Агашина Маргарита — Стихи и песни (стихи чит. автор) 40:20.
Лучшие стихи Маргариты Агашиной
Читать полный текст стихотворения «Второе февраля» Маргарита Агашина на портале «Стихи детям». стихи маргарита агашина горькик стихи. Годы жизни знаменитой Маргариты Агашиной пропали в центре Волгограда. Поэтесса Маргарита Агашина, биография, фотогалерея (7 фото), 52 стихотворения, песни, авторское чтение (8 аудиофайлов). "Второе февраля"В свой срок - не поздно и не рано - придёт зима, замрёт земля. Случайно сегодня набрел на стихи Маргариты Агашиной и был поражен этой удивительной красоте.
Откройте свой Мир!
Маргарита Агашина — У смерти тоже есть свои порядки: Стих. 02. Но опять от края и до края встал народ за Родину стеной; не в стихах, а в битвах повторяя быль, сейчас рассказанную мной. Слушать аудио стихи онлайн на Второе февраля— Маргарита Агашина В свой срок — не поздно и не рано — придёт зима, замрёт земля. Маргарита Агашина — Стихи о моём солдате. Когда, чеканный шаг равняя, идут солдаты на парад — я замираю, вспоминая, что был на свете мой. Стихотворение Маргариты Агашиной "Второе февраля".
Легенда Волгограда Маргарита Агашина
Стихи о моём солдате. Когда, чеканный шаг равняя, идут солдаты на парад. И стайки стихотворений, Вспорхнувших с последних страниц. Ты, помня всечасно о главном. Впервые стихи Маргариты Агашиной я прочитала задолго до знакомства с ней. Стихи Маргариты Агашиной пропитывает ярчайшая эмоциональная окраска, в каждую из строк поэтесса вкладывает свои ощущения и видение мира. Главная» Новости» Стихотворение 2 февраля маргарита агашина.
Душевные песни для душевных людей. Что было, то было у Маргариты Агашиной
Маргарита Агашина — Стихи о моём солдате. Когда, чеканный шаг равняя, идут солдаты на парад — я замираю, вспоминая, что был на свете мой. Маргарита Агашина, 1967. ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ. Маргарита Агашина, Стихи про февраль: В свой срок – не поздно и не рано – придёт зима, замрёт земля.
Маргарита Агашина «Второе февраля»
Маргарита Агашина «Второе февраля» | Читать стихотворение автора Маргариты Агашиной «Второе февраля», анализ произведения поэтессы, скачать все текста стихов на сайте бесплатно. |
МОЕ СЛОВО. «Девичник» | Агашина Маргарита Константиновна | 29 февраля почитатели творчества Маргариты Агашиной по всей стране отметят 100-летие волгоградской поэтессы. |
Поэтическая минутка с Маргаритой Агашиной | Второе февраля: читать стих, текст стихотворения поэта классика на LikePoem. |
Маргарита Агашина — стихи
Маргарита Агашина — Стихи о моём солдате. Когда, чеканный шаг равняя, идут солдаты на парад — я замираю, вспоминая, что был на свете мой. 4 августа 1999) - известная российская поэтесса, автор текста многих известных песен. 4 августа 1999) - известная российская поэтесса, автор текста многих известных песен. Стихи Маргариты Агашиной по темам: Война Дружба Женщина Любовь Свобода Судьба Времена года Жизнь Лето Мама Мужчина Одиночество Осень Природа Птицы Смерть Смысл жизни. 1999) * * *Когда непросто женщине живётся —одна живёт, одна растит ребят —и не перебивается, а бьётся, —«Мужской характер», — люди почему та женщина не рада?Не деньги ведь, не дача, не тряпьё —два гордых слова, чем бы не. Маргарита Агашина «Второе февраля». В свой срок — не поздно и не рано — придёт зима, замрёт земля.
