Старт СВО транзитную роль Белоруссии окончательно нивелировал, и интеграция с Россией стала для страны просто вопросом выживания. 23–25 апреля в Гродно в рамках проекта «Россия-Беларусь: крепкое партнерство — 2» прошла консультационная сессия по социальному проектированию с участием российских и белорусских экспертов. Программы углубленной интеграции Беларуси и России основываются на положениях Договора о создании Союзного государства от 1999 года. Россия ТРО Online вещание РИА Новости о Союзном государстве Созвучие: Литература и публицистика стран Содружества.
Интеграция на паузе
- Политик об усилении интеграции России и Белоруссии: «У нас общая судьба»
- Премьер-министры России и Белоруссии на встрече в Москве обсудили сотрудничество двух стран
- «Реанимировали процесс»: как будет проходить интеграция России и Белоруссии — РТ на русском
- Сейчас время союза России и Белоруссии, заявил Лукашенко
- О характере интеграционного объединения
- Чем Белоруссия полезна России
Почему мало что получилось за 20 лет
- Request Rejected
- Сейчас время союза России и Белоруссии, заявил Лукашенко - Новости
- Когда многовекторность перестает работать
- Премьер-министры России и Белоруссии на встрече в Москве обсудили сотрудничество двух стран
- Политический долгострой. Создадут ли наконец Россия и Белоруссия Союзное государство
- Не хватает доверия. Политолог оценил возможности интеграции Белоруссии и России
О поддержке идеи объединения России и Белоруссии
Россия и Беларусь действительно развивают долгосрочные интеграционные процессы, это видно по многим направлениям, и, конечно же, вопросы, связанные с безопасностью, с обороноспособностью наших стран стоят на высоком уровне. Предложения по реализации договора Союзного государства Белоруссии и России на ближайшие три года готовят правительства двух стран. На прошедшей неделе произошло знаковое событие: президенты России и Белоруссии в ходе заседания Высшего госсовета утвердили все 28 союзных программ, подписав интеграционный декрет Союзного государства.
О характере интеграционного объединения
- Чем Белоруссия полезна России
- В Минске заявили, что Белоруссия и РФ выполнили половину программ по интеграции
- Военная база, углубление интеграции и сдача госпредприятий
- Промышленная политика в Союзном государстве
- Как ускорилась интеграция России и Белоруссии
Глава МИД Белоруссии об отношениях с Россией: Это необратимо
Интеграционное взаимодействие России и Белоруссии продолжает развиваться, выполнено около 90% мероприятий из 28 союзных программ, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Дмитрий Мезенцев об уровне интеграции России и Белоруссии. Интеграция России и Белоруссии в том виде, как она прописана в союзном договоре, сейчас уже невозможна, заявил Александр Лукашенко.
История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства
Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.
Это не значит, что у нас единое государство, потому что разные президенты. Важно, что партнерство выстраивается не просто на коммерческих основах, а на братских отношениях и на основе интеграции промышленности, сельского хозяйства и так далее. Примерно раз в год я бываю в Белоруссии и могу сказать о том, что на интеграцию настроены не то только белорусские элиты, но широкие слои населения жителей Минска и других городов. Важный момент, который объединяет наши народы, это то, все говорят по-русски.
И хотя, конечно, там своя национальная культура тоже присутствует, активно сохраняется и развивается, однако русский язык максимально употребим. Это уменьшает вероятность разного рода недопониманий.
Сейчас североатлантический альянс в ходе украинского конфликта пытается исчерпать наши военные и моральные ресурсы и если это удастся, то риски масштабного столкновения критически возрастут. Однако по опыту мы помним, что сборная Европы проигрывала России в 1812 и 1945 годах.
Противники России в Первой мировой войне продержались ненамного дольше и по итогам оказались еще в большей степени проигравшими. Так что если столкновения не избежать, то предпочтительно все же быть на одной стороне с Россией. И даже если представить себе иной сценарий, менее благоприятный для России, то все равно стоит помнить о том, что белорусский народ рассматривается на Западе достаточно цинично как еще одна торпеда, которая может быть выпущена в сторону России. Такой роли ни при каком раскладе не позавидуешь.
