Якобы что Гагарин, повидавший мир, разочаровался в СССР и открыто выступал против советского руководства, поэтому КГБ подстроил аварию, что пилоты были пьяны и не справились с управлением, что Гагарину сделали пластическую операцию и поместили в "психушку".
Еще по теме
- Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
- Журнал Международная жизнь - Юрий Гагарин космонавт и дипломат
- 12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос - Российское историческое общество
- «Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
- Главные новости
- Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Полёт Гагарина. Подвиг науки. Подвиг человека.
В сентябре 2022 года Госкорпорация «Роскосмос» рассекретила личное дело первого в мире космонавта Юрия Гагарина, которое на протяжении долгих лет хранилось в строжайшей секретности в Центре подготовки космонавтов, названным в его честь Фото уникальных. Гагарину вначале поручили сделать сообщение о работе русского ученого Лебедева о световом давлении. 9 марта 2019 года исполняется 85 лет со дня рождения легендарного лётчика-космонавта Героя Советского Союза Юрия Гагарина.
Совсем не космос: наследие Юрия Гагарина приходит в упадок
Пилот за это время принимал пищу и воду, что не вызвало проблем. Было окончательно доказано, что человек переносит условия орбитального космического полета без явного вреда для себя и полностью сохраняет работоспособность и рассудок, может действовать осмысленно и целенаправленно. Юрий Гагарин вошел в историю как первый человек, покоривший космос. Но далеко не все знают, что с 1957 по 1960 год, еще до своего легендарного полета, он жил на Севере и служил в авиационном полку Северного флота в Корзуново.
Высота рисованного портрета 35,25 м, ширина — 12,81 м, площадь — 451,55 кв. Портрет нарисован на торце 12-этажного дома. Avaness Памятник Ю. Гагарину в Харькове Казахстан В Алматы создали самый неформальный и близкий к прохожим памятник. Несмотря на скрытое за скафандром лицо космонавта, он стал одной из самых притягательных достопримечательностей города. Кажется, что можно сесть на лавочку рядом, рассказать космонавту о своих проблемах и получить нужную реакцию, все зависит от воображения человека, решившего поговорить с памятником. Гагарину в Алматы Таганрог Еще один памятник сидящему Гагарину установлен в Таганроге: там первый космонавт изображен вместе с Сергеем Королевым на скамеечке. Интересно, что на памятнике Юрий Алексеевич выше главного конструктора, вопреки исторической достоверности. Сегодня выпускники радиотехнического университета по традиции фотографируются возле монумента на счастье. Анна Астахова Памятник С. П Королёву и Ю. Гагарину в Таганроге Сахалин В Сахалинской области установили барельеф космонавта, прежде найденный в куче мусора на берегу реки Ловецкая. Памятник отреставрировали и торжественно открыли в городе Невельск. Прежде, в 1971 году, барельеф размещался на Советской улице, в 1978 году был перемещен на Приморскую улицу. После землетрясения 2007 года памятник находился в аварийном состоянии и не подлежал ремонту и реставрации. В сентябре 2021 года барельеф полностью отреставрировали и поставили рядом с Невельским историко-краеведческим музеем. Байконур Иногда даже техническая ошибка может дать неожиданное прочтение памятнику. Открытый в 1984 году по проекту скульптора Олега Запесоцкого, памятник Гагарину должен был, по задумке автора, держать в руках земной шар.
Начинает прижимать к креслу, уровень шума значительно меньше. На 150 сек. Процесс очень яркий. Получился толчок, хлопок. Одна половина обтекателя как раз была против «взора». У меня светофильтр «взора» был закрыт, а шторка открыта. Обтекатель медленно пошел вниз от «взора», за ракету. В это время во «взоре» была очень хорошо видна Земля. Как раз не было облачности. Видел складки местности, немножко гористый район. Видно было лес, реки, овраги. Я не мог привязать то, что видел, так как во «взоре» оказалось очень мало территории. По-моему Обь там была или Иртыш, но видно было, что это большая река и на ней острова. Можно видеть все. Я вел репортаж об этом. Когда идет ракета, то по «взору» можно наблюдать, что она немножко колеблется вокруг продольной оси по крену, но колебания незначительные. Ракета как бы живет. К концу работы первой ступени, когда слетел головной обтекатель, во «взоре» горизонт немного до верхнего края не доходил. Ракета шла с некоторым углом тангажа. Затем к концу работы второй ступени она легла по горизонту и даже несколько ниже горизонта. Здесь был некоторый небольшой просвет по «взору». На 211 сек. Вторая ступень выключается примерно так же, как и первая. При этом происходит такой же резкий спад перегрузок и падение шума, такое же ощущение невесомости. Невесомость была примерно секунд 10-15 до включения третьей ступени. Затем слышал глухой хлопок и включение третьей ступени. Она работала очень плавно. Ракета как бы подошла и нежненько все повела от нуля. Очень плавно стала появляться перегрузка. Затем по «взору» горизонт занял все его кольцо. Начал увеличиваться угол тангажа, и к концу работы третьей ступени примерно только половина внешнего кольца «взора» была занята горизонтом. Затем я наблюдал, передавал, вел репортаж, видел облачность, тень облаков на Земле. Землю во «взор» видно очень хорошо. Предметы на Земле хорошо различимы. Выключение третьей ступени было резким. Перегрузка немножко возросла, почувствовал резкий хлопок. Примерно секунд через 10 произошло разделение. При этом почувствовал толчок. Корабль начал медленно вращаться. Земля стала уходить влево, вверх, затем вправо, вниз. Вращение было хорошо видно во «взоре». Видел я горизонт, звезды, небо. Небо совершенно черное, черное. Величина звезд и их яркость немножко четче на этом черном фоне, скорость перемещения их во «взоре» и в правом иллюминаторе большая. Виден очень красивый горизонт, видна окружность Земли, Горизонт имеет красивый голубой цвет. У самой поверхности Земли нежно-голубой цвет, постепенно темнеющий и переходящий в фиолетовый оттенок, который плавно переходит в черный цвет. В это время вел устойчивую хорошую связь с Колпашевом — «Зарей 2». При пролете Елизово связь была нормальной. Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Вся система спуска заработала. Произвел доклад. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал. Связи не было. Примерно градусов около 30 сев. На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» — «Весны». В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал. При пролете над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно. Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки. Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было. Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем. В это время я был в тени Земли, а еще до входа в тень Земли все время производил запись на магнитофон Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента. Магнитофон не работал. Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходуется ленты. Это вызывается высоким уровнем шума в кабине. Перед этим я вошел в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор — на горизонте ничего не видно. В другой «взор» — тоже темно. Думаю, что же такое? Заметил по времени, что это связано со входом в тень. В это время корабль вращался, градуса 2-3 в секунду. Горизонта и Земли не было видно. Звезд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на черном его фоне видны звезды. Иногда в иллюминатор попадало 2-3 звезды каких-то созвездий. Но созвездия определить было трудно, потому что не все созвездие попадает в иллюминатор. Включилась солнечная система ориентации, о чем я доложил по KB и по телеграфу. Начал расходоваться воздух. При работе солнечной ориентации воздух расходовался из обоих систем одновременно. К моменту выхода из тени давление в системах ориентации было примерно 150-152 атм. Я почувствовал, что когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. В это время производил доклад по KB и через систему «Сигнал» в телеграфном режиме. При подлете примерно градусов до 40 южн. Градусов около 40-45 южн. Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и еще что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог. Позывные повторялись три раза. Я сразу включился на передачу, стал передавать: «Как меня слышите? Ответьте на связь». Чем ближе подлетал к апогею, тем больше улучшилась слышимость, и, примерно, когда проходил мыс Горн, в апогее получил очередное сообщение. Мне передали, что меня поняли, и я очень хорошо понял это. Мне сообщили, что корабль идет правильно, орбита расчетная, все системы работают хорошо. Я соответственно продолжал доклады.
Родина первого космонавта все больше приходит в упадок. Грандиозные планы придать ей космический антураж и сделать меккой для туристов так и остались на бумаге. А в реальности — пара музеев и памятник космонавту в таком состоянии, что жалко смотреть.
Гагарина подставили по халатности? Чего он лишился во время первого полета в космос
Поэтому кандидат должен был соответствовать определенным физическим параметрам: не старше 35 лет, ростом не выше 175 сантиметров и весом не более 75 килограмм. Из-за этого даже возникла угроза отчисления, однако он вышел из положения, подкладывая маленькую подушечку на сидение. Гагарин шел первым в списке, а его главным конкурентом считали Германа Титова. Первый человек в открытом космосе Подробнее Когда до полета оставался один месяц, то шансы быть первым остались только у Гагарина, Титова и Нелюбова, ведь только для них изготовили индивидуальные скафандры. Драма космонавта Нелюбова». Такое решение было обусловлено несколькими факторами. Он адекватно реагировал на стресс и меняющиеся условия. Бытует даже мнение, что первое место Гагарину обеспечила его обезоруживающая улыбка. Впрочем, это поддерживают не все эксперты.
Как осуществлялась подготовка В каком-то смысле Гагарин к этому полету готовился всю жизнь, но наиболее активная фаза началась, конечно, после зачисления в группу кандидатов в космонавты 3 марта 1960 года. В нее входили медицинские испытания и тренировки, в том числе барокамера, центрифуга, термокамера, изучение объекта «Восток-3А» , общая физическая и теоретическая подготовка. До прихода немцев он успел проучиться в школе лишь один месяц, после чего учеба прервалась вплоть до освобождения села в марте 1943 года.
Да, верно, Юрий Гагарин был дисциплинированным человеком а разгильдяя и бузотера просто не взяли бы в отряд космонавтов. Да, верно, в самой обыденной жизни бывает не меньше опасностей, чем в космосе. А вот дальше уже начинаются вопросы. Что такое вредное производство, это, по крайней мере, понятно, а вот что ждало человека в космосе, известно было лишь теоретически. Теорию предстояло проверить на своей шкуре.
Конкретно — на шкуре того, кто первым окажется на орбите если вообще окажется, если ракета не взорвется на старте, а и такое было вполне возможно, и случалось впоследствии. Гагарин был первым. Он знал, что идет в неизвестность, знал, что если на орбите что-то пойдет не так, то с земли ему помочь не смогут. Он не мог даже оценить вероятность такого развития событий, потому что вообще никто этого тогда не мог. Было ли ему страшно? А представьте себя в кабине космического корабля — первого в истории человечества! Страх в таких обстоятельствах — это здоровая психическая реакция, это проявление свойственного каждому человеку инстинкта самосохранения. А нездорового человека, вообще не знающего страха, медики просто забраковали бы при отборе в отряд космонавтов.
И вот этот свой естественный страх, страх неизвестной беды, Юрий Гагарин преодолел. Преодолел не по приказу начальства, а собственным волевым усилием. Вот уже одна грань его подвига. Во-вторых, а откуда уверенность, что он не мог отказаться? Что с ним сделали бы в случае отказа? В 1961 году? Такое может предположить лишь очень молодой человек, для которого вся советская эпоха — это сплошной ГУЛАГ. Но максимум, что грозило бы Гагарину в случае отказа — это отчисление из отряда космонавтов и перевод в обычные военные летчики, каким он, собственно, и был раньше.
Но героизм Гагарина вовсе не сводится только к преодолению страха.
Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма - общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле. Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких! До скорой встречи!