Маргарита Агашина. Любимые стихи ( 8 )
Трогает, поскольку человек нездешний — приезжая, но так полюбить город удается мало кому", - уверена сотрудник Центральной библиотеки им. Агашиной Людмила Зиновьева. Она говорила, что если бы не осталась на волжской земле, возможно, и не писала бы. Волгоград свел поэтессу и с Григорием Пономаренко. Он пишет музыку к её лучшим произведениям. Песня «Растет в Волгограде березка» в исполнении Людмилы Зыкиной дарит авторам необъятную любовь народа.
Мать приходит за полночь с завода. Спрятан ключ в углу дровяника. Юрка лез на камень возле входа, чтобы дотянуться до замка. И один в нетопленой квартире долго молча делал самопал, на ночь ел картошину в мундире, не дождавшись мамы, засыпал… Человека в кожаной тужурке привела к ним мама как-то раз и спросила, глядя мимо Юрки: - Хочешь, дядя будет жить у нас? По щеке тихонько потрепала, провела ладонью по плечу Юрка хлопнул пробкой самопала и сказал, заплакав: - Не хочу.
В тот же вечер, возвратясь из загса, отчим снял калоши не спеша, посмотрел на Юрку, бросил: - Плакса! То ли сын запомнил эту фразу, то ли просто так, наперекор, только слез у мальчика ни разу даже мать не видела с тех пор. Но с тех пор всё чаще и суровей, только отчим спустится с крыльца, Юрка, сдвинув тоненькие брови, спрашивал у мамы про отца. Был убит в боях под Сталинградом Юркин папа, гвардии солдат. Юрка слушал маму, стоя рядом, и просил: - Поедем в Сталинград!.. Так и жили. Мать ушла с работы. Юрка вдруг заметил у неё новые сверкающие боты, розовое тонкое бельё. Вот она у зеркала большого примеряет байковый халат. Юрка глянул.
Не сказал ни слова. Перестал проситься в Сталинград. Только стал и скрытней, и неслышней. Отчим злился и кричал на мать. Так оно и вышло: третий - лишний. Кто был лишним? Трудно разобрать! От корки и до корки Юрка книги толстые читал, приносил и тройки, и пятерки, и о дальних плаваньях мечтал. Годы шли… И в курточке ребячьей стало тесно Юркиным плечам. Вырос и заметил: мама плачет, уходя на кухню по ночам.
Мама плачет! Ей жилось несладко! Может, мама помощи ждала!.. Первая решительная складка Юркин лоб в ту ночь пересекла. Он всю ночь не спал, вертясь на койке. Утром в классе не пошёл к доске. И, чтоб не узнала мать о двойке, вырвал две страницы в дневнике. Юрка отбивается от рук… 1955 Варя Шуршали сухо листья на бульваре, хрустел ледок октябрьских стылых луж. К моей соседке, молчаливой Варе, осенним утром возвратился муж. Не так, как возвращались в сорок пятом мужья-солдаты с той, большой войны.
Он постучался тихо, виновато, оставив дом своей второй жены. А Варя руки фартуком обтёрла, входную дверь спокойно отперла. Ладонью сжала горло и в комнату не сразу провела. Потом она поплакала немножко, Сказала: - Что ж, что было, то прошло… И вот сейчас у них звенит гармошка и звякает гранёное стекло. И Варя, вся одетая в обновки, покинувшие днище сундука, гремит листами газовой духовки и торопливо жарит судака. И мне казалось: всё не так, как надо, и гости торжествуют ни к чему, и Варя не забыла и не рада, и этот пир горой не потому, что вот вернулся он, отец ребятам и ей самой родной и дорогой. А потому, что он давно когда-то ушёл от Вари к женщине другой. Я всё ждала, что Варя гордо встанет, по-царски сложит руки на груди, сверкнёт глазами, прямо в душу глянет и, как чужому, скажет: - Уходи! Но Варя всё сидела с мужем рядом, на всех смотрела просто и светло, таким спокойным, всё простившим взглядом, как будто впрямь: что было - то прошло. И танцевала, стулья раздвигая, как будто и не плакала она, как в этот вечер плачет та, другая, вторая надоевшая жена.
