Дом, в котором Юрий Гагарин жил в школьные годы. В Оренбурге 9 марта вспоминают первого космонавта Юрия Гагарина. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в роддоме города Гжатска.
Биография Юрия Гагарина
Только восхищения иногда не мог скрыть: «Какая красота! Кстати, информация о том, что СССР отправил в космос человека, буквально сразу же оказалась в распоряжении наших главных конкурентов в космической гонке, американцев. США имели станции наблюдения, оснащенные аппаратурой, способной перехватывать телеметрию, идущую с советских спутников. Таким образом, перехват данных с «Востока» начался, как только корабль попал в зону видимости американских станций. Данные были получены и расшифрованы. Перед стартом В первом полете управление решили доверить автоматике, поскольку медики не знали, как организм человека отреагирует на невесомость. Тогда всерьез опасались, что человек может повредиться рассудком и потерять адекватность. Переход на ручное управление осуществлялся по специальному коду, который хранился в запечатанном конверте. Правда, Гагарину несколько человек «по секрету» этот код сообщили заранее.
Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает. Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены. Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон. Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени. Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты. Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально. Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно.
Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги». А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе. Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы. Из-за совокупности проблем спуск осуществлялся по более резкой траектории, чем предполагалось.
Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g. Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание. Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет. Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре. На этом проблемы не кончились. Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование.
Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем. Так вот, когда произошло катапультирование, у Гагарина не открылся клапан дыхания в скафандре — Юрий стал задыхаться. Оказалось, что тросик, по которому должен был поступать воздух, попал под одежду, когда Гагарина облачали в скафандр. Гагарин после полета Но и это было еще не все. Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз. Но, к счастью, второй парашют раскрылся. И, хотя спуск на двух парашютах тоже, как говорят, достаточно опасен, но все же это не критично. Следующая неприятность заключалась в том, что Гагарин летел прямо в ледяные воды Волги.
Управлять этими двумя парашютами было практически невозможно, но, к счастью, оторвался достаточно тяжелый неприкосновенный запас, который был прикреплен к скафандру на случай возможного приземления в различных условиях там был запас еды, надувная лодка, еще что-то , и Гагарина ветром отнесло от Волги. Он приземлился на пашню. Приземление ожидали в Казахстане, но из-за совокупности нештатных ситуаций Гагарин приземлился в районе Саратова, по интересному совпадению, именно там, где он начинал путь летчика. Примерно через 2 часа после приземления были сделаны первые фотографии первого космонавта. На его лице можно разглядеть следы пережитого. Усталость, какая-то отрешенность, а вместе с тем — та же светлая улыбка… Ты выдержал... Обнимаешь А в сердце и в глазах остался, знаешь, След звездного, но трудного пути. Ты счастлив, что ты выполнил заданье, Остался жив и воплотил мечту: Подняться к звездам, к тайнам мирозданья, Увидеть неземную красоту.
А впереди фанфары и литавры, Но ты о том не думаешь пока, Пусть славы суету, венки и лавры — Все унесет смирения река. А ты останешься простым и скромным. Людей любить, служить им, согревать; И на Земле, и в Космосе огромном Улыбки светом тьму одолевать Ты будешь, как и прежде. А победа Всего сложнее, знаешь, — над собой… И жизнь твоя осталась звездным следом Над нашею планетой голубой… [18] Потом О. Ивановский напишет: «Тысячу раз прав оказался Королев, говоривший, что в Гагарине удивительно сочеталось все то, что должно быть у первооткрывателя. Он все, что надо, заметил, все сделал, как надо, ничего не упустил, не потерял самообладания. Он был тем, кем должен был быть первый землянин, взлетевший в космос» [19]. Опустела без тебя земля… После полета Гагарин больше не принадлежал себе.
Он не ожидал этого. Не ждал и не искал славы, ему это вообще в голову не приходило. Он вообще не считал, что совершает нечто выдающееся или особенное, он просто выполнял свою работу. А когда эта фантастическая, невероятная слава на него обрушилась, то совершенно его не задела. Скорее, тяготила его, смущала, мешала. Он терпел ее как данность. Где была возможность, старался избежать пышных встреч и приемов. Это известно.
Но Гагарин и это испытание выдержал с честью. Вот его слова: «Я самый обыкновенный. Я обыкновенный русский человек, которых множество. Мои товарищи более опытные и способные, и поэтому их приберегли для более сложных задач, поскольку последующие полеты сложнее, чем первый. А меня отправили первым, как менее способного». А еще он говорил: «Мы никак не можем позволить себе остановиться, расслабиться, почить на лаврах. Лавры прибережем для супа…» [20]. Любя людей, он радовался вместе с ними и дарил им радость.
А мир не просто восхищался подвигом первого космонавта, люди ответили любовью на его любовь и свет его души. Его носили на руках — не в переносном, а в буквальном смысле слова, в его честь называли детей в разных странах, за автографом к нему выстраивались очереди… А он умел быть всем для всех, умел найти общий язык со всеми — от простых людей до королевы Англии, растопить лед предубеждения, не терялся ни при каких вопросах на пресс-конференциях и интервью. С ним фотографировались, обнимались, ему дарили цветы, вручали ордена, провозглашали почетным гражданином больших и малых городов… Взвесьте — легко ли в 27 лет оказаться на виду у всей планеты? Если бы меня попросили назвать основное в нем, я ответил бы так: посидишь с ним минут десять и забываешь, что рядом с тобой живой Гагарин, человек, который нес на своих плечах такую славу, какой не было, не ошибусь, ни у кого их живых за всю историю нашей планеты. Наверно, непросто нести ее, такую всемирную. И еще: «Природа, наделив его многими хорошими качествами, дала и дипломатическую жилку. Сколько доброго он сделал для Родины за рубежом уже после того, как своим подвигом обратил внимание к нашей стране даже тех, кто почти ничего не знал об СССР. Он подружил с нами целые государства и народы.
Семь лет его невероятной славы и около тридцати стран, которые он посетил, были не только для того, чтобы мир посмотреть и себя показать, хотя и это имело значение. Не было у нас дипломатических отношений с Бразилией — послали не государственного деятеля, не дипломата, а первого космонавта. Когда Гагарин вышел из самолета и сел в машину, тысячи жителей бразильской столицы подняли автомобиль с ним и несли на руках до президентского дворца. После этого визита наши страны обменялись послами…» [23]. Он сделал очень много за свою короткую жизнь, и очень о многом можно еще рассказать. Я приведу здесь еще только несколько штрихов, несколько мгновений, запечатленных в памяти знавших Юрия Гагарина и составляющих драгоценный узор на полотне его жизни. С женой Валентина Гагарина: «Я и сейчас помню все дни, когда он бывал грустным и усталым, расстроенным и даже злым. Но я не помню его равнодушным, безразличным… Он жил для людей…».
Каждую просьбу считал обязательной и мучился, когда ему не удавалось что-то сделать. Себе же он отказывал во многом — в отдыхе, в свободном времени, в расслабленности, которая порой так нужна, в каких-то желаниях» [24]. Как-то вечером звонят из проходной на территорию Звездного городка: старик приехал из Сибири, дожидается Гагарина. Пришлось идти на проходную. Оказалось, пожилой человек лет 80-ти приехал в Москву откуда-то из района Читы с просьбой: разыскать могилу сына, погибшего в Великую Отечественную войну. Юрий Алексеевич тепло его выслушал, записал все данные, обещал помочь, дал ему денег на обратную дорогу. Более года потратил на поиски и нашел [25]. Гагарин отвечал на все письма, во множестве приходившие на его имя.