Гагарин был из простой семьи: мать — доярка, а отец — плотник с двумя классами образования церковноприходской школы. Но, как пишет в биографии Гагарина Лев Данилкин, во всем важны нюансы: мать, Анна Тимофеевна, молодость провела в Петербурге, была очень начитанной, и все, кто ее знал, вспоминали, что она была человеком интеллигентным. Юра был третьим ребенком в семье, всего детей было четверо. Старшая сестра Зоя стала для Юры своего рода нянькой — носила его на кормления маме в колхоз. Причем, по ее воспоминаниям, удобнее всего ей было нести его вверх тормашками.
Наверное, это был ее вклад в подготовку брата к покорению космоса. Кстати, после того как Гагарин уже оторвался от Земли, в иностранной прессе появилось много спекуляций о том, что он был вовсе не из такой простой семьи, а на самом деле принадлежал к потомкам князей Гагариных — но никаких подтверждений этой версии нет, а сами потомки князей давно отмежевались от космонавта-иконы. Юрий Гагарин в книге мемуаров «Дорога в космос» с большим теплом вспоминает свой дом, свое родное село — запах теплых стружек у папиного станка, яблоневые деревья в цвету, коров на поле, игры в лапту и горелки на лугу, ночевки на сеновале. В начале книги есть такой фрагмент: дети вечером смотрят на звезды и спрашивают дядю, живут ли на других планетах люди, а тот отвечает: «Кто его знает… Но думаю, жизнь на звездах есть… Не может быть, чтобы из миллионов планет посчастливилось одной Земле…». Хотя нужно сказать, что в этих мемуарах, как бы они ни были отредактированы до канонического эпоса о положительном советском герое, в общем-то нет попытки по-особому мифологизировать раннее детство Гагарина.
Скорее наоборот, выходит, что детство это было самым обычным детством сельского ребенка. А потом началась война Из Клушина на колхозном грузовике с фанерными чемоданчиками уехали новобранцы — трактористы, комбайнеры, животноводы. Все в одночасье поменялось. Только отца на фронт так и не забрали из-за того, что он сильно хромал. В первую военную осень Юра Гагарин должен был пойти в школу.
Не успели дети выучить буквы алфавита, как в октябре школьная жизнь остановилась. Семья Гагариных только засобиралась в эвакуацию, как село оккупировали немцы. Родительский дом и все их небольшое хозяйство отобрали, а семье мальчика пришлось ютиться в выкопанной землянке. Ночами спали плохо, прислушивались: не гремят ли поблизости советские пушки, не гудят ли моторы фашистских самолетов. Чуть легче пережить оккупацию помогло то, что отца Юрия немцы поставили работать на мельнице, и ему иногда удавалось принести домой муку насколько сильно отец Гагарина вообще сотрудничал с оккупантами — еще одна семейная гагаринская история, покрытая тайной.
В самом доме Гагариных поселился баварец Альберт по прозвищу Черт — он занимался зарядкой аккумуляторов для автомашин. Младший брат Юры, Боря, как-то подошел из любопытства посмотреть, что делает Альберт, а тот схватил его за шарфик и подвесил на яблоневый сук. Спасти ребенка удалось чудом — Альберта кто-то окликнул, и мать смогла снять сына с дерева. По трагическому стечению обстоятельств именно через повешение Борис сведет счеты с жизнью тридцать лет спустя. Все сельские мальчишки потихоньку пытались вредить немцам — разбрасывали по дороге острые гвозди и битые бутылки, запихивали в выхлопные трубы немецких машин тряпки и мусор.
Советская пропаганда вообще пыталась навязать такую точку зрения, что Гагарин решил стать летчиком, чтобы отомстить фашистам — в приторных рассказах Юрия Нагибина и в фильме «Так начиналась легенда» большой акцент был сделан на таком эпизоде: маленький Юра увидел, как над родным селом был подбит наш самолет Нагибин настолько беллетризирует этот сюжет, что даже отправляет Юру с запиской от сбитого летчика к сельскому председателю, но по многочисленным свидетельствам очевидцев, это вымышленная история. Племянница Гагарина в фильме «Редакции» вспоминает, что ее бабушка то есть мама Юрия , рассказывала, что не все немецкие оккупанты были исчадием ада: один из них был настолько расположен к ее детям, что дарил им шоколадки и даже обнял их перед тем, как его перебросили на линию фронта — в Германии у него остались четверо родных детей, которых он больше не надеялся увидеть живыми. Линия фронта с каждым днем приближалась к Клушину — это чувствовалось по гулу артиллерийской стрельбы. Жили в огне и дыму. Эсэсовцы угнали старшего семнадцатилетнего брата Валентина и пятнадцатилетнюю сестру Зою Гагариных в Германию на принудительные работы впоследствии, когда Юрий уже стал космонавтом, эту «предательскую» линию в семейной истории отредактировали — поэтому и в официальных мемуарах Гагарина написано, что Зое и Валентину удалось бежать от немцев и вернуться на фронт, хотя на самом деле освободиться им удалось уже после окончания войны.
Через какое-то время, в землянку Гагариных пришли ночевать разведчики. На следующий день немцы, предварительно заминировав дорогу, покинули Клушино. На фронт ушел и отец Гагарина. Правда, из-за язвы желудка он довольно быстро попал в военный госпиталь в расположенном поблизости Гжатске, где стал служить плотником. Юра по сути остался в семье за главного.
После двухлетнего перерыва я снова отправился в школу.
Гагарин Юрий Алексеевич
Обшивка аппарата была ещё горячей. Анатолий залез внутрь в открытый люк, увидел пульт управления. Всё было чудно: на окнах светофильтры, кругом таблички, кнопочки, рукоятки. Особенно поразили колхозника небольшой глобус и космическая еда в тюбиках, напоминающая зубную пасту. Подбежавшим сельчанам Мишанин стал раздавать аварийный запас питания космонавта... Каждый старался оторвать от спускаемого аппарата кусок обшивки: авось пригодится в хозяйстве на фотографии видно как изрядно успели общипать колхозники космический аппарат : Инженеры-поисковики у спускаемого аппарата корабля «Восток» Но подоспевшие военные оцепили капсулу импровизированной оградой: деревянными колышками и шнуром.