Как будто за окном не воет ветер, ломая молодые деревца… А у неё, у той, остались дети, как Варины когда-то, без отца. А он - отец - сидит спиной к комоду, с гостями шутит, чокается, ест. И Варя, может, год или полгода ему на этот раз не надоест. Она по старой, памятной привычке, худой носок натянет на грибок, а под подушку мужа сунет спички и папирос дешёвых коробок. Припомнит всё, что было дорогого в те давние счастливые года. И всем вокруг покажется, что снова в семье у Вари - счастье, как тогда. И муж решит: «Забыла про обиду! Что ж, она у всех в крови…» А Варя просто не покажет виду, что в этом доме больше нет любви. Не знаю, может быть, она вернётся, любовь, которой Варя так ждала. Не потому ли радостно поётся у праздничного шумного стола?
И кто-то, криком песню заглушая, какой-то тост провозглашает вновь… И Варя долго пляшет, провожая свою большую первую любовь. Как ни ищи - ты их не встретишь в лесах заволжской стороны, и, говорят, деревья эти издалека принесены. А было так: война когда-то была на волжском берегу. На перекрёстке три солдата сидели рядом на снегу. Стоял январь. И ветер хлёсткий позёмку в кольца завивал. Горел костер на перекрёстке - солдатам руки согревал. Что будет бой - солдаты знали. И перед боем с полчаса они, наверно, вспоминали свои далёкие леса. Потом был бой… И три солдата навек остались на снегу.
Но перекрёсток Сталинграда они не отдали врагу. И вот теперь на перекрёстке, на месте гибели солдат, стоят каштаны и берёзки, и ели стройные стоят. Шумят нездешними листами, дождём умытые с утра, и обжигают нашу память огнём солдатского костра. Только вот дождусь парома, а потом - перевезут, и останется до дома только несколько минут. Я пойду, шаги считая, а навстречу мне - кусты и поляна, золотая от куриной слепоты. Косит сено «Новый Север» - чуть не к небу ставят стог. Кормовой лиловый клевер брызнул мёдом из-под ног. А за клевером - канава, и над нею, в полутьме, тётка Марья из райздрава вяжет веники к зиме. Улыбнулась, как бывало, вся седая, как была… Словно век не уезжала я из этого села! Сентябри в народе грустно бабьим летом нарекли.
Только что ж это такое: лишь машины замолчат, до рассвета над рекою не смолкает смех девчат! Видно, весело живут - платья гладят, кудри вьют, по уплясанной поляне туфли-лодочки плывут. А уж песню запоют - ива склонится к ручью, дрогнет старая берёза: вспомнит молодость свою. Выйдет на небо луна, но не знает и она: то ли это бабье лето, то ли девичья весна! Осенью всегда бывает грустно, даже если не о чем грустить. Подойду к красавице рябине, руку ей на шею положу, по какой, единственной, причине я грущу сегодня, расскажу… Мой упрямый, я тебя прошу: ты прости мне эти разговоры. Я всегда молчу про наши ссоры - сору из избы не выношу. А сейчас никто ведь не узнает. Зиму всю рябина смотрит сны, и она, красавица лесная, мой рассказ забудет до весны. Только пусть его подхватит ветер, или даже сразу все ветра: много ведь людей на белом свете ссорятся, как мы с тобой вчера.
Пусть же ветры возле них повьются, им расскажут наш вчерашний спор. А они - над нами посмеются и всю жизнь не ссорятся с тех пор! Как в домах - больным, по уговору - береглась последняя трава, и сухую липовую кору, скрежеща, мололи жернова. Но запомню: проливные грозы, золочёный колос у плеча, длинные, скрипучие обозы в бубенцах и лентах кумача; и вчера, увидя море хлеба, на колени став у поля ржи, на голос, поднявши руки в небо, плакала старуха у межи. Тонко-тонко, гибко-гибко никнут вётлы над прудами… Даже первая ошибка забывается с годами. Я об этом не жалела, что вчера тебя встречая, ничего не замечая, я в глаза твои смотрела долго-долго, много-много.
