Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как он помогает специалистам в IT справиться с трудностями и как его прокачать.
Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития
Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают, что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач. Зачем это детям Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют, что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали, что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье. Психологи из Орегонского университета добавляют, что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.
Много ли зависит от родителей Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям: папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование, изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом. С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект В 2—4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.
Показать эмоцию.
С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды. Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных. В 70-ые годы прошлого столетия американский психолог Пол Экман представил теорию, согласно которой человек испытывает семь эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. Важно понимать, что базовыми эмоции называют из-за их врожденного происхождения, а, значит, избавиться человеку от них не получится. Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению.
Большинство людей хотят перестать проявлять гнев, быть спокойнее и сдержаннее, однако у эмоций есть важные функции, понимание которых помогает их принять. Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя. Эмоции отвечают за социализацию: несмотря на критику теории Пола Экмана, предполагающей универсальность мимики, большинство людей легко отличают гнев от радости вне зависимости от национальности и пола человека перед ними. И, наконец, эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях, стоящих за каждой из них. Вот почему так важно слушать себя и вместо сдерживания эмоций учиться распознавать свои потребности. В отличие от эмоций гамма чувств гораздо богаче: сегодня существуют списки от 150 до 300 чувств, присущих человеку. Если эмоции условно можно сравнить с нотами, то чувства похожи на сложные музыкальные композиции.
За их возникновение и поддержание несет ответственность иной отдел головного мозга — неокортекс, хорошо развитый только у человека и отвечающий за высшие когнитивные функции. В отличие от животных человек способен испытывать чувства благодаря своему мышлению, воображению и фантазиям. Мы чувствуем, потому что мыслим.
Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.
Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимся обстоятельствам.
Именно поэтому такой навык облегчает социальные взаимодействия. Управление эмоциями По мнению Екатерины Егоровой — это уже высший пилотаж. Это значит не только понимать свои и чужие эмоции, но и контролировать их интенсивность, приглушать чрезмерно сильные, находить способ для их реализации — наиболее оптимальный как для себя, так и для других людей. Самоуправление помогает нам быть более гибкими и менее критическими в каких-то ситуациях. Когда мы осознали свои эмоции и приняли их, мы можем извлечь из них пользу, даже если эти эмоции сложные для переживания — например, страх или гнев. Екатерина Егорова уточняет, что не стоит называть такие эмоции «негативными»: «Когда всем эмоциям есть место, никакая из них не вытесняется, не под запретом, не оценивается как негативная. Негативных эмоций вообще нет, они все нам даны как сигналы о чём-то». Можно ли развить у себя эмоциональный интеллект? И первым делом стоит определить, нужно ли вам его развивать. Екатерина Егорова советует обратить внимание на главные признаки и сложности в этой сфере: «Например, вам трудно понять и контролировать свои эмоции. Или же сложно выстроить отношения с близкими и коллегами. Затрудняетесь в оценке? Попробуйте пройти тесты Люсина или Н.
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Зачем развивать эмоциональный интеллект Чтобы эффективнее выполнять рабочие задачи. С ростом эмоционального интеллекта становится легче решиться на то, что раньше вызывало страх или неприязнь. Чтобы легче договариваться с людьми. Если понять мотивацию и настроения окружающих, легче договориться и «продать» вакансию, проект, компанию, идею. Чтобы расти в карьере. На руководящих позициях требуется уметь выстраивать командные отношения, давать обратную связь, налаживать отношения и искать выход из конфликта. Эти навыки отличают топ-менеджера от исполнителя. Для душевного комфорта.
Высокий EQ предполагает отслеживание своих эмоций и управление ими. Это поможет заметить стресс и вовремя на него отреагировать. Это полноценное исследование эмоционального интеллекта, которое включает 153 вопроса и позволяет проанализировать все 15 качеств EQ. Минус теста в том, что он платный и сейчас недоступен в России. Кроме этого теста, в интернете можно найти много других, платных и бесплатных. Но проблема в том, что их результаты несут не больше пользы, чем гороскопы. Ответы из разряда «Иногда вы бываете слишком эмоциональным» или «Порой вы не понимаете чужие эмоции» можно отнести к любому человеку.