Прилетевшие следом инженеры специальной поисковой службы Военно-воздушных сил сняли показания приборов, отключили питание, зафиксировали положение рукояток и тумблеров. Подобрав один из ломов, что приволокли местные жители для разборки аппарата, военные выбили на нём зубилом историческую дату и заколотили в лунку рядом с «Востоком». А в лунке от первого касания «шарика» врыли деревянный столбик с табличкой: Табличка на месте приземления спускаемого аппарата После, прибывшие в район приземления работники КГБ принялись изымать у местного населения детали космического корабля. На подмогу специалистам прислали из Саратова кинологов с собаками. Захваченные с «Востока» «сувениры» колхозники отдавали со слезами на глазах...
А жительница села Смеловка жена лесничего Анна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита оказались ближе всех к месту приземления Юрия Гагарина. Они в это время сажали картошку в огороде и наблюдали как в поле, недалеко от дома, приземляется парашютист в необычном оранжевом одеянии... Позже, в одном из интервью Анна Акимовна Тахтарова вспоминала: «Я сначала испугалась, побежала от него, а потом оглянулась, а он... Первыми космонавта на земле встретили Анна Тахтарова и Рита В канун 1962 года Юрий Гагарин - выпускник саратовского аэроклуба - записал вот такое звуковое письмо, адресованное Анне Тахтаровой и саратовским лётчикам:... На поиски приземлившегося космонавта из Энгельсского аэродрома вылетела команда на вертолёте Ми-4.
Но рядом со спускаемым аппаратом Гагарина не оказалось. Местные жители сообщили, что космонавт уехал на грузовике в город. Вертолёт взял курс на Энгельс. По дороге был замечен грузовик, с которого махал руками Гагарин. Его подобрали, и вертолёт полетел на базу, послав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».
Там Гагарина уже ждали. Присутствовало всё руководство базы. Космонавту вручили поздравительную телеграмму советского правительства. На «Победе» Юрия Алексеевича повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. К полудню на аэродром с Байконура прибыли два самолёта.
На авиабазе в городе Энгельс. Ожидание разговора с Кремлём. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. Первое выступление Юрия Гагарина после возвращения на землю О возвращении космонавта на Землю доложили в Главный штаб ВВС: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву...
Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолёту, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолёта, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем лётном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына.
Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щёлкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомлённым. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома.
Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области... Произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день.
День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных». Первая полоса экстренного выпуска газеты «Правда» от 12 апреля 1961 года, посвящённого полёту Юрия Гагарина в космос 19:00 - в эфир вышел выпуск «Последних известий» Всесоюзного радио, продолжавшийся 24 минуты. Фрагмент содержания выпуска: «Президент Соединенных Штатов Америки Кеннеди поздравил советских учёных и инженеров с выдающимся достижением - запуском космического корабля с человеком на борту и благополучным возвращением его на землю. Мы поздравляем советских учёных и инженеров, которые сделали возможным этот подвиг. Вот что нам сказала народная артистка Советского Союза Ольга Лепешинская: - То, что мы сегодня услышали по радио, настолько великолепно, что трудно подыскать слова, чтобы определить, как это много значит для человечества.
Я только что прилетела из Целинограда и очень сожалею, что эта поразительная новость не застала меня там. Мне очень хотелось услышать о ней в кругу тех замечательных людей, которых мы встретили на целине. По телевизору показывали портрет Юрия Гагарина. Видимо, он молод, очень молод. Таких же, как он, его сверстников, встретили мы в Целинограде, и мне подумалось, глядя на этого храброго, простого советского человека, что таких, как он, в нашей стране множество.
Юрием Гагариным гордится и наш Советский Союз, и всё прогрессивное человечество, ибо они двигают время вперёд». Советская пресса, экстренные выпуски газет. О событиях на космодроме Байконур, происходивших 12 апреля 1961 года, вспоминает один из разработчиков радиоэлектронной аппаратуры корабля «Восток» профессор Борис Васильев: Газета «The Huntsville Times» США, Алабама , 12 апреля 1961 года 13 апреля 1961 года 00:45 - в эфир вышел выпуск «Последних известий» Всесоюзного радио, продолжавшийся 13 минут. Фрагмент содержания выпуска: «Вскоре после сообщения о благополучном завершении первого космического полёта и приземления Юрия Алексеевича Гагарина в заданном районе, состоялся разговор по телефону между товарищем Никитой Сергеевичем Хрущёвым и первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Это произошло в 13 часов по московскому времени.
Никите Сергеевичу Хрущёву сообщили, что с ним хочет поговорить Юрий Гагарин. Гагарин: «... Я только что получил вашу приветственную телеграмму, в которой Вы поздравляете меня с успешным завершением первого в мире космического рейса. Сердечно благодарю Вас, Никита Сергеевич, за это поздравление. Счастлив доложить Вам, что первый космический полёт успешно завершён.
Сердечно приветствую и поздравляю Вас, дорогой Юрий Алексеевич.
Они отработали 10 минут и запросили обратный курс на «Чкаловский». Вдруг на высоте 2000 самолет резко изменил курс. Его несколько раз запрашивали, но он не отвечал. Это зафиксировал локатор. Что там случилось — неизвестно.