И ответы эти не были формальными. Он отвечал вдумчиво, серьезно. Всегда старался понять человека. Говорят, он никогда никого не осуждал, ни о ком не позволял себе говорить плохо. Любил изречение: «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать». Прага, октябрь 1961 Сергей Павлович Королев: «Юра был настоящим русским парнем — честным и добросовестным, открытым и жизнерадостным, смелым и талантливым, дорожащим своим добрым именем и очень любящим людей» [26].
С 23 мая 1961 - командир 1 отряда, старший инструктор-космонавт. С 16 янв. С 20 декабря 1963 - заместитель начальника ЦПК по летно-космической подготовке, начальник отдела летно-космической подготовки. С 20 марта 1964 - начальник 3 отдела, старший инструктор-космонавт, заместитель начальника ЦПК. С 14 марта 1966 - заместитель начальника ЦПК по летно-космической подготовке, старший инструктор-космонавт. Космическая подготовка и полеты: 16 марта 1960 - 18 января 1961 — общекосмическая подготовка. Быковским, Г. Нелюбовым, А. Николаевым, П. Поповичем и Г. Октябрь 1960 - апрель 1961 - непосредственная подготовка к полету в составе группы. Спускаемый аппарат и космонавт приземлились неподалеку от дер. Смеловка Терновского района Саратовской области.
В училище Юра увлёкся баскетболом и совсем скоро стал капитаном команды. В мае 1951 года Гагарин успешно окончил вечернюю школу, а в июне с отличием училище. Теперь у него была профессия — формовщик-литейщик. Этим же летом он стал студентом литейного отделения Саратовского индустриального техникума. Здесь юноша продолжил показывать отличные результаты в физкультуре, был даже избран секретарём добровольного спортивного общества «Трудовые резервы». Именно здесь, в Саратове, Юрий Гагарин впервые пришёл в аэроклуб, где стал с увлечением заниматься. В клубе часто читали доклады основатели космонавтики. Юра слушал, и идея полёта человека за пределы Земли буквально покорила его сознание. В 1955 году он с отличием окончил техникум и получил диплом. В аэроклубе у него были не меньшие успехи, Гагарин совершил самостоятельный полёт на учебно-тренировочном самолёте Як-18. Авиационное училище Осенью 1955 года Юрия призвали на службу в ряды Советской армии. Его направили в город Чкалов сейчас Оренбург в 1-е военное авиационное училище лётчиков. Здесь он был назначен помощником командира взвода. Молодой человек отличался высокой требовательностью в дисциплине и к себе самому, и к другим. Многим это не нравилось, и однажды ночью несколько подчинённых очень сильно его избили. Почти месяц Гагарин провёл в госпитале. После выздоровления Юрий вернулся к исполнению своих обязанностей, при этом ни на грамм не понизив дисциплинарных требований. В учёбе у него были самые высокие баллы по всем предметам. Никак только не давалась ему правильная посадка самолёта, машина всё время клевала носом. Руководство училища приняло решение об отчислении Гагарина. У парня по щекам текли слёзы, он умолял не подписывать приказ об отчислении, ведь жизнь без неба Юра уже себе не представлял. В последний момент начальник училища обратил внимание, что у парня маленький рост и понял, в чём причина такой неверной посадки самолёта. У Гагарина просто получался изменённым угол обзора.
С 1962 года дата полета Гагарина в космос празднуется как День космонавтики. В "Википедии" биография Гагарина Юрия освящена довольно основательно. Почему Гагарин был так популярен Стремление человека к покорению неба всегда имело особое значение. Перелет Гагарина стал сенсацией для того времени, что сделало его кумиром не только в Советском Союзе, но и в мире в целом. Известный французский композитор Жан Мишель Жар даже посвятил ему одно из своих музыкальных произведений. Многие жаждали встречи с этим человеком, а сам он после своего полета посетил около 30 государств. Биографией Юрия Гагарина до сих пор интересуются как простые граждане, так и профессионалы. Однако, даже будучи столь популярным, он хранил в себе немало загадок и тайн. Все это говорит о том, что Гагарин был достаточно неординарной личностью. Знаменитый полет Гагарина 12. Юрий совершил свой первый и единственный в жизни космический полет. Он находился в космическом корабле «Восток-1», который был запущен ракетой-носителем «Восток» с космодрома Байконур, что находится в Казахстане. Длительность полета составила 108 минут, после чего он благополучно приземлился в Саратовской области, недалеко от города Энгельса. Полет проходил в околоземном пространстве. Был ли Гагарин первым? Есть данные, что Гагарин не первый землянин, побывавший в космосе. Так, в 1993 году в газете «Воздушный транспорт» были опубликованы фамилии 3 человек, которые достигали космоса, но на Землю уже не возвращались. В 1858 году, во время суборбитального полета, погиб летчик Шаборин, в 1957 году — Ледовских, а в 1959 г. Эти неудачные полеты были засекреченными, однако каким-то образом сведения просочились в прессу. Данную информацию никто из специалистов не стал опровергать. Но в любом случае можно сказать с уверенностью: Гагарин был первым человеком, вернувшимся из космоса живым и невредимым и рассказавшим о своих впечатлениях от нахождения на орбите. Для его вероятных предшественников это был путь в один конец. Если это действительно так, то можно себе представить, как сильно рисковал Юрий Гагарин во время перелета. Как погиб Юрий Алексеевич К сожалению, трагедия настигла этого человека очень рано. Причины этого события до сих пор остаются загадкой. После катастрофы в самой большой в мире стране был объявлен общенациональный траур, что было первым случаем в истории страны если не считать случаев с главами государства. Многие населенные пункты, улицы и проспекты после его гибели переименовали и стали называть его именем. В их числе и знаменитый проспект Гагарина, он есть в Санкт-Петербурге, Челябинске, Севастополе и многих других городах. О Гагарине не забыли и в других странах. В различных зарубежных городах в память об этом человеке установлены памятники. Ранние этапы биографии Ю. Гагарина Юрий Алексеевич Гагарин родился 9. Он рос в семье зажиточных крестьян, был третьим по счету из четверых детей. Детство Гагарина было достаточно благоприятно. Мать и отец любили своих дочерей и сыновей и уделяли им достаточно внимания. Уже в 6 лет Юрий пошел в школу, однако, окончив первый класс, был вынужден прервать учебный процесс: началась Великая Отечественная война. До их деревни тоже дошли немецкие войска. Это был тяжелый период в его жизни, о котором он предпочитал не вспоминать.
К 80-летию со дня рождения первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина
Гагарина назначили помощником командира взвода. Учился хорошо. Не удавалось ему освоить лишь посадку. Тогда руководство захотело отчислить Гагарина. Но приказ так и не подписали. Юрий всеми силами отстаивал свое право на учебу. Он плакал и говорил, что без неба не сможет жить.
В этом же году Юрий женился на Валентине Горячевой.
В литейном цехе Осенью 1945 года семья Гагариных, спасаясь от нищеты, переехала в Гжатск, и 22 ноября Юрий пошел в третий класс Гжатской базовой школы при местном Педагогическом училище. В мае 1949 года он окончил шестой класс и желал продолжить обучение, однако бедственное положение семьи вынудило его отправиться в Москву. Юрий Гагарин демонстрировал отличную успеваемость и после завершения обучения, 6 июля 1951 года, подал заявление на поступление в Саратовский индустриально-педагогический техникум, где готовили мастеров-литейщиков. Во время учебы в техникуме Юрий активно занимался самообразованием, посещал кружок художественного слова и духовой оркестр. Кроме того, он стал капитаном сборной по баскетболу и секретарем Совета Добровольного спортивного общества «Трудовые резервы». Тогда же проявилось его новое увлечение — в физико-техническом кружке Юрий изучал теоретические основы авиации и космонавтики , что документально зафиксировано: 17 сентября 1952 года он прочитал доклад, посвященный Константину Циолковскому.