Они только создают иллюзию нового знания о себе. Но на самом деле человек потратит время на прохождение теста, но не получит результата, из которого можно извлечь пользу. Более полезный и доступный вариант — оценить EQ с точки зрения рабочих задач. Для этого ответьте на вопросы: Какие задачи я выполняю? Что я чувствую, когда их делаю? Есть ли проблемы при выполнении? Каких компонентов EQ мне не хватает, чтобы делать это легче?
Например, так могли бы выглядеть ответы рекрутера: Если какие-то задачи вызывают дискомфорт, то стоит поискать, какого качества EQ не хватает. Если же вы чувствует себя в порядке, работа не требует повышения эффективности и нет желания менять карьерную позицию, значит, EQ достаточен. Вы уже в порядке.
Чтобы легче договариваться с людьми.
Если понять мотивацию и настроения окружающих, легче договориться и «продать» вакансию, проект, компанию, идею. Чтобы расти в карьере. На руководящих позициях требуется уметь выстраивать командные отношения, давать обратную связь, налаживать отношения и искать выход из конфликта. Эти навыки отличают топ-менеджера от исполнителя.
Для душевного комфорта. Высокий EQ предполагает отслеживание своих эмоций и управление ими. Это поможет заметить стресс и вовремя на него отреагировать. Это полноценное исследование эмоционального интеллекта, которое включает 153 вопроса и позволяет проанализировать все 15 качеств EQ.
Минус теста в том, что он платный и сейчас недоступен в России. Кроме этого теста, в интернете можно найти много других, платных и бесплатных. Но проблема в том, что их результаты несут не больше пользы, чем гороскопы. Ответы из разряда «Иногда вы бываете слишком эмоциональным» или «Порой вы не понимаете чужие эмоции» можно отнести к любому человеку.
Они только создают иллюзию нового знания о себе. Но на самом деле человек потратит время на прохождение теста, но не получит результата, из которого можно извлечь пользу. Более полезный и доступный вариант — оценить EQ с точки зрения рабочих задач. Для этого ответьте на вопросы: Какие задачи я выполняю?
Что я чувствую, когда их делаю? Есть ли проблемы при выполнении? Каких компонентов EQ мне не хватает, чтобы делать это легче? Например, так могли бы выглядеть ответы рекрутера: Если какие-то задачи вызывают дискомфорт, то стоит поискать, какого качества EQ не хватает.
Если же вы чувствует себя в порядке, работа не требует повышения эффективности и нет желания менять карьерную позицию, значит, EQ достаточен. Вы уже в порядке. EQ — это не метрика, которую надо растить. EQ — результат исследования себя.
Также важно читать профильную и сопутствующую литературу, получать новые знания, например, по навыкам презентации, по выступлениям, по работе с аудиторией. Также важно участвовать в публичных дискуссиях, круглых столах, выставках, ставить себе сложные, но реалистичные цели и достигать их. А затем — выбирать цель сложнее. Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте.
Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы.
Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно. Сильные стороны и зоны роста: Если самый высокий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что клиент практически всегда успешно определяет эмоции; обращает внимание на информацию, содержащую эмоции. Идентификация эмоций является его самой сильной стороной. Если самый низкий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что у клиента очень часто возникают сложности в распознавании своих эмоции и эмоций окружающих, и нередки ситуации, когда он не может определить возникшую эмоцию. Если самый высокий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что клиент практически всегда очень успешно использует эмоции свои и других людей для повышения эффективности деятельности и достижения результатов. Он хорошо чувствует других людей, у него на очень высоком уровне развита эмпатия. Использование эмоций является самой сильной стороной его ЭИ-профиля. Если самый низкий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что для клиента задача соотнесения конкретных эмоций с эффективностью деятельности достаточно сложная, возможно, он не использует данные способности в своей деятельности. Если самый высокий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент уверенно владеет навыком анализа и понимания причин эмоций и достаточно точно предсказывает последствия эмоций. Способность понимать эмоции и последствия эмоций, разбираться в чувствах — сильная сторона клиента. Если самый низкий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент с трудом предполагает, к каким последствиям может привести определенная эмоция, в большинстве ситуаций ему сложно предположить причину появления эмоций. Если самый высокий балл — «Управление эмоциями»: Это означает, что у клиента способность управлять эмоциями как своими, так и эмоциями других людей развита на достаточно высоком уровне, он очень хорошо регулирует свои эмоции и эмоции других людей — это его сильная сторона. Клиент эффективно выбирает стратегии управления эмоциями и таким образом успешно справляется со стрессом. Если самый низкий балл — «Управление эмоциями»: Это означает, что управление своими эмоциями и эмоциями других людей для клиента представляет большую сложность. Вероятно, он не использует данные способности в своей деятельности. Мы оцениваем какие-то события в нашей жизни также по переживаемым нами эмоциям. Эмоции - это универсальный язык, пользоваться которым, к сожалению, не обучают ни в школе, ни в ВУЗе. Надеемся, что данный курс, поможет повысить эффективность распознавания, понимания и использования эмоций. До встречи на тренинге!
Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития
Эмоциональный интеллект – это способность испытывать эмоции, как на личном уровне, так и в социальной среде, то есть быть восприимчивым к эмоциональным сигналам себя и окружающей жизни. Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие. Развивать эмоциональный интеллект нужно, чтобы иметь больше информации для принятия решений и, как следствие, получать более интересные результаты. Развивать эмоциональный интеллект нужно, чтобы иметь больше информации для принятия решений и, как следствие, получать более интересные результаты. Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью и самооценкой, а также с более низким уровнем незащищенности или депрессии.
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
А для некоторых даже незначительные перемены и новые знакомства становятся тяжелейшим испытанием? Последние исследования психологов показывают, что более успешными и счастливыми становятся люди, не отличающиеся выдающимися умственными способностями. Именно развитый эмоциональный интеллект позволяет строить прочные и надежные отношения, достигать успехов в карьере и реализовывать личные планы и цели. Изучение понятия эмоционального интеллекта берет начало в 20-м веке, но особенно о нем заговорили в 90-х, когда в 1990 году вышла статья ученых Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект». А уже в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто был представлен тест для определения эмоционального интеллекта. Саловей и Майер считают, что эмоциональный интеллект представляет собой совокупность 4-х факторов: способность правильно воспринимать испытываемые вами эмоции и эмоции людей в этой же ситуации; способность перенаправить эмоции в критической ситуации в нужное русло: неосознанно связать свое эмоциональное напряжение с мыслительным процессом; способность находить причину своей агрессии или радости, грусти или смирения, относиться с пониманием к эмоциям людей; способность управлять своими эмоциями: находить логику в природе их возникновения, сдерживать агрессию или, наоборот, пробуждать положительные эмоции. Как определить уровень эмоционального интеллекта? Если учиться каждой из этих способностей, то можно взрастить свой эмоциональный интеллект.
Однако прежде чем начать работать над ним, необходимо определить его уровень.
Она очень уникальна по своей сути, потому что рождает в нас социальные связи, позволяет видеть мир вокруг себя по-другому, позитивно. Эмоцию радости можно вызвать, например, при помощи совместных физических упражнений.
Попробуйте просто потанцевать все вместе несколько минут, взявшись за руки, и вы увидите, какие чудеса произойдут. Кроме того, черпать радость можно и в совместных приятных воспоминаниях. В этом нам помогут фотоальбомы.
