Но «Снегирь» не только фильм-размышление, но и фильм-развлечение. И даже учитывая, что «Снегирь» остаётся весьма востребованным в российских кинотеатрах, я готов сообщить, что гораздо симпатичнее он будет смотреться в подписке стриминговых сервисов, чего ждать осталось совсем немного.
«Снегирь» Бориса Хлебникова — смелый, честный и грустный фильм о том, куда мы плывем
Рыболовное судно «Снегирь» — плавучий дом для банды морских бродяг, они все разные, но есть кое-что общее — желание взять улов побогаче, хорошо заработать, вернуться на берег живыми. Сегодня в российский прокат выходит «Снегирь» Бориса Хлебникова — фильм-катастрофа, который держит зрителя в напряжении до последней секунды. Фильм «Снегирь» не относится ни к одной из перечисленных категорий. Потому что, вопреки заявленному первоисточнику, к роману Георгия Владимова «Три минуты молчания» он имеет весьма и весьма отдалённое отношение. российский фильм-катастрофа о совершеннолетии 2023 года режиссера Бориса Хлебникова, созданный кинокомпанией CTB Film Company при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Поговаривали, что продюсер «Снегиря» Сергей Сельянов обсуждал с отборщиками Каннского фестиваля возможное участие фильма в конкурсе этого престижного киносмотра. Смотреть фильм «Снегирь» (драма 2023, Россия) в онлайн-кинотеатре KION без регистрации и рекламы.
Что нас ждет – море хранит молчание
В начавшемся плавании в первой половине фильма на борту «Снегиря» разворачивается драма конфликта поколений. Новый фильм "Снегирь" я смотрел в московском кинотеатре в премьерный день в присутствии еще двух зрителей. В пустом зале гулко грохотал десятибалльный шторм, на экране кипели споры безнадежно далеких друг от друга поколений, а два зрителя поочередно бегали за. «Снегирь» действительно поставлен по типичному проблемному, но невеликому производственному роману.
Фильм Бориса Хлебникова "Снегирь" выходит в широкий прокат
Помимо очевидного конфликта поколений, который, как и всепоглощающая рыбная вонь, витает в воздухе на протяжении всего фильма, в своём тяжеловесном кино Хлебников обращается и к неоднозначности человеческой природы. Режиссёра интересует, делает ли героизм вас хорошим человеком и можно ли благодаря проявленному мужеству искупить прошлые, а заодно и будущие грехи. Хлебников пытается понять, где та точка невозврата, в которой нравственность сменяется аморальностью, и в своих изысканиях он, увы, приходит к беспросветным выводам. Мужчины в «Снегире», вопреки циничному афоризму из «12 стульев» «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», бросаются выручать норвежцев, корабль которых вот-вот пойдёт ко дну. Но только персонажи в кино Хлебникова — далеко не святые, из человеколюбия спасающие тонущих моряков, а простые смертные, которыми в любой момент могут овладеть трусость и страх перед ответственностью за свои действия, аннулирующие вчерашний героизм, что и происходит в драме, написанной Наталией Мещаниновой. Разница между врачом скорой помощи Олегом из «Аритмии» и экипажем «Снегиря» — поразительная. Если медик совершает тихий подвиг каждый день, то для моряков героизм — это скорее разовая акция, ни в коем случае не характеризующая их как добрых людей.
Реалистично снятый шторм, будто сошедший со страниц «Трёх минут молчания» и не щадящий ни праведников, ни грешников, действительно становится испытанием как для экипажа ржавого и хлипкого на первый взгляд траулера, так и для зрителя. Но для моряков капризы стихии — дело привычное: они и не из таких бурь выходили мокрыми насквозь, но живыми. Катастрофа в картине кроется в коллективной безответственности.
На них будет наскакивать со своими пещерными приколами корабельный клоун Юрик Тимофей Трибунцев. Их будут учить искусству точить нож, как самой высшей из математик. Только у одного из моряков - Геннадия Александр Робак проснется что-то вроде отцовских чувств - и то потому, что можно выведать у ребят, какой-такой другой судьбы хотят их ровесницы, его дочки. А когда выяснится, что для Никиты труд - не весь смысл жизни, и на вопрос, кем он такой станет, парень ответит прямо и дерзко: "Собой! Салагам еще многому нужно учиться, пока станут людьми.
Кривить душой, например, предпочитать вранье правде. Жульничать помаленьку, тянуть чужое, пока не поймали: раньше сходило - и теперь сойдет. Водить следователя за нос, круговой порукой уходя от любой ответственности. Это закон такой жизни, и все начинания, которым мы свидетели, в фильме не кончаются ничем. Улов не принесет ни радости, ни прибыли. Кто виноват в бессмысленной гибели человека - останется неизвестным: следствие захлебнется в паутине командной лжи. Да и у племени младого, незнакомого дерзания ограничиваются туром в Таиланд, не претендуя на высокое, доброе и вечное. И я не знаю, был ли извлеченный из моря невод, набитый дохлой рыбой, свидетельством проблем с бюджетом фильма или хитроумно придуманной метафорой жизни, которая уже нежизнеспособна.
Александр Робак в фильме "Снегирь". Фото: posletitrov. Итак, на небольшое судно, траулер "Снегирь" на практику приходят двое "салаг", Максим и Никита тут отметим работу сына Хлебникова, Макара, как раз в роли Никиты — чем-то он похож на незабвенного "Курьера".
А на траулере свой, давно спаянный коллектив, представленный яркими, резко очерченными типажами это главная, и очень большая, удача режиссера — герои Александра Робака, Тимофея Трибунцева, Евгения Сытого и других составляют гармоничный, реалистичный, хотя и на грани карикатуры, ансамбль. Если коротко, бывалые рыбаки хорошие, в сущности, интересные, яркие люди , мальчишек принять не готовы. Вернее так: готовы принять, перемолов, приспособив к себе.
