Новости хованщина мусоргский опера

Опера «Хованщина» – произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Итак опера Мусоргского "Хованщина". Сюжет оперы о времени борьбы за престол царевны Софьи и Петра 1. Не буду пересказывать сюжет, в нём много действующих лиц и всевозможных политических интриг, напишу только что мне понравилось в этой опере. 2 (добавить в избранное) скачать Архиповой - 85. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника.

Шедевры оперы

Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. опера (с субтитрами «национальная музыкальная драма») в пяти действиях Модеста Мусоргского. это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского.

Опера о русском Холокосте

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-pskov. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Читательский дневник по опере «Хованщина» Мусоргского Сюжет В Москве 1682 года стрельцы во главе с князем Иваном Хованским и раскольники во главе с Досифеем восстают против власти царевны Софьи и юного, но уже грозного Петра.

Однако старая Русь и вера уступают новым порядкам. Стрельцов не тронули, но сам Хованский убит, а его сын Андрей вместе с любящей его раскольницей Марфой, Досифеем и его сторонниками добровольно сгорают в огне. Жителям города жаль погибших людей, чьи идеи, «хованщина», были близки народу. Отзыв Опера о сломе уклада русской жизни.

Петр Первый еще совсем юный, но за ним сила и будущее. Выдающееся для государства, и страшное для многих простых людей время. Бунт был подавлен из-за разобщенности бунтовщиков. Герои готовы умереть за свою правду, но победить, вернуть старую Русь уже не могут.

Мусоргский 4:57 "Рассвет на Москве-реке" из оперы "Хованщина" — М. Опера "Хованщина" 5:07 Ария Хованского "Дети, дети мои! Мусоргский М. Мусоргский — В.

Сопровождение же мелодии подчёркнуто просто. Никаких гармонических хитростей.

Нет даже минорной доминанты в миноре, бывшей у кучкистов весьма любимой. Простейшие аккорды в простейшей же гармонической взаимосвязи — такого типа, как будто перед нами — не вторая половина XIX века, а едва ли не екатерининские времена. Даже двойная доминанта употреблена, а уж она-то считалась издавна не отвечающей духу русской песни. Извиняюсь за специальную терминологию — но без неё в таком разборе не обойтись; я и так старался многое убрать. Ничего — всё «отвечает». Как будто это — часть сборника русских песен Львова-Прача 1790-х годов — разве что фактура сопровождения немного поувереннее.

Опять откат — если не к барокко, то к классицизму, к моцартовскому времени. И главное — как по-русски, как пронзительно звучит этот классицизм! Слышавшие запись поймут… А теперь — разъяснения, почему всё это было не просто необычно, но даже и нахально. Считалось, что Моцарт — композитор «сухой» и «детский», Бах же — «музыкальная машина». Некий Бороздин на кучкистских вечерах потешал публику выплясыванием под фуги Баха: под один голос двигалась одна рука, под второй — другая, потом вступала нога — и со временем потешник наворачивал всем, чем можно и нельзя. По поводу таких фокусов Римский-Корсаков сформулировал своё блестящее, не утратившее и сегодня своего значения определение: «передовое мракобесие».

И вот в этой атмосфере, усугубляемой ещё неистовствами Стасова, Мусоргский творил свои злохитрости, долженствующие натуралистически передавать разные, часто неприглядные, стороны жизни. Однако, натворив их немало к сугубому стасовскому ликованию , композитор начал мало-помалу отходить от писания такого типа музыки. Уже в его поздних романсах заметно некоторое упрощение гармонии в своё время это прекрасно описал Ю. И, в конце концов, он захотел написать высокую музыкальную драму — не столько с кошмарами, ужасами, руготнёй и прочими натуралистическими житейскими подробностями, сколько с истинно трагическими коллизиями. А теперь ещё раз посмотрим, где же использованы в «Хованщине» архаизмы. Гадание Марфы — высокотрагичное прозрение судьбы.

