С 27 января по 26 февраля проходил VIII Смотр-конкурс творческих работ учащихся образовательных учреждений «Блокадный Ленинград глазами современных детей», посвященный 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Подведены итоги проведения Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград» и конкурса творческих работ учащихся «Блокадный Ленинград глазами современных детей».
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
Библиотекарь рассказала детям о том, что блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. Какой была блокада, увиденная детскими глазами, ребята узнали, прослушав отрывки из воспоминаний очевидцев. Но сколько бы лет ни прошло, никогда не померкнет подвиг доблестных воинов и героических жителей блокадного Ленинграда. 24 января 2024 года в ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Машкова Н.А. провела для обучающихся 5-8 классов кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей». Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды.
Детские воспоминания блокадников
Но сколько бы лет ни прошло, никогда не померкнет подвиг доблестных воинов и героических жителей блокадного Ленинграда. О том, что происходило в городе в это время с его жителями, улицами, историей — показано на выставке рисунков наших лицеистов, под руководством учителя ИЗО Елены Викторовной Турецкой холл IIIэтажа. Глядя на рисунки ребят, мы понимаем, что до сих пор живёт память о тех трагических событиях в Ленинграде 1941-1944 годов.
Миндель И.
Москвы Новогодняя елка сорок второго года Теперь, спустя столько лет, я с удивлением вспоминаю этот странный праздник. Все, чем одарили тогда меня, десятилетнего, и тысячи моих сверстников, везли по ладожскому льду. И называли эти подарки грузом особого назначения.
И берегли, как снаряды и другие боеприпасы. Но об этом вычитал в книгах позже. А тогда… Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника Как-то вечером раздался настойчивый стук в дверь и послышался такой знакомый голос, от которого я отвык за блокадные месяцы: после нескольких уроков в родной школе в самом начале сентября занятия там прекратились, переместившись на месяц-полтора в бомбоубежище.
Но с наступлением морозов и голода никто уже на занятия в бомбоубежище не ходил. Это была моя учительница Любовь Яковлевна с первого по третий класс. Она шумно поздравила нас с прибавкой хлебной нормы.
Именно с этого дня иждивенцам и служащим, к кому относились мама, я и младшие брат с сестрой, норму увеличили со 125 до 200 граммов. Было 25 декабря сорок первого. И о прибавке мама узнала еще утром в булочной.
Конечно, Любовь Яковлевна обходила своих учеников не только для того, чтобы поздравить с прибавкой. Она принесла пригласительный билет на праздник новогодней елки. Это праздник устраивался в тридцатой школе — на углу проспекта Маклина и нашей улицы Печатников.
Там будут давать подарки. И еще ребят ждет новогодний сюрприз. И вот наступил этот день.
Поверх свитера и рейтуз я надел свое выходное — матроску. Эта синяя блузочка с отложным воротником в белых кантиках была связана в моей памяти с довоенными праздниками: днями рождений и воскресными прогулками с родителями — в зоопарк или в соседний садик. Мама молча завязала на мне, уже одетого в пальто и шапку, толстый платок, чтобы не замерз.
И наказала помнить о младших — сестре и братике: не раскрывать подарок и принести его домой нетронутым. Навсегда запомнил этот новогодний утренник. Елка стояла в углу спортзала, увешанная стеклянными и бумажными игрушками.
Только ни свечек, ни лампочек на ней не было: электричество давно отключили, а вместо свечек везде освещалось коптилками. Но помнится, что платки, пальтишки и шубки все дети оставили в раздевалке: значит в зале было тепло. То ли протопили, то ли каким-то образом нагрели обширный спортзал — не знаю.
Незнакомая учительница по музыке играла на рояле, а Любовь Яковлевна и другие преподаватели пытались сбить нас в хоровод. Но это им никак не удавалось. Не было ни сил, ни охоты двигаться.
И елка не вызывала у нас, детей, никакого интереса. К тому же наше внимание было приковано к столам, составленным в ряд вдоль одной из стен зала. А на столах — глубокие тарелки и возле каждой — ложка и вилка.
Я сразу догадался, что будут кормить. И понял, о каком сюрпризе говорила Любовь Яковлевна. И уже ждал этого.
Плохо помню, чем нас еще занимали учителя. Кажется, читались стихи, пелись в разнобой песенки и загадывались загадки. Время тянулось и тянулось, а за столы не приглашали.