У одного, Максима, "перемолоться" получается. У Никиты — нет, что отчасти и ведет к большой трагедии… Почему люди, не просто хорошие, но и прямо героические, оказываются эмоционально глухи и жестоки не к "своим"? Вот один из главных вопросов фильма, не имеющий, естественно, однозначного ответа.
Он вроде бы собирательный образ — такой мужик, который для всех должен быть отцом, но на самом деле с ним всё намного сложнее. С одной стороны, он бывалый, авторитетный, мастер дОбычи, который проработал на этом судне всю жизнь, у него всё размеренно, всё по полочкам. С другой стороны, в фильме есть сцены, в котором видна его «куркулистость»: угостил товарищей конфеткой, но остальные забрал. Все выпивают — он свои рюмочки достал железные, а после, хоть и пьяный, рюмочки не забыл, собрал. Из таких деталей собирается правдивый образ. В отношениях с Никитой он поначалу вроде пытается понять молодое поколение, но ему это сложно сделать — он со своими дочками отношения выстроить не может. И когда он изгоняет из своей жизни Никиту, мы всё равно понимаем, что он к нему прикипел душой, пытался понять, но вот не получается, поэтому взял и прогнал. Он явно отношения с собственными дочками проецирует на Никиту.
Это единственный человек, который полюбил Никиту, а потом обиделся и отверг его. Он был единственным и последним человеком, на кого Никита мог опереться. Геннадий — очень значимый для меня персонаж: это — отец, который отвернулся. Я их всех хорошо по-человечески понимаю. Мы вроде бы делали историю предательства — Максим предает Никиту. Но я его очень хорошо понимаю Максима — его друг нарочно ведет себя, как придурок, когда уже пора перестать это делать; из-за него тебя тоже могут принять за такого-же и тоже начать травить. Максиму надо выбирать сторону, и он выбирает сторону силы. Это понятная позиция, хоть она и жалкая.
Кандидатов было много. И проб много — и актёров, и неактёров. Это было в январе 2021 года. Тогда я думал, что вряд ли меня возьмут. И сам не понимал, смогу ли я сыграть этого персонажа. Только на вторых пробах я почувствовал, что герой, Никита, во мне рисуется и рождается. Мне важно было понять, на что мне нужно надавить, чтобы схватить этот образ. Чтобы не сфальшивить и сделать так, как было задумано в сценарии.
И только когда какие-то черты образа Никиты появились, я поверил, что у меня получится. Сначала я записывал самопробы, потом меня вызвали на студию, я приехал, познакомился с Борисом, ему вроде всё понравилось, но после мне никто не позвонил. Конечно, мне очень хотелось сниматься у Бориса Хлебникова: к моменту первых проб я знал все его фильмы, кроме «Коктебеля» и «Свободного плавания», а после проб немедленно посмотрел и их. Мне дали прочитать сценарий, и я понял, что его новый фильм будет масштабным, почувствовал особенную ответственность и долго корил себя за то, что попробовался не так, сделал всё неправильно. Потом наступил карантин, прошло полтора года, и вдруг меня снова вызвали на пробы, причём с тем же текстом. Я был очень удивлен, потому что был уверен, что фильм давно уже снят, просто без меня. Я снова поехал и снова встретился с Борисом, и в этот день мы пробовались с Макаром: пробовали, крутили, добавляли, убирали, сразу несколько сцен — с утра до вечера. Потом я еще раз пять приезжал пробоваться, и в какой-то момент Борис остановил нас прямо посреди сцены, и сказал: «я всё понял, теперь я хочу, чтобы вы как-то наладили контакт между собой, поэтому идите куда-нибудь посидите, пообщайтесь».
И мы пошли в какое-то кафе, погуляли часок и разъехались. Через неделю мне позвонила агент, поздравила с утверждением в фильм Хлебникова, и я потерял дар речь на двое суток. Периодически он ведет себя вызывающе туповато. Да, он немного странный, не очень понятный, в какие-то моменты слабый. Но он явно не отморозок и не придурок, каким его считают. Он абсолютно добрый, у него свой юмор, который никого не оскорбляет, но при этом всех дико бесит. Никита вообще подбешивает всех просто своим существованием. И это тяжелый опыт, когда ты находишься в замкнутом пространстве и не можешь уйти.
Никита не слишком похож на меня, а если и похож, то на меня в мои 12 лет. ОЛЕГ САВОСТЮК: Моего героя зовут Макс, мы с ним в чём-то похожи - например в том, что оба можем легко найти общий язык в новом коллективе, даже если перед нами ставят стену, мы оба продолжаем долбиться в эту стену, если обстоятельства того требуют. Мы можем найти общий язык со многими людьми. Но в отличие от него, я бы вряд ли стал любой ценой добиваться расположения людей, в чье окружение я хочу зайти. А Максим периодически забывал о цене этого расположения, ему так важно было закрепиться в новом коллективе, что он просто забил на друга. То есть шёл к цели широкими шагами, не замечая, что идёт по головам. То есть он говорит о том, что хочет стать капитаном, но главное для него — это не стать объектом травли. Поэтому он и примыкает к толпе, которая травит его друга, и сам даже начинает немного над ним издеваться.
