Кроме того, Достоевский писал стихи для собственных детей и для юмористических альманахов. Повести «Двойник» (1846) и «Хозяйка» (1847) Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Достоевский писал о другом — прежде всего, о возможности христианского братства и, поэтому, он далёк от многих молодых людей, подверженных влиянию внешней культуры. Юношеские литературные опыты, о которых Фёдор Достоевский писал своему брату, не сохранились, однако ясно, что первые произведения Достоевский начал писать ещё во время учёбы в Инженерном училище.
Федор Достоевский: есть ли божественный замысел в кромешном ужасе русской жизни?
В 1846 году в соавторстве с другим известным писателем он написал злую и едкую эпиграмму: "Витязь горестной фигуры, Достоевский, милый пыщ, на носу литературы рдеешь ты, как новый прыщ". Скульптор договорился с Достоевским, что тот будет ему позировать, но Фёдор Михайлович через несколько дней скончался. К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. Преподавать Достоевского в школе — «бесполезное занятие», считает Марков. Он пишет об искорёженной, противоречивой психике человека, тогда как подростковое сознание «достаточно поверхностно».
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова. Повести «Двойник» (1846) и «Хозяйка» (1847) Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. самые актуальные и последние новости сегодня. В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова. Читайте последние новости об авторе Федор Достоевский на сайте издательства Эксмо.
Гений и злодеи: что в творчестве Фёдора Достоевского сегодня наиболее актуально
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня. и текстовые трансляций событий, спецпроекты и отличные рекламные возможности. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев – от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете. К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. Читайте и слушайте книги автора Федора Достоевского: доступно 401 книга, отзывы и цитаты. На Литрес вы можете скачать электронные и аудиокниги в удобном формате или читать онлайн.
Достоевский Фёдор Михайлович
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист. Достоевский назвал работу коллеги «Западнической клеветой на Россию», а его самого обвинили в незнании своей страны и порекомендовал сжечь роман. Сегодня на нашем канале документальный фильм к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского. Достоевский писал о другом – прежде всего, о возможности христианского братства и, поэтому, он далёк от многих молодых людей, подверженных влиянию внешней культуры. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске стало обдумывание его будущих романов. В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова.
Гений и злодеи: что в творчестве Фёдора Достоевского сегодня наиболее актуально
Он искал бы правду, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером... Точно так же, что и созвучие с фамилией Каракозов, человека, совершившего первый теракт против Александра, тоже возникло не с потолка. Кроме того, не мог же он не знать «Ангела смерти» «Народной воли» Александра Баранникова — соседа по лестничной площадке в Кузнечном переулке. И не общаться с Андреем Желябовым и Софьей Перовской, частыми гостями квартиры 11. И полиция, не нашедшая там динамит, предполагала, что его вышеозначенные цареубийцы спрятали как раз у Федора Михайловича. Не решились обыскивать квартиру умирающего. Так что сегодня, говорят с умным видом релоканты, по совокупности косвенных доказательств у него были бы все шансы попасть в список Росфинмониторинга.
Затем все банковские счета и карты фигуранта блокируются. То есть никаких гонораров. Вот так бы с ним поступили в России.
Весьма вероятно, что именно это сочинение привлекло внимание Достоевского, и в первую очередь, должно быть, следующее место очерка: «В самых первых временах в славянских народах мы встречаем человеческое общество, мир, и необходимое проявление его существования — совещание, носившее в древности наименование Веча. Народ, живущий под такими условиями, имеет на языке русском особое наименование Земли. Этим словом обозначается общественно-человеческое начало. Дела земские есть дело народное, то есть общественно-человеческое. Такой быт народный не есть быт общественный в тесном значении этого слова, как например быт родовой: напротив, этот быт — быт общинный — есть уже дело чисто человеческого духа и потому составляет заслугу у тех народов, где он встречается. Являясь под условиями этого, быта, славянское племя является племенем не государственным, не ищущим внешнего, принудительного устройства.
