Потому что заведение называлось − «Трансвааль парк». обрушения крыши и гибели людей в аквапарке прокуратура Москвы 14 февраля 2004 года возбуждено уголовное дело по части второй статьи 109 Уголовного кодекса. "Трансвааль-парк", построенный в форме китового хвоста, был спроектирован и возведён по проекту мастерской "Сергей Киселёв и партнёры".
«Комплекс проектных ошибок». 20 лет назад разрушился «Трансвааль-парк»
Вот этот подсчет: 27 погибших, 113 раненых. Среди погибших и раненых — дети. Конечно, катастрофа такого масштаба не могла остаться без тщательного расследования, главная задача которого заключалась, разумеется, в том, чтобы предотвратить возможность повторения подобных трагедий — и в Москве, и в других местах. Ведь аквапарков много, строиться будет еще больше, а предотвратить возможные катастрофы можно лишь в том случае, если будет выяснена истинная причина того, что произошло 14 февраля 2004 года в аквапарке «Трансвааль». Если причина не будет выяснена, или — что еще хуже — будет названа фальшивая, не истинная причина, то останется возможность повторения аварий в аквапарках и в других новых зданиях и сооружениях, и ни один гражданин, входя в новое, недавно построенное и не типовое здание, не может быть уверен в том, что выйдет живым, не может быть уверен в безопасности своей жизни. Поэтому не удивительно, что органы юстиции, следователи «детективы» и прокуроры тщательно исследовали возможные причины катастрофы. Свой вклад внесла и наука.
Под воздействием вибраций в тонкостенных элементах аквапарка возникали поперечные волны, которые приводили к появлению изгибных деформаций. Если возмущающие колебания не совпадают по частоте с собственными колебаниями системы, разрушение вряд ли может произойти.
Опасность вызывают колебания с частотами, близкими к собственной частоте системы. В таких случаях конструкция может войти в резонанс и разрушиться. Действительно, в начальный период эксплуатации, судя по параметрам конструкции здания аквапарка, резонансные частоты его элементов, в частности купола, находились в диапазоне 5 кГц. Посторонние источники воздействовали на здание с частотами 20-200 Гц. Однако длительное воздействие вибраций привело к росту микродефектов в бетоне. Качественно разрушение структуры бетона под действием переменных напряжений можно представить следующим образом: пусть в некий начальный момент времени на выделенной площадке действуют некоторые напряжения, не превышающие в среднем предела упругости. По закону Гука они вызывают соответствующие деформации. Но из-за хаотического взаимного расположения зерен локальные местные напряжения и деформации не совпадают со средними, в частности могут существовать области, где напряжения превышают предел упругости.
При статическом нагружении такое положение не вызовет опасных последствий. В случае же переменных нагрузок напряжения и деформации в указанных "перенапряженных" областях могут привести к нарушению сплошности тела. Дефекты в виде микротрещин уменьшают жесткость конструкций, а это в свою очередь снижает частоту собственных колебаний.
Трагедия в развлекательном комплексе "Трансвааль-парк" Трагедия в развлекательном комплексе "Трансвааль-парк" 14 февраля 2004 года в 19 часов 15 минут на юго-западе Москвы в Ясенево в спортивно-развлекательном комплексе "Трансвааль-парк" Голубинская улица, 16 обрушилась крыша. Трагедия унесла жизни 28 человек, в том числе восьми детей, более 100 пострадали, многие из них стали инвалидами. Аквапарк "Трансвааль-парк" открылся в 2002 году. Общая площадь комплекса составляла 20,2 тысячи квадратных метров, он мог вместить две тысячи посетителей. Комплекс построила турецкая фирма всего за 19 месяцев, и он был назван архитектурным событием года. За время, прошедшее с момента открытия, "Трансвааль-парк" успел стать одним из самых популярных мест семейного отдыха в Москве. Более 400 человек из них находились в бассейновой и смежных с ней зонах аквапарка.