В последний год перед войной он только-только кончил школу и только встретился со мной. Он был весёлый, тёмно-русый, Он в бой пошёл под Старой Руссой и не вернётся никогда. Но всё равно — по переулкам и возле дома моего и все — похожи на него. Идут, поют, равняя плечи.
И первый снег летит навстречу — и чья-то первая любовь. И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности.
Она старалась как можно больше увидеть, услышать… И о том, что взволновало, спешила рассказать читателям. Стихи Агашиной — документ Времени, с его ценностями, с его дыханием, живой душой. На первый взгляд, неброские детали-черточки, чаще обычные повседневные дела составляют в ее творчестве облик Города.
Но благодаря дару художника события эти уже приобретают глубокое значение. Никаких изысканных средств в арсенале творческой мастерской Маргариты Агашиной не было. Она рисовала картинки с натуры словами, всем понятными, ясными, близкими. Чтобы полнее, ближе чувствовать происходящее, надо много трудиться. Агашина писала о простом человеке, «который море создавал. Она чувствует ее как живое существо, слышит в ночи, как «сердце Волги стучит».
Так поэтичны описания вечерних зорь! В повести «Я люблю тебя, Корея» есть глава «Как у нас в Сталинграде». Пхеньян возрожден на месте руин. Маргарита Константиновна смотрит на чужие новые кварталы, молодые улицы, где работает техника, и — ощущает родную землю, видит Сталинградскую улицу Мира! С достоинством рассказывает корейцам, как в Сталинграде гордятся Тракторным заводом. Сердечно и просто.
О закладке жилого дома, завода: где все подъемные краны, подъемные краны… За строительством наблюдают на улицах чаще дети. А в апреле малышка заселилась в него. Техника на улице продолжает работать — другим девочкам строят дома. Из-за непрекращающихся строек город «вечно юный», «вечно новый». Маргарита Агашина тепло и уважительно говорила в своих негромких, называемых критикой «тихими», стихах о простых людях, вроде бы ничем и никем не прославленных, но гордых, мужественных и прекрасных. На этих людях с такими разнообразными судьбами и держится Город.
Видимо, поэтому в одном из текстов для радио она дает ему особенное, из высших мерок созданное, определение: «Трудно писать стихи о Волгограде. Потому что он сам — великое стихотворение, самое бессмертное на земле». В марте 1960 года состоялось вручение в подарок городу—побратиму Дижону картины волгоградского живописца Федора Суханова «Эстакада Сталинградской ГЭС». В стихотворении «Побратимы» ясно выражено мнение Агашиной о том, что доброе, светлое, чистое чувство привносится этим на французскую землю. Дижонцы в «глазах Волгограда» прочитали свою уверенность в благополучии, счастливом будущем. Оптимизму сопутствует происходящее в природе: на свете весна, распускаются липы… Волгоградские души — замечательные люди.
В предисловии к одному из сборников Маргарита Константиновна писала: «Эти стихи — о вас, мои дорогие ровесники и земляки. О том, как мы жили, работали, любили, страдали, в жестокой войне отстояли Родину, а потом подняли из руин полстраны, вырастили детей…» Это «баба Тоня» - А. Это и работницы Волгоградского треста Металлургстрой — вдовы « тех, не пришедших с войны». Поэтесса в стихотворении «Девичник» рассказывала, как женщины, собравшись во Дворце, празднуют 8-е Марта. Это сложившаяся традиция со своими особенностями. Агашина славит женщин, которые возродили из пепла, выпестовали, как собственного ребенка, — Город.
Это уже о Народном хоре русской песни «Волжские зори» Дворца культуры Тракторного завода, которым десять лет руководил Григорий Пономаренко. А «самым волгоградским» она считала Мамаев курган. Одна из газетных статей - «Каждая травиночка дорогая…» -начинается проникновенными словами: «Знаешь ведь, в каком городе живешь, по какой земле ходишь…» Мамаев курган - это братские могилы: «Ах вы, ребята- ребята!..