Начало его летной карьеры было сопряжено с трудностями: в конце года Юрия отправили на преддипломную практику на завод им. Войкова Москва , а в феврале следующего года — на педагогическую практику на заводе «Вулкан» Ленинград. Отсутствие на занятиях в аэроклубе привело к отчислению, но Юрий убедил руководство восстановить его в качестве курсанта, и 23 мая 1955 года он получил допуск к полетам. На учебном самолете « Як-18 » Юрий Гагарин выполнил 196 полетов, налетав в общей сложности 42 часа 23 минуты. Ворошилова Чкалов, ныне — Оренбург. Если на первом году обучения курсанты продолжали осваивать «Як-18», то на втором году им пришлось пересесть на новейшие реактивные истребители «Миг-15бис». Общий налет Юрия Гагарина в училище составил 116 часов 41 минуту, в том числе 586 самостоятельных посадок.
Военный летчик Юрий Гагарин закончил училище с отличием, и 26 октября 1957 года ему была присвоена квалификация пилота -техника. Он имел право выбора места службы, и 5 ноября новоиспеченный лейтенант получил направление в распоряжение командующего Военно-воздушных сил Северного флота. На следующий день после этого он вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой р. Первый заполярный вылет на истребителе «МиГ-15бис» Юрий Гагарин совершил 21 марта 1958 года; к октябрю 1959 года он налетал в общей сложности 265 часов и был представлен на должность старшего летчика. Редактировать В отряде космонавтов 12 октября 1959 года в поселок Луостари-Новое прибыла комиссия, состоявшая из врачей Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя ЦВНИАГ. Они должны были отобрать кандидатов для осуществления полетов пилотируемых космических кораблей в рамках проекта «Восток». Прибывая на место, медики просматривали личные дела летчиков, которые подходили по критериям отбора, сформулированным главным конструктором ракетно-космической техники С.
Королёвым : «Безупречное состояние здоровья при высокой психической устойчивости и общей выносливости организма; высокая летная успеваемость при выраженных задатках воли, трудолюбия и любознательности; активное желание освоить полеты на ракетных летательных аппаратах; антропометрические параметры: рост — не более 170 см, вес — 70-72 кг, возраст — не старше 30 лет». Всего были просмотрены медицинские книжки 3456 человек, а отобрано 352. Позднее общее число потенциальных космонавтов сократилось до 225 человек, среди них был и Юрий Гагарин. Кандидаты прибывали группами по 20-30 человек. Кроме всевозможных анализов и осмотров, их подвергали «нагрузочным пробам»: в барокамере, на центрифуге и на вибростенде. Испытание преодолели только 134 летчика. Последовал второй этап обследований и тестов, в результате которого 25 февраля 1960 года была отобрана группа из 20 человек.
Руководил группой генерал-лейтенант Н. Каманин , назначенный помощником Главкома ВВС по космосу. В ходе подготовки будущие космонавты изучали теоретические вопросы космических полетов, материально-техническую часть, прыгали с парашютом, испытывали состояние кратковременной невесомости на двухместных самолетах «МиГ-15УТИ». В начале июля 1960 года отряд переехал в подмосковный Зеленый впоследствии — Звездный городок. Из-за отсутствия достаточной тренажной базы было затруднительно готовить к полету всех слушателей, поэтому из них были отобраны шестеро: капитаны А. Николаев и П. Попович , старшие лейтенанты Ю.
Гагарин, Г. Титов , В. Варламов и А. Позднее по состоянию здоровья из группы выбыли В. Карташов; их заменили капитан В. Быковский и старший лейтенант Г. Специалисты предъявляли завышенные требования к будущим космонавтам, ведь в то время никто не мог точно сказать, какие нагрузки придется выдержать пилоту при первом космическом полете.
Слушателей испытывали на центрифуге при перегрузке в 12 g, хотя в полете она не должна была превысить 10 g. Летом 1960 года они проходили десятисуточные испытания в сурдокамере — небольшом изолированном помещении, без связи с внешним миром.
Не желая терпеть командование Гагарина, несколько активистов, сослуживцы избили летчика. Травмы оказались довольно серьезными, будущий космонавт целый месяц провел в больнице.
Освоение профессии в авиационном училище давалась молодому человеку легко. Однако он никак не мог справиться с посадкой самолета. Получалось очень неуверенно. Руководство приняло решение отчислить Юрия Алексеевича за профнепригодность, но в последний момент передумало.
Изучив вопрос подробнее, инструкторы поняли, что всему виной маленький рост Гагарина: был чуть выше 155 сантиметров. После переоборудования кресла, летчик идеально справился с задачей. Гагарин — курсант Саратовского аэроклуба, 1955 г. В 1957 году Юрий Алексеевич завершил образование.
Еще в течение 2-х с лишним лет молодой человек служил в истребительной авиации. После выпуска у него было больше 250 часов опыта самостоятельных полетов. К моменту, когда произошла судьбоносная встреча Гагарина и команды, ответственной за разработку космической кампании, Юрий Алексеевич был старшим лейтенантом, военным летчиком 3-го класса. Подготовка к отправке в космос В 1959 году руководство Советского Союза приняло решение о скорейшем развертывании космической программы.
Полет человека за пределы земной атмосферы стал первым шагом на пути к решению масштабного вопроса. Постановлением властей было приказано отобрать 20 кандидатов для первого космического полета. Узнав о программе, Гагарин одним из многих подал рапорт, где просил зачислить его в список кандидатов. Отбор проходил в Москве.
Юрий Алексеевич отправился в столицу. До момента включения в перечень будущих космонавтов, Гагарин прошел несколько медкомиссий, его исследовали психологи. Единогласно специалиста признали мужчину годным для космических войск. После оценки личности, Юрий Алексеевич получил довольно лестную характеристику.
В 1960 году советское руководство приказало создать отдельную военную часть, на территории которой будет проходить подготовка личного состава для полета в открытый космос. Юрий Гагарин не был единственным кандидатом. Кроме него в список вошло еще 19 человек. Все так или иначе имели отношение к военной авиации.
По мнению Королева и его коллег-конструкторов, они как нельзя лучше подходили для реализации космической программы. Потому как у них был опыт перегрузок, летчики были подкованы в технической части, умели пилотировать воздушные суда. Гагарин на физзарядке Большую роль отводили здоровью кандидатов. У потенциальных космонавтов не могло быть заболеваний.
На кону стояло слишком многое. Кроме того, комиссия обращала внимание на социальное происхождение кандидата, его политическую позицию, членство в партии. Некоторые критерии отбора были чисто физиологическими. По мнению конструкторов, летчик, космонавт не мог быть выше 170 сантиметров, весом более 70 килограммов.
Такие жесткие выкладки диктовали особенности конструкции ракеты. Больше она бы скорее всего не выдержала. Рисковать инженеры не хотели. Они намеревались действовать наверняка.
Обучать летчиков начали практически сразу. Подготовка проходила в городе Жуковский Московской области. Инструктором и наставников будущих космонавтов был знаменитый летчик-испытатель М. Интересно: Именно Марк Галлай стал автором одной короткой фразы, которая вошла в историю — «поехали».
