Камерный хор – это особая форма музыкального коллектива, который исполняет произведения вокальной музыки в небольшом составе. "Камерный хор возник на энтузиазме и без него не смог бы существовать.
В Челябинске камерный хор имени Валерия Михальченко хранит секретную партитуру
Ко всему прочему в симфонических оркестрах инструменты дублируются и звучат в унисон. Для простых любителей музыки это влияет только на громкость общего произведения при игре на сцене. На самом же деле два скрипача, играющие одну и ту же композицию, будут исполнять ее немного по-разному. Даже два виртуоза, играющие на одном и том же инструменте, имеют разный стиль игры. Человеческий фактор влияет на готовую мелодию. Ошибок не делает тот, кто ничего не делает, - это правило действует и в музыке. Пары одинаковых инструментов как раз придают окрас и яркость звучания. А что же такое камерный оркестр? Это малое количество участников и одиночные инструменты, звучащие друг за другом. Партии разделены строго по инструментам, и общая композиция относится уже к новому жанру - камерной музыке. Присутствие только струнных инструментов.
Да, состав инструментов камерного оркестра ограничивается струнными реже добавляются духовые , в то время как в симфонических оркестрах задействованы самые разные типы: струнные, духовые, ударные и другие.
В этот вечер созданный им 46 лет назад Петербургский камерный хор, коллектив «Петербург-концерта» представит на сцене концертного зала Мариинского театра программу из светских и духовных сочинений П. Чайковского, С. Танеева и С. Выступление Петербургского камерного хора. С выдающимся дирижером побеседовал Александр Вовк. Наверное, это хор, в котором есть абсолютное включение в музыкальный процесс всех участников. Если это есть, то остальное — технику, стиль и прочее можно сделать. Другое дело, с какими усилиями, но всё равно, главное — включенность всего состава.
Какие у Вас критерии отбора в хор? А когда человек хорошо поет, то он на работе. Обрести вот это, потеряв все остальное. Хотелось остаться любителями в том смысле, что люди любят дело, которым занимаются, интересуются, ждут с трепетом. Заинтересованность, полная отдача делу даже спустя столько лет остаётся для нас актуальным. Как любовь к музыке и готовность ею заниматься. Многие произведения редко исполнялись, и традиция звучания не сформировалась. В других случаях вы были первыми. Как вы приходили к пониманию стиля того или иного сочинения?
Менялось ли звучание хора в зависимости от репертуара? Тогда это был один из самых значимых конкурсов в Европе. Одно из обязательных требований - показать понимание исполнительской стилистики различных периодов. И наш хор победил тогда, хотя со времени основания коллектива в 1977-м прошло не так много времени.
История камерного хора История камерного хора уходит своими корнями в средние века, когда множество европейских церквей начали использовать этот вид исполнения для сопровождения религиозных церемоний. В то время камерные хоры состояли из преимущественно мужских певцов и исполняли жанры, связанные с церковной музыкой. В Ренессансе камерные хоры стали приобретать все большую популярность, особенно в Италии и Германии. В течение этого периода камерные хоры начали активно развиваться и принимали участие в исполнении ансамблей, представленных как вокальными, так и инструментальными партиями. Именно тогда хористы стали выполнять не только музыку ораторий и кантат, но и активно участвовать в исполнении опер, как солисты, так и в ансамблевых номерах. На протяжении XIX и XX веков камерные хоры были очень популярны в музыкальных академиях и консерваториях, где их использовали для обучения искусству хорового исполнения. В настоящее время камерные хоры продолжают радовать своими выступлениями в различных странах мира, а их репертуар постоянно расширяется и включает в себя как классическую музыку, так и современные композиции. Размер и состав камерного хора Состав камерного хора может быть различным, но обычно он включает в себя сопрано, альт, тенор и бас. Отмечается, что в камерных хорах исполнители часто поют без микрофонов, так как их голоса должны быть достаточно сильными и в то же время гибкими для создания богатого и насыщенного звукового образа. Репертуар камерного хора Камерный хор имеет широкий репертуар, который включает в себя различные жанры и эпохи. Однако, основной акцент делается на исполнении музыки, написанной специально для этого жанра. Вот некоторые из основных направлений и композиторов, чьи произведения часто входят в репертуар камерного хора: Акапелла Одним из основных жанров, исполняемых камерным хором, является акапелла.