Но если бы экипаж был в сознании, то он поддерживал бы связь, успел что-то передать… Их нашли в Киржаче, за деревней Новоселово. Мы долго искали место падения, полетели на дозаправку, и тут прибежала одна женщина: «Мать звонила, у них за Новоселово упал самолет». Картина на месте происшествия была такая: кругом сваленные деревья и воронка глубиной девять метров». Валентина Романова Аварийная обстановка возникла внезапно и носила скоротечный характер. Это сказано в заключении экспертов-расследователей. Первое расследование гибели Гагарина и Серегина продолжалось целый год.
Было 29 томов дела, но единое заключение комиссия так и не представила. Внутри есть несколько версий произошедшего с одной основной. Дело с документами по катастрофе до 2000 года проходило под грифом секретности. Оно хранится в центральном архиве минобороны РФ. Предположительной причиной там называется возможная потеря работоспособности экипажа из-за столкновения самолета с шаром либо чем-то другим или выполнение резкого маневра для предотвращения столкновения. Космонавт-испытатель Антон Шкаплеров моделировал полет самолета Гагарина и Серегина на специальном тренажере.
Это показано в документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг». Он проверял официальную версию — столкновение с шаром-зондом. Результат: самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор, если было столкновение или уход от него. Исследовал катастрофу и главный научный сотрудник ЛИИ им. Громова, доктор технических наук Арсений Миронов.
В 2010 году он сказал в интервью «Интерфаксу»: «Официальной версии трагедии, как вы знаете, нет. Правительственная комиссия по итогам расследования никакого решения не приняла». Даже версия со столкновением с шаром-зондом позже опровергалась. Расчеты подтвердили — только в штопоре самолет Гагарина и Серегина мог за минуту долететь до земли. Вывод самолета МиГ-15УТИ из штопора с высоты около 400 метров невозможен — примерно с этой высоты Гагарин и Серегин до последнего пытались выровнять самолет. Для успешного выполнения маневра нужна высота около 800 метров.
В тот день на нем оставались два подвесных топливных бака. Емкость каждого — 260 литров. Они снижали допустимые перегрузки самолета. Конструкция самолета предполагает, что первым катапультируется инструктор, который сидит сзади. Только потом — пилот. Так что произошло?
Его мнение — первый взрыв самолета произошел еще в воздухе. Падение самолета продолжалось около минуты. Каманин не исключал и взрыв от столкновения — писал об этом с отсылкой к версии с шаром-зондом. Взрыв в воздухе он доказывал четырьмя пунктами: 1. Согласно результатам специальных испытаний, разгерметизация кабин произошла в воздухе. Разрушение остекления фонарями кабин в воздухе подтверждается тем, что при самом тщательном просеивании земли в районе падения самолета удалось подобрать только 38 процентов остекления кабин и 13 процентов остекления фонаря.
Отсутствие радиосвязи и попыток катапультироваться. На сайте «Роскосмоса» есть материал о выводах правительственной комиссии: «Первое — самолет перед ударом о землю был целым. Второе — двигатель самолета работал в момент удара на оборотах, достаточных для горизонтального полета. Третье — летчики не пытались катапультироваться. Четвертое — летчики были в рабочем состоянии». Жуковского, доктор технических наук.
Осколки разбросало по длине до 600 метров и по ширине до 100 метров. После взрыва от летчиков практически ничего не осталось. Николай Живоглядов, Гол. Якобы из-за этого он свалился в штопор. Об этом же говорил Алексей Леонов. Он приводил в пример показания трех колхозников, которые видели сорвавшийся в облака самолет.
Сначала Леонов говорил о самолете Су-11, потом — о Су-15 его модернизированная модель. Леонов утверждал : «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов». Фамилию летчика он не называл, потому что дал слово. В документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг» раскрывается фамилия летчика Су-11.
Им оказался летчик Кречетов — так указано в архивном расследовании. Там же рассказывается, что при попадании в след от Су-11 самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор. Это результат еще одного эксперимента. В том же фильме опровергается версия о том, что самолет Су-11 поучаствовал в катастрофе. Установлено, что самолет Гагарина и Серегина разбился в 10:32. Только через две минуты после этого Су-11 вошел в зону полетов аэродрома «Чкаловский».
Поэтому его появление и след от полета — это не причина. Когда он пролетал, самолета Гагарина и Серегина там уже не было. В интервью ТАСС он тоже говорил о втором самолете, но о другом. Миронов рассказывал, что параллельно с самолетом Гагарина и Серегина в то время проходил учебный полет другого МиГ-15. Им управлял летчик Андреев. Миронов говорил: «На запрос Гагарина в 10:29:57 — «Задание в зоне 20 закончил.
Прошу разрешение на курс 320 градусов» — руководитель полетов или его помощник немедленно ответил — «Разрешаю», — по-видимому, не наблюдая опасного сближения меток целей самолетов Серегина-Гагарина и Андреева на экране локатора. Если бы руководитель полетов выполнял свои обязанности, он должен был, посмотрев на экран локатора, немедленно дополнить команду «Разрешаю» всего двумя словами — «Без снижения». Но слов «Без снижения» не было произнесено. В итоге — катастрофа». Его мнение: Гагарин и Серегин резко заметили в облачности другой самолет, поэтому и совершили резкий маневр. В книге «Дорогами испытаний» Аксенов объяснял еще одну возможную причину катастрофы — необычную облачность: «Нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей.
Затем до высоты четырех тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость». Последнее сообщение Гагарина о выполнении летного задания было с высоты более четырех тысяч метров. Дальше началось снижение самолета, которое можно выполнить двумя способами. Либо — спокойно, либо — интенсивно и с переворотом. Второй способ был предпочтителен в той ситуации из-за спешки, потому что дальше самолет требовался другим летчикам.
Они недооценили обстановку и не могли грамотно пилотировать по приборам. Вместе сложились несколько факторов.
По воспоминаниям присутствовавших людей на площади собралось почти всё население страны.
