Икону Иверской Божией матери легко узнать среди других церковных образов. На щеке Богородицы остался кровавый след. Иверская икона Божией Матери носит свое название по месту своего нахождения — Иверский монастырь, расположенный на вершине Святой Афон. Иверская икона Божией Матери носит свое название по месту своего нахождения — Иверский монастырь, расположенный на вершине Святой Афон. Поэтому на Иверской иконе Божья Матерь изображена с небольшой раной на правой ланите.
13 апреля праздник Иверской иконы Божией Матери: мощная молитва об избавлении от бед
Церковь чтит Иверскую икону Богородицы, явленную на Святой горе Афон в XI веке. Иверская икона Божией Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое заступничество весь человеческий род. К Иверской иконе Божией Матери православные христиане прибегают при необходимости защиты от разных бед и напастей. Икону Ивeрской Божьeй Матeри на Руси считали святынeй, называв ee "чудотворной". А пока, Иверская икона Божьей Матери является одной из самых чтимых святынь Афона и ярким свидетельством чудес, источаемых от Пречистой Девы. 26 октября является датой принесения на Русь списка чудотворной иконы Богородицы с младенцем из Иверского монастыря на упоминания об Иверской святы.
Икона Богородицы Иверская
Иверская икона, называемая еще Вратарницей или Привратницей, изображает Богородицу с Младенцем. Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. 3d Тур по Храму Гроба Господня в Иерусалиме. Смотреть ?partner=youtube В случае бло. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Иверская, пребывающая на Святой горе Афон, прославилась многочисленными чудесами.
Православные отмечают 4 мая день Моздокской (Иверской) иконы Божией Матери
О, если бы мы всегда живо сознавали, что ведь я великая грешница! Это помогло бы нам исправиться, это сохранило бы нас от осуждения ближних, от всякого превозношения и гордости. Но как же помнить свои грехи, возлюбленные? Святые отцы учат, что не надо вспоминать подробности падений, что нельзя останавливаться мыслями на старых искушениях, чтобы не быть наветником самому себе, чтобы не увлечься вновь, чтобы не ожили в сердце страстные движения. Надо лишь всегда помнить и сознавать, что мы перед Богом преступники, прах, и притом грешны, нечисты. Да разве это не так? Ну чем мы можем похвалиться, чем оправдаться перед Богом, нашим Создателем, Господом и Судией, мы, немощные, грешные, смертные люди!
Но Господь так милостив, что не воспомянет наших грехов, если мы сами их помним, лишь бы это привело нас в состояние искреннего, постоянного покаяния и глубокого смирения. Покаяние и смирение — два крыла, на которых душа поднимается из своего гибельного нечувствия, освобождается от уз греха и возлетает прямо на самое небо. Но бывает так, возлюбленные, что иногда при нашей невнимательной, рассеянной жизни мы совсем запутываемся, погрязаем в грехах и не чувствуем всю опасность своего положения.
Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв. Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное.
Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь. В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх , обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. Павловский Посад, апрель 2010.
Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее. По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам. Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь после революции икона бесследно исчезла. Иверская икона Божией Матери.
Иконописец иером. Лука Иверская часовня, Москва С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.
Чудесная икона не упала на волны, а стала прямо и поплыла на запад. Вернувшись домой, вдова той же ночью отправила в Грецию свое последнее сокровище — единственного сына, чтобы он смог избежать смерти за хранение иконы. А саму отважную женщину, скорее всего, постигла участь многих тогдашних христиан-мучеников. Сын же ее благополучно добрался до Святой горы Афон и принял иночество. Прошло два столетия, но афонские монахи помнили историю о необыкновенной женщине и пронзенной копьем иконе. А потому, когда однажды, прогуливаясь по берегу близ Иверского монастыря, они увидели огненный столп, поднимавшийся из моря от рассеченного лика Богородицы, сразу узнали ту икону. Кто-то спустил лодки, кто-то бросился к ней вплавь, но святыня отступила к горизонту.
Тогда монахи облачились в траур и беспрестанно творили молитву, проливая слезы покаяния. Наконец Божия Матерь явилась преподобному Иоанну, настоятелю Иверской обители, и сказала, что лишь старец Гавриил может взять из моря образ. Настоятель разослал братию по дебрям и ущельям, чтобы те отыскали скитающегося отшельника: ведь Гавриил ночевал там, где заставали его сумерки. Жизни строгой и нрава простого, он всегда носил власяницу и питался быльем, пил одну воду. Помолившись Пресвятой Богородице, преподобный Гавриил вступил в волны моря и пошел, подобно апостолу Петру, по воде. Трепеща и ужасаясь, старец принял в свои руки чудотворный образ, и благодать держала его над водной бездной. На берегу монахи уже ликовали, и три дня и три ночи продолжалось молебствие. Затем обретенный образ отнесли на приготовленное почетное место в главном соборе. Но наутро икона оказалась над вратами обители. Снова отнесли ее в храм, и снова вернулась она к вратам.