И вот, наконец, долгожданная команда — садиться. Распахнулись двери — и две тетеньки в белых халатах и колпаках на голове вкатили тележку. А на тележке — алюминиевые чаны, над которыми поднималось облако с таким дурманящим запахом живой кухни.
Тот блокадный обед из трех блюд на празднике новогодней елки врезался в память навсегда.
Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie». Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации.
Дети узнали, что людям приходилось переносить страшный голод, что во времена блокады пятьдесят процентов блокадного хлеба состоял из несъедобных примесей заменявших муку. Выдавался паек хлеба строго по карточкам. Другие продукты в этот период не выдавали. Но, несмотря на это, всего 125 граммов, именно такая минимальная норма выдачи хлеба спасла многих жителей Ленинграда от смерти.
«Никогда себе не прощу ту краюшку хлеба». История блокады Ленинграда глазами ребенка
У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Так, в средней школе № 25 города Калуги прошёл классный час, посвящённый блокаде Ленинграда. Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды.
Дети и блокада
Брат Миша получил на фронте тяжелое ранение, но выжил. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось — ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. Тани Савичевой не стало. Страницы дневника Тани Савичевой Фото: world-war. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой — стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом. Понравилась статья?
Военная блокада города Ленинграда фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 900 дней и ночей. К началу блокады в первых числах октября 1941 года в городе, по разным данным, было от 400 до 500 тысяч детей и подростков. Именно, им — детям блокадного Ленинграда, посвящен фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», который посмотрели ребята 3 А класса.
Для освещения использовали коптилку — крохотный фитилек в баночке с какой-то горючей жидкостью. В углу комнаты была большая красивая печка, но топить ее было уже нечем, дров не было.
Всем в жилконторе выдали печки-«буржуйки». Топили «буржуйку», чем попало, выставляя трубу в форточку. Все тепло вылетало наружу. В комнате все равно было холодно, только рядом с печкой было чуть теплее. Она остывала быстро.
Готовить на ней все равно было нечего, можно было только чайник с водой подогреть. Первая блокадная зима была лютая. За водой мама куда-то ходила с саночками или топила снег. Транспорт весь встал, вмерзнув в лед. Мама с папой ходили на работу пешком и очень уставали.
Я сидела дома с тетей, болела и мерзла под одеялом. Секунды блокадного времени - В нашей комнате висела черная тарелка - радио. Оно не выключалось ни днем, ни ночью. Радио очень поддерживало ленинградцев. Работающее радио означало, что город жив, что есть надежда.
Когда не было трансляций, из тарелки постоянно раздавались мерные звуки метронома. Если ритм метронома убыстрялся, это означало приближение воздушной тревоги. На всю жизнь мне запомнился этот стук... Как только по радио раздавался сигнал тревоги, мы бежали в соседний дом, в бомбоубежище. Если не успевали добежать до начала обстрела, укрывались в подворотне дома.
Там стояли девушки из противопожарной обороны, которые уже не выпускали на улицу никого. Мы, дети, принимали в войне самое деятельное участие. Мы быстро научились различать по звуку, вражеские или наши самолеты летают над городом. Распознавали снаряды и бомбы, которые летели на нас от немцев. Зажигательных бомб «зажигалок» мы не боялись.
Мальчишки или девушки из команды ПВО тушили их на крыше песком или водой, иногда сбрасывая вниз на землю. Огромные фугасные бомбы были гораздо страшнее: они падали вниз с оглушительным свистом, при попадании обрушивая сразу весь дом. На всю жизнь я запомнила скрещивающиеся в небе лучи прожекторов, все эти бомбежки, обстрелы, разрушенные дома и пожары... В детском доме - Самую страшную беду в город принес голод. Люди начали умирать от голода и холода в замерзающих квартирах...
Папа умер в декабре 1941 года. Я очень хорошо это помню, хотя ничего тогда не поняла. Папа в этот день не пошел на работу. Утром я встала сама, как всегда. Есть нечего, делать нечего, папа спит...
Начала одеваться.
Воспоминания о довоенном детстве у меня связаны с играми во дворе и пением. До пяти лет у меня было хорошее детство, счастливое. Мама и папа меня обожали. Как весело мы до войны жили! Мы, дети, гуляли во дворе. Двор был весь заставлен дровами — у всех были печки. Мы за дровами играли в «чижика», в прятки. Там можно было так запрятаться, что и не найдешь!