Да, прямого участия белорусских военных в боевых действиях нет. Но сама по себе позиция Минска оценивается очень высоко. Два государства — одна экономика — Какие перспективы экономической перестройки Белоруссии вы теперь видите, исходя из того, что извлекать прежние выгоды из своего географического положения страна не сможет? Транзитная роль позволяла Минску не только зарабатывать на перевозках и реэкспорте, но также получать существенные таможенные пошлины.
Переработка российской нефти и продажи нефтепродуктов на Украину и в Евросоюз также вносили существенный вклад в белорусский ВВП. Но опять же еще до СВО Москва стала пересматривать систему взимания налогов: произошел так называемый налоговый маневр, исходя из своей внутренней логики. Поэтому и выстроенная в Белоруссии экономическая модель не могла не претерпеть изменений. Сегодня белорусы могут участвовать в российских госзакупках.
Это сложный, но во многих случаях весьма рентабельный вид бизнеса, который позволяет диверсифицировать белорусскую экономику. Это более перспективный путь чем поставки калийных удобрений и нефтепродуктов в Европу. Мы видим, как весь этот год активно выстраивалась модель взаимодействия, основанная на принципе «два государства — одна экономика». Российская и белорусская экономики изначально дополняли друг друга, и даже там, где интересы могли бы вступать в противоречие, как например, в калийном производстве, на практике реализовывались кооперационные сценарии.
Иногда картелизация является лучшим вариантом, нежели обострение конкуренции и способствует ускорению развития. А это значит, что Лукашенко придется провести свою страну через весьма сложный период испытаний. И если не «Батька», то я даже не знаю, кто еще может быть к этому готов и способен. Что касается западного влияния на страну, то оно в Белоруссии в тех или иных формах останется.
Но осуществить смену власти уже, очевидно, не удастся. Для этого должны быть внутренние предпосылки. Этих предпосылок даже пару лет назад не хватило. Более того несмотря на то, что Лукашенко остается во главе республики с 1994 года, нельзя сказать, что в стране есть властный застой.
Окружение президента меняется, появляются новые молодые и способные руководители. Лукашенко их взращивал. Но они не политики, а типичные управленцы.
Никаких нет проблем, главное — равноправная основа. Нет, не все объединить и напополам поделить, это глупость, мы подавимся от этого куска. Это должна быть равноправная основа». Глава Белоруссии отметил, что начал обсуждать с президентом России так называемые карты, чтобы выработать новые пути интеграции.
Но для этого необходимо, чтобы начали работать уже имеющиеся международные институты, о которых, по мнению Лукашенко, обе стороны постоянно забывают. У нас есть Высший государственный совет, прописаны его функции и полномочия, колоссальные. Ну, Высший госсовет, к сожалению, я сам являюсь председателем этого Высшего госсовета, он не функционирует на полную своих полномочий. У нас есть межведомственные советы, они же не работают так, как следует. Прежде чем городить забор и создавать что-то новое, давайте это задействуем. И если мы увидим, что мало, мы сделаем еще один шаг. Мы принимаем решения и частенько не реализовываем.
Дошли до того, что развернули газовые войны, молочные войны, конфетные войны, нефтяные войны и дошли до абсурда. Как-то на переговорах с Владимиром Владимировичем полгода назад, обсуждая эту тему, мы пришли к тому мнению: мы можем собачиться по любым вопросам, но оборона и безопасность — святое. Помните, я говорил, а вы посмеивались год назад, что, возможно, наступят такие времена, что нам с тобой, Путиным, придется стоять спиной к спине и отстреливаться. А вы-то это в шутку приняли. А вот видите, как жизнь повернулась». Лукашенко отметил, что Белоруссия усилила охрану всех своих границ, кроме российской. Это, по его словам, связано с учениями стран ЕС на западных границах республики.
