В пятницу Банк России установил официальный курс доллара на 13 ноября на уровне 26,6195 руб. за единицу американской валюты. Так дешево доллар не стоил с 30 ноября 1999 года. Изучая архив курса доллара ЦБ РФ в 1999 году, вы можете увидеть, что минимальная отметка доллара в этом году составила 22.0516 руб., максимальным значением курса доллара стало 26.7974 руб.
КУРСЫ ИНОСТРАННЫХ ВАЛЮТ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1999 ГОДУ
Архив курсов доллара ЦБ РФ в 1999 году позволяет проанализировать изменения USD. Архивный курс доллара США к российскому рублю на дату 1 января 1999 по данным ЦБ РФ. * Курсы установлены без обязательств Банка России покупать и продавать указанные валюты по данному курсу.
Доллар вернулся в 1999 год.
К коммерческим банкам были предъявлены штрафные санкции на 300,3 млн. Проведенный Главным управлением федерального казначейства анализ контрольной работы показал, что нарушения, допускаемые распорядителями и получателями бюджетных ассигнований, являются следствием отсутствия законодательно установленной административной и уголовной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Частично эти вопросы нашли свое отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации, где особая роль по реализации мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства отведена органам федерального казначейства. Вместе с тем, в части ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, Министерство финансов внесло предложения по уточнению положений Бюджетного кодекса Российской Федерации. Контрольная работа Минфина России В 1999 году продолжалась работа по совершенствованию нормативной базы и деятельности контрольно-ревизионного аппарата Министерства финансов Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации в 1999 году принято непосредственное участие в разработке: - Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. МВД России, Минфином России, Минсельхозпродом России; В 1999 году Минфином России продолжена работа над проектом федерального закона "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации", предложения по которому в декабре 1999 г. Во исполнение Федерального закона от 25 сентября 1998 г.
Минфином России разработано и Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 апреля 1999 г. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. Минфином России подготовлен проектФедеральной целевой программы перспективного развития контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации, которая должна быть принята в 2000 году. Минфином России проведено 8. В 1999 году контрольно-ревизионным аппаратом Минфина России на предприятиях, в учреждениях и организациях проведено 47,6 тыс. В результате принятых мер взыскано и восстановлено в возмещение выявленного ущерба 2. Начислено дополнительных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды всех уровней на 5.
Из общей суммы начисленных дополнительных платежей поступило в бюджеты и во внебюджетные фонды всех уровней 2. Следственным органам передано 9,4 тыс. По переданным в правоохранительные органы материалам ревизий и проверок возбуждено 3,4 тыс. В ходе ревизий и проверок контрольно-ревизионным аппаратом особое внимание уделялось целевому использованию средств, выделенных из федерального бюджета, контролю за сохранностью денежных и материальных ресурсов, достоверности представленных данных о задолженности федерального бюджета организациям, соблюдения валютного законодательства. Так, только в ходе проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на развитие агропромышленного комплекса, выявлено нецелевое использование средств специального фонда льготного кредитования на 15,5 млн. Ущерб от нецелевого использования средств федерального бюджета и необеспечения сохранности финансовых и материальных ресурсов в системе Минсельхозпрода России составил 2,8 млрд. В ходе проверки Военно-Морского флота Российской Федерации было выявлено искажение отчетности, вызвавшее завышение задолженности перед государственным бюджетом на 2,5 млрд.