Можно вместе собраться и пересмотреть фотографии из прошлого отпуска. Как родители могут помочь ребёнку избавиться от эмоционального напряжения и избежать конфликтов? Причем важно начать проговаривать каждую эмоцию, которую он испытывает.
Например: «Ты злишься на всё, что происходит сегодня в нашей жизни. Я понимаю, потому что ты находишься в условиях непривычных для тебя, потому что ты привык общаться со своими одноклассниками, друзьями, гулять, ходить в спортивные секции, потому что мы целый день находимся рядом друг с другом, а мы не привыкли к этому. Я понимаю, что вся эта ситуация запускает ту злость, которая сейчас находится внутри тебя.
Я готова поговорить об этом». То есть важно не спрашивать, злится он или нет, а самому назвать его эмоции, исходя из собственных наблюдений, и обязательно проявить понимание. В конце разговора нужно предложить ребёнку подумать, как вы вместе можете справиться с этой проблемой, и предложить помощь.
Интерес к людям Люди с высоким эмоциональным интеллектом искренне интересуются окружающими. Их любопытство является следствием высокоразвитой эмпатии, то есть умения сопереживать, ставить себя на чужое место. Человек с высоким уровнем эмпатии более качественно общается, может предугадать какие-то фразы или поведение собеседника, умеет строить свое общение так, чтобы не задеть и не оскорбить другого. Благодаря эмпатии такие люди гораздо легче и с меньшими энергетическими затратами налаживают контакт с окружающими.
Толерантность к изменениям Обладатели высокого эмоционального интеллекта постоянно меняются. Если все спокойно, они ищут то, чем можно наполнить свою жизнь: проходят полезные, интересные курсы, составляют нестандартные маршруты для путешествий, пробуют новое, не боятся менять работу, специальность. Изменение ситуации во внешнем мире на них особо не влияет, потому что перемены — их естественная потребность, естественное состояние. Они легко адаптируются к случившимся событиям, находят новые источники дохода и способы получения знаний, принимают нестандартные решения.
Вместо того чтобы бояться будущего, они продумывают свои действия наперед. Умение отказывать Умение отказывать формируется из двух базовых понятий. Первое: «Я имею право отказать. Если другой обидится, расстроится, разозлится или отнесется спокойно — это его право.
Я не несу ответственности за его выбор эмоции». Второе: «Я понимаю свои эмоции. И если я действительно не хочу или не могу, у меня нет настроения, я откажу.
Важно, что у вас есть свой эмоциональный отклик на проявления другого человека. Хочу убежать или напасть — возможно, человек агрессивен и хочет нападать.
Если хочу похвалить — возможно, человек до этого испытывал стыд. Всегда существуют такие пары, совпадения эмоций. И можно пойти дальше, подумав: «Так, он злится, какая потребность у него не удовлетворена? Высказать свою гипотезу и проверить ее: «Слушай, похоже, ты злишься, что происходит, почему? Что можно сделать до возникновения эмоции До возникновения эмоции можно использовать разные стратегии переговоров ,чтобы не дать человеку войти в нее.
При помощи гарвардской модели переговоров win-win, win-lose вы заранее сможете погасить часть эмоций, удовлетворяя потребность человека. Если эмоция уже возникла, ее нужно назвать, осознать, разделить с кем-то и выразить: Называем: — Да! Разделяем: — Да, если честно, я тоже не в восторге от этой ситуации человек видит, что он не один. Даем возможность выразить: — Ну расскажи, что случилось! Причем это может помочь уже на стадии обозначения тем, кто не может сам себе назвать свои эмоции.
Что точно не надо делать — говорить людям: «Эй, давай-ка соберись, не злись, давай нормально поговорим». Это только раскачает эмоции: чужие чувства нельзя отвергать или игнорировать. Если эмоция есть — нужно работать с ней, а не отмахиваться. После того, как вы снизили градус эмоции, человек готов дышать и с вами разговаривать, включайте коммуникативные техники. Они, в основном, связаны с прояснением ситуации.