Карташов, Г. На полигоне Тюратам произошел взрыв межконтинентальной ракеты «Р-16» на стартовой площадке. В результате погибли 78 человек, среди них — маршал М. Катастрофа перечеркнула реализацию планов запуска пилотируемого корабля «Восток» до конца 1960 года. После испытаний специальной группы на переносимость перегрузок до 12 g из нее по медицинским показателям был исключен А. Его место занял В. Успешный запуск на орбиту корабля-спутника «1К» «Восток-А», «Третий корабль-спутник» с собаками Пчёлкой и Мушкой на борту. При возвращении на Землю спускаемый аппарат был уничтожен системой аварийного подрыва объекта. Спускаемый аппарат отделился от корабля и приземлился в районе реки Нижняя Тунгуска. Собак удалось найти и спасти.
Состоялись «выпускные» экзамены шестерых слушателей-космонавтов. Все они показали отличные знания и навыки работы с пультом управления кораблем «3КА». Принято решение о срочном изготовлении скафандров «СК-1» по индивидуальной мерке для шести космонавтов в последовательности: Ю. Гагарин, Г. Титов, Г. Николаев, В. Быковский, П. Главнокомандующий ВВС К. В космос запущен межпланетный исследовательский аппарат «1ВА» «Венера-1» , успешно стартовавший в сторону Венеры. Гагариной родилась дочь Галина.
Успешный запуск на орбиту корабля-спутника «3КА» «Восток-3А», «Четвертый корабль-спутник» с собакой Чернушкой на борту. Шестеро космонавтов в сопровождении высших офицеров ВВС побывали на полигоне Тюратам, осмотрели монтажно-испытательный корпус с ракетами, потренировались в надевании скафандра. В сурдобарокамере из-за нелепой случайности заживо сгорел член отряда космонавтов В. Состоялась «генеральная репетиция» пилотируемого полета, в которой участвовали космонавты. Запуск на орбиту корабля-спутника «3КА» «Восток-3А», «Пятый корабль-спутник» с собакой Звёздочкой на борту завершился успешно. На заседании Государственной комиссии принято решение следующий запуск корабля «3КА» сделать пилотируемым. Космонавты вернулись в Москву, побывали на Красной площади, посетили Мавзолей В. Титов и Г. Нелюбов записали свои предстартовые речи на магнитофон. Вершинин выдал троим космонавтам полетные удостоверения.
Шестеро космонавтов отправились на полигон Тюратам для подготовки к пилотируемому запуску. Составлено задание космонавту на одновитковой полет. На заседании Государственной комиссии было принято решение назначить Ю. Гагарина основным пилотом корабля, Г. Титова — запасным. На торжественном заседании Государственной комиссии в присутствии журналистов и кинооператоров был представлен план полета с участием космонавта Ю. Ракету-носитель вывезли на стартовую площадку. Гагарин выступил перед пусковым расчетом с короткой речью. Успешный орбитальный полет Ю. Еще в процессе полета Ю.
Гагарину было присвоено воинское звание майора. Гагарин выступил с подробным докладом о полете перед Государственной комиссией и дал первое интервью корреспондентам «Правды» и «Известий». Торжественная встреча Ю. Гагарина в Москве, митинг на Красной площади, прием в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, награждение космонавта. Пресс-конференция с участием Ю. Гагарина в Доме ученых Москва. Гагарин составил письменный отчет о полете на корабле «Восток». Денисов и С. Визит Ю. Гагарина в Чехословацкую Социалистическую Республику.
Праздничная демонстрация на Красной площади; Ю. Гагарин впервые приветствует ее с Мавзолея. Опубликованы две статьи Ю. Гагарина, подготовленные на основе его радиовыступлений: «Звёздное время» газета «Красная звезда» и «Мне партия крылья дала» газета «Комсомольская правда». Встреча Ю. Члены отряда космонавтов отдыхали на Явейной даче санатория «Сочи». Гагарина в Народную Республику Болгарию. Гагарина в Оренбург. Выступление Ю. Прилетев в Калугу на один день, Ю.
Гагарин заложил первый камень в фундамент Государственного музея истории космонавтики имени К. Провел кратковременный отпуск в Гжатске. Вышла книга Ю. Гагарина «Дорога в космос». Гагарина в Финляндскую Республику. Гагарин выступил на Всеармейском совещании комсомольских работников в Центральном театре Советской Армии Москва. Опубликована статья Ю. Гагарина «Дерзайте, боевые друзья! В ходе подготовки к Всемирному форуму молодежи в Москве была организована пресс-конференция, посвященная первому в мире полету человека в космос, с участием Ю. Гагарина в Великобританию.
Гагарин принял участие в работе 2-го Московского международного кинофестиваля. Визит в Польскую Народную Республику. По пути на Кубу самолет с Ю. Гагариным совершил промежуточные посадки в Кефлавике Исландия и Гандере Ньюфаундленд ; состоялись встречи с местными жителями. Гагарина в Кубинскую Республику. Гагарина в Соединенные Штаты Бразилии. Гагарина «Мечтайте, дерзайте» журнал «Молодая гвардия». При перелете из Бразилии в Канаду самолет с Ю. Гагарина в Канаду на Пагуошскую конференцию ученых по разоружению, международной безопасности и сотрудничеству. Успешный суточный орбитальный полет Г.
Гагарин участвовал в торжественных мероприятиях по поводу встречи Г. Гагарина в Венгерскую Народную Республику. Жуковского для получения высшего образования. Первыми документы подали: Ю. Титов, A. Попович, В. Быковский, А. Леонов, Б. Волынов, Е. Хрунов, B.
Горбатко, Г. Шонин, И. Аникеев, Д. Заикин, М. Рафиков, В. Космонавты Ю. Гагарин и Г. Титов отдыхали в Крыму на бывшей даче М. Горького в Форосе. Во время инцидента 3 октября Ю.
Гагарин получил серьезную травму. Гагарина «Металл и характер отливаются в труде» газета «Красная звезда». Из-за травмы Ю. Гагарин смог появиться там только 24 октября. Вместо него с речью от имени космонавтов выступил Г. Гагарин выступил в Московском государственном университете; там ему вручили медаль Международной аэронавтической федерации за рекорды первого космического полета. Гагарина в Индийскую Республику. Гагарина в Доминион Цейлон Шри-Ланка. Гагарина в Королевство Афганистан. По пути из Кабула в Москву Ю.
Гагарина в Объединенную Арабскую Республику. Однодневный визит Ю. Гагарина в Республику Гана. Гагарина в Республику Либерия. По пути из Либерии в Грецию Ю. Гагарин задержался на день в Триполи, столице Республики Ливии. Гагарина в Греческую Республику. Гагарина в Республику Кипр. Предвыборная поездка Ю. Гагарина по городам Смоленской области.
Гагарин выступил в кинотеатре «Зенит» перед молодежью Ждановского района Москвы, поздравил женщин с Международным женским днем. Из отряда космонавтов за недостойное поведение был отчислен М. Титова «Вперед, всегда вперед» газета «Правда». Впервые страна отмечала День космонавтики. Гагарина с комсомольцами Ленинского района Москвы на вечере, посвященном В. Гагарин с другими космонавтами принял участие в праздничных мероприятиях на Красной площади. Гагарина в Австрийскую Республику. Гагарина в Японию.