В ходе этой проверки приняты оперативные меры по исправлению отчетности. Проверкой в Управлении по организации и проведению спортивных мероприятий Минспорта России выявлено нецелевое использование 32,6 млн. Наиболее типичные нарушения валютного законодательства выявлены по операциям, связанным с движением капитала без разрешения лицензии Банка России, не возвратом валютных средств в уполномоченные банки Российской Федерации, скрытием в бухгалтерском учете объектов недвижимости, имеющих валютную балансовую стоимость. Например, валютные средства, выделенные из федерального бюджета для развития золотодобывающей отрасли Чукотского автономного округа, администрацией этого округа были размещены в коммерческом банке "Пресня банк", из которых 496,7 млн. Проверками целевого использования средств, полученных Российской Федерацией в виде займов от Международного банка Реконструкции и Развития, выявлено, что 665,4 млн. Значительные суммы нецелевого использования средств федерального бюджета выявлены контрольно-ревизионными управлениями Минфина России в субъектах Российской Федерации. Так, Министерством финансов Ставропольского края 66,4 млн.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области 8,7 млн. Государственная налоговая инспекция по Калининградской области необоснованно израсходовала 5,1 млн. Акционерное общество "Давыдово" Московская область 3,5 млн. Успешное комплексное решение задач по социально-экономическому развитию Российской Федерации может быть обеспечено только при постоянном и эффективном предварительном, текущем и последующем контроле в рамках действующего законодательства во всех структурах государства и, прежде всего, за целевым расходованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Система контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации остается наиболее эффективным и практически единственным органом последующего государственного финансового контроля. Перед этими органами в 2000 году стоят еще более ответственные задачи. Среди них: - усиление взаимодействия и координации работы с государственными органами исполнительной власти, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по совершенствованию государственного финансового контроля, обеспечению эффективного и целевого использования бюджетных средств, укреплению государственной финансовой дисциплины; - обеспечение качественно нового уровня организационно-методологического руководства территориальными контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, организация постоянного контроля за их деятельностью и в первую очередь за выполнением приказа Министерства финансов Российской Федерации от 19 августа 1998 г.
Подводя основные итоги деятельности Министерства финансов в 1999 году, можно сделать следующие выводы: Во-первых, эффективность государственной экономической политики Российской Федерации во многом определяется степенью скоординированности бюджетной и денежно-кредитной политики. Во-вторых, эффективная реализация бюджетной политики невозможна без осуществления институциональных преобразований, включая совершенствование налоговой реформы, сокращение оттока капитала, ликвидацию неденежных форм расчетов, улучшение инвестиционного климата, совершенствование механизмов адресной социальной поддержки, обеспечение казначейского контроля за целевым использованием бюджетных средств и пр. В-третьих, характер бюджетной политики во многом определяется взаимоотношениями Российской Федерации с международными финансовыми организациями и иностранными кредиторами. Учитывая высокую долю внешнего долга в объеме государственного долга, а также ограниченные возможности внутренних заимствований, урегулирование вопросов с международными финансовыми организациями, а также с иностранными кредиторами имеет особую значимость. В-четвертых, осуществление эффективной бюджетной политики невозможно без координации усилий органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, а также местных администраций. Отсутствие государственной дисциплины в исполнении принятых решений, единства действий органов государственной власти снижает эффективность бюджетной политики и препятствует экономическому росту. Учитывая выводы, сделанные по итогам работы в 1999 году, основными задачами Министерства финансов Российской Федерации, а также органов финансовой системы в 2000 году и на ближайшую перспективу являются: 1.
Разработка перспективной бюджетной стратегии, соответствующей задачам обеспечения экономического роста и повышения благосостояния населения. Бюджетный процесс должен строиться на основании прогнозов социально-экономического развития страны и концепции бюджетной политики на средне и долгосрочную перспективу. Только в этом случае можно добиться оптимизации бюджетной политики, четко определять текущие и перспективные цели и приоритеты ее проведения. Обеспечение государственной поддержки роста экономики начавшегося в 1999 г. Рост благосостояния населения, сократившегося в результате кризиса августа 1998г. Повышение реальных доходов населения, в первую очередь, работников бюджетных организаций позволяет решить не только социальную задачу, но и повысить потребительский спрос, являющийся условием экономического роста. В решении этого вопроса немаловажная роль принадлежит субъектам Российской Федерации, из бюджетов которых осуществляется основная часть социальных расходов.
Задержки и рост задолженности по оплате труда работникам бюджетной сферы должны быть прекращены.
Доллар за это же время потерял своей покупательной способности в 2 раза - Value of Dollar over time by year Period Value.
