Кутья — это вовсе не блюдо для похорон, а традиционное праздничное кушанье из риса. Нужно предварительно составить лист того, что взять с собой на похороны, чтобы мероприятие прошло без негативных последствий. Если осталась кутья, ею следует помянуть умершего или скормить животным. Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы. В компании «Вкусно — и точка» прокомментировали случай в Перми, когда директор филиала в ЦУМе Сергей Пасека не желал дать 19-летней сотруднице Алене отпуск в связи с похоронами дедушки.
Кутья из риса с изюмом "Поминальная"
Приметы на поминках Голый стол на помины не дают, иначе быть беде. Если стол и отдают кому-нибудь, то только со скатертью. После помин ее необходимо постирать или сжечь. Чтобы не навели порчу на поминах Ни для кого не секрет, что от порчи, сделанной на поминах, очень сложно избавиться. Знахарь, который берется лечить порченого человека, нередко перетягивает эту порчу на себя и серьезно заболевает. Для того чтобы не стать легкой добычей тех, кто желает навести на вас порчу, никогда не пейте на поминах спиртного. Помните, когда человек пьет хмельное, то он сознательно грешит, и на это время Ангел-хранитель отходит от него. Естественно, что такой человек легко становится жертвой порчи. А ведь никто с уверенностью не может сказать, что у него нет врагов. В старину на поминках пили кисель и ели кутью с блинами и, конечно, читали заговоры-обереги. Как поставить на себя оберег при отпевании Прежде чем пойти на отпевание, скрестите большой и указательный пальцы на обеих руках и скажите: Душа моя, успокойся, ничего не бойся, Не меня в церкви отпевают, Хоронят и поминают.
Крест со мной, икона передо мной, Ангел-хранитель за спиной.
На пути, где алкоголь и наркотики после смерти близкого используются, как возможность залить горе-тоску, человек очень быстро может потерять не только здоровье, но и жизнь. Таким образом люди просто пытаются уйти от реальности.
Они ведут грешную жизнь и лишнее напоминание о собственной смертности их сильно пугает, и заставляет искать пути отрицания. Многие не видят другого выхода. Они представляют мрак после погребения тела человека, а о существовании души не ведают.
А почему не ведают — потому что не молятся о душе. Когда человек начинает молиться о другом человеке, он начинает его чувствовать, обязательно возникает взаимное духовное общение. А если не молиться, то появляется страшная опасность тоски, горя, страха, которые могут вылиться либо в алкогольно-наркотическую зависимость, либо в психические заболевания.
Нужно молиться хотя бы для того, чтобы избавить себя от этих страшных духовных последствий. И своими молитвами вы не только спасете себя, но и заодно окажете драгоценную помощь усопшему. Когда человек пьет, он жалеет себя, пытается уберечься от психотравмы.
Алкоголь — это наркоз. Но наркоз не решает саму проблему. Саму проблему с помощью алкоголя не решишь, смерти не познаешь и от психологической травмы не уйдешь.
Душе покойного этим нем более не поможешь. И не секрет, что зачастую питие на поминках ведет еще и к антиобщественным проявлениям. Вроде все тихо-мирно садятся за поминальный стол, а потом выпьют, что-то припомнят друг другу, поругаются.
Наши страсти не позволяют терпеть мнение другого человека, обязательно нужно свой взгляд на вещи высказать, обязательно нужно кого-то осудить. А если человек еще и алкоголем свой язык развязал, то последствия поминок могут быть совсем неожиданными. И вот когда все должны вроде объединиться в общем молитвенном воздыхании и помощи усопшему, ради которого-то и собрались, всё получается наоборот: разругались, осудили друг друга, а то и подрались.
И это вполне естественное следствие, ведь пьянство — это добровольное безумие… Надо ли говорить, что душе усопшего через такие «поминки» доставляется не радость и утешение, а величайшая скорбь. Хотелось бы сказать и по поводу поминального меню. Яства на столе — повод для удовлетворения собственного тщеславия.
И ничего более. Часто мы пытаемся из кожи вон вылезти, выложиться так, как будто принесем этими явствами пользу усопшему, но это ему не нужно совсем. По настоящей православной традиции на поминальном столе должна присутствовать кутья — сладкое, зерновое чаще рисовое блюдо.
Крупа — это символ будущего возрождения, а ее сладость в кутье символизирует сладость будущей вечной жизни. Над кутьей читается особая молитва. С нее обычно начитается поминовение усопшего: дается по ложечке всем, кто присутствует на поминках.
Дальнейшая часть трапезы не имеет обязательного характера, кроме, конечно, времени поста, который и на поминках желательно не нарушать.