Вопрошание стрельцов своего начальника, несомненно ими уважаемого, по поводу грозящей им кары. Решимость вождя старообрядцев идти на страшную смерть. Воодушевление им прочих к этой гибели. Да, всё — высоко-трагично. Именно высоко. Sublime, если угодно.

Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове

«Хованщина» – величественное обращение композитора Модеста Мусоргского к истории второй Русской смуты, если первой Смутой считать события конца XVI – начала XVII веков. Новости о премьере оперы «Борис Годунов», 7 канал Красноярск. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. В опере «Хованщина» Мусоргского зрители попадают в Москву 1682 года.

Опера Мусоргского «Хованщина»

Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. В Московском музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Мусоргского «Хованщина». мятеже стрелецкого восстания и церковного раскола конца XVII века. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов.

В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”

Правда, обозвали [татар] по-всякому — ну, это ладно», — поделился впечатлениями со знакомыми во время первого антракта Ильшат Аминов в опере несколько раз упоминается тяжелое прошлое Руси во время татарского ига — прим. XLI Международный Шаляпинский фестиваль стартовал в этом году 30 января премьерной постановкой итальянца Джузеппе Морасси «Севильский цирюльник». За все время фестиваля зрителям были показаны еще восемь спектаклей, в том числе «Борис Годунов» и «Царская невеста». Также в программе два гала-концерта, которые состоятся сегодня и завтра — 27 и 28 февраля. Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ.

Но самый могучий, цельный и определенно самый дорогой композитору образ — Марфа. Музыковеды часто сравнивали Марфу с женскими образами Бородина , Чайковского , Римского-Корсакова : Ярославной, Кумой, Любашей; но те — иные, более женственные, более одноплановые. Ярославна прежде всего — хранительница семейных устоев. Кума несколько мелодраматична, Любаша одержима чувством ревности и, ревнуя Грязного, идет на преступление. Психологической глубиной и сложностью Марфа сравнима разве лишь с некоторыми героинями Достоевского. Марфе в избытке даны мелодии необыкновенной красоты, то жгуче страстные, то скорбные, но всегда исполненные горделивой силы. Начало XX века, когда умами многих вьщающихся людей России владели идеи богоискательства, соборности, "Хованщину" прочло как оперу-мистерию, поразительно созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции. В петербурской 1911 и московской 1912 постановках Ф. Шаляпина, прошедших с колоссальным успехом, на первый план выдвинулись раскольничья линия, раскольничьи хоры. После октября 1917 го- да подобная трактовка, конечно, сделалась неприемлемой, даже одиозной. Сегодня Хованщина ставится, хоть и не часто, но регулярно в том числе и на зарубежных подмостках. Интересные факты Ряд текстов "Хованщины" документально достоверен. Например, тексты анонимного доноса на Хованских, "покусившихся на царство", надписи на столбе, сооруженном стрельцами в честь своей победы, царской грамоты, даровавшей милость осужденным стрельцам, подвергнуты лишь незначительным сокращениям. В длиннейшем своем послании 1876 года Стасов хвалит талантливость и оригинальность музыки, одобряет I акт и картину в скиту, однако остальные акты, да и целое резко критикует «я бы предложил вот что: нельзя ли, чтоб Марфа была не только раскольница, сообщница Голицына, — но еще молодая вдова, пышущая жизнью, и — любовница Голицына?