Я хотел бы верить в то, что я не такой. Но и Максим не до конца понимал, что он делает не так, он же не хотел никому причинить зла, он просто шёл к цели. В финале, я думаю, он горько раскаялся. Мой герой Гоша не ладит с родителями и со школой и находит себя в стенд-апе. Такой типичный представитель моего поколения. Как и Никита из «Снегиря». Только Гоша в результате нашёл себя, а Никита - не успел. Никита более амбициозный, чем Гоша, он даже в сложных обстоятельствах продолжает отстаивать право остаться собой и не меняться под окружающую среду, это дорогого стоит.
Никита, наверное, самый недосказанный персонаж с точки зрения будущего, более потерянный - при его несгибаемости, будущее его представляется очень сложным, даже трагичным. Такая целеустремленность всегда связана с конформизмом: ты должен принять огромное количество обстоятельств на своём пути, с которыми ты должен не бороться, а смиряться. Это другой тип человека — более взрослого, менее тонкого, более четкого. Его путь в результате приводит к его предательству. В какой-то более спокойной ситуации он не предал бы Никиту, наверное. Ему и предъявить-то ничего нельзя. Никита вел себя, как мудак, а Максим нормально. Я думаю, что в этот момент он становится тем взрослым, который в будущем будет скептически относиться к таким понятиям как «команда», «коллектив» — для него эти слова навсегда будут иметь негативную коннотацию.
Он осознает силу коллектива, который может не только поддержать, но и затравить. Уничтожить человека только потому, что он не такой, как коллектив. Для Максима это серьёзный и страшный опыт, который придется в себе носить и прорабатывать очень долго, который останется травмой на всю жизнь. То, что экипаж замалчивает причины трагедии, говорит о том, что они не хотят ломать судьбу Юрику Трибунцеву , не хотят, чтобы его посадили. Он ведь точно не хотел довести до беды, а потом изо всех сил старался доказать Боженьке, что он тоже человек. Ни для кого этот опыт не прошел бесследно. А я как-то представлял себе Юрика очень молодым человеком. Но Трибунцев натолкнул меня на мысль о том, что если молодой человек ведёт себя как мудак, то он вырастет и остепенится, а когда так ведёт себя человек в 50 лет, то это выглядит зловеще.
И эта персонаж зазвучал для меня по-новому. И он у меня всегда играл очень обаятельных персонажей, которые могли быть даже какими-то злодейскими, но это всегда были люди, вызывающие симпатию и смех, как, например, в «Сумасшедшей помощи». А здесь мы с Наташей взяли персонажа из романа - Деда, он там носитель мудрости: когда кто-то делает что-то дурное, то дед это комментирует — как в сказках, когда старики обязательно хорошие и добрые. Но мне всегда казалось, что это признак какого-то первобытного общества — слушать людей, которые старые и уважать их мнение только из-за возраста. Пожилые люди сделали нашу жизнь невыносимой. И мы с Наташей решили переделать этого былинного Деда в козла, из которого одна дрянь вываливается, который везде говорит вещи очень неприятные. Женя Сытый - народный герой. У него есть точное понимание, как играть русский тип и национальный характер — разный, любой.
И я подумал, что круче Жени с его наблюдательностью к людям этого мудака никто не сыграет. Борис вызывал меня на пробы, и утвердил. Я жил во Владивостоке, занимался мотогонками, а когда ушел из спорта, решил пойти в море. Во Владивостоке жизнь у всех так устроена — если у тебя нет образования и карьерных перспектив — идёшь в море, деньги-то надо зарабатывать. Это портовый город, документы сделать - не проблема, всё по знакомству, плюс где-то какие-то курсы прошёл, и — подготовился. Первый мой рейс был как раз на рыболовецком траулере — таком, как в «Снегире». Это ад полный, тем более для пацана, который первый раз в рейсе. В фильме всё по-честному показано, но у меня было суровее раз в десять.
А мы шли в Охотское море на полгода. Пароход назывался «Гермес», в команде было человек 60 или даже 90, мы ловили рыбу, обрабатывали, паковали и оставляли в трюмах до полного заполнения. Потом к нам подходил перегрузчик, забирал рыбу, и мы ловили снова. И так полгода. Бывает, что и на 9 месяцев уходят. Режим работы — шесть через шесть часов, то есть за сутки надо дважды лечь спать и дважды встать, на протяжении полугода. Мне тогда было 19 лет. С отношениями в команде у меня было полегче, чем у Никиты, я почти сразу нашел себе компанию — кто-то бывший военный, кто-то отсидел в тюрьме — и они меня как будто защищали.
А вообще на пароходе были и стычки, и драки, и поножовщина, я всё это видел своими глазами. Там много пьют, и я тоже пил, и все раздоры происходят под градусом. У нас, например, была группа зэков, они недавно освободились, купили документы и пошли в море. И вот в пьяной драке один другому воткнул нож в область селезёнки. С нами был медик, но тут оказалось, что весь спирт из аптечки уже выпит и обработать рану нечем.
Совсем другая история. Разочарование от фильма «Снегирь» Бориса Хлебникова
Telegram: Contact @kinopoisk | О чем фильм: история рассказывает о двух юношах, оказывающихся на рыболовецком трале. |
Обзор кинокартины «Снегирь» | В прокат вышел «Снегирь» — новый фильм авторов «Аритмии» Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой. Почему это действительно большое российское кино и как оно подытоживает целую эпоху жизни нашей страны через трагичную историю одного морского экипажа? |
«Снегирь»: драма Бориса Хлебникова про схватку с водной стихией, которая вжимает в кресло | «Снегирь» (2023), новый фильм режиссера Бориса Хлебникова, максимально не похож на его знаменитую «Аритмию». |
«Снегирь» 2023: актеры, сюжет, обзор фильма про моряков от автора «Аритмии» | Фильм Хлебникова «Снегирь» вышел в прокат в России. |
Фильм «Снегирь» (2023) - сюжет, актеры и роли, кадры из фильма | Московский международный кинофестиваль в 2023 году открыл фильм Бориса Хлебникова «Снегирь», снятый по мотивам романа Георгия Владимова «Три минуты молчания» (1969). Узнайте все, что известно об этом кино: фото, трейлер, актеры, сюжет. |
ММКФ-2023: рецензия на фильм «Снегирь» Бориса Хлебникова — ловили рыбу мужики
Анатолий Попов в роли капитана на кадре из фильма «Снегирь». Фильм «Снегирь», основанный на советском романе «Три минуты молчания», 8 июня вышел во всероссийский прокат. «Снегирь» — талантливое кино, которое бытовым языком повествует о высоком.