И опять недоумевающая братия узнала от преподобного Гавриила волю Царицы Небесной: «Не хочу быть охраняемою вами, но хочу Сама быть вашей Хранительницей не только в земной, но и в небесной жизни.
Что уж говорить о простых солдатах, когда и Императоры, будь то Лев Исавр, его сын Константин Копроним, созвавший иконоборческий собор, или нынешний Феофил, никак не могли понять, что икона — не идол, а моленный образ, образ церковный, на котором невидимо, но реально присутствует своею Божественной энергией первообраз: на образах Богородицы — Сама Матерь Божия, на иконах Спасителя — Сам Господь Христос Иисус Своей богочеловеческой благодатью, на изображениях святых — они сами, молитвенностью их душ, чистых до прозрачности пред Оком Божиим, также и благодатью духа их, напитавшегося святостью от Духа Свята. Прошёл слух среди иконопочитателей, что однажды у такого кощунственного костра вспыхнуло пламя, словно знаменитый греческий огонь, да так, что попалило лица солдат. Конечно, они только выполняли воинский долг, но всё же… Это был и огонь, и вместе с тем свет, ярче солнечного, и все, кто приложил руку к уничтожению икон, внезапно ослепли. У одного до кожи сгорела борода и усы, оставив на лице страшные багрово-чёрные язвы, у другого обуглилось пол-лица. А уж брови и ресницы у всех опалились. Сказывали после восстановления иконопочитания, что те из них, кто принёс покаяние перед иконами, прозрели.
Наказанные перестали видеть «белый свет», а называется он так, потому что Солнце Правды — Иисус Христос — есть Свет истинный. Образ Его они и перестали лицезреть. Да, такие были времена, что об иконах спорили не только на Вселенских Соборах, но и у костров, сложенных из икон, и даже в банях, как свидетельствовали очевидцы тех бурных словопрений до хрипоты и схлёстов до смертоубийства. Никея, место заседаний двух Вселенских Соборов — Первого и Седьмого, первого и последнего, восстановившего иконопочитание, — не избежала участи других городов. Да, Никея! Нет другого такого города на земле. Воины специального отряда, как голодные волки, неустанно рыскали по домам, им помогали остроносые лисы — доносчики, которые вынюхивали, у кого в доме имеется тайная молельня с иконными идолами, кто променял поклонение Самому Господу Иисусу Христу на почитание Его образа.
Дошла очередь до одной вдовы. У неё в молельной стояла известная на всю Никею икона Божией Матери, тут и лазутчики не нужны. Если уж иконоборцы не пожалели образа Спасителя на Медных вратах Константинополя, то пощадят ли они икону Его Матери. Сведущие люди предупредили благочестивую вдову о прибытии императорского отряда. Но всё случилось так быстро, ведь от благословенного Константинополя до не менее благословенной Никеи всего 750 стадий. Они вошли не постучавшись. Впрочем, стуком можно бы посчитать удар рукояткой меча в лёгкую дверь.
Анастасия встретила их у самой двери. Скрестив руки на груди, она, беззащитная, но полная веры, убеждённая в чудотворной силе святых образов, стояла одна против вооружённых солдат, ожидая их первого слова. Лицо её казалось бледным, но не от испуга, а от светлой духовной сосредоточенности, готовности пострадать даже до смерти. Огромные чёрные иконные глаза в пол-лица глядели спокойно и строго. В них светилась тёмным светом такая глубина, в которой, казалось, застыла вся многовековая и многострадальная история греческого народа, весь Гомер, весь опыт античности, вся мировая скорбь о грешном человеке, который не ведает, что творит. Заслуги вашего покойного мужа вам сейчас не помогут. Кроме того, в столице говорят, что вы распространяете слухи о её чудотворной силе?
Мы бы хотели увидеть образ. В руках он держал копьё, тогда как у остальных поблёскивали мечи, наполовину вынутые из ножен. Все неуверенно и натужно расхохотались. Вдова провела солдат в молельню. Там стояло несколько небольших икон, но внимание привлекала одна — огромная, внушительная. Богородица взирала на иконоборцев по-человечески внимательно, словно заглядывая в их души. Вдова встала перед тёмной иконой, загораживая Её своей фигурой.
Величественно поднятая голова с горящими глазами пришлась напротив святого Лика Богородицы, и нимб, окружавший главу Пресвятой, стал невольно нимбом благочестивой вдовы. Вдруг он вспыхнул ослепительным светом, который болезненно, до рези полоснул по глазам иконоборцев — и опять стал простым красочным золотистым сиянием на изображении. Солдаты от неожиданности попятились и, протирая глаза, подняли оружие, как бы для защиты, словно опасаясь нападения. Вдова не видела света и потому подумала, что они отступили на шаг, чтобы броситься на неё и на святой образ. Сколько вы хотите. Оставьте этот образ у меня всего лишь на одну ночь. Дайте мне возможность помолиться перед ним в последний раз.