Именно этот усиленный отряд и задержал Марию Колесникову, когда она, по версии белорусского президента, пыталась бежать из страны и нарушила правила поведения на границе. Глава Белоруссии заявил, что готов к переменам в стране. Для начала нужно провести конституционную реформу. Сильную роль нужно оставить президенту, хотя он был бы не прочь поделиться обязанностями с парламентом. Надо передавать губернаторам, надо передавать парламенту. Может быть, надо структуру менять. Недавно мы с председателем Верховного суда, у нас очень опытный человек, обсуждали: почему президент должен утверждать, назначать всех судей, от районного суда до Верховного?
Но условие одно: получил полномочия — отвечай. Поэтому президент должен сохранить этот контроль за ситуацией в стране, за ветвями власти.
27 лет Союзному государству Россия-Беларусь: купленная дружба или выгодный союз?
Лидеры обсудили... В целом, сообщает «Коммерсантъ», экономическая интеграция будет сравнима по уровню с той, которая существует между странами Евросоюза. В этот процесс входит разработка уже упомянутых дорожных карт по объединению экономик и подготовка законодательных шагов по интеграции, которые стороны договорились представить друг другу к 1 ноября этого года. Также издание указывает, что с 2021 года Банк России и Нацбанк Белоруссии должны перейти к работе в рамках межгосударственного договора о едином финансовом надзоре, а одной из дорожных карт станет план министерств экономики двух государств по объединению отраслевого регулирования. Программа не затрагивает оборонную сферу, а также государственную безопасность, судебную систему и охрану правопорядка, образование, медицину, науку и само государственное управление. Вместе с тем, по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, информация о программе экономической интеграции России и Белоруссии носит предварительный характер. Основным проблемным моментом в этом процессе может стать именно экономический сектор, считает Сергей Маргулис. Объёмы российской и белорусской экономик, которые в принципе несопоставимы, — главное препятствие на пути интеграционного процесса», — пояснил эксперт. Разный уровень экономического развития двух стран требует тщательной проработки всех планов по интеграции в этих сферах, считает и Владимир Жарихин. Некоторые моменты было непросто согласовать, но сейчас это удалось сделать», — считает политолог.
Более сильные государства ЕС — например, Германия и Франция — уже тоже не рады. Ведь они вынуждены много лет спонсировать южные регионы еврозоны, чтобы те не обанкротились. Другими словами, единая валюта - это как войти в бизнес с партнером. Когда все хорошо, все радуются и делят прибыль. В периоды роста единая валюта действительно помогает развитию стран, снимает ненужные барьеры. Но, как только начинаются проблемы, единая валюта удваивает проблемы. Партнеры начинают ругаться, вспоминать старые обиды и тянуть одеяло на себя. Понятно, почему высшие чиновники двух стран не спешат с валютной интеграцией. Во-первых, в нынешних геополитических условиях точно не до этого.
Какие российские самолеты готова производить Белоруссия и почему в Минск пригласили Байдена Ранее, 23 ноября, глава МИД Белоруссии Сергей Алейник рассказал «Известиям», что партнерство России и Белоруссии должно касаться многих сфер, прежде всего экономической. По его словам, экономическая независимость — основа, на которой зиждется союз двух стран. В свою очередь, замглавы белорусского ведомства Алеся Абраменко отметила, что из запланированных 993 мероприятий было проведено 880. Договор о создании Союзного государства между Россией и Белоруссией вступил в силу 26 января 2000 года.