Кстати, футбол на тот момент был самым популярным видом спорта на Кипре. Это сегодня на острове развиты почти все спортивные направления, но в то время футбол был «визитной карточкой» нашей страны. Во время матча тысячи зрителей крупнейшего столичного стадиона скандировали имя Ю.
Гагарина и лозунги, прославляющие дружбу между двумя странами. Почетный гость объехал на машине три раза вокруг стадиона и затем направился во второй по величине город Кипра — Лимасол. В здании мэрии города Ю.
Гагарина ждали представители Лимасола, Фамагусты и Ларнаки, а также огромное количество людей на улицах. В своей краткой речи Юрий Гагарин сказал: «Я буду очень счастлив, если мой визит будет способствовать укреплению кипро — советской дружбы». И действительно, после приезда Ю.
Гагарина произошло резкое улучшение дипломатических отношений. За короткую поездку он смог сделать то, что многие дипломаты осуществляют на протяжении десятилетий. Одно появление космонавта внесло огромный вклад в отношения между двумя странами и народами.
За короткую поездку он смог сделать то, что многие дипломаты осуществляют на протяжении десятилетий». Расскажите, пожалуйста, выход такого огромного количества людей на улицы Кипра был заранее спланирован? Не надо забывать о том, что Кипр до 1960-года был закрытой английской военной базой.
Нас не выпускали за границу и не впускали иностранцев. Поэтому для киприотов приезд первого космонавта Земли Ю. Гагарина был масштабным и значимым событием.
Конечно, в тот день была организация, но не столько со стороны властей, сколько по народной инициативе. Жители вышли на улицу добровольно и с радостью, ведь космонавт по праву имел общественную поддержку. Поэтому для того, чтобы все собрались, достаточно было сказать, кто приезжает.
Вечером 15 февраля 1962 года в здании Посольства СССР в Никосии состоялся официальный приём, с участием руководства страны, депутатов, политиков и общественных деятелей Республики Кипр.
В нее входили медицинские испытания и тренировки, в том числе барокамера, центрифуга, термокамера, изучение объекта «Восток-3А» , общая физическая и теоретическая подготовка. До прихода немцев он успел проучиться в школе лишь один месяц, после чего учеба прервалась вплоть до освобождения села в марте 1943 года.
Будучи талантливым и целеустремленным человеком, он быстро учится и, несмотря на высокую нагрузку, отлично проявляет себя в освоении летного дела. В 1955 году после окончания обучения экзаменационная комиссия рекомендовала его в военное училище в городе Чкалов ныне Оренбург. По сути, человечеству лишь предстояло совершить открытие космоса.
Но дело было не только в технике. В то время никто еще не знал, как люди будут реагировать, находясь в космическом пространстве, выдержит ли психика условия изоляции. Во многом поэтому корабль «Восток» работал в автоматическом режиме.
Так как исход полета никто не мог предсказать, подготовили сразу три сообщения ТАСС , одно из которых было об успешном возвращении из космоса. Во втором сообщалось, что космонавт приземлился за пределами СССР, а в третьем — о его гибели. Но, как мы знаем, все завершилось благополучно.
Во время полета корабль совершил один оборот вокруг Земли.
Юрий Гагарин сегодня положил начало освоению человеком космоса
ЮРИЙ ГАГАРИН — | Гагарин шел к трибунам под музыку оркестра, который играл советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». |
Юрий Гагарин. Сила – в любви / | Он мог отказаться, но не стал этого делать, т.к. тогда бы полетел Гагарин, назначенный его дублером. |
Юрий Гагарин сегодня положил начало освоению человеком космоса | | Гагарин вызвался первым посидеть кабине, и это понравилось главному советскому конструктору ракетно-космической техники Сергею Королеву, который тогда шепотом поделился со своим заместителем предположением, что этот и полетит первым. |
Журнал Международная жизнь - Юрий Гагарин космонавт и дипломат | 4. Корабль Гагарина «Восток-1» управлялся в автоматическом режиме, поскольку никто не мог предсказать, как поведет себя человек в таких экстремальных условиях. |
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина | Мы, разумеется, никогда в точности не узнаем, чем руководствовался Юрий Гагарин и в 1961 году, проявляя мужество первооткрывателя, и в 1965, проявляя мужество гражданское. |
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты", — так начал свое обращение Юрия Гагарин.
Именно его впечатления положили начало воспитанию у человечества космического сознания, за которым неизбежно следует переоценка самих себя, системы ценностей и уточнение содержания таких фундаментальных понятий, как смысл жизни, прогресс, гуманизм, цивилизация. Полет Ю. Гагарина стал исторической вехой в развитии земной цивилизации. Прошло уже 60 лет с тех пор, но подробности этого эпохального события продолжают волновать воображение. Человечество чтит подвиг Ю.
Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР, в Саратовской области.
Как и планировалось, на высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Приземлился Юрий Гагарин в 10 час. Приказом Министра обороны СССР за успешное выполнение правительственного задания первому космонавту Земли старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание «майор». Первый полёт человека в космос имел важнейшее значение для дальнейшего развития космонавтики и всего человечества. Следом за Гагариным, 6—7 августа 1961 года, первый суточный космический полёт на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11—15 августа 1962 года состоялся первый групповой полёт двух кораблей — «Восток-3» космонавт Андриян Григорьевич Николаев и «Восток-4» космонавт Павел Романович Попович. В ноябре 1968 года на конгрессе Международной федерации авиационного спорта было принято решение отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики, а 7 апреля 2011 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята предложенная Россией резолюция, согласно которой 12 апреля объявлено Международным днём полёта человека в космос.