А завтра утром я своими руками отдам вам его. Только скажите цену. В подтверждение своих слов она протянула комиту отряда горсть монет: золотой солид и несколько серебряных милиарисиев. Копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась рана, из которой истекла человеческая святая кровь Солдаты шёпотом посовещались. Нельзя было сказать, что разорив дом вдовы, они обогатились бы. А вот назначить цену в деньгах, золоте, драгоценностях и получить их наутро без хлопот казалось соблазнительным. Долг и жажда наживы боролись недолго.
Только солдат с копьём стремился любой ценой тут же, на месте, уничтожить известную на всю Империю икону. Но страсть к наживе, как это бывает чаще всего там, где нет веры, победила. Недовольный Варвар выходил последним. В раздражении от несостоявшегося погрома в очередной православной молельне, прежде чем ступить за порог, он ударил своим страшным оружием прямо в пресвятой Лик. Икона должна была бы расколоться на части, но копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась выщербленная рана, из которой тут же истекла человеческая святая кровь. Другие солдаты этого уже не видели, они оставили дом вдовы за спиной и обсуждали простой вопрос: не продешевили ли они, потребовав у вдовы первую пришедшую в голову сумму. Сказывали потом, что солдат с копьём всю ночь простоял на коленях в нескольких шагах от дома вдовы.
Он старательно пытался стереть кровь с острия копья, но она вновь и вновь выступала из наконечника. Ранним рассветным утром следующего дня, в бледном свете ещё не взошедшего из-за зубчатого скалистого горизонта солнца, Варвар увидел, как вдова с большим свёртком на спине, нести который помогал юноша, скорее, подросток, отправилась в неизвестный путь. Они оглянулись на город. Сейчас двенадцатиметровые стены казались особенно высокими и стройными, несмотря на невидимую снизу толщину, которая во время осады позволяла разъехаться трём телегам, подвозившим боеприпасы и оружие. Правда, снизу толщина стен была не видна. Крепость всем своим тысячетонным весом, стенами и многочисленными башнями, а их было около сотни, уверенно попирала мягкую землю на озёрном берегу. И земля не чувствовала тяжести.
Она покорно несла на своём теле немало таких каменных, казавшихся неприступными, крепостей. Цитадель, крепость, вот с чем можно было бы сравнить веру иконопочитателей, мелькнула мысль у вдовы. Они шли всю ночь южным берегом озера, чтобы выйти к заливу, а копьеносец, крадучись, то по песку, то по росистой траве, то по острым камням бесшумно следовал за ними. Несколько раз они делали короткие остановки для отдыха, и вдова читала речитативом молитвы, отдельные слова которых доносились до солдата, не выпускавшего из рук своё оружие с подсохшей кровью на острие. Под утро они достигли скалистого берега. Утренние волны словно были не рады людям. Они набегали на узкую полоску песка между скалами, недовольно, но сдержанно роптали на что-то, почти не нарушая ранней свежей тишины, которая, казалось, разлилась по всему белому свету.
Варвар размышлял.
18 апреля. Об истории Иверской иконы Богородицы
Икона Божьей Матери Иверская: история, значение, молитвы и храмы с иконой | Оригинал Иверской иконы Божией Матери (считается, что написал его сам евангелист Лука) хранится в Иверском монастыре на горе Афон, в Греции. |
18 апреля. Об истории Иверской иконы Богородицы - Радио ВЕРА | Само существование Иверской иконы Божией Матери свидетельствует о том, что Пресвятая Богородица взяла весь род людской под свое Святое заступничество. |
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - Древо | Принесение в Москву в 1648 году списка чудотворной Иверской иконы Божией Матери вспоминает Православная Церковь 26 октября 2022 года. |
ИВЕРСКАЯ ИКОНА НА АФОНЕ
Преосвященнейший владыка Ириней преподнес в дар монастырю панагию Пресвятой Богородицы в качестве приношения для главной святыни обители – Иверской иконы Матери Божией. В крестных ходах была задействована чудотворная Иверская икона Божьей Матери, принесенная в XVII веке в Иверский монастырь святейшим патриархом Никоном и представляющая собой точный список с афонского первообраза. В крестных ходах была задействована чудотворная Иверская икона Божьей Матери, принесенная в XVII веке в Иверский монастырь святейшим патриархом Никоном и представляющая собой точный список с афонского первообраза.
