Почему новый виток конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха и антитеррористические мероприятия Баку 19 сентября 2023 года могут угрожать всему миру, разбирались эксперты ФедералПресс. Сначала на азербайджанском государственном канале начали крутить заявления Ильхама Алиева с угрозами в сторону Армении, а затем глава МИД Джейхун Байрамов отметил, что армянские войска — это угроза Азербайджану. Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации.
Никакого НАТОвского коридора! Почему Иран готов оказать военную поддержку Армении
Разорвать окончательно?! Потому, что один человек так решил или ЦРУ так решило? Я не знаю как себя вести по отношению к Армении как к стране сейчас» - заявил декан.
Можем ли мы удержать ситуацию под контролем, особенно на фоне событий на Украине? Армения должна определиться со своим геополитическим вектором и перестать играть в двойную игру. Нельзя делать антироссийские заявления и тут же взывать к Москве о помощи. Соответственно, за «экологистами», которые перекрыли дороги стоит не только Баку, но и сама логика экспансии Азербайджана на территорию, которая не способна организовать отпор. Как далеко они готовы зайти? Однако премьер Армении Пашинян тоже хочет убрать из региона российских миротворцев и заменить их на «миротворцев» НАТО. Он тоже кому-то глаза мозолит?
Поэтому для Баку эта задача остаётся актуальной. Если читать эти официальные сводки, выходит, между Баку и Москвой все очень конструктивно, а на практике нет? Или Баку что-то у себя не контролирует? Баку продавливает свою позицию через Москву, а Москва разве что уговаривает. Пока Москва уговорила Баку согласиться с присутствием в регионе своих миротворцев, но завтра Баку выступит против при поддержке Турции, и Россия вынуждена будет оттуда уйти.
В ответ на агрессию, армянские пограничники нанесли ответный удар по опорным пунктам азербайджанской армии, которые находились всего в нескольких сотнях метрах от границы с Арменией. После кратковременного затишья длительностью около двух часов, перестрелки снова начались.
В этот раз в сфере атаки азербайджанцев оказались приграничные районы около села Кут и Сотского рудника.
Прошу заметить: данное заявление никаким образом не связано с Россией", — написала дипломат в своем Telegram-канале. По ее словам, заявление Пашиняна находится в исключительной компетенции нынешних армянских властей и обусловлено их консультациями с западниками. Особенно усердствовала Франция. И судя по всему, Пашинян сейчас находится под впечатлением, в состоянии эйфории от этих обещаний.
Именно с этим я связываю изменение его риторики в отношении Азербайджана и попытку идти на конфликт", — рассказал в беседе с РЕН ТВ политолог. Поделиться Заявление Пашиняна о войне вызвано эйфорией от обещаний Запада Заявление Пашиняна о войне вызвано эйфорией от обещаний Запада Об этом же говорит политолог Алексей Ярошенко. По его словам, Никол Пашинян вел переговоры с американскими послами и представителями НАТО, которые "ему что-то пообещали". Видимо, они ему что-то пообещали", — подчеркнул Ярошенко. Алексей Мухин также отметил, что своим заявлением о войне с Азербайджаном Пашинян пытается закрепить собственные позиции.
С этим я связываю его заявление", — добавил Мухин. По мнению Алексея Мухина, на данном этапе страна явно не готова к вооруженному противостоянию с Азербайджаном.
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
Армения обратилась за военной помощью к ОДКБ. Азербайджану перейдут отдельные села в Тавушской области на северо-востоке Армении, которые входили в Азербайджанскую ССР до 1990-х годов. О том, как ситуация на Южном Кавказе отразится на отношениях РФ с Азербайджаном и Арменией — в материале "ДП".
Шольц анонсировал скорое подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией
Армения тогда заявляла, что азербайджанские войска обстреляли приграничные населенные пункты на юго-востоке республики, а представители Азербайджана утверждали, что армянские военные заминировали пути снабжения азербайджанской армии и обстреляли несколько. Пашинян дистанцировался от ситуации в Карабахе, заявив, что Армения не собирается воевать и ее войск там нет, а у карабахских формирований не было шансов в одиночку противостоять армии Азербайджана. Азербайджан и Армения оспаривают принадлежность Нагорного Карабаха с февраля 1988 года, когда регион объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. Армия Азербайджана сегодня днем объявила о начале «антитеррористических мероприятий» и начала обстреливать территорию непризнанной республики. Армения и Азербайджан обвинили друг друга в обстрелах на границеМинобороны Азербайджана заявило об обстреле его военных с территории Армении в Лачинском районе.
Армяне с легкостью отказались от своей государственности в Карабахе
многообещающий прогресс для мирного процесса. Азербайджан и Армения приступили к процессу демаркации границы, сообщил в телефонном разговоре президент Азербайджана Ильхам Алиев госсекретарю США Энтони Блинкену, передает ТАСС. Баку и Ереван стремительно приближаются к военному конфликту, формальной причиной которого может стать принадлежность нескольких сел на армянской территории, которые Азербайджан считает своими.
Алиев: после делимитации границы Азербайджан и Армения начали процесс демаркации
Об этом во время визита в села Тавушской области заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян. Пашинян отметил: он сейчас предупреждает жителей сел, чтобы потом его не упрекнули в том, что он, обладая информацией, не сообщил об угрозе заранее. Это значит, что в конце недели начнется война.
Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн.
Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году.
В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования.
Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики.
В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов.
Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам.
Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам».
Накануне директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил , что нынешняя эскалация конфликта в Карабахе вызывает у Москвы особую тревогу. Кроме того, разгорающееся вооруженное противостояние в Карабахе, как магнит, притягивает к себе боевиков из различного рода международных террористических структур», — пояснил глава СВР. По словам Нарышкина, при такой тенденции Закавказье способно стать новым плацдармом для международных террористических организаций, откуда боевики в последующем могут просачиваться в сопредельные с Азербайджаном и Арменией государства, в том числе в Россию. О том, как события в Карабахе видят в Азербайджане и в Армении , читайте в материалах «Евразия.
И этой риторике не так-то просто оппонировать — пока у Баку действительно получается добиваться своего. Можно ли с разницей в несколько недель пожать руку и Владимиру Путину, и Владимиру Зеленскому? Можно — если вы Ильхам Алиев. Пресс-служба администрации президента Азербайджанской Республики Еще один сигнал заключается в том, что Азербайджан способен свести на нет любую помощь Армении со стороны союзников. Миротворцы были лояльны к армянскому населению и даже сотрудничали с силовыми органами Республики Арцах которых, с точки зрения Баку, просто не должно было существовать? Сначала им указали на их бессилие, блокировав Лачинский коридор небольшой группой « экоактивистов », а затем полностью вытеснили из региона. Теперь, когда Армения начала сближение с Вашингтоном и Брюсселем, в Азербайджане решили дискредитировать и этих посредников. Хотя встреча Пашиняна с представителями США и Евросоюза прошла почти две недели назад, азербайджанское издание Caliber. В только опубликованных « сенсационных подробностях » утверждается, что американские специалисты помогут Еревану разработать новую военную доктрину, окажут армянской армии финансовую поддержку и запустят программы по подготовке офицеров в США. Но есть и пункты, которые как будто специально ставят целью надавить на болевые точки двух важных для Армении партнеров — Москвы и Ирана. Они выглядят так: «Соединенные Штаты направят в Армению аналитические группы для проведения на месте оценки военно-воздушных сил и возможностей ПВО с учетом интеграции Армении в Объединенную систему ПВО ОДКБ» и «ЕС и Армения обсудили необходимость снижения зависимости Еревана от российской военной техники и технологий, а также уменьшения зависимости от предоставляемого Россией военного образования и подготовки», а также «Соединенные Штаты окажут необходимую помощь для значительного развития военного и оборонного потенциала Армении и укрепления пограничного контроля и безопасности границ, уделяя особое внимание границе с Ираном» В первом случае у Москвы должны появиться опасения, что некие ценные сведения о структуре ее ПВО могут оказаться в руках Вашингтона, во втором — Иран должен занервничать, что на его границах могут оказаться самые настоящие солдаты НАТО. Ко всему этому стоит добавить, что убедительных доказательств реальности написанного в Caliber. Зато Мария Захарова, отвечая на вопрос RT, вполне уверенно назвала сведения « утечками » и заявила, что ожидает от Еревана «дезавуирования» этой информации. Если прибавить к этому еще и распространение публикации Caliber. С азербайджанской точки зрения, у Армении не должно быть адвокатов, а суд должен вестись в рамках ветхозаветной морали — око за око, зуб за зуб.
Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном
После того, как процесс делимитации границы между Арменией и Азербайджаном действительно начался, жители сел сперва требовали встречи с марзпетом (губернатором) области Тавуш Айком Галумяном. В требованиях азербайджанского МИД сообщается — эти села находятся на территории Азербайджана, захваченной Арменией", — отмечает издание. 19 сентября Азербайджан объявил антитеррористическую операцию на территории Нагорного Карабаха, который исторически является главным местом столкновения Азербайджана и Армении. Президент России Владимир Путин оценил ход и последствия армяно-азербайджанского конфликта.
Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт
Он отметил, что для продолжения переговоров по мирному договору на основе предложения Казахстана, главы МИД Азербайджана и Армении в скором времени проведут встречу в Алматы", - подчеркивается в информации. Алиев также отметил, что Азербайджан продолжит усилия для продвижения мирной повестки и обладает решительной политической волей для этого. Глава государства добавил, что Азербайджан поддерживает создание на Южном Кавказе региональной модели сотрудничества и интеграции региона без каких-либо разделительных линий.
Также в ведомстве заявили, что единственный путь к миру в регионе — полный вывод армянских ВС из Карабаха и роспуск режима в Степанакерте. В Минобороны Армении тогда заявили, что их подразделений вооруженных сил в Карабахе нет. Возле здания правительства в центре Еревана проходили протесты. На площади находилось около 500 человек, которые выкрикивали антиправительственные лозунги и обвиняли руководство страны и премьер-министра Никола Пашиняна в том, что их политика привела к нынешней ситуации в Нагорном Карабахе.
Обстановка в районе Нагорного Карабаха обострилась в конце сентября 2020 года после того, как Армения сбила боевой вертолет Азербайджана и сторона пошла в контрнаступление. В Армении тогда объявили военное положение и всеобщую мобилизацию.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян призвал соотечественников воздержаться от завышенных ожиданий, но все-таки подчеркнул ее важность. Впервые Армения и Азербайджан решили вопрос за столом переговоров», — сказал он. Международное сообщество высоко оценило достигнутое соглашение. Глава Совета ЕС Шарль Мишель подчеркнул, что соглашение основано на Алма-Атинской декларации, что было ключевым элементом армяно-азербайджанских переговоров в Брюсселе. То же самое сделал глава Госдепа США Энтони Блинкен, подчеркнув, что был сделан шаг на пути к заключению прочного и достойного мирного соглашения. Однако по крайней мере часть жителей армянских приграничных сел все это не воодушевило. Например, в селе Киранц граница должна пройти в 100 м от школы. Местные говорят, что боятся отправлять своих детей учиться в непосредственной близости от азербайджанских пограничников.
При этом Пашинян заявил, что после установления разграничительной линии из региона выведут российских пограничников. Чтобы успокоить недовольных, в Киранц приехал глава МВД Армении, но один из местных ветеранов едва не подрался с ним.
Ранее Азербайджан отказывался от таких переговоров. Власти непризнанной НКР подтвердили дату и место встречи, добавив, что там будут обсуждаться и «вопросы [об] обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, обеспечении жизнедеятельности населения Нагорного Карабаха в рамках конституции Азербайджана». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая 20 сентября на упреки председателя Совбеза Армении Армена Григоряна российским миротворцам в невыполнении «обязательств по защите Карабаха», заявил, что «подобные обвинения являются абсолютно беспочвенными, ни на чем не основанными». По его словам, Ереван де-юре признал регион частью Азербайджана на конференции в Праге в 2022 г. Мы продолжаем наши контакты и с армянами в Карабахе».
Российский миротворческий контингент вправе применять оружие только при прямом нападении на него, а Россия как союзник Армении должна оказывать помощь в защите ее признанных границ, в периметр которых Карабах не входит, пояснил источник в Минобороны России. С этой целью в Армении дислоцирована 102-я российская военная база. Мы в постоянном контакте с властями в Ереване, Степанакерте и Баку. Надеемся, что сможем добиться деэскалации и перевода проблемы в мирное русло». В ночь перед фактической капитуляцией Карабаха Ереван пытался заручиться поддержкой Запада.
Главы МИД Армении и Азербайджана проведут встречу в Алматы
В этом же контексте уместно привести недавние высказывания председателя комитета Совета Федерации по международным делам Григория Карасина о том, что Москва внимательно относится ко всем заявлениям Армении о партнерстве с США и Евросоюзом. Это очень опасно и может нанести, кстати говоря, вполне конкретный ущерб не только связям Еревана и Москвы, но и влиянию, перспективам Армении в региональных и мировых делах. Не понимать этого — очень опасное заблуждение», — заявил Карасин изданию «Лента. Но вернемся к инсинуациям Мирзояна аргентинскому изданию. Армянский министр заявил, что «у Армении есть справедливые ожидания касательно взаимного выполнения странами своих обязательств». Понятно, что говоря об обязательствах России перед Арменией, власти имеют в виду военно-политическую поддержку Москвы, направленную против Азербайджана. Не случайно руководство Еревана озвучивает особенно в последнее время провокационные заявления в адрес Баку, создавая мнимую угрозу войны, которую якобы хочет развязать Азербайджан. Так, накануне премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил в парламенте о поиске Азербайджаном повода для войны.