Доллар 1990 года Либерти. Монеты 1991 года Либерти. США 5 центов 2002 p. Филиппины 50 сентимо 1993 год. Американская монета квотер 1999. Американская монета квотер 1999 перевёртыш?. Квотер 25 центов Делавэр двор s. Юбилейная монета штат ньюерк 25 центов. Алжир 1 Франк 1944. В поисках золота монета. Доллары в рубли. Сильный рубль. Доллар фото. Американский рубль. Американский четверть доллара 1997. Туркменский манат 1993 года. За доллар. Банкноты США 1899. Размер серебряного сертификата 50 долларов 1878. Ливан 1000 ливров. Банкноты Ливана. Лигурийская Республика 8 лир 1798. Монета Бальбоа Юбилейная. Бальбоа Панама. Панама 1 Бальбоа 2004 Панамский канал. Пиастры рисунок.
Естественно за данные операции можно было получить реальный тюремный срок. С 1 ноября 1990 года курсовой бюллетень Госбанка СССР имел три колонки: «официальный курс», «коммерческий курс» и «специальный курс». Официальный курс, исчисленный на базе ранее действовавшего паритета рубля, использовался преимущественно для экономического анализа. Коммерческий курс являлся единым для всех участников внешнеэкономических связей. Выезжающие за границу советские граждане отныне должны были покупать доллары по специальному курсу. Чтобы валюта не обошлась им слишком дешево, курс начали стремительно повышать. Нынешняя система, при которой валюту можно покупать свободно и в любом количестве, была введена только в июле 1992 года постановлением Банка России. Начало 90-х это время быстрой девальвации рубля, что было неудивительно.
Сколько стоит доллар в 1999 году?
Исходя из этого, справедливый курс российского рубля должен быть 23,24 руб. за доллар. установил следующие курсы иностранных валют (ДОЛЛАРА США, НЕМЕЦКОЙ МАРКИ И ЕВРО) к рублю Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей без обязательств Банка России покупать или продавать указанные валюты по данному курсу. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 9 ноября 2007 года, снизился на 2,93 копейки и составил 24,4830 рубля за доллар. Курсы доллара США (USD) и евро (EUR) за 2008 год.
Курс доллара ЦБ РФ за 1999 год
В 1999 году средневзвешенный курс популярных валют составил: доллара — 24,6489 рублей за 1 USD. 2000 год начался с торгов 5 января, на которых был зафиксирован тот же курс — 27 рублей за доллар. Изучая архив курса доллара ЦБ РФ в 1999 году, вы можете увидеть, что минимальная отметка доллара в этом году составила 22.0516 руб., максимальным значением курса доллара стало 26.7974 руб.
Курсы доллара США (USD), немецкой марки (DM) и евро (EUR) за 1999 год
В этот период доллар стоит ровно 4 советских рубля. Подобное положение вещей продержалось до денежной реформы 1961 г. После нее — с 1 января 1961 г. Вернуться к оглавлению Курсовые колебания нашего времени В 1972 году произошла — первый раз после Великой Депрессии — девальвация американской валюты, и прекратился ее обмен на золото. В 1973 золотой стандарт был отменен окончательно. Наступила эпоха быстрого изменения курса доллара. В 1972 и 1973 гг.
За 3 месяца стоимость доллара выросла в 500 раз. С 1 июля 1992 до деноминации 1 января 1998 рубль подешевел в 47 раз. На момент деноминации доллар стоил 5,96 рублей. Политическая обстановка в стране не улучшалась, а трехзначная инфляция стала двузначной, но по-прежнему негативно влияла на экономику — и на 1 января 1999 года доллар стоил уже 20,65 рублей. Дорогой друг, Инвестиционная грамотность - это умение принимать осознанные и обоснованные решения в сфере инвестиций.
Это не означает, что рубль вообще нельзя было в то время использовать для сбережений. На фоне резкого падения доходов и остановившихся заводов островками благополучия смотрелись «Инкомбанк», «Уникомбанк», «Токобанк», «Столичный банк сбережений» и т. Однако, в целом доверия в рублю не было. Начавшиеся в Российской торговой системе в августе 1995 года торги акциями приватизированных предприятий торговались за доллары. В 1995—1998 гг. Отток капитала с emerging markets и падение цен на нефть обрушили рубль. Большинство олигархов первой волны предпочитали богатеть за счет России, а не вместе с ней. Частично доверие к российской валюте вернулось в нулевые годы, когда заметно снизилась инфляция, в страну хлынул поток западных инвестиций, уверенно выросли цены на нефть, а также добыча черного золота.