Это катастрофическое падение. Мы видим самое настоящее национальное угасание. То же можно сказать и об украинской экономике. За минувшие годы она не обновлялась даже на самом базовом, инфраструктурном уровне, не говоря уже об инновационном развитии. Теперь же она просто разрушается. За период независимости основные фонды предприятий пришли к моральному и физическому износу. У некогда одной из наиболее промышленно развитых советских республик главным экспортных товаром стали продукты подсолнечника. Такую страну можно было использовать только как торпеду против России, что и было сделано. Хотя реальность, конечно, всегда намного сложнее. Один мой знакомый руководитель в энергетической отрасли как-то мне сказал: «Знаешь, не бывает так, чтобы авария происходила из-за одной причины. Причин должно быть, как минимум, две». И здесь также. Само по себе СВО не внесло радикальных изменений в геополитические расклады для Белоруссии. Ее обусловленная географией транзитная роль между Россией и Западом стала снижаться во время ковидных ограничений и даже раньше. В последние два года транзит через Белоруссию сократился не только количественно. Сжалась номенклатура транзитных грузов, уменьшилось количество пунктов перевалки грузов в связи с конфликтом с Литвой и прекращением транзита через Клайпеду. Старт СВО транзитную роль Белоруссии окончательно нивелировал, и интеграция с Россией стала для страны просто вопросом выживания. Когда многовекторность перестает работать — Тем не менее СВО окончательно лишила Лукашенко прежнего пространства для маневра. Если раньше он мог обращаться то в сторону Брюсселя, то Пекина, то Москвы, то теперь он накрепко привязан к России. Можем ли мы говорить об известной эрозии внешнеполитической стратегии Минска, которая произошла в этом году? Такое географическое положение дает преимущества, но и таит в себе опасность того, что военные конфликты не обойдут стороной белорусскую территорию. Конечно, в постсоветский период стратегически выгодное положение Белоруссии Лукашенко пытался использовать как мог. Минск был площадкой ОБСЕ для нагорно-карабахского урегулирования, затем там были проведены несколько раундов переговоров по Украине. Однако проблема заключается в том, что преимущества своего географического положения белорусы могли использовать только в кооперативной международной среде, в которой сам по себе консенсус не менее важен, чем его содержание. Теперь от этого не осталось и следа. Так что можно сказать, что и эта часть белорусской внешнеполитической стратегии по объективным причинам уходит в прошлое. Нейтральные медиаторы и посреднические площадки никому больше не нужны. Многовекторность также уходит в прошлое, причем не только в случае Белоруссии, но и остальных постсоветских стран. Слишком сильны противоречия и слишком далеко разведены стулья для того, чтобы пытаться усидеть на двух сразу.
Данилович о Союзном государстве: Взаимодействие с Россией – уникальный пример новой интеграции
Лукашенко: Беларусь и Россия — образец союза суверенных народов 24. Что сказал Лукашенко о Союзном государстве Президент назвал белорусско-российское союзное строительство образцом союза суверенных народов. По мнению главы государства, у этой модели есть шансы на успех и расширение участников. Фото: пресс-служба президента Республики Беларусь Подчеркиваю: никакого насилия и никакого поглощения, — заявил Лукашенко. По его словам, союзнические отношения с Россией, проверенные годами, являются примером мирной и созидательной повестки.
Сейчас об этом не принято говорить, это уже забыто, Белоруссия стоит на позиции незыблемости суверенитета, но тогда все было по-другому. Предложение оказалось своевременным и удачным для России. У нас тогда были проблемы, причем не только с Чечней , многие другие республики также были вовлечены в сепаратистские процессы с разной степенью интенсивности. И на этом фоне президент соседней страны, пусть и небольшой, предлагает чуть ли не войти в состав России. Это было очень позитивно встречено.
Без экономики сегодня в мире нельзя представить никакую интеграцию, да и в 1990-е годы рынки рушились, промышленность была в упадке. Для Белоруссии как для сборочного цеха СССР российский рынок был крайне важен, он помог пережить трудные времена, восстановиться и развить новые компетенции. Эта стратегия сработала. Понятно, что кроме экономики у России и Белоруссии всегда была близость интересов и в политике. В 1990-е годы именно ядерный зонтик который сейчас и вовсе переместился на территорию Белоруссии не позволил сделать со страной то, что Запад сделал с Югославией. СССР позволил нам оставаться близкими в ценностно-идеологическом смысле и не позволил нас растащить, а тем более превратить во врагов друг друга, как это, к сожалению, произошло с Украиной Кирилл Аверьянов Можно сказать, что Союзное государство для Белоруссии было интересно прежде всего с точки зрения экономики. В то время как для России это был проект политический. Именно с этим связано то, что за 25 лет никаких прорывов в области интеграции не было осуществлено. У сторон попросту разное понимание данного проекта Богдан Безпалько У нас есть достаточно большое количество достижений в области экономической интеграции.