Самое яркое тому доказательство — это то, что совещание славянской общины требовало единогласия для решения дела, как единого истинного пути для решения. Этот путь — есть путь большинства и меньшинства. По этому началу, те, которых больше,— правее. Но здесь является внешнее насилие, побеждает множество, основываясь на счете, и принудительно налагает свое мнение на меньшинство. Мы согласны, что, с точки зрения государственности, строго развитой, начало единогласия является не практическим; но точно так же, как и любовь братская, самопожертвование, всякая добродетель и вообще вся нравственная сторона человека является непрактическою» День. Но тот же К. Аксаков пишет статью о русской литературе... Аксакова и писанная им в конце 1859 г. Она принадлежит к собранию статей, которые он предполагал издавать отдельными брошюрами под общим названием «Труды и Дни» День.
Аксакова: «... Аксакова утверждалось: «А мы разорвали нашу связь с прошедшим, снялись с корня, и вот причина беглого и ветреного хода нашей литературной и всяческой деятельности. Мы было прильнули к чужому 475 самостоятельному развитию, но, лишившись всякой своей почвы, своего дна, так сказать,— мы ничего и чужого удержать в себе, как в решете, не можем. Все бежит сквозь; ничего не остается; или лучше: постоянно остается пустота. Аксаков, прямо не называя имени A. Островского, рассуждал в статье «Наша литература»: «Была ловля и на купцов. Купец скорее дался, благо в нем позамерла русская жизнь, не то что в крестьянине. Вышел купец похож. И борода схожа и речь схожа: должен говорит, а не: должен, ну, и быт похож, и лед замерзшей старины, и мокрая грязь раскисшей новизны: слякоть, распутица.
А где же настоящий купец? Где душа его? Достоевских к Островскому см. Они являются на сельский сход в белых перчатках и говорят мужику «вы». Мы очень хотим верить в добрые намерения таких господ, очень сочувствуем их деликатности и вежливости в обращении с крестьянами, но положительно уверяем, что эти «вы» и белые перчатки на сельском сходе — карикатура» День. Из Каширы. Письмо 2-е. Этим словам H. Аксакова: «Конечно, карикатура, с этим мы безусловно согласны» там же.
Достоевский вспомнит «карикатуру» в статье «Два лагеря теоретиков. Аксакова «Князь Луповицкий, или Приезд в деревню» 1851 появилась в печати отдельным приложением к «Русской беседе» 1856. Герой комедии, вернувшись из Парижа, пытается привить крестьянам своего поместья плоды европейского просвещения, терпит в этом полную неудачу, тогда как крестьянский мир во главе со старостой убеждает его в преимуществах исконно русского просвещения над всяческой западной премудростью. Аксакова «Москва 21-го октября» День. Аксакова, корректирующие слишком реакционные мысли корреспондента. Целые партии как будто лозунгом своим брали защиту и восхваление крестьянских добродетелей; учение о высоте крестьянской просвещенности сделалось учением передовых: малейший намек о грубости их нравов был бы сочтен уже обскурантизмом, отсталостью. Целые легионы прозелитов такого учения высыпали вслед за тем на всех путях общественной 476 деятельности... Автор письма, без сомнения, думает согласно с нами, но мы сочли необходимым сделать это примечание, чтобы устранить всякие недоразумения» там же. В другом месте H.
Аксаков возражал: «Неужели автор видит во всем этом одно невежество и ему все в этом деле до очевидности ясно? Поздравляем его с таким завидным даром. Что касается до нас, то и нам несколько мудрено выяснить себе отношение бывших крепостных к крепостной барщине, и т. А ставить в вину крестьянину, что бродит ощупью в таком важном для него и в то же время темном деле, в разрешении которого он не участвовал,— не слишком ли это будет неосторожно?.. Аксакова День.
А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован. Таким человеком был сам Фёдор Михайлович. В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац.
Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис. Покровского, 1849 г. Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник. Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам. Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский. Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы. Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется.
Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях.