Сокращенным коллективом не удастся исполнить мессы Моцарта, Баха, которые мы поем с камерным оркестром из Петербурга под руководством Дмитрия Зубова. Знаете, может, на тот момент не было такой насыщенной музыкальной жизни, как сегодня. Во—первых, коллектив камерного хора небольшой, мобильный, тонкий, динамичный, экспрессивный. А теперь народ пресытился. Привык к тому, что музыка ему дается легко и бесплатно. Она льется из всевозможных источников воспроизведения. Но не все понимают, что продукт должен создаваться, исполняться, записываться, а потом уже тиражироваться. Человек живет и не задумывается, что бы случилось, если бы в одночасье перестала звучать музыка? Это относится и к существованию коллектива. Исчезнет он — и несколько лет будет незаметно его отсутствие. Все будут продолжать жить старыми записями, слушать бессмертную классику. А кто станет исполнять новые произведения наших композиторов? И тогда опять придет время создания коллектива, но уже с нуля... Куда все это ушло? Они сейчас в институтах и университетах. Многие родители по давней традиции продолжают отдавать детей в музыкальные школы.
МОСКО́ВСКИЙ КА́МЕРНЫЙ ХОР
Ученик маэстро Эдуарда Маркина. Выпускник Владимирской капеллы мальчиков говорит- всегда мечтал о гастролях в родном городе. Андрей Иванов, хормейстер, артист Минин-хора: — Очень долго, наверное, этого ждал! Как-то все время думал почему во Владимир нас не заносила судьба. Вот в этот раз удалось и именно в родной зал, что называется! Сейчас в знаменитом Московском академическом камерном хоре Андрей Иванов и хормейстер, и артист. Андрей Иванов, хормейстер, артист Минин-хора: — Общение с Владимиром Николаевичем непосредственно на репетициях, иногда там тет-а-тет, с его коллегами, потому что коллектив обладает целой плеядой блестящих музыкантов, который все время помогали ему руководить, либо были тоже артистами и коллегами- это бесценный опыт! Ее композитор посвятил дирижеру Владимиру Минину.
Все будут продолжать жить старыми записями, слушать бессмертную классику. А кто станет исполнять новые произведения наших композиторов? И тогда опять придет время создания коллектива, но уже с нуля... Куда все это ушло? Они сейчас в институтах и университетах. Многие родители по давней традиции продолжают отдавать детей в музыкальные школы. Профессиональным скрипачом, трубачом, пианистом ребенок может и не стать, а вот в хоре будет петь точно. Да и желание продолжать заниматься музыкой у многих не исчезает. Хорошие коллективы часто выезжают на гастроли за границу, а это тоже стимул петь в хоре. Сейчас, в юбилей, говорить об этом не хочется, хор не на пике своей формы, но это обусловлено общей ситуацией в нашей культуре. Настоящий взлет и энтузиазм были в первые годы, когда работали на износ. Хотелось всем доказать, что мы лучшие. Первыми выехали за рубеж, и не в Польшу или Литву, а в Норвегию. Беларусь тогда не знали и очень удивлялись, что мы еще и петь умеем. Потом со своей программой оказались в Германии, где собирали средства для районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Удивление и восторг от наших выступлений были неподдельными.
Там двери были открыты каждому, кто хотел и мог купить билет. Там больше простора и тем, кто исполняет музыку, и тем, кто ее слушает. Что же осталось нам от былых времен? Остались прекрасные старинные камерные залы, где даются публичные концерты и музыкальные спектакли. Остались старинные сочинения, специально написанные когда-то для камерных составов — дуэтов, трио, квартетов и прочих камерных ансамблей, для небольших камерных оркестров, камерных хоров.
Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. Хоры разделяются на однородные и смешанные тип хора. Почему называют камерный оркестр? Камерным называют небольшой по числу инструментов оркестр, который состоит в среднем из 20—40 музыкантов. Его основу составляют струнные: скрипки, альты, виолончели, контрабас — с добавлением духовых и других инструментов. Камерный оркестр — предок симфонического. Какие бывают виды хора? Чем отличается камерный хор? Такой хор называется вокально-хоровым ансамблем, в котором поёт от 12 до 20 человек. Если в хоре от 20 до 30-50 человек, то это камерный хор. Чем отличается камерная музыка от оркестровой? При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один голос, в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы голосов, играющих в унисон. Как понять камерный оркестр?
Коллектив Уральского Государственного камерного хора отметил сразу два юбилея
Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону. Камерный хор — вокальный коллектив сравнительно небольшого состава (не более 30—40 человек), обладающий камерными качествами: «особой тонкостью, детализацией исполнения, динамической и ритмической гибкостью». Светлана Анатольевна Иван.
Академический камерный хор Костромской филармонии отметил 15-летний юбилей
* * * Московский Государственный академический камерный хор был основан художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии СССР, профессором Владимиром Николаевичем Мининым, который и по сей день. — Изначально наш коллектив назывался Минский камерный хор и создавался по образу и подобию Мининского московского камерного хора. Барскова Алла и монтаж - Виноградова Е.Л.
Коллектив Уральского Государственного камерного хора отметил сразу два юбилея
Камерный хор: место в современной музыкальной практике Камерный хор является неотъемлемой частью современной музыкальной практики. Отличительной особенностью камерного хора является его небольшой состав, часто состоящий из 16-24 певцов, что позволяет создать интимную и утонченную атмосферу в исполнении музыкальных произведений. Одним из основных достоинств камерного хора является более гибкое исполнение: такой состав позволяет певцам тонко согласовывать свои голоса и создавать сложные гармонические связи. Камерные хоры часто известны своей способностью передать эмоции и выразительность в исполнении артистических произведений. Камерные хоры активно выполняют различные жанры музыки: вокальные ансамбли, оперных хоры, хоровые симфонии и кантаты, а также акапелла произведения. Благодаря своей универсальности, камерные хоры способны исполнять музыку разных эпох и жанров, от раннего Возрождения и барокко до современных композиций. Еще одной особенностью камерного хора является возможность исполнения в малых архитектурных формах, таких как камерные залы, церкви и дома культуры. Это позволяет более непосредственно взаимодействовать с аудиторией, а также раскрыть красоту и качество звучания исполнения. Современные камерные хоры активно участвуют в международных конкурсах и фестивалях, представляя свои уникальные интерпретации музыкальных произведений.
Они являются двигателем развития камерного вокального искусства, постоянно совершенствуя свой технический уровень и расширяя репертуар. Таким образом, камерный хор занимает важное место в современной музыкальной практике, представляя уникальное исполнение и передавая глубину и выразительность музыки. Благодаря своей универсальности и гибкости, камерные хоры продолжают радовать публику своими музыкальными проникновенными выступлениями. Камерный хор: известные исполнители и ансамбли В течение долгой истории существования камерного хора были созданы и произошли известные исполнители, которые прославились своим искусством и внесли значительный вклад в развитие этого жанра. Некоторые из них стали настоящими легендами и могут похвастаться многовековой традицией исполнительского искусства: Университетский хор Кембриджа — один из самых известных камерных хоров в мире. Основанный в 1839 году, этот хор исполняет множество жанров, включая классическую музыку, джаз, народную музыку и современные композиции. Кингс-Колледжский хор — один из самых старых и престижных хоров Великобритании, основанный в 1441 году.