При похоронах умершего соплеменника его снабжали едой, среди которой была и пшеничная каша. Древние были уверены, что умершие и на небе живут, как на земле, и им нужно пропитание. Видимо, кутья на поминальном столе в настоящее время — это отголосок языческих верований. Что символизирует кутья Наши предки связывали природные явления, растения, животных со своими представлениями о мироустройстве, о земной жизни и жизни после смерти на небесах. Зерно для них было чудом. Ведь маленькое зернышко пшеницы, которое хранилось всю зиму в амбаре, попадая в землю, давало всходы и кормило людей до следующего урожая. В общем, зерно символизировало жизнь, которая возрождалась в каждом новом поколении. Поэтому люди молились о новом богатом урожае, просили своих небесных покровителей послать дождь в засуху и хорошую погоду во время страды. Собирая урожай, подбирали всё до последнего колоска.
Люди свято верили в то, что ушедшие на небеса так же возрождаются к жизни, как и растения пшеница, ячмень весной. Сладости символизировали сладкую и беззаботную райскую жизнь, которая ждёт усопших на небе. Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Как готовят кутью, рецепты Для приготовления поминальной кутьи надо запастись следующими продуктами: зерном, сладостями, сухофруктами, ядрышками орехов. Кутья из пшеницы Для её приготовления потребуется: Пшеница в цельных зёрнах — 400-500 гр.
В этот период душе выносят приговор о будущем странствии. В этот день близкие приходят на могилу, молятся, прощаются с усопшим. Туда же приносят четное число цветов и свечу. Все эти вещи являются знаком почтения умершему. Среди распространенных цветов можно назвать гвоздики, тюльпаны, ирисы, розы. Кладя их на могилу, нужно вслух или мысленно выразить всю свою любовь и почтение. Именно на 40 день на погосте оставляют кутью на тарелке. Нельзя громко беседовать, кричать, хохотать возле могилы.
Кутья на поминки – 4 быстрых рецепта
В селениях Марийского края во время проводов умершего музыканты садились на повозку рядом с гробом и играли на волынке, гуслях или гармошке похоронную мелодию колышо муро. Игре на музыкальных инструментах придавалось магическое значение — она отгоняла от похоронной процессии и умершего нечистые силы. Каждый род хоронил своих родственников на определенном участке кладбища. Могила выкапывалась в направлении с севера на юг или с запада на восток. Умершего клали ногами к востоку или к юго-востоку, поскольку считалось, что загробный мир находится на севере. Туда же укладывали палочку — мерку, используемую при приготовлении гроба. Для выхода души из могилы в некоторых местах от гроба до надмогильного столба протягивали нитку. На ее нижнем конце подвешивали серебряную монету, что должно было олицетворять солнце. Над гробом марийцы обычно устанавливали столб или деревянный крест, на которые вешали полотенца. Восточные марийцы воздвигали длинный шест с изображением кукушки на конце символ печали, утраты. К шесту привязывали полотенце и две нитки, на которых якобы раскачивалась душа.
Марийцы верили, что душа человека до сорокового дня пребывает на земле. Члены семьи у восточных мари 40 дней ежедневно по утрам поминали умершего перед зажженной свечой. Наиболее важными для умершего считались поминки сорокового дня нылле пайрем. Его старались проводить на 39-й день после смерти человека. В этот день его душа якобы навсегда покидала родные места. В честь сорокового дня родственники резали барана в ХVIII веке — коня или овцу, выезжали с музыкой и песнями или шли на кладбище, чтобы пригласить умершего и его родню на поминки. Восточные марийцы, приехав на кладбище, становились вокруг могилы, читали соответствующую молитву и начинали петь песню, призывая умершего принять участие в своем празднике. Возвращались с кладбища также под музыку. По пути они отрубали липовую палку и очищали ее от коры. Она должна была символизировать умершего.
Не случайно ее носили даже в баню, чтобы попарить. Затем эту палку укрепляли в красном углу дома и на нее вешали одежду покойного. Роль покойного играл специально выбранный или назначенный человек вургем чийыше. Помывшись в бане, он надевал лучшую одежду умершего и садился на почетное место. Все близкие и дальние родственники, а также соседи приходили на поминки со своей едой блины, рыбные блюда, сырки, яичница-запеканка, каравай хлеба и др. В доме умершего перед началом поминок в честь загробного владыки, его помощника и охранника ворот зажигали специальные свечи. Одну большую длинную свечу посвящали умершему, другие, поменьше, — в честь умерших родственников, соседей, уважаемых жителей деревни и т. Всего зажигалось 40 свечей. Прочитав молитву, начинали угощать умершего. Поминки сопровождались пением специальных песен, а затем и ритуальными танцами.