К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г. Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А. Герцена, Т. Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла. В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 г. Став редактором газеты-журнала «Гражданин» , Достоевский с 1873 г. Имевший большой успех «Дневник писателя» — «моножурнал» Достоевского, включавший публицистические статьи на политические, юридические, социальные, педагогические и другие темы, литературно-критические статьи и очерки, мемуары, а также художественные произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронический рассказ «Бобок» 1873 в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана , являющийся по своим идеям «всё позволено», если нет Бога , темам «бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др. Бахтин всего творчества Достоевского; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» 1876 — монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося в предисловии к рассказу Достоевский сформулировал суть своего «фантастического» метода — представить стенограмму внутреннего монолога героя ; «Сон смешного человека» 1877 , восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» — «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения «главное — люби других, как себя». Весной 1874 г. Достоевский, тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879. В 1875 г. Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» 1879—1880 , органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития , поучения, философской притчи , исповеди, судебной речи, диспута. В нём нашёл осмысление трагический конфликт века — противостояние жажды веры и болезни неверия. Извечная борьба добра и зла в душе человека — проблемный узел романа. Накопленный огромный опыт вражды и ненависти преломляется в опасном соперничестве между отцом и братьями в семье Карамазовых, между старцем Зосимой и монахом Ферапонтом в стенах монастыря. Убийство, загадочно совершённое в странном семействе, переплетается с неразрешимыми проблемами русской общественной жизни, испытывающей глубокий нравственный кризис. Государство и Церковь, суд и судебные учреждения, семья и школа, помещики, купцы и крестьяне, уездный город и нищая деревня, страдания взрослых и детей, прошлое, настоящее и будущее России — таков перечень главных вопросов, исследуемых в самом широком, всеохватном романе Достоевского. Идейное средоточие романа — притча о Великом инквизиторе, поэма-импровизация Ивана, отразившая сокровенные размышления автора о природе человека; в ней «мы находим глубокое сознание человеческой слабости, граничащее с презрением к человеку, и одновременно любовь к нему, простирающуюся до готовности — оставить Бога и пойти разделить унижение человека, зверство и глупость его, но и вместе — страдание» Розанов. Последний год жизни Достоевского ознаменовался выступлением на открытии памятника А. Пушкину в Москве [6 18 — 8 20 июня 1880]. Речь Достоевского — его самое известное публицистическое произведение, в котором осмыслено национальное значение Пушкина как выразителя «всечеловечности», «всемирной отзывчивости» русского народа, призванного «стать братом всех людей». В ночь с 25 на 26 января с 6 на 7 февраля 1881 г. Достоевский искренне верил в идею «всемирного человеческого обновления», которая осуществится в виде «Христовой правды», в то, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» «Сон смешного человека» ; в этой вере — квинтэссенция его гуманизма и религиозных исканий. Как художник Достоевский был «поэтом нашей совести» И. Анненский , выразителем глубокой трагедии, которую переживает смятенная человеческая душа в эпоху катаклизмов. Свой реализм Достоевский определял как «фантастический», реализм «в высшем смысле», имея в виду пристрастие к изображению неординарного, исключительного как раскрывающего «самую сущность действительности» и «все глубины души человеческой». Отсюда — преобладание ситуаций катастроф и скандалов, парадоксальность и эксцентричность характеров и поступков героев. Этим определяется и такая особенность произведений Достоевского, как сочетание серьёзной нравственно-философской проблематики с занимательностью и сложностью интриги авантюрно-детективного свойства. Достоевский, по словам М. Бахтина, — создатель полифонического романа , который «строится не как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания, но как целое взаимодействия нескольких сознаний, из которых ни одно не стало до конца объектом другого». Предметом художественного изображения у Достоевского становится идея; его герой — идеолог, особая точка зрения на себя и на окружающую действительность. При этом «коперниковский переворот» писателя состоит в том, что если «обычно самосознание героя является лишь элементом его действительности, лишь одною из черт его целостного образа, здесь, напротив, вся действительность становится элементом его самосознания». Такому самосознанию автор может противопоставить лишь мир таких же равноправных с ним самосознаний.
