Портрет балерины Кшесинской появился на 4-х этажном доме №141 Б, который находится на пересечении Лиговского проспекта и Воронежской улицы. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю.
Матильда Кшесинская. Фуэте в постели с наследником престола
Кшесинская Матильда: краткая биография, фото и личная жизнь | Матильда Кшесинская с отцом Феликсом Кшесинским в мазурке. |
Как балерина Кшесинская оскандалилась из-за 50 р и получила оплеуху от вдовствующей императрицы | Концепцию статьи подкинул taxfree12 Знаменитая русская балерина Матильда Кшесинская отличалась столь яркой красотой, что ее внешность удостоилась внимания венценосных особ. |
Последние годы «великолепной Матильды» | Проведите незабываемый отдых в окутанной веяниями и традициями императорской эпохи усадьбе прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. |
Афера Матильды Кшесинской | Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда. |
Потеряла ребенка от Николая II: разгадана главная тайна Матильды Кшесинской | Роль молодого Николая Второго исполнит Данила Козловский, а Матильду Кшесинскую сыграет, скорее всего, известная балерина Диана Вишнева. |
РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской
Именно туда Кшесинская и намеревалась переехать после смерти великой княгини. Впрочем, мытарства с виллой продолжались и в 1928 году. Она плохо сдавалась внаем, и вопрос с деньгами стоял постоянно. Параллельно Кшесинская обустраивала парижскую виллу и студию, где спешила открыть школу танцев — все надежды о заработке были связаны с ней и впоследствии оправдались. Школа имела огромный успех. Работать приходилось на износ. Нужда заставляет работать свыше своих сил» 1929. Узнать что-либо о ней в двух московских музеях нам не удалось — возможно, архивы скажут больше. Сонечка предстает в письмах Кшесинской персонажем, постоянно обремененным какими-то проблемами. То со здоровьем что-то серьезное, либо Кшесинская с ее манерой преувеличенного внимания придает этому слишком большое значение.
Но в письмах к Сонечке она постоянно выражает ей сочувствие и озабоченность ее положением. Неужели и в Париже вы не могли избежать неприятностей. Бедная моя Соничка», — из письма балерины от 24 мая 1927 года орфография оригинала. На протяжении нескольких писем идут причитания по поводу утерянной броши Сонечки, которая, видимо, так и не нашлась. Из этого же письма мы узнаем, что брак сестры Сонечки распался, а муж уволился из «Спортинга», чрезвычайно модного светского клуба в Монако. Очевидно, что наличие некоего займа у таинственного мужа Сонечки вынуждало Кшесинскую постоянно отчитываться о финансовом положении, которое, судя по письмам, было бедственным. Судя по очень ласковому обращению в письмах, Сонечка была человеком весьма близким не только самой Кшесинской, но и князю Андрею. Так, в одном из писем Кшесинская пишет полушутя: «Мужу передай от нас всех сердечный привет. Обнимаю тебя, моя любимая Сонечка.
Твой, всей душой твой. Не то слухи, распускаемые Ферраном, не то проволочки с выплатой долга сыграли свою роль, но отношения подруг портятся. В сентябре 1928 года Кшесинская укоряет впервые! Сонечку, что «совсем ее забыла». Как всегда у Кшесинской, она сначала жалуется на жизнь, чтобы смягчить эффект от тех приятных моментов, в которых, по большому счету, проходит ее жизнь. Да, виллу все же придется продать или сдать внаем, но пока никто не нашелся. Зато от приглашений нет отбоя. И снова искусный реверанс: «Так грустно было видеть вашу виллу необитаемой. Как бывало мило у вас зимой, эту зиму я буду лишена этого удовольствия».
И снова жалобы: «На следующей неделе опять надо ехать в Париж, опять искать деньги. Впрочем, из письма великого князя, который тоже писал Сонечке, мы видим, что их с Кшесинской приглашали в Монте-Карло в декабре 1931 года, но они не поехали. Все это очень грустно». Он уточняет, что Маля сама хотела бы написать, но так устает, что на письма нет сил. Надо сказать, что письма обоих супругов всегда наполнены большой, даже где-то преувеличенной сердечностью. Даже ради этого стиля письма читать очень интересно — старая орфография и порой едва различимый почерк, особенно князя, у которого все буквы соединены в одну сплошную «арабскую вязь» в сочетании с многочисленными выражениями нежности и расположения, так редко нынче встречающимися, — чтение для истинных эстетов. Хотя, к сожалению, в них и не содержится никаких высказываний относительно чего-то отвлеченного — почти полностью они посвящены финансовым проблемам семьи. Так, письмо великого князя Андрея от 30 августа 1930 года просто душераздирающее. В нем он подробно описывает бедственное положение семьи.