Что за день Иверской иконы Божией Матери и чего категорически нельзя делать 6 мая
Величественно поднятая голова с горящими глазами пришлась напротив святого Лика Богородицы, и нимб, окружавший главу Пресвятой, стал невольно нимбом благочестивой вдовы. Вдруг он вспыхнул ослепительным светом, который болезненно, до рези полоснул по глазам иконоборцев — и опять стал простым красочным золотистым сиянием на изображении. Солдаты от неожиданности попятились и, протирая глаза, подняли оружие, как бы для защиты, словно опасаясь нападения. Вдова не видела света и потому подумала, что они отступили на шаг, чтобы броситься на неё и на святой образ. Сколько вы хотите. Оставьте этот образ у меня всего лишь на одну ночь. Дайте мне возможность помолиться перед ним в последний раз. А завтра утром я своими руками отдам вам его. Только скажите цену. В подтверждение своих слов она протянула комиту отряда горсть монет: золотой солид и несколько серебряных милиарисиев.
Копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась рана, из которой истекла человеческая святая кровь Солдаты шёпотом посовещались. Нельзя было сказать, что разорив дом вдовы, они обогатились бы. А вот назначить цену в деньгах, золоте, драгоценностях и получить их наутро без хлопот казалось соблазнительным. Долг и жажда наживы боролись недолго. Только солдат с копьём стремился любой ценой тут же, на месте, уничтожить известную на всю Империю икону. Но страсть к наживе, как это бывает чаще всего там, где нет веры, победила. Недовольный Варвар выходил последним. В раздражении от несостоявшегося погрома в очередной православной молельне, прежде чем ступить за порог, он ударил своим страшным оружием прямо в пресвятой Лик. Икона должна была бы расколоться на части, но копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась выщербленная рана, из которой тут же истекла человеческая святая кровь.
Другие солдаты этого уже не видели, они оставили дом вдовы за спиной и обсуждали простой вопрос: не продешевили ли они, потребовав у вдовы первую пришедшую в голову сумму. Сказывали потом, что солдат с копьём всю ночь простоял на коленях в нескольких шагах от дома вдовы. Он старательно пытался стереть кровь с острия копья, но она вновь и вновь выступала из наконечника. Ранним рассветным утром следующего дня, в бледном свете ещё не взошедшего из-за зубчатого скалистого горизонта солнца, Варвар увидел, как вдова с большим свёртком на спине, нести который помогал юноша, скорее, подросток, отправилась в неизвестный путь. Они оглянулись на город. Сейчас двенадцатиметровые стены казались особенно высокими и стройными, несмотря на невидимую снизу толщину, которая во время осады позволяла разъехаться трём телегам, подвозившим боеприпасы и оружие. Правда, снизу толщина стен была не видна. Крепость всем своим тысячетонным весом, стенами и многочисленными башнями, а их было около сотни, уверенно попирала мягкую землю на озёрном берегу. И земля не чувствовала тяжести.
Она покорно несла на своём теле немало таких каменных, казавшихся неприступными, крепостей. Цитадель, крепость, вот с чем можно было бы сравнить веру иконопочитателей, мелькнула мысль у вдовы. Они шли всю ночь южным берегом озера, чтобы выйти к заливу, а копьеносец, крадучись, то по песку, то по росистой траве, то по острым камням бесшумно следовал за ними. Несколько раз они делали короткие остановки для отдыха, и вдова читала речитативом молитвы, отдельные слова которых доносились до солдата, не выпускавшего из рук своё оружие с подсохшей кровью на острие. Под утро они достигли скалистого берега. Утренние волны словно были не рады людям. Они набегали на узкую полоску песка между скалами, недовольно, но сдержанно роптали на что-то, почти не нарушая ранней свежей тишины, которая, казалось, разлилась по всему белому свету. Варвар размышлял. Братом подросток быть никак не мог.
Значит, это сын, которого накануне она, вероятно, спрятала у соседей или родни. В полусвете утра, на бледном фоне небес солдат видел мать и подростка в профиль. Они были поразительно похожи друг на друга. Казалось, если их, как монеты, наложить друг на друга, абрисы ликов совпадут до мельчайших подробностей. Конечно, подросток станет мужчиной, лицо его приобретёт более строгие черты, и сходство уменьшится, но пока… Вдова развернула большой свёрток, в котором оказалась та самая икона. Впрочем, Варвар давно догадался об этом. Икона стояла на влажном песке, поддерживаемая с одной стороны вдовой, а с другой — её сыном. Женщина встала на колени и долго прикладывалась к образу губами и лбом, нежно и почтительно гладила одеяния Пресвятой подушечками пальцев, как будто собирая, впитывая благодать и испрашивая прощение. За ней то же самое проделал и её юный сын.