В прокат готовится выйти фильм Бориса Хлебникова “Снегирь”
И давай веселиться, гордиться собой, когда труп Никиты плавает в вонючем трюме. У Владимова, к слову, был и шторм, и спасение иностранных моряков вот трупа не было. Только там другая история — советские моряки готовились к смерти, понимая, что не совладают со стихией, и только новость о гибнувшем рядом с ними шотландском судне подняло их с коек. Почувствуйте разницу в настроении. И я совсем не понимаю восторгов многих критиков по поводу съемок самого шторма… в моё время в мосфильмовском павильоне комбинированных съёмок делали картинки не хуже. И это задолго до эпохи компьютерной графики. А здесь даже ни разу пальцы ног от гибельного восторга не поджались. Всё в фильме закончилось банально и предсказуемо — сейнер встречали не жёны, а следственная бригада. Ещё удивительно, почему браконьеров не задержали в рейсе морские службы безопасности Норвегии… ведь у норвежских моряков тоже с собой были гаджеты с выходом в Всемирную сеть. В открытом финале непонятно, будет хотя бы внутреннее искупление.
Сокурсник погибшего просто уходит с корабля. То ли за расчётом, то ли увольняться к чёртовой матери из этой опасной и малоперспективной профессии. Братства моряков-победителей в известном мурманском ресторане Мурманска нам тоже не показали. Ну что, вам хочется испытать всё это на себе? Некоторые рецензенты нашли в «Снегире» метафорические параллели с несовершенством госустройства, что свойственно авторскому кино в целом. Лично у меня не получилось, хотя всегда считал себя чуть ли не мастером поиска «фиги в кармане» А ещё не хватило канадской курточки, размышлениями о которой заканчивалась эта история у писателя Владимова, прощания экипажа до следующего рейса, и той ресторанной шалавы, которая на проверку оказалась вполне себе приличной береговой морячкой. Поэтому советую сначала посмотреть фильм, и только потом взяться за литературный первоисточник. Так будет логичней и понятней. Спойлер: фильм начинается с привычной фразы про опасность сцен с курением.
Погибший Никита, кстати, не курил. Но написано оно человеком, который как раз таки имеет отношение к морю. Интересно будет также узнать мнение Никиты Михалкова, но он сейчас на летнем отдыхе.
И это при серьёзных производственных капиталистических отношениях, когда всё нацелено на получение прибыли… Место Шалая в киноверсии занял матёрый «отец Геннадий», сам отец двух дочек из того же поколения, чьи лица он называет «постными» сильно сомневаюсь в таком словообороте любящего отца да в уши потенциальным женихам. Строгий, но способный на сочувствие, именно он пытается научить новичков и работе, и элементарной технике безопасности. Да, грубоват, да, бухает втихаря… а то и всем морским коллективом вместе с салагами в реальной жизни, точно знаю, это прерогатива единиц, поэтому на суше так и отрываются.
Но вот нетерпимость… Времена-то изменились, на судне даже «маркони» радиста нет, его гаджеты давно заменили спутник в небе над Баренцевым тому в помощь. Однако заявление одного из салаг, что он в мореходке случайный человек, что заработанные деньги хочет спустить на отдых в Дубае вызывает приступ коллективной ненависти. Плюс моральное предательство товарища, громогласно заявляющего, что его мечта — стать капитаном. Так, по крайней мере, преподносится зрителю. И сразу кажется, что этот случайный на корабле человек Никита обречён. Если сам с борта не упадёт, то удавится.
Потому что не понимает и не хочет понимать законов мужского общежития — не моются на судне по полчаса, не блюют на камбузе во время качки. И оправдание у него одно — «я здесь по приколу», даже странно, что такой пентюх год провёл в далеко не гламурном общежитии питерской мореходки. Вроде бы, точка внутреннего конфликта найдена — мировоззрение «отца Геннадия» на мировоззрение Никиты. Да нет там никакого конфликта, их диалоги один на один беззубы и скучны, Никита ничего не понимает и в своём поколении, отделываясь общими фразами — «ну, они ваши дочки такие… все такие». Остаётся опрокидывать коньяк в одиночку… опасная, кстати, вещь в такой экстремальной обстановке. А дальше, для остроты, в сюжет включается исконное русское раздолбайство помноженное на вороватость.
Захотели срубить рыбки в норвежских водах в нарушении всех международных законов и поплатились гибелью самого слабого звена экипажа. Смерть бессмысленная, похожая на роковую случайность… если бы не атмосфера ненависти вокруг именно этого персонажа. А дальше, как катарсис, шторм, во время которого российские моряки, отвратительные снаружи, но героические внутри, спасают экипаж норвежского судна, который, по факту, только что и ограбили на несколько тонн трески. И давай веселиться, гордиться собой, когда труп Никиты плавает в вонючем трюме. У Владимова, к слову, был и шторм, и спасение иностранных моряков вот трупа не было. Только там другая история — советские моряки готовились к смерти, понимая, что не совладают со стихией, и только новость о гибнувшем рядом с ними шотландском судне подняло их с коек.
