Легко запомнить как правильно пишется дирижер или дерижер, стоит лишь узнать и запомнить несложное правило, давайте разберемся вместе. Мы разобрали, как правильно пишется рассматриваемое слово «дирижёр», а теперь рассмотрим распространенные ошибки при его написании. Не «дирежер», не «дережор», а «дирижер». Правильное написание этого слова поможет вам общаться и выражать свои мысли точно и правильно.
Как правильно писать слово «дирижёр»?
В 1946 г. получил 1-ю премию Всесоюзного смотра молодых дирижёров в Ленинграде. Пользователь Alika Nishtokina задал вопрос в категории Школы и получил на него 3 ответа. Но если серьезно, то заимствованное слово Дирижер пишется только так и никак иначе и как многие заимствованные слова подлежит запоминанию.
Дирижер, дерижер или дирежер — как правильно пишется слово
Каюсь, вчера была упущена новость о том, что 2 апреля исполняется 107 лет со дня рождения нашего выдающегося джазового музыканта, дирижёра, композитора, признанного во всём мире, Олега Лундстрема (1916-2005). Был главным приглашенным дирижером камерного оркестра «Баханалия» (Нью-Йорк) и дирижером Камерно-симфонического оркестра Университета Джонса Хопкинса (Балтимор), а также художественным руководителем и дирижером камерного оркестра «Солисты. Слово ''дирижер'' имеет иностранное происхождение, и, как и все слова иностранного происхождения, является словарным словом для русского языка. Правильность написания слова «дирежер» с тремя буквами «е» вызывает большие сомнения у некоторых людей. Слово «дирежер» написано с одной буквой «и» и двумя буквами «е», что соответствует произношению первого слога слова «дирижер».
Как правильно пишется: Дирежер, Дирижер или Дережор?
Примеры предложений На концерте мы встретились с известным дирижёром. Дирижёр взмахнул палочкой, и оркестр заиграл вальс. Источник Слово «дирижер»: правописание, происхождение, примеры употребления Слово «дирижёр» правильно пишется на два «и». Писать его «дирежёр» или «дережёр» неправильно, это грубейшие орфографические ошибки, так как получаются бессмысленные буквосочетания. Ну разве что последнее, не в меру выпивши, можно истолковать как «деревянная жёрдочка», или тот, кто её дерёт, что бы сие ни означало. Но шутки в сторону, имя существительное «дирижёр» — слово, гораздо более интересное в другом отношении. Происхождение Да будет вам, дорогие читатели, ведомо, что «дирижёр» — слово русское, хотя и образованное на иноязычной основе. Происходит от корня французского dirigeable значит «управляемый», читается «дирижабль», да, да! То есть, «dirigeur» это управитель, кто-то кем-то управляющий или кого-то куда-то направляющий. С началом управляемого воздухоплавания «дирижабль», как известно, мгновенно стало словом международным, и даже немецкий «цеппелин» его полностью не вытеснил. Что касается музыки и вообще процессов управления, то «дирижёров» в европейских языках нет, разве что имеется нечто похожее: В остальных европейских языках «дирижёры по-русски» также не наличествуют, даже если перебрать их все до единого вплоть да баскского и наречия лужицких сербов.
Так что нечего тут мудрить, тем более, что произношение двух наших «и» в этом слове практически неотличимо от оригинального. Значение Существительное «дирижёр» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении: Грамматика Слово «дирижёр» — одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции I академического. Состоит из корня «дириж-» и суффикса «-ёр».
Он не только устанавливает темп и дает сигналы для входа и выхода музыкантов, но и интерпретирует музыку, передавая свою видение и эмоции.
Дирижер является своеобразным посредником между композитором и исполнителями, превращая ноты на бумаге в живую музыку, полную эмоции и интенсивности. Для того чтобы стать дирижером, необходимы определенные навыки и качества. Во-первых, дирижер должен обладать глубоким пониманием музыки, быть знакомым с ее структурой, характеристиками и эмоциональным содержанием. Он должен быть внимательным и восприимчивым к тонкостям музыкального произведения.
Во-вторых, дирижер должен обладать хорошей музыкальной слухом и техническими навыками. Он должен уметь различать звуки разных инструментов и голосов, а также уметь передавать свои указания и инструкции музыкантам. Для этого дирижер использует такие элементы как жесты, мимика, взгляд и другие коммуникативные средства. Кроме того, дирижер должен обладать лидерскими качествами.