Одним из основных факторов, влияющих на курс доллара, было состояние национальной экономики России. В период после дефолта 1998 года, страна испытывала серьезные экономические трудности, сопровождавшиеся высокой инфляцией и падением производства. Такое положение дел отрицательно сказывалось на доверии инвесторов и привлечении иностранного капитала, что, в свою очередь, влияло на курс доллара. Еще одним фактором, влияющим на курс доллара в 1999 году, была политическая обстановка в стране. В тот период происходили значительные изменения в правительстве и парламенте, что вызывало нестабильность и рост политического риска. Такие факторы создавали негативные предпосылки для инвестиций и влияли на курс доллара. Также важным фактором были международные экономические тренды и политика других стран.
Курс доллара в 2000 году
Семь лет назад он стоил столько же В пятницу Банк России установил официальный курс доллара на 13 ноября на уровне 26,6195 руб. Так дешево доллар не стоил с 30 ноября 1999 года. Главной причиной снижения стало обновление ряда макроэкономических показателей США. Дополнительным стимулом также стала нехватка рублевой ликвидности в российской банковской системе в преддверии налоговых выплат. В пятницу к 11. Снижение доллара относительно рубля на ЕТС продолжилось и дальше: в ходе пятничных торгов уровень 26,6 руб. Но несмотря на потерю долларом почти 12 копеек относительно уровня закрытия предыдущей торговой сессии, особой активности на торгах замечено не было: оборот составил 1,855 млрд долл.
Следствием чрезмерного снижения денежного предложения — бартеризация экономики, массовые неплатежи и т. В частности, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор. Ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно сужала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны. Кроме того, резкий рост госдолга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. А либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов. Одновременно с постоянно увеличивавшимся внутренним и внешним долгом сокращались и возможности по его финансированию. Другая точка зрения подразумевает, что тенденции развития экономики, наметившиеся в 1997 году, были однозначно положительными. Ухудшение финансовой ситуации с конца 1997 года править С. Кириенко — Председатель Правительства России с апреля по август 1998 года Резкому ухудшению и без того непростой финансовой ситуации в России способствовали внешние факторы: кризис в странах Юго-Восточной Азии , разразившийся в середине 1997 года, а также резкое падение мировых цен на энергоносители, которые составляют значительную часть российского экспорта. Не менее важными стали и внутренние факторы.
А именно противодействие политике правительства в политических и экономических элитах. При том, что в самом правительстве считали, что [8] Кризис доверия по сути является ядром нынешнего финансового кризиса. В Государственной Думе большинство было у коммунистов и их сторонников, и поэтому правительство не пользовалось поддержкой парламента. Так, только после третьего голосования по его кандидатуре, Сергей Кириенко 251 голосом при минимуме 226 был утверждён Государственной думой в должности председателя правительства 25 апреля 1998 года [9]. Когда же в июле 1998 года правительством была предложена программа стабилизации, то она была провалена Госдумой. Также противостояла правительству влиятельная группа руководителей и собственников производственных предприятий, вынужденных конкурировать с импортом. Твердый рубль, повысивший доходы граждан, ожививший торговлю и конкуренцию, очень раздражал «производственников». Это раздражение отчасти разделяли и экспортеры, получавшие валютные доходы [7]. В итоге — искусственное усиление «кризиса неплатежей», поддержка оппозиции на выборах, информационное давление на правительство. В конце 1997 года стали быстро расти ставки по кредитам и государственным обязательствам, начал падать фондовый рынок.
Эти события оказали негативное влияние на настроения инвесторов, что увеличило отток капитала и усилило давление на курс рубля. Однако финансовые ресурсы, к которым могли прибегнуть власти, были заведомо недостаточным по сравнению с масштабом возникших проблем. Реальный сектор экономики , также находившийся в удручающем состоянии, действенную помощь оказать не мог. Это я заявляю твёрдо и чётко.
Согласно ему, 1 января 1998 года была проведена деноминация рубля и изменение масштаба цен в тысячу раз.