Космонавт стал символом развития советской авиации и навсегда вписал свое имя в историю исследования вселенной. Анатолий Пекарский первым снял Юрия Гагарина после приземления. Разрешения на фото не спрашивал. Анатолий Пекарский: «Поскольку был разговор о том, что отнимут, проверят-посмотрят , все сделали простую вещь: быстренько письма организовали, заклеили конвертики.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
«Коммунист в космосе»: каким был полет Гагарина, как отреагировал на него Запад | Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года РИА Новости © Алексей Свердлов Согласно официальной версии, Гагарин стал основным кандидатом в космонавты номер один на заседании Госкомиссии 8 апреля 1961 года. |
Юрий Гагарин: «Я чувствовал себя хорошо...» (Комментарий к Главному полёту ХХ века) | Однодневный визит Юрия Гагарина состоялся примерно через полтора года после провозглашения независимости Республики Кипр. |
Полёт Гагарина. Подвиг науки. Подвиг человека. | 4. Корабль Гагарина «Восток-1» управлялся в автоматическом режиме, поскольку никто не мог предсказать, как поведет себя человек в таких экстремальных условиях. |
Юрий Гагарин: биография, первый полет в космос, интересные факты | В сентябре 2022 года Госкорпорация «Роскосмос» рассекретила личное дело первого в мире космонавта Юрия Гагарина, которое на протяжении долгих лет хранилось в строжайшей секретности в Центре подготовки космонавтов, названным в его честь Фото уникальных. |
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос - Российское историческое общество | «Медуза» попросила популяризатора космонавтики, инженера (и участника космической подготовки) Александра Хохлова вспомнить ровно 60 не самых известных фактов о Юрии Гагарине и его полёте. |
Новости и события Российского исторического общества
Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область) — 27 марта 1968, возле села Новосёлово. Иван Литомин встретился с племянницей Юрия Гагарина, которая чуть ли не в одиночку пытается спасти наше великое наследие. В 2019 году я сделал стрим с реконструкцией полета Гагарина в симуляторе Orbiter, добавив туда фильм «Первая орбита», архивные аудиозаписи. Сам Гагарин говорил об этом на заседании Государственной комиссии после космического полета следующим образом.
Юрий Гагарин космонавт и дипломат
Юрий Гагарин – последние новости | Что делал во время своего полета Юрий Алексеевич Гагарин, мы знаем, а вот что происходило в те минуты в странах, над которыми пролетал первый в мире космонавт, известно меньше. |
Гагарин в космосе! Как это было… | О том, что Гагарин находится на орбите, Валентине рассказала подруга, которая сама услышала новость по радио. |
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Разрешения на фото не спрашивал. Анатолий Пекарский: «Поскольку был разговор о том, что отнимут, проверят-посмотрят , все сделали простую вещь: быстренько письма организовали, заклеили конвертики. И почтальона нашего бегом отправили». Так первые снимки разлетелись по родственникам и газетам.
Вдруг по краям шторки появился ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдался и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе.
Ощущал колебания корабля и горение обмазки. Я не знаю, откуда потрескивание шло: или конструкция подтрескивала, расширялась ли тепловая оболочка при нагреве, но слышно было потрескивание. Происходило одно потрескивание примерно в минуту. В общем, чувствовалось, что температура была высокая. Потом несколько слабее стал свет во «взоре».
Перегрузки были маленькие, примерно 1-1,5 единицы. Затем начался плавный рост перегрузок. Колебания шара все время продолжались по всем осям. К моменту достижения максимальных перегрузок я наблюдал все время Солнце. По «зайчикам» я мог определить примерно, как вращается корабль.
К этому времени я чувствовал, что корабль идет с некоторым подрагиванием. В плотных слоях атмосферы он заметно тормозился. По моим ощущениям перегрузка была за 10ж. Был такой момент, примерно секунды 2-3, когда у меня начали «расплываться» показания на приборах. В глазах стало немного сереть.
Снова поднатужился, поднапрягся. Это помогло, все как бы стало на свое место. Этот пик перегрузки был непродолжительным. Затем начался спад перегрузок. Они падали плавно, но более быстро, чем они нарастали.
С этого момента внимание свое переключил на то, что скоро должно произойти катапультирование. Когда перегрузки начали «жать», Солнце мне било прямо в задний иллюминатор. Когда перегрузки полностью спали, что, очевидно, совпало с переходом звукового барьера, стал слышен свист воздуха. В шаре отчетливо можно было слышать, как он идет в плотных слоях атмосферы. Шум или свист был слышен так же, как обычно можно было слышать в самолетах, когда задросселируют двигатели или когда самолет пикирует.
Вновь подумал о том, что сейчас будет катапультирование. Настроение было хорошее. Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района. Момент разделения хорошо заметил. Глобус остановился приблизительно на середине Средиземного моря.
Значит, все нормально. Жду катапультирования. Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю, не я ли это катапультировался? Так, тихонько голову кверху повернул.
В этот момент произошел выстрел, и я катапультировался. Произошло это быстро, хорошо, мягко. Ничем я не стукнулся, ничего не ушиб, все нормально. Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввелся в действие стабилизирующий парашют.
На кресле я сидел очень удобно, как на стуле. Почувствовал, что меня вращает в правую сторону. Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе.
Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — значительный. Думаю, что-то знакомое. Катапультирование произошло, по моим расчетам, над берегом. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придется приводняться на воду.
Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило все это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил. Кресло также незаметно ушло от меня вниз. Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге.
Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что здесь, наверное, Саратов. Приземляюсь в Саратове.
Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Я уселся поплотнее и стал ждать отделение НАЗа. Слышал как дернул прибор шпильки.
Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, что НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он там падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан. Тут слой облачков был.
В облачке поддуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах. Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют и возле него лежит черный, обгорелый шар. Это видел я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4 от моего места приземления.
Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу виден полевой стан. На нем много народу — машины. Рядом дорога проходит. Шоссе идет на Энгельс. Дальше вижу, идет речушка-овраг.