Пашинян ранее заявлял, что они не находятся на суверенной территории Армении. Впрочем, как известно, реальные шаги и действия Еревана всегда расходятся с «миролюбивой» риторикой армянских властей. К примеру, Мирзоян в интервью Todos Noticias озвучил обнадеживающие заявления, отметив, что «Ереван может достичь мира с Баку».
Пашинян — политик молодой, ему всего 48. Он типичный для постсоветского пространства «патентованный либерал». Он был журналистом и еще в молодости успел посидеть в тюрьме из-за своей журналистской деятельности: «служебная халатность, оскорбление представителя власти во время исполнения им служебных обязанностей и неисполнение приговора суда» — по таким обвинениям его осудили. Потом занимался политикой и вновь сел — по обвинению в организации массовых беспорядков.
Но вышел по амнистии. А за три месяца до бархатной революции в Армении в 2018 году Фонд Сороса Open Society Foundations признан нежелательной организацией в РФ оказывал поддержку в подготовке журналистов и представителей гражданского общества, приближенных к Пашиняну и команде. Сразу 50 журналистов и 75 общественных активистов, прошедших подготовку в его структурах, выполняли функцию ведущих рупоров «революции» Пашиняна. Никол Воваевич называл Евросоюз главным партнером Армении по реформам и заявлял о намерении ввести безвизовый режим между ЕС и Арменией. В первый год правления Пашиняна британский журнал The Economist признал Армению страной года за достижения в строительстве демократии. Защищала и защищает его, по сути, Россия, имеющая военную базу в Гюмри и миротворцев в Нагорном Карабахе. Большинство армян тоже живут не в Армении, а в России, откуда шлют родственникам на историческую родину деньги, стимулируя местную экономику.
А тут еще и «релокация», когда в Армению от спецоперации и мобилизации сбежали десятки тысяч россиян. А жители Еревана, да и других городов, тут же в несколько раз увеличили арендную плату за квартиры. К тому же продолжают хорошо зарабатывать на обслуживании россиян: торговля продуктами, рестораны, кафе и т. В общем, Никол Воваевич от России много имеет, но вот лояльность, к сожалению, не обеспечивает, — пояснил политолог. Карабахский конфликт При Пашиняне, увы, он разгорелся с новой силой. Осенью 2020 года Азербайджан, на территории которого расположена непризнанная республика Арцах — Нагорный Карабах, решил свои международно признанные земли вернуть. По версии Минобороны Азербайджана, речь шла о контрнаступательной операции «Железный кулак», начатой в ответ на обстрел армянской стороной нескольких азербайджанских населенных пунктов.
Но совершенно очевидно, что более богатый Азербайджан с помощью родственной Турции сумел серьезно модернизировать свои вооруженные силы. От полного разгрома армян спасло только вмешательство России. Директор Института политических исследований Сергей Марков уточнил, что после этой кампании, которую сам Азербайджан назвал «Отечественной войной», Нагорный Карабах потерял 70 процентов территории. Дело в том, что Нагорный Карабах как независимое государство практически никто не признавал, включая, кстати, и саму Армению, — пояснил эксперт. А дальше началась катавасия. Россия, как известно, ввела в Нагорный Карабах миротворцев, которые встали в так называемом Лачинском коридоре, соединяющем Армению с Карабахом. Их миссия — защищать себя и мирных жителей, если их кто-то попытается обидеть.
Армяне добывали в Нагорном Карабахе руды цветных металлов и вывозили их. То есть они фактически вывозили природные ресурсы, принадлежащие Азербайджану. Конечно, ему это не понравилось! Сейчас передвижение людей, машин и товаров стало возможным только после тщательной проверки. В июне на этой дороге произошла перестрелка, и Азербайджан временно закрыл въезд в Нагорный Карабах любому транспорту, кроме скорой помощи.
В результате предпринятых армянской стороной мер было предотвращено продвижение азербайджанских военнослужащих и попытка водружения флага на территории Республики Армения", — заявили в Ереване. Премьер-министр Армении Никол Пашинян обвинял российскую сторону в том, что ее миротворцы не выполняют своих функций по договоренностям от 9 ноября 2020 года - а именно по контролю над Лачинским коридором. Он грозил, что по истечении срока мандата российских миротворцев в Нагорном Карабахе может последовать запрос в Совбез ООН.
Они протестуют против делимитации и передачи Азербайджану приграничных территорий. Накануне в МИД Армении сообщили, что спецкомиссии Армении и Азербайджана предварительно согласовали границу между восемью селами. В армянском правительстве заявили, что на границе установлено 28 пограничных столбов.