Это последнее подобное решение в истории, и тот рубль, который мы видим сейчас, сформировался именно в начале 1998 года. За эти четверть века можно выделить 4 волны ослабления национальной валюты, которые выводили ее на новые минимумы. Попробуем рассмотреть их и разобраться в причинах. Первая волна ослабления рубля пришлась уже на август 1998 года и была связана с экономическим кризисом. Падение цен на нефть, прошедшее вследствие кризиса в Юго-восточной Азии, привело к снижению возможности государства по обслуживанию ГКО государственных казначейских облигаций , в связи с чем по данным бумагам был объявлен технический дефолт.
При этом государство вынуждено было отказаться от поддержки крепкого рубля через механизм коридора. Данный механизм осуществлялся через интервенции Центробанка, однако уменьшение резервов не позволило и дальше придерживаться данной политики. Уход поддержки со стороны регулятора привел к переходу рубля в свободное плавание, в результате чего менее чем за полгода доллар вырос более чем в три раза — с 6,8 рубля в середине августа до 21—22 рублей в начале 1999 года. Аналитический Центр Банки. Данными уровнями ослабление рубля не ограничилось — в последующие годы, несмотря на выход цен на нефть на новые локальные максимумы, доллар плавно поднимался и в 2002 году достиг отметки 30 рублей, после чего началось восстановление национальной валюты, прерванное следующей волной девальвации.
Чтобы ответить на сообщение, нужно было найти стационарный телефон, позвонить в пейджинговую компанию и надиктовать ответ. Естественно, полноценная мобильная связь тоже менялась — появлялись новые модели телефонов, более компактные и дешёвые. Стоимость минуты разговора снижалась по мере роста конкуренции и абонентских баз операторов. С середины 1990-х экономическая ситуация в стране начала улучшаться, поэтому всё больше людей могли себе позволить всё ещё очень недешёвое удовольствие — мобильный телефон. Конец 90-х: расширение рынка В те годы рынок мобильной связи был ещё далёк от насыщения. Более того, основные сегодняшние операторы в основном конкурировали за московских абонентов, а в большинстве крупнейших городов страны правили бал различные региональные компании. Современной молодёжи вряд ли знакомо название МСС — «Московская сотовая связь», хотя до конца 1990-х эта компания была лидером на столичном рынке мобильной связи. В 1998 году она была единственной, кто предлагал тариф с бесплатными звонками внутри сети. Сегодня это само собой разумеется, но когда-то людям приходилось платить за то, что им звонили абоненты того же оператора. Для сравнения тарифы на мобильную связь в 1996 году: Размеренное течение жизни было нарушено в конце 1990-х, когда целый ряд факторов привёл к кумулятивному эффекту в виде очень быстрого снижения цен на мобильную связь.
В 1997 году доллар стоил около 6 тысяч рублей, средний доход на душу населения составлял 940 тысяч рублей, прожиточный минимум — 460 тысяч рублей это было ещё до деноминации, когда с рублёвых купюр убрали по три нуля. Иными словами, доступный телефон стоил примерно среднюю месячную зарплату. В январе 1998 года провели деноминацию, а в августе разразился кризис. К концу года доллар стоил около 20 рублей, а средний доход на душу населения в стране составлял 1000 рублей в месяц. Мобильные операторы начали объединяться и укрупняться. Внедрение GSM-технологии стало более активным.
Главные котировки
- Все новости
- Первые торги 1995 года, проведенные 6 января, зафиксировали курс ,
- Читайте также:
- История изменений курса доллара
- "Американские горки" российской валюты: как курс рубля менялся последние 30 лет
Курс доллара ЦБ РФ на 1999 год
«В 1980 году официальный курс доллара в СССР составлял 64 копейки, в 1985-м — 70 коп, в 1990 году — 60 копеек. Однако это мало что значило в реальной жизни. График динамики курса в 1999 году. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 9 ноября 2007 года, снизился на 2,93 копейки и составил 24,4830 рубля за доллар. Последний раз курс доллара, устанавливаемый ЦБ РФ, был ниже 24 рублей аж в мае 1999 года.
Курсы долларов ЦБ РФ в 1999
Архив курсов доллара ЦБ РФ в 1999 году позволяет проанализировать изменения USD. В пятницу Банк России установил официальный курс доллара на 13 ноября на уровне 26,6195 руб. за единицу американской валюты. Так дешево доллар не стоил с 30 ноября 1999 года. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 9 ноября 2007 года, снизился на 2,93 копейки и составил 24,4830 рубля за доллар.