Площадь обрушения составила почти пять тысяч квадратных метров. Купол здания упал на всю водную часть комплекса, кроме бассейна для взрослых. Под обрушившейся крышей оказались детская площадка с детским бассейном и большой бассейн с горками, центрифугой и прочими самыми привлекательными аттракционами, с прилегающими площадями. Частично пострадали фитнес-центр, амфитеатр, часть служебных помещений, прилегающих к главному входу, и холл, где располагались кассовые аппараты, а также находящееся за кассами кафе, рассчитанное на несколько десятков мест. В одно мгновение люди в купальных костюмах оказались на двадцатиградусном морозе среди обломков стекла и бетона.
Это были жертвы трагедии в спорткомплексе «Трансвааль-парк», где вечером 14 числа обрушилась кровля. Всего в результате этого ЧП погибли 28 человек. Более ста пострадали, многие стали инвалидами. Сегодня aif. Ты ее проживаешь, из года в год возвращаешься мыслями в тот момент, и в результате смотришь на все иначе, - рассказывает выжившая Анна Леви, которая тогда была подростком. Надеешься, что даже если случится, ты как супергерой окажешься без царапины. Но когда это происходит, понимаешь, что это не так». Взрослый вызов Напомним, 20 лет назад в 19:15 в аквапарке «Трансвааль-парк» рухнул купол, накрыв обломками водную часть комплекса кроме бассейна для взрослых. Площадь обрушения составила почти пять тысяч квадратных метров. Люди в купальных костюмах, мокрые оказались на двадцатиградусном морозе среди обломков стекла и бетона. Под обрушившейся крышей оказались детская площадка с детским бассейном и большой бассейн с горками, центрифугой и другими аттракционами. Более 100 человек пострадали - многие из них стали инвалидами. В 2013 году на этом месте был открыт новый аквапарк, ставший частью нового развлекательного комплекса. Что ты мог сделать, чтобы все это остановить?
"Трансвааль" не выдержала земля. Появилась главная версия о причинах катастрофы в аквапарке
Пока последовало лишь заявление главы Госстроя Николая Кошмана. По его словам, еще в субботу распоряжением Госстроя были приостановлены лицензии компаний, участвовавших в строительстве аквапарка — проектных организаций ООО "Сергей Киселев и партнеры" и ЗАО К, а также строительной фирмы Kocak Insaat, в связи с возбуждением уголовного дела по факту катастрофы в Ясеневе. Эти распоряжения будут действовать до момента окончания выяснения причин происшествия. Однако никаких конкретных претензий у Госстроя к фирмам, участвовавшим в строительстве аквапарка, пока нет.
Между тем первые результаты расследования уже появились. Как стало известно Ъ из источников в Моспрокуратуре, эксперты сегодня изучают даже не конструкцию крыши, а фундамент здания и почву под ним. В частности, уже удалось установить, что аквапарк построили в довольно неблагоприятном с точки зрения геологии месте — раньше здесь было несколько мощных подземных ключей и оврагов, и их пришлось засыпать толстым слоем земли.
Таким образом, добротный во всех отношениях строительный объект мог быть установлен на хлипкое основание — насыпной, насыщенный водой грунт, который постепенно проваливался и расплывался под нагрузкой. Исмаил Кочак с такой точкой зрения не согласен. Он объяснил, что проблемы с грунтом при строительстве действительно были, но его полностью срезали, выкопав восьмиметровый котлован и залив яму бетоном.
Однако эти его слова опровергают представители следствия, уже заявившие о том, что подземные деформации имели место. На видеозаписи, которую сейчас разбили по кадрам и изучают эксперты, хорошо видно, как развивались события. Проблемы начались с одной из колонн, на которые опирается наружная часть купола,— возле опоры, примерно в метре от поверхности земли появилось темное облако.