Почувствуйте разницу в настроении.
Но самое главное — а для того времени герой был достаточно новаторским. Мы долго тащили его в сценарий, но никак не могли понять, что в нём есть важного для нас сейчас, в нашем времени, почему он - главный герой?
При этом постепенно что-то интересное начало происходить в команде, начали вырисовываться герои, характеры, отношения. И вот уже на четвертом драфте Борис вдруг говорит: «Что-то мы никак не можем понять нашего главного героя. А что, если мы просто уберём его из повествования?
И я тут же начала вычищать этого персонажа изо всех сцен. В общем, мы убрали главного героя и сценарий стал про другое. Дальше мы стали рассказывать историю травли внутри команды — как один парень прижился, а другой не смог.
И историю о том, как можно быть одновременно и тем, кто травит беззащитного, и тем, кто ценой собственной жизни спасает норвежцев. И это редчайший, а может и единственный случай, когда в процессе адаптации литературного произведения история лишилась главного героя и от этого выиграла. В результате получилось очень сильное кино.
То есть пропитой человек в рваных трениках учит своего сына не тому, как не надо в жизни поступать, чтобы дойти до такой жизни, а говорит с упреком — «я в твое время…» СЕРГЕЙ СЕЛЬЯНОВ: Взаимоотношения отцов и детей - этому дискурсу три тысячи лет - ещё в папирусах написано, что молодежь «не то, что наше поколение». Так было, есть и будет. И сегодня, и завтра эта тема будет звучать актуально.
Каждый фильм мы вправе применять к своему опыту, своим кинематографическим и эстетическим пристрастиям, давать оценки и так далее. Этот фильм — это большой мощный образ, в котором много смыслов, энергии и разнонаправленных эмоций, этим оно и замечательно, каждый увидит свою историю. Когда мы делали «Долгую счастливую жизнь», мы выяснили всё про сельское хозяйство в России, потом во время «Аритмии» - всё про медицинскую реформу и про то, как устроена жизнь врачей, сейчас - про моряков и рыбаков.
Работать с этим материалом не было сложно, надо было просто понять технологию - как там всё происходит, чтобы не врать или сочинять осознанно. Мы, как всегда, начали с изучения темы. Сначала нам помогала Зака Абдрахманова — наш товарищ-документалист.
Она самоотверженно отправилась в рейс по Баренцеву морю, провела 10 дней в штормах и привезла много материала. Потом мы поехали в Мурманск, ходили по кораблям, общались с людьми и поняли, как это всё устроено. Мы расписывали такую раздолбайскую команду.
Возможно, профессиональные моряки сказали бы нам, что так не бывает, и что они ходят в море работать работу. Но они сами не замечают за собой, что в каждой команде существует один изгой, один придурок, один — лидер, который пользуется уважением и так далее. Это подметила и документалист Зака Абдрахманова, которая ходила в 10-дневный рейс добывать для нас материал.
Нам было важно узнать, как устроена ловля рыбы, что такое шкерка, надо было точно представлять пространство корабля, увидеть своими глазами рабочие процессы. И вот Зака подметила, что в той команде был один матрос, которого все дразнили. Это было не так жёстко, как у нас в фильме, не так трагично, но драматургия требует от нас рассказа внятного и яркого.
И мы стали думать, а что, если в этот коллектив, где совсем не сливки общества собрались, попадает московский хипстер; попадает просто по фану туда, где опасно, где люди зарабатывают тяжелым трудом. Этот конфликт показался нам любопытным в нашей истории. Мы же все помним «Цельнометаллическую оболочку».
Это то же самое. Просто у нас — про русское. В ней — несколько поколений мужчин — деды, отцы, братья, сыновья.
Коммуникация в мужском коллективе совершенно другая, не такая как в обычном обществе — это более острые и жёсткие, но при этом где-то очень душевные и честные отношения. Всё обнажено. Нет полуправды.
При этом персонажи все неоднозначные — в каждом есть и добро, и зло. К каждому из них прикипаешь, и видишь, что несмотря на происходящее, это по сути - замечательный человек, они все - огромной души люди. Но проходит несколько минут, и — раз!
Потому что я воспринимал это всё именно как «работу с отцом». Благо, нам обоим хватило двух-трех смен для того, чтобы перейти в отношения «режиссёр — актёр». Просто это новый этап и новый тип наших отношений.
Ведь известно, что люди могут быть близкими друзьями, но построить бизнес вместе не смогут. Или могут любить друг друга, но жить вместе не получается. У нас были отношения отца и сына, не всегда ровные, не всегда самые благополучные, я много раз в чём-то был не прав, Макар отстаивал свою свободу… А здесь мы как-то познакомились заново и услышали друг друга.
А на площадке мы просто работали: я был режиссёром, он актёром, очень исполнительным. А я всегда за честный отзыв режиссёра по поводу сцены. Я люблю ходить на плейбэк, смотреть сцену, разбирать её.
Очень люблю, когда режиссёры подробно объясняют, что получилось, что не получилось. Критика меня не ломает, наоборот, помогает работать лучше. И тут я больше всего боялся, что ко мне будет слишком лояльное отношение.
Но этого не произошло. И я безумно рад, что мы за короткий срок смогли выйти на новый уровень отношений, познакомиться друг с другом в новом измерении. И только когда меня уже утвердили, он сказал про это.
Но мне и в голову не пришло, что он тут «свой». На пробах он был отличным партнёром - открытым, свободным, мы проигрывали сцены легко, цеплялись друг за друга. Я был уверен, что этого парня утвердили потому, что он крутой.