Досифей оплакивает крушение заговорщиков и успех царя Петра и узнает, что Императорский совет постановил, что на очереди - старообрядцы. Он обсуждает с Марфой, что старообрядцы должны подавать вечный пример, и соглашаются с тем, что они должны сами себя принести в жертву. Князь Андрей Хованский входит и рассказывает Марфе о том, где она спрятала Эмму, но Марфа говорит ему, что она благополучно возвращается в Германию, ее отец и жених. Князь Андрей Хованский грозится сжечь ее как ведьму и рогом зовет стрельцов, но вместо этого раздается грозный звук. Марфа предлагает приют князю Андрею Хованскому со старообрядцами после того, как она сообщает ему об убийстве его отца. Стрельцов ведут на казнь. Царь Петр через своего агента вмешивается, чтобы помиловать их. Акт 5 Оформление сцены Аполлинарий Васнецов. Русская частная опера , Москва, 1897 Сосновый лес, уединенный монастырь, лунная ночь Досифей и его последователи укрылись в уединении в лесу. Хотя его отягощают печали и страдания братьев, он остается непокорным и полон решимости завоевать «венец славы» в огне и пламени «Здесь, в этом святом месте». Он увещевает братьев надеть белые одежды и зажечь свечи, готовясь к жертвоприношению. Они входят в скит. Входит князь Андрей Хованский, воспевая свою потерянную любовь, все еще ища Эмму. Марфа поет ему, напоминая о собственной любви и уверяя, что не бросит его. Досифей и братья возвращаются, одетые в белое, со свечами в руках. Они строят погребальный костер. Закулисные звуки трубы возвещают о приближении воинов царя Петра. Марфа поет Андрею о безвыходности своего положения. Труба снова зовет звук. Досифей в последний раз увещевает братьев оставаться сильными. Марфа зажигает костер. Раскольники поют заключительный гимн «Бог меня спасет».