Подробнее об истории коллектива — в программе Владимира Маркова «Ракурс». Евгения Здесенко.
В Англии, к примеру, откуда оратория родом, публика поет ее вместе с артистами. У нас хор исполняет «Мессию» без помощи зала — кстати, на английском.
Татьяна Медушевская, слушатель: «Это звучание, доходчивость до каждого сердца, создание настроения, мыслей о вечном. Это супер, по другому и не скажешь». Такие отзывы — наверное, лучший подарок коллективу к юбилею.
Камерный хор создан в 2004 году. В составе — 33 артиста. Выпускники музыкальных училищ, консерваторий.
Те, кто с основания — и молодежь.
Вот, например, 25 марта у нас состоится премьера Missa Tirnaviensis «Трнавской мессы» современного словацкого композитора Станислава Шурина. Очень интересная музыка с красочными гармониями, звучит очень свежо, я, во всяком случае, не слышала, чтобы кому-то из артистов хора она не понравилась. Также споем то, что давно в репертуаре и любимо зрителем: это Родион Щедрин «Озорные частушки» из оперы «Не только любовь», это Георгий Свиридов — два хора из «Пушкинского венка», «Зорю бьют» и «Стрекотунья белобока». Конечно, будут и премьеры: два номера из симфонии-действа «Перезвоны» Валерия Гаврилина — их премьера состоится в ноябре следующего концертного сезона, номер из «Цыганской литургии» Зорана Мулича, современного сербского композитора премьера состоится в сентябре в рамках духовного фестиваля. АН «Доступ» , прозвучит премьерное сочинение Игоря Якушенко — один номер из его цикла «Лирика русской свадьбы», шикарный номер — «Уж я лесом шла», будет исполнять солистка хора Наталья Пугачева.
Ну, и полюбившиеся произведения из программы «Хиты зарубежной эстрады»: Skyfall Адель и Words из репертуара группы Real Group. Я не подпеваю, но стараюсь проартикулировать какой-то текст, подсказать. Но это моя работа плюс результат ежедневных репетиций. Есть определенные требования к артисту коллектива. Сейчас наш коллектив с полным правом можно назвать сплавом молодости и опыта — возрастной разбег от 20-ти с небольшим и до… У нас поют два человека, которые работают с основания Камерного хора, то есть уже на протяжении 45 лет — это Любовь Белова и Георгий Дунаев. Правда, не могу выбрать.
Я в принципе люблю звучание хора — с детства. Это наша русская духовная музыка, сочинения русских композиторов — Сергея Танеева, Сергея Рахманинова, конечно, Георгия Свиридова, у которого через все творчество красной нитью проходит: Россия, Родина, Русь… Конечно, и зарубежные музыканты могут это исполнять, но немножечко не так. Справедливости ради скажем, что и мы иностранную музыку исполняем не так, с русским колоритом, а они, соответственно, в русскую музыку привносят западный менталитет. Особенно ярко мы почувствовали это во время обмена дирижерами в 2017 году. Когда мы были с гастролями в Польше двумя годами ранее, дирижер хора Ченстоховской филармонии Януш Сядляк предложил нам такой эксперимент.
Камерный хор — организация, структура, принципы работы
В партии сопрано 13 певиц. В партии альтов 10 певиц. Женскому составу легче, девочки приходят в коллектив из классик-хора «Канцона», тем самым пополняя состав. В альтах передаёт успехи мастерства Татьяна Дрогалина, которая в коллективе с самого основания. Отдельно хочется сказать про семейные пары, которыми мы гордимся, их у нас три: семья Коруновых, семья Андриановых и семья Щадиных-Борозденко. Существует студия хора «Партес» в ней проходят обучение начинающие певцы, желающие в дальнейшем участвовать в основном составе и более профессионально совершенствовать свои певческие и артистические таланты. Руководитель студии-Дрогалина. Татьяна Николаевна.