Слева за оврагом домик, вижу, там какая-то женщина теленка пасет. Ну, думаю, сейчас я, наверное, угожу в этот самый овраг, но ничего не сделаешь. Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола. Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню. Думаю, ну сейчас приземлюсь.
Как раз спиной меня несет. Пробовал развернуться, в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернешься. Перед землей примерно метров за 30, меня плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5-7. Только успел я это подумать, смотрю земля.
Ногами «тук». Пашня оказалась хорошо вспахана, очень мягкая, она еще не высохла. Я даже не почувствовал приземления. Сам не понял, как уже стою на ногах. Задний парашют упал на меня, передний парашют пошел вперед.
Погасил его, снял подвесную систему. Посмотрел — все цело. Значит, жив, здоров. Да, в воздухе я отсоединил колодку ОРКа, открыл шлем уже на земле. Приземлился с закрытой шторкой.
Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально. Дальше принимал меры к тому, чтобы сообщить, что приземление прошло нормально.
Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идет ко мне. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда».
В скафандре идти неудобно, но все-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит. Я подошел, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса. Познакомились с ней, и она рассказала мне, что по телефону можно говорить с полевого стана. Я попросил женщину, чтобы она никому не разрешала трогать парашюты, пока я схожу до полевого стана.
Нет особого смысла в очередной раз говорить о значении этого полета для развития космической отрасли и мировой науки в целом: в этом плане с подвигом Гагарина и советских ученых все понятно и без лишних объяснений. А вот о неприятных накладках, случившихся во время долгожданного прорыва, вспоминают намного реже. Исключением является лишь легендарная фраза первого космонавта: «Я горю. Прощайте, товарищи! Пламя, которое Юрий Алексеевич увидел в иллюминаторе, не сулило «Востоку» никакой опасности, но Гагарин об этом не знал — и поэтому попрощался с жизнью. РИА Новости Однако этот эпизод оказался не единственной неприятностью, сопровождавшей первый полет человека в космос. Были и другие малоприятные моменты. Во-первых, советские конструкторы немного просчитались.
Борис Волынов вспоминает, во время его полета произошло похожее ЧП. Спускаемый аппарат чуть не сгорел дотла.
Приборный агрегат не совсем отделился. Вот он прям за нами - спускаемый аппарат. Бушуещее пламя. Огромное пламя», - вспоминает Волынов. Тогда Гагарину кажется, что его первый полет в космос далеко не последний. В интервью, записанном в 1962 году космонавт строит планы на будущее: полететь на Луну. Ведь в то время Королев уже начал работать над своей лунной программой. Но у партии другие планы. Гагарина отправляют в разные точки планеты, как настоящего посла мира. Его именем, его улыбкой открываются любые двери.
Ведь куда бы он не приехал, он полубог. Только представьте, на дворе 1961 год, Союз и Штаты в шаге от ядерной войны, на пороге Карибского кризиса. И звезда Голливуда Джина Лоллобриджида просит отправить ее на Московский кинофестиваль только ради того, чтобы увидеть Гагарина и взять у него автограф. А он не теряет голову. Гагарин будто летит сквозь потоки славы в своей космической капсуле, не замечает ее, остается все тем же — простым парнем из деревни Клушино. Я такой же как десятки и сотни тысяч советских юношей и девушек», - сказал Гагарин. Там, где когда-то приземлился Юрий Гагарин, теперь открывают парк Покорителей Космоса. В его центре — стела со взлетающей ракетой. Владимир Путин, вместе с Валентиной Терешковой, прилетел в Саратов и вместе они отправились сюда, чтобы в день космонавтики возложить цветы к этому монументу. Рядом со стелой стоит автобус ЛАЗ — именно в таком Гагарина везли к стартовой площадке.
В Энгельсе, на том самом аэродроме, Путин проводит совещание с правительством. Начинает с поздравления — всем, кто причастен к освоению космоса. А после говорит о планах на будущее. Хочу это тоже напомнить. Мы обсудим вопросы, связанные с долгосрочными приоритетами развития космической деятельности, проанализируем, что нужно сделать, чтобы усилить наши позиции в этой, без преувеличения, стратегической сфере», - заявил президент России.
"Я – простой советский человек"
- Полный текст доклада Юрия Гагарина после полета в космос
- Детство. Война. Гжатск
- Видео: что происходит с наследием космонавта Юрия Гагарина | Новости России
- Полёт Гагарина. Подвиг науки. Подвиг человека.
В отряде первых
- Детство. Война. Гжатск
- Юрий Алексеевич Гагарин: биография первого человека в космосе — 12.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- Полный текст доклада Юрия Гагарина после полета в космос
- В отряде первых
- От сельской гармони до майорских погон. Пять историй из жизни Юрия Гагарина
- 12 апреля 1961 года. Легендарное: «Поехали!»
Новости и события Российского исторического общества
Несмотря на то, что уже в течение нескольких месяцев Гагарин неофициально считался кандидатом № 1 на полет, окончательный выбор пилота был сделан всего за несколько дней до старта. Сохранилась инструкция где Гагарина предписывалось, что делать в случае приводнения: "После погружения в воду, лечь на спину и открыть клапан дыхания, наполнить плавательный ворот скафандра, при небольшом волнении открыть иллюминатор шлема". Что делал во время своего полета Юрий Алексеевич Гагарин, мы знаем, а вот что происходило в те минуты в странах, над которыми пролетал первый в мире космонавт, известно меньше. Сделав кружок над Землей, Юрий Гагарин открыл новую эпоху в истории человечества. Будучи курсантом, Гагарин не мог освоить правильную посадку самолета, который все время «клевал носом», так как невысокий рост ограничивал угол обзора. Тогда они заявляли, что надпись сделал рабочий по фамилии Давидянц — еще когда костюм был на предприятии.