Но в определенном смысле я ощущал отеческое отношение Бориса не только к Макару, но и ко мне. Он очень по-отцовски относился к нам обоим, поэтому у меня даже было ощущение, что мы с Макаром братья. Нет, Борис не воспитывал нас и не проявлял никакой особой заботы, просто я чувствовал, что со мной он взаимодействует точно так же, как с Макаром.
Я не чувствовал себя на площадке лишним или отвергнутым, вся группа была огромной семьей, в которую меня приняли, и я постоянно ощущал себя комфортно, в любви и в заботе. И по таланту, и по внешней силе, массе, уверенности, фигуре, он — идеальное попадание. Это самый рефлексирующий персонаж из всех.
Геннадий погряз в рефлексии — он не понимает, почему его дочки перестали его слушать и уважать. И свои отношения с дочками он проецирует на Никиту. Сначала пытается ему помочь, ведет себя по-отечески, но при первом же непонимании Никиты — уничтожает его.
Но при этом он самый любопытный - именно из-за того, что рефлексирует, и он единственный, для кого вранье в конце — это мучение. Он вроде бы собирательный образ — такой мужик, который для всех должен быть отцом, но на самом деле с ним всё намного сложнее. С одной стороны, он бывалый, авторитетный, мастер дОбычи, который проработал на этом судне всю жизнь, у него всё размеренно, всё по полочкам.
С другой стороны, в фильме есть сцены, в котором видна его «куркулистость»: угостил товарищей конфеткой, но остальные забрал. Все выпивают — он свои рюмочки достал железные, а после, хоть и пьяный, рюмочки не забыл, собрал. Из таких деталей собирается правдивый образ.
В отношениях с Никитой он поначалу вроде пытается понять молодое поколение, но ему это сложно сделать — он со своими дочками отношения выстроить не может. И когда он изгоняет из своей жизни Никиту, мы всё равно понимаем, что он к нему прикипел душой, пытался понять, но вот не получается, поэтому взял и прогнал. Он явно отношения с собственными дочками проецирует на Никиту.
Это единственный человек, который полюбил Никиту, а потом обиделся и отверг его. Он был единственным и последним человеком, на кого Никита мог опереться. Геннадий — очень значимый для меня персонаж: это — отец, который отвернулся.
Я их всех хорошо по-человечески понимаю. Мы вроде бы делали историю предательства — Максим предает Никиту. Но я его очень хорошо понимаю Максима — его друг нарочно ведет себя, как придурок, когда уже пора перестать это делать; из-за него тебя тоже могут принять за такого-же и тоже начать травить.
Максиму надо выбирать сторону, и он выбирает сторону силы. Это понятная позиция, хоть она и жалкая. Кандидатов было много.
И проб много — и актёров, и неактёров. Это было в январе 2021 года. Тогда я думал, что вряд ли меня возьмут.
И сам не понимал, смогу ли я сыграть этого персонажа. Только на вторых пробах я почувствовал, что герой, Никита, во мне рисуется и рождается. Мне важно было понять, на что мне нужно надавить, чтобы схватить этот образ.
Чтобы не сфальшивить и сделать так, как было задумано в сценарии. И только когда какие-то черты образа Никиты появились, я поверил, что у меня получится. Сначала я записывал самопробы, потом меня вызвали на студию, я приехал, познакомился с Борисом, ему вроде всё понравилось, но после мне никто не позвонил.
Конечно, мне очень хотелось сниматься у Бориса Хлебникова: к моменту первых проб я знал все его фильмы, кроме «Коктебеля» и «Свободного плавания», а после проб немедленно посмотрел и их. Мне дали прочитать сценарий, и я понял, что его новый фильм будет масштабным, почувствовал особенную ответственность и долго корил себя за то, что попробовался не так, сделал всё неправильно. Потом наступил карантин, прошло полтора года, и вдруг меня снова вызвали на пробы, причём с тем же текстом.
Я был очень удивлен, потому что был уверен, что фильм давно уже снят, просто без меня. Я снова поехал и снова встретился с Борисом, и в этот день мы пробовались с Макаром: пробовали, крутили, добавляли, убирали, сразу несколько сцен — с утра до вечера. Потом я еще раз пять приезжал пробоваться, и в какой-то момент Борис остановил нас прямо посреди сцены, и сказал: «я всё понял, теперь я хочу, чтобы вы как-то наладили контакт между собой, поэтому идите куда-нибудь посидите, пообщайтесь».
И их всех тошнило, и нас всех тошнило. Александр Робак «Вышивает свое кино» Да вариантов, в общем-то, не было. Хлебников — режиссер, Мещанинова — автор сценария. Вот и все, поэтому у меня даже не было вопросов. Только держались кулачки сжатыми, чтобы все срослось правильно.
Безусловно, работать с Хлебниковым — одно удовольствие. И ты все время ждешь следующего проекта, чтобы так или иначе принять в нем участие. У меня очень много друзей спрашивают: «Каково работать с Хлебниковым? Пришли, почитали, развели сцену, сняли. Но за этим всем стоит такой большой Борис Хлебников, который точно знает, что должно быть и как это должно быть, и ты не замечаешь, как он аккуратно тебя поправляет, как он вышивает свое кино.
Про схожесть со своим героем Мой герой на меня похож возрастом. Плюс и у него, и у меня достаточно взрослые дети. Непонимания с ними у меня нет, но какие-то параллели провести можно.