Юрий Гагарин: биография, личная жизнь, фото
В 1965—1967 годах Гагарин учился на командира нового космического корабля «Союз». 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт. В текущем году лётчику-космонавту исполнилось бы. Он родился в деревне Клушино, Гжатского (ныне Гагаринский) района, Западной области (ныне — Смоленская область), СССР 9 марта 1934 года. По знаку зодиака — Рыбы. Вес Юрия Гагарина составлял 55 кг, рост — 170 см. Дом, в котором Юрий Гагарин жил в школьные годы. Гагарина Елена Юрьевна, род. 10.04.1959, окончила исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, с 2001 года работает генеральным директором Федерального государственного учреждения «Государственный.
Юрий Гагарин: как юноша из деревни Клушино стал первым космонавтом
Через несколько лет Гагарин переехал в Саратов, поступив на учебу в местный индустриальный техникум, в Саратове, Юрий впервые оказался в клубе авиалюбителей. 8 апреля 1961 года Юрий Гагарин по постановлению специальной госкомиссии был утверждён пилотом корабля «Восток». В 1967 году Гагарин возобновил полёты на реактивных истребителях, чего добиться было непросто – его берегли, к жизни первого космонавта относились с особым трепетом. полная информация о персоне, бизнес информация о персоне на Деловом Квартале. Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом Земли / Редакция.
Краткая биография Гагарина (для детей, 3 варианта)
Они намеревались действовать наверняка. Обучать летчиков начали практически сразу. Подготовка проходила в городе Жуковский Московской области. Инструктором и наставников будущих космонавтов был знаменитый летчик-испытатель М. Интересно: Именно Марк Галлай стал автором одной короткой фразы, которая вошла в историю — «поехали». Мужчина произносил ее всякий раз, как очередной кандидат влезал в кабину ракеты-симулятора и был готов заниматься на тренажере. В начале 1961 года после кропотливых занятий из 20 кандидатов к экзаменам подошли лишь шестеро. Экзамен выдержали все. После окончания испытаний, комиссия рекомендовала отправить в космос именно Юрия Алексеевича Гагарина как наиболее успешного и усердного кандидата.
Дублером космонавта должен был стать Титов. Дублер-космонавт Герман Титов Очень на столе советского руководства оказалась информация, что американцы тоже не сидят сложа руки. Идеологические конкуренты готовили аналогичную программу. Более того, запуск планировался на 20 апреля. Решение о полете в космос принималось в авральном порядке. Члены Госкомиссии приняли постановление, велели как можно скорее отправить человека за пределы атмосферы. В качестве первого космонавта единогласно приняли кандидатуру Юрия Гагарина. Титов же выступал запасным летчиком, который в случае чего примет на себя роль первопроходца.
По представлению Королева, конструкторов и советского руководства, запуск космического корабля должен был состояться в период с 11 по 17 апреля. Первый полет человека в космос После того, как прошла информация о планах американцев, на кону стоял престиж государства. Чтобы успеть первыми, конструкторы начали стремительную, авральную подготовку полета. О том, что придется соревноваться со столь же опытным соперником, инженеры знали и ранее. Перед стартом Для полета в космос был создан аппарат «Восток-1». Ракета получилась довольно грубой, для экономии времени использовать не самые удачные, зато наиболее простые технические решения. К середине весны все было готово. Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 года, в 9 часов 7 минут по Москве.
Во время подъема ракеты он произнес фразу, которая стала знаменитой, крылатой: «Поехали! Однако ракету собирали в большой спешке. Да и опыта отправки человека за пределы земной атмосферы не было. Предсказать, что случится дальше, никто не мог. Кампания представляла собой большой риск. В какой-то момент не сработала одна из систем ракеты. Но ситуацию удалось быстро стабилизировать. Гагарин Ю.
Позывной Гагарина в ходе кампании был «Кедр». Пребывая уже за пределами земной атмосферы, Юрий Алексеевич делал простые заметки о своем самочувствии, опыте пребывания за пределами планеты. Все наблюдение он фиксировал с помощью магнитофона. Приземление Меньше чем через 2 часа настало время заканчивать первый полет в космос. Но на этапе спуска возникли новые технические проблемы. Но вновь все обошлось. Вскоре Гагарин пошел на снижение. Из-за неполадок с капсулой, космонавту пришлось катапультироваться и приземляться отдельно от нее.
Корабль сделал полный оборот вокруг планеты.
Урна с прахом Ю. Гагарина была погребена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. За неоценимый вклад в мировую космонавтику Юрий Алексеевич был удостоен высоких государственных наград Советского Союза и ряда других стран. Для увековечения его памяти город Гжатск был переименован в город Гагарин, кроме того, его именем были названы улицы, бульвары, проспекты и площади множества городов СССР, военные и гражданские высшие учебные заведения СССР, Центр Подготовки Космонавтов в Звездном городке, Международный аэропорт Оренбурга, аэропорт города Намибе в Анголе. Также была учреждена Золотая медаль имени Ю. Гагарина, вручаемая космонавтам и астронавтам за вклад в освоение космоса. Его именем названы кратер на обратной стороне Луны и астероид. Кроме того, в городах нескольких стран мира установлены памятники Юрию Алексеевичу Гагарину в том числе в Гринвиче, открытый в мае 2013 года.
Тогда же семья решила переехать в город Гжатск. В 1949 году Гагарин уехал в Москву к родственникам, где через пару лет поступил в Саратовский индустриальный техникум и записался в клуб авиалюбителей. Именно там будущий покоритель космоса познакомился с трудами Константина Циолковского — полученные благодаря им знания сыграли едва ли не определяющую роль в его судьбе. Армия После окончания техникума юноша отправился в военное авиационное училище летчиков имени К. Ворошилова, где учился у известного в то время летчика-инструктора Акбулатова.
Гагарин показывал выдающиеся результаты, однако посадки самолетов давались ему плохо: летательный аппарат все время клевал носом, и этот незначительный огрех едва не стоил карьеры будущему космонавту. Требования к курсантам были очень высоки, и Гагарина уже собирались отчислить, когда начальник училища понял, в чем проблема начинающего пилота. Дело в том, что из-за невысокого роста у юноши были проблемы с углом обзора для посадки. Специально для него сиденье самолета переоборудовали, и с того момента проблем с приземлением у Гагарина больше не было. Окончив авиационное училище в 1957 году, молодой офицер начал служить в Мурманской области.
Уже тогда было ясно, что полетят они на корабле «Восток-1», сконструированном Сергеем Королевым. Всего кандидатов должно было быть 20, и 9 декабря 1959 года Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой стать одним из них. Психологи, участвующие в отборе претендентов на полет в космос, отметили такие качества Гагарина, как лидерство, выносливость, и целеустремленность. Также им понравился уровень его интеллектуального развития и, в частности, прекрасная память. В итоге Юрий Гагарин стал одним из шестерых, кому специальная комиссия дозволила быть космонавтом.
В период с декабря 1960 года по январь 1961 года они все готовились к первому полету в космос в городе Жуковском.
Одно время его даже не допускали к полетам на истребителях. Никто не хотел рисковать жизнью человека, ставшего первопроходцем космоса. Да и отсутствие режима и систематических тренировок во время мирового турне не улучшили физическую форму космонавта. Гагарин работал замом в Центре подготовки космонавтов, учился в академии Жуковского, был депутатом Верховного Совета. Но он хотел летать. Все годы жизни и род занятий Юрия Гагарина были связаны с небом и полетами. И он своего добился. В начале декабря 1967 г. Гагарин совершил его в начале декабря 1967 года.
