Это первая экономика мира по номинальному ВВП, но в стране действует всего один литиевый рудник — в штате Невада. Предложение за спросом не успело — в мире возник дефицит карбоната лития общим размером более 4 тыс. т в год. Всего же в мире, по данным США, 86 млн тонн доказанных запасов лития.
«Росатом» заключил важное соглашение по добыче лития в Центральной Америке
"Росатом" подписал соглашение о добыче лития в Боливии — 29.06.2023 — В мире на РЕН ТВ | В литиевом секторе компании из Китая особенно активны в Зимбабве: разведанных запасов лития в стране потенциально достаточно для удовлетворения пятой части мирового спроса. |
Лития в Боливии все больше | Отметим, что Боливия является страной с самыми богатыми запасами лития в мире. |
Добыча (производство) и запасы лития по странам мира | В мире начался литиевый кризис. |
В каких странах мира самые большие запасы лития - Русская семерка | Литий широко используется в различных отраслях: в автомобилестроении, металлургии, производстве электроники, ядерной энергетике и даже в медицине. |
Рынок лития 2021 | На представленном графике показаны ведущие мировые страны-производители лития с 2012 года по 2022 и объём их добычи. |
Редкие металлы становятся важнее нефти
На представленном графике показаны ведущие мировые страны-производители лития с 2012 года по 2022 и объём их добычи. Президент Чили Габриэль Борич заявил, что национализирует литиевую промышленность страны, которая является первой в мире по запасам и вторым в мире производителем необходимого для аккумуляторов электромобилей металла, сообщает Reuters. Боливия, наряду с Аргентиной и Чили, является страной с самыми большими в мире запасами лития. Экономический специалист telegram-канала Proeconomics рассказал о том, что по запасам лития на данный момент с большим отрывом лидируют такие государства, как Чили (наибольшие запасы лития в мире, 41%) и Австралия (четверть мировых запасов, 25%). По запасам лития (глобально — 22,3 млн т) лидируют Чили (45% мирового объема), Австралия (28%), Аргентина (11%) — страны с активной добычей лития и геологоразведкой. Некоторые эксперты называют эту страну «литиевой Саудовской Аравией», и кто первый успеет освоить немалые запасы, заберёт хороший куш.
Крупные залежи лития обнаружены на западе Ирана
Прирост запасов обеспечили солончаки Койпаса и Пастос-Грандес. На последнем планирует работать «Росатом» в партнерстве с боливийской YLB. Сейчас все государства на планете озабочены поиском лития на своей территории, поскольку это полезное ископаемое является ключевым сырьем для аккумуляторов электроавтомобилей.
Австралийские запасы лития оцениваются в несколько миллионов тонн. Чили Чили занимает второе место по запасам лития. Здесь находится крупнейшее месторождение лития в мире - пустыня Салар-де-Атакама. Запасы лития в Чили оцениваются в несколько миллионов тонн. Китай Китай является одним из крупнейших потребителей лития в мире.
Однако, помимо потребления, Китай также обладает значительными запасами этого элемента. Запасы лития в Китае оцениваются в несколько миллионов тонн.
Безусловное лидерство Китая и его амбиции беспокоят страны Запада. США, по данным СМИ, планируют заключить с Японией, Великобританией, странами Евросоюза и своими союзниками из G7 торговые соглашения, которые теоретически замкнут на них цепочки поставок ресурсов для производства аккумуляторов для электромобилей. В первую очередь, лития. Так альянс планирует поддержать компании, которые производят эти ресурсы в Европе.