На поминки в сороковой день душа умершего возвращалась к родным в сопровождении близких умерших родственников. Поэтому участники поминок обращали внимание и на них. Каждый родственник зажигал свечи в честь недавно умершего представителя родственного коллектива тукым, урлык. Присутствующие, поминая умершего, предлагали свое угощение, отливая немного вина и положив кусочки еды в специальную посуду. Заместитель умершего, разыгрывая его роль, рассказывал, как он провел эти 40 дней после своей смерти, исполнял его любимую песню, совершал ритуальный танец тупыньла куштымаш — букв. Поминки продолжались всю ночь. Перед восходом солнца на прощание заместитель умершего давал наказы родным и близким, призывал всех жить в мире и согласии. Затем его везли в сторону кладбища. Участники проводов пели жалобные песни в сопровождении волынки или гармоники. Отойдя от участников обряда на 40 шагов, заместитель умершего снимал одежду покойного, встряхивал ее и, пожелав усопшему счастливой жизни на том свете, возвращался к ожидавшим его людям.
Марийцы Башкирии провожали заместителя умершего только на следующий день. Ночью его укладывали спать, а утром водили в гости к родственникам и соседям. После такого угощения участники поминок ехали на кладбище, забрав с собой часть туши жертвуемого животного. Перед выездом на кладбище ломали пополам липовую палку и закидывали ее на крышу домашнего строения. Марийцы Удмуртии перед прощанием с душой умершего разводили во дворе или на улице небольшой костер и совершали троекратный обход с пляской. Затем они вытряхивали одежду покойного. После сорокового дня душа покойного якобы навсегда уходила в загробный мир. О своей жизни на том свете человек мог сообщать близким во время их сна. Иногда умерший, добиваясь угощений, прятал домашний скот, заставлял плакать малолетних детей, пугал спящих своим внезапным появлением и т. В таком случае рекомендовалось проводить внеочередное угощение.
Среди части восточных марийцев осенью проводилось жертвоприношение домашних животных в честь умершего. Годовщину со дня смерти и поминки на третий год по умершему марийцы стали проводить сравнительно недавно под влиянием традиций соседних народов. Семья умершего целый год соблюдала траур. Родственникам запрещалось веселиться, вступать в брак или выходить замуж. Марийцы свято чтили память о предках. Язычники в течение года три раза проводили общеродовые поминки по усопшим в праздники Кугече, Семык и Угинде , крещеные — также в другие престольные праздники и в родительские дни. Поминки на Страстной неделе в четверг и в Семик совершались возле порога дома в присутствии всех родственников. В честь каждого умершего родственника семейно-родственного коллектива зажигали по одной маленькой свече. Поминальную пищу отщипывали и питье отливали в посуду, которая стояла за порогом. Помянув таким образом в одном доме, шли к дому следующего родственника.
Марийцы обращались за покровительством и поминали покойников и в другие праздники, а также в дни семейных торжеств. В ХIХ веке организовывались жертвоприношения в память давно умерших и покойников, которые не имели родственников вердыме-кукдымо. Такая забота об усопших поддерживалась верой в их способность влиять на судьбы людей. Приведенная характеристика похоронно-поминальных обрядов наглядно свидетельствует о значительном сохранении родовых традиций марийцев. Семейно-родственный коллектив свято чтил своих предков, стремился обеспечить умершему благоприятные условия для его жизни на том свете. В то же время он надеялся, что предки в состоянии защитить людей от несчастья, болезней, засухи, оказать посильное содействие в повседневной жизни. Почтительное отношение к предкам позволяло укрепить и освятить устоявшиеся нормы взаимоотношений в семье, обеспечить мир и спокойствие, вселяло веру в будущее. Этим объясняется и бытование похоронно-поминальных обрядов в наши дни. Родственные связи в деревнях сегодня значительно трансформировались, тем не менее, многие похоронные обряды и поминки бытуют в марийских деревнях. Далее интересная работа Владимира Лукоянова учащийся 9 класса Мари-Ушемской основной школы Марийский погребальный обряд Ежедневно человек встречается с такими понятиями, как пища, одежда, жилище, праздник и обычай, поведение и этикет, но мы зачастую не задумываемся, сколько смысла вложено в эти обычные слова.
Часто в последнее время можно слышать и видеть, что взрослые стремятся следовать старинным обычаям и традициям, очень много об этом говорят в школе. Но далеко не все знают, как правильно все же совершать тот или иной обряд. Не каждому взрослому известно, что такое сватовство, как вершится венчание, какие моменты необходимо учесть при погребении умершего, ведь похоронный обряд — один из важнейших обрядов жизненного цикла. Даже название деревни Лумаре в прошлом в переводе с марийского «10 марийцев» , говорит о том, что именно эти 10 марийцев и были первыми ее жителями, поселившимися на правом высоком берегу реки Лум. От них пошли потомки Кореевых, Антипиных, Тихоновых. Для изучения выбранной мною темы я стал искать историческую литературу. Признаться, таковой мне удалось найти не очень много, но я убедился ещё раз в том, что тема эта весьма интересна и привлекала ученых-этнографов еще много-много лет назад. Представления о смерти Со смертью люди связывали различные верования, во многом языческие. За многовековую историю сложились традиционные представления о смерти, как о некоем существе, приходящем к человеку в различных обликах, чтобы увести его в «иной мир», на новое житье. Самое трудное и главное испытание — перейти по тонкой нитке через котел с кипящей серой.