На посадку заходил дважды из-за ошибки расчета предпосадочной глиссады. Пришлось восстанавливать квалификацию летчика-истребителя. Начались полеты с инструктором. Официальное расследование: причины Официальное расследование аварии показало, что Гагарин сманеврировал, чтобы избежать столкновения с птицей или метеозондом. Резкий маневр вызвал сваливание самолета в штопор, для выхода из которого не хватило высоты. Всего каких-то 200 метров. Многие авиационные специалисты считали этот вывод неправдоподобным, и слухи о причинах крушения циркулировали в обществе самые невероятные: от алкогольного опьянения пилотов до столкновения с неопознанным летающим объектом. Между этими двумя крайностями были версии о разгерметизации кабины и гипоксии пилотов, ошибки пилотирования, диверсии или саботаж по политическим причинам, и много чего еще. За прошедшие десятилетия было выдвинуто множество теорий, от технических до конспиративных. Основной причиной возникновения и распространения таких слухов стала секретность отчета.
Отчет, над составлением которого работало четыре подкомиссии, никогда не был опубликован. Официальные власти впоследствии опровергали некоторые версии катастрофы, получившие широкое распространение. Так, были опровергнуты данные о возможном опьянении или гипоксии пилотов. Исключена версия технической неисправности самолета и столкновения с птицей или метеозондом. Расследования, проведенные непосредственно после крушения самолета, также исключили саботаж. Из документов, рассекреченных в 2003 году, видно, что сотрудники КГБ подозревали авиадиспетчеров и метеорологов. Якобы из-за неточных или несвоевременных сведений о метеорологической обстановке в зоне полетов пилоты полагали, что нижняя граница облачности значительно выше, чем в реальности. Поэтому им не хватило времени и высоты для вывода самолета из штопора. Эта версия впоследствии тоже была опровергнута. Версия Алексея Леонова Среди всех конспирологических теорий о причинах гибели Гагарина особое место занимает версия, озвученная Алексеем Леоновым.
Он изложил ее в эфире телеканала RT 11 июня 2013 года. Алексей Леонов, как и Герман Титов, входил в комиссию по расследованию злополучного происшествия, оборвавшего годы жизни Юрия Гагарина. В день катастрофы Леонов находился на аэродроме и утверждает, что слышал вдалеке два громких удара с интервалом примерно в полторы-две секунды. По мнению Леонова, первым громким ударом был звук реактивного самолета, преодолевающего звуковой барьер. Второй удар был вызван крушением самолета Гагарина и Серегина. Согласно этой версии, в зоне полетов МиГа-15 пролетел еще один, более тяжелый самолет, Су-15, который по неизвестной причине пролетел намного ниже запланированной высоты полета. Нарушение процедуры испытательного полета пилотом Су-15 и привело к катастрофе МиГа. В условиях густой облачности и минимальной видимости оба самолета оказались в опасной близости друг к другу. В такой ситуации шансов спастись у пилотов не было. Леонов утверждает, что одной из причин сокрытия правды о произошедшем был страх, что подобные нарушения в режимах испытательных полетов в непосредственной близости от Москвы могут повлечь принятие строгих мер к руководству ВВС со стороны властей.
Алексей Леонов отказался назвать имя летчика-испытателя, пилотировавшего Су-15 в день катастрофы гагаринского истребителя, ссылаясь на возраст и плохое состояние здоровья предполагаемого виновника крушения МиГа. О пилоте Леонов сказал: "Он хороший летчик-испытатель. Это ничего не исправит". Эту версию причины крушения самолета и гибели Гагарина и Серегина категорически отвергает член Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы профессор Арсений Миронов.
Биография Юрия Гагарина
9 марта исполнилось 80 лет со дня рождения Юрия Гагарина. Именно в те годы Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт. 9 марта 1934 года родился Юрий Гагарин — первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гагарин, истории, фото на развлекательном портале В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. 9 марта исполнилось 80 лет со дня рождения Юрия Гагарина.
Юрий Гагарин
Рассказать о Юрии Гагарине непросто — именно потому, что для всей страны он столько лет был главным и несомненным героем, что кажется, у него и вовсе нет и быть не могло никаких проблем, человеческих слабостей и сомнений. Давайте вспомним не только о космонавте — о человеке, замечательном человеке Юрии Гагарине. Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне со смешным названием Клушино - теперь это Смоленская область. А 12 октября Клушино заняли фашисты. Младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе, однако мать успела снять его, пока фашист ходил за фотоаппаратом. Юрий Алексеевич — третий из четырех детей: у него были еще старшие брат Валентин и сестра Зоя, и младший брат Борис. В отличие от звездного родственника, они вели самую скромную жизнь: Зоя была медсестрой, Валентин — плотником, Борис работал на радиоламповом заводе. Кстати, семья Гагариных отличалась долголетием — последний из братьев, Валентин Алексеевич, скончался всего несколько лет назад в возрасте 82 лет. С будущим мужем она познакомилась в Оренбурге — встретились на танцах, влюбились, поженились. Он — 23-летний курсант летного училища, ей 22, и она учится на медсестру.
А помог ему в этом замечательный человек — Лев Михайлович Беспалов, школьный учитель физики, в прошлом стрелок-радист, который организовал в школе технический кружок. Ребята сами делали модели самолётов и запускали их, изучали теорию воздухоплавания. Юрий увлёкся авиамоделизмом. По подсказке учителя прочёл книгу о жизни К. Окончил в мае 1951 г. В августе 1951 г. Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум. Преподавателей техникума приятно удивила разносторонность интересов Юрия Гагарина.
Он отлично знал математику, увлекался физикой и литературой, был активным участником физико-технического кружка и студенческих вечеров, литературных конференций, диспутов. Успехи в учёбе позволили Ю. Гагарину получить разрешение заниматься в аэроклубе. Юрий впервые пришёл в Саратовский аэроклуб, где начал осваивать пилотирование самолёта Як-18, аэродинамику, радиосвязь и другие дисциплины. Курсант Саратовского аэроклуба Юрий Гагарин В 1955 г. Гагарин с отличием окончил техникум и завершил обучение в аэроклубе, где выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 минуты. Октябрьским райвоенкоматом города Саратова Ю. Гагарин был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Чкалов ныне — Оренбург в Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К.
Юрий Алексеевич с отличием окончил училище по 1-му разряду, с присвоением воинского звания лейтенанта ВВС и квалификации лётчика-истребителя. В его выпускной аттестации было отмечено: «…Теоретически подготовлен отлично. Государственные экзамены по теоретическим дисциплинам сдал со средним баллом — 5. Лётную практику усваивал успешно и приобретённые навыки закреплял прочно. Летать любит, летает смело и уверенно…». За время обучения в училище он летал на самолётах Як-18 и МиГ-15бис, выполнил 586 полётов и налетал 166 часов 41 минуту. Имея право свободного выбора места службы, Ю. Гагарин после окончания училища выбрал Заполярье.
В конце 1957 г. К октябрю 1959 г. Юрий Алексеевич налетал в общей сложности 265 часов. Следующим этапом в жизни Ю. Гагарина стал отряд космонавтов. Главный конструктор ракетно-космической техники С.
Начало летной службы С 1954 года Юрий Алексеевич начинает заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 году он совершил свой первый полет на самолете Як-18. В 1955 году Гагарина по призыву направили в Оренбургское авиационное училище. Преподавателем Юрия Алексеевича был известный инструктор Я. В 1957 году Гагарин поступил на службу в истребительную авиационную дивизию в поселке Луостари Мурманской области. Читайте также: Владимир Маяковский биография Подготовка к полету в космос Узнав об отборе космонавтов к первому полету на корабле «Восток-1», Гагарин подает рапорт на зачисление его в группу кандидатов. В марте 1960 года, после прохождения двух медкомиссий, Юрия Алексеевича признают годным для полетов в космос. В процессе подготовки с кандидатами работали лучшие инструкторы Н. Каманин, М. Галлай и др.