Но вот в области политической интеграции у нас, к сожалению, все буксует. Пока до сих пор нет ни института гражданства Союзного государства, ни паспорта, ни парламента, ни каких-либо органов власти. У нас есть только постоянный комитет Союзного государства , который представляет декоративный, ну или консультативный орган. Была создана общая российско-белорусская таможенная зона, но быстро стало понятно, что она не работает. Фактически она стала зоной контрабанды. Причем даже проект этой зоны остался по сути незавершенным, потому что единое таможенное пространство требует единой таможенной службы, а в Белоруссии тогда заявили, что это нарушает суверенитет. Параллельно с попытками экономической интеграции снизу были и попытки политической интеграции сверху. Правда, в Белоруссии настаивали, что при формировании единого парламента на одного белорусского избирателя должно приходиться три российских, и случился большой скандал из-за подобного дискриминационного подхода. Политическая составляющая проекта оказалась заморожена фактически со старта О результатах интеграции спустя четверть века Алексей Дзермант За прошедшие 25 лет интеграция однозначно удалась.
Да, не было реализовано все из изначально задуманного: создание единых политических органов, единой валюты и единого гражданства с единым паспортом. Да, это не было сделано. Но для этого существуют определенные причины.
Субъективным препятствием является достаточно трепетное отношение к вопросам, связанным с сохранением суверенитета и независимости каждого из государств. Этот вопрос остается актуальным и для Беларуси, и для России, поскольку с момента распада Советского союза прошло только 30 лет. Республика Беларусь и Российская Федерация стали суверенными государствами и могли исключительно самостоятельно распоряжаться своей внутренней и внешней политикой. Союзное государство как интеграционное объединение естественным образом ограничивает суверенитет каждой из стран, поскольку требует передачи его части на наднациональный уровень. Данная проблема особенно остро стоит для Беларуси Еще одним препятствием субъективного порядка выступает отношение к развитию интеграции как к предмету внешнеполитического торга или как к элементу обеспечения политической поддержки внутри страны.
Так, осенью 2019 г. Препятствием субъективного порядка остается и подход руководства обеих стран, предпочитающих решать острые вопросы на двустороннем уровне без активного задействования институтов Союзного государства. Объективные преграды Объективным препятствием интеграции выступают разные политические и экономические системы, которые представляют собой Российская Федерация и Республика Беларусь.
А главной темой переговоров стало развитие интеграции и реализация союзного договора. Белорусский президент также предложил президенту России решить все спорные вопросы и подготовить программу действий по интеграции государств до 8 декабря 2019, к 20-летию Союзного договора. Белорусский и российский президенты также отметили, что уже решено всё, что было намечено: определены направления действий в данный момент и создана совместная группа на уровне правительств.
Военная база, углубление интеграции и сдача госпредприятий
Белоруссия сочтет атаку на союзников нападением на себя Россия и Белоруссия образуют Союзное государство. Мезенцев и Алейник обсудили тематику белорусско-российской интеграции в формате Союзного государства. Беларусь и Россия являются друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами. Россия и Белоруссия будут вместе работать над обеспечением равной безопасности и делать всё для углубления взаимовыгодной интеграции. Процесс интеграции России и Белоруссии после утверждения Высшим госсоветом (ВГС) Союзного государства совместных программ продвинулся, но не закончился. Интеграция Белоруссии и России в последние годы вышла на новый уровень. Минск и Москва осознали необходимость отказаться от различного рода претензий и окончательно встали на путь не только экономического, но и политического сближения.
В Минске заявили, что Белоруссия и РФ выполнили половину программ по интеграции
Дальнейшее сотрудничество Беларуси и России на пути углубления экономической интеграции и сближения двух государств стало главной темой заседания Совета Министров Союзного государства. Белоруссия и Россия при необходимости мгновенно сблизятся ещё больше в военном и политическом плане. Белоруссия сочтет атаку на союзников нападением на себя Россия и Белоруссия образуют Союзное государство. Мезенцев и Алейник обсудили тематику белорусско-российской интеграции в формате Союзного государства.