Впрочем, объект, через который необходимо переправиться, разные по возрасту люди толкуют по-разному: для одних — это огненная река, для других — котел с кипящей серой. Но ясно одно — каждый должен преодолеть это испытание именно по тонкой жердочке или нитке: «Рядом с покойником кладут тонкую нитку — порен, а если нет — то лыко, чтобы переходить на том свете через горящую реку». Успех перехода ставился в зависимость от того, удавалось или не удавалось покойнику отбиться от злых духов, которые стремились столкнуть его в котел. Об этом говорит и И. Смирнов в своей работе, и такое же объяснение встречал в беседах: «Говорят, переходить реку более страшно, черти стараются столкнуть тебя Е. Иванова, 1918 года рождения ».
Кутью нужно освятить в церкви и раздать всем присутствующим на панихиде. Считается, что количество блюд на столе должно быть четным. Скатерть и посуда - повседневными, а не праздничными. Ножами и вилками пользоваться не принято, а ложки кладут тыльной стороной вверх. Для покойного ставится прибор, рядом зажигается свеча. А вот оставлять еду, водку или сигареты на могиле церковь не рекомендует. Остатки поминального обеда раздают присутствующим, чтобы их домочадцы могли помянуть добрым словом умершего. Благодарить за угощение не принято. Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.
В основе блюда являются зерна пшеницы, риса или ячменя. Эти зерна во все века были символами нового возрождения и цикличности жизни. Зерно указывает на то, что земной путь человека окончен, и его ждет новая жизнь на небесах. Мед и фрукты — это подсластители, символизирующие райские блага. В православии принято приносить кутью в церковь в дни поминовения усопшего, и подавать записку с именем для поминания в молитве. Вкушающие пищу прихожане, поминают того, за кого делается подношение, и тем самым облегчают его непростой загробный жизненный путь. Считается, что кутья, разделенная на поминальной трапезе между скорбящими, выполняет роль поддержки в горе и печали для всех близких людей. Из каких ингредиентов можно готовить кутью? Самым распространенным вариантом блюда является кутья из риса с изюмом. Чтобы разнообразить вкус яства, можно добавлять свежие фрукты и сухофрукты. Поминальная каша подается в небольших пиалах по всему столу, чтобы каждый гость мог без труда дотянуться до яства. Благодаря тому, что существует множество версий приготовления блюда и разнообразность ингредиентов, можно выбирать наиболее предпочтительные продукты. Также допускается проявление фантазии, и добавление отдельных продуктов. Рецепт классической кутьи может состоять из таких продуктов: Пшеница. Очищенные и готовые к приготовлению цельные зерна можно приобрести на рынке. Также можно использовать быстро разваривающийся булгур, который представляет собой твердые сорта пшеницы. В некоторых магазинах можно найти уже готовые смеси для приготовления кутьи или колива. Обязательный ингредиент поминального блюда. Специалисты советуют использовать именно гречишный мед, который имеет дивный аромат и сладкую горчинку. Если меда нет, можно использовать сахарный сироп.
Как поминать усопших? Задаваясь вопросом, что мы можем еще сделать для души умершего, необходимо помнить о главном. Молитва — это самое сильное оружие и самое важное проявление любви к человеку. Когда душа покидает тело и переселяется в вечность, она уже не может покаяться в грехах, совершенных при земной жизни. Своей домашней молитвой, добрыми делами и милостыней, совершаемыми в память о ближнем, мы можем помочь его душе попасть в Царствие Небесное. Не менее важно поминовение усопшего в храме. Сразу после смерти желательно заказать сорокоуст о новопреставленном, чтобы в течение сорока дней его поминали на литургии. На девятый и сороковой день, в дни смерти и рождения нужно заказывать панихиду. До 40-го дня усопший является новопреставленным. В дни рождения и смерти — приснопоминаемым. Когда человек подает записки об усопшем сроднике на литургию или панихиду, ему самому желательно присутствовать на службе и участвовать в соборной молитве. По традиции родственники и близкие усопшего, присутствующие на отпевании, обычно надевают темную одежду, символизирующую печаль о расставании. Однако в церкви это никак не регламентировано и строгих указаний касательно цвета или стиля одежды нет. Священник же облачается в белые ризы, которые выражают радость рождения и встречи души человека с Богом. В народной памяти существует множество примет, которые не имеют ничего общего с православной традицией. Христианину важно помнить следующее: нельзя вести себя неподобающе и предаваться увеселительным мероприятиям, говорить или вспоминать об упокоившемся человеке дурное, злиться или обижаться на него. Также опасна и другая крайность — нельзя предаваться унынию, как бы ни сильна была скорбь от разлуки. На отпевании наступает момент, когда священник призывает присутствующих попрощаться с новопреставленным. Тогда люди, начиная от самых близких, подходят к усопшему, кланяются ему в знак примирения, а затем целуют крест или икону в руках и венчик на лбу почившего. На годовщину смерти подают записку об усопшем на литургию, а также по просьбе близких священник может отслужить на кладбище панихиду или литию. Последование по исходе души от тела, заупокойные молитвы, литию, Псалтирь с добавлением заупокойных молитв. Людей, добровольно ушедших из жизни, тем самым отказавшихся от самого главного дара, данного им Богом, в православной церкви не отпевают. Исключение составляют люди, страдавшие психическими заболеваниями — такие случаи разбираются правящим архиереем в индивидуальном порядке. В прошлом самоубийц хоронили за пределами кладбища, но с начала ХХ века данной традиции не придерживаются. Самоубийц можно поминать в домашней молитве, однако важно взять на это благословение у духовника. В заключение можно вспомнить слова митрополита Антония Сурожского из его заметок «Православие и западный мир». Люди собираются у гроба человека не потому, что он умер, а потому, что он жил.