Эх, Тараруй ты, Тараруй! Буквально — пустомеля. Действительно, Хованский тайно держался старообрядства как и многие стрельцы , и теперь, пользуясь оживлением раскольников, решил половить рыбку в мутной воде. Он встречался с их лидерами, принимал челобитные и в конце концов организовал всенародные прения о вере 5 июля. Возможно, что на дворе как раз это число и раскольники возвращаются после дискуссии из Кремля. Пререкохом никоньянцев и препрехом! В реале было так: «Раскольники вышли со всеми своими налоями, книгами, образами и кричали во все горло, подымая два пальца вверх: «Победихом! Вот как веруйте! Расколоучители остановились на Лобном месте и стали поучать народ, а оттуда отправились в церковь Спаса в Чигасах, отслужили со звоном благодарственный молебен и потом уже разошлись по домам». Правда, Хованский принимал в прениях самое живое участие — уговаривал Софью устраниться от дебатов, провожал патриарха в Кремль и без сомнения присутствовал в Грановитой палате — то есть, никак не мог быть в тот день у Голицына. Но это мелочь, конечно. Вбегает Марфа, спасенная Божественным Провидением «потешными» Петра. Опять неувязочка: потешные полки Петр заведет только год спустя в селе Преображенском, да и состоять они будут на первых порах исключительно из его сверстников. Царевна велела весть вам дать. В Измайловском селе донос прибит: Хованские на царство покусились. Не в Измайловском, а в Коломенском см. Усиленная работа над документами дает себя знать, не иначе. А что сказал царь Петр? Все стоят в недоумении. Недоумение вполне понятное: царю Петру только-только исполнилось 10 десять! К тому же жил он не в Москве, а в Преображенском по сути, в ссылке , и до 1689 года государственными делами не занимался, развлекаясь игрой в солдатики. В следующем акте опять любовная линия, ничего интересного. Приходит Шакловитый и поет свою арию, из которой следует, что донос его был продиктован не личной злобой, завистью и желанием сесть в кресло Хованского Боже упаси! Пробуждение похмельных стрельцов, их разборки с женами — опять ничего интересного. Приплетается подъячий и приносит очередную хорошую новость. Близко уж было Белгорода, у самой слободы стрелецкой, налетели злые вороги на жён и детей ваших, и окружили... Вдруг на подмогу рейтарам, откуда взялись, петровцы подоспели, и свалка началась. Как сказано выше, никаких «петровцев» в 1682 году не было и быть не могло. Мало похоже это и на события 1689 года, где также были замешаны стрельцы — собственно военных столкновений не было, под давлением Петра вожди заговорщиков были быстро выданы и казнены. Видимо, речь идет о мятеже 1698 sic! Но дело этим не кончилось. Стрельцы надеются, что Подъячий все набрехал со страху слегка сгустил краски и вызывают начальника для прояснения обстановки. Действительно, к 26 годам Петр дозрел до понимания политической важности момента, немедленно прервал загранкомандировку, вернулся в Москву и произвел доследование, вскрывшее некоторые интересные факты. К этому мы еще вернемся. Переносимся в имение князя Хованского, где старый хрен маститый старец развлекается с персидками, распивает спиртные напитки, слушает непотребные песни и вообще всячески прожигает жизнь, не веря, что не только дни его, но и часы сочтены. Посланнику Голицына, предупредившему об опасности, в качестве благодарности приказывает всыпать по заднице. Вот забавно, вот-то смешно! Пугать изволят князя!.. Литва проснулась! Вставай, Хованский! Князь вспоминает единственное достойное дело в своей никчемной жизни — победу под Мяделем в войне с Речью Посполитой. В феврале 1659 Хованский одержал блестящую победу над частью литовской армии под Мяделем. За эту победу 27 марта 1659 года на Вербное воскресенье князь Иван Андреевич был пожалован в бояре с почетным титулом «наместника Вятского». Входит Шакловитый — как всегда, с сюрпризом за пазухой. Но Мусоргскому смерть на плахе, видимо, показалась недостаточно сценически эффектной, и Хованского убивает подосланный киллер. Поэтическая вольность, что поделаешь! Опять Красная Площадь. Голицына везут в ссылку. Помоги тебе господь в твоей неволе! Голицын пал вместе с Софьей в 1689 году и только благодаря заступничеству двоюродного брата, Бориса Алексеевича, близкого сподвижника Петра, отделался очень дешево — пожизненной ссылкой в Архангельскую губернию. Велено рейтарам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаленья губить нас. Видимо, отсылка к «12 статьям» царевны Софьи от 7 апреля 1685 года, первая из которых гласила: "Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять". Неудивительно, что многие такой радости не дожидались и сжигали себя сами. Появляется Андрей Хованский, которому вообще-то семь лет назад отрубили голову. Но голова, похоже, приросла обратно — князь здоров, полон сил и готовится умереть вторично. Продолжение любовной линии, не представляющей для нас интереса. Выходят мятежные стрельцы с плахами, секирами и женами. Неожиданно следует хэппи-энд. Deus ex machina, принявший на сей раз облик боярина Стрешнева, появляется как раз вовремя. Стрешнев Тихон Никитич 1644 — 1719 — окольничий, «дядька» Петра. В бояре будет пожалован только в 1698 sic! Впоследствии — видный деятель петровского времени. Цари и государи Иван и Пётр вам милость шлют: идите в домы ваши и господа молите за их государское здоровье. Тогда все действительно обошлось малой кровью: «11 сентября, в 10 часов вечера, против Лавры, у большой дороги, вывели преступников на смертную казнь при большом стечении народа. Шакловитому отрубили голову топором. То же сделали стрельцам Обросиму Петрову и Кузьме Чермному. Полковнику Семену Рязанцеву велели положить голову на плаху, потом велели ему встать, дали несколько ударов кнутом и отрезали кусок языка. Такому же наказанию подвергли еще двоих — пятидесятника Муромцева и стрельца Лаврентьева; наказанных сослали в Сибирь». Видимо, весь этот балаган должен символизировать человеколюбие Петра с одной стороны и надежды на светлое будущее — с другой. В жизни, как обычно, все оказалось немного иначе. Вернемся к мятежу 1698 года. Петр, прибыв из-за границы, энергично взялся за дело: "С половины сентября начался новый розыск. Из разных монастырей велено было свезти стрельцов; затем иных разместили по московским монастырям, а других содержали в подмосковных селах под крепким караулом. Число всех содержавшихся стрельцов было 1714 человек. Допрос происходил в Преображенском селе под руководством князя Федора Юрьевича Ромодановского, заведывавшего Преображенским приказом. Устроено было четырнадцать застенков, и каждым застенком заведывал один из думных людей и ближних бояр Петра. Признания добывались пытками. Подсудимых сначала пороли кнутом до крови на виске то есть его привязывали к перекладине за связанные назад руки ; если стрелец не давал желаемого ответа, его клали на раскаленные угли.

