [23].
Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой [43]. Подробнее см. Пасха мёртвых Согласно славянским поверьям, перед Великднём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают до троицкого периода — Вознесения , Духовской субботы или Троицы [27]. В западных и южных губерниях Российской империи крестьяне шли на кладбище сразу после праздничной литургии и христосовались с покойными [44]. Это связано с представлением о «Пасхе мёртвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад знаком чего являются открытые в церкви царские врата и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить свою Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели либо в период от Пасхи до Вознесения Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай [45]. После утренней службы в первый день Пасхи ходят христосоваться с усопшими на кладбище, зарывают яйцо в могилу [46].
Сохранился обычай «катание яйца крестом» на могиле и христосования с предками: пшеном делали крест на могилке и по этому кресту катают крашеное яйцо , приговаривая «Христос воскрес! Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковному канону как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа и сохранило статус сугубо народного обычая [2]. Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового [48]. Пасхальный костёр В России ещё в конце XIX века в Святую ночь по всей империи около православных храмов зажигались костры, а в сёлах на севере костры возжигались на вершинах холмов [49]. В Словении и Хорватии, у сербов Воеводины часто костры жгли во дворах своих домов; в них освящали «новый» огонь [50]. Пасхальные костры отличались от других календарных по материалу сюда сносили старые кресты и вещи, украденные у евреев , а также по семантике: их разжигали, чтобы «побужать» или «поднять» Христа, «обогреть» апостолов, дежуривших около убитого Христа; чтобы при свете огня увидеть Господа и попросить его о помощи; заслужить отпущение грехов [51]. Западные славяне, словенцы и хорваты пасхальные костры жгли как в пасхальную ночь, так и в ночь на пасхальный понедельник; вокруг них собирались люди после службы.
Чешские крестьяне называли пасхальный костёр «Иудин огонь» или «сжигание Иуды» чеш. У поляков и кашубов, чехов и словаков, хорватов и словенцев обязательно накануне Пасхи совершался обряд обновления огня в домашнем очаге. Новый огонь высекали в церкви во время службы в Страстную субботу. Его приносили домой с помощью свечей, древесного гриба, освящённых в Вербное воскресенье веток; разжигали с их помощью огонь в очаге и уже на новом огне готовили пасхальные блюда. Также селяне несли кусочки освящённой огнём древесины на поле и в хозяйственные постройки [53]. Обряд зажигания костров вечером в Страстную субботу связан с культом предков. Дмитрий Зеленин предполагал, что раньше в России существовал обычай зажигания костров перед заутреней в четверг и в субботу Страстной недели [54].
В соответствии с верой селян, злые духи, которые находятся в подземном царстве, живут в могильной тишине и очень боятся крика и шума. И когда на Великдень производили выстрелы из ружей, стучали по дереву и посуде, звучала музыка и колокольный звон, то люди верили, что это отгоняет злых духов и нечистую силу [23]. Во многих местах России и Украины после обеда идут на кладбище «похристосоваться с умершими родителями», приносят яйца, пироги, низко кланяются могилам и говорят: «Христос воскресе! Яйца крошат на мелкие кусочки и разбрасывают на могилках или целые оставляют. Раньше в церковь приносили сдобные пироги и после обедни, по выходе из церкви сразу же шли к могилкам разговляться. По сведениям Максимова С. И поэтому в это время надо запирать двери в храмах как можно крепче, из опасения, как бы не набежали русалки.
Освящение воды и омовение[ править править код ] Встреча весны. Костромская губерния. В некоторых случаях заказывали молебен с водосвятием ; когда священники освящали воду в колодце, и этой водой матери старались умыть детей, а затем вытереть их полотенцем или концом холста, которое затем «вешали на Божью Матерь», то есть жертвовали на церковь.
Еще по теме Когда нельзя ходить на кладбище: народные поверья и позиция православной церкви Трапеза.
На Лазареву субботу не возбраняется устроить праздничные посиделки. Для верующих, которые держат Великий пост, в этот день делается послабление — в рацион можно добавить рыбную икру. Служба в церкви. Стараются в праздник ходить на службы утром и вечером.
В 2024 году на Лазареву субботу выпадает рабочий день, поэтому к богослужению можно присоединиться вечером. Освящение вербы. С вечера субботы верующие в храмах святят вербы — готовятся к Вербному воскрексенью 28 апреля. Где взять вербу и как ее хранить после праздника, мы рассказывали в этом материале.
Народные гуляния.
Праздник Светлой Пасхи: традиции, приметы и рецепты праздничных блюд
ПАСХАЛЬНЫЙ СТОЛ Утренняя трапеза после строгого Великого поста была важным моментом празднования Пасхи. Традиция ходить на кладбище на Пасху появилась только во времена СССР, когда церкви были закрыты. Святая Пасха Христова: история возникновения праздника, обычаи, традиции и ритуалы празднования в России, на какое число приходится, как готовятся к Пасхе, почему красят яйца и пекут куличи. С Пасхой у православных верующих связано много обычаев и традиций. Пасха – 2024: история и традиции светлого праздника, главные угощения. Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области.
Пасхальные традиции в России и в Мире
рассказываем о них в статье от интернет-магазина Winter Story Существует негласная традиция, по которой готовиться к Пасхе начинают в Великий четверг на Страстной неделе, за три дня до праздника. В христианской традиции время празднования Пасхи было определено в 325 году на Никейском соборе, созванном первым римским императором-христианином Константином Великим.