Он должен уметь мотивировать и вдохновлять музыкантов, создавать атмосферу творческого сотрудничества и согласия. Дирижер должен быть терпеливым, творческим и гибким, уметь находить компромиссы и адаптироваться к разным стилям и жанрам музыки. В итоге, дирижер играет важную роль в музыкальной сфере, способствуя созданию идеального звучания и вдохновляя музыкантов на высокие достижения. Он является источником энергии и вдохновения, который помогает передать эмоции и идеи композитора слушателю.
История письменного написания слова «дирижер» Итак, давайте начнем с самого начала. Слово «дирижер» происходит от французского слова «directeur», которое означает «руководитель» или «директор». Изначально это слово использовалось в контексте управления театром или организации, но со временем оно стало ассоциироваться с руководством музыкальным коллективом. Первые упоминания о дирижерах относятся к XVI веку, когда в Италии начали появляться первые профессиональные ансамбли и оркестры.
На тот момент дирижеры были известны как «капельмейстеры» или «музыкальные руководители». Они были ответственны за подготовку исполнителей, управление темпом и динамикой музыки. Оттуда он распространился по всей Европе и стал общепринятым. Сегодня слово «дирижер» применяется во всем мире и ассоциируется с профессиональным музыкальным руководителем, который управляет оркестром или хором.
Теперь перейдем к самому важному вопросу: как правильно писать это слово?
Произношение её тоже заимствовано. Исследуемое слово имеет простой морфемный состав: корень, суффикс, окончание. Однако большинство выделяют только две части. Это связано с тем, что они не видят суффикс — ёр, который используется в иноязычных формах. Если привести в пример другие заимствования: жонглёр, суфлёр, массажёр, то можно обнаружить в них данную морфему.
Она и определяет принадлежность лица к определённому роду деятельности. Объяснение правописания Больше всего трудностей вызывает орфография слова. Ошибки могут возникнуть в употреблении всех гласных букв. Первая и вторая находятся в слабой позиции.
Писать его «дирежёр» или «дережёр» неправильно, это грубейшие орфографические ошибки, так как получаются бессмысленные буквосочетания. Ну разве что последнее, не в меру выпивши, можно истолковать как «деревянная жёрдочка», или тот, кто её дерёт, что бы сие ни означало. Но шутки в сторону, имя существительное «дирижёр» — слово, гораздо более интересное в другом отношении. Происхождение Да будет вам, дорогие читатели, ведомо, что «дирижёр» — слово русское, хотя и образованное на иноязычной основе. Происходит от корня французского dirigeable значит «управляемый», читается «дирижабль», да, да! То есть, «dirigeur» это управитель, кто-то кем-то управляющий или кого-то куда-то направляющий. С началом управляемого воздухоплавания «дирижабль», как известно, мгновенно стало словом международным, и даже немецкий «цеппелин» его полностью не вытеснил. Что касается музыки и вообще процессов управления, то «дирижёров» в европейских языках нет, разве что имеется нечто похожее: В остальных европейских языках «дирижёры по-русски» также не наличествуют, даже если перебрать их все до единого вплоть да баскского и наречия лужицких сербов. Так что нечего тут мудрить, тем более, что произношение двух наших «и» в этом слове практически неотличимо от оригинального. Значение Существительное «дирижёр» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении: Грамматика Слово «дирижёр» — одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции I академического. Состоит из корня «дириж-» и суффикса «-ёр». Ударение, естественно, всегда падает на «ё». Разделение переносами ди-ри-жёр; в рукописях при нехватке места в строке допустимо дир-иж-ёр. Подскажите, пожалуйста, нужно писать одну «н» или две? Предложение «Важно питаться сбалансироваННо». Ответ справочной службы русского языка Правильно с двумя н, т.
Дирижерская палочка
- Содержание
- Правильное правописание: «дирижер», «дерижер» или «дирежер»
- Какое правило применяется?
- «Европа уже совсем без мозгов!» — сети вступились за дирижёра Гергиева
- Происхождение слова
- Ответы справочной службы
Правильное правописание: дирижер, дерижер или дирежер
Слово «дирижёр» пишется с буквой «ё» после шипящего согласного. Как правильно пишется: Дирежер, Дирижер или Дережор? Данное слово является существительным мужского рода в именительном падеже единственного числа. Легко запомнить как правильно пишется дирижер или дерижер, стоит лишь узнать и запомнить несложное правило, давайте разберемся вместе. правильно пишется. По правилам русского языка верным будет вариант «дирижер».