Если вы хотите влиять на эмоциональное состояние людей, приготовьтесь задавать много вопросов, чтобы прояснить позицию, узнать, чего они хотят, какие пути и препятствия видят. Чем больше соберете информации, тем легче предложить истории, дополняющие картину, которую они, возможно, не замечают. Ты был на инструктаже по системе оплаты? А, не был. Давай, расскажу, в чем дело.
И далее рассказать о системе. То есть, чем больше информации вы соберете, тем легче конструктивно работать с человеком «в эмоциях». Задача — вывести собеседника из них. Запомнить Если человек в напряжении — необходимо помочь его снизить. Для этого нужно назвать, разделить эмоцию, дать ее выразить.
Потом вступайте в диалог через уточнение информации, прояснения, до тех пор, пока не станет понятно, что ему предложить. Чувствовать другого человека, читать его эмоции можно научиться. Но первостепенная задача — разобраться со своими эмоциями. Развивайте эмоциональный интеллект на тренингах вместе с экспертами Русской Школы Управления! Подробнее о программе и доступных форматах.
Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления Каждую пятницу присылаем подборку свежих статей Подписаться Согласен на обработку персональных данных, получение рассылок, а также с политикой конфиденциальности Спасибо за вашу подписку Рассылки начнут приходить в ближайшее время Ошибка при отправке данных.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Точное распознавание и чтение сигналов, исходящих от эмоций, может повлиять на принятие лучших жизненных решений, повысить эффективность решения проблем и конфликтов и позволить более эффективно общаться с другими. Модели эмоционального интеллекта разные, однакопоэтому социальные компетенции, относящиеся к в области отношенийям с другими людьми, такиеявляются важной ксак работа, семья, установление близких отношений, с другими людьми являются важной или личноставляющей личности человека. Они включают пять способностей. Первая — это эмпатия, которая означает способность сопереживать эмоциональным состояниям других людей. Еще одним компонентом является убеждение, то есть способность вызывать желаемые эмоциональные состояния или реакции у других. Еще один навык — напористость, которая характеризуется способностью отстаивать свое мнение, не критикуя позицию других. Еще одним Ппринципиальным навыком является сотрудничество для установления контактов, создания связей с людьми и взаимодействиесотрудничестве с ними для достижения конкретной цели. Последняя способность — это лидерство, то есть умениеспособность вести за собой других и мотивировать их к действию. Эмоциональный интеллект не является врожденной или постоянной чертой.
Соответствующие компетенции человек начинает осваиватьет еще будучи ребенком и продолжает на протяжении жизни еще будучи ребенком. Эмоциональный интеллект можно развить, проходя различные тренинги, занимаясь с психологом, выполняя аутотренинги и упражнения. Как измерить эмоциональный интеллект Эмпатия поддается измерению с помощью ряда стандартизированных психологических инструментов и моделей. Наиболее популярным является опросник INTE. Еего также можно измерить с помощью довольно простого по конструкции теста KKS, то есть опросника социальной компетентности. Он исследует поведение в ряде социальных ситуаций, включая момент тесного контакта с другим человеком, ситуацию, требующую уверенного поведения, и момент социального воздействия, например, публичное выступление. Тесты используются в диагностике, в том числе в терапевтической работе, а также в консультировании в широком смысле, например, в профориентации. Как развить эмоциональный интеллект Низкий эмоциональный интеллект чаще всего является проблемой людей, которые в детстве не получили от родителей соответствующих шаблонов поведения и общения с другим людьми, имеющихми нарушения когнитивных функций.
Но сформировать и развить эти навыки можно самостоятельно. Это достигается, в том числе, за счет профессиональных семинаров и психотерапии. Психотерапия позволяет разрешить внутренние конфликты, изменить дезадаптивные механизмы, укрепить уверенность в себе.