Варвар продолжал наблюдать, опасаясь спугнуть почитателей чудесного образа. При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы — и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок. Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс. Бурные, они делают их подводную походку нетвёрдой, мать с сыном покачиваются из стороны в сторону, оступаясь, словно боясь уронить образ в воду. Может быть, ноги им режут острые камни. Но тогда для чего они вошли в солёные зеленоватые водные холмы, которые один за другим набегают на две хрупкие фигуры, упруго толкают их в живот, пытаясь заставить сделать шаг назад. Иногда это удаётся, но вслед за тем люди опять медленно продвигаются на несколько осторожных шагов вперёд.
Женщина перекрестилась и тихим уверенным голосом, глядя прямо в очи Богородице, произнесла: — Пресвятая Мати Дево, избави образ Твой святый от потопления воднаго! Лёгкий порыв ветра донёс до Варвара эти слова, и он невольно перекрестился вслед за женщиной. Мать и сын, такие одинокие на фоне огромного моря и необъятного неба, ещё раз возложив на себя крестное знамение, положили икону плашмя на очередную волну, слегка подтолкнули доску в сторону открытого моря и опустили бессильные тонкие руки — женские и юношеские. И тут не только Варвар, но и вдова с сыном попятились. Икона вдруг встала во весь свой рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни. Опустился сверху покой и безмолвие седьмого дня, когда Господь, сотворив Вселенную и человека, почил от трудов своих. Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа. Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море.
Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее. Вдова благословила сына пойти на Афон и принять монашеский постриг. Сама же Анастасия вернулась в родную Никею и приняла мученическую кончину за сокрытие чудотворной иконы. Икона вдруг встала во весь рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни А Варвар? Он последовал за сыном вдовы и стал как бы его названым братом.
Святыня находится на Афоне. В IX веке она находилась у вдовы, к которой в дом как-то раз ворвались иконоборцы, уничтожавшие в то время иконы. По легенде, один из воинов ударил копьем по образу Богородицы, и в тот же миг из пораженного места потекла кровь. Вдова пообещала воинам деньги, только бы они ушли до утра и не трогали икону. А когда иконоборцы ушли, женщина вместе с сыном опустила святой образ в море.
Люди обращаются к Иверской иконе Богоматери в самые сложные времена своей жизни. Говорят, что Иверская икона помогает исцелить болезни, решить вопросы, связанные с финансовыми трудностями, защищает от пожаров. История Иверской иконы Божией Матери Начиная с XI столетия икона, автором которой стал врач, иконописец евангелист Лука, помощник апостола Павла, хранится на Святой горе Афон, в монастыре, названном в ее честь. Считается, что святого Луку благословила на создание образа сама Богородица. История иконы имеет глубокие корни, ее судьба складывалась непросто. Согласно писаниям, в IX веке она хранилась у благочестивой христианки. Однажды в дом вдовы, проживающей недалеко от Никеи, пришли язычники, уничтожавшие все святыни. Один из них бросил копье в икону. Из нее потекла кровь. Фото: pravoslavyy. А потом отнесла Иверскую икону к морю, перекрестилась и опустила ее в воду. Монахи, проживавшие на горе Афон, вскоре услышали об иконе, которая находится в море, начали ее искать и попытались достать из воды. Но волны не позволили сделать это. Ночью Иверская икона явилась во сне старцу Гавриилу. Богородица велела ему утром войти в море и достать икону из воды. Так Иверская икона Божией Матери оказалась в монастыре. На том месте, где ее установили для молитв, вскоре появился источник с чистейшей водой.
XII в. Оклад нач. XVI в. Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества , когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители. В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды. На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей.
Там Иверское сердце…
Если уж иконоборцы не пожалели образа Спасителя на Медных вратах Константинополя, то пощадят ли они икону Его Матери. Сведущие люди предупредили благочестивую вдову о прибытии императорского отряда. Но всё случилось так быстро, ведь от благословенного Константинополя до не менее благословенной Никеи всего 750 стадий. Они вошли не постучавшись. Впрочем, стуком можно бы посчитать удар рукояткой меча в лёгкую дверь. Анастасия встретила их у самой двери. Скрестив руки на груди, она, беззащитная, но полная веры, убеждённая в чудотворной силе святых образов, стояла одна против вооружённых солдат, ожидая их первого слова. Лицо её казалось бледным, но не от испуга, а от светлой духовной сосредоточенности, готовности пострадать даже до смерти. Огромные чёрные иконные глаза в пол-лица глядели спокойно и строго. В них светилась тёмным светом такая глубина, в которой, казалось, застыла вся многовековая и многострадальная история греческого народа, весь Гомер, весь опыт античности, вся мировая скорбь о грешном человеке, который не ведает, что творит. Заслуги вашего покойного мужа вам сейчас не помогут.