Новости по теме: дирижеры
В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой [1]. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии от др. Самое раннее изображение управления ансамблем церковным с помощью баттуты относится к 1432 году [1]. Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной [2].
Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач , который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы [1]. С появлением в XVII веке системы генерал-баса обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе ; он определял темп рядом аккордов , но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами , или даже, как например И. Бах , напевая мелодию или отстукивая ритм ногой [1]. В XVIII веке генерал-басу всё чаще помогал первый скрипач — концертмейстер , который задавал тон своей игрой на скрипке, а мог, прекратив игру, использовать смычок в качестве баттуты [3].
В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер ; в отдельных случаях число дирижёров могло доходить до пяти [4]. По мере отмирания системы генерал-баса во второй половине XVIII века возрастало значение скрипача-концертмейстера; и в XIX веке такой способ дирижирования сохранялся при исполнении несложных сочинений, в частности в бальных и садовых оркестрах; он используется нередко и в настоящее время при исполнении старинной музыки [4] [5]. Дирижирует Ганс фон Бюлов. Рисунки Ганса Шлиссмана , 1884 Развитие и усложнение симфонической музыки , постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром [4].
При этом в качестве баттуты могла использоваться трубка из кожи, набитая шерстью, или рулон нот [1]. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка. В Вене дирижёрскую палочку первым использовал Игнац фон Мозель в 1812 году ; в 1817 году с помощью палочки управляли оркестром К. Вебер в Дрездене и Л.
Шпор во Франкфурте-на-Майне [4].
Хакназаров дирижер. Дирижерская палочка. Руки дирижера. Дирижер симфонического оркестра Екатеринбург Аликин. Дирижер Артемьев.
Оперно Симфоническое дирижирование. Дирижер и оркестр. Дирижер Эстетика. Лидия Янковская дирижер. Виктория Добровольская дирижёр. Эдуард Юденич дирижер.
Дирижер conductor на белом фоне. Дирижер conductor спиной на белом фоне. Дирижёр руководитель оркестра, Дир жесты. Валерий Гергиев. Гергиев дирижер. Маэстро Гергиев.
Валерий Гергиев Мариинский театр. Иван Михайлович Никифорчин. Никифорчин дирижер. Филипп Селиванов дирижер. Дирижер симфонического оркестра. Дирижер Лифар Франция.
Капельмейстер в симфоническом оркестре. Дирижер женщина. Женщина дирижер симфонического оркестра. Дирижер позы. Современные женщины дирижёры. Станислав Кочановский.
Георгий Журавлев дирижер. Вощак дирижер. Дирижер в театре. Дирижер и музыканты. Дирижер управляет оркестром. Дирижер это в Музыке.
Человек который руководит оркестром. Мусюк Анатолий Михайлович дирижер. Лев Конторович дирижер. Владимир Николаевич Папушников дирижёр. Владимир Дурандин дирижер. Петер Сауль дирижер.
Рука с дирижерской палочкой. Руки дирижера с палочкой. Что такое симфонический оркестр и симфония дирижер. Симфоническии оркестр и дирижёр. Джордж селл дирижер. Себу Апкарян дирижер.
Дирижёр — Денис Кирпанёв. Фуад Ибрагимов дирижер. Симфонический оркестр радио Орфей. Генрих Шифф виолончелист. Трубин Леонов дирижер. Веселый дирижер.
Дирижер иллюстрация. Пьер Капдевиль дирижер. Альфред Мишурин дирижер. Альберто Лиццио дирижёр. Лорин Варенков Маазель молодой. Антонио Брико дирижер.
Владимир Аргонский дирижер. Владимир Лаврухин дирижер. Роберт Манн дирижер. Оркестр на сцене.
Родительный: дирижёра ед. Дательный: дирижёру ед. Винительный: дирижёра ед. Творительный: дирижёром ед. Предложный: дирижёре ед. Некоторые не подчиняются традиционным нормам. К примеру, дирижёр как пишется, каким правилом регламентируется, понятно не всем. Грамматическое описание слова Данная лексическая единица относится к существительным, определяющим род занятий, вид деятельности, профессиональную принадлежность. С этим значением она пришла в русский язык из французского. Произношение её тоже заимствовано. Исследуемое слово имеет простой морфемный состав: корень, суффикс, окончание. Однако большинство выделяют только две части. Это связано с тем, что они не видят суффикс — ёр, который используется в иноязычных формах. Если привести в пример другие заимствования: жонглёр, суфлёр, массажёр, то можно обнаружить в них данную морфему. Она и определяет принадлежность лица к определённому роду деятельности. Данная лексема служит основой для образования слов других частей речи. Прилагательное формируется при присоединении суффикса -ск, глагол — — ирова. Как существительное это слово имеет ряд грамматических признаков этой части речи. Оно относится к мужскому роду, второму склонению. В речи изменяется по падежам и числам. Во множественном — имеет окончания -ы -ов. Этот факт также подчёркивает его иностранное происхождение. Объяснение правописания Больше всего трудностей вызывает орфография слова.