Так, в сентябре у нас состоялась премьера «Всенощного бдения» Анатолия Киселева, современного московского композитора. А например, в Год кино сделали программу «Музыкальная история советского кино». Или помните, был проект «Ночь в филармонии» — мы исполнили там программу «Золотые хиты зарубежной эстрады». Но иногда включаются и артисты хора.
Например, в создании программы, посвященной киномелодиям, принял активное участие солист хора Юрий Никитин — он же стал аранжировщиком нескольких песен для хора. И это не единичный случай — Юра был музыкальным редактором программы «Госпожа Оперетта», когда мы впервые не только пели, но еще и двигались на сцене. Вы же знаете, гениальные идеи часто рождаются неожиданно, сиюминутно. Вот и тут получилось так же.
Спустя несколько дней собрались в кабинете у директора филармонии: я, Адик Аскарович Абдурахманов руководитель камерного оркестра «Классика». АН «Доступ» , Елена Михайловна, обсуждали прошедший концерт. А Адик Аскарович уже какое-то время вынашивал мысль сделать небольшую камерную оперу вместе с хором. И вот за материал Елены Михайловны он буквально ухватился — тем более что многие сцены у нее уже давно были написаны, надо было только решить с составом оркестра и довести все до конечного результата.
Так было и в этот раз. Сразу с руководством филармонии стали думать, кто займется декорациями, костюмами, кто будет режиссером — было решено пригласить Сусанну Цирюк, режиссера из Санкт-Петербурга. Долго не раскачивались — работа началась практически сразу. Нужно отдать должное Елене Михайловне Попляновой.
Вот, например, Стравинский выставлял в нотах точные метрономы и требовал их придерживаться. При этом его собственные записи это требование нарушают. Та же «Свадебка» — первый же метроном сильно от партитуры отличается. Потому что одно дело -- кабинетная работа, а другое дело -- практика. Даже для супермаститых. Там нужно все выстраивать по другим принципам.
Бортнянского под редакцией Чайковского хотим представить полностью, чтобы показать суть жанра русского духовного концерта, надолго определившего направление развития русской музыкальной культуры. Он и русским-то стал далеко не сразу. Такими и остаются Литургии Чайковского, Рахманинова и других композиторов XIX-XX веков -- представителей нового направления пути развития русской музыкальной мысли. Я прочитал программу… - На первый взгляд, она действительно странная. Рахманинов, Чайковский, Танеев. Я хотел их связать.
Эти имена тесно переплетены биографически, и поэтому возникла такая картинка: период от 1840-го года рождения П. Чайковского до 1943-го года смерти С. Тот самый «золотой век» русской хоровой музыки, который мы сейчас и пытаемся осознать и озвучить. В программе объединены фрагменты из литургических песнопений Чайковского, Рахманинова, Танеева. Этот концерт может породить серию программ, куда войдут произведения более 50 авторов золотого периода русского хорового творчества, которые, к сожалению, мало известны современному слушателю. Для детального изучения этого материала создается наша Антология.
В студии бывшей «Мелодии» ныне это Петербургская студия грамзаписи мы последние одиннадцать лет пишем монографии: например, если Кастальский, то весь. То есть, цель музейная, библиотечная. Чтобы музыковеды в своих дальнейших исследованиях опирались на озвученный материал, а не только на партитуру.
На предприятиях, в рабочих и студенческих коллективах, где организация большого хора представляла значительные трудности или оказывалась практически невозможной, немногочисленный по составу камерный хор становился той единственной формой, которая способствовала дальнейшему широкому развитию хорового искусства.
В 1988 году ВХО было преобразовано во Всероссийское музыкальное общество; председателем правления стал Н. Постепенный уход из жизни ведущих хоровых мастеров, композиторов и общественных деятелей А. Юрлова, Г. Свиридова ухудшило положение хорового исполнительства в СССР.