Я очень любила петь. Когда меня закрывали дома одну, я садилась на подоконник и на всю улицу распевала «Катюшу». И вся улица слушала, как я хорошо пою «Катюшу! Самое страшное произошло 8 сентября 1941 года, когда вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Этот день я запомнила на всю жизнь, потому что именно тогда сгорели знаменитые Бадаевские склады с продуктами. Они располагались на другом берегу Обводного канала, прямо напротив нас. Мы все высыпали на берег и все пять часов, пока горели склады, смотрели на все это. Взрослые плакали, а мы, дети, ничего не могли понять. Громадный пожар, поднявшийся до самого неба, видел весь Ленинград...
Именно с этого дня началась моя война. Ежедневно, днем и ночью над городом летали самолеты, сыпались бомбы, велись тяжелые артиллерийские обстрелы. На улицах установили громкоговорители. Мы бегали в бомбоубежище на другой стороне улицы. Дров уже не было, двор был пустой. Улицы перегородили баррикады, и мы, дети, лазали по ним после обстрелов, собирая разноцветные осколки немецких снарядов. Мы их забирали домой и играли с ними, как с конфетами и фантиками от конфет. Мы же голодные были, есть было нечего. Мы воображали, будто едим настоящие конфеты...
Взрослые все работали, и я обычно сидела дома одна. На улицу не выпускали. Я играла в магазин: нарезала газеты на «карточки» и подавала их «продавцу» сквозь «окошко» спинку стула со словами: «Дайте мне много-много хлеба! Нам выдавали на день кусочек хлеба, который приходилось делить на три раза — на завтрак, обед и ужин. Мама выдавала один из кусочков, а остальное прятала. Взрослые ходили к сгоревшим Бадаевским складам, собирали там землю, пропитанную сахаром, растворяли ее в воде, отстаивали и поили сладкой «бадаевской» водичкой детей. Очень скоро в доме отключили свет, тепло, водопровод, канализацию. Стало темно и холодно. Ночью закрывали окна черными шторами для светомаскировки.
Свечей уже не было — к тому времени их съели. Для освещения использовали коптилку — крохотный фитилек в баночке с какой-то горючей жидкостью. В углу комнаты была большая красивая печка, но топить ее было уже нечем, дров не было.
Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев
Их можно услышать, перейдя по ссылке в QR-коде. Рассказывает куратор проекта «Дорога жизни» Семен Федосенко: — Ребята сами обрабатывали дневники, кто-то воспоминания членов своей семьи, которые были блокадниками, либо участвовали в эвакуации по «Дороге жизни». Затем они написали небольшие тексты, и кто-то сам, кто-то с помощью других ребят их озвучили. Среди посетителей выставки в Чудове — Людмила Степанова. Ужасы блокадного Ленинграда ей не пришлось испытать.
Она родилась в лагере для угнанных в Германию советских граждан, но детские рисунки сегодня и ей напомнили о том тяжелом времени. Мама рассказывала. Объявляли, что закончилась война, и я пошла. Несколько раз хотели расстрелять маму, потому что я все время плакала.
Блокада Ленинграда - одна из самых тяжёлых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны, которая продолжалась 872 дня с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. В память об этих событиях в Муромском СРЦН организовано участие детей в областном конкурсе рисунков «Блокадный Ленинград глазами детей» как дань героическому прошлому народа Ребята постарались отобразить в рисунках своё видение истории, свое отношение к великому подвигу жителей блокадного Ленинграда. Глядя на творчество современных мальчишек и девчонок, мы понимаем, что даже дети, не видевшие ужасов войны, не могут остаться равнодушными к трагическим событиям тех лет. Те, кто об этом знает, этого никогда не забудет. Материал подготовлен инструктором по труду В.