Почему России следует подождать с интеграцией Беларуси
Например, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов обратил внимание, что сейчас российский Трансмашхолдинг — флагманская компания в производстве дизельных двигателей — тестирует моторы для карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 220 тонн. Вскоре испытания продолжатся в карьере, после чего эти двигателя выйдут на серийную поставку. Предполагается, что в 2023 г. Силовые установки для грузовиков БелАЗ поставляет и Демиховский машиностроительный завод: в 2023-2024 гг. В Минпромторге России отмечают, что важно расширять сотрудничество и по другим направлениям. Российская компания «Силовые машины» поставляет для БелАЗ трансмиссии. А цифровые компании сейчас активно ведут работу по замене иностранного ПО для отечественных машин. По этому направлению одновременно на российских и белорусских предприятиях идет системная работа. Это выражается в том, что компании, имеющие интерес к Беларуси, заинтересованы в единообразии подходов к ПО, что несет в себе важный элемент унификации. Промышленная кооперация выступает принципиально значимым элементом союзного строительства.
Она предполагает долгосрочное сотрудничество, основанное на распределении функций между российскими и белорусскими предприятиями в рамках производства определенной продукции. Взаимодействие ведет к объединению сил для рационального использования мощностей, ресурсов или компетенций. Производители России и Беларуси связаны десятками производственных цепочек. Так, в промкооперации в отрасли сельхозспецмашиностроения участвует 20 российских и более 50 белорусских предприятий. В частности, Петербургский тракторный завод сотрудничает с 9 белорусскими предприятиями, откуда осуществляются серийные поставки узлов и агрегатов. Промышленная кооперация имеет тенденцию к росту. Если в 2022 г. Наиболее активно с белорусскими производителями взаимодействует КАМАЗ, который закупает комплектующие у 19 предприятий республики. В настоящий момент КАМАЗ и МАЗ приступили к масштабной программе сотрудничества по трем направлениям, одно из которых — импортозамещение комплектующих из недружественных государств.
Российскими и белорусскими инженерами изготавливаются опытные образцы сложных автокомпонентов, включая коробки передач, по которым возникли наибольшие сложности из-за санкций. Сельхозмашиностроение и автомобилестроение — это базовые направления в промышленности, которые тянут за собой иные отрасли промышленности. Огородников отметил, что устранение оставшихся барьеров по разным подсчетам, всего их от 36 до 40 позволило бы достичь двукратного роста как в 2022 г. Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов обратил внимание, что снятие барьеров должно реализовываться через законодательные изменения. БТП предлагает оптимизировать регуляторную нагрузку, устранить правовые, экономические и технические препятствия для торговли, а также внедрить новые меры поддержки производителей. Так, предлагается отменить уплату утилизационного сбора на продукцию машиностроения, произведенную в Беларуси или в России, что позволит высвободить дополнительные средства и пустить их в оборот. Также предлагается отменить субсидирование продукции без сертификата происхождения, выданного белорусской или российской торговыми палатами. Такая мера поспособствует повышению конкурентоспособности на внутреннем рынке отечественной продукции и снизит объемы импорта продукции машиностроения из третьих стран. Защита отечественных производителей Важным элементом экономического роста участники сессии назвали защиту внутреннего рынка.
От нее напрямую зависит технологический суверенитет и развитие конструкторско-технических компетенций. Белорусская сторона обратила внимание на экспансию восточноазиатских товаропроизводителей на белорусском и российском рынках автомобильной и грузовой техники. За 3 месяца 2022 г. Рынок теряют как белорусские, так и российские производители. Схожая картина по тракторам, погрузчикам, карьерным самосвалам, автобусам», — обратил внимание Снопков. Такая резкая экспансия связана не только с ценами на иностранные электробусы, трактора и погрузчики они в 2-3 раза ниже российских и белорусских аналогов , но также с западными санкциями, которые и спровоцировали дилеров искать поставщиков в странах Азии. Кроме того, среди причин называется более оперативная реакция азиатских производителей на запросы потребителей о необходимости совершенствования моделей.