Похоронно-поминальные обряды на Кубани
Денег на похороны никто не давал, так даже на гроб доски с полатей брали, но все равно собрали путем. Впоследствии кутья стала непременным блюдом на все важные праздники благодаря своему символизму. Нужно предварительно составить лист того, что взять с собой на похороны, чтобы мероприятие прошло без негативных последствий. В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. Оберег, который необходимо поставить на себя на похоронах Находясь на похоронах, прочитайте про себя следующий заговор: Земля-мать, железо драть, Врагам ногти содрать. Круглый рис — 0.5 стак., вода — 1 стак., изюм — 60 гр, сливочное масло — 25 гр, сахар — 1 стол. л., соль — по вкусу. Шаг 1: Как варить поминальную кутью? Подготовьте продукты.
Во «Вкусно — и точка» рассказали о случае с отказом отпустить пермячку на похороны
Пшеничные зерна способны долго храниться, но стоит их посадить в благодатную почву, они возрождаются и начинают новый жизненный цикл. Именно поэтому в древности, кутью готовили на поминки, но также и на свадьбу, рождение детей. В дальнейшем, значение кутьи и коливо немного изменилось, и на поминальные обеды готовили кутью, как элемент поминального дара. Символичное значение кутьи для поминок В Церковном Уставе «Типиконе», кутья ассоциируется с поминальным Богослужением. Верующим нужно знать, что поминки — это не только праздник памяти по усопшему, это и день почитания Бога, сотворившего мир и порядок.
В этот день нужно помнить о том, что все земное мимолетно, а божественное вечно. И кутья является символичным узлом и напоминанием об этом. Кутья является символом поминок не только у православных, но и у всех христиан. В основе блюда являются зерна пшеницы, риса или ячменя.
Эти зерна во все века были символами нового возрождения и цикличности жизни. Зерно указывает на то, что земной путь человека окончен, и его ждет новая жизнь на небесах. Мед и фрукты — это подсластители, символизирующие райские блага. В православии принято приносить кутью в церковь в дни поминовения усопшего, и подавать записку с именем для поминания в молитве.
Вкушающие пищу прихожане, поминают того, за кого делается подношение, и тем самым облегчают его непростой загробный жизненный путь. Считается, что кутья, разделенная на поминальной трапезе между скорбящими, выполняет роль поддержки в горе и печали для всех близких людей. Из каких ингредиентов можно готовить кутью? Самым распространенным вариантом блюда является кутья из риса с изюмом.
Чтобы разнообразить вкус яства, можно добавлять свежие фрукты и сухофрукты. Поминальная каша подается в небольших пиалах по всему столу, чтобы каждый гость мог без труда дотянуться до яства. Благодаря тому, что существует множество версий приготовления блюда и разнообразность ингредиентов, можно выбирать наиболее предпочтительные продукты.
Среди распространенных цветов можно назвать гвоздики, тюльпаны, ирисы, розы.
Кладя их на могилу, нужно вслух или мысленно выразить всю свою любовь и почтение. Именно на 40 день на погосте оставляют кутью на тарелке. Нельзя громко беседовать, кричать, хохотать возле могилы. При возможности просто в мыслях поговорите с усопшим, вспомните радужные моменты его жизни.
Что берут на годовщину? Родственники кладут цветы, проговаривают молитву. Можно разбить клумбу или посадить деревце возле могилы.