Кроме того, в столице говорят, что вы распространяете слухи о её чудотворной силе? Мы бы хотели увидеть образ. В руках он держал копьё, тогда как у остальных поблёскивали мечи, наполовину вынутые из ножен. Все неуверенно и натужно расхохотались. Вдова провела солдат в молельню. Там стояло несколько небольших икон, но внимание привлекала одна — огромная, внушительная. Богородица взирала на иконоборцев по-человечески внимательно, словно заглядывая в их души. Вдова встала перед тёмной иконой, загораживая Её своей фигурой. Величественно поднятая голова с горящими глазами пришлась напротив святого Лика Богородицы, и нимб, окружавший главу Пресвятой, стал невольно нимбом благочестивой вдовы. Вдруг он вспыхнул ослепительным светом, который болезненно, до рези полоснул по глазам иконоборцев — и опять стал простым красочным золотистым сиянием на изображении.
Солдаты от неожиданности попятились и, протирая глаза, подняли оружие, как бы для защиты, словно опасаясь нападения. Вдова не видела света и потому подумала, что они отступили на шаг, чтобы броситься на неё и на святой образ. Сколько вы хотите. Оставьте этот образ у меня всего лишь на одну ночь. Дайте мне возможность помолиться перед ним в последний раз. А завтра утром я своими руками отдам вам его. Только скажите цену. В подтверждение своих слов она протянула комиту отряда горсть монет: золотой солид и несколько серебряных милиарисиев. Копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась рана, из которой истекла человеческая святая кровь Солдаты шёпотом посовещались. Нельзя было сказать, что разорив дом вдовы, они обогатились бы.
А вот назначить цену в деньгах, золоте, драгоценностях и получить их наутро без хлопот казалось соблазнительным. Долг и жажда наживы боролись недолго. Только солдат с копьём стремился любой ценой тут же, на месте, уничтожить известную на всю Империю икону. Но страсть к наживе, как это бывает чаще всего там, где нет веры, победила. Недовольный Варвар выходил последним. В раздражении от несостоявшегося погрома в очередной православной молельне, прежде чем ступить за порог, он ударил своим страшным оружием прямо в пресвятой Лик. Икона должна была бы расколоться на части, но копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась выщербленная рана, из которой тут же истекла человеческая святая кровь. Другие солдаты этого уже не видели, они оставили дом вдовы за спиной и обсуждали простой вопрос: не продешевили ли они, потребовав у вдовы первую пришедшую в голову сумму. Сказывали потом, что солдат с копьём всю ночь простоял на коленях в нескольких шагах от дома вдовы. Он старательно пытался стереть кровь с острия копья, но она вновь и вновь выступала из наконечника.
Ранним рассветным утром следующего дня, в бледном свете ещё не взошедшего из-за зубчатого скалистого горизонта солнца, Варвар увидел, как вдова с большим свёртком на спине, нести который помогал юноша, скорее, подросток, отправилась в неизвестный путь. Они оглянулись на город. Сейчас двенадцатиметровые стены казались особенно высокими и стройными, несмотря на невидимую снизу толщину, которая во время осады позволяла разъехаться трём телегам, подвозившим боеприпасы и оружие. Правда, снизу толщина стен была не видна. Крепость всем своим тысячетонным весом, стенами и многочисленными башнями, а их было около сотни, уверенно попирала мягкую землю на озёрном берегу. И земля не чувствовала тяжести. Она покорно несла на своём теле немало таких каменных, казавшихся неприступными, крепостей. Цитадель, крепость, вот с чем можно было бы сравнить веру иконопочитателей, мелькнула мысль у вдовы. Они шли всю ночь южным берегом озера, чтобы выйти к заливу, а копьеносец, крадучись, то по песку, то по росистой траве, то по острым камням бесшумно следовал за ними. Несколько раз они делали короткие остановки для отдыха, и вдова читала речитативом молитвы, отдельные слова которых доносились до солдата, не выпускавшего из рук своё оружие с подсохшей кровью на острие.
Под утро они достигли скалистого берега. Утренние волны словно были не рады людям. Они набегали на узкую полоску песка между скалами, недовольно, но сдержанно роптали на что-то, почти не нарушая ранней свежей тишины, которая, казалось, разлилась по всему белому свету. Варвар размышлял. Братом подросток быть никак не мог. Значит, это сын, которого накануне она, вероятно, спрятала у соседей или родни. В полусвете утра, на бледном фоне небес солдат видел мать и подростка в профиль. Они были поразительно похожи друг на друга. Казалось, если их, как монеты, наложить друг на друга, абрисы ликов совпадут до мельчайших подробностей. Конечно, подросток станет мужчиной, лицо его приобретёт более строгие черты, и сходство уменьшится, но пока… Вдова развернула большой свёрток, в котором оказалась та самая икона.