На момент начала полномасштабной блокады, в Ленинграде оставалось огромное количество детей: от малышей до подростков. Думая о них сейчас, невозможно даже представить себе: как дети, которые ещё вчера наслаждались беззаботной жизнью, в один момент повзрослели и помогали взрослым везде, где не хватало рабочих рук. Всего один изменил их детство и «перевернул» жизнь. Голод — самое страшное, что было в то время. Была лишь одна дорога — Дорога Жизни. Она пролегала через Ладожское озеро и была шансом на спасение для целого города. Под налетами авиации и артиллерийскими ударами, борясь со страхом провалиться под лёд, в город привозили продукты питания и лекарства. Обратно вывозили раненых и тяжело больных, эвакуировали стариков и детей. Люди пухли от голода — рабочим давали всего 250 граммов хлеба, служащим и детям — 125. В те дни Ленинград, как никогда, нуждался в помощи. Многие жители мала до велика совершали подвиги: помогали при разгрузке продуктов и медикаментов, посещали госпитали, помогали тяжело больным солдатам, строили баррикады и тушили пожары, трудились на заводах. Благодаря стараниям этих героическим людям кольцо было прорвано. Войскам Гитлера так и не удалось даже войти в город не то, что уничтожить его. Им не удалось сломить сопротивление и дух его защитников! Некоторые жители блокадного Ленинграда по сей день живы.
Хочется выть, визжать, биться головой об стенку, кусаться! Как же я буду жить без мамы. А в комнате запустенье, с каждым днём всё больше пыли. Я, наверно, скоро превращусь в Плюшкина... Елена Бернацкая умерла 7 февраля 1942 года. Лена до последнего ухаживала за ней, хотя понимала, что дни ее «мамы» сочтены: «Эти последние дни, 5, 6, 7 февраля, мама почти совсем со мной не разговаривала. Она лежала, закрывшись с головой, очень строгая и требовательная. Когда я бросилась со слезами к ней на грудь, она отталкивала меня: «Дура, что ревёшь. Или думаешь, что я умираю». Вот давай-ка мы лучше на горшок с тобой сходим. Ну-ка, сними одеяло. Так, теперь сними левую ногу, теперь правую, прекрасно». И я снимала с кровати на пол ноги, когда я дотрагивалась только до них, это ужасно. Я понимала, что маме осталось недолго жить. Ноги — это были как у куклы, кости, а вместо мышц какие-то тряпки. Да, мама, ты была человеком с сильным духом. Конечно, ты знала, что умрёшь, но не считала нужным об этом говорить». В начале июня 1942 года Лена Мухина была эвакуирована в город Горький. Там она поступила в фабрично-заводское училище, училась на мукомола. Лена вернулась в Ленинград осенью 1945 года. Умерла она в Москве 5 августа 1991 года. Ей было 66 лет. Блокадный дневник Лены Мухиной хранится в Центральном госархиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. В 2011 году он был издан при содействии историка Сергея Ярова. Записывать все, что с ним происходит, он начал в первый же день войны — 22 июня 1941 года. Сына и его младшую сестру Иру мать воспитывала одна: отец ушел из семьи в 1933 году, женился повторно и уехал в Карелию. Мама Юры, Антонина Михайловна Рябинкина, была интеллигентной, начитанной женщиной, в 1941 году работала заведующей библиотечным фондом. Когда началась война, Рябинкины решили остаться в Ленинграде. Это решение, как и для многих семей, стало для них фатальным. Осенью 1941 года Антонина посоветовала сыну поступить в военно-морскую спецшколу, чтобы в дальнейшем у него было больше шансов эвакуироваться, но Юра не прошел медкомиссию: у мальчика было плохое зрение и плеврит. В спецшколу не иду. Получаю паспорт. Остаюсь в школьной команде. Прошу маму эвакуироваться, чтобы иметь возможность учиться. Пока езжу на окопы. Убьют не убьют. После войны иду в кораблестроительный институт или на исторический факультет. Попутно буду зарабатывать на физической работе сколько могу. Итак, долой политику колебаний! Мое решение — сильный удар для меня, но оно спасет и от другого, еще более сильного удара. А если смерть, увечье — то все равно. Хорошо, очень хорошо, что у мамы еще есть Ира».
Блокада глазами ребенка
В одной комнате жила ее семья, в другой — соседи, у которых тоже росли двое детей — ровесники Зои и Бори. Зоя Петрова-Пенязева — Мамы на работу уходят, нас утешают: «Бомбить будут, не бойтесь, это наши». А это немцы же были, теперь понимаю: мы возле вокзала жили, на Лиговском, в пятиэтажном доме. Поздней осенью в него и попала бомба… Поселились в соседнем доме, на втором этаже — выше подняться не смогли, не было сил.
Одна комната в квартире была уже занята семейной парой, но хозяева не протестовали. А какие у нас игрушки? Только папин компас.
Залезем под одеяло, представляем, будто мы в самолете летим фашистов бить. Потом молоток Боря нашел. Обои-то вздутые все, потрогаешь ладошкой пузырь.