Но это Ваши эмоции. Никто из домочадцев не виноват. Просто спокойно озвучьте, например, мужу: «Паша, сделай по-тише телик, я так устала» Или: «Мам, будь добра подогрей ужин, а я пока ноги вытяну» Что произошло? Вы прислушались к себе.
Приняли эти эмоции, а не подавляли. Спокойно рассказали о своем состоянии. Это понимание собственных эмоций, и умение саморегуляции и называется эмоциональный интеллект. Польза эмоционального интеллекта с точки зрения психологов Улучшение межличностных отношений: ЭИ позволяет лучше понимать эмоции других людей, эмпатично относиться к их чувствам и реагировать адекватно. Это помогает развивать более глубокие и качественные отношения, повышает эффективность коммуникации и способствует сотрудничеству. Улучшение самоуправления: Благодаря поддержке высокого уровня ЭИ мы лучше контролируем свои эмоции, умеем справляться со стрессом и негативными состояниями. Это позволяет нам принимать рациональные решения, эффективно решать проблемы и достигать поставленных целей.
Большая социальная компетенция: Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта успешнее в межличностных отношениях. Они легче успокаивают конфликты, могут мотивировать других и эффективно решать проблемы в группе. Такие навыки особенно полезны в руководящих позициях и в командной работе.
Спокойно рассказали о своем состоянии. Это понимание собственных эмоций, и умение саморегуляции и называется эмоциональный интеллект. Польза эмоционального интеллекта с точки зрения психологов Улучшение межличностных отношений: ЭИ позволяет лучше понимать эмоции других людей, эмпатично относиться к их чувствам и реагировать адекватно. Это помогает развивать более глубокие и качественные отношения, повышает эффективность коммуникации и способствует сотрудничеству. Улучшение самоуправления: Благодаря поддержке высокого уровня ЭИ мы лучше контролируем свои эмоции, умеем справляться со стрессом и негативными состояниями. Это позволяет нам принимать рациональные решения, эффективно решать проблемы и достигать поставленных целей. Большая социальная компетенция: Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта успешнее в межличностных отношениях. Они легче успокаивают конфликты, могут мотивировать других и эффективно решать проблемы в группе. Такие навыки особенно полезны в руководящих позициях и в командной работе. Адаптивность и умение приспосабливаться: Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает быть гибкими в изменяющихся условиях и приспосабливаться к новым ситуациям. Это позволяет лучше справляться с неожиданностями, быстро принимать решения и адаптироваться к переменам. Улучшение академических и профессиональных успехов: Эмоциональный интеллект имеет важное значение для эффективности обучения и профессионального развития. Умение управлять эмоциями и мотивацией помогает в преодолении трудностей и достижении высоких результатов. Выводы психологов: В целом, эмоциональный интеллект играет значительную роль в нашей жизни, как в личной, так и в профессиональной сфере.
Регулярно проговаривайте свои чувства, разделяйте впечатления и переживания, задавайте глубокие вопросы, чтобы понять друг друга лучше. При обсуждении важного вопроса сместите акцент с интерпретации действий другого на собственные чувства и безоценочные факты: Осознанное родительство Наладить отношения со сверстниками, полюбить учебу, найти интересное хобби — задачи, которые порой кажутся почти невозможными, однако проходит через них каждый. EQ помогает понять причины поведения ребёнка в разном возрасте, вовремя поддержать его, а главное — помочь самим себе жить без фоновой тревоги, чувства вины и выгорания. Также дети учатся работать с собственным эмоциональным интеллектом в первую очередь на примере родителей. Первый шаг для родителя в улучшении отношений с детьми — позаботиться о себе и собственном комфорте. Как в самолёте: сначала кислородную маску на себя, потом — на ребёнка. В стабильном эмоциональном состоянии появляется ресурс лучше понимать потребности и причины реакций ребёнка, а сил хватает, чтобы выдержать и ваши, и его эмоции. А чтобы помочь всем членам семьи наладить диалог, особенно при разрешении конфликтных ситуаций, можно заранее ввести практику открытого диалога и сформировать привычку сообщать о своем состоянии открыто и без критики. Это можно делать устно, например по утрам за завтраком и вечером перед сном, в виде заметок на холодильнике или в общем семейном чате. Курс «Эмоциональный интеллект для детей и родителей» рассказывает, как обеспечить себе стабильное эмоциональное состояние, построить доверительные отношения с ребёнком и заложить фундамент для успешной и счастливой жизни ребёнка и всей семьи.