Громкая премьера: фильм Хлебникова «Снегирь» вышел в прокат в России
От текста осталась пара героев, общая ситуация, два молодых человека, шторм и Норвегия. Во-первых, нам захотелось уйти от ретро-стилистики. Во-вторых, главный герой у Владимова полностью создан из внутренних монологов, из наблюдений за окружающими. Все эти «я подумал» пришлось убрать, а его характер распределить между другими героями. В общем, работая над тем, чтобы донести мысль из книжки, мы все переписали и сделали некоммерческое, в общем, кино, которое при этом стоит 300 миллионов рублей. В этом смысле подвиг совершил Сергей Сельянов , который в это ввязался и вложил свои собственные деньги. Я рассказал Сельянову свою идею фильма в 2017 году, когда на «Кинотавре» показывали «Аритмию».
Потом написали первый вариант сценария, дали его Сельянову, и он сказал, что, возможно, на этом стоит закончить и больше не писать. Потому что это было отвратительно! Смеется Но мы пошли на принцип, долго выруливали, потом все как-то сложилось. Почему в тот момент вам показалось важным сделать такое кино? Черт его знает. Я всегда считал, что совершенно не желаю поддерживать дискуссию про загадочную русскую душу, считаю, что это часто приводит плохим последствиям.
И вот тут я вдруг увидел какой-то приемлемый для себя способ про это поговорить. И что вы поняли про загадочную русскую душу? Да ничего! Потому она и загадочная. Понял только вот эту мысль, которую сейчас озвучил. Вам кажется, что «Снегирь» — это какая-то специфически русская история?
До февраля прошлого года у нас планировалась часть зарубежного софинансирования. Так вот иностранные инвесторы задавали вопросы к сценарию, которые для меня были абсолютно абсурдными. То есть то, что для меня было очевидным, им было совершенно непонятным Борис Хлебниковрежиссер Например?
Вот есть такие вот мужики - не хорошие и не плохие. Живущие по излюбленной российской общественной присказке "правила существуют, чтобы их нарушать". Они их нарушают.
Где-то это служит во благо, где-то оборачивается трагедией. Жизнь такая, все так делают... Создатели фильма это равнодушно констатируют. А зрители это просто смотрят.
С видео для блога придется повременить и недовольство оставить при себе. Море изменчиво, и шторм — не главное испытание, которое ждет команду корабля... Это большое кино. Не только по масштабу съемок, в смысле внутренней силы — оно большое», - говорил продюсер Сергей Сельянов.
При этом там была одна мысль, которая меня зацепила: подвиг как побег от бессмысленности жизни, такое самооправдание, самоиндульгенция, самообман. Что вот если я совершу какой-то подвиг, то я как-то оправдаю свое противное на самом деле существование в жизни и до, и после подвига. И эта мысль про неоднозначность данной истории с подвигом мне показалась очень точной и интересной. Не знаю, получилось ли у меня передать эту мысль, — как посмотрят люди. Если они ее поймут и расшифруют, то я буду очень рад и доволен. Про морскую стихию в съемочном павильоне Это очень внушительный бюджет. Плюс колоссальная самоотдача всех цехов, которые занимались придумыванием и изготовлением шторма. Нам пришлось сочинить, как это сделать, потому что в таком масштабе шторм просто никому не нужно было до нас создавать — нам пришлось все делать самим. Помогла пандемия, потому как мы почти оттянули съемки на полтора года, за которые могли себе позволить с инженерами, каскадерами и продюсерами это все придумать. Получилась огромная, гигантская декорация — половина 12-метрового корабля была поставлена на гимбл. Это такая гидравлическая конструкция, которая имитирует качку. А вокруг нее были огромные водосбросы — с 12 метров на актеров с бешеной скоростью сливалось тонны четыре воды одновременно. Таких установок было четыре, плюс к ним было еще штук 20 водяных пушек, ветер, дождь и так далее.
«Снегирь»: трагедия, плывущая по волнам фильма-катастрофы
Рецензия на фильм «Снегирь» | Хлебниковский «Снегирь» — это в каком-то смысле и мелвилловский «Пекод», и кэмероновский «Титаник», и множество других литературных и кинематографических кораблей, но в большей степени это такой русский Ноев ковчег. |
Рецензия на фильм "Снегирь". Рецензия на новый фильм Бориса Хлебникова | Александр Робак в фильме «Снегирь». |
Рецензия на фильм «Снегирь»: Непреходящая опасность жизни
Эвелина Барсегян Обозреватель TV Mag 8 июня в прокат выходит новый фильм Бориса Хлебникова «Снегирь» с Александром Робаком, Тимофеем Трибунцевым, Макаром Хлебниковым, Олегом Савостюком, Евгением Сытым и другими звездами в ведущих ролях. МОСКВА, 27 мар — РИА Новости. Фильмом открытия 45-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) станет новая картина Бориса Хлебникова "Снегирь", сообщили в пресс-службе смотра. Премьера пройдет 20 апреля. 20 февраля в 18.00 смотрим и обсуждаем фильм Бориса Хлебникова, получивший главный приз премии «Золотой орёл» в 2024 году. Фильм Бориса Хлебникова «Снегирь». В прокат выходит «Снегирь» Бориса Хлебникова — вольная экранизация романа Георгия Владимова «Три минуты молчания». 20 февраля в 18.00 смотрим и обсуждаем фильм Бориса Хлебникова, получивший главный приз премии «Золотой орёл» в 2024 году.
Где вы находитесь?
- «Снегирь» 2023: актеры, сюжет, обзор фильма про моряков от автора «Аритмии»
- «Взрослые предают своих детей». Интервью с Борисом Хлебниковым к премьере фильма «Снегирь»
- Специально для "Ревизора.ru".