Доллар вернулся в 1999 год
RU предоставляет обширную информацию о курсах наличных валют в банках РФ, позволяя вам в режиме реального времени найти самые выгодные предложения для обмена валют без необходимости посещения банков. Перед тем как совершать обменные операции, мы рекомендуем всегда уточнять возможность и актуальный курс валюты в банке, так как котировки валют могут различаться в зависимости от филиала, онлайн-банка и других точек обслуживания. Информация о курсах взята из официально опубликованных данных головного офиса каждого банка, однако наличие конкретной валюты и ее обменный курс может отличаться в различных подразделениях. Информация на странице «Курсы валют» обновляется постоянно и включает в себя данные о курсах обмена иностранных валют, таких как доллар, евро, юань и другие.
Кравченко из «Велес Капитала» отмечает, что динамика цен на нефть и нефтегазовых доходов сейчас комфортна для курса рубля. Однако сложности во внешних расчетах и нестабильный приток валютной выручки на внутренний рынок не позволяют рублю отыгрывать благоприятную конъюнктуру в полной мере, добавляет он. По мнению эксперта, решить эту проблему как раз поможет обязательное требование о продаже валютной выручки экспортеров, поэтому продление действия этого документа благоприятно скажется на внутреннем валютном рынке в части сокращения рыночной волатильности. Заместитель министра финансов Иван Чебесков в эфире программы «Индекс Недели» на РБК ТВ сообщил , что ключевыми факторами влияния на динамику курса рубля остаются показатели торгового баланса, однако продажа валютной выручки экспортерами позволяет «сглаживать» волатильность курса. Аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева обращает внимание на прямую корреляцию между указом о продаже выручки и направлением курса рубля, однако здесь есть и прямая связь с объемом нефтегазовых доходов, добавляет она. Чем выше экспортные потоки, тем больше валюты поступает на внутренний рынок», — объясняет Пырьева. Этот рост был обеспечен увеличением экспортных потоков при менее заметном росте импорта, добавляет она.
Однако сильный рост профицита счета текущих операций пока не проявляется в курсе рубля, говорит Дудченко.
Конечно, эти временные границы приблизительны. Катастрофическими выглядели непосредственные последствия и на самом деле они такими и были. По темпам роста и размерам эти цифры намного превосходили аналогичные показатели других стран, переживающих в то время кризис. И курс валюты, и цены на товары совершали огромные скачки, соответственно нормальный ход валютных операций был нарушен. Банковская система России практически прекратила функционировать.
Почти все крупные банки прекратили операции с клиентами и заморозили их счета, так как сами оказались банкротами. Толпы народа держали в осаде отделения коммерческих банков; и даже Сбербанк, несмотря на то, что его обязательства считались гарантированными государством, ввел ограничения на выдачу валютных вкладов. Одновременно с этим десятки тысяч предприятий не могли использовать свои оборотные средства. А Центробанку оставалось только фиксировать эти факты, у одних банков отзывая лицензию, и назначая свою администрацию в других. Доверие к России на мировых финансовых рынках рухнуло. Оценивающие платежеспособность и надежность заемщиков, рейтинговые агентства скачкообразно понижали финансовые рейтинги российских банков, правительства, и регионов России в целом. Ничего хорошего для России это не предвещало - любой доступ к внешним источникам финансирования для России отныне был заблокирован.
Основные западные банки создали специальный комитет для отстаивания своих интересов в связи с Российским дефолтом. А очередные транши согласованного в июле 1998 года кредита Международный валютный фонд вообще закрыл. Наверняка многие помнят неразбериху, неуверенность и стресс, которые царили в стране в эти недели. В высших кругах бушевала лихорадка перетасовок, отставок, назначений. Задержки выдачи зарплаты, ставшие уже обычным явлением, резко выросли. Обыватели с ужасом наблюдали, как на рынках и в магазинах ежедневно менялись ценники, и только в одну сторону - повышения. Заводы, фабрики, банки сокращали и увольняли сотрудников, в лучшем случае отправляли в неоплачиваемый отпуск.