Маргарита Агашина. Любимые стихи ( 8 )
Кормовой лиловый клевер брызнул мёдом из-под ног. А за клевером - канава, и над нею, в полутьме, тётка Марья из райздрава вяжет веники к зиме. Улыбнулась, как бывало, вся седая, как была… Словно век не уезжала я из этого села! Сентябри в народе грустно бабьим летом нарекли. Только что ж это такое: лишь машины замолчат, до рассвета над рекою не смолкает смех девчат! Видно, весело живут - платья гладят, кудри вьют, по уплясанной поляне туфли-лодочки плывут. А уж песню запоют - ива склонится к ручью, дрогнет старая берёза: вспомнит молодость свою. Выйдет на небо луна, но не знает и она: то ли это бабье лето, то ли девичья весна! Осенью всегда бывает грустно, даже если не о чем грустить. Подойду к красавице рябине, руку ей на шею положу, по какой, единственной, причине я грущу сегодня, расскажу… Мой упрямый, я тебя прошу: ты прости мне эти разговоры. Я всегда молчу про наши ссоры - сору из избы не выношу.
А сейчас никто ведь не узнает. Зиму всю рябина смотрит сны, и она, красавица лесная, мой рассказ забудет до весны. Только пусть его подхватит ветер, или даже сразу все ветра: много ведь людей на белом свете ссорятся, как мы с тобой вчера. Пусть же ветры возле них повьются, им расскажут наш вчерашний спор. А они - над нами посмеются и всю жизнь не ссорятся с тех пор! Как в домах - больным, по уговору - береглась последняя трава, и сухую липовую кору, скрежеща, мололи жернова. Но запомню: проливные грозы, золочёный колос у плеча, длинные, скрипучие обозы в бубенцах и лентах кумача; и вчера, увидя море хлеба, на колени став у поля ржи, на голос, поднявши руки в небо, плакала старуха у межи. Тонко-тонко, гибко-гибко никнут вётлы над прудами… Даже первая ошибка забывается с годами. Я об этом не жалела, что вчера тебя встречая, ничего не замечая, я в глаза твои смотрела долго-долго, много-много. А теперь ресницы - вниз… Даже узкая дорога может на две разойтись.
И на том берегу, до которого им не доплыть, буду снова одна до утра, дотемна по некошеным травам бродить. Возле старой ольхи, где молчат лопухи, плечи скроются в мокрой траве. И твои, и мои, и чужие стихи перепутаются в голове. Я пою про цветы, потому что и ты на каком-нибудь дальнем лугу ходишь, песней звеня. И напрасно меня ждут на том, на другом, берегу! Никогда не узнает никто, что сегодня почудилось мне. Никому не скажу про беду или, может быть, радость мою. Я любимое платье найду и любимую песню спою. Заплету по-другому косу, распущу на виске завиток… И куда-нибудь прочь отнесу задохнувшийся пылью цветок. Маргарита Агашина родилась в деревне Бор Ярославской области.
Детство поэтессы прошло на фактории «Стрелка» на севере Красноярского края. Отец поэтессы был по профессии врач, по роду своей деятельности ему приходилось кочевать по тайге вместе с эвенками-охотниками. Мать Маргариты учила эвенкийских детей в школе. В начале 1930-х семья Агашиных перебралась в город Тейково, Ивановской области. Окончила школу в 1942 году на здании школы сейчас установлена мемориальная доска. После окончания школы поступила в Московский институт цветных металлов и золота, но, не окончив второго курса, ушла в Литературный институт им. Училась на семинарах у В. Звягинцевой, В. После окончания Литинститута с 1951 года жила в Волгограде. Здесь она прожила до конца своей жизни, основную часть своего творчества посвятив городу на Волге, который стал для неё по-настоящему родным.
В 1952 за поэму «Моё слово» принята в Союз Писателей. Настоящая известность к Маргарите Агашиной пришла после исполнения Людмилой Зыкиной песни «Растёт в Волгограде берёзка» на её стихи. Автор 36 сборников. Её стихи стали песнями: «Растёт в Волгограде берёзка» , «Солдату Сталинграда» «Ты же выжил солдат» , «Подари мне платок» , «А где мне взять такую песню» , «Что было, то было». Награждена орденом Трудового Красного знамени. Почётный гражданин города героя-Волгограда. Агашина - первый лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград», учреждённой Союзом писателей России, Волгоградской областной администрацией и Волгоградской писательской организацией 1996. Маргарита Агашина скончалась в 1999 году в возрасте 75 лет. Похоронена на Центральном Димитриевском кладбище Волгограда. Печаталась как поэт с 1949 года.