- СНЕГИРЬ: ИДЕМ КО ДНУ
Последние новости
- Сообщить об опечатке
- По волнам дедовщины: «Снегирь» Бориса Хлебникова — мрачная история о конфликте поколений
- Снегирь (фильм 2023) смотреть онлайн бесплатно в хорошем HD качестве
- «Снегирь»: дно, кино и токсичные мужчины
- WorldPodium в соц. сетях:
- Что нас ждет – море хранит молчание
«Снегирь»: драма Бориса Хлебникова про схватку с водной стихией, которая вжимает в кресло
Или как мы делали «Долгую счастливую жизнь» про фермеров наших… Дело не в фильме, а в реальности, которая за ним стоит. Когда человек живет с мыслью, что в любую минуту придут и отберут, у него атрофируется чувство ответственности Любое предпринимательство в России наказуемо, средний и малый бизнес, не завязанный в коррупционную паутину, на любом уровне отжимается. Предприниматели — это те, кого называют торгашами. Такое, понимаешь, отношение. На самом деле предпринимательство — это инициатива и принятие на себя ответственности за выплату зарплат, за работников, за все риски вообще, которых на каждом шагу миллион. В любых демократических странах это поддерживается государством.
Здесь же государство убивает это в секунду. Просто не счесть реальных трагических историй, которые мы видели, пока к съемкам готовились. Боже мой, что тогда в сельском хозяйстве происходило. Там очень добрые и хорошие люди были, и все они разорились. Нормальный умный человек никогда бы не пошел в фермерство.
Умный русский понимает, что честным трудом дело устроить нельзя. Наблюдали еще такой анекдот: чувак построил баню в маленьком городке на 200 000. Первыми пришли менты, сказали: «Хорошая баня, давай мы тебе поможем, но отдай нам субботу». Он говорит: «Хорошо, отдам субботу». Бесплатно, конечно.
Потом пришли пожарные, отобрали воскресенье, потом пришла санэпидемстанция, отобрали пятницу. Короче, все эти службы отобрали у него, по-моему, пять дней. На себя он мог работать два дня в неделю. Когда человек живет с мыслью, что в любую минуту придут и отберут, у него атрофируется чувство ответственности, а значит, достоинства, а значит, ощущение себя как личности.
Тревога нарастает будто бы сама собой. Неизвестно, что страшнее: удары стихии или стихийные акты воспитания? Бледные от качки щеки салаг хочется уберечь от уродства опытом и рябых шрамов коньяка. Александр Робак в роли Гены на кадре из фильма «Снегирь» Когда «Снегирь» подходит кормой к краю шторма, уже понятно, что все давно утонули, но мореходное братство крепко держит друг друга за плечи даже на дне. Хлебников и Мещанинова остаются свидетелями трагедии наблюдения: не вторгаясь в ткань удручающего бытия в трюме, авторы не подмигивают, не осуждают и не защищают, лишь пытаются заглянуть в глаза. Единственным рычагом будто извне, трамплином для разгона загадочной русской души будь она неладна становится буря — чем дела хуже, тем больше сил для подвига обнаруживается. Героизм — не рутинное маленькое добро, а стихийное дело, внезапное, реакционное.
В прокат драма выйдет уже 8 июня. В основе его сюжета — история двух молодых блогеров, оказавшихся на рыболовецком судне. Ледяные волны, работа на износ и компания хмурых моряков — погоню за контентом они представляли себе совсем иначе, но жизнь внесла свои коррективы в их планы. В итоге парням приходится бороться не только со своими представлениями о реальности, но и со стихией, а по мере того, как тучи над ними будут сгущаться, картина и сама начнет превращаться из драмы почти что в фильм-катастрофу. Одну из ролей в «Снегире» исполнил старший сын режиссера — 21-летний Макар Хлебников. Еще в школе он понял, что хочет пойти по стопам знаменитого отца и получить творческую профессию, поэтому поступил на сценарный факультет ВГИКа.
Но появились и первые критические высказывания о фильме, привожу одно из них, опубликованное на архангельском портале "Русский север". Там люди обо всем, связанном с северными морями, знают не понаслышке. Даже если они «по мотивам». Роман Георгия Владимова как раз из таких, любимых. В нашем доме вырванные страницы «Нового мира» были любовно отданы в переплётную мастерскую, такой же чести удостоилась только журнальная версия «Мастера и Маргариты» с самиздатом, понятное дело, не рисковали. Перечитывал раз пять, в период от 15 до 25 лет. Конечно, каждый раз новые впечатления, нюансы, точки остроты конфликта. Но одно общее — романтика моря, при всех сюжетных поворотах, далёких от традиционной для того времени конец 60-х лакировки действительности. Дошло до того, что в армии всерьёз подумывал после дембеля рвануть на северА рыбку половить за добавочным знанием жизни… хорошо, что кинематограф пересилил. Роман и тогда вызвал шквал критики. Прежде всего, за гиперреалистичность, за язык героев, воспринятый не только рецензентами, но и «простыми советскими читателями», как слишком «солёный» сейчас бы почитали-посмотрели. Официальные цензоры как почувствовали, что в Союзе писателей растёт будущий диссидент и видный западный публицист. Нас же в «Трёх минутах…» привлекала именно свобода и осознание, что эта щёлочка вот-вот захлопнется. Поэтому и переплетали. Перенести события более чем полувековой давности в современный антураж, особенно межличностные отношения, на это нужна смелость. И мастерство. Та, что могла подтолкнуть испытать это всё на себе. Увы и ах… В литературном первоисточнике рассказ ведётся из уст 25-летнего моряка Семёна Шалая. Который отслужил срочную на Северном флоте, остался подзаработать представляете, сколько в те годы в его родном колхозе платили и затянуло. После каждой путины он собирается домой к маме и всё никак… отдых на югАх, романтические отношения, денежки улетели. А в последний точно последний! Срочно в море!