Превратить его в забронзовелый монумент — ни при жизни, ни в последовавшем бессмертии — не удалось даже советской пропагандистской махине. От знаменитой улыбки до мелких деталей, вроде столь же легендарного развязавшегося шнурка во Внуково — всё в Гагарине было слишком человеческим, к большому удивлению тогдашних наших идеологических противников. И если Ivan был мрачноватым типом в шапке-ушанке и с калашниковым наперевес, то Yuri улыбался как настоящая звезда и летал к звездам. Для очеловечивания образа советского — и, в самом широком смысле, русского — человека в остальном мире, пожалуй, никто не сделал столько, сколько сам того, наверно, не замечая Гагарин. Сравниться по степени влияния на западную аудиторию с ним смог, пожалуй, только спустя десятилетия Горбачев, но Михаила Сергеевича действительно любили и хотя бы отчасти уважали только «там». Мировой парень Гагарин дал жизнь множеству культурных мемов от «в космосе был, Бога не видел» до по сей день бродящей по Сети истории с обучением королевы Елизаветы II правильному чаепитию с лимоном. Сам же образ первого космонавта не мифологизировался, а стал, пожалуй, одним из важнейших символов ХХ столетия — причем, в отличие от большинства прочих, символом надежды, а не горя и поражения. И, конечно, самым удачным, естественным и непридуманным символом России как страны, которую больше не надо бояться. Кей Джи Би — ньет! Гагарин — да, да, да! На МКС пьют сухой суп и обменивают творог на стейки Ему, как водится, пытались придумать биографию: в советских детских книгах девятилетнему Юре приписывали едва ли не ведение партизанских операций из землянки, где он с матерью прятался от немецкой оккупации; уже в постсоветские годы кто-то пустил слух о его глубокой религиозности — но отношение народа к реальному Гагарину все эти попытки подогнать его под текущий стандарт никак не меняли. Изобрести что-то лучшее, чем настоящая его хроника — военное детство, учеба в люберецкой «ремеслухе», летное училище, служба — и «высокий полет однажды в апреле», говоря словами песни «Любэ», как высшая точка этой удивительной жизни. Такой обычной — и такой уникальной.
ЮРИЙ ГАГАРИН
Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. На фото: первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин во время тренировки в Звездном городке, 1959 год Фото: ТАСС Юрия Гагарина вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале 1960 года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. В период с декабря 1960 года по январь 1961 года шестеро кандидатов в космонавты готовились к первому полёту в космос в городе Жуковском. Центр подготовки космонавтов был уже учреждён, но практически ещё не работал, поэтому основные тренировки проходили в одном из филиалов Лётно-исследовательского института ЛИИ. Позже Центр подготовки космонавтов всем наличным составом перебрался на постоянное место базирования — в Звёздный. Неподалёку, около станции Чкаловской, был создан первый жилой фонд — квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов. Все они проявили во время экзаменов отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики и результаты экзаменов, приёмная комиссия записала в акте: «Рекомендуем следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович». Исторический полет Юрия Гагарина 12 апреля космический корабль взлетел с советского космодрома «Байконур».
Во время запуска с оборудованием возникли серьезные неполадки, поэтому космический аппарат поднялся на сотню километров выше, чем было запланировано изначально. В случае, если бы тормозная система сработала некорректно, корабль вращался бы больше месяца, тогда как пищи и воды на нем было запасено всего на десять дней. В самом начале подъёма ракеты Гагарин произнёс фразу, которая стала крылатой: «Поехали! Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Первый космический полёт вызвал огромный интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. Юрий Гагарин стал самым желанным гостем не только в Советском Союзе, но и во всех зарубежных странах. В последующие годы Гагарин вел большую общественно-политическую работу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Жуковского, работал в Центре подготовки космонавтов и готовился к новому полёту в космос.
Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, Гагарин погиб. Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен. Но суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально.
В конечном счёте выбор был остановлен на Юрии Гагарине.
Существует версия, что факт рождения в деревне Клушино мог помешать ему полететь на орбиту — на вопрос «Проживали вы или ваши родственники на оккупированной территории» он был вынужден ответить положительно, поскольку с 1941 по 1943 год было оккупировано. Стремясь организовать первый полёт человека в космос как можно быстрее, конструкторы отказались от некоторых элементов космического корабля, призванных обеспечить дополнительную безопасность для космонавта, в том числе системы аварийного спасения на старте, системы мягкой посадки корабля и дублирующая тормозная установка. К счастью, полёт прошёл по плану, за исключением, что из-за сбоя в системе торможения корабль приземлился не там, где планировалось первоначально. На околоземной орбите в корабле «Восток-1» Гагарин провел 108 минут.
Гостинцами Юра поделился со всеми ребятами в комнате. По-началу ребятам учеба в «вечерке» давалась с трудом. Как-никак совмещать занятия в ремесленном было довольно выматывающе. Однако Юра смог вдохновить ребят, самого себя и в конечном счете постепенно из табелей пропали двойки, потом тройки, а потом были вовсе одни пятерки. Юрий Алексеевич окончил вечернюю школу с отличием, проявив особый успех в математике и физике.
После окончания 7-го класса в вечерней школе, Юре было предложено продолжить учебу в Ленинградском физкультурном техникуме. Об этом он написал в письме своим родителям. Вообще, после того, как Юра уехал от своих родителей, он всегда продолжал поддерживать с ними связь. Ежедневно отправляя им письма. Гагарина это только еще больше сблизило с родителями. Он стал ценить каждую минуту, каждую секунду, проведенную с ними. Новость о том, что сын думает стать физкультурником, родители приняли «в штыки». Отец говорил: "… Что же это за работа — бегать? Ты ему напиши, Нюра, что мужчине такое не к лицу".
Но новость о том, что ученики могут быть направлены в Саратовский техникум по специальности, обрадовала родителей. К счастью, Юрия Алексеевича литейное отделение имелось и там. Недолго думая, ребята пришли к своему директору. И тот дал им все нужные документы, оформил бесплатные билеты на поезд и отправил их вместе с воспитателем Никифоровым Владимиром Александровичем в Саратов. Студенты были хоть отнюдь не маленькими Гагарину и его сверстникам на тот момент было 17 лет , но директор завода все равно боялся за них — как-никак новый город. В письмах родным Юрий Алексеевич восторгался величием и могуществом реки Волги. Жил он тогда в общежитии при Саратовском индустриальном техникуме, которое находилось по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д.
Сегодня этот техникум гордо несет имя Юрия Алексеевича Гагарина. И вот трое друзей из Люберец стали учиться в одном из самых лучших техникумов Союза. За время учебы там Юра все также продолжал писать письма родителям. Он рассказывал о своих увлечениях, друзьях, планах, даже присылал свои фотографии, например где он играл в составе местной баскетбольной команде техникума. В Саратове Гагарин познакомился с театром. Часть денег со стипендии он всегда откладывал на билеты интересных ему премьер. Учился также слаженно, поражал преподавателей своими способностями и познаниями в математике и физике, помогал сокурсникам в сложных для них предметах, да так, что те выходили вперед и становились отличниками. С Гагарина стали брать пример. Начал он еще много читать книг, особенно историй из Великой Отечественной войны.