У всех имеется поминальное меню и опыт проведения поминальных обедов. А для тех, кто желает приготовить сам - мы подготовили данную статью. Кутью из пшена, риса подают первой. Обрядовая каша символизирует вечность и возрождение. Как зёрна прорастают, когда попадают в землю, так и покойный обретает новую жизнь в загробном мире. В память о родном человеке кашу, часто сдобренную сухофруктами, вкушают по ложечке. Обязательны блины. В постные дни они готовятся без яиц, на рисовом отваре или минеральной воде.
Всему было объяснение. Настороженно наблюдали за воем собак: если собака книзу воет, быть в деревне обязательно покойнику. Особое место отводили снам, предсказывающим смерть. По словам М. Федотовой, увидеть во сне новый дом или квартиру — это гроб, новое место для житья. Ну, а если уж выпали коренные зубы, «знать, помрет близкий человек». Интересной приметой, связанной со снами, считается видение того, что выделяют новый участок земли для строительства или под огород — явное предсказание нового места для жительства в «ином мире». Смерть предсказывает сон, рассказывающий о копке грядок или их формировании, так как по форме грядка очень напоминает могильный холм. Не имеющим никаких объяснений насчет предсказания смерти является видение во сне картошки или ее копку, хотя старожилы основывают подобный факт на многолетних наблюдениях. Интересным в снах для меня является то, что некоторые приметы общепризнанны, а некоторые — личные. Возможно, у человека подобная примета сбывалась в жизни несколько раз, поэтому и сон считался вещим. В настоящее время этот обряд сохранился и пожилыми людьми совершается, но молодые все же стараются больного отправить в больницу. Кузнецов, тоже стараются принять меры, но совершенно другим способом. Они обязательно несут жертву в молитвенную рощу, чтобы Кереметь отпустил болезнь и молятся у священного дерева. Таким образом они упрашивают Бога дать здоровье больному. Подобный факт имеет место сейчас в деревнях Маловитлино и Люметь-Поле, где большинство жителей и по сей день регулярно совершают обряд жертвоприношения языческим богам. Об этом я узнал у А. Шабдаровой, 1932 г. Приготовления к погребению Усопшего готовят к погребению: омывают тело, облачают его, кладут в гроб. Гроб сейчас обычно либо изготовляют столяры в мастерской, либо его покупают. Немногие в деревне делают гробы в домашних условиях, из заранее приготовленных, еще при жизни человека, досок. Есть и такие пожилые люди, которые заблаговременно готовят себе гробы. Об этом я могу говорить с полной уверенностью, так как мой дед, Лукоянов Аркадий Матвеевич, уже давно изготовил для себя гроб, который хранится на подловке чердаке. Раньше это считалось вполне естественным. Доски подбирали половые, а если их не было, то «использовали с полатей» и не обшивали. Покойника у русских могут обмывать соседи, родственники, а у марийцев этим занимаются те, кому еще при жизни наказывал усопший. Так заведено с древнейших времен, на что указывают И. Смирнов и С. Кузнецов в своих работах. Обмывают покойника на полу, воду где попало не выливают, а сливают в одно место, подальше от людей и скота. Сейчас обязательно обмывают теплой водой с мылом. Женщинам, что интересно, было принято заплетать косу наизнанку пряди укладывают не сверху, а снизу. Покойника одевают в смертную одежду: у русских, как говорит В. Поздеев, обязательно в новую одежду, что говорит о «будущей жизни» умершего, а у мари одежда должна быть хоть раз надета при жизни и выстирана. В противном случае одетый покойник как бы остается неодетым, новая одежда «не доходит» до него. Такое объяснение я нашел у моих респондентов. В гроб с умершим марийцы по сей день с левой стороны кладут сменную одежду и мешочек с гостинцами: «В котомке... Церемония похорон Во все века в нашей деревне существовало оплакивание покойника с причитаниями в силу раннего обрусения марийского населения, хотя имеют место единичные случаи похорон с гармошкой и песнями. Кузнецов объясняет плач как предосудительное действие, так как «покойник в избе, душа его витает около трупа, она утратила способность понимать надлежащим образом то, что совершается дома: ей все представляется наоборот. Потому рыдания родных кажутся вроде обидного смеха. Нужно петь веселые песни, которые при жизни любил покойный». Перед выносом гроба родственники прощаются. Берут в руки свечку, молятся перед образами и, обращаясь к покойнику, произносят примерно следующее: « Имя , прости меня, если сказал что не так, прости за все, а тебя Бог простит». Целуют после этого покойного в щеку или лоб и ставят свечку в специальную дощечку у изголовья, а вокруг гроба, как у русских, не ходят. Существовал обычай передавать через гроб детей умершего. Дети при этом говорили следующее: «Отец, оставь свое счастье нам, не уноси с собой». Умершим приписывается божественная сила, они якобы держат в своих руках счастье детей и вообще человека. Выносят покойника ногами вперед, а перед воротами отрубают петуху голову и бросают под ноги, стараясь выпнуть машущего крыльями обезглавленного петуха за ворота, чтобы