Впрочем, Варвар давно догадался об этом. Икона стояла на влажном песке, поддерживаемая с одной стороны вдовой, а с другой — её сыном. Женщина встала на колени и долго прикладывалась к образу губами и лбом, нежно и почтительно гладила одеяния Пресвятой подушечками пальцев, как будто собирая, впитывая благодать и испрашивая прощение. За ней то же самое проделал и её юный сын. Варвар продолжал наблюдать, опасаясь спугнуть почитателей чудесного образа. При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы — и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок. Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс.
Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала: — Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею. Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют. Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть Вратарница. Однажды во время набега сарацин один воин дерзко ударил икону своим копьём. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на иконе и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение. Интересно, что Иверский монастырь в отличие от других святогорских монастырей использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря. В соответствии с ней день начинается не с заходом, а с восходом солнца. В конце XIX века основанный на Афоне святыми выходцами из грузин монастырь, ими заселенный, намоленный и восстанавливаемый после всех варварских нападений, остался без грузин, последний из них преставился в 1955 году, и обитель окончательно перешла в руки греков. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки. Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег, но монах вратарник потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину. Она дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал ее привратнику.
Из нее потекла кровь. Фото: pravoslavyy. А потом отнесла Иверскую икону к морю, перекрестилась и опустила ее в воду. Монахи, проживавшие на горе Афон, вскоре услышали об иконе, которая находится в море, начали ее искать и попытались достать из воды. Но волны не позволили сделать это. Ночью Иверская икона явилась во сне старцу Гавриилу. Богородица велела ему утром войти в море и достать икону из воды. Так Иверская икона Божией Матери оказалась в монастыре. На том месте, где ее установили для молитв, вскоре появился источник с чистейшей водой. Иверскую икону несколько раз пытались перенести в другое место. Но она всегда возвращалась к монастырской часовне и к своему источнику. Народный календарь: Агафонов день У народного праздника, посвященного сразу нескольким событиям, немало разных названий. Фото: Екатерина Иванова. RU На Руси в Агафонов день было принято ходить в баню, чтобы перед зимой пропариться по-настоящему. Считалось, что если это сделать в Агафонов день, он же Банный или Карпов день, недуги, связанные с осенне-зимними простудами, обойдут стороной. Хорошим подспорьем считались веники. В старину их делали из листьев березы, дуба, ольхи, крапивы или хвои.
Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — традиции и запреты Празднование в честь иконы Божией Матери совершается ежегодно 25 февраля. В этот день братия Иверского монастыря с крестным ходом идет на берег моря, где была принята икона. В России образ тоже чтут глубоко и трепетно. Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты Иверская икона, на которой Богоматерь изображена с младенцем Христом, является покровительницей Москвы. Это образ, который уже много веков встречает людей, прибывающих в российскую столицу. В праздник в храмах и церквях города проходят службы, на которые собирается много верующих. Совершаются они и во многих других городах России. В день почитания православной святыни верующим нельзя ссориться, конфликтовать с близкими, распространять слухи о других людях. Запрещено употреблять пищу животного происхождения и алкоголь. Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — народные приметы С праздником связано немало народных примет и традиций. Крестьяне в этот день на ужин готовили блюда с рыбой, чтобы весь год был сытным.
Икона Богородицы Иверская
Икона Божьей Матери Иверская: история, значение, молитвы и храмы с иконой | Также Иверская икона Пресвятой Богородицы защищает от неурожая, стихийных бедствий, бытовых проблем. |
Там Иверское сердце… / | Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Иверская, пребывающая на Святой горе Афон, прославилась многочисленными чудесами. |
Икона Божией Матери Иверская
После Литургии начальник УМВД России по Новгородской области, генерал-майор полиции Андрей Коновалов передал митрополиту Льву Иверскую икону Богородицы и другие ценности. Правоохранители задержали похитителей иконы Иверской Богоматери из монастыря на Валдае. Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. 12 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл возглавил встречу чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Успенском храме г. Ставрополя, куда святыня вернулась после реставрации.
Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской
ИВЕРСКАЯ ИКОНА НА АФОНЕ | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт | В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. |
День иконы Иверской Божьей Матери: от чего спасает и о чем просят в молитвах | Храм иверской иконы божией матери в беляево (во). |
Какую молитву читают в День Иверской иконы Божией Матери 13 апреля 2023 года, и в чем она помогает | На Руси о чудотворном образе Иверской иконы Божьей Матери узнали задолго до того, как архимандрит Никон заказал его список. |
Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года? | Аргументы и Факты | Находящаяся в настоящее время Чудотворная икона Иверской Божией Матери написанная ориентировочно в 1854 году как благословение Валдайскому ополчению, шедшему на Крымскую войну, является копией чудотворного образа. |
Объявления
- 18 апреля. Об истории Иверской иконы Богородицы - Радио ВЕРА
- Стоимость реликвии
- Объявления
- Стоит посмотреть!
- Икона Божьей Матери Иверская: история, значение, молитвы и храмы с иконой
- Иверская икона Божией Матери: появление в России, утрата, обретение
Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон тогда еще Новоспасский архимандрит обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с чудотворного образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву.
Вдова вынуждена была расстаться с обожаемым образом. В тот же день она пошла к реке, помолилась образу и опустила его в воду. Икона приняла вертикальное положение и медленно поплыла по течению. Это событие определило духовный путь сына благочестивой вдовы. Он выбрал служение Богу, постригся в монахи и попал в Иверский монастырь, где и рассказал о явленном ему чуде. Иверский монастырь, Афон. Иверский монастырь расположен на святой земле Афона. Он был построен на месте бывшего храма Посейдона династией грузинских монархов Багратионов примерно в X веке. Понятно, что изначально он был грузинским, но в XIX столетии стал греческим. Примерно через пару веков после описанных событий иноки Иверского монастыря узрели чудо: по воде вертикально плыла икона Богоматери, а над ней виднелся столб пламени, уходящий в небеса. Они хотели спасти святыню из воды, но образ чудесным образом удалялся от подплывающей лодки. Ночью одному из монахов, отшельнику Гавриилу Святогорцу, явилось видение: Царица Небесная повелела пойти и забрать чудесный образ. И что вы думаете? Утром старец прошел по воде, аки по суше, и икона легко далась ему в руки. Чудесный образ поставили в храме и начали неустанно ему молиться. Но как только иноки удалились, образ странным образом исчез, но ушел недалеко: наутро его обнаружили над вратами обители. Монахи несколько раз пытались вернуть икону на почетное место в алтаре, но она каждый раз перемещалась на врата. Богородица посетила Гавриила Святогорского во сне еще раз. Приснодева сказала, что ее защищать не нужно: она сама желает стать заступницей монастыря, Иверии Грузии и Афона. С тех пор чудесный образ поселился над вратами, где и пребывал под открытым небом до тех пор, пока на этом месте не построили для него персональную часовню. А икона получила альтернативное название: Портаитисса или Привратница. Где находится оригинал Шедевр иконописи и духовная жемчужина всех православных христиан находится на том же месте, куда она изволила явиться почти тысячу лет назад. Тем не менее с чудотворного образа было сделано множество списков, многие из которых почитаются как чудотворные. Несколько «Привратниц», наделенных божественной силой, есть и в России. Это произошло благодаря инициативе архимандрита Никона — он написал письмо в Иверский монастырь с просьбой прислать список в Москву. Иконописец трудился над образом целый год. Все это время он выдерживал строгий пост, вкушая пищу только в выходные дни. В результате живописцу удалось создать точную копию священного прообраза с сохранением его чудодейственных свойств. Образ встречали в Москве с величайшими почестями, молились ему денно и нощно. Впоследствии Иверская икона стала духовным достоянием и защитницей царской семьи, откуда была передана в Новодевичий монастырь, где провела почти три столетия. В годы советской власти обитель закрыли, а на территории комплекса был организован филиал Государственного исторического музея. Иверская Богородица долгое время была приписана к фонду музея, пока не была передана РПЦ на безвозмездной основе. Теперь она доступна для поклонения и почитания. Список с этой иконы, сделанный несколькими годами позднее, все в том же XVII веке, украсил Воскресенские ворота Кремля.
Перевод: Хотя и в море была погружена святая икона Твоя, Богородица, вдовой, которая не могла спасти икону от врагов, но была обретена и стала Хранительницей Афона и Вратарницей обители Иверской, устрашающей врагов, и в Православной Российской стране, почитающих Тебя, от всех бед и несчастий избавляющая. Перевод: Сегодня воссиял вместе со Светом Воскресения свет почитаемой иконы Твоей, оба света с радостью празднуя, взываем: «Сохрани рабов Твоих благодатью , Владычица».
Икона Божией Матери Иверская пребывает с девятого века на Афоне. Она прославилась многочисленными чудесами, происходившими по молитвам перед образом. О чудотворной святыне знали и на Руси. В сороковых годах семнадцатого века в Москве гостил игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий. Архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к гостю с просьбой даровать святыню Московскому царству. Архимандрит Пахомий знал, что без воли Царицы Небесной образ не покинет свою обитель. Он обещал сделать для российского государя точный список иконы. В тысяча шестьсот сорок восьмом году драгоценный дар прибыл в Москву. Список полностью идентичен древнему чудотворному образу. Он не отличается от него ни размерами, ни изображением. С тысяча шестьсот сорок пятого года он хранился в Новодевичьем монастыре. После революции обитель закрыли, а икону Богородицы Иверскую передали в фонды Государственного Исторического музея. Шестого мая две тысячи двенадцатого года образ был возвращен в Новодевичий монастырь.