А ведь подумать, сколько родственников королевских кровей, в том числе действующих монархов, было у него в Европе! Но никто не предложил никакой сколько-нибудь значимой помощи. В особенности тем, что, несмотря на то, что мы Вам столько уже должны, — Вы все же хотели дать нам возможность приехать в Виши вздохнуть и провести с вами время. Милая Соня, но если бы Вы и даже дали нам эту возможность, то мы боялись бы ей воспользоваться.
Справа от меня сел Лифарь, слева — Кшесинская. Разлили водочку. Серж что-то оживленно рассказывал и завершил историю тостом. Я протянула руку к рюмке, а та оказалась пуста.
Я-то понимаю, что не пила. Так же исчезла водка из моей рюмки во второй раз. Матильда Феликсовна опрокидывала и свою и мою рюмочки и скоро заметно повеселела — в этом состоянии она казалась необыкновенно обаятельной. Рассказывала любопытные истории. При прощании, слегка пошатываясь, сделала мне книксен»… С Марией Феликсовной прощались в храме Александра Невского на рю Дарю. На церемонию отпевания пришли сотни людей, включая учеников и учениц прославленной балерины. После отпевания гроб с телом из церкви выносили танцоры парижской оперы и её близкий друг Серж Лифарь. Лишь в июне 1972 года сын Кшесинской Владимир Андреевич перезахоронил родителей на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в общей могиле, а спустя два года сам упокоился рядом с ними.
Смерть единственного сына легендарной балерины оказалась трагической и нелепой. Возвращаясь с работы на велосипеде домой, он попал под колёса автомобиля и погиб.
А что же я буду делать теперь, когда новое правительство — Совет рабочих и солдатских депутатов — состоит из 2000 человек?! В тревожное время никто не хотел связывать свою репутацию с делом дамы, о "зловещих связях" которой "с проклятым царизмом" только и трубили бульварные газеты. Наконец, она договорилась с присяжным поверенным Владимиром Хесиным и подала в суд на большевиков и их вождя Ленина. К большому разочарованию прессы, Ленин на суд 5 18 мая не явился. Партию в этом процессе защищал литовский революционер, юрист Мечислав Козловский. На заседании он заявил, что большевики чуть ли не спасли здание от уничтожения. В ответ на слова Козловского о разгневанной толпе и царской фаворитке юрист сказал, что суд не место для "слухов и разговоров с улицы".
Толпа говорит и о поездке в запломбированном вагоне через Германию, и о немецком золоте, привезенном в дом моей доверительницы. Я ведь всего этого не повторял перед судом", — говорил Хесин. Дворянской ул. Исключение сделали для профсоюзов и Ленина: бюро профсоюзов, согласно поданной справке, к тому моменту оттуда уже съехало, а Ленин, как следовало из дела, формально жил в другом месте. Это судебное решение так никогда и не было исполнено. Предпринималось несколько попыток, но всякий раз вооруженные большевики отвечали на них с революционной прямотой — угрожая открыть огонь. Некоторые большевистские организации вроде бы даже освобождали занятые помещения, чтобы вернуться туда через несколько дней. И все же дни их в доме Кшесинской были сочтены. Антиправительственная демонстрация большевиков закончилась кровопролитным разгоном, и спустя пару дней части, верные Временному правительству, готовились штурмовать дом Кшесинской.
Это, впрочем, не понадобилось — сопротивления никто не оказывал, большевики покинули здание.
Для балерины большая честь попасть в труппу Большого театра, подчеркнул Севенард. Элеонора Севенард — очень хорошо выучена, сообщила «360» заведующая балетной труппы Мариинского театра Татьяна Бессарабова. Работоспособная и целеустремленная, что немаловажно для нашей профессии», — сказала она. Элеонора четко знает чего хочет, поэтому профессиональная судьба у нее может сложиться очень благоприятно. При этом нашлись и критики таланта восходящей звезды Большого.
По его словам, Элеонора хоть и хорошо вращается, но имеет проблемы с «природной мягкостью».
«Поклонская знала, что у Николая II и Кшесинской была дочь»
Сложно сказать, хорошей или плохой балериной была Маля Кшесинская: её современники во мнениях на сей счёт не сходились. В конце сентября российские СМИ рассказали о юной балерине Элеонере Севенард — внучатой племяннице Матильды Кшесинской, которую приняли в труппу Большого театра. Потрясающие снимки, сделанные на Бруклинском мосту, показывают российско-американскую балерину, арестованную в России за государственную измену.