Эмоциональный интеллект
Саморегуляция — умение жертвовать определенными моментами ради достижения поставленных целей, способность быстро приходить в себя после перенесенных эмоциональных и физических перегрузок. Мотивация — возможность применять разнообразные стимулы для осуществления положительного результата. Эмпатия — умение ставить себя на место другого, воспринимать его чувства так же хорошо, как и собственные. Социальные навыки — применение навыков распознавания эмоций в процессе рабочего процесса либо решения конфликтных ситуаций. Согласно ей, абсолютно гармоничная личность обладает способностями, которые можно разделить на пять категорий. Внутриличностная: Ассертивность — возможность предельно ясно и четко выражать собственное мнения, отстаивая при необходимости свои позиции, сохраняя при этом уважение к желаниям других людей. Самоуважение — способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, оставаясь в гармонии с собой. Независимость — возможность не зависеть от других в процессе вынесения какого-либо решения.
Самоактуализация — раскрытие собственного потенциала посредством саморазвития, целеустремленности. Эмоциональная осознанность — это навык, позволяющий хорошо распознавать эмоции, в том числе и свои собственные, умение отделять позитивные от негативных, разбираться в источниках их возникновения. Межличностная: Эмпатия — это умение определять, понимать и воспринимать чувства окружающих людей. Социальная ответственность — умение вести сотрудничество с представителями различных социальных групп вплоть до возможности взять на себя заботу об определенном человеке, когда требуется проявить высокие нравственные качества. Межличностные отношения — это способность успешной вербальной и невербальной коммуникации с формированием полезных взаимоотношений, умение налаживать социальные контакты. Адаптативная: Умение решать проблемы — умение распознавать и формулировать проблему для поиска эффективного метода ее решения. Требует интуитивных способностей и развитого логического мышления.
Гибкость — способность вести себя в соответствии с текущей ситуацией, подстраиваясь под любые ее изменения.
Речь идёт о внутренних личных мотивах для достижения чего-либо, и это не про признание людьми уважение или слава , а скорее про регулирование эмоций, поскольку этот самоконтроль приведет вас к достижению целей. Способность понимать, что чувствуют другие люди, и ставить себя на их место. При этом вы можете и не соглашаться с чужим поведением, но такой анализ позволит вам увидеть ситуацию с их точки зрения. Способность человека взаимодействовать в социуме и справляться с любыми жизненными ситуациями. Благодаря этому вы сможете добиваться поставленных целей и развивать свои социальные отношения. Эмоциональный интеллект vs IQ Эмоциональный интеллект направлен на выявление эмоций в себе и в других людях, чтобы мы могли взаимодействовать в социуме и говорить окружающим о наших чувствах, а IQ-это когнитивный интеллект, что совершенно отличается от эмоционального. IQ используется для определения уровня умственных навыков и выявления людей с высоким интеллектом или психическими проблемами. С другой стороны, эмоциональный интеллект является лучшим показателем успеха на рабочем месте и используется для выявления лидеров, хороших работников и людей, которые могут работать в одиночку. Как использовать эмоциональный интеллект в жизни Эмоциональный интеллект, так же как и личность, у каждого человека уникален, и зачастую развивать его, бывает довольно сложно.