В последние два года транзит через Белоруссию сократился не только количественно. Сжалась номенклатура транзитных грузов, уменьшилось количество пунктов перевалки грузов в связи с конфликтом с Литвой и прекращением транзита через Клайпеду. Старт СВО транзитную роль Белоруссии окончательно нивелировал, и интеграция с Россией стала для страны просто вопросом выживания. Когда многовекторность перестает работать — Тем не менее СВО окончательно лишила Лукашенко прежнего пространства для маневра. Если раньше он мог обращаться то в сторону Брюсселя, то Пекина, то Москвы, то теперь он накрепко привязан к России. Можем ли мы говорить об известной эрозии внешнеполитической стратегии Минска, которая произошла в этом году? Такое географическое положение дает преимущества, но и таит в себе опасность того, что военные конфликты не обойдут стороной белорусскую территорию. Конечно, в постсоветский период стратегически выгодное положение Белоруссии Лукашенко пытался использовать как мог. Минск был площадкой ОБСЕ для нагорно-карабахского урегулирования, затем там были проведены несколько раундов переговоров по Украине. Однако проблема заключается в том, что преимущества своего географического положения белорусы могли использовать только в кооперативной международной среде, в которой сам по себе консенсус не менее важен, чем его содержание. Теперь от этого не осталось и следа. Так что можно сказать, что и эта часть белорусской внешнеполитической стратегии по объективным причинам уходит в прошлое. Нейтральные медиаторы и посреднические площадки никому больше не нужны. Многовекторность также уходит в прошлое, причем не только в случае Белоруссии, но и остальных постсоветских стран. Слишком сильны противоречия и слишком далеко разведены стулья для того, чтобы пытаться усидеть на двух сразу. Скорее, все приближаются к формуле «кто не с нами, тот против нас». И у того же Казахстана или Узбекистана это неплохо получается. И дело не только в том, что появилось немало новых «ограничителей», а еще и в том, что из многовекторности теперь очень сложно извлечь пользу. Так что на смену этому подходу, по всей видимости, придет выжидательная позиция малых стран. Если мы предполагаем дальнейшую эскалацию и даже не исключаем прямой крупномасштабный военный конфликт России и Запада, то многие страны предпочтут находится в стороне в качестве наблюдателей. Это совсем не то же самое, что многовекторность. Сейчас даже невозможно предсказать, какой будет конфигурация сторон конфликта в ближайшие годы. Допустим, можно ли было понять, кто с кем будет воевать во Вторую мировую войну незадолго до ее начала в 1938 году? Как специалист изначально по межвоенному периоду я хорошо помню многочисленные версии и сценарии того времени, которым не суждено было реализоваться. Кто мог подумать даже в 1940 году, что западные державы, которые поставляли вооружения и отправляли волонтеров в Финляндию, что они очень скоро сами окажутся союзниками СССР? Но вернемся к Белоруссии. Я считаю, что ее интеграция с Россией имеет глубинный смысл и характер, и этот выбор лучший для белорусского народа. Как уже было сказано мною, я не исключаю того, что этот конфликт может перерасти в прямое военное столкновение между Россией и НАТО. Сейчас североатлантический альянс в ходе украинского конфликта пытается исчерпать наши военные и моральные ресурсы и если это удастся, то риски масштабного столкновения критически возрастут.
Это бред собачий, это их не касается. Интеграция двух стран произойдёт вне зависимости от желания или нежелания Европы. То, что они об этом заявляют, это свидетельствует об оторванности Европарламента от реальной жизни. В Брюсселе сидят неразумные люди», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Салуцкий. Он уверен: позиция Европы «оказывает нулевое влияние» на происходящие интеграционные процессы. Отношения России и Белоруссии будут укрепляться, в том числе и в рамках Союзного государства. Всё, что сейчас происходит в Евросоюзе, — «очередная русофобская истерия». Евродепутаты «мечтают, что Москва сдаст Минск, пойдёт на уступки, после чего они примут решение: стоит ли им укреплять двусторонние отношения с Россией или нет». Поэтому европейские политики на уровне Брюсселя пытаются сделать радикальные заявления. В очередной раз они носят исключительно рекомендательный характер. России не обязательно их исполнять, так как перед Европой мы не несём никакой юридической ответственности по тем двухсторонним отношениям, которые развиваем. Такая позиция свидетельствует об информационной гибридной войне, которую ведёт «коллективный Запад» против Минска и Москвы», — уточнил Самонкин. Читайте также: Украина вызвала в МИД главу посольства Беларуси после заявлений Лукашенко Экономический прогноз На фоне провокационных заявлений создание Союзного государства — вопрос не отдалённого будущего.