Правнучка балерины Матильды Кшесинской закрутила роман со звездой Большого театра
Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых | Подробности судьбы загадочной балерины Матильды Кшесинской и ее сына. |
Матильда Кшесинская фуэте судьбы. К 150-летию со дня рождения балерины.mp4 | Балерина Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни Эсмеральда. |
Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых
Матильда Кшесинская родилась 19 [31] августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. Его хозяйка (еще недавно прима-балерина императорских театров и главная светская львица столицы) Матильда Кшесинская сейчас словно воровка. Публика вызывала ее на поклон восемнадцать раз. Так в 1936 году на сцене одного из театров Ковент-Гардена 64-летняя Матильда Кшесинская завершила танцевальную карьеру, исполнив. В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе.
Балерина Романовых
Он был построен в 1905 году по заказу инспектора народных училищ в Ставропольской губернии Антона Твалчрелидзе, сообщает «Российская газета». В аккурат перед революцией замок продали хозяину одного из волжских конных заводов. А балерина поселилась в нем в 1918 году, когда была вынуждена покинуть Петроград. По сути, это было транзитное путешествие, поскольку позже Кшесинская эмигрировала во Францию.
Тут уж руководство не выдержало — балерину оштрафовали. Впрочем, найти управу на Кшесинскую так и не удалось. Против импорта Изгоняя неуместных ей балерин, Кшесинская, по сути, боролась за импортозамещение в сфере искусства. Танцовщица использовала все свои связи для того, чтобы в Императорский Театр перестали приглашать иностранных знаменитостей и уж тем более давать им главные партии. В центре внимания должна была оставаться только она — Матильда. Поставила рекорд Матильда первая среди русских балерин исполнила на сцене 32 фуэте подряд.
До нее кружиться так могли лишь итальянские балерины Эмма Бессон и Пьерина Леньяни, выступавшие на сценах Петербурга. С тех пор 32 фуэте подряд считаются фирменным знаком классического балета. С Николаем свел император Александр С цесаревичем Николаем балерина познакомилась на своем выпускном концерте. Ему было 22 года, ей всего 18. Историки считают, что именно отец Николая подтолкнул тогда будущего императора к балерине. Николай в то время страдал от любви к немецкой принцессе Аликс. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась…», — писала Матильда. В своих дневниках балерина называла цесаревича «Ники» и исключительно на «ты».
На торжественном ужине присутствовала царская семья, и за столом цесаревич Николай и Матильда оказались рядом. Молодые люди произвели друг на друга яркое впечатление. Кшесинская потом вспоминала тот вечер: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу». Разгоревшаяся через некоторое время лавстори царевича и юной балерины длилась без малого 3 года и во многом определила образ жизни и поведение Кшесинской на десятилетия вперед. Вплоть до начала революции эта женщина пользовалась покровительством царя. Их любовные отношения, дошедшие до своего логического пика, едва не привели к весьма пикантным последствиям. Но данный факт долго оставался «под спудом». Лишь настойчивость корреспондента «МК», проведшего много часов в архивах, помогла несколько лет назад приоткрыть завесу тайны. Из фондов музея им. Фото: Александр Добровольский Тот самый вечер Автор этих строк проштудировал несколько уцелевших тетрадей с дневниковыми записями, которые вела Матильда в период завязки и развития сердечных отношений с цесаревичем, а также черновики ее писем. Другим объектом изучения стали дневники самого Николая. С учетом бурных дискуссий, развернувшихся одно время по поводу характера и уровня отношений между будущим российским самодержцем и балетной примой, важным казалось разобраться, было ли между ними что-то «серьезное»? Докопаться до ответа в записях самих Ники и Панни так влюбленные называли друг друга оказалось непросто. Хроника событий изложена Кшесинской вроде бы подробно. Вот лишь некоторые из упомянутых в дневнике эпизодов: «14 марта 1892 г. Утром я получила от Наследника письмо!.. В этом письме Цесаревич предложил перейти на «ты». Боже, как все скоро случилось, точно сон! Цесаревич приехал в 12-м час. Мы много говорили». Ники был у меня довольно долго, он хотел еще остаться, но боялся, так как он теперь живет в Зимнем дворце, куда возвращаться очень поздно опасно, там все шпионы». Между нами произошел крайне тяжелый разговор. Он продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он, не задумываясь, со мной сошелся... В конце концов мне удалось почти убедить Ники, он ответил: «Пора»... Он обещал, что это совершится через неделю, как только он вернется из Берлина... Все же я поставлю на своем, сколько бы мне то трудов ни стоило! В сохранившемся дневнике последняя запись датирована несколькими днями позднее их объяснения с Николаем, а следующие тетради утеряны. Поэтому хоть немного понять, что происходило между двумя молодыми людьми, можно лишь из куда более скупых дневниковых записей цесаревича. Она была снова одна. Время провели за болтовнею и чтением…» «20 апреля. В 9 час. Шла французская оперетка... Оставался очень долго и чрезвычайно хорошо провел время. Я был счастлив до крайности, узнав от М. Весьма приятно провел часок с М. Кшесинской, которая мне положительно вскружила голову! Посетил М. Имели серьезный разговор друг с другом». Вечером полетел к моей М. Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руках! Однако попробуйте-ка объяснить, что могло произойти между двумя влюбленными такого, после чего у молодого человека даже полдня спустя руки трясутся от возбуждения? Начиная со столь вдохновившего цесаревича 25 января 1893 года «восхитительные» встречи его с балериной стали, судя по записям в дневнике, регулярными. Иосиф и Матильда Кшесинские.
Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», — вспоминала о том застолье Кшесинская в своих мемуарах. Однако флегматичный цесаревич то ли был слишком стеснителен, то ли чересчур занят государственными делами. Более года он почти не давал о себе знать. Только в начале 1892 года прислуга доложила балерине о визите какого-то «гусара Волкова». На пороге стоял Николай. Их первая ночь была бурной. Встречи стали регулярными, о визитах «гусара Волкова» к Матильде знал не только весь высший свет, но даже петербургские извозчики. Тайная полиция, естественно, тоже была в курсе их отношений. Однажды в будуар Кшесинской ввалился сам градоначальник: императору срочно понадобилось увидеть сына, и губернатору пришлось выковыривать наследника престола из постели его любовницы. Театральная карьера Кшесинской резко пошла вверх. Несмотря на то что ее танец не очень нравился главному балетмейстеру Морису Петипа, он был вынужден давать ей главные партии — покровительство наследника распространялось на весь Мариинский театр, и огорчать такого благодетеля никому не хотелось. Как бы не преувеличивала в своих мемуарах Кшесинская любовь к ней Николая Александровича, судя по развитию событий, он не терял головы. В 1894 году перед официальной помолвкой с принцессой Алисой Гессенской, будущей императрицей Александрой Федоровной, он простился со своей пассией. Наследник престола прекрасно понимал, что юношеские забавы — это одно, а супружеская верность — совсем другое. Любовник балерины стал прекрасным семьянином. Матильда горевала, но не очень долго. Нового партнера причем не по балетной сцене она нашла опять-таки среди членов правящей династии. Он испытывал к балерине очень сильное чувство, которое прошло испытание временем и ветренностью Матильды. Она была весьма любвеобильна, хотя ее увлечения редко выходили за пределы императорской фамилии.
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
Незадолго до смерти Кшесинскую посетила балерина Наталья Макарова. Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б). 6 июня 1917 года. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни (которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года). Матильда Кшесинская — знаменитая балерина Мариинского и Императорского театра, которой также приписывают громкие романы с несколькими членами семьи Романовых. Матильда Кшесинская стала первой русской балериной, которая смогла повторить 32-фуэте, исполнить которые могли только итальянские танцовщицы.
Балерина Романовых
Но тут в спор вступает историк. И вроде сухие факты и цифры Дмитрия Черноухова говорят: родившаяся в 1910-м Целина никак не может быть дочерью Кшесинской от Николая. Но в этих цифрах не отражено, какое место занимала Матильда в жизни Николая, рассказывает знаток дома Романовых Зоя Белякова. Зоя Белякова, биограф: «Наследнику было 22, она была его первой женщиной, до нее он был очень флегматичен». И даже после разрыва император часто ходил в театр, где играла Кшесинская. Сейчас в бывшем особняке балерины подчеркивают: Матильда для Николая никогда не была просто интрижкой — в огромной империи она всегда находилась на особом положении. Ответ может дать сама Матильда. В Театральном музее как реликвию хранят дневники балерины.