Отдельное внимание приоритетному развитию электромобильной промышленности в рамках зеленой повестки уделяется в стратегических планах КНР. Так, в Плане развития индустрии автотранспорта на новых источниках энергии 2021—2035 от 2020 г. В «Белой книге» о зеленом развитии Китая в новую эпоху, опубликованной в январе 2023 г. Вместе с тем успех перехода Китая от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям во многом зависит от способности Китая обеспечивать растущий внутренний рынок необходимым сырьем. Если раньше сырьем, необходимым для развития автотранспорта, была нефть, то сегодня им становится литий. До луны и обратно: ценовые шоки на рынке лития КНР является лидером по производству литий-ионных аккумуляторов: в 2021 г. При этом, как и с большинством других минеральных ресурсов, собственная добыча лития в Китае не справляется с удовлетворением растущего внутреннего спроса на этот металл. Китай является лишь 4-ым по запасам 2 млн тонн и 3-м в мире по добыче лития 19 тыс. По данным за 2022 год, мировыми лидерами по запасам лития являются Чили 9,3 млн тонн , Австралия 6,2 млн тонн и Аргентина 2,7 млн тонн ; крупные месторождения имеются также в США 1 млн тонн , Канаде 930 тыс. Лидером по добыче в 2022 году стала Австралия 61 тыс. Топ стран по запасам лития млн тонн В сложившихся условиях на развитии всей производственной цепочки по выпуску электромобилей в Китае сказываются ценовые шоки на глобальном рынке лития. В 2021—2022 гг. В июне 2021 года тонна лития оценивалась в 88,5 тыс. Пик пришелся на ноябрь 2022 года, когда цена за тонну лития достигла исторического максимума — 598 тыс. Резкий скачок был связан с несколькими факторами: Рост спроса на электромобили со стороны китайских потребителей, что, в частности, связано с политикой государственной поддержки покупателей электромобилей в форме субсидий на их покупку или освобождения от уплаты налогов. Невозможность наращивания добычи лития при текущем уровне технологий на фоне несоразмерно растущего спроса. Климатические шоки, повлиявшие на обеспечение предприятий электроэнергией летом 2022 г. На фоне экстремальной жары в провинции Сычуань предприятия были вынуждены экстренно приостановить производство, что затронуло и крупнейших китайских литиевых производителей, базирующихся в Сычуани. Политические риски. Так, в ноябре 2022 года правительство Канады обязало три китайские добывающие компании продать свои активы в канадском добывающем секторе, что, в частности, коснулось и литиевой добычи. Обоснованием для такого одностороннего решения стали опасения Канады в том, что присутствие КНР в стратегически важной отрасли якобы представляет угрозу национальной безопасности Канады. Более того, в июне 2022 г.
Разведанные запасы лития в Боливии выросли до 23 млн тонн
Падение цен на карбонат лития привело к быстрому снижению стоимости и цены аккумуляторных батарей. Данные показывают изменение цен на карбонат лития аккумуляторного типа и аккумуляторные батареи с января 2023 года. Видно, что при постоянном снижении цен на карбонат лития аккумуляторного типа цена на аккумуляторные батареи также значительно снизилась. Поставки лития: ожидается увеличение мощностей по производству карбоната лития в 2024 году Согласно статистике SMM, мировые мощности по производству карбоната лития в 2023 году составляли около 1,54 миллиона тонн и, как ожидается, превысят 2 миллиона тонн в 2024 году.
Тем не менее потенциал дальнейшего роста спроса на литий в одном только секторе аккумуляторов огромен: в ближайшие десятилетия ожидается расширение рынков электромобилей и стационарных накопителей энергии на порядок. Сообразно этому должен расти и рынок лития. Так, по оценке IEA, для выполнения согласованных на глобальном уровне целей устойчивого развития необходимо за ближайшие 10 лет увеличить потребление лития в 5 раз, а за 20 лет — в 12 раз. И даже продолжение развития глобальной экономики в нынешнем русле то есть при значительном отставании роста чистых энерготехнологий, в частности, от целей Парижского соглашения по климату спрос на литий все равно увеличится в течение десятилетия в 2,5 раза, а на протяжении двух десятилетий — в 4,5 раза. Между тем рынок лития меняется не только количественно, но и качественно, структурно. Так, для производства аккумуляторов электромобилей наиболее широко используется карбонат лития, однако со временем расширяется применение в этом секторе гидроксида лития, необходимого для аккумуляторов с высоким содержанием никеля в катоде.