Если теплый, ты его молотком стукнешь со всей силы, и крыса вниз — шлеп! Много их было, они тут хозяевами были. Питания им — завались: покойники в каждой квартире, так что сильно не нападали… А счастье тоже было.
Один раз, как кажется Зое Алексеевне, когда неожиданно пришел домой папа. Его танк встал на ремонт на Кировском заводе. Алексей Васильевич отпросился ненадолго, принес детям горсть муки.
Успел даже испечь лепешки. И ушел. Больше они его не видели.
Фото отца Зои Алексеевны Зимой мать забрала детей на работу: Зоя слышала, что приходили какие-то люди, предупреждали, чтобы их не оставляли одних дома. Карточек у них не было, а жрать надо что-то, вот за слабыми и охотились. Да какая там охота — ни кричать, ни сопротивляться мы уже не могли.
Двери не закрывали: то ли замок перекосило, то ли мама надеялась, что выбежим при бомбежке. В соседней комнате потом уже другая семья поселилась — тоже мать с детьми. Мы еще передвигали ноги, а там одна девочка не вставала, лежала, распухшая от голода.
А может, и мертвая — холодно, топить буржуйку было уже нечем, всю мебель сожгли. Но мама говорила, что пока она лежит, эта семья живет: карточку ее делит. Папа не знал, что мы выжили На маминой работе было теплее.
Зоя Алексеевна говорит, что это был завод «Вена», хотя в истории предприятия значится, что оно было закрыто с началом блокады. Но моя собеседница помнит нары в два яруса и главное — жмых, который выдавали рабочим: черную массу, оставшуюся после выжимки масла из семечек. Сама, наверное, оформлять документы пошла.
Забросили узел в грузовик, нас на него посадили. Понимаю, что надо маму подождать, а сказать не могу: сил нет ни говорить, ни плакать. Поехали уже, и тут женщина какая-то как закричит!
Видим — мама наша бежит за машиной. Падает, поднимается, снова бежит. Но остановились, подобрали.
А папа, потом его сестра рассказывала, нас искал. И уже никто не подсказал, умерли, наверное, все в доме. Больше мы его так и не увидели: пропал без вести при прорыве блокады.
Я и сейчас не понимаю: как танк может без вести пропасть? Хотя военком сказал, что на Ленинградском фронте земля горела, не только железо. Танкист А.
Петров Эвакуированных везли сначала по Ладоге, потом по железной дороге. Не все добрались живыми.
Посреди комнаты лежал большой ковер, а вокруг него сидели дети.
На ковре было очень много игрушек, и дети с ними играли. Дети были все очень тихие, никто не задирался, все молча играли в свои игрушки, каждый сам с собой. Я села и тоже стала играть...
Игрушки в блокадном Ленинграде спасали детям жизнь — и маленьким, и тем, кто постарше. Когда дети играли, они забывали о войне. Дети даже брали игрушки с собой на работу, чтобы те не погибли во время бомбежки.
У одного мальчика над станком висела клетка с чижиком. Как только начиналась бомбежка, он хватал клетку, быстро относил ее в бомбоубежище, а сам бежал на крышу — тушить пожары... В детском доме я пробыла совсем недолго: мне было так плохо, что буквально на следующий день я попала в больницу.
Очнулась я уже в больнице — одна, в темноте, не понимая, где я. Было темно, страшно, над дверью тускло горела синяя лампочка. Я начала плакать.
Пришла нянечка, стала меня утешать, говорила, что я здесь не одна, что я болею, что обо мне знают и не оставят меня, что в этой комнате еще много кроватей, и на них тоже лежат дети. С тех пор я боюсь темноты... В эвакуации - После больницы меня взяла к себе тетя.
Потом отправили уже с другим детским домом в эвакуацию. Из Ленинграда нас вывезли осенью 1942 года по «Дороге жизни». Сначала везли на машине, потом на барже по Ладоге.
Над головами носились немецкие самолеты, но мы к ним уже привыкли и не обращали внимания: разбомбят, так разбомбят... Я о самолетах не думала, я боялась одного - потерять галоши и свой чемоданчик с вещами. Потом нас долго везли на поезде, и немцы обстреливали и бомбили вагоны.
Во время бомбежек поезд останавливался, мы выбегали и прятались в лесу. Во время обстрелов заползали под полки. Так мы доехали до Новосибирска, а потом нас отвезли в Алтайский край, в село Баево.