Основная часть творчества поэтессы посвящена Волгограду, его славной истории. Всего поэтесса выпустила 37 сборников стихов в издательствах Москвы и Волгограда. Многие стихи были положены на музыку и стали известными песнями. Маргарита Агашина - о себе Я родилась 29 февраля 1924 года в Ярославле. У нас, на левом берегу Волги, не было высоких городских зданий. Деревянные домики с палисадниками, со скамеечками у ворот, дворы, заросшие густой муравой, - раздолье ребятишкам. Отец мой тогда ещё учился в медицинском институте в Ленинграде. Мама работала, каждое утро уезжала за Волгу на маленьком пароходике «Пчёлка». Помню первую песню, которую услышала: я лет до трёх без песен не засыпала, и вот бабушка, не имевшая никакого музыкального слуха, укачивала меня одной-единственной песней: Всё платочки приносила, Одна шаль осталася. Всех хороших прилюбила, Одна шваль осталася.
Такой же бесслухой была и мама, но она же научила нас с сестрой взрослой песне: Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль… Вспоминаю первые стихи, над которыми горько плакала, - «Орина, мать солдатская». Я ещё не умела читать и только слушала. И вот мама доходила до строк: Мало слов, а горя реченька, Горя реченька бездонная… И тут я каждый раз заливалась слезами. Некрасова дома читали много. Все любили его и даже тихо гордились тем, что мы, как и он, ярославские: мы же происходили оттуда, из некрасовских мест, отцовская деревня Бор - рядом с Грешнёвом. О Некрасове и его стихах у нас всегда говорили с восторгом, нежностью. Я благодарна за это своей семье и судьбе. Потому что уверена: если бы в детстве я вот так же сильно полюбила другого поэта, я писала бы потом совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала… Оба моих полуграмотных деда стихов не писали, но были, по-моему, поэтами. Дед по матери - Иван Большаков, по деревенскому прозвищу Ванька Мороз, был весёлым, лихим парнем.
Отслужив службу в царской армии, он вернулся в родные места только затем, чтобы жениться, и сразу уехал в Москву. Бабушка, кстати, говаривала, вспоминая: «Я и замуж-то вышла не за Ваньку Мороза, а за Москву». Дед служил дворником, рассыльным, кондуктором на железной дороге. Однажды, получив новую форму, на изнанке фуражки он написал: «Не тронь, дурашка, - не твоя фуражка! Детей было восемь, и на всех одни валенки. Я думаю: вот от той озорной фуражки и от печальной этой подковы и пошла моя судьба. Дед Иван в своё время всеми правдами и неправдами сумел добиться, чтобы его дочь - моя мама - бесплатно окончила гимназию и стала учительницей. Отец же, врач, получил высшее образование один из всех своих сестёр и братьев и, конечно, при Советской власти. Он прошёл в своей жизни четыре войны: рядовым солдатом - гражданскую, был ранен в 19-м году в местечке Гнилой Мост под Витебском, потом, уже военным хирургом, финскую и Отечественную - от июля 41-го и до окончания войны с Японией. Привольное было у меня детство, хоть и в городе я родилась.
Каждое лето ездили мы в Бор. И как же всё это помнится! Воблой и рогожей пахли пристани, на Бабайках покупали нам землянику - от неё белое молоко в тарелке становилось то голубым, то розовым. Пароходик шлёпал колёсами; у берегов, по колено в воде, стояли коровы - белые морды, чёрные очки. А там - Красный Профинтерн, четыре версты до Бора. Отцовский дом, огород, чёрная баня, за огородом луг - ромашка, иван-да-марья, колокольчики, а по лугу - речка Ешка, полтора метра шириной… Потом мы перебрались на Среднюю Волгу, в теперешнюю Пензенскую область. И опять рядом красота: поляны незабудок, дубовые леса и осинники, полные грибов, заросли папоротника, а в них, под каждым кружевным листом, земляника, - не ягодка-две, а сразу пригоршню наберёшь. Затем жили мы далеко в Сибири, в тайге, в центре Эвенкийского национального округа, на фактории Стрелка Чуни. Отец зиму и лето кочевал по тайге с охотниками и оленеводами. Мама учила эвенкийских ребят в первой, только что открытой, школе.