Кроме того, распространение батарей с твердым электролитом расширит применение металлического лития. Увеличение спроса на определенные формы лития требует адаптации производственной базы. В ряде случаев она происходит сама собой: так, упомянутое расширение рудной добычи лития в Австралии благоприятствует наращиванию поставок на рынок гидроксида лития, поскольку при этом типе добычи данное соединение получается по более короткой технологической схеме, чем при разработке рассолов минуя производство карбоната. По разным оценкам, при увеличении спроса на литий подобными темпами нынешних возможностей его добычи будет достаточно еще несколько лет; без масштабных инвестиций во второй половине текущего десятилетия может возникнуть дефицит лития. Еще раньше проявится нехватка литиевых соединений, таких как гидроксид. Решить проблему может расширение добывающей и перерабатывающей базы. С середины 2010-х годов наблюдается существенный рост объема инвестиций в проекты по добыче лития, в том числе в сравнении с капиталовложениями в поставку ряда других ключевых металлов, используемых в энергетике. Ведущие поставщики реализуют проекты существенного расширения мощностей. Этих и еще нескольких крупных проектов, предполагающих ввод в эксплуатацию новых мощностей в течение ближайших трех лет, хватит для удовлетворения спроса на литий до конца нынешнего десятилетия при его росте примерно текущими темпами.
Однако выполнение обязательств Парижского соглашения по климату, которые приняли почти все страны мира, требует ускорения темпов внедрения низкоуглеродных технологий, включая электромобили и накопители энергии. В случае ужесточения во многих странах мер климатической политики с целью наверстать отставание в реализации Парижского соглашения спрос на литий может дополнительно увеличиться, и тогда реализуемых сегодня проектов расширения производства может оказаться недостаточно. Выходом может стать реализация ряда других проектов, многие из которых пока находятся в стадии рассмотрения; некоторые из них предполагают освоение альтернативных нынешним видов природного сырья и внедрение новых технологий, способных повысить производительность. К последней категории относятся среди прочего прямая экстракция лития из рассолов без их выпаривания крайне длительного процесса, занимающего больше года при нынешних технологиях ; освоение рапы геотермальных источников; извлечение лития из сырья с низким содержанием металла, например из глинистых отложений или отвалов добычи других полезных ископаемых. Имеется в виду, например, извлечение лития из отслуживших аккумуляторов, которое сегодня практикуется единичными компаниями в незначительных масштабах, прежде всего в США и Европе. Шансы на расширение «вторички» связаны, в частности, с ожидаемым накоплением огромной массы отработавших батарей по мере быстрого развития электротранспорта и практики аккумулирования энергии в электроэнергетических системах: в ближайшие 10, тем более 20 лет, объем бывших в употреблении батарей увеличится на много порядков, что неизбежно потребует создания полноценной индустрии их утилизации. К решению этой проблемы уже готовятся в ряде государств и регионов. Парадоксальным образом рынок лития, служащий развитию чистой энергетики, в то же время сам порождает ряд специфических проблем для экологии и климата. Необходимость утилизации батарей — лишь один из примеров такого рода.
Причем отмеченный выше сдвиг в сторону рудной добычи увеличивает такие риски на порядок в силу технологических особенностей этого производства.
Первый заместитель генерального директора — директор блока по развитию и международному бизнесу «Росатома» Кирилл Комаров уточнил, что «соглашение открывает новые перспективы долгосрочного сотрудничества России и Боливии». Инвестиции в проект составят около 600 млн долларов. Предполагаемая мощность промышленного комплекса достигнет 25 тысяч тонн карбоната лития в год.
Производство не успевает за растущим спросом. С начала пандемии, то есть с момента, когда западные страны еще не приняли ускоренный курс на «озеленение» экономики, количество электромобилей в мире выросло втрое и в конце 2022 года достигло 30 млн единиц. Больше всего электрического транспорта продается в Китае, где его главный производитель — компания BYD — уже обогнала по продажам американскую Tesla. Действительно ли он выгоден и экологичен и появится ли у России свой электрокар Динамика продаж «зеленых» автомобилей кратно превзошла прогнозы большинства аналитиков, включая представителей Международного энергетического агентства МЭА. Согласно большинству прогнозов, к 2025-му оно вырастет в пять раз, что будет подстегивать добытчиков лития наращивать производство. При этом некоторые страны, например США, уже разработали стратегии полной декарбонизации транспорта к середине XXI века и будут все быстрее отказываться от машин с двигателем внутреннего сгорания. Литиевые аккумуляторы отличаются невероятно высокой плотностью энергии и удельной энергией — проще говоря, они обладают большой мощностью при скромном размере и способны выдерживать куда больше циклов перезарядки, чем их предшественники. Конечно, добыча лития и производство батарей не проходят бесследно для природы, однако оказывают на нее куда меньшее воздействие, чем добыча, переработка и использование ископаемого топлива. Ежегодно одни только угольщики достают из-под земли 8 млрд т горной породы, а переход к чистой энергии в соответствии с целями Парижского соглашения потребует не более 3,5 млрд т различных минералов в течение следующих 30 лет, согласно оценкам Всемирного банка. Как цифровизация и возобновляемая энергетика уничтожат жизнь на Земле Использование транспорта на литиевых аккумуляторах экологичнее бензина, дизеля и газа, поскольку не влечет за собой выбросы парниковых газов и вредных соединений в воздух, загрязнение водных источников. Впрочем, экологичность зарядки машины на литиевой батарее будет всецело зависеть от того, насколько «зеленая» энергия подается в сеть.
Иран занимает 4-е место в мире по запасам лития
И даже колебания цен на рынке сырья не смогут существенно отсрочить эту планку более чем на пару лет. При этом стоимость самого лития в батарее не превышает нескольких процентов. Но это очень условная и непостоянная пропорция, поскольку технологии меняются, снижается ресурсоемкость аккумуляторов, подбираются новые материалы, в том числе даже создаются литий-ионные аккумуляторы без использования никеля, кобальта и магния. И даже литию пытаются найти замену в виде натрия. Однако литий-ионные аккумуляторы как класс прочно заняли свою нишу в накопителях энергии и остаются наиболее эффективными. А их ключевой компонент, вынесенный в название, остается незаменимым материалом. Спрос на него в ближайшие 20 лет может вырасти более чем в 40 раз, тогда как на другие компоненты лишь в 7-25 раз см график ниже. Прогнозиреумый рост спроса на критически важные минералы для литий-ионных батарей по сравнению с 2020 годом При этом добыча лития уже выросла втрое за последние 10 лет.
В 2016 году Илон Маск уже заявил , что для выпуска 500 000 автомобилей Tesla на одной Гигафабрике ему придется скупать весь литий мира. На тот момент он был не так уж и неправ. А сейчас таких гигафабрик по миру строится уже несколько. Не столкнется ли электротранспортный прогресс с дефицитом лития в будущем и не создаст ли это новых проблем и зависимостей? Короткий ответ на оба вопроса — вполне возможно. С одной стороны, литий довольно распространенный металл на Земле. К тому же запасы эти отражают лишь ресурсы, которые могут быть освоены по текущим технологиям и на текущем уровне цен.
С ростом спроса, развитием технологий и цены ресурса, объем разведанных запасов будет увеличен. Литий в теории можно добывать хоть из морской воды. Но с другой стороны, ажиотажный спрос на литий-ионные аккумуляторы может расти так стремительно, что добывающая отрасль с геологоразведкой и подготовкой новых месторождений может за ним и не поспевать. Эта величина часто используемая для количественного измерения рынка лития. Например, на текущий момент ряд аналитиков Benchmark, на рис.
Расширение отечественного производства лития будет включать добычу открытым способом или добычу при помощи специального рассола, что означает подъем богатого минералами рассола на поверхность и его последующую переработку. Противники этой технологии добычи выражают обеспокоенность тем, что литиевые проекты могут нанести вред священным землям индейцев, поставить под угрозу хрупкие экосистемы и дикую природу. Но в долгосрочной перспективе эти проекты могут принести пользу окружающей среде, убрав с дорог бензиново-дизельные автомобили сказал Гленн Миллер, почетный профессор наук об окружающей среде в Университете Невады. Тогда Америка сможет производить из этого литием то необходимое, что сегодня способен делает только Китай», — заметил Миллер.
Аккумуляторный металл Литий — самый легкий земной металл — был открыт шведским химиком Йоханом Августом Арфведсоном свыше 200 лет назад. С тех пор его в чистом виде и в различных соединениях используются во всем, от психиатрии до консистентной смазки. Но интерес к литию резко возрос именно в последние годы из-за его использования в аккумуляторных батареях для электрических и гибридных автомобилей, газонокосилок, электроинструментов и многого другого. Также литиевые батареи питают ноутбуки и мобильные телефоны. Байденовская администрация запланировала строительство полумиллиона зарядных станций для электромобилей как важную часть своих инфраструктурных целей. Эти усилия, а также развитие компаний по производству электромобилей, таких как Tesla, потребуют намного больше лития для производства аккумуляторов. Ближайший к разработке новый проект по добыче лития — это предложение компании Lithium Americas.