Здесь войны уже не было. Мы жили в длинном деревянном доме. Кормили нас супом и кашей из тыквы и кукурузы, но есть все равно хотелось всегда.
Я научилась плавать в реке Кулунде и ловко ныряла на дно за ракушками. Найти такую ракушку для нас было большой радостью и гордостью. Еще одной радостью было пение: сколько мы знали и умели петь хором русских народных песен!
В детском доме я прожила три года. Там пошла в первый класс, хотя меня сначала не хотели брать — такая я была маленькая. У нас не было ни книг, ни тетрадей, ни ручек.
Писали мы на газетах карандашом, к которому ниткой было примотано перышко. Книга была на весь класс одна. Из военного детдомовского детства я на всю жизнь сохранила любовь к чтению, пению и плаванию...
До меня уже тогда дошло, что я круглая сирота.
Во время экскурсии ребята узнали, что даже во время блокады Ленинградские дети продолжали учиться. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы Ленинградский Городской Совет депутатов решил не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах. Старшие же школьники, которые уже получили основные азы науки, продолжали наравне со взрослыми работать. В условиях военного времени детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, ежедневные лишения и страх. Учителя работали по двум планам. Первый предназначался на «обычный школьный день», второй — «на случай бомбежки».
У меня в руке была зажата кукла", — рассказывала Ирина Алексеевна. Решил взять ее своей сестренке. Но оказалось, что игрушку крепко держит детская рука. Тогда он позвал взрослых, и под трупами целую и невредимую нашли маленькую Иру. Они случайно встретятся спустя 48 лет — Алексей придет строить баню для семьи Ирины Алексеевны. Куклу участники этой невероятной истории опознали по примете — изоленте на руке. Эта крошечная деталь и позволила Ирине и Алексею познакомиться спустя несколько десятков лет. И у Галины Николаевны тоже есть талисман, который она сохранила. Там внизу стояла супница. До войны ею пользовались, а во время войны ее запихали вниз. И в ней завалялся маленький кусочек хлеба сухого", — рассказывала Галина Николаевна Ценность этой находки в феврале 1942 года трудно было переоценить. Самой голодной блокадной зимой иждивенцам выдавали всего по 125 граммов хлеба на человека, от голода ежедневно умирали до четырех тысяч ленинградцев. А тут засохший кусочек настоящего довоенного хлеба! Немножко соли, кипяток и у маленькой Гали получился суп — пусть и в железной кружке, а не в супнице. Тарелка-репродуктор, откуда звучали сказки, которые читала артистка Мария Петрова, — ее звонкий мальчишеский голос был знаком каждому маленькому жителю блокадного Ленинграда. За окном трещал мороз и падали снаряды. А артистка Петрова рассказывала о жарких странах, невиданных для советских детей фруктах и волшебниках. Всю жизнь Галина Николаевна хотела встретиться если не с самой артисткой, то с кем-то из ее родных. И это удалось — она познакомилась с внучкой артистки, Татьяной, и смогла поблагодарить за свои детские воспоминания в тяжелые блокадные дни. Лора Ганич: запомнила, как мертвых увозили на санках Когда началась блокада Ленинграда, маленькой Лоре было всего пять лет. Но ее память сохранила многое. Так мы свою бабушку хоронили. Она у нас пролежала месяц в холодной комнате, чтобы за нее хлеб получать. А потом ее завернули в простыни и повезли на специальный хоздвор около Невы. И туда свозили всех мертвых", — вспоминала Лора Петровна. В ее памяти осталась и забота о младшем брате — ему тогда было три года, он был очень слаб и в детский сад, в отличие от Лоры, не ходил. А она в садике старалась спрятать для него что-нибудь из еды, чтобы вечером порадовать дома. Поделиться 86-летняя жительница Донецка рассказала о блокадном Ленинграде 86-летняя жительница Донецка рассказала о блокадном Ленинграде "Спрячу что-нибудь для него, хоть какой кусок, а у меня украдут. Я плачу, что не могу принести своему братику ничего. В памяти есть, и как падают люди от голода, как ездили на Неву за водой", — рассказывала блокадница. Через полтора года Лору, ее маму и брата эвакуировали в Киргизию. Там мать работала в детском доме, а дочка и сын были при ней. В 1944 году семья вернулась в Ленинград. Лора закончила медицинское училище и много лет работала лаборантом, занималась вирусологией. Даже в почтенном возрасте 86 лет Лора Петровна продолжала трудиться в санэпидстанции Донецка, куда она пришла более 30 лет назад. Поделиться Блокадница Ленинграда рассказала о работе и жизни в Донецке Блокадница Ленинграда рассказала о работе и жизни в Донецке Владислав Григорьев: дежурил в штабе среди тел погибших Когда началась война, ленинградцу Владиславу Григорьеву было 11 лет. Поначалу он не понимал всей серьезности ситуации — как и все мальчишки и девчонки его возраста хотел летом гулять и отдыхать. Но война нарушила все планы. Не только "официальные", но и добровольцы пошли. Женщины тоже заволновались — что делать? Надо было помогать в госпиталях и так далее. А мы вокруг взрослых бегаем, слушаем, смотрим", — вспоминал Владислав Григорьевич. Поделиться Владислав Григорьев ребенком помогал взрослым в блокадном Ленинграде Владислав Григорьев ребенком помогал взрослым в блокадном Ленинграде Дети и подростки помогали взрослым копать траншеи. Постепенно становилось все тяжелее, перестали ходить трамваи, появились продуктовые карточки, начался голод, от которого умирали тысячи людей. Владислав Григорьевич подростком выходил на дежурство в местный штаб: когда он впервые там появился, увидел в коридоре тела умерших людей. Он забирался на стол у телефона, чтобы его не кусали крысы, и передавал информацию.
«Блокадный Ленинград глазами современных детей»
«Блокада Ленинграда глазами детей» | После просмотра фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» подростки высказывались о своих впечатлениях: страшно, как пережить это, смогли бы мы или нет, нельзя допустить. |
Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве | Её сестры, став взрослее, вернулись в родной город, а бабушка навсегда запомнила все ужасы блокады и не смогла вернуться в Ленинград. |
Детские воспоминания блокадников — По ком звонит колокол | Дети блокадного Ленинграда (воспоминания разных людей). «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. |
Блокада Ленинграда глазами современных детей | Подведены итоги проведения Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград» и конкурса творческих работ учащихся «Блокадный Ленинград глазами современных детей». |
Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве | Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. |
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
18 января 1944 года была прорвана блокада Ленинграда – Самые лучшие и интересные новости по теме: Блокада, война, дети на развлекательном портале После проведённого занятия, посвящённого блокаде Ленинграда, ребята рисовали рисунки для выставки "Блокада Ленинграда глазами детей 21 века". После просмотра фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» подростки высказывались о своих впечатлениях: страшно, как пережить это, смогли бы мы или нет, нельзя допустить.
Настройка шрифта:
Блокада Ленинграда глазами детей – 50 просмотров, продолжительность: 08:56 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Анастасии Чайковской в социальной сети Мой Мир. Из детей, оставшихся в блокадном Ленинграде, от голода, обстрелов или болезней погиб примерно каждый седьмой ребенок. Сегодня, накануне очередной годовщины снятия Блокады Ленинграда, мы благодарны мужественным защитникам города, всем воинам, которым мы обязаны своей Победой, имя которой ― ПОДВИГ. Главная Наша деятельность Новости Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей». Ребята увидели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей».
Блокада - глазами детей
Файлы cookies сохраняются на компьютере пользователя сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает. Собранная информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов LiveInternet, Яндекс. Метрика, Hotlog. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, то должны покинуть сайт. Отключить cookies можно в настройках браузера Согласен.
Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом». Голод Лишь три процента жизней унесли бомбежки и артобстрелы.
Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба.
И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.
Но из-за этим маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой , где их ждали голодные дети. Других продуктов практически не было.
Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин.
Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел». Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном.
Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая отказывались в мирное время. Вот записка Вали Чепко, которое она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива».
Ребята ознакомились с трагической судьбой Тани Савичевой, которая вела свой дневник в блокадном Ленинграде, который стал одним из обвинительным документом против фашизма. Помогли ярче представить эти события выставка книг и фотографий про блокаду, а так же презентация и фильм под названием «Блокада Ленинграда».
Ребята узнали, что кусочек «блокадного хлеба» — это символ, и главное — это наша память о героических и трагических событиях Великой Отечественной войны, о мужестве и стойкости ленинградцев.
Ходзы и В.
Семенцовой, проведенные библиотекарями. Детские рисунки выполнены в разных техниках.