Севенард называют фавориткой народного артиста России Николая Цицкарзде. Семья поддерживает девушку в выборе профессии и оказывает ей всяческую поддержку. Для балерины большая честь попасть в труппу Большого театра, подчеркнул Севенард. Элеонора Севенард — очень хорошо выучена, сообщила «360» заведующая балетной труппы Мариинского театра Татьяна Бессарабова. Работоспособная и целеустремленная, что немаловажно для нашей профессии», — сказала она. Элеонора четко знает чего хочет, поэтому профессиональная судьба у нее может сложиться очень благоприятно. При этом нашлись и критики таланта восходящей звезды Большого.
В тот месяц они виделись ещё несколько раз во время представлений и коротких встреч. По записям Матильды, она старалась чаще попадаться на глаза цесаревичу. Симпатия между ними постепенно нарастала. Во время антрактов наследник любил заходить за кулисы. Там они обменивались застенчивыми улыбками. Тем же летом Николай отправился на сборы, в кругосветное путешествие, а затем и в Данию. Впервые Кшесинская и цесаревич остались наедине лишь спустя полтора года после знакомства. Окончательное сближение случилось, когда балерина заболела. У неё была глазная инфекция. Будущий император захотел навестить девушку и узнать о её самочувствии. После этой встречи Николай начал называть балерину ласково Малей. Их переписки и визиты стали регулярными, насколько это было возможно. Матильда Кшесинская Фото: РИА Новости 23 марта 1892 года наследник отправил письмо Матильде, в котором сообщил о своём визите к ней в 11 вечера. Балерина подробно описала этот день в дневнике. Цесаревич быстро вошёл в комнату, не снимая пальто. А затем впервые поцеловал Кшесинскую. Всю ночь они провели за разговорами. Записи Николая и Матильды передают широкую гамму чувств: от трепета до переживаний.
Где спрятаны сокровища Матильды Двухэтажный особняк балерины Кшесинской в Северной столице стоит в удивительном месте. Напротив - Петропавловский собор, под боком - Соборная мечеть. По ту сторону Невы виден Зимний дворец. Зданию больше ста лет. Сейчас в его стенах разместилась экспозиция Музея политической истории России. Причем в последний год сюда заглядывает все больше народу - рекламу музею делает скандальный фильм Алексея Учителя подробности. Дневник Матильды Кшесинской: Что писала знаменитая балерина о цесаревиче Николае Романове Дневники Матильды Кшесинской, записки и черновики писем к «дорогому Ники» и даже ее карандашный портрет цесаревича почти сто лет хранятся в фондах Музея им. Но особый интерес к ним появился лишь недавно - в связи с выходом фильма Алексея Учителя «Матильда». По этим чудом уцелевшим записям можно составить представление, как развивались романтические отношения будущего российского императора Николая II и юной балерины. С разрешения Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина мы печатаем отрывки из дневников.
Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России
Император Александр III заметил талантливую балерину и пригласил её участвовать в торжественном обеде в честь выпуска. Балерина Матильда Кшесинская в роли Аспиччии в сцене из балета Цезаря Пуни «Дочь фараона», 1900 год. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни (которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года).
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Сложно сказать, хорошей или плохой балериной была Маля Кшесинская: её современники во мнениях на сей счёт не сходились. Смотрите видео онлайн «Матильда Кшесинская фуэте судьбы. Впервые Кшесинская и цесаревич остались наедине лишь спустя полтора года после знакомства. Балерина Матильда Кшесинская в роли Аспиччии в сцене из балета Цезаря Пуни «Дочь фараона», 1900 год.
Матильда Кшесинская
Ни одна лента Учителя, будь то "Прогулка" или "Дневник его жены" не вызывала такого ажиотажа ещё до выхода на экран. Так что касса обеспечена. Он создан из интриг и скандалов, мифов и легенд. Столько жгучих ингредиентов в одном бокале. Это коктейль Матильда. В ее образе столько намешано, что уже и понять трудно — где реальная Матильда.
И была ли она вообще. Вот портрет Николая 2 с балериной. Но это не Матильда. Анастасия Волочкова, балерина: «Мне под стать оказался вот такой герой, человек статусный, достойный, влиятельный». Фреска во всю стену - в ногу с модой, то на имперское прошлое, теперь вот на Матильду...
Анастасия Волочкова, балерина: «Когда человек профессиональный, яркий, сексуальный и привлекающий внимание, то эти мифы неизбежны. И, вы знаете, пусть их слагают! А что — русский балет, русские соболя, ха, конечно! Но скандал вокруг фильма о связи молодой балерины и наследника — как будто раскрутил этот уже залежавшийся в архивах образ. И вот ее словно слепили заново.