Следующий кадр — колонна надламывается в этом месте и валится наружу. Пролет, откуда только что выпала опора, тут же увеличивается вдвое — с 6 м до 12. Не выдержав нагрузки, валятся наружу соседние колонны.
Что происходит дальше, видеокамера не зафиксировала, но это уже известно со слов уцелевших посетителей аквапарка. Край крыши в том месте, где упала колонна, треснул, трещина быстро поползла вверх, а когда она достигла геометрического центра сегмента, огромный купол "раскрылся" вниз подобно двустворчатым дверям.
На момент постройки аквапарк стал крупнейшим в Европе и, помимо зоны водных аттракционов, включал спортивный бассейн, два отделения саун, боулинг с кафе-баром и бильярдной, ресторан, тренажёрный зал, салон красоты. Комплекс вмещал около 2000 человек. Расследование причин трагедии продолжалось больше 20 месяцев. В декабре 2005 года было подписано обвинительное заключение. Виновником трагедии был признан в ходе расследования архитектор Нодар Канчели, а официальной причиной катастрофы в «Трансвааль-парке» была названа ошибка проектирования.
Заслуженный строитель России к ответственности не привлекался. В 2013 году на месте «Трансвааль-парка» был открыт другой развлекательный объект — аквапарк «Мореон», рядом с ним на территории установлена часовня в память о жертвах трагедии.
Конечно, это тоже повышало риск обрушения. Почему же вибрация не рассматривалась в качестве одной из главных причин катастрофы, хотя этот фактор и фигурировал в материалах расследования?
Комиссии экспертов проверяли процессы проектирования, возведения и эксплуатации здания аквапарка в первую очередь на соответствие Строительным нормам и правилам СНиПам - в строительстве им принадлежит та же роль, что ГОСТам в промышленности. Нарушений обнаружено не было. Возникает простая мысль: если проект соответствовал СНиПам, но здание разрушилось, значит, СНиПы необходимо пересмотреть, добавив раздел "Вибрационная выносливость" - ведь нормы на этот параметр отсутствуют. В этом разделе необходимо запретить использовать несущие конструкции из бетона, если в процессе эксплуатации в них могут возникать поперечные изгибные колебания. Имеет также смысл создать службу наблюдения за вибрационной обстановкой в составе Госгортехнадзора или МЧС, вменив ей в обязанность вести непрерывный контроль частот и амплитуд колебаний почвы и элементов конструкций, в первую очередь таких сооружений, как мосты, тоннели, крупные здания.
Наконец, следует шире внедрять в строительную практику приемы, увеличивающие диссипацию энергии колебаний. Это могут быть эластичные соединения крупногабаритных жестких элементов, антивибрационные швы, демпфирующие устройства и т. Читайте в любое время Другие статьи из рубрики «Гипотезы, предположения, факты» Детальное описание иллюстрации В бетоне содержатся жесткие частицы темного цвета , которые находятся в контакте одна с другой. Сплошность бетона в зоне разрушения нарушается, и появляется разрыв - зародыш трещины. При эластичной заделке справа колебания происходят по всей длине стержня.
Участок стержня в зоне заделки имеет линейную перпендикулярно оси и угловую степени свободы.
Трагедия в "Трансвааль-парке"
В 2013 году на месте «Трансвааль-парка» был открыт другой развлекательный объект — аквапарк «Мореон», рядом с ним на территории установлена часовня в память о жертвах трагедии. Причиной обрушения крыши "Трансвааль-парка" явились неверные конструкторские решения и просчеты в проектировании. "Трансвааль-парк" был сдан в эксплуатацию летом 2002 года, открыт ко дню города.
Катастрофы глазами строителя. Часть 1. "Трансвааль"
Обрушение стеклянного купола в комплексе «Трансвааль-парк» произошло 14 февраля 2004 года в 19 часов 15 минут. Установить причину разрушения "Трансвааль-Парка" необходимо, считают специалисты. РИА Новости, 14.02.2024. В первом случае, по факту гибели людей в Трансвааль-парке против Канчели было возбуждено прокуратурой города Москвы уголовное дело № 323806. Трансваáль-парк — спортивно-развлекательный комплекс, открытый в июне 2002 года на юго-западе Москвы в районе Ясенево на Голубинской улице.
ПОЧЕМУ РУХНУЛ "ТРАНСВААЛЬ-ПАРК"?
ПИСЬМА О ТРАНСВААЛЕ [НА ПУТИ В ТРАНСВААЛЬ] Амстердам, 22 октября (3 ноября) 1899 ними своими успехами буры до того высоко подняли себя во мнении Амстердамского общества, что им уже начинают отпускать победы авансом. Главная» Новости» Трагедия в люберцах последние новости на сегодня. Со слов спасателей, причиной обрушения крыши в крупнейшем столичном аквапарке "Трансвааль-парк" могло стать нарушение правил эксплуатации. 14 февраля 2004 года День всех влюбленных в Москве омрачился трагедией – рухнула крыша спортивно-развлекательного центра «Трансвааль-парк».
"Трансвааль" не выдержала земля. Появилась главная версия о причинах катастрофы в аквапарке
В результате трагедии 28 человек, из них 8 детей, погибли, 12 получили тяжелые увечья и около 200 получили различные ранения. Был первым аквапарком, построенным в столице. Официальной причиной катастрофы в «Трансвааль-парке» была названа ошибка проектирования. Среди прочих версий обрушения также рассматривались версии взрыва, неблагоприятные геологические условия или использование некачественных материалов. Расследование происшествия длилось около 20 месяцев, в результате чего к уголовной ответственности были привлечены главный конструктор Нодар Канчели и начальник Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолий Воронин.
Примечательно, что в феврале 2006 года обрушилась крыша еще одного объекта Нодара Канчели — Басманного рынка, тогда погибли 68 человек. Заслуженный строитель России к ответственности не привлекался. В 2013 году на месте «Трансвааль-парка» был открыт другой развлекательный объект — аквапарк «Мореон», рядом с ним на территории установлена часовня в память о жертвах трагедии.
Все бежали спасаться, а она взяла и отвела его в безопасное место, не понимая, что происходит. Представляете, какой у нее внутренний стержень! Поняла, что все это не сон, когда заглянула в свой рюкзак и нашла подарок, подготовленный подруге ко Дню рождения. Не волнуйся, я еду в больницу». Травмы у меня и подруг были серьёзные, множественные, как и у многих, кто был в это время в бассейне, - говорит выжившая. Мы были одними из первых пострадавших. В соседней с нами палате лежал папа девочки, которую 12 часов не могли достать из-под обломков. А она там сидела, потому что на руках у нее был маленький ребенок. Какие же бывают люди! Такая маленькая, и такая внутренняя забота о близком человеке». Официальной причиной катастрофы, действительно, были названы ошибки в проектировании здания. Обвинения в рамках возбужденного уголовного дела по ч 2 статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» были предъявлены главному конструктору проекта, архитектору Нодару Канчели и тогдашнему начальнику Мосгосэкспертизы Анатолию Воронину. Но реального срока ни один, ни другой не получили. В 2006 году прокуратура Москвы амнистировала архитектора в связи со 100-летием Госдумы и прекратила уголовное дело в отношении Воронина.