Еще вчера самые доходные и престижные профессии брокера, банкира, менеджера по рекламе неожиданно стали сферой массовой безработицы. Средний класс, формирование которого едва началось в России, терял почву под ногами. Как в России, так и на Западе, в прогнозах и оценках царил пессимизм. Тогда как уровень цен к концу года мог бы превысить уровень 1997 года в 2,5 - 3 раза. Выступая в одном из комитетов палаты представителей США, Д. Сорос говорил о «коллапсе российской банковской системы» и о том, что «сначала Индонезия, а потом Россия пережили практически полный крах». События в России и в Бразилии, все еще продолжающийся кризис в Азии, экономический спад в Японии породили к концу 1998 года ощущение угрозы мирового экономического кризиса, напомнившие начало Великой депрессия 1930-х годов.
К счастью, крах не наступил. Продолжавшийся подъем экономики в Западной Европе и Америке, достаточная устойчивость Китая и Индии, начавшееся оживление в кризисных странах Азии, смогли отвратить угрозу. Международные агентства и организации, занимающиеся экономическими прогнозами, стали повышать оценки мировой экономики на 1999 и 2000 годы. Россия, как и все, только в своем масштабе, поправлялась от августовского фейерверка. И именно тогда, на протяжении 2-3 кварталов новая послекризисная реальность стала входить в жизнь людей, страны, в повседневные экономические процессы. Последствия кризиса, пусть даже краткосрочные, все еще во многом определяли обстановку, и тем не менее, наконец-то, наступала хоть какая-то стабилизация. И ее наиглавнейшими показателями стали во-первых, прекращение обвального падения курса рубля и как следствие - снижение темпов инфляции.
Та самая гиперинфляция, которая казалась вполне вероятной осенью 1998 года к счастью, не случилась. Федеральный бюджет вел себя достаточно удовлетворительно, будучи освобожденным от платежей по внутреннему долгу. Обязательства по дефолту в течение 1999 года были переоформлены в купонные среднесрочные облигации с регулярной выплатой процентов по купонам, прилагаемым к бумагам. Импорт резко сократился под воздействием девальвации. Некоторые предприятия в пищевой и легкой промышленности России наконец-то смогли подняться с колен и занять свое место на рынке. Торговый баланс страны увеличился благодаря уменьшению импорта. Вопреки рецептам консерваторов от экономической науки и идеологов левой оппозиции, новые руководители правительства и Центробанка не встали на путь резкого усиления государственного участия в экономике и более щедрой эмиссии денег, и именно в этом, похоже, и состояла их заслуга.
Более того, они продолжили сотрудничество с Международным валютным фондом, и это дало возможность минимизировать ущерб от кризиса для международного финансового позиционирования России. И все-таки положение в стране оставалось трудным, в некоторых отношениях — практически критическим. Постоянную угрозу усиления инфляции создавало правительство, которое было вынуждено вернуться к финансированию дефицита федерального бюджета кредитами Центрального банка. Система коммерческих банков России представляла собой либо госпиталь, либо погост. А правительство только начинало задумываться о реструктуризации и преобразованиях по известным западным и азиатским моделям. Бегство капитала не остановила даже девальвация, хотя на это и возлагали какие-то надежды, и оно, в сущности, продолжало поглощать весь актив торгового баланса, а валютные резервы Центрального банка оставались на совершенно недостаточном уровне. На границе 1998-го и 1999-го годов все прогнозы развития российской экономики были весьма далеки от оптимизма.
Несмотря на это с каждым месяцем картина выглядела все лучше. Более того, доходы бюджета, темп инфляции, курс рубля к концу 1999 года оказались лучше прогнозов. Социальные психологи стали отмечать укрепление в деловых кругах и в более широких слоях настроений оптимизма и надежды на лучшее. Можно сказать, что к середине, и еще более к концу, 1999 года непосредственные и краткосрочные последствия финансового кризиса были преодолены. Кто проиграл, тот смирился с потерями и взялся за работу, чтобы наверстать потерянное. Кто выиграл, тот старался удержать свой выигрыш. Вполне удовлетворительно выглядят экономические показатели за 2000 год.
Впервые более чем за десять лет отмечен рост производства во всех основных отраслях. Инфляция по российским понятиям была умеренной, приостановился рост внешних долгов, рубль держался крепко, а валютные резервы увеличились примерно в два раза.