М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина».

Над такой глобальной постановкой работали более 600 человек. К астраханским артистам присоединился государственный хор Республики Калмыкия, а также студенты Астраханского колледжа искусств и музыкального колледжа. Для исполнения главных партий приглашены именитые оперные голоса из известных театров России. Так же считают и зрители. Опера в стенах Астраханского Кремля как всегда на высоте. Просто постановка шикарная. Классика русская.

Мусоргский почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Путь к мировой известности оказался окольным: значительную его часть «Хованщина», повторив судьбу «Бориса Годунова», прошла в редакции Римского-Корсакова. Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского.

Распевные мотивы становятся постепенно все короче и истаивают. Лишь легчайшее тремоло скрипок да восходящие ввысь отдельные звуки флейты и арфы завершают эту лаконичную зарисовку».

Это описание знаменитого фрагмента авторства Модеста Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». Краткое вступление к опере «Хованщина», которое композитор назвал «Рассвет на Москве-реке» — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. Мусоргский создавал его в 1873 —1874 годах. В одном из писем от 23 июля 1873 года он сообщает, что вступление к опере уже готово, но не записано. А на странице клавира оперы у «Рассвета» стоит дата — 2 сентября 1874 года.

Однако, обратившись к письмам Мусоргского, попробуем ознакомиться с оригинальным представлением и задумкой Модеста Петровича ка-саемых финала грандиозной по своему замыслу народной музыкальной драмы. В эпистолярном наследии Мусоргского процесс работы над «Хованщиной» представлен гораздо более подробно и обширно, чем над предшествующим ей «Борисом Годуновым». В отличие от «Бориса», в основу которого легла трагедия Пушкина, идея сюжета большой драмы о восстании стрельцов и церковном расколе принадлежит самому композитору. Ему же Мусоргский и посвятил «самого себя и жизнь свою в этот период» [3, 106]. В виду частого отсутствия Владимира Васильевича в Петербурге, совместная разработка концепции будущей оперы обсуждалась в письмах.

С ним же Мусоргский в дальнейшем подробно делился ходом работы. Таким образом, переписка Мусоргского и Стасова в последнее десятилетие жизни композитора — своеобразная «творческая лаборатория» музыкальной драмы «Хованщина». Первые упоминания в официальных источниках о «Хованщине» как о целостной продуманной идее появляются с 1872 года. В письмах к Стасову от 16 и 22 июня этого года Мусоргский излагает свою концепцию новой оперы: «А что если Мусорянин да грянет по Руси-матушке! Вот и восприяла сердечная разных действительно и тайно статских советников, и не дали ей, многострадальной, опомниться и подумать: "куда прет? Из этого письма, стилистика которого наполнена аллегорическим и метафорическим языком, мы узнаем о желании композитора затронуть в опере проблему переломного для России стыка эпох, связанного с реформами Петра I в самом начале его единовластного правления 1698-1700 гг. Главным же действующим лицом Мусоргский видит народ, который планирует рассмотреть с позиции «жертвы» исторического слома и политических интриг власти: «... Пока народ не может поверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или то с ним состряпалось, — там же! Да будет сие памятью нашего нового труда, лихого труда» [3, 100]. Уже в следующем письме к Стасову от 13 июля Мусоргский сообщает о создании специальной тетради, названной «Хованщина, народная музыкальная драма — материалы», начало которой датируется 7 июля.