Однако, несмотря на то, что это требует усилий, сознательное воспитание в себе пяти составляющих эмоционального интеллекта не только позволит вам стать продуктивнее вы научитесь анализировать свои эмоции и взаимодействовать с миром вокруг , но также поможет сблизить рабочий коллектив и мотивировать каждого из окружающих вас людей. Ниже приведены примеры того, как эмоциональный интеллект проявляется в жизни: На работе люди выражают свое мнение открыто и с уважением, не боясь оскорбить коллег. Сотрудники общаются в нерабочее время и уважают свободу друг - друга, образуя более прочные и дружественные отношения. Руководство может рассказать об общей цели компании и принимать предложения реализации от сотрудников.
Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря. Совещания заканчиваются ссорами Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора?
Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи а значит — нас самих не оценили по достоинству. В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым. Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1 спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2 понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить. Заказчик хочет странного Проблема.
Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми? Чтобы удачно провести переговоры, нужно быть немного психологом: все мы часто не отдаём себе отчёт в том, чего действительно хотим. Допустим, клиент пришёл с образцами, показывая их как пример удачного исполнения, однако разработчикам очевидно, что есть куда более современные и интересные решения.
Отношения с собой Отправная точка, с которой начинается улучшение всех сфер жизни. Понимание собственных эмоций и способность ими управлять помогают ощущать свою ценность и признавать свои заслуги, достигать поставленных целей, понимать истинные потребности и расставлять приоритеты, наслаждаться жизнью вне зависимости от внешних факторов. Если вы поймёте, как и почему меняется ваше настроение, вы сможете сохранять личную эффективность и предотвращать выгорания, научитесь быстрее адаптироваться к изменениям, переживать трудности и справляться со стрессом. Чем больше вы знаете о законах работы психики, тем проще вам создавать внутренние опоры и избегать импульсивных трат в магазинах и рискованных вложений. Этапы развития эмоционального интеллекта EQ Тем, кто развивает свой эмоциональный интеллект самостоятельно, мы рекомендуем двигаться по принципу «от внутреннего к внешнему»: Распознавание эмоций В этом поможет колесо эмоций Роберта Плутчика: Понимание эмоций Понаблюдайте, какие эмоции вы чаще испытываете в течение дня и как они проявляются через тело, мысли и действия.
В этом поможет ведение дневника эмоций, а при более глубокой работе — психотерапия. Управление эмоциями На этом этапе важно научиться регулировать и стабилизировать собственное состояние, определить источники мотивации и подобрать техники для возвращения себе спокойствия в стрессовых условиях. Использование эмоций Помогает выстроить эффективную коммуникацию, достичь целей, защититься от давления и манипуляций. Эмоциональный интеллект позволяет нам лучше понимать себя и окружающих и эффективно взаимодействовать с миром. Развивайте этот навык, наполняйте свою жизнь и достигайте успехов и в личной, и в профессиональной сферах.
Вся суть эмоционального интеллекта
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований | Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится. |
Что такое эмоциональный интеллект | Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. |
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции | РБК Тренды | Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта подразумевает способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решениях практических задач. |
Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки | Ответ прост — развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других. |
Что такое эмоциональный интеллект (одной картинкой) — Кинжал | Эмоциональный интеллект (EQ) — что это такое, зачем он нужен и как помогает ораторам, менеджерам и владельцам бизнеса. |
Эмоциональный интеллект (EQ)
Под EQ или эмоциональным интеллектом часто подразумевают понимание эмоций других людей, сопереживание и умение наладить контакт. Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать. Эмоциональный интеллект – это способность испытывать эмоции, как на личном уровне, так и в социальной среде, то есть быть восприимчивым к эмоциональным сигналам себя и окружающей жизни. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать, но не все понимают, что это такое на самом деле.
Значение словосочетания «эмоциональный интеллект»
Итак: чему помогает эмоциональный интеллект, как происходит его развитие и что может этому помешать. способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с. Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! Если говорить максимально просто и обобщенно, эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность осознавать свои и чужие эмоции. Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей.