Главная. Новости.
Украинская бандура - народный музыкальный инструмент
Сопилки – продольные флейты с шестью отверстиями – известны в Украине сотни лет как музыкальный инструмент пастухов и борцов за справедливость – опришек. струнный музыкальный щипковый инструмент, имевший наибольшее распространение и популярность в Германии и Австрии, в XVIII столетии. Бандура — украинский народный музыкальный инструмент с ярким звучанием и характерным тембром.
украинский щипковый музыкальный инструмент, 6 букв, 1 буква «Т», сканворд
Бандура (Украина) Украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Данный музыкальный инструмент принадлежит к группе струнно-щипковых инструментов. Ученые до сих пор противоречат насчет того, когда же возникла бандура. Украинская кобза была традиционно струнным музыкальным инструментом, похожим на лютню, с корпусом, вытесанным из цельного куска дерева. украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф.
Народные инструменты украинского народа. Струнные щипковые музыкальные инструменты.
Изготовить инструмент тоже было достаточно дорого. Поэтому популярность торбана медленно уменьшалась, а в 20 веке его окончательно исключили из списка концертных инструментов. Одним из последних музыкантов, играющих на торбане, был Василий Шевченко. Его инструмент хранится в Музее музыкальной культуры имени М. Трембита - колоритный духовой инструмент Трембита была распространена на юго-западе Украины, в Карпатах. Этот оригинальный инструмент выглядит, как длинная деревянная труба, обернутая березовой корой. К концу труба немного расширяется. Длина трембиты может достигать 4 метров. Высота звука инструмента зависит от размера пищика, вставляемого в узкий конец, а также от мастерства самого музыканта.
Тем не менее, уже, примерно, в пятнадцатом веке на Руси бытовали шлемовидные, они же псалтериевидные гусли, которые имели большое количество струн, от 14 и до 20 на это указывает внешнее сходство и название гуслей-псалтырей с музыкальным инструментом псалтерий лат. Шлемовидные гусли появились на Руси в XIV веке. Они никак не могли стать праматерью бандуры Западной и Юго-Западной Руси. Кстати, так и не найден образец самих древнерусских гуслей. После объединения с Литовским княжеством 1321 г.
Литература: Pаминцын А.
Мне интересны такие как В. Черновил и пр. Вообщем, считаю, что депутаты в ВР должны быть уровня Кармазина то есть работать на государственные интересы, а не на интересы блока или партии. Большое спасибо!!! У нас про вокзалы чуть раньше было очень интересно.
Буни, который, сохранив в основном тип народного инструмента, создал три разновидности дудука разных регистров. Последний из них, более низкого, баритонового регистра получил название по имени конструктора — «бунифон». Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. ЖАЛЕЙКА Жалейка пищик, брёлка — старинный белорусский народный духовой музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Звук жалейки резкий, гнусавый. Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» - поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнем памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента. Жалейка широко используемый в народных оркестрах. Волынка тому виной. Парные жалейки очень напоминают звучание волынки — нижний голос жалейки выполняет функцию бурдона он звучит на одной высоте. Происхождение жалейки от волынки подтверждает её сходство с конструкцией мелодической трубки волынки и по характеру звучания. У белорусов сама мелодическая трубка от волынки и называлась жалейка. Состоит жалейка из небольшой цилиндрической трубки деревянной или эбонитовой , мундштука с одинарным язычком — пищиком из тростника или пластмассы. Тростниковый язычок перед игрой размачивают, применение же пластмассового язычка размачивания не требует. Раструб — резонатор жалейки делают из коровьего рога, который надевается на нижний конец трубки. Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная двухствольчатая парная. Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Диапазон инструмента — одна октава; звукоряд диатонический, но бывает и хроматический. По диапазону жалейки бывают: а пикколо - от нот II октавы «соль», «ми», «до»; б сопрановые — от нот I октавы «ля», «соль»; в альтовые - от нот I октавы «фа», «ми», «ре», «до»; г басовые — от нот малой октавы «ля», «соль», «фа», «ми»; д парные или двойные сопрановые — от ноты «ля» и ноты «соль» I октавы. Двойная двухствольчатая или парная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно. Как правило, на мелодической дудочке игровых отверстий больше, чем на дудочке вторящей. Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных. Изготавливался из дерева. Зурна вытачивается из древесины абрикоса , ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм. На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной — одно. В верхний конец ствола вставляется втулка «маша» , имеющая в длину 120 мм и вытачивается из дикорастущей ивы , ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша , произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук. Зурна находится в близком родстве с гобоем имеет такую же двойную трость и считается одним из его предшественников. Диапазон зурны охватывает звуки от « си бемоль » малой октавы до « до » третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить ещё на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр». Тембр яркий и пронзительный. В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как « гара зурна », «араби зурна», « джура зурна », « аджеми зурна », «габа зурна», « шехаби зурна ». Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднеств на открытом воздухе. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе «джанги» и других музыкальных образцов. Встречается у народов финно-угорской группы: карелов, вепсов, ингерманландцов, ижорцев. Относится к семейству цитр. Состоит из: подставки, струн, розетки круглого отверстия в верхней части инструмента , настроечной колки и резонирующей деки. Старое кантеле имело пять жильных или из конского волоса струн. Короб был цельно выдолбленным из ольхи или березы. Постепенно инструмент развивался. Взамен жильным пришли металлические струны. Сам корпус начали изготавливать из еловой доски. Количество струн увеличилось до 16 с диатоническим строем и 32 с хроматическим. Отличается от других сородичей очень компактными размерами, что удобно для перевозки. Толщина до 10 см, а длина около 80 см. При игре держат на коленях в горизонтальном положении. Иногда для удобства слегка наклоняют. Играют пятью пальцами двух рук: указательным и средним левой руки и большим, указательным, средним правой. Если кантеле имеет пять струн, то за каждой струной закрепляется палец. Струны задевают ногтями или подушечками пальцев. В настоящее время практикуется прием бряцанья, используется при аккомпанементе какому-либо другому музыкальному инструменту. Не требует такой тренировки исполнения и легче в освоении. Существует два вида: Хроматические — используют для игры классической музыки. Самые усовершенствованные. Есть несколько разновидностей: кантеле-бас кантеле-альт кантеле-пикколо. Диатонические — предназначены для исполнения народных мотивов, героических сказаний и песен. Не существует ограничений в выборе жанра: джаз, рок, металл. Все будет звучать чудесно и неподражаемо на кантеле. Кантеле используют в оркестрах, а также для сольного исполнения. Часто применяется в аранжировках и саундтреках для фильмов. Современные музыкальные группы применяют его как инструмент с уникальным неподражаемым звучанием, служащий дополнением или фоном основному звуковому ряду. В музыкальных школах Карелии и Финляндии существуют отдельные классы для изучения игры на кантеле. Под его звуки ставят народные танцы, проводят фестивали.
Похожие презентации
- Лютня: интересные факты, видео, история, фото
- Украинский щипковый музыкальный инструмент 6 букв
- Украинский инструмент
- Происхождение
- Содержание
- Украинский струнный щипковый музыкальный инструмент 7 букв
Украинский народный щипковый музыкальный инструмент
Родственник бандуры с навесными струнами. Украинский, польский струнный щипковый музыкальный инструмент. Кобза, украинский народный музыкальный инструмент, тесно связан с лютней и принадлежит к категории струнных щипковых инструментов, обычно имеющий четыре и более струн. Украинский щипковый музыкальный инструмент Ответы на кроссворды и сканворды 6 букв. Бандура — украинский народный музыкальный инструмент. Относится к группе струнных щипковых. Кобза — О реке на Северном Кавказе см. Каверзе Кобза Классификация Струнный инструмент, Хордофон Родственные инструменты Лютня Кобза на викискладе Кобза — украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-мя (и более).
Украинский народный щипковый музыкальный инструмент
Выглядит он как груша или тыква и покрыт декой, именуемой «верхняк». К правой верхней части корпуса чуть правее ручки крепится специальная планка, на которой установлены колки для закрепления приструнок. На противоположной стороне выступает похожая дощечка, также предназначенная для крепежа струн. В середине корпуса имеется резонаторное отверстие в форме звезды или круга. Немаловажной частью является гриф инструмента. Ручка иное наименование грифа довольно широкая, хоть и короткая.
К концу ручка загибается и образует головку с несколькими колками, на которые крепятся длинные струны, именуемые бунтами. Количество струн разнится в зависимости от эпохи и варианта инструмента. Например, на бандуре может быть двенадцать струн: шесть приструнков и шесть бунтов. Однако их число может доходить до двадцати, тридцати или даже пятидесяти шестидесяти. Струны делались из меди или кишок животных, в особенности овец.