не было нового горя. Если жертва сумеет остаться во дворе — быть в доме еще горю. Данные объяснения несколько расходятся с объяснениями И. Смирнова, а именно: «Отправившемуся в другую жизнь человеку грозит, по верованиям черемис, опасность умереть, уничтожиться. Для предотвращения этой опасности перед выносом покойника из дома колют курицу, кровью которой он должен откупиться от смерти». Если учесть тот факт, как рассказывают старожилы, что человек может умереть до 7 раз, переходя из одного мира в другой, то более логичным будет второе объяснение, а первое больше похоже на примету. Он, по их верованиям, нуждается в воздухе для дыхания, еще и поэтому открывают гроб, просят взглянуть его в последний раз на «свет белый». Хоронят наших деревенских во все века на Сердежском кладбище в семи километрах от Мари-Ушема. Кладбище находится на высоком месте, раньше оно было загорожено забором. На фоне тополей и берез видны различные надгробные сооружения: плиты, деревянные и железные кресты, памятники разных видов. Кладбище очень светлое, ухоженное. Поминки После погребения все возвращаются в дом, чтобы помянуть умершего. Поминальными днями у марийцев являлись и являются 3-й, 7-й и 40-ой дни и годовая. Поминки нужны для того, чтобы накормить душу умершего. В народе верят, что материальное благополучие души на том свете во многом зависит от живых: если они поминают умершего в положенные дни, то их души на том свете ни в чем не нуждаются и всегда сыты. Но почему именно эти дни являются у марийцев поминальными? В 3-й день, как и у русских, поминают в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы, 40-й день — время окончания мытарства и решение Всевышнего о поселении в рай или ад, а вот в 7-й день поминают только марийцы, считая, что душа в течение этого времени обозревает 7 миров и способна возродиться до 7 раз. В 7-й день поминать приходят немногие: близкие родственники и копальщики. На поминки идут со своим угощением, несут вино и выпечку. Раньше в этот день поминали шире, присылали покойнику блинов на могилу. Сороковой день отмечается более торжественно. Накануне приглашают умершего и покойных родителей в баню, для чего едут на кладбище. Обращаются с такой просьбой: «Вот и настал твой 40-й праздник, приходи на него. Все родители приходите. Помойтесь в бане с нами». С утра накрывают столы, большей частью горячей пищей и выпечкой. Когда люди приходят, начинают все вместе поминать: делают 40 поклонов и зажигают 40 свечей. Присутствие ряженого, играющего роль покойного, обязательно. Эту свечку ставят на стол рядом с блюдом, куда кладут угощение». Лукоянова, 1932 г. Рядом с блюдом ставят череповой горшок для вина. Сначала подают человеку, который играет роль покойного, потом всем остальным. Угощать начинают родные, затем это делает каждый. Из рюмки вино раньше лишь немного отпивали и чуть-чуть наливали в горшок. Представляющий покойного сидит за крайним столом. Когда все приглашенные угостят, смотрят, догорела ли «круглая» свеча. Её оставлять нельзя; если горит очень долго, два конца могут соединить вместе или сложить вчетверо. Люди, верящие в приметы, старались раньше эту свечку забрать себе, так как считали, что она обладает чудодейственной силой: можно зубы лечить, спасать от напастей скот и детей и пр. Когда свеча догорит, идут провожать покойника. Собирают сумку с едой и вином, стол с блюдом и горшком выносят во двор и опрокидывают, прогоняя все плохое.
Кутья на поминки
Первые упоминания о ней датированы V-VI вв. Само слово произошло от греческого «коккос» — зерно. Кстати, у древних греков поминальные подношения из фруктов и зерна назывались kolibo, что дословно означало «вареная пшеница». Ритуальная пища плотно входила и в другие языческие культуры, в частности, римскую. И здесь кутия сохраняла свое символическое значение — употребляя обрядовую пищу, верующий постигал связь жизни и смерти, на которой основано все бытие. Будучи уже «мертвым», зерно в ожидании весны могло долгое время хранить в себе новую жизнь. Поэтому язычники готовили kolibo не только на поминки, но и на свадьбу, и в честь появления в семье новорожденного. Древние славяне оставляли приготовленную кашу-кутью на могиле. Считалось, что усопший сохраняет все человеческие потребности, включая потребность в пище. Рецепты поминальной кутьи При приготовлении блюда не стоит забывать о его философском и ритуальном значении.
Правильным сказать о том, что память о покойном будет жива в его окружении, родственниках, друзьях, близких. Рисовая кутья Для современного поминального стола идеально подходит рисовая кутья. Классический рецепт включает в себя: пропаренный длиннозерный рис — 110 г; крупный чистый изюм без косточек — 100 г; мед липовый, вересковый — 1,5 ст. Рис тщательно промывают до прозрачной воды для удаления излишков клейковины, иначе вы рискуете получить не рассыпчатую кутью, а вязкую детсадовскую кашу. Затем крупу выкладывают в кастрюлю с толстыми стенками и заливают холодной водой, так, чтобы рис был закрыт на полпальца. После закипания огонь убавляют и ждут, пока вся жидкость испарится.