Образ кликабельный. Продукт маркетологов на потребу масскультуры. Олег Ведутов, политтехнолог, политический обозреватель: «Каждый может выстроить его по своему, так сказать, желанию, просто, беря, те исходные данные, которые есть сейчас в открытом пространстве.
Последняя из встреча состоялась в конце 1893 года, после чего они прекратили общение и наедине больше не встречались. Сегодня доподлинно неизвестно, часто ли балерина пользовалась этой возможностью, но одно обращение было точно. Причем помощь Николая закончилась для балерины весьма плачевно — скандал разразился на весь Петербург. Прима Мариинского театра Матильда Кшесинская. Как-то директор императорских театров князь Сергей Волконский выписал балерине штраф в 50 рублей за то, что на балет был мотивам судьбы знаменитой балерины эпохи Людовика XV Мари Камарго она надела короткую балетную пачку вместо положенных по сюжету фижм XVIII века.
Кшесинская написала письмо своему венценосному покровителю с просьбой от штрафа её избавить. Николай II приказал министру двора барону Фредериксу просьбу балерины исполнить. Но тот сказал, что такой шаг «умножит на нуль» директора театров. Император заявил, что он того и желает и не собирается дискуссировать на эту тему. Князь Волконский подал в отставку, а его место занял полковник Теляковский — по воспоминаниям современников «человек ничтожный, который был безмолвным слугой Кшесинской». И казалось, балерина добилась своего — и от ненавистного начальника избавилась, и 50 рублей сохранила. Но тут по Петербургу поползли слухи — один не пристойнее другого. Через несколько недель императрица Мария Федоровна принимала на аудиенции в Аничковом дворце князя Волконского и спросила, а в чём же причина его отставки.
Экс-директор театров ничего не таил и рассказал всё. Тут нужно сделать небольшое отступление и сказать, что как раз в это время в Петербурге готовились к свадьбе великой княжны Ольги Александровны, младшей сестры Николая II. Торжество должно быть пройти в Большом Петергофском дворце, а его кульминационной развязкой стать балет на большом искусственном озере в Колонистском парке. Сольную партию должна была исполнять Матильда Ксешинская.
Нажитые накопления подходили к концу. Княгиня Красинская попробовала спасти их, играя в азартные игры, но муж быстро положил этому конец.
В 1929-м Матильда открыла балетную студию в Париже. Она никогда не работала ради денег, но обстоятельства вынуждали к новому опыту. Как ни странно, всё пошло очень хорошо: уже через 5 лет у неё занимались около 100 учеников, к 1939 году — 150. Казалось, что жизнь налаживается. Семья поехала отдохнуть на Женевское озеро, где и узнала о начале Второй мировой войны. Природное чутьё не подсказало Матильде остаться в Швейцарии.
Париж казался надёжным местом, а бросать школу - было жаль. Однако уже летом 1940-го Франция была захвачена фашистами. Во-первых, учеников почти не стало, а во-вторых, с началом войны против СССР был арестован любимый сын Вова. Его освобождения Матильда какими-то немыслимыми способами всё же добилась, но душевного равновесия было уже не вернуть. Муж и после войны не оправился от этого потрясения, начав в каждом незнакомом человеке видеть фашиста, который приходит за его сыном.
Матильда Кшесинская: Секреты красоты и стройности Фото: Александр ГЛУЗ Ровно 147 лет назад, 31 августа 1872 года, родилась одна из самых знаменитых, талантливых и скандальных балерин на свете — Матильда Кшесинская. Ею были очарованы все мужчины высшего света, включая императора Николая II, с которым еще до его восхождения на престол балерину связывали романтические отношения. Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась в возрасте 99 лет, всего за пару месяцев до своего столетия. До самой смерти грациозная балерина оставалась стройной и обворожительной, сохраняя свою изящную талию. Как и у каждой великой женщины у нее были свои секреты красоты. Оптимальный рост балерины сегодня составляет более 170 см и выше, а параметры веса должны соотноситься с формулой «рост минус 122». Однако в эпоху Матильды Феликсовны Кшесинской такого строгого правила не было, идеалы для отбора воспитанниц в конце XIX века были другими. Балерина имела четко очерченную грудь, бедра и округлые руки. Именно эти формы были идеалом женской красоты того времени и самым желанным силуэтом для мужчин. Тем не менее, Кшесинская все же придерживалась некоего эталона веса. В исторических материалах сохранились костюмы скандальной примы-балерины и платья, размер которых колеблется от 42 до 44.