Здесь на титульном листе автор выписал список изучаемых им литературных и исторических источников [3, 257]. Из-за избытка совместных замыслов, далеко выходящих за рамки одной оперы, от многих затей композитору в итоге пришлось отказаться. Еще в начале работы над «Хованщиной» у обоих возникла мысль ввести в качестве персонажей оперы царевну Софью и юного Петра. Вскоре Мусоргский изменил свое решение, посчитав их яркие фигуры лишними для народной музыкальной драмы [3, 121]. Также в оперу из наиболее крупных предполагаемых разделов не вошли «сцена игры в лотерею» из I действия, акт в «Немецкой слободе» и раскольничий суд над Марфой в финальном действии. Подобная избирательность композитора по отношению к накопившимся идеям и замыслам с позиции использования их при разработке сюжета и либретто, во многом шла вопреки мнению Стасова. Однако, критик неоднократно пытался переубедить Мусоргского в неправильности его авторской концепции. Так, к примеру, в письме к Мусоргскому от 18 мая 1876 года Стасов предлагает свою версию развития музыкальной драмы, где наиболее подробно раскрываются харак- теристики и взаимоотношения главных героев, а смысловые акценты расставлены на интригах и политических заговорах [3, 285-287]. В предположительно ответном письме от 15 июня того же года Модест Петрович в деликатной манере намекнул адресату об уверенности в своем решении идейного плана оперы, но при этом поблагодарил Стасова за «улучшенный» вариант сюжета, над которым пообещал подумать и принять во внимание [3, 184-185]. Своим видением «Хованщины» Мусоргский довольно щедро делился с близким приятелем — поэтом Арсением Голе-нищевым-Кутузовым, общение 53 с которым завязалось как раз во время распада «Могучей кучки» в 1873 году.

Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове

Опера в стенах Астраханского Кремля как всегда на высоте. Просто постановка шикарная. Классика русская. Теперь могу сказать, что я был в опере. Фестиваль Opera First продолжится до 11 сентября. Он завершится ярким гала-концертом с участием именитых музыкантов из России и прикаспийских государств. Подписывайтесь на нас в сервисах «Новости» и «Дзен» , а также в Telegram и в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» чтобы оставаться в курсе новостей региона.

От старообрядцев выступал Никита Пустосвят, последователей Никона представлял патриарх Иоаким. Было бы странно, если бы словесный поединок в этих обстоятельствах выдался честным и аргументированным. Как часто и бывает, последними тезисами противников стали чуть ли не фразы в стиле «сам дурак», после чего с трудом удалось избежать драки.

Правда, это не помешало староверам после выхода из Кремля во всеуслышание объявить, что победили в диспуте именно они. Разъярённая Софья начала осыпать стрельцов проклятиями и угрожать им созывом дворянского ополчения. Тогда стрельцы несколько отступили и даже приняли решение в тот же день разделаться с Пустосвятом. Многих других старообрядцев Хованский спас с великим трудом. Шаляпин в роли Досифея в опере «Хованщина».

Партитура Римского-Корсакова была опубликована в 1883 году, но вызвала критику за изменения, не всегда соответствующие замыслу Мусоргского. Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах. Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей. Через десять лет она была представлена в Русской частной опере с участием Фёдора Шаляпина в роли старца Досифея.

Благодаря мировой известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 году в Мариинском театре и в 1912 году в Большом театре. Оба раза Фёдор Шаляпин участвовал в постановке и исполнил роль Досифея.

Хованский не верит ее словам и трубит в рог, созывая стрельцов. Но те шествуют на казнь.

На площади в последнюю минуту боярин Стрешнев объявляет царский указ о помиловании. Марфа уводит Андрея в безопасное место. Действие пятое Сосновый бор. Лунная ночь.

Досифей молится о братии «Здесь, на этом месте святом». Мир победил, говорит он, и им остается сгореть в огне во имя святой веры. Раскольники идут в скит. Доносятся звуки войсковых труб.

Андрею страшно, Марфа напоминает ему о его любовных клятвах, она хочет соединиться с ним в смерти. Раскольники складывают костер, Марфа поджигает его. Войдя на поляну, царские солдаты в ужасе отступают при виде пламени. Маркези в переводе Е.

Мусоргского в 5 д. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г. Сетова, 26 октября 1892 г. Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г.

Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи. Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла.

Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой. Как и в «Борисе Годунове», народу в «Хованщине» принадлежит огромная роль в развитии действия. Его драма находит выражение в хоровых сценах. То буйно-удалые, то полные неизбывной скорби хоры стрельцов и пришлых людей передают богатство народной духовной жизни.

Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного, самовластного Хованского; величественного, мудрого Досифея; порывистой, страстной, готовой на подвиг раскольницы Марфы; лукавого «европейца» Голицына; трусливого подьячего и др. По рельефности характеристик и силе воздействия создание Мусоргского стоит вровень с «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Сурикова, с романами Толстого и Достоевского. С большим трудом опера попала в театр: к цензурным трудностям, связанным с изображением реальных политических конфликтов, массовых движений, присоединилась дополнительная — невозможность изображения на сцене религиозных распрей. Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться включения «Хованщины» в репертуар Мариинского театра, она была отвергнута, а поставленная любителями, подверглась по требованию цензуры урезкам и переделкам, которые призваны были смягчить основной конфликт.

Досифей, бывший князь Мышецкий, превратился в старца Василия Кореня, который выступает как враг всяких реформ и новшеств. Были устранены наиболее взрывчатые эпизоды. Но и в таком виде «Хованщина» долго не могла попасть на профессиональную сцену.

Мусоргский опера Хованщина - Песня Марфы Исходила младешенька

Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова). Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Хованщина, действие I сцена 1: "Подойду, подойду под Ивангород".

Хованщина М.П. Мусоргский listen online

В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым. Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. В. Стасову, 1872 год. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Опера «Хованщина» – неисчерпаемая палитра из буйных красок, яростно обрушивающая на зрителя всю свою мощь и не оставляющая ни малейшего шанса устоять, удержаться на ногах – так что все внимание оказывается приковано к сцене от начала и до самого конца оперы. это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского.

В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”

Не имея литературного первоисточника, композитор черпал материалы для либретто в подлинных документах XVII века и исторических исследованиях. Работа растянулась на восемь долгих лет. Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел — после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. Переработанная и оркестрованная композитором Римским-Корсаковым «Хованщина» вышла в свет в 1883 году, премьера оперы состоялась 9 февраля 1886 года в Петербурге. Основатель Русской частной оперы Савва Мамонтов ещё до любительской постановки оперы в Санкт-Петербурге писал Владимиру Стасову в апреле 1885 года, что при обновлении репертуара будущего сезона, выбор дирекции пал на «Хованщину» Мусоргского. Мамонтов планировал за лето поручить актёрам разучивание партии.

Тогда это не получилось, но в 1897 году в Москве, на Большой Дмитровке состоялась премьера.

Он диктует подьячему донос Петру, в котором сообщается о планах Хованских захватить власть. Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам. Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку.

Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму. Вернувшийся Иван Хованский застаёт их и гневается на сына, защищающего лютеранку, которая и ему самому приглянулась. В то же время, Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу; когда он уже был готов это сделать, появившийся глава старообрядцев Досифей останавливает разгорающийся конфликт Второе действие Второе действие происходит в кабинете князя Голицына, читающего любовное письмо от Софьи, чьим фаворитом он является. При этом он не верит ни в её преданность, ни в свою судьбу, а также его одолевает страх перед будущим страны. По его просьбе приходит гадалка — Марфа — которая предсказывает ему опалу.

В ужасе он приказывает убить гадалку, но Марфе удаётся скрыться. Появляется Иван Хованский, скрытый соперник Голицына. Они ненавидят друг друга, и их спор перерастает в ссору, которую останавливает появившийся Досифей. Он обвиняет Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, Голицына — в пристрастии к европейским обычаям, и заставляет обоих подумать о спасении страны. Появляется Шакловитый, который сообщает, что Пётр получил донос, «обозвал хованщиной и велел сыскать» Третье действие События происходят в Стрелецкой слободе в Замоскворечье.

Проходят в сопровождении толпы монахи с песнопениями. Оставшаяся одна Марфа переживает измену Андрея Хованского, не переставая его любить.