Она говорила, что если бы не осталась на волжской земле, возможно, и не писала бы. Волгоград свел поэтессу и с Григорием Пономаренко. Он пишет музыку к её лучшим произведениям. Песня «Растет в Волгограде березка» в исполнении Людмилы Зыкиной дарит авторам необъятную любовь народа. Традиционно волгоградские школьники участвуют в литературных Агашинских чтениях, а в Краеведческом музее представлено более 500 экспонатов мемориальной коллекции поэтессы. Подписывайтесь на МТВ.
Песня берет за душу, она бередит память участников Сталинградской битвы, хоронивших боевых друзей на волжских берегах. Тем, у кого близкий человек пропал без вести, а последние его письма приходили со Сталинградского фронта, в светлой печали виделось, будто наша березка плачет, горюя, и над их павшим бойцом. Потянулись незримо к ней со дня рождения песни сердца людские, припадая, как к подножию обелиска… Стихотворение в основе музыкального памятника Героям Сталинграда стало знаковым. По словам писателя Н. Мизина из статьи «Живет в Волгограде поэтесса… творческий портрет », «если бы даже поэтесса ничего больше не сказала о городе-герое, она исполнила бы свой писательский долг перед ним». В автобиографии она напишет: «…Его судьба, его люди, его матери и вдовы, его стройки, дороги, его необъятные, нелегкие поля — все это учило и учит меня жить, быть там, где все, горевать и радоваться вместе со всеми…» Сразу поверила поэтессе, «стала первой трибуной» для нее газета «Сталинградская правда». О чем бы ни писала Маргарита Константиновна, шло из глубины сердца. Она старалась как можно больше увидеть, услышать… И о том, что взволновало, спешила рассказать читателям. Стихи Агашиной — документ Времени, с его ценностями, с его дыханием, живой душой. На первый взгляд, неброские детали-черточки, чаще обычные повседневные дела составляют в ее творчестве облик Города. Но благодаря дару художника события эти уже приобретают глубокое значение. Никаких изысканных средств в арсенале творческой мастерской Маргариты Агашиной не было. Она рисовала картинки с натуры словами, всем понятными, ясными, близкими. Чтобы полнее, ближе чувствовать происходящее, надо много трудиться. Агашина писала о простом человеке, «который море создавал. Она чувствует ее как живое существо, слышит в ночи, как «сердце Волги стучит». Так поэтичны описания вечерних зорь! В повести «Я люблю тебя, Корея» есть глава «Как у нас в Сталинграде». Пхеньян возрожден на месте руин. Маргарита Константиновна смотрит на чужие новые кварталы, молодые улицы, где работает техника, и — ощущает родную землю, видит Сталинградскую улицу Мира! С достоинством рассказывает корейцам, как в Сталинграде гордятся Тракторным заводом. Сердечно и просто. О закладке жилого дома, завода: где все подъемные краны, подъемные краны… За строительством наблюдают на улицах чаще дети. А в апреле малышка заселилась в него. Техника на улице продолжает работать — другим девочкам строят дома. Из-за непрекращающихся строек город «вечно юный», «вечно новый». Маргарита Агашина тепло и уважительно говорила в своих негромких, называемых критикой «тихими», стихах о простых людях, вроде бы ничем и никем не прославленных, но гордых, мужественных и прекрасных. На этих людях с такими разнообразными судьбами и держится Город. Видимо, поэтому в одном из текстов для радио она дает ему особенное, из высших мерок созданное, определение: «Трудно писать стихи о Волгограде. Потому что он сам — великое стихотворение, самое бессмертное на земле». В марте 1960 года состоялось вручение в подарок городу—побратиму Дижону картины волгоградского живописца Федора Суханова «Эстакада Сталинградской ГЭС». В стихотворении «Побратимы» ясно выражено мнение Агашиной о том, что доброе, светлое, чистое чувство привносится этим на французскую землю. Дижонцы в «глазах Волгограда» прочитали свою уверенность в благополучии, счастливом будущем. Оптимизму сопутствует происходящее в природе: на свете весна, распускаются липы… Волгоградские души — замечательные люди. В предисловии к одному из сборников Маргарита Константиновна писала: «Эти стихи — о вас, мои дорогие ровесники и земляки. О том, как мы жили, работали, любили, страдали, в жестокой войне отстояли Родину, а потом подняли из руин полстраны, вырастили детей…» Это «баба Тоня» - А.
Я не плачу, и я не устала! Я готова для самого — самого трудного дня. Я готова все вынести, я уже вынесла много. Я впервые в беде, и ее победила, беду. И лежит предо мною одна — и прямая — дорога. И по этой дороге я сына вперед поведу. Сын мой! День мой! Большой, дорогой, неустанный! Вечера допоздна, ночь бессонниц, тревог и труда. Здравствуй, первая трудность, которой гордиться я стану! Настежь двери: пусть видно, как в комнату входят года! Идет пятидесятый. Летний луч запутался в окне. Бегают веселые ребята по большой и ласковой стране. Есть в стране для них дома и книжки, есть земля, чтоб хлеб для них растить, фабрики, чтоб сделать им пальтишки, армия, чтоб их оборонить. Их везде улыбками встречают, маленьких веселых сорванцов. Кажется, они не замечают, что они не видели отцов. В самом деле, что им нужно, детям? Сыт, обут — и вроде все дела! До сих пор я часто вспоминаю: ласковые волны ветерка, праздничное утро Первомая, движутся по улицам войска. Конники стоят на перекрестке, маленьким не видно за людьми. Чей-то мальчик в новенькой матроске звонко крикнул: — Папа, подними! И уже вверху над всеми нами рассмеялся громко, горячо, и вцепился смелыми руками в крепкое отцовское плечо. Мой взглянул на мальчика и замер, словно к месту своему прирос. И смотрел он детскими глазами, полными таких недетских слез, что хотелось броситься — и мимо, растолкав веселые ряды, спрятать сына от непоправимой в первый раз им понятой беды! Но стоявшим возле мостовой — загорелый, сильный, высоченный — взял сынишку на руки военный и подбросил вверх над головой, вверх, туда, где теплый майский ветер встретил сына трепетом знамен. И нигде, на целом белом свете, не было счастливее, чем он, этот сын моей родной земли, этот мальчик с круглыми щеками, на которых, словно ручейками, высохшие слезы пролегли… Вот и все. Прохладно, вечереет. Сумерки качнулись у окна. Вот в такие сумерки в Корее ожила проклятая война. Но опять от края и до края встал народ за Родину стеной; не в стихах, а в битвах повторяя быль, сейчас рассказанную мной. Он, как мы, снесет бои и беды и поднимет на руки сирот… И корейский мальчик в День Победы к гимнастерке воина прильнет. И далеко за краем океана ты будешь слушать в этот час меня. Поправит распустившиеся прядки твоя простая теплая рука. Ты, может быть, наклонишься к кроватке, посмотришь на уснувшего сынка. Закрутишь нервно пуговку на блузке, начнешь платок к ресницам прижимать. И ничего, что я пишу по-русски, — ты все равно должна меня понять. Твой муж летит над городом Либава, под ним чужая мирная страна. На это слово я имею право затем, что я — такая — не одна! Пускай оно несется, словно эхо, за сотни гор, за тысячи морей. Его во всех частях и странах света услышат миллионы матерей. Мы не хотим, чтобы на поле боя опять шагали тысячи бойцов, чтоб стало черным небо голубое, чтоб дети оставались без отцов. Ты тоже мать.