Основной импульс трансформации задало появление и стремительный рост популярности электрокаров, в которых на один аккумулятор уходит в среднем восемь килограммов лития. Нынешние недельные объемы продаж таких авто сопоставимы с теми, что десять лет назад фиксировались за год.
В прошлом году в мире было продано 10,5 миллиона машин с электродвигателем — вполовину больше, чем в 2021-м. К концу текущего года их общее число будет составлять около 40 миллионов. С 2010 по 2021-й объемы увеличились в четыре раза, до 546 тысяч тонн эквивалента карбоната лития lithium carbonate equivalent, LCE — стандартизированная единица измерения, которая может быть использована для различных соединений лития. В прошлом году показатель достиг примерно 680 тысяч тонн LCE. За 2021 год они взлетели более чем на 400 процентов, продолжив ралли в 2022 году: рекордные значения были зафиксированы в ноябре с более чем десятикратным ростом к уровню начала 2021-го. Литий описывали как самый ценный металл года, а глава Tesla Илон Маск сравнивал владение предприятиями по переработке с собственным станком для печатания денег. Сейчас это в принципе то же самое, что печатать деньги. Я бы еще раз рекомендовал предпринимателям включиться в бизнес по переработке лития: вы не проиграете Илон Маскглава Tesla Причина стремительного роста цен в том, что рынок все это время оставался дефицитным: предложение не поспевало за спросом. Притом самого металла на планете в целом достаточно, актуальная проблема нехватки принципиально решаема развитием проектов добычи и достаточными инвестициями.
Вопрос только в том, чтобы успеть нарастить мощности вовремя: к 2025 году спрос может достичь 1,5 миллиона тонн LCE, а к концу десятилетия — более чем трех миллионов тонн. В конце марта 2023 года Евросоюз согласовал запрет с 2035 года на продажу новых авто, работающих на традиционном ископаемом топливе. Странам ЕС, впрочем, не удалось договориться о полном запрете привычных авто, как предполагалось изначально: Германия пролоббировала возможность продолжать использовать машины на особом климатически-нейтральном электротопливе e-fuel , которое подходит для обычного двигателя внутреннего сгорания ДВС. Такое топливо синтезируется в результате сложного процесса с использованием электричества, воды и уловленного в воздухе CO2, но его полномасштабного производства пока нет , а первый коммерческий завод в секторе начал работу всего несколько месяцев назад.
Зимбабве Зимбабве производит пятый по величине литий по 1000 метрических тонн согласно отчетам за 2014 год. Одна компания, частная корпорация Bikita Minerals, контролирует почти всю добычу лития в стране. Шахта Бикита, одна из крупнейших в Зимбабве, расположена на юге страны. Аргентина Аргентина производит четвертое место по количеству лития в 2900 метрических тонн.
Аргентина извлекает выгоду из геологических условий, которые создали литиевые соляные равнины, которые обеспечивают производство лития Наиболее значимой соляной равниной является Салар дель Хомбре Муэрто, расположенный в северо-западной части страны. Китай Китай производит третье место по количеству лития в 5000 метрических тонн. Большая часть лития страны поступает из равнины Чанг Тан в западном Тибете. Китай должен полностью нарастить добычу лития, поскольку потребность в металле неуклонно растет. В Китае также имеется большой внутренний рынок лития. В настоящее время Китай получает много лития из Австралии. Чили В 2014 году Чили произвела второе место по объему производства лития - 12 900 метрических тонн.
Лития в Боливии все больше
В 2022 году запасы лития в Чили составили 9,3 млн тонн, что является самым большим показателем в мире. Mineral commodity summaries 2019. Добыча и запасы лития по странам мира, тонн 2015 и 2016 годы. Новости по теме.
Редкие металлы становятся важнее нефти
На начало 2022 года запасы лития в России составляют по экспертным оценкам 1-2 млн. тонн. Поэтому вопрос о странах с самыми большими запасами лития является весьма актуальным. 8-9 тыс. тонн в год, причем ранее весь этот объем импортировался из стран так называемого литиевого треугольника - Аргентина, Чили, Боливия.