Поэтому 90-е годы характеризуются как пора выжидания и сохранения уже сложившихся традиций. Общественное движение, вошедшее в историю под названием «перестройка», а затем очевидный отход России от социалистического типа государственного устройства, оказало существенное влияние на хоровое творчество. Романтизм демократических перемен стал меркнуть перед падением жизненного уровня большинства населения в ходе экономических реформ. Затруднение в финансовой сфере, изменение общественных интересов и культурной политики приводят к достаточно «низкому» спросу на серьезное искусство.
Одни коллективы остаются без средств к существованию, другие просто исчезают. Встала проблема отсутствия соответствующих кадров, как организаторов, так и исполнителей. Творческие профессии, в том числе и профессия музыканта, стали низкооплачиваемыми, что привело к оттоку из профессии талантливых людей. И совершенно справедливо подчеркивает Балтина А.
Движение русской музыки в этот период не вылилось в бурное продолжение обновленческих процессов, имевших место, как в первой, так и во второй половине столетия. Здесь было иное — шло развитие вширь уже сложившихся стилевых тенденций за счет привлечения всего объема накопленного и освоенного». Остаются энтузиасты, которые, не смотря ни на что, продолжают свою творческую деятельность и организуют новые коллективы, такие как: - Камерный хор Московской консерватории орг.
Камерный хор
Первый концерт нового коллектива состоялся 23 апреля 1972 года в Московском Доме ученых. Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила его первую пластинку — «Хоровая музыка ХII—ХХ веков».
В большом хоре количество участников не ограничено, но, как правило, не бывает больше 150 человек. Камерный хор включает в себя не больше сорока человек. Маленький хор состоит из 12 человек — это самое маленькое количество участников при котором возможно исполнение хоровой музыки. Дело в том, что человек не может спеть все произведение на одном дыхании, поэтому певцы прерываются на какое-то время, чтобы сделать очередной вдох. В момент вдоха голос певца выпадает из общего звучания хора, поэтому когда в партии поют два человека, это будет очень заметно.
Использование трех человек в каждой партии позволяет певцам петь на «цепном дыхании».
Репертуар Хора включает в себя произведения самых разных жанров: от народных песен до музыки современных композиторов, от барокко до популярных мюзиклов и опер. Хор записал более 30 дисков , в том числе на всемирно известной фирме Deutsche Grammophon. В 2011 г. Иоанна Златоуста" 2011 г. Рахманинова и назвала исполнение Хором этих произведений эталонным.
Контрабас так велик, что играют на нём стоя. Этот инструмент не увидеть солирующим на музыкальной эстраде, но он очень нужен, когда речь идёт об оркестре. Кроме струнных, камерный оркестр может включать клавесин и некоторые духовые. Один из самых известных отечественных камерных оркестров был создан в 1979 году выдающимся скрипачом-виртуозом Владимиром Спиваковым и группой его друзей — творческих единомышленников — лауреатов международных конкурсов, солистов и концертмейстеров лучших симфонических и камерных оркестров столицы.
Хор в музыке: какие виды бывают, дирижирование
Камерный хор является особым видом музыкального коллектива, который отличается от других хоровых ансамблей своим узким составом и интимной атмосферой исполнения. Камерный хор отличается от больших профессиональных хоров по размеру состава исполнителей и задачам, которые он решает. Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону.
Значение слова "камерный хор"
Камерный хор основан в 1974 году при Челябинском хоровом обществе народным артистом РФ Валерием Михальченко. Таким образом, камерный хор получил свое название благодаря особенностям его исполнения и историческим корням. Камерный хор Festino — лауреат престижных международных конкурсов, среди которых: Chamber choir competition Miltenberg, IKV Flanders Maasmechelen, Florilege Vocal de Tours, Il Polifonico Arezzo. Камерный хор – это вид хора, который состоит из небольшого числа певцов, обычно от 8 до 20 человек. Новости. Календарь.