Как писал романы Достоевский?
В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал – просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем. Достоевский пишет об изуверах, которых он видел на каторге,— поручике Жеребятникове и Смекалове; Солженицын посвящает психологическому анализу гулаговских палачей целую главу «Голубые канты», и тот и другой приходят к похожему выводу.
Достоевский изгоняет бесов
Пусть в этих миллионах народов, до самой Индии, даже и в Индии, пожалуй, растёт убеждение в непобедимости белого царя и в несокрушимости меча его. Пусть калиф, но белый царь есть царь и калифу. Вот какое убеждение надо чтоб утвердилось! И оно утверждается и нарастает ежегодно, и оно нам необходимо, ибо оно их приучает к грядущему [Достоевский, 1972-1990, т.
На страницах «Нового времени» от 25 января событиям в Туркмении уделено достаточно места. Обзор корреспонденций «Биржевых новостей» и «Голоса» о развитии ситуации в Средней Азии Достоевский бесспорно прочёл чуть ли не в первую очередь, и уж точно с искренней радостью и удовлетворением. Вслед за известиями из Китая, в обзоре периодики, сообщается о начале публикации в парижском журнале «Le Livre» исследования Армана Баше о биографии Казановы, которое основано на документальных источниках из архивов Венеции.
Приводится полный текст донесения агента тайной полиции Мануцци «имя которого встречается также и в мемуарах Казановы». А ведь именно с публикации мемуаров Казановы начиналось издание «Времени». В январском номере за 1861 год, сразу вслед за первой частью романа «Униженные и оскорблённые» на страницах 93-184 , напечатан фрагмент «Заключение и чудесное бегство Жака Казановы из Венецианских темниц пломб ».
И вот, двадцать лет спустя, имя Казановы и его удивительная история напоминают Достоевскому о той радостной поре жизни, когда он вновь вернулся в Петербург и литературную жизнь, полный идей и замыслов, с неутолимым желанием творить, действовать, жить и побеждать. Та публикация была вполне программной для журнала братьев Достоевских: «Это рассказ о торжестве человеческой воли над препятствиями непреоборимыми», — писал тогда Достоевский в небольшой предварительной заметке, называя личность Казановы «одной из самых замечательных своего времени» [Достоевский, 1972-1990, т. И как было не порадоваться тому, что вдохновлявший его рассказ Казановы — правда, подтверждаемая документами.
Вадим Фалилеев. Портрет Достоевского Просматривая газету, на третьей полосе Достоевский мог остановить своё внимание на статье Незнакомца А. Суворина «Бенефис г.
Не говоря о Хлестакове, который живёт полною жизнью и будет жить ещё долго, если не всегда, остаются интересны и черты в городничем, в Бобчинском и Добчинском, в купечестве, в почтмейстере, в смотрителях богоугодных и учебных заведений. Вот ещё один повод вспомнить прошлое. Знал практически наизусть.
Как такое забыть? С имени Хлестакова начинается «Дневник писателя» 1876 года: …Хлестаков, по крайней мере, врал-врал у городничего, но всё же капельку боялся, что вот его возьмут, да и вытолкают из гостиной. Современные Хлестаковы ничего не боятся и врут с полным спокойствием [Достоевский, 1972-1990, т.
В той вступительной заметке Достоевский сетует на поветрие легкомыслия, охватившее русских людей: Нынче же всякий и прежде всего уверен, входя куда-нибудь, что всё принадлежит ему одному. Если же не ему, то он даже и не сердится, а мигом решает дело; не слыхали ли вы про такие записочки: «Милый папаша, мне двадцать три года, а я ещё ничего не сделал; убеждённый, что из меня ничего не выйдет, я решился покончить с жизнью…» И застреливается. Но тут хоть что-нибудь да понятно: «Для чего-де и жить, как не для гордости?