Но им, как всяким гопникам, важно показать свою животную самость. Поэтому Гергиеву они угрожали увольнением, если он публично не осудит Россию. Браво Гергиеву! Он Человек, который не стал играть в игры с гопниками», — указывает Михаил Б. Некоторые комментаторы отмечают, что Мюнхен, по сути, выстрелил себе в ногу, потому что Гергиев, как мастер своего дела, найдёт своего слушателя, а Мюнхенский симфонический оркестр потерял гениального руководителя. Андреас Шримпф. Поэтому уместно сказать, что почти весь мир нами. Отсюда выходит, что Гергиев не прогадал. Только лишь расширил свою аудиторию», — поделился своим мнением Николя П. Часть людей убеждена, что политика немецких властей вскоре так аукнется Германии, что населению ФРГ будет уже не до классической музыки.
Зачем нужен дирижер в оркестре
Дирижер из Ростовской области стала лауреатом международного конкурса, который прошел во Франции. Рекомендуемые правила написания «дирижер» или «дирижор», «дирежер» в русском языке. дирижёр — ДИРИЖЁР, а, м Человек, управляющий оркестром или хором, оперным или балетным представлением, показывающий время вступления солиста, хора или группы инструменталистов, руководящий исполнением музыкального произведения.
«Дерижер» или «дирижер» – как правильно пишется
Объяснение правописания Больше всего трудностей вызывает орфография слова. Ошибки могут возникнуть в употреблении всех гласных букв. Первая и вторая находятся в слабой позиции. Проверить их нельзя, так как для этого нет подходящих слов. То есть они подчиняются правилу о написании непроверяемых гласных корня. Лексемы, которые не подлежат проверке традиционным способом, следует искать в орфографическом словаре. Вторая проблема — написание буквы ё в суффиксе.
По правилам русского языка об «о-е после шипящих» на её месте следует писать о. Однако данная норма не распространяется на слова иностранного происхождения.
Слово «дирижер» образовано от английского слова «diriger». Поэтому правильным будет написание слова с двумя буквами «и». Неправильное написание А как бы написали вы? Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт. Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Источник «Дерижёр» или «дирижёр» — как правильно? Иноязычные слова, попадая в русский язык, или адаптируются под его нормы, или сохраняют некоторые особенности языка-источника. В связи с этим, возникают затруднения, связанные с употреблением на письме заимствованных лексем.
Например, какой вариант верный: «дерижёр» или «дирижёр»? Как пишется правильно: «дерижёр» или «дирижёр»? Орфографически корректно написание «дирижёр». Какое правило применяется? К слову «дирижёр» задается вопрос «кто? Является нарицательным существительным именительного падежа, единственного числа, мужского рода, что подтверждается нулевой флексией. Еще в латинском языке существовал глагол «dirigere», имевший значение «направлять, управлять». С течением времени он попал в европейские языки, а в XVIII веке из французского языка «перекочевал» в русский. Наш язык заимствовал глагол «diriger», адаптированный русский инфинитив звучал как «дирижировать».
Об этом сообщили в ВСМЗ. Выдeлив буквaльно час в cвоем плoтном гpaфике, маэcтpo заглянул в "Палаты", чтобы yвидeть величaйшую cвятыню нaшей cтpaны — икону "Богоматерь Боголюбская" XII в.
Как пишется правильно: «дерижёр» или «дирижёр»? Орфографически корректно написание «дирижёр». Какое правило применяется? К слову «дирижёр» задается вопрос «кто? Является нарицательным существительным именительного падежа, единственного числа, мужского рода, что подтверждается нулевой флексией.
Дирижер или дирижор как правильно?
читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Вдова дирижера Леопольда Гершковича заявила, что он умер за рулем авто Умер дирижер Леопольд Гершкович. Через две недели должна состояться премьера оперы, где он являлся музыкальным руководителем постановки и дирижером. Узнаем, можно ли обойтись без дирижера, что такое баттута и почему одно и то же произведение может звучать по-разному.
Профессия «дирижер»
- дирижер | Поиск по Грамоте
- Правило «дирижер»
- Как пишется дирежёр или дережёр?
- Дирижер, дерижер или дирежер - как правильно пишется слово - Ответы класс!
Грамматическое описание слова
- Чем занимается дирижер? Его основные обязанности
- Как пишется дирежёр или дережёр?
- История слова "дирижер"
- Последние новости
«Дерижер» или «дирижер» – как правильно пишется
В связи с этим, возникают затруднения, связанные с употреблением на письме заимствованных лексем. Например, какой вариант верный: «дерижёр» или «дирижёр»? Как пишется правильно: «дерижёр» или «дирижёр»? Орфографически корректно написание «дирижёр». Какое правило применяется?
Именно дирижер определяет темп, динамику, фразировку и общую интерпретацию музыкального произведения. Важнейшей функцией дирижера является передача своих музыкальных представлений другим музыкантам. Для этого дирижер использует ряд жестов и мимики, которые помогают музыкантам следовать его инструкциям.
Он также отвечает за баланс звуковых групп и индивидуальных инструментов. Чтобы стать дирижером, необходимо обладать высоким уровнем музыкального образования и техники. Дирижер должен быть знаком с различными музыкальными стилями и жанрами, а также обладать умением анализировать и интерпретировать ноты. Основные навыки и качества, необходимые для успешной работы дирижера, включают: Умение сотрудничать с музыкантами и вести коллективное исполнение; Хорошее музыкальное слуховое восприятие и образование; Навыки планирования и организации репетиций; Умение мотивировать и вдохновлять музыкантов; Глубокое понимание музыки и ее свойств; Харизма и лидерские качества. Дирижеры выступают на концертах, оперных постановках, записываются для радио и телевидения, а также работают в музыкальных школах и консерваториях в качестве преподавателей. Они играют ключевую роль в сфере классической музыки, создавая прекрасные и гармоничные композиции, которые радуют слушателей со всего мира.
Так, Феликс Вайнгартнер значительную часть своей книги «О дирижировании» посвятил полемике с Бюловом [27]. Дирижёрские вторжения в партитуры постепенно уходили в прошлое в первой половине XX века критике за такие вторжения подвергались главным образом Виллем Менгельберг и Леопольд Стоковский , но долго ещё сохранялось стремление адаптировать сочинения давно ушедших композиторов к восприятию современной аудитории: «романтизировать» сочинения доромантической эпохи, исполнять музыку XVIII века полным составом симфонического оркестра XX столетия… Всё это ещё в начале XX века вызвало «антиромантическую» реакцию в музыкальных и околомузыкальных кругах [28]. Значительным явлением в музыкальном исполнительстве второй половины XX века стало движение « аутентистов ». Бесспорной заслугой этого направления, представленного Густавом Леонхардтом , Николаусом Арнонкуром и целым рядом других музыкантов, является освоение стилистических особенностей музыки XVI—XVIII веков — тех особенностей, которыми дирижёры-романтики в большей или меньшей степени были склонны пренебрегать [5] [29].
Инструменты дирижёра — партитура и палочка Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века сочинения более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко ищут свою золотую середину между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке [5] [29]. Исполнение симфонической музыки требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха для дирижёра, как считал Бруно Вальтер , важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами [30] и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы [31]. Более того, писал Бруно Вальтер, «только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого» [32]. Для оперного дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии [31]. Как художественный руководитель музыкального коллектива дирижёр должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами [31] [11]. В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов с начала 20-х годов [1] и Леопольд Стоковский. Лео Гинзбург отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике нередко опровергает любые теории [33]. Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная первая доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая последняя — движением правой руки вверх, остальные если они имеются распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма , дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников [31]. В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в концертах без партитуры на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре» [34] [35].
Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вайнгартнер, он не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание артиста [35]. Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вайнгартнер в своё время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться хорошей памяти дирижёра» [36] , и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным тоном [31] [35]. Сфера применения дирижёрского искусства уже в XX веке существенно расширилась: к концертной эстраде и музыкальному театру добавились кинематограф, радио, телевидение и студия звукозаписи [37].
Медиаконтент иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы может быть использован только с разрешения правообладателей.