Если звонкость звука недостаточно устраивала музыканта, бандурист мог заменить материал струн и тем самым изменить характер голоса инструмента. Устройство бандуры незатейливо, однако весьма интересный и уникальный вид позволяет отличить инструмент от многих других струнных щипковых.
Строй у молдавско-румынской кобзы различается от региона к региону и даже от музыканта к музыканту. Наиболее распространён квартовый строй.
Корпус у молдавско-румынской кобзы грушевидный длиной около 50 см и шириной около 30 см , с коротким грифом не более 15 см , играют на ней плектром.
Такая традиция связана с текстами «Калевалы», где перебиравшего струны мудрого Вяйнямёйнена приходили слушать не только люди, но и все обитатели лесов и озер. Происхождение, конструкция и особенности Изучением истории реального возникновения кантеле специалисты начали заниматься с начала 19 столетия. По результатам многолетнего сбора фактов было выяснено следующее: название, вероятно, восходит к древне-финскому слову «kanto» - пень; в разных регионах Финляндии и Карелии наименование инструмента несколько отличается и звучит как «kanteleh», «kantelevo» либо «kandalla»; альтернативные версии предлагают другие слова-первоисточники — например, «kanta» - крышка и даже «kansi» - носить. Об игре на кантеле существуют воспоминания наиболее известного олонецкого губернатора и русского поэта Гавриила Державина. В 1785 году, впервые услышав инструмент, он назвал его «пятиструнными гуслями», на которых играют местные «лоптяне». История современной популяризации кантеле Музыкальные возможности оригинального инструмента были весьма ограничены.
На бандурах играли странствующие слепцы-бандуристы, которые исполняли песни специфических жанров — исторические, думы, псалмы, канты и т.
Диатоническая многострунная бандура — это музыкальный инструмент с арфоподобным способом игры без пережима струн на грифе. Образец 1840 ошибочно датированный 1740 года находится в Санкт-Петербургской консерватории под названием «бандура Недбайло». В начале XIX века существовали и лютнеподобные многострунные музыкальные инструменты, которые «украинизировались», стали называться бандурами, а исполнители на них — бандуристами. Сравнивая бандуры с бандурой Остапа Вересая , можно сделать выводы, что на бандурах основными струнами для игры были коротенькие приструнки, расположенные справа от грифа над декой инструмента, а басы на грифе несли второстепенную роль. На бандуре же Вересая основные функции в исполнении мелодии и басов заложены в способе игры на грифе как на гитаре , а шесть приструнок выполняли дополнительную функцию — увеличение диапазона при игре в одной позиции народный способ игры, при котором рука не двигается вверх по грифу, а находится в одном месте. Любая открытая струна особенно жильная звучит лучше не прижатой к грифу. Овладеть игрой на инструменте со стабильной высотой звука гораздо легче. Поэтому первые приструнки и подтолкнули музыкантов к созданию нового многострунного музыкального инструмента[ источник не указан 3060 дней ], который в XIX веке вытеснил лютнеподобную кобзу, переняв от неё определённые исполнительские традиции, а в некоторых сельских регионах и название самого инструмента.
Переносное значение В переносном смысле слово «бандура» означает гpoмoздкий и нecклaдный пpeдмeт.
Что такое бандура? Значение слова
Польское название «bandura» пошло от латинского слова «pandura», обозначающего кифару — древнегреческую разновидность лиры. Устройство бандуры Корпус изготавливают из цельного липового дерева. Гриф инструмента широкий, но короткий. Официальное название грифа — ручка. Загибающаяся часть грифа зовется головкой.
На головке расположены удерживающие струны колки. Поворачивая колки опускаются или поднимаются струны, таким образом бандурист регулирует высоту звука. Основная часть корпуса инструмента называется спидняк. Внешне спидняк выглядит как разрезанная тыква.
Сверху спидняк покрывает дека, именуемая верхняком. Сбоку деки находится деревянный приструнник, удерживающий струны с одной стороны.
Выдающимися бандуристами были Остап Вересай , Михайло Кравченко. Басовая разновидность старинной бандуры — торбан, в свою очередь родственный западноевропейской теорбе.
В советское время были созданы модифицированные бандуры, составлявшие оркестровое семейство ; наиболее удачными признаны инструменты системы И. Редакция музыки Опубликовано 20 декабря 2023 г.
Струны на старых инструментах — 12-25, на современных — 53-64 частью натягиваются над грифом так называемые бунты, более длинные, низко звучащие , частью же прикрепляются к деке так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко. Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах — хроматический. Играют на бандуре, перебирая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них. Происхождение Бандура — инструмент очень древнего происхождения, так как имеет сходство с инструментами восточных народов, например, китайской и индийской баною. Бандура напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.
Похожий инструмент встречается в Китае, Индии и других странах Азии. Изготовляется исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придаёт трембите уникальное звучание. Украинский, польский, словенский, венгерский, хорватский, далматинский, румынский духовой мундштучный пастушеский музыкальный инструмент.
Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Известен с III веке до н. В входил в состав придворного оркестра яюэ «изящная музыка» и был наиболее характерным инструментом классической древнекитайской музыки.
Украинский струнный щипковый музыкальный инструмент
В неформальной обстановке гетман играл на «лютне». Людмила Хилобок Илюстрация к произведению "Наталка Полтавка" 2000 г. Около 1700 года некоторые украинские кобзы-лютни приобретают дополнительные струны. Такие инструменты сохранились только на рисунках. Не известно, было ли усовершенствование локальным изобретением или же пришло из Европы, но, несомненно, то, что данные инструменты были непосредственным предком торбана. В XVIII веке кобза уступила место похожему на нее, но более сложному и совершенному инструменту - бандуре, у которой не один, а два набора струн. Кобза окончательно вышла из употребления после 1850 года. Бандура - музыкальный инструмент, распространенный в Малороссии; подробно описан известным малоросским композитором и собирателем народных песен Н. Лисенко в его реферате: "Характеристика музыкальных особенностей малороссийских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем", помещенном в брошюре: "Кобзарь Остап Вересай, его музыка, и исполняемые им народные песни ". Бандура чем-то напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар.
Составные части бандуры: Короткий и широкий гриф, называемый ручкой; Отогнутая часть грифа называется головкой, в которой сидят колки килочки для подтягивания и опускания струн; Кузов бандуры имеет вид выпуклого овала, напоминающий выдолбленную тыкву; он называется спидняком; Дека, покрывающая спидняк, носит название верхняка, или дейки; В самой нижней части деки, против грифа, идет полоска дерева, схваченная плотно 2 - 3 винтами - приструнник, к которому прикрепляются струны; В середине деки прорезано круглое отверстие - голосник для распространения звука. Число струн бывает и больше 12, иногда доходит до 25-30. Более длинные, басовые, располагаются прямо, на корпусе и грифе. Короткие, называемые приструнками, расположены на корпусе веерообразно и настроены по ступеням гаммы, а в наши дни часто по полутонам. Необходимо заметить, что первоначатльное название имеет мало общего с конкретным инструментом. Так английская bandora и украинская bandura, за исключением их названий, не имеют ничего общего. Тем не менее, тёзка из Англии имеет общие черты с украинской бандурой. Поляки узнали название инструмента от многочисленных итальянских музыкантов в начале ХVI века. Эти итальянцы в большинстве своём еврейские переселенцы-музыканты и были распространителями термина в Англию и на восток, в Польшу в эпоху Ренессанса.
Деряжный Бандуристка 1957 г. По сию пору бандура - любимый украинский инструмент. На Украине организована Государственная капелла бандуристов. Существуют и самодеятельные ансамбли бандуристов. Но старинные кобзу и бандуру не стоит путать с современной бандурой, принадлежащей скорее к семейству арф, цитр, гусель, и появившейся в начале ХIХ века. Хотя из-за запутанности номенклатуры название «бандура» используют для описания кобзы до 1800 года. Всем хорошо известно имя классика украинской литературы , замечательного поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Он увековечил в своём творчестве образ кобзаря - народного сказителя , сопровождавшего свои песни-думы игрой на кобзе. Сборник своих стихов он также назвал «Кобзарь».
Много веков назад появились на Украине кобзари. Это были странствующие певцы, часто слепые. Но слепота не мешала им видеть зло, которое творилось вокруг, беды, которые обрушивались на простых людей. Обо всем этом, о судьбе народной, о борьбе украинцев с угнетателями пели кобзари, аккомпанируя себе на кобзе - инструменте, от которого и пошло их прозвание. Потому и Тарас Шевченко называл себя кобзарем: ведь он тоже воспевал простых людей, призывал бороться с угнетением и произволом. В одной из статей прочел информацию, что последних кобзарей уничтожили Советы в 30е годы ХХ века, музыкантов собрали на конкурс, а после этого вывезли за город и расстреляли. Но документального подтверждения этому факту я не нашел. Поэтому, думаю, можно сделать вывод, что казак в начале этого материала недаром обратился к своему инструменту словами и кобза, и бандура. Поскольку, как выяснилось, это два названия одного инструмента, который на протяжении веков прошел через серьезные конструктивные изменения и является гордостью украинской музыкальной культуры.
Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-70 частью натягиваются над грифом так называемые басы", более длинные, низко звучащие , частью же прикрепляются к деке так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко. Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром.
Когда же Мазепа запел еще звонким голосом под звуки торбана , да запел еще чудную песню об оскорбленном чувстве любви, а потом оборвал с сердцем аккорд и перешел к светлой задушевной мелодии, к поэтической просьбе к соловью, чтоб он не пел рано под окном девчины и не тревожил бы ее ясного детского сна, - Галина пришла в такой восторг, что забыла решительно все окружающее. Баба и бывшие во дворе Безух и Немота уже подбегали к Мазепе, заслышав торбан и песню. Струны оказались совершенно пригодными, и вскоре торбан был оснащен и настроен. По сигналу Торбана однополчане произвели беглый артиллерийский огонь по гитлеровцам и разбили их.
Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам , русское название язычкового народного инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. На варгане возможно извлечь только звуки натурального звукоряда. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонаторомПри игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляцииПри игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металлаОбычно делается из металла, дерева или кости. Слайд 6 Гуцульская дрымба Слышать голос гуцульской полоныны, растворится в музыке гор, перенестись из шумного города в самое сердце величественных Карпат - это все становится возможно, как только вы берете в руки гуцульскую дрымбу.
На бандурах играли странствующие слепцы-бандуристы, которые исполняли песни специфических жанров — исторические, думы, псалмы, канты и т. Диатоническая многострунная бандура — это музыкальный инструмент с арфоподобным способом игры без пережима струн на грифе. Образец 1840 ошибочно датированный 1740 года находится в Санкт-Петербургской консерватории под названием «бандура Недбайло». В начале XIX века существовали и лютнеподобные многострунные музыкальные инструменты, которые «украинизировались», стали называться бандурами, а исполнители на них — бандуристами. Сравнивая бандуры с бандурой Остапа Вересая , можно сделать выводы, что на бандурах основными струнами для игры были коротенькие приструнки, расположенные справа от грифа над декой инструмента, а басы на грифе несли второстепенную роль. На бандуре же Вересая основные функции в исполнении мелодии и басов заложены в способе игры на грифе как на гитаре , а шесть приструнок выполняли дополнительную функцию — увеличение диапазона при игре в одной позиции народный способ игры, при котором рука не двигается вверх по грифу, а находится в одном месте. Любая открытая струна особенно жильная звучит лучше не прижатой к грифу. Овладеть игрой на инструменте со стабильной высотой звука гораздо легче. Поэтому первые приструнки и подтолкнули музыкантов к созданию нового многострунного музыкального инструмента[ источник не указан 3060 дней ], который в XIX веке вытеснил лютнеподобную кобзу, переняв от неё определённые исполнительские традиции, а в некоторых сельских регионах и название самого инструмента. Переносное значение В переносном смысле слово «бандура» означает гpoмoздкий и нecклaдный пpeдмeт.
Украинский и польский музыкальный щипковый инструмент
украинский щипковый музыкальный инструмент — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Древнейший китайский 7-струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность цитры. 2) 4-струнный щипковый лютневидный музыкальный инструмент румынско-молдавского происхождения. Украинский государственный и политический деятель. Укротитель быков в корриде.