Это уже полное свинство [Достоевский, 1972-1990, т. Прошло пять лет с того времени, как были написаны эти слова, а ничего не изменилось: на той же полосе, в том же самом столбце, где поминается гоголевский бессмертный Хлестаков, всего десятью строками выше, в городской хронике происшествий читаем вслед за Достоевским? Университета Николай Жильцов, 24 лет, усмотрен в своей квартире повесившимся.
О причине, побудившей его к самоубийству, производится дознание. Подвал третьей полосы занимает очередная глава романа Н. Ахшарумова «Во что бы ни стало» Часть вторая «Принцесса в поденщиках».
Автор — тоже давний знакомец Достоевского. Возможно, они встретились ещё в 1840-х годах. Николай Ахшарумов — старший брат петрашевца Дмитрия Ахшарумова, так же, как и Достоевский, приговорённого к смертной казни и вмести с ним переживший Голгофу Семёновского плаца.
В 1864 году Николай Ахшарумов будет автором журнала «Эпоха», в котором опубликует роман «Мудрёное дело. Очерк из летописей русской словесности». В 1867 году он одним из первых напишет критический разбор «Преступления и наказания».
Ахшарумов — автор повести «Двойник», которая появилась на страницах журнала «Отечественные записки» под псевдонимом Чернов в 1850 году. Ахшарумов — автор повести «Игрок» появившейся в 1858 году, за восемь лет до романа Достоевского. Правда, игрок у Ахшарумова играет не в рулетку, а в шахматы.
Сколько событий и параллелей в одном только имени! Роман же, судя по отрывку, весьма посредственный, впрочем, на современную тему, и в этом Ахшарумов — скромный последователь Достоевского. Вряд ли Достоевский потратил на эту публикацию хотя бы несколько минут.
Достоинства прозы Ахшарумова были ему хорошо известны. Четвёртая полоса отдана известиям из русской провинции: из Рязани сообщали о денежных штрафах, введенных в одной из гимназий за провинности учеников «В совете учителя, однако, отнеслись к воспитательной мере отрицательно. Они признали эту систему взимания штрафов не только не педагогическою, но и просто безнравственною» ; из Кишинёва — о съезде дворян Бессарабии и о появлении в среде поселян ссудно-сберегательных товариществ «Влияние товарищества на экономический быт поселян уже тем обнаруживается, что поселяне перестают сбывать евреям за бесценок свои продукты, не входят в денежную кабалу у евреев, а в случае необходимости, занимают деньги в товариществе» ; в Либаве учреждается «акционерное общество для выделки джутовых мешков в России»; по словам «Одесского вестника» горный инженер Н.
Давыдов нашёл на бахчисарайской казённой даче у Яйлы большое месторождение каменного угля; «Черниговским земским собранием постановлено ходатайствовать об областном съезде представителей земства и городов для обсуждения вопроса об эпизоотиях»; газета «Дон» сообщает, что «в Острогожском уезде, в селении Кушвине, в январе, в 10 часов вечера, было довольно сильное землетрясение; длилось оно около 2-х минут; повреждений в зданиях не замечено». Здесь же — официальная хроника: о назначениях, чинах и циркулярах, о передвижении особ царской фамилии.
Смоктуновский был все время один на один со зрителем, зачастую в прямом смысле. Время от времени он вставал в полном одиночестве и вглядывался в зал, как будто ища поддержки. Так начиналось время, впоследствии названное «оттепелью», и грузные, грустные тексты Федора Михайловича становились камертоном мыслей молодежи, уставшей от запретов. Но то было в Петербурге. В Москве в самом смелом и неподцензурном театре, в Театре на Таганке, певец своего времени Владимир Высоцкий играл Свидригайлова. Зритель входил в зал только через одну дверь — у сцены. В проходе лежали две восковые женские фигуры — жертвы Раскольникова. Чтобы дойти до своего места, зритель должен был через них перешагнуть.
Владимир Высоцкий в роли Свидригайлова Фото: fedordostoevsky. Это было его покаяние. На сцену выходил Высоцкий уже в роли Высоцкого и задувал их. Не будет ему покаяния, как бы говорил он. И глядя в зал читал строчку из школьного сочинения: «Прав был Раскольников, что убил старуху, — жаль, что попался». Это был уже так называемый застой, конец семидесятых, но и здесь голос мудрого Федора Михайловича прозвенел в головах у зрителей как самый актуальный и современный. А что же сегодня, в юбилейный год интересует и занимает режиссеров в текстах великого прозаика? Как ни странно, совершенно разное. Например, такие столпы психологического театра, как петербуржцы Лев Додин и Григорий Козлов , подходят к нему со всей основательностью. В питерском МДТ Додин инсценирует «Братьев Карамазовых», где четыре часа актеры со всей подробностью разбираются в отношениях героев прозаика.
Достоевский 1821—1881. Мир Достоевского» , в которую вошли цифровые копии текстов его произведений, материалов о жизни и творчестве, исследовательских работ прошлого века и авторефератов диссертаций наших дней. Решив после окончания Инженерного училища в Санкт-Петербурге всецело посвятить себя литературе, Достоевский садится за роман «Бедные люди» и после ряда мучительных для неопытного литератора переделок отдаёт его в печать. Успех оглушительный! Вокруг начинающего прозаика почти сразу сложился литературный кружок. Но молодой Достоевский искал ответов на «проклятые вопросы» за границами беллетристики: весной 1847 года он становится посетителем «пятниц» М. Участие в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам не обошлось без последствий: Достоевского в числе других петрашевцев арестовали в апреле 1849 года. Восемь месяцев он провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием. Высшего напряжения ситуация достигла 22 декабря 1849 года, когда писатель вместе с товарищами-петрашевцами ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. Однако по воле Николая I казнь была заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
Об этом периоде рассказывается в статье А. Милюкова «Фёдор Михайлович Достоевский», опубликованной в одном из номеров исторического журнала «Русская старина» в 1881 году. Автор — писатель, историк литературы, критик — посетил Достоевского в крепости: «Брякнули приклады ружей, и в сопровождении офицера вошли Ф.
Тут мы подходим к ещё одному важному моменту: Достоевский и современность. Актуален ли он в наше время? Что в сухом остатке? Здесь наиболее важным романом, на мой взгляд, являются «Бесы». Это произведение о сегодняшнем моменте. Писатель первым заметил новый тип человека — слой, который постепенно развился из разночинцев. Люди мерзкие и подлые, без царя в голове, готовые на любые перевороты ради личной выгоды и власти. При этом гордящиеся собственной греховностью и пороками. Один из героев романа — красавец и богач Ставрогин — изнасиловал девочку, которая потом повесилась издатель Катков даже не хотел печатать тот ужасный эпизод. И вот виновник приходит к отцу Тихону, рассказывает, какой он негодяй, кается. А потом говорит: «Хочу, чтобы все об этом знали». Напечатал прокламацию, где описал своё преступление, и намерен распространить. Когда я читаю эту историю, понимаю, что у нас такой тип умножился. Вспоминаю современных блогеров, которые в открытом эфире кого-то бьют и показывают, какие они подонки. А толпа смотрит и наслаждается. Мерзость, возведённая в ранг удовольствия. Достоевский это заметил. Второе важнейшее качество, выявленное им у таких людей, — презрение к своей родине. Оно возникло не только у диссидентов и либералов ХХ века. Описанная в «Братьях Карамазовых» смердяковщина — классика. Когда читаю рассуждения гнусного персонажа, перед глазами встает образ Новодворской и ей подобных. Они упиваются ненавистью к стране, где родились и за счет которой живут. Более того, грех нынче выползает наружу в массовом масштабе. Он уже не просто прячется, а диктует условия игры. Посмотрите, сколько сегодня извращенцев открыто и агрессивно выступают против Божественного замысла. Или с виду приличные люди выдают фразы о том, что лучше бы немцы нас завоевали — пили бы мы сейчас баварское пиво. Либо так называемые деятели культуры, которые часто стремятся взять какое-нибудь классическое произведение. И изгадить. А потом в мерзости и извращённом виде показать нам. Такой собирательный типаж Фёдор Михайлович угадал. Ещё один важный момент относительно «Бесов» касается идеалистов. Недавно я побывал в Ульяновске. Посмотрел, где вырос и как жил Ленин. Понял, что Владимир Ильич вышел из идеальной семьи. Воспитывался в чудесной обстановке. И должен был стать нежным идеалистом. Как в том же романе Достоевского — папа Верховенский. Но уже его сынок — подонок и бес. То есть от идеализма до мракобесия один шаг, потому что это крайности. Нормальный человек принимает многообразие мира, а идеалист не может. Если в жизни что-то не так, ему надо её разрушить. И вот Ленин, когда его брата повесили, а отец умер, ударился в бесовщину. Пошёл в революцию. В чём же главная проблема этих героев? Они не верили в Бога. От этого и маялись. Пытались познать его разными способами, но не могли. А раз Бога нет, то всё дозволено. У человека нет мира в голове. И он считает, что мир окружающий тоже построен неправильно. Надо переделать его по своему усмотрению. На самом же деле всё в нём на своих местах. Просто не подходит под правила, которые нам нравятся. Его законы выше. А вот эти самолюбивые люди якобы знают правду. Понимают, как сделать других счастливыми. Однако счастье у каждого своё. Революционеры же принять этого не могут. Ненавидят всех, кто радуется по-своему. Так идеалисты в какой-то момент слились с бесами, и появилась страна под названием Советский Союз. Но теория, которую они пытались нам насадить, рухнула через 70 лет, а люди пошли дальше. Сейчас мы уже можем всё спокойно оценивать. Не зря Владимир Ильич ненавидел Фёдора Михайловича. Конечно, он увидел себя как в зеркале. Хотя в СССР писателя не запрещали — просто не печатали. Пушкин в своё время написал, что гений и злодейство несовместимы. Достоевский сумел доказать обратное. Можно быть великим ученым или политиком, но при этом исчадием ада. Ленин, Сталин, Берия — в определённом смысле гениальные люди, но их злодейств не уменьшишь. Сам он жил в то время, когда страна была взбаламучена после реформ 1861 года. Общество начало расслаиваться. Писатель видел, что люди жаждут перемен. И понимал опасность. Через 150 лет, когда вроде бы всё закончилось, бесы уже не имеют такого влияния. Для меня главный итог недавнего вооруженного мятежа: никто не пошёл за бунтовщиками свергать власть. Значит, психологическое здоровье нашего народа налаживается. И возможно, это самый важный результат того, что Достоевский показывал его болезни. Сегодня они проходят. Чем хотелось бы завершить? При оценке любого писателя я задаю себе простые вопросы. Вот они. Все ли в его книгах понятно? Наверное, в данном случае — не для каждого. Но при определённой зрелости тексты воспринимать можно.
Достоевский: что мы о нем знаем и не знаем?
Вот я уж месяц назад это видел, а до сих пор у меня как пред глазами. Раз пять снилось. Князь даже одушевился говоря, легкая краска проступила в его бледное лицо, хотя речь его по-прежнему была тихая. Камердинер с сочувствующим интересом следил за ним, так что оторваться, кажется, не хотелось; может быть, тоже был человек с воображением и попыткой на мысль.
А мне тогда же пришла в голову одна мысль: а что, если это даже и хуже? Вам это смешно, вам это дико кажется, а при некотором воображении даже и такая мысль в голову вскочит. Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь.
А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что это уж наверно; главное то, что наверно. Вот как голову кладешь под самый нож и слышишь, как он склизнет над головой, вот эти-то четверть секунды всего и страшнее. Знаете ли, что это не моя фантазия, а что так многие говорили?
Я до того этому верю, что прямо вам скажу мое мнение. Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем самое преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье.