Рассказ о герое-летчике задел его тонкие нити души. Гагарин в письмах и со своими сокурсниками стал обсуждать идею о полетах на самолете. Жила уже тогда в нем искорка героизма и тяги к подвигам. Перейдя в 1954-м году на четвертый курс обучения, с гордостью своей маме в письме он заявил о наборе четверокурсников в местный аэроклуб. В аэроклуб объявили прием четверокурсников техникумов. Аэроклуб—это то, о чем только можно мечтать! Начинался самый напряженный год, оставалось всего ничего до защиты диплома, но Гагарин не отчаивался и старался совмещать занятия в техникуме с курсами в аэроклубе. Своим родителям он стал писать намного меньше, потому что стало не хватать того лишнего часа времени в сутках. Но понимал он, что матери и отцу без его весточек будет тяжело, поэтому ни за что не смел забывать о них и своих учебных делах.
И вот наконец, диплом получен. За тот нелегкий последний год Гагарину приходилось много чертить. Благодарил он за это своего учителя, которые преподавал черчение еще в Люберецком ремесленном училище. За свой дипломный проект Юрий Алексеевич Гагарин получил твердую «пятерку», а также характеристику дисциплинированного, ответственного и добросовестного ученика. В самом дипломе была лишь только одна «четверка» — по психологии. Как только Гагарин окончил ремесленное училище, он сразу перешел в летное. В аэроклубе у него был невероятно умный и опытный летчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов, с него Гагарин стал брать пример. Возможно, если бы не он, то не стал бы Юрий Алексеевич заниматься пилотированием самолетов. Мартьянов был влюблен в авиацию, авиация была частью его жизни.
Это отношение он смог передать и Юре. Уже после смерти Гагарина Саратовский аэроклуб писал письма благодарности его матери: «Анна Тимофеевна! Мы, работники Саратовского аэроклуба, гордимся Вашим сыном, а нашим учеником. Аэроклуб сыграл решающую роль в становлении Юрия Алексеевича как летчика. Очень важно, как начинается путь. Юрий Гагарин с первых летных шагов показал и доказал свою любовь и преданность авиации. Из того набора, где был Юра, ему первому был доверен самостоятельный полет»... Юра гордился своим делом. Успехами он всегда делился со своими родителями.
Однажды Гагарин во время своего первого самостоятельного полета на самолете смог стать героем материала в местной газете. Один выпуск он запечатал в конверт и вместе со своим письмом отправил почтой домой к родителям. Распечатав его, мама увидела овальную фотографию своего сына, в которой видно, как он сидит в кабине пилота — серьезный, повзрослевший. Идеей стать летчиком Гагарин заболел давно, еще во время учебы в вечерней школе в Люберцах. На вручении диплома об окончании семи классов директор спросил Юрия о том, кем он хочет быть. И тот недолго думая, резко и четко, в своей манере ответил, что летчиком. За своей мечтой он поехал в Оренбург тогда — Чкалов поступать в авиационное училище. Прошел он туда без сдачи экзаменов, так как у него был диплом свидетельствующий об отличном окончании техникума. Да и похвалы из аэроклуба были не лишними.
Зачем земля, когда есть небо? В начале материала я как-то сказал, что полет за пределы нашей планеты разделил жизнь Гагарина на две части. Однако до этого события периодом, принесшим в его жизнь много нового, стало поступление в Авиационное училище. За годы обучения в нем Гагарин нашел дело своей жизни, верность которому он пронес до конца своих дней. Точно также, как и жена Гагарина Валентина смогла сохранить верность мужу, даже после его гибели… В письмах родителям Юрий Алексеевич всегда хорошо отзывался о командирах училища, всегда в подробностях расписывал занятия, не стеснялся и делиться своими успехами. Но, как и у всех, не всегда у Гагарина все шло так, как хотелось бы. Во время учебы в авиационном училище был момент, что Гагарина чуть не отчислили. Он умел мастерски маневрировать самолетом, но вот посадка ему давалась с трудом. Очень часто Гагарин задевал землю кармой самолета, а все из-за его маленького роста.
У него был ограниченный угол обзора, из-за которого рассчитать примерное расстояние до земли было сложно. Первым об этом догадался инструктор училища Анатолий Колосов, спасший в конечном счете Гагарина от отчисления. На экзамене, чтобы компенсировать недостаток роста, Колосов подложил под кресло подкладку. И перед полковником Григорием Константиновичем Серковым, заместителем полковника Полшкова, ученик показал себя достойно, осуществив четкий и безошибочный полет. Был довольно один комичный момент в этой истории. У пилотов есть давняя традиция, что прошедший контрольный полет летчик, дарит принимающему экзамен пачку самых дорогих, самых лучших сигарет. Когда Гагарин достал из массивной папки, выступавшей в роли подкладки на сиденьи в кабине пилота, пачку сигарет. Та была изрядно помята. Серков ответил ему: «Видно, задолго готовился к полету, товарищ Гагарин.
Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена». После этого Юрию Алексеевичу также было присвоено офицерское звание. Однако вернемся к 1955-му году, к тому времени, когда Гагарин только-только поступил в 1-е военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге. Когда настала пора отпуска, в ноябре 1955-го Юрий Алексеевич — статный, повзрослевший приехал к своим родителям. Анна Тимофеевна давно стала обращать внимание на часто мелькающее имя Валентины, будущей жены Гагарина в его письмах. После разговора об этом мама конечно же была рада, что её сын нашел свою первую настоящую любовь. Валентина родилась 15 декабря 1935-го года и училась в местном медицинском училище, расположенном неподалеку от авиационной академии, где учился Гагарин. Юрию Алексеевичу будущая жена понравилась сразу. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.
Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу.
По свидетельству Н. Каманина , дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. Гагарин ежедневно подвергался натиску со стороны родственников, друзей, министров, маршалов, академиков и других «больших» людей. Всем хотелось выпить с Гагариным за дружбу, за любовь и за тысячи других поводов, и выпить «до дна». Было много ситуаций, когда Гагарин чудом избегал тяжелых несчастий в октябре 1961 года Юрий чуть не поплатился жизнью [10] за попытку «вести себя как все». Эти ситуации были связаны со встречами за столом, с поездками на автомашинах и катерах, с выездами на охоту с высоким начальством.
Юра имел очень крепкий характер, он стойко держался в любой обстановке, но такая жизнь не могла не сказаться на нём. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Только подготовка к новому космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый для этого режим могли остановить этот процесс. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии.
Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1 , полёт закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полёта была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления наших лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно не летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель. Трагическая гибель После защиты дипломной работы в aкадемии Жуковского , Ю. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15 УТИ учебно-тренировочном истребитель с двойным управлением — «спарка». В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов.
Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты в 10:30 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась. Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые составили более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15 УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Позже был обнаружен бумажник с правами водителя и фотографией Королёва.
Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов, комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося. Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.
Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену. Официальная версия Мемориал на месте гибели Гагарина и Серёгина Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия состояла из трёх подкомиссий: по изучению лётной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полётов 27 марта лётная подкомиссия , по изучению и анализу материальной части самолёта УТИ МиГ-15 инженерная подкомиссия , по оценке состояния лётчиков до и во время полёта, официального опознания погибших медицинская подкомиссия. Отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта, злого умысла недоброжелателей. С телами пилотов было сложнее — их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалось воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Опознание обоих лётчиков было произведено по отдельным фрагментам тел. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50-60-70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землей и погибли.
Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил. Белоцерковского и ряда учёных По данным доктора технических наук генерал-лейтенанта С. Белоцерковского и космонавта А.