А потом стало темно. Сверху много упало. Павлик истошно орал и ногтями впивался Тане в руку. Маленькая девочка тихо плакала и обнимала Таню, как родную. Было темно и холодно, как в фильме ужасов". На вопрос, почему она сама не попыталась выбраться, Таня пожимает плечами: «Я не знала, куда идти, и мне было больно». Мама Лена говорит, что спасатели нашли детей быстро. Буквально через полчаса. Но за эти 30 минут она поседела. Говорит, что раньше на висках не было седины, а теперь отчетливо видны несколько белых волосков. Таня так и не узнала, как зовут маленькую девочку, которую она спасла. Ее забрала «Скорая», потому что у нее была порезана вся спина. А за Леной с детьми приехала подруга на машине. Таня была вся в крови той, спасенной малышки. У нее самой поранены были только ноги. Мама уже дома вытащила из ее пяток двенадцать стекляшек и обработала ранки. Меньше всех пострадал Павлик. Кажется, он даже не понял, что случилось. Говорит: «Окошко разбилось». А Таня ночью плачет и кричит. Ей снился бассейн, полный стекла, куда она падает. Психолог, осмотревший девочку, советовала маме остаться на лечение. Но мама быланепреклонна: - Мы едем домой семейство живет в другом городе. И больше я в Москву ни ногой! Это подруга меня уговорила приехать погостить.
Трагедия в «Трансвааль-парке» 20 лет спустя: что произошло
Вместе они пошли в раздевалку. Там дети переоделись и отправились звонить дяде — родители Саши и Алены в это время находились в восьми километрах от Москвы на свадьбе. Сашу пришлось отвезти в Морозовскую больницу — у нее были глубокие порезы. Пострадавших в «Трансваале» везли в десять разных московских больниц, детей — в Морозовскую и 20-ю, все они находились в состоянии средней тяжести.
У большинства были переломы конечностей и сотрясения. Спасатели и другие московские экстренные службы прибыли на место уже через десять минут и всю ночь занимались разбором завалов. Тяжелую технику применять было нельзя — пользовались пневмощипцами, отбойными молотками, ломами и кувалдами.
Во время работ упала еще одна часть купола — фрагмент козырька, но обошлось без жертв. Родители Саши и Алены срочно выехали в Москву. В тот момент они не знали главного, о чем уже было известно остальным родственникам: тело Алены нашли и отправили в морг.
Матери и отцу сообщили о смерти дочери только по приезде домой. Саша узнала, что Алена погибла, еще через день. Вместе с Аленой погиб мальчик Витя.
Алена умерла мгновенно от удара металлической балки по голове. Вите повезло меньше — ему перебило ноги, и некоторое время он был жив, но скончался еще до того, как до него добрались спасатели. Оба ребенка похоронены рядом.
Амнистия для архитектора Уголовное дело возбудили в тот же день, 14 февраля 2004 года. Статья — 109 УК «Причинение смерти по неосторожности». Причины трагедии пытались выяснить в течение 20 месяцев.
В первые дни после случившегося многие считали, что это теракт, однако экспертиза слухи не подтвердила — никаких следов взрывчатых веществ на месте не нашли. Не было и никаких намеков на то, что крыша аквапарка обрушилась в результате чьих-либо преднамеренных действий. Следователи пришли к выводу, что здание попросту было спроектировано с ошибками, к которым привели грубые просчеты при разработке документации.
В результате в эксплуатацию был сдан объект, не отвечающий нормативным требованиям по безопасности и надежности.
Кровля "Трансвааля" имела огромную площадь и небольшую толщину, представляя собой, по сути дела, мембрану. В сложившихся условиях амплитуда ее колебаний оказалась высокой и дегенерация бетона шла быстро. Поэтому от постройки до аварии прошло совсем немного времени. Чтобы если не устранить, то хотя бы минимизировать воздействие вибрации, необходимо обеспечить диссипацию рассеяние энергии колебаний, возникающих в конструкции.
Диссипация происходит в результате внутреннего трения или ухода волн в грунт. В "Трансваале" крепление колонн было близко к шарнирному. Поэтому деформационные волны не гасли из-за внутреннего трения сталь - очень упругий материал и не уходили в фундамент, а отражались от шарнира и вновь начинали "гулять" по элементам сооружения. Конечно, это тоже повышало риск обрушения. Почему же вибрация не рассматривалась в качестве одной из главных причин катастрофы, хотя этот фактор и фигурировал в материалах расследования?
Комиссии экспертов проверяли процессы проектирования, возведения и эксплуатации здания аквапарка в первую очередь на соответствие Строительным нормам и правилам СНиПам - в строительстве им принадлежит та же роль, что ГОСТам в промышленности. Нарушений обнаружено не было. Возникает простая мысль: если проект соответствовал СНиПам, но здание разрушилось, значит, СНиПы необходимо пересмотреть, добавив раздел "Вибрационная выносливость" - ведь нормы на этот параметр отсутствуют. В этом разделе необходимо запретить использовать несущие конструкции из бетона, если в процессе эксплуатации в них могут возникать поперечные изгибные колебания.
По словам прокурора Москвы Анатолия Зуева, уже допрашиваются представители руководства аквапарка, а также проектировщиков и строителей комплекса.
Власти Москвы назвали произошедшее самой крупной техногенной катастрофой, которая когда-либо проходила в Москве. В проведении операции на завалах после обрушения крыши аквапарка принимают участи е большое количество спасателей. Разбор завалов может растянуться на двое суток, так как их толщина колеблется от 1,5 до 5 метров. Работы идут вручную, так как под обломками, как предполагается, еще остаются люди, но вблизи аквапарка находятся несколько мощных спецкранов МЧС. Спасательные работы будут идти до тех пор, пока все пострадавшие не будут извлечены из-под обломков.
К месту трагедии специальными вентиляторами подается тепло, чтобы согреть людей, которые оказались под завалами в одних купальных костюмах. Трагедия посреди веселья Как сообщает корреспондент Би-би-си Илья Архипов, трагедия произошла в самом сердце одного из крупнейших из современных развлекательных центров Москвы. Конструкции крыши упали прямо на купавшихся людей. Пострадавших выносили в купальниках и плавках. Кто мог передвигаться самостоятельно, выходили полуодетыми.
Обычно в аквапарк ходят отдыхать целыми компаниями, поэтому вокруг комплекса было много людей, потерявших в общей суматохе своих знакомых. Мужчина средних лет в теплой куртке и шлепанцах на босу ногу безуспешно пытался добиться от окружающих информации об оставшихся в здании друзьях.
В 2006 году Канчели подал ходатайство и был амнистирован в связи со 100-летием Государственной Думы, дело о халатности Воронина также было прекращено. Примечательно, что в феврале 2006 года обрушилась крыша еще одного объекта Нодара Канчели — Басманного рынка, тогда погибли 68 человек. Заслуженный строитель России к ответственности не привлекался.
ПОЧЕМУ РУХНУЛ "ТРАНСВААЛЬ-ПАРК"?
14 февраля 2004 года примерно в 19:15 произошло обрушение крыши аквапарка – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, трагедии, факты на развлекательном портале Как стало известно “МК”, первоначально крышу “Трансвааль-парка” планировалось возвести при помощи металлических конструкций. Как стало известно “МК”, первоначально крышу “Трансвааль-парка” планировалось возвести при помощи металлических конструкций. В результате обрушения кровли в "Трансвааль-парке" погибли 28 человек, более 100 получили ранения. Трагедия в "Трансвааль-парке", который был сдан в эксплуатацию осенью 2002 года, произошла 15 февраля 2004 года.
В Москве вспоминают жертв трагедии в «Трансвааль-парке», которая унесла жизни 28 человек
Это были жертвы трагедии в спорткомплексе «Трансвааль-парк», где вечером 14 числа обрушилась кровля. Спасательные операции в "Трансвааль-парке" и разбор завалов продлятся как минимум до вечера воскресенья. Вчера было установлено, что трагедии в московском "Трансвааль-парке" предшествовало разрушение одной из колонн, поддерживающих крышу сооружения. Однако, существует вероятность, что владельцы «Трансвааль-парка» могли нарушить правила его эксплуатации, что привело к коррозии арматуры железобетонных конструкций, а также образованию трещин.