Вот только то, о чем говорит Лимонов, — это тоже правота и сила Федора Михайловича. Достоевский исследует русское сознание, русский народ, подчас выворачивая наизнанку. И сумасшествие здесь — вовсе не самоцель, а лишь нечто вроде полотна для художника. То, на чем образы будут проступать особенно ярко и выпукло. И это еще одна сторона гения. Мы не достоевцы, да, но достоевцы живут в нас и пробуждаются при определенных условиях. Достоевский — это наш национальный русский архетип.
И вот на первый взгляд странный, но любопытный вопрос: кто существует в ком? Мы — в Достоевском или Достоевский — в нас? Федор Михайлович универсален в своем гении. Все, что имеет ценность для русского народа, все, что служит топливом и рычагами для его жизни, глубоко и полно описано им. Нет ничего нового, ну или почти нет — все уже сказано Достоевским. Но разве не о том же, только глубже, нам за много лет до того рассказал Достоевский в «Записках из Мертвого дома»? Разве то, что происходит сегодня в торжестве социал-дарвинизма и либерально-рыночной морали, не произнесено в «Преступлении и наказании»?
Разве не подпольный человек, позднее продолженный Лимоновым и Маканиным, как истинный русский человек, явлен нам в «Записках из подполья»? А «Игрок» — разве это не о ненасытности больного общества тотального потребления? Ну а «Бесы» — разве мы не живем в них и по ним? Или публицистика Достоевского — его «Дневник писателя». Возможно, кто-то назовет это первым социально-политическим блогом. И по-своему будет прав. Но важнее, что эти тексты вместе с другими текстами Федора Михайловича — это своего рода уникальная политическая программа, спасительная доктрина для России.
Ведь и Толстой, и Гоголь, и Достоевский в последние годы жизни стараются прямо воздействовать на общество.
С рукописью ознакомились Некрасов и Белинский и были в восторге: родился гений. Достоевский стал проводить много времени в кружке Белинского до тех пор, пока не создал новое произведение — «Двойник», новаторство которого почти никто не оценил.
В конце 1846 года автор окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Некрасова и перешел в «Отечественные записки» Краевского. А с конца зимы 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых, где впоследствии нашел настоящих друзей и снова поверил в себя, благодаря чему в будущем написал ряд произведений в различных жанрах: [ul]«Роман в девяти письмах»; «Петербургская летопись»; «Господин Прохарчин»; «Ползунков»; «Честный вор»; «Чужая жена»; «Ревнивый муж»; «Елка и свадьба»; «Хозяйка»; «Слабое сердце»; «Маленький герой»; «Дядюшкин сон»; «Село Степанчиково и его обитатели». А осенью 1848 года познакомился со Спешневым, вокруг которого вскоре сплотились семеро наиболее радикальных петрашевцев, составивших тайное общество, целью которого было организовать работу нелегальной типографии и осуществить переворот в России.
И вскоре, после публикации «Белых ночей», 23 апреля 1849 года Достоевского арестовали и приговорили к четырем годам лишения свободы с последующей военной службой рядовым. Интересно, что поначалу Военно-судебная комиссия приговорила писателя к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием». Но 19 ноября 1849 года смертный приговор был отменен по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного».
В конце ноября император Николай I утвердил данное решение.
Великий писатель Федор Достоевский был известным славянофилом и славился неисчерпаемой любовью к русскому народу и его культуре, а также был уверен в ее уникальности. Свои взгляды он всегда бережно оберегал и не боялся за них постоять. Так однажды из-за убеждений Достоевский даже жестко разругался с другим великим русским писателем Иваном Тургеневым. Они впервые встретились в ноябре 1845 года и прониклись взаимным уважением друг к другу — Достоевский не стеснялся отмечать талант коллеги. Тургенев любил втягивать в спор Достоевского, насмехался над ним и доводил его до раздражения.
На это почве писатели разругались и перестали общаться на 20 лет. Однако окончательно крест на их отношениях был поставлен чуть позже.