В 2022 г. С начала 2023 г. Власти Мордовии проявили интерес к совместному производству техники на базе шасси Минского автозавода, рассматривались совместные наработки в вагоностроении. Также стороны обратили внимание на обеспечение национальных экономик отечественным ПО, программно-аппаратными комплексами и телекоммуникационным оборудованием. По итогам 2022 г. Состоялась встреча белорусских представителей с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным. Особое внимание было уделено взаимодействию в области микроэлектроники, компетенциями в которой регион может конкурировать с Беларусью. Также стороны обсудили дальнейшие поставки техники на газомоторном топливе в 2020-2022 гг. В этой сфере стороны договорились о допуске белорусской продукции к федеральным субсидиям. Кроме того, белорусская сторона намерена участвовать в проектах новгородской «Большой стройки». В настоящее время на территории Новгородской области зарегистрировано 15 организаций с участием белорусского капитала в сферах грузоперевозок, оптовой торговли лесоматериалами, одеждой, продуктами питания, розничной торговли. На повестке встречи с представителями Забайкальского края во главе с губернатором Александром Осиповым были поставки необходимой региону горнодобывающей техники, а также сервис белорусских машин. В посольстве Беларуси отметили, что Чита — ключ к приоритетному для Беларуси дальневосточному направлению. Стороны подписали соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве. Осипов также пригласил белорусские предприятия к участию в проектах особого преференциального района — территории опережающего социально-экономического развития «Забайкалье». Глава Забайкалья отметил, что 2023 г. Сейчас белорусская компания осуществляет разработку проектно-сметной документации на строительство трех жилых домов в микрорайоне Романовский. В ходе встречи губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с первым заместителем премьер-министра Беларуси Николаем Снопковым стороны обсудили создание совместных производств. Санкт-Петербург продолжает закупку пассажирского транспорта и уборочной техники белорусского производства. В мае этого года были подписаны контракты на поставку 140 автобусов особо большого класса и 79 троллейбусов большого класса. Ведется подготовка к открытию Генерального консульства Республики Беларусь в российской северной столице. Состоялась также встреча белорусской делегации с делегацией Якутии под руководством главы региона Айсена Николаева. Регион — активный закупщик белорусских самосвалов БелАЗ, поэтому особое внимание было уделено развитию сотрудничества в сфере закупок и обслуживания горной техники. Власти региона предложили создать на территории Якутии сервисный центр и консигнационный склад белорусской горной техники, запчастей и комплектующих. Кроме того, стороны обсудили потенциальное участие белорусских строительных компаний в проектах региона. Затрагивались вопросы развития торгово-экономического сотрудничества, в том числе в контексте договоренностей, достигнутых на недавней встрече Пушилина с президентом Беларуси Александром Лукашенко. На переговорах присутствовали заместители министров по направлениям, в работе по которым заинтересована ДНР — строительство, сельское хозяйство. Промышленная политика в Союзном государстве Союзное строительство в рамках 28 программ предполагало подписание ряда документов о промышленной политике. К настоящему моменту уже подписано два базовых договора: 1. В сентябре 2022 г. Его цель — в устранении барьеров на пути движения промышленных товаров на внутреннем рынке, а также в создании одинаковых условий для хозсубъектов. В частности, предполагается взаимное признание выполняемых хозсубъектами технологических операций; разработка механизма подтверждения и верификации выполнения технологических операций компетентными органами; внесение изменений в программы субсидирования и другие программы господдержки продукции. На данный момент соглашение еще не вступило в силу. В феврале 2023 г. Минск и Москва подписали Соглашение о единой промышленной политике.