Видео: Кобза на видео + звучание
- Бандура - украинский народный струнный музыкальный инструмент
- Канун (музыкальный инструмент)
- Украинский струнный щипковый музыкальный инструмент
- Украинский струнный щипковый музыкальный инструмент
- История происхождения
Значение слова
- Сопутствующие товары
- Поиск ответов на кроссворды и сканворды
- Украинская бандура - народный музыкальный инструмент
- История происхождения
- Что означает бандура
- История происхождения
Украинский щипковый музыкальный инструмент, 6 букв
Изготовляется исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придаёт трембите уникальное звучание. Украинский, польский, словенский, венгерский, хорватский, далматинский, румынский духовой мундштучный пастушеский музыкальный инструмент. Представляет собой большую деревянную трубу длиной до четырёх метров без вентилей и клапанов. Диаметр — около 30 мм, увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется роговое или металлическое дульце пищик. Высота звукового ряда трембиты зависит от её величины. Мелодию исполняют преимущественно в верхнем регистре. На Украине трембита распространена в восточной части Украинских Карпат , в частности на Гуцульщине. Она исполняет роль информатора о разных событиях на селе о колядовщиках, которые приближаются, о свадьбе, смерти, похоронах соответствующей призывной, печальной или тоскливой мелодией.
Для развлечений московского царя и царского окружения была организована государева потешная палата, в которой важное место отводилось скоморохам-домрачеям.
Сохранились сведения, что на домрах играли служители православного культа. О популярности домры свидетельствуют составленные народом пословицы, например, «рад скоморах о своих домрах». Итак, беспрецедентный по своей жестокости приказ царя Алексия Михайловича, изданный под влиянием патриарха Никона и направленный на полное истребление скоморошества как явления народной культуры, стал главной причиной потери домры. Олеарий в своей книге упоминает о варварском уничтожении музыкальных инструментов, которые были привезены на берег Москва-реки на пяти доверху заполненных телегах и сожжены. Так домра, а вместе с ней исполнительские традиции музыкантов-домрачеев, а также секреты изготовления инструмента, были потеряны на несколько веков. Отметим, что скоморошество уничтожалось только на землях, входивших в состав Московского царства, тогда как большие территории, ныне известные как правобережная Украина, некогда принадлежавшие Киевской Руси, на которых происходило зарождение и развитие домрового исполнительства, не были подчинены Алексею Михайловичу, поскольку в то время, когда происходили описанные события, они входили в состав других государств — сначала Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой. Домровое исполнительство здесь продолжало развиваться, однако следы украинской домры также теряются и причины этого явления требуют тщательного изучения. Профессор В.
Ивко, опираясь на все известные на сегодняшний день факты и свидетельства, видит историю возникновения и распространения домры, в том числе причины уничтожения скоморошества и инструментария скоморохов, в несколько ином свете и отмечает украинские корни этого инструмента: 1. Наличие скоморошества в Киевской Руси в Х веке свидетельство Ибн Даста, былины об Илье Муромце, Добрыне Никитича, Алеше Поповиче - кстати, Добрыня и сам происходил от скоморохов, пел под аккомпанемент гуслей на княжеских застольях. Среди музыкальных инструментов, которыми пользовались скоморохи, центральное место занимала домра поздние письменные свидетельства. Былинные богатыри исповедовали православную веру, а не язычество. Изображение скомороха с инструментом, похожим на современную домру в Софийском соборе в Киеве начало строительства Ярославом Мудрым церкви св. Никаких свидетельств о восточном происхождении домры в письменных документах не обнаружено. Татаро-монгольское нашествие в первой половине XIII в. Отсутствие письменных свидетельств о скоморошестве на территории современной Украины после татаро-монгольского нашествия.
Истребление скоморошества по поводу борьбы с предрассудками, хотя акция скорее всего носила политический характер - попытка уничтожения народной памяти династией Романовых с ее сомнительной легитимностью аналогичная акция позже имела место в СССР - расстрельный съезд слепцов-кобзарей на Харьковщине. Интересно в данном контексте сопоставить даты указа «Об исправления нравов... Однако, это тема специального исследования о культурных связей Украины с другими государствами. С началом массового производства домра чрезвычайно широко была распространена в Украине. Бортник приводит такой пример: только за три года 1905-1907 в 11 городах центральной России продано домр и балалаек 7897 штук, в 4 городах Украины Киев, Харьков, Нежин, Полтава за этот же период было продано 9172 инструмента. На основании приведенных фактов профессор В. Ивко считает, что корни современной домры, возрожденной в начале ХХ века в России, следует искать в Украине. В таком случае понятие «украинского домра» раскрывает генетическую связь современного украинского домрового исполнительства с насильственно прерванной традицией.
Возрожденная чуть более ста лет назад 1908 г. И тот факт, что домра «за короткий промежуток времени успешно преодолела путь, на который традиционным инструментам понадобились столетия» [3, 24], является еще одним проявлением генетической памяти, хранящей информацию о многовековых традициях домрового исполнительства и тесно связавшей прошлое и настоящее украинской домры.
Поскольку, как выяснилось, это два названия одного инструмента, который на протяжении веков прошел через серьезные конструктивные изменения и является гордостью украинской музыкальной культуры. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-70 частью натягиваются над грифом так называемые басы", более длинные, низко звучащие , частью же прикрепляются к деке так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко.
Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными "ногтями" или без них. Происхождение Инструмент очень древнего происхождения, так как имеет сходство с инструментами восточных народов, например, китайской и индийской баною. Бандура напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар. Что такое бандура знают не все, ведь этот инструмент тяжело назвать современным.
Бандура — музыкальный инструмент Бандура представляет собой этнический славянский инструмент. Согласно одной легенде свое название он получил от древнего европейского струнного инструмента под названием Пандора, который чем-то напоминал лютню. Бандура история возникновения Данный музыкальный инструмент принадлежит к группе струнно-щипковых инструментов. Ученые до сих пор противоречат насчет того, когда же возникла бандура. Например, А.
Фамицын утверждал, что она возникла в 1561 году в Англии. И потом уже распространилась по территории Западной Европы и дошла наших земель. Музыковед Хоткевич считал, что бандура — это истинно украинский инструмент. Ее предком была кобза. К ней только было добавлено приструнки.
Известно, что бандура у казаков была любимым инструментом. На Сечи даже существовали оркестры, хоры и рапсоды-бандуристы. Они пользовались особым почетом и выполняли военную казацкую музыку. Таким образом, в XVII — XIX веках именно этот музыкальный инструмент получил распространение в украинского народа , который стал национальным сокровищем. С ХХ века бандуру начали совершенствовать и она стала популярной в групп и исполнителей.
Стоит отметить, что бандура на современном этапе является как сольным, ансамблевым инструментом, так и входит в оркестровый состав народных инструментов. Она прекрасно сочетается с классическими и электронными инструментами. Первое письменное свидетельство о появлении бандуры на землях Украины датируется 1580 годом. Обучение на бандуристов продолжалось примерно 3 года. В конце их ждало своеобразное посвящение в кобзари.
Самая известная фабрика по серийному выпуску бандуры — Черниговская фабрика и Львовская фабрика «Трембита». По конструкции и способу звукоизвлечения бандура родственна русским гуслям. Корпус неглубокий, деревянный, в старину долблёный, круглой, овальной, чаще грушевидной формы. Дека плоская с круглым или звездообразным резонаторным отверстием, в верхней правой её стороне имеется небольшой выступ для колков, называемый брямкой. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой с завитком или резным украшением.
В старину корпус вместе с шейкой и головкой изготовляли из одного цельного куска дерева ивы, ольхи или клёна. В разное время и у разных музыкантов бандура имела от 7-9 до 20-30 и более струн. Справа над декой натянуты короткие струны приструнки , на которых исполняют мелодию; вдоль шейки проходят длинные басовые струны, служащие для сопровождения бунты. Приструнки металлические, басовые — в прошлом жильные, позднее обвитые канителью. Строй старинных бандура — диатонический, современных — хроматический.
При игре правой рукой защипывают приструнки, левой — бунты за редким исключением к шейке их не прижимают. Поскольку в бандурах старого образца использовались только открытые звуки, она перестраивалась в зависимости от звукоряда произведения.
Бандура делается обыкновенно из цельного липового дерева, имеет 12 иногда 25—30 [5] струн: 6 толстых и длинных; 6 более тонких и коротких. Струны больших размеров зовутся бунтами и тянутся от приструнника вдоль деки и всего грифа, где в головке намотаны на килочки. Кобзари или бандуристы Кравченко и Дремченко Бандура родственна пандури или мандоре.
Все эти инструменты через средневековую лютню происходят от тюркского инструмента копуза и ближневосточного уда. Изображение кобзы известны с XII века.