Досифей молится о братии «Здесь, на этом месте святом». Мир победил, говорит он, и им остается сгореть в огне во имя святой веры. Раскольники идут в скит. Доносятся звуки войсковых труб. Андрею страшно, Марфа напоминает ему о его любовных клятвах, она хочет соединиться с ним в смерти. Раскольники складывают костер, Марфа поджигает его. Войдя на поляну, царские солдаты в ужасе отступают при виде пламени. Маркези в переводе Е.

Мусоргского в 5 д. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г. Сетова, 26 октября 1892 г. Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г. Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи. Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла. Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой. Как и в «Борисе Годунове», народу в «Хованщине» принадлежит огромная роль в развитии действия.

Его драма находит выражение в хоровых сценах. То буйно-удалые, то полные неизбывной скорби хоры стрельцов и пришлых людей передают богатство народной духовной жизни. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного, самовластного Хованского; величественного, мудрого Досифея; порывистой, страстной, готовой на подвиг раскольницы Марфы; лукавого «европейца» Голицына; трусливого подьячего и др. По рельефности характеристик и силе воздействия создание Мусоргского стоит вровень с «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Сурикова, с романами Толстого и Достоевского. С большим трудом опера попала в театр: к цензурным трудностям, связанным с изображением реальных политических конфликтов, массовых движений, присоединилась дополнительная — невозможность изображения на сцене религиозных распрей. Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться включения «Хованщины» в репертуар Мариинского театра, она была отвергнута, а поставленная любителями, подверглась по требованию цензуры урезкам и переделкам, которые призваны были смягчить основной конфликт. Досифей, бывший князь Мышецкий, превратился в старца Василия Кореня, который выступает как враг всяких реформ и новшеств. Были устранены наиболее взрывчатые эпизоды. Но и в таком виде «Хованщина» долго не могла попасть на профессиональную сцену. Отдельные постановки в частных антрепризах Киев, 1892; Петербург, 1893 не изменили положения.

На нее продолжали смотреть подозрительно, а театры опасались ее несценичности. Спектаклем, доказавшим гениальность оперы, была постановка 1897 г. И только благодаря ему в 1911 г. Коутса Шаляпин — Досифей, И. Ершов — Голицын, П.

Титель рассказывает историю вечных страданий народа с редкой доходчивостью. Простоте и ясности его концепции не мешает характерная поэтичная бесхарактерность некоторых подробностей: алюминиевые тазы и ведра исправно приближают те времена к этим, и та же функция у листовок, брошенных в народ, который перед тем, как мы видели, не умел читать. Отчетливости драмы не мешает даже то, что слов часто не разобрать и публика напряженно вчитывается в английские субтитры над сценой.

Эпизод за эпизодом спектакль рисует слепоту хоров и силу их возвышенной покорности, находя в них красоту, смысл и безбрежную актуальность. Могучий, едва не торжественный гимн образу народа — как вечного заложника преступников-невидимок, объекта сознательных или случайных манипуляций индивидуально очерченных воль — не был бы так убедителен, если бы не выдающийся музыкальный строй спектакля. Он не столько аккомпанирует, сколько ведет за собой и добавляет концепции коллективного страдания и жертвы много звенящих героических обертонов. Неколебимой рукой дирижер собирает драматургически сложную партитуру в могучий монолит крепко сбитой конструкции. Лазаревская трактовка из тех, какие надолго запоминаются. В том же духе были сделаны «Симфонические танцы» Рахманинова в один из первых постсоветских визитов Лазарева в Москву. И снова жутковатая махина неумолимо катит при свете горячих оркестровых красок за счет железной ритмической пружины. Из суховатой, холодноватой оркестровки Шостаковича дирижер, словно кивая в сторону первого интерпретатора Мусоргского — Римского-Корсакова, азартно извлекает яркий цвет, оркестр звучит, как будто отбросив сурдину, палитра играет, и нет такой кульминации, на которую не нашлась бы своя, еще большая кульминация.

Движение плотно, парадно, ритмично, темпы не стоят на месте. Тут бы иногда вздохнуть, особенно певцам, но нет. Всеми отмеченное великолепие хора — в его готовности петь фортиссимо, не поддаваясь другим нюансам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий