В чем плюсы и минусы семейного образования, как перейти на домашнее обучение, какие документы следует оформить при переводе ребенка из школы. хорошее образование. Мы разобрались, как перейти на домашнее или дистанционное обучение в школе, а сейчас перечислим кратко его плюсы и минусы.
Плюсы и минусы образования на дому
Мы разобрались, как перейти на домашнее или дистанционное обучение в школе, а сейчас перечислим кратко его плюсы и минусы. Плюсы и минусы семейного образования. У обучения в онлайн-школе есть не только преимущества, но и недостатки. Чего в домашнем обучении больше – плюсов или минусов, разбирался
Причины перехода детей на домашнее обучение
- Оставьте комментарий
- Правовые особенности домашнего обучения
- Окружающая обстановка
- Домашнее обучение в России в 2024 году
- "Я забрала дочь из школы": плюсы и минусы дистанционного обучения
«Государству нет дела до учителей»: почему дети уходят на домашнее обучение
В Татарстане на домашнем обучении находятся 3855 школьников. Такой статистикой поделился министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. Мы против домашнего обучения Хадиуллин выступает против домашнего образования, так как эта форма обучения отрывает ребенка от реальной жизни, оставлять его без социализации. И не позволяет в полной мере формироваться как личность в коллективе. Автор фото: mon. Проведение промежуточной аттестации обязательно по закону, даже для детей, обучающихся на семейной основе. Но правильней было бы, если дети, занимающиеся дома, проходили аттестацию четыре раза в год. Так они бы подтверждали свои знания.
К примеру, в октябре 2021 года, на домашнем обучении в Татарстане находилось 2061 человек. Сейчас из дома обучаются 3855 школьников. Автор фото: otv-media. Также школьники не могут заниматься в стандартном формате, когда в школах низкий уровень изучения иностранных языков. Тогда ребенок занимается дистанционно и не посещает школу, считает Дмитрий Гущин учитель года 2007. Так как там сильный педагогический коллектив, добротная программа. Если мы говорим про маленькую школу с нехваткой учителей, с плохим финансированием, то в этом случае родители находят возможность учить ребенка, как правило, платно в онлайн-школах», - говорит Дмитрий Гущин.
Родителям, которые сделали выбор в пользу семейного образования, нужно внимательно относиться к планированию и учить ребенка правильно составлять расписание. Фото: Shutterstock. Подписывайтесь на нас в Facebook , «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!
Решение о нем принимают родители ребенка. Начиная с 10-го по 11-й классы данный формат именуют самообразованием, и его могут выбрать подростки самостоятельно, но с согласия родителей. Также законом допускается сочетание разных форм обучения. Например, когда ребенок частично учится дома и частично посещает школьные уроки, когда взаимодействует с репетиторами и преподавателями онлайн. При этом для поступления в высшие учебные учреждения он должен сдавать аттестацию по всем предметам.
Но есть формы, подразумевающие образование вне школьного учреждения: семейное, дистанционное. Все три формы имеют принципиальные отличия, о которых мы поговорим чуть ниже. Если говорить в целом, то домашнее обучение можно назвать одной из форм получения обязательного школьного образования, которое выбирают родители либо дети совместно с родителями по личным причинам. Причины перехода До недавнего времени получать образование на дому можно было только по соответствующему предписанию врачей. В 2023 году данное условие больше не актуально.
Учиться дома могут все дети. Для этого нужно только желание ребенка и согласие родителей. Но для чего нужно переходить на домашнее обучение? Основания для перевода ребенка со школьного на домашнее обучение могут быть разными. Рассмотрим их.
По состоянию здоровья Это та самая единственная причина, по которой раньше можно было на законных основаниях перевестись на домашнее обучение. Есть дети, которые серьезно больны, только перенесли операцию или находятся на реабилитации после травмы. В этом случае родители могут оформить постоянное или временное обучение на дому, в зависимости от характера состояния ребенка. Показаниями для перевода могут служить неврологические, хирургические, соматические, кожные, психоневрологические и другие виды заболеваний, список которых содержится на сайте Министерства здравоохранения РФ. По желанию родителей Как я уже отметила, сегодня состояние здоровья ребенка не является исключительным основанием, чтобы его перевели на внешкольную форму образования.
Желание родителей тоже может служить поводом для этого. Например, если родители часто переезжают по работе и не хотят, чтобы ребенок каждый раз привыкал к новому школьному коллективу. Есть случаи, когда родители отказываются от посещения ребенком учебного учреждения по религиозным причинам. Бывает, что подросток сталкивается с буллингом со стороны других учеников или с конфликтами с учителями. Это тоже может стать причиной для отказа от пребывания в школе.
Кроме того, сейчас становится все больше родителей-блогеров и фрилансеров, которые желают свободно перемещаться по миру и не быть привязанными к школьному графику. По желанию ребенка Речь здесь не о подростковой прихоти, когда ребенку надоело учиться и он объявляет родителям, мол, больше в школу не пойду. Должно быть реальное основание. Например, есть детки, которым очень сложно общаться со сверстниками. И какую бы работу с ним ни проводили психологи, ситуация не меняется.
Чтобы не травмировать психику дочери или сына, родители могут принять решение о переводе на домашнее обучение. Некоторые дети обладают выдающимися способностями и учиться с ровесниками по обычной программе им скучно. В этом случае можно также заняться семейным образованием и составить более комфортную и интересную для ребенка программу, соответствующую его развитию. Также есть дети, которые в усиленном режиме занимаются спортом и из-за постоянных тренировок и соревнований вынуждены часто пропускать занятия в школе. Чтобы поддерживать комфортный темп обучения без стресса, такого ребенка тоже можно перевести на удаленное образование с индивидуальным графиком.
Но есть три другие категории, которые принципиально отличаются друг от друга юридическими нормами, формой взаимодействия ребенка с учебным заведением и другими критериями. Поговорим о каждой более подробно. Семейное Это такая форма обучения, за которую несут ответственность исключительно родители. Ребенок получает знания в семье с помощью мамы и папы либо с привлечением репетиторов или онлайн-школы. При этом он не прикреплен ни к одному учебному заведению и соприкасается со школой только во время сдачи промежуточных или итоговых экзаменов для получения аттестата и диплома о среднем образовании.
В данном случае ребенок может учиться по своему расписанию, по своей программе и сдавать аттестации экстерном. Чтобы перевести ребенка на такую форму обучения, родителям нужно уведомить о своем решении органы местного самоуправления и подобрать школу, которая сможет принимать ребенка на промежуточные и итоговые аттестации. Выбрать форму семейного обучения могут любые семьи вне зависимости от конкретных причин. Сделать это можно в любое время, как и вернуться обратно в школу. Также ребенок может сочетать разные формы обучения: например, какие-то предметы осваивать в школе, а какие-то проходить дома.
Но на практике далеко не каждое учреждение соглашается на такой шаг. До 2013 года в законе об образовании была норма, которая гарантировала компенсацию за семейное обучение. Потом этот пункт отменили. Теперь такую выплату выделяют лишь некоторые региональные власти, например, в Пермском крае, Свердловской и Тульской областях.
Такое разнообразие форм стимулирует развитие познавательной деятельности и позволяет выработать свою индивидуальную стратегию получения знаний. Если ребенок обучается дома, формирование стратегии усложняется, так как рядом нет сверстников, которые могли бы опровергнуть его точку зрения. И, конечно, большим минусом в домашнем образовании можно считать отсутствие мотивации. При домашнем обучении ребенку ее не достает, не хватает стимула к учебе, к получению знаний. У желания учиться должен быть мотив. Либо социальный - «малыш уже взрослый, ходит в школу» , либо внешний - получение положительных оценок, общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте высшая мотивация, то есть осознанная потребность в получении знаний, встречается редко. Поэтому уровень обучаемости ребенка в домашних условиях снижается. Нельзя забывать и о том, что эффективность учебной деятельности малыша зависит и от уровня самооценки. Оценка же собственной деятельности формируется, главным образом, под влиянием мнения учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным способностям и тому, что о них и их способностях думают другие дети.
«Я чувствовала себя очень странной»: личный опыт ребенка на домашнем обучении
Просто в детстве его очень серьезно «натаскивал» на знание английского хорошо владеющий языком отец... Кстати, я тоже тот еще «учитель английского». Могу наглядно и доходчиво объяснить математику мне она сложновата, а потому — интересна , спокойно помогаю ребенку делать уроки по русскому ну это же жуть как захватывает! Мне кажется, что это просто, но скучно, и я начинаю вскипать, если дочь «тормозит» над домашним заданием. Слава Богу, мои педагогические провалы в школе компенсирует учитель! А если бы не? Эти трудности ждут не всех: есть женщины, чье призвание — именно педагогика, именно домашний уют и творческое налаживание быта.
Для них семейное обучение — это воздух, радость и творчество! Так что почему бы не реализовать подобные таланты во всей полноте? Базовые материнские и педагогические навыки мы все в себе можем раскопать, но вот серьезная, планомерная и многолетняя учительская деятельность — это все-таки отдельное призвание, мне кажется. А если его нет, не опасно ли «браться за гуж»? Если мама — «авральщик» Второй, но самый заметный камень преткновения для родителя, чьи дети всегда дома — это режим и самоорганизация. Это одновременно и плюс, и минус домашних занятий с детьми.
Плюс в том, что жесткий режим, на самом деле, не так уж хорош для маленького ребенка. Базовые элементы режима очень важны отбой в одно время, ежедневная прогулка , а вот чрезмерно регламентированный день — нет. В свободном графике у дошкольника лучше развиваются творческие способности и умение занять самого себя вариант «занять себя мультиками» у нас был исключен — смотрим их не чаще двух раз в неделю, игр на планшете не предусмотрено вовсе. В этом смысле домашнее образование сегодня особенно актуально: условно говоря, садик и школа — это как бы суровая кузница офисных кадров, а домашнее обучение дает хорошую базу для будущего фрилансера и «креативщика». Но — это в теории. На практике многое в успешной учебе все же зависит от организованности родителей.
Увы, я патологический «авральщик». Мне проще и приятнее с горящими глазами да под кофейный допинг «раскидать» за несколько ночей гору дел, чем ежедневно, рутинно и правильно делать все это в час по чайной ложке. Да, можно мне возразить: займитесь, мол, мамаша, самовоспитанием, и проблема уйдет сама собой... Только вряд ли возможно из разгильдяя быстро стать сверхправильным педантом, оставшись при этом тем же самым человеком. Нет, многому я действительно учусь и продолжу учиться.
Целиком, дистанционное обучение не работает», - говорит Павел Шмаков директор школы Солнце. Шмаков подметил, что хороших учителей в школах мало. И государство к профессии учителя относится наплевательски. Поэтому, если хорошие учителя ведут дистанционные уроки, разумеется, это лучше, чем плохой учитель ведет очные уроки. Но лучше всего если хороший учитель ведет очные уроки. Больше плюсов, чем минусов Домашнее обучении имеет свои плюсы и минусы. К плюсам домашнего обучения можно отнести в первую очередь комфортную обстановку для ученика. Отсутствие всем известного слова буллинг. На домашнем обучении родитель и ученик могут сами выбирать школу, к которой будет прикреплен ребёнок. К минусам относится то, что комфортная обстановка порой расхолаживает ученика. Если родители ответственные, то этого можно избежать. Если нет, то это является огромным минусом. Ведь когда ребенок не очень ответственный, так он еще и на домашнем обучении, полностью предоставлен самому себе, делает что хочет. То есть очень серьезная опасность, что он вовсе перестанет учиться», - считает Вадим Муранов. Совместимость социализации и домашнего обучения Обучение из дома, не оказывает негативное влияние на социализацию ребенка, считает Сергей Гиль.
При домашнем обучении ребенку ее не достает, не хватает стимула к учебе, к получению знаний. У желания учиться должен быть мотив. Либо социальный - «малыш уже взрослый, ходит в школу» , либо внешний - получение положительных оценок, общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте высшая мотивация, то есть осознанная потребность в получении знаний, встречается редко. Поэтому уровень обучаемости ребенка в домашних условиях снижается. Нельзя забывать и о том, что эффективность учебной деятельности малыша зависит и от уровня самооценки. Оценка же собственной деятельности формируется, главным образом, под влиянием мнения учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным способностям и тому, что о них и их способностях думают другие дети. Во время индивидуального обучения ребенок не имеет возможности сравнить свои успехи с успехами сверстников и реально себя оценить. Когда, в дальнейшем, он окажется в коллективе и увидит детей, чей уровень развития превышает его, это может спровоцировать неуверенность в себе и породить ряд комплексов. И, наконец, примерно в пять лет ребенок начинает контролировать свои действия.
В отличие от традиционного общеобразовательного учреждения, где проводятся прозрачные контрольные и самостоятельные работы, письменные и компьютерные тесты, дома эти же контрольные работы учащийся выполняет без какого-либо контроля со стороны преподавателей и может пользоваться книгами, Интернет-ресурсами. Такой контроль знаний не будет считаться объективным, поскольку не выявляет реальный уровень знаний конкретного ученика. В свою очередь, родственники правильно оценить не могут, что приводит к заблуждениям относительно пройденной темы. Некачественная подача материала Все вопросы по соблюдению учебного плана и соответствующей государственной программы обучения возлагаются на плечи мамы или папы. На классических уроках учитель излагает новый материал детям устно, показывая и объясняя примеры или правила на доске, подручных материалах, на мультимедийных экранах, и отвечая на вопросы. В домашних условиях только родитель объясняет новую тему так, как он сам ее понимает. Если образование отца или матери оставляет желать лучшего, то ученик не получит необходимые знания. Сложности с восприятием информации При личном присутствии учителя, который может понять пробелы и объяснить учащемуся материал, ученики, как правило, понимают новую информацию лучше, чем через различные мессенджеры и онлайн-программы, рассчитанные на дистанционную беседу. Дома может возникнуть трудность освоить новый предмет или тему, в особенности, если ее не знают близкие и не могут правильно пояснить. Бывают случаи, когда поиски в Интернете нужной информации завершаются безуспешно, так как не все школьные предметы изложены в веб-ресурсах в полной мере. Формы домашнего обучения Вопросы персонализации семейного образования тесно связаны с выбором формы домашнего обучения для конкретного ученика. На сегодняшний день действует несколько вариантов обучения на дому, приведенных в таблице: Формы домашнего обучения Особенности Системное дистанционное Изложение всех предметов происходит в формате «учитель-ученик», согласно учебному плану и четкому расписанию на каждый день. Включены онлайн-технологии и сервисы для ведения дистанционного обмена информацией. Индивидуальное Обучение полностью осуществляется либо родителями опекунами , либо приглашаются репетиторы на дом, которые за отдельную плату работают с ребенком. Групповое на базе школ, гимназий, лицеев и центров образования В согласованные дни идет посещение образовательного заведения, где даются лекции по тем предметам, которые дети не могут самостоятельно изучить. Смешанное Используются параллельно классические методы преподавания и новые компьютерные технологии. Заочно-дистанционное Учебный процесс организован в удаленном режиме, с обязательным выполнением контрольно-тестовых работ учеником и пересылкой их на проверку учителям. По мнению педагогов, успешнее других показала себя смешанная форма обучения на дому, поскольку она представляет собой комплекс из нескольких методов изложения материала: индивидуальные консультации с кураторами; посещение групповых занятий по определенным предметам; сервисы по онлайн-общению; компьютерные тесты. Формы обучения детей-инвалидов Домашнее обучение, плюсы и минусы которого изложены в статье, изначально было введено для облегчения получения знаний детям с инвалидностью. Для таких ребят на государственном уровне предлагается семейная и надомная формы образования. Семейное обучение предусматривает учебный процесс с родителями или родственниками, которые несут ответственность за ребенка, без подключения преподавательского состава. Надомное обучение отличается от первого тем, что учителя могут приходить домой к ребенку по заранее согласованному графику и проводить уроки. Если родители выбирают семейное образование, то они могут рассчитывать на денежную компенсацию со стороны властей для оплаты работы приглашенных педагогов. Как перейти на домашнее обучение? Переход из классической системы образования на домашнюю форму на сегодняшний день требует достаточно времени и усилий. В частности, если родители хотят перевести на обучении в домашних условиях ребенка-инвалида, то необходимо совершить ряд шагов: Написать от руки заявление в школу. Предъявить заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья ребенка. Подписать договор между школой, местной администрацией, родителями и обучающимся. После этого составляется индивидуальный график, который должен соответствовать установленной министерством учебной программе. Государственная поддержка Домашнее обучение в европейских странах уже давно вошло в одну из официальных форм получения общего среднего образования, несмотря на все его плюсы и минусы. В странах СНГ подобная система лишь набирает обороты, но уже официально введены ее стандарты качества. В разных регионах образование на дому поддерживается государством, но имеются отличия относительно материальных выплат. По закону родители имеют право претендовать на компенсацию расходов на оплату услуг дополнительных учителей, но на практике все зависит от политики местных властей и самого образовательного учреждения.
Семейное обучение: что это и зачем это нужно
Но это случается только при отсутствии включенности в детские коллективы и встречается редко. О социализации Отсутствие социализации на домашнем обучении - самый большой страх родителей. Однако социализация - это не просто навык общения со сверстниками. В процесс социализации входят и воспитание в семье, и умение разговаривать и вести себя с людьми разного возраста, и знание человеческой культуры книги, музыка, архитектура и т. Некоторые процессы социализации длятся всю нашу жизнь. Первую и самую важную роль в социализации ребенка играет все-таки семья, а не школа. Именно из семьи ребенок берет самые первые ценности, взгляды, нормы поведения. Это называется первичной социализацией. Любой класс в школе - это коллектив, где собраны дети с разными ценностями, полученными в семье. Хорошо, конечно, когда ребенок взаимодействует с разными детьми.
Но стоит помнить, что не каждый готов к этому, не каждому комфортно сталкиваться с ценностями других. Еще одно возможное явление в школе - буллинг. Причем как от одноклассников, так и от учителей. Но если в начальной школе подобную проблему можно решить с педагогом и школьным психологом, перевести ребенка в другой класс, то в средних и старших классах придется отправлять сына или дочь в другую школу. Буллинг в подростковом возрасте говорит о том, что скорее всего класс уже давно педагогически запущен и внутри коллектива наладить обстановку практически невозможно. В секциях и кружках все-таки неблагоприятная атмосфера встречается в разы реже. Там собираются дети с общими интересами, и они обычно учатся делать одно дело вместе. Подобное взаимодействие не только благоприятно для социализации и психики, но и больше напоминает рабочий процесс во взрослой жизни. Дети, которым точно нужно учиться дома Если ваш ребенок робкий и стеснительный, если он с трудом переносит чей-то крик и строгий голос, то ему лучше дать возможность учиться дома.
Но не посадить его там, а начинать социализировать через кружки, секции, игру во дворе с другими ребятами. Хочу еще отметить одаренных или нестандартно мыслящих детей. Есть малыши, подростки с очень пытливым умом, с нестандартными вопросами, умеющие делать свои выводы или имеющие свое мнение. Очень часто они подвергаются давлению со стороны учителей. Случаи из моей практики говорят о том, что это случается не так уж и редко. Таких детей я бы тоже советовала переводить на домашнее обучение, чтобы сохранить их уникальность. Если же ребенок очень общительный и рад быть в любых коллективах, если это доставляет ему удовольствие, то школа может стать для него комфортным местом. И здесь домашнее обучение можно исключить.
Есть случаи, когда родители отказываются от посещения ребенком учебного учреждения по религиозным причинам. Бывает, что подросток сталкивается с буллингом со стороны других учеников или с конфликтами с учителями. Это тоже может стать причиной для отказа от пребывания в школе. Кроме того, сейчас становится все больше родителей-блогеров и фрилансеров, которые желают свободно перемещаться по миру и не быть привязанными к школьному графику. По желанию ребенка Речь здесь не о подростковой прихоти, когда ребенку надоело учиться и он объявляет родителям, мол, больше в школу не пойду. Должно быть реальное основание. Например, есть детки, которым очень сложно общаться со сверстниками. И какую бы работу с ним ни проводили психологи, ситуация не меняется. Чтобы не травмировать психику дочери или сына, родители могут принять решение о переводе на домашнее обучение. Некоторые дети обладают выдающимися способностями и учиться с ровесниками по обычной программе им скучно. В этом случае можно также заняться семейным образованием и составить более комфортную и интересную для ребенка программу, соответствующую его развитию. Также есть дети, которые в усиленном режиме занимаются спортом и из-за постоянных тренировок и соревнований вынуждены часто пропускать занятия в школе. Чтобы поддерживать комфортный темп обучения без стресса, такого ребенка тоже можно перевести на удаленное образование с индивидуальным графиком. Но есть три другие категории, которые принципиально отличаются друг от друга юридическими нормами, формой взаимодействия ребенка с учебным заведением и другими критериями. Поговорим о каждой более подробно. Семейное Это такая форма обучения, за которую несут ответственность исключительно родители. Ребенок получает знания в семье с помощью мамы и папы либо с привлечением репетиторов или онлайн-школы. При этом он не прикреплен ни к одному учебному заведению и соприкасается со школой только во время сдачи промежуточных или итоговых экзаменов для получения аттестата и диплома о среднем образовании. В данном случае ребенок может учиться по своему расписанию, по своей программе и сдавать аттестации экстерном. Чтобы перевести ребенка на такую форму обучения, родителям нужно уведомить о своем решении органы местного самоуправления и подобрать школу, которая сможет принимать ребенка на промежуточные и итоговые аттестации. Выбрать форму семейного обучения могут любые семьи вне зависимости от конкретных причин. Сделать это можно в любое время, как и вернуться обратно в школу. Также ребенок может сочетать разные формы обучения: например, какие-то предметы осваивать в школе, а какие-то проходить дома. Но на практике далеко не каждое учреждение соглашается на такой шаг. До 2013 года в законе об образовании была норма, которая гарантировала компенсацию за семейное обучение. Потом этот пункт отменили. Теперь такую выплату выделяют лишь некоторые региональные власти, например, в Пермском крае, Свердловской и Тульской областях. Надомное Формат надомного обучения часто путают с семейным, хотя на деле они похожи лишь тем, что ребенок в обоих случаях учится дома. В остальном это две принципиально разные формы. Какие еще отличия у надомной формы: Это обычное школьное образование, где ребенок учится по утвержденной школьной программе своего класса, пишет все контрольные работы и сдает устные зачеты. Он может участвовать в различных общешкольных мероприятиях. Ребенок-надомник прикреплен к учебному заведению, куда он официально зачислен. Ответственность за его образование лежит на школьном учреждении. К ученику приходят домой преподаватели его школы. А если это возможно, он может присутствовать на уроках своего класса по видеосвязи. Родители могут не покупать учебники, как при семейном обучении, а получить их в школьной библиотеке. Дистанционное С этой формой обучения все мы столкнулись в 2020 году во время локдауна. Это обычное школьное образование, только с использованием дистанционных образовательных технологий ДОТ : уроки ведутся по видеосвязи, домашние задания сдаются в электронной форме. Дистанционное обучение — это не отдельная форма образования, а лишь способ преподавания и получения знаний. Такой формат может применяться и при семейном обучении, и при надомном, и при обычном школьном во время каких-либо ограничений, и при переводе всех учеников в онлайн. Чаще всего к дистанционному формату прибегают для контакта с детьми-инвалидами либо с теми, кто живет в отдаленных населенных пунктах и не имеет возможности регулярно посещать занятия в учреждении. Заочное и очно-заочное Есть еще один формат, который подойдет тем, кто желает попробовать домашнее обучение, но не уверен, что сможет организовать полноценный учебный процесс своим детям. Это заочное или очно-заочное образование. Школьники-заочники — это такие же обычные ученики, которые входят в состав своего класса и учатся по той же программе. При этом они могут выбирать, какие уроки посещать, либо приходить только для сдачи контрольных, лабораторных работ, тестов, зачетов, аттестаций и т. Этот вариант подойдет детям-спортсменам, родителям с частыми переездами и всем тем, кто не может по каким-либо причинам регулярно посещать школу, но и полностью брать на себя ответственность за обучение не готов. Чтобы перевести ребенка на такую форму, нужно договориться с администрацией школы, написав соответствующее заявление. Как перейти на домашнее обучение Рассмотрим каждую форму в отдельности. Как перевести ребенка на семейное обучение Напомню, что здесь вы полностью берете ответственность за его образование, сами составляете учебное расписание, нанимаете всех преподавателей, решаете вопрос с онлайн-школой.
У ребенка, не ограниченного в свободе выбора, возрастает ответственность за поступки, возникает желание выполнять работу на совесть, приобретается бесценный опыт самостоятельного поиска знаний, умение ориентироваться в информационном потоке, правильно распределять время, появляется интерес к учебе. Минусы домашнего обучения К минусам домашнего обучения можно отнести: недостаточную социализацию, вытекающую из ограниченности общения, особенно при отсутствии дополнительных групповых занятий; необходимость постоянного контроля со стороны взрослых в отношении ленивых, неусидчивых и неспособных к самоорганизации детей; отсутствие ориентиров и оценки со стороны посторонних, неограниченная свобода могут сформировать в ребенке недисциплинированность, безответственность и неспособность полноценно взаимодействовать с окружающими; организация обучения требует от родителей большей вовлеченности и материальных возможностей. Образованный человек — не столько эрудированный, сколько умеющий думать, понимать, задавать вопросы и принимать рациональные решения. Устоявшаяся десятилетиями классическая система школьного образования не гарантирует удачного определения своего места в жизни и успешной самореализации.
Однако имеются следующие нюансы: обучаясь на дому, ребенок числится в учебном заведении и подчиняется его правилам; школьник не имеет права изменять учебную программу; ребенку выдают учебники; педагоги при необходимости проводят консультации; контрольные и проверочные работы обучающийся сдает по утвержденному графику. Заочное обучение обычно выбирают те семьи, в которых дети серьезно занимаются спортом или творчеством, вынуждены часто переезжать, а также испытывают проблемы со здоровьем. Формы получения образования вне школы Вариантам получения образования вне школы обычно отдают предпочтение родители, которых не устраивает качество образования в обычной школе, либо те, кто уверен, что их ребенку нужен индивидуальный подход. Семейное образование Семейное образование — это гибкая форма обучения, которую вправе выбрать родители для обучающихся 1—9-х классов. В этом случае: школа не несет ответственности за образовательный процесс; родители самостоятельно определяют программу и схему, по которой будет заниматься их ребенок; родители занимаются с ребенком сами, записывают его на онлайн-курсы или в онлайн-школу, нанимают репетиторов. Сегодня семейное обучение — это одна из самых популярных форм домашнего обучения, чему способствует довольно высокий уровень онлайн-образования. Самообразование На эту форму образования могут перейти обучающиеся 10—11-х классов. Условия самообразования аналогичны семейному обучению, а именно: программу и график занятий родители или повзрослевшие школьники выбирают сами; аттестацию можно проходить экстерном. Как изменить форму обучения Выбирать форму и вид обучения в школе могут родители или сам обучающийся, если ему уже исполнилось 16 лет. Изменить форму получения образования разрешено в любое время, а не только в начале учебного года. Период, на который можно перевести ребенка, тоже может быть различным. Образовательное учреждение не вправе отказать семье обучающегося в переводе на любую форму обучения. Если вам все-таки отказали, подавайте жалобу в департамент образования. Очно-заочное, заочное образование Чтобы перевестись на эти формы получения образования, родители пишут заявление на имя руководителя учебного заведения, в котором разъясняют причины перевода. Между руководством школы и родителями заключается договор, в котором отражен порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации. Если ребенок будет нарушать утвержденный график выбранной формы образования, руководство образовательного учреждения вправе перевести его на очное обучение. Семейное образование, самообразование Родители или сам ребенок, достигший 16 лет, выбирают образовательное учреждение для прохождения аттестации и оформляют с его руководством договор. Также руководство школы согласует с родителями график проведения аттестаций. В школу, где ребенок учился ранее, нужно подать заявление на отчисление с указанием причины. Это необходимо сделать даже в том случае, если учебное заведение решено не менять. О переводе ребенка на семейное обучение необходимо уведомить региональный орган управления образованием. Достоинства и недостатки домашнего обучения Плюсы домашнего обучения Среди наиболее частых причин перевода на домашнее образование — стремление к индивидуализации обучения.
Что нужно знать?
- Домашнее обучение ребенка - Экспресс газета
- "Я забрала дочь из школы": плюсы и минусы дистанционного обучения
- Домашнее обучение
- Семейное обучение: что это и зачем это нужно
- Ребенок на домашнем обучении: хорошо это или плохо?
- Чем отличается домашнее обучение от семейного обучения
Формы домашнего обучения
- Что такое домашнее (семейное) образование?
- Плюсы и минусы обучения на дому
- Домашнее обучение школьника: виды, преимущества, недостатки
- Ребенок на домашнем обучении: хорошо это или плохо?
Что лучше: домашнее или школьное обучение?
Плюсы и минусы семейного образования и домашнего обучения. Мы с вами рассмотрели особенности домашнего образования, выяснили, что существуют разные формы внешкольного обучения, и узнали, как перейти на тот или иной формат. Кто-то видит в семейном обучении путь решения всех проблем, а кто-то считает его совершенно неприемлемой формой образования. Мы проанализировали плюсы и минусы обучения во многих онлайн-школах, включая Международную онлайн-школу “Айтигенио”, и выделили основные. Вижу в домашнем обучении одни сплошные плюсы, никаких минусов не вижу совсем.
Ребенок на домашнем обучении: хорошо это или плохо?
Важный минус семейного обучения – здесь должна быть установлена четкая дисциплина, контролироваться как сам процесс, так и промежуточные результаты, которых удается достигать. И у домашнего обучения, и у школьного как и везде есть свои плюсы и свои минусы. Попробуем разобраться, какие плюсы и минусы имеет домашнее обучение и насколько эффективным оно является.
Почему домашнее обучение лучше школьного
Плюсы и минусы домашнего обучения | Плюсы и минусы, как оформить домашнее обучение юридически, вопросы по школьному аттестату при домашнем обучении, ЕГЭ. |
Как перевести ребенка на домашнее обучение и в чем его плюсы и минусы? | Рассказываем о плюсах и минусах такой формы образования. |
Что лучше: домашнее или школьное обучение? | Плюсы и минусы домашнего обучения детей. |
Семейное обучение — почему трудно учить ребенка самому? Людмила Петрановская | Итак, взвешиваем плюсы и минусы, чтобы не поддаться минутной слабости или, наоборот, не пропустить тревожные признаки неблагополучия вашего ребенка, и принять более-менее осознанное решение: переводить или нет на домашнее обучение. |
«Я чувствовала себя очень странной»: личный опыт ребенка на домашнем обучении | Чего в домашнем обучении больше – плюсов или минусов, разбирался |