Практика-П 28. По этому рецепту готовится поминальная кутья из риса с мёдом и изюмом.
Продукты на 4 порции Изюм без косточек - 1 стакан Мед - 100 г Сахар по желанию - 1-1,5 ст. Как приготовить кутью поминальную с изюмом: Сварить рис в большом количестве подсоленной воды.
Если родственники усопшего принимают решение о транспортировке его тела в другой населенный пункт, регион или страну, то сроки организации похорон могут превысить традиционные три дня, и будут зависеть от местоположения пункта назначения и времени подготовки ритуальных мероприятий.
Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. В этом случае тело умершего доставляют в судебно-медицинский морг, и для захоронения родственникам покойного необходимо будет получить разрешение Следственного комитета. Отметим, что в отличие от христианства, в католической вере нет какой-то определенной даты похорон, и день погребения назначается по желанию родных усопшего, когда все организационные моменты будут ими улажены - это может занять от одной до двух недель.
В исламе подготовка к похоронам строго регламентирована, начиная с подготовительных обрядов, и заканчивая правилами ношения траура — усопший должен быть предан земле до захода солнца в день смерти. Если же смерть наступила ночью, допускается провести погребение на следующий день. Такое же правило действует и в иудаизме.
Организация похорон Основным этапом проводов человека в последний путь является организация похорон. И здесь нужно учесть множество нюансов — от подготовки тела усопшего к погребению, до выбора гроба и организации поминок. В морге тело усопшего омывают и одевают в траурную одежду, которую приносят родственники умершего не позднее, чем за сутки до выдачи тела.
При этом одежда может быть и не новой, но она обязательно должна быть опрятной и чистой. В зависимости от пола умершего комплект траурного одеяния будет различаться, но в обоих случаях к нему следует приложить набор гигиенических принадлежностей. Для проведения похорон необходимо подобрать гроб с учетом телосложения и роста умершего, при этом важно помнить о том, что тело усопшего вытягивается на 5-10 см.
Также понадобится приобрести постель в гроб, цветочные композиции или венки. Если планируется кремация, то необходимо выбрать гроб, изготовленный из натуральных материалов. Если усопший был верующим, то в гроб кладутся ритуальные символы.
Например, для христиан — это нательный крест, тканевый или бумажный венчик с изображением святых, распятие или небольшая икона Иисуса Христа для мужчин или Богородицы для женщин и лист с текстом разрешительной молитвы. Погребение или кремация? Важным вопросом, который также необходимо решить в короткие сроки, является выбор способа погребения.
Сейчас это блюдо считается христианским, но вряд ли оно закрепилось в наших традициях, если бы не имело более древних корней. В то же время традиционным поминальным блюдом древних славян была вязкая сладкая каша, политая мёдом или маковым молоком. В эту кашу тоже очень часто добавляли доступные фрукты. Вероятно, современная кутья — это некая смесь греческого колива и славянской языческой поминальной каши. Кстати, саму вязкую пшённую кашу с мёдом до сих пор в некоторых местностях подают на поминальный стол вместе с кутьёй. Рецептов приготовления кутьи существует несколько но нужно помнить, что не всякая кутья является чисто поминальным блюдом, кутью подают также в Рождество, Крещение, на Новый год, готовят её и для Мороза — чтобы его задобрить. В зависимости от предназначения кутьи различались и продукты, которые в неё входили. Ещё одним обязательным блюдом на поминальном столе являются небольшие булочки, сплетённые в виде погребального костра или с символикой погребального костра.
Главными культами славян были культы огня небесного и земного , воды, земли и Рода родителей, мёртвых.
Откуда пришёл обычай готовить на поминки кутью
- История традиции поминовения
- Почему на поминках едят кутью, символизм каши?
- Поминки у православных: на 9, 40 дней и 1 год — правила проведения
- Нужны ли поминки на 9 день?
- Главное поминальное блюдо: кутья. История и рецепты | полезные статьи
Популярное
- Что берут в день похорон?
- Православные Похороны. Что нужно для погребения человека?
- Ответы : Почему блюдо КУТЬЯ готовится как поминальное блюдо? Когда зародилась эта традиция?
- если уронили кутью
- Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках
- Почему на поминки готовят кутью и чем она отличается от колива
Поминки 9 дней
Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах, которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии). Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы.
Поминки: суть и правила обряда
Что делать с кутьей, оставшейся после поминок, похорон, отпевания, способы применения остатков кутьи, если не доели. Кутья и дальше использовалась во время похорон, на 9-й, 40-й день смерти, а также через год после печального события. Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин.