Новости опера щедрина не только любовь

По словам Щедрина, причина провала в том, что опера опередила своё время. Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова.

Нотный архив Бориса Тараканова

Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки 16 февраля , 19:45 To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video «Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Подчеркнуто чувственное произведение Владимира Набокова с момента своего появления разделила на две части тех, кто не видит ничего, кроме скандального сюжета о запретной любви стареющего мужчины к несовершеннолетней девочке. И тех, кто полагает его лишь материалом для блестящей поэтизации автором того, что поэтизировать нельзя. Причем то, что «нельзя» — это позиция писателя! Само противостояние уже стало фоном для высказывания режиссеров, художников — как на дизайне многочисленных изданий книг, которые мелькают здесь.

Отношения между полами возникли вне морали, но моралью регламентируются. Русскому зрителю вообще полагалось бы объяснять, чем Гумберт Гумберт лучше Свидригайлова.

В образе председателя колхоза Варвары Васильевны воплощается мысль о пути человека к счастью, а портрет Володи Гаврилова весь построен на контрастах. Он ветреный, задиристый парень, напевающий заводные мотивы, у которого в глубине души спрятаны самые нежные чувства. В опере Александрова всё гармонично и очень музыкально. Персонажи живописны и пластически индивидуальны.

Такую яркую и подвижную оперу псковичи приняли с большой теплотой. Текст — Мария Яковлева.

Новаторское сочинение, в котором композитор смело ввел в академический контекст частушку — примитивную форму народного творчества, возвысив ее до благородной оперной реальности и тем самым соединив, казалось бы, несоединимое — правду жизни и правду элитарного искусства, не сразу нашло признание.

На мировой премьере в Новосибирске оно откровенно провалилось, не лучше был прием и в Большом театре в Москве, несмотря на то, что главную героиню пела сама Ирина Архипова, а за дирижерским пультом ворожил Евгений Светланов. Лишь спустя десятилетие первым верный подход к материалу нашел Борис Покровский — с этой удачи и началась история его Камерного музыкального театра 1972. С тех пор к этой опере периодически обращаются театры, ставилась она и в МАМТе в 1981-м, однако назвать ее репертуарной и очень популярной, хорошо знакомой публике, было бы большим преувеличением.

Все годы советской власти, начиная с революционных лет, перед композиторами компартией ставилась задача создания современного, актуального оперного репертуара: такого, в котором и сюжеты, и сама музыка были бы не про богов и королей, как в старой опере, а про строителей коммунизма, про советских людей. На этом пути было наломано немало дров вспомним хотя бы знаковые всесоюзные «погромы» 1936 и 1948 годов , хотя и удачи тоже случались. Казалось бы, Щедрин взял самую что ни на есть актуальную советскую тему — про колхоз, про советскую деревню послевоенной поры, и раскрыл ее, вслед за Сергеем Антоновым автором рассказов — литературных источников либретто Василия Катаняна тоже очень по-советски: главная героиня оперы председатель колхоза Варвара Васильевна, несмотря на любовные терзания, вышла у него натурой очень цельной и в итоге разрешающей нравственную коллизию в строгом соответствии с Моральным кодексом строителя коммунизма — общественное превыше личного.

И музыкальный язык композитора соединял фольклор частушку с серьезным вокально-симфоническим мышлением очень высококачественного уровня — все строго по Глинке, который, как известно, говорил, что музыку создает народ, а композиторы ее только аранжируют. Однако оперу не поняли и не восприняли. Правда, Щедрин тут был не первым — и до него многих советских композиторов обвиняли в разных грехах: то в неверном выборе сюжетов, то в неправильном их раскрытии, то в чрезмерном усложнении музыкального языка, то, напротив, в его чрезвычайной легкомысленности для такого серьезного жанра, как опера.

Возможно, злую шутку тут сыграло и то обстоятельство, что, требуя на оперной сцене актуальных сюжетов, на самом деле ни сами партийцы, ни широкая публика не были готовы видеть на ней современников — а все больше жаждали египетских принцесс и романтических страстей. Так же как за сто лет до того не принимали «Травиату» и «Кармен» из-за их злободневности, так и «Не только любовь» слишком уж резала глаз и ухо своей откровенной реалистичностью. Через тридцать лет после заката советской власти, когда колхозные реалии от нас стали примерно так же далеки, как и египетские принцессы с их романтическими грезами, «Не только любовь» все больше получает право на свое законное место в оперном репертуаре: удачные постановки по ней в обозримом прошлом сделаны в «Санктъ-Петербургъ Опере» и Мариинском театре, теперь дошла очередь и до Москвы.

И музыкальный язык композитора соединял фольклор частушку с серьезным вокально-симфоническим мышлением очень высококачественного уровня — все строго по Глинке, который, как известно, говорил, что музыку создает народ, а композиторы ее только аранжируют. Однако оперу не поняли и не восприняли. Правда, Щедрин тут был не первым — и до него многих советских композиторов обвиняли в разных грехах: то в неверном выборе сюжетов, то в неправильном их раскрытии, то в чрезмерном усложнении музыкального языка, то, напротив, в его чрезвычайной легкомысленности для такого серьезного жанра, как опера. Возможно, злую шутку тут сыграло и то обстоятельство, что, требуя на оперной сцене актуальных сюжетов, на самом деле ни сами партийцы, ни широкая публика не были готовы видеть на ней современников — а все больше жаждали египетских принцесс и романтических страстей. Так же как за сто лет до того не принимали «Травиату» и «Кармен» из-за их злободневности, так и «Не только любовь» слишком уж резала глаз и ухо своей откровенной реалистичностью. Через тридцать лет после заката советской власти, когда колхозные реалии от нас стали примерно так же далеки, как и египетские принцессы с их романтическими грезами, «Не только любовь» все больше получает право на свое законное место в оперном репертуаре: удачные постановки по ней в обозримом прошлом сделаны в «Санктъ-Петербургъ Опере» и Мариинском театре, теперь дошла очередь и до Москвы. Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку. Но вместе с тем она не порывает с оперными традициями и формами, а талантливо их развивает, к тому же содержит и узнаваемые оперные клише, столь любимые публикой.

Любовный треугольник почти как в «Аиде» — женщина, облеченная властью пусть и на уровне колхоза, а не древневосточной деспотии , любит и желает быть любимой, ее объект — всех привлекающий тенор, соперница — нежное безвольное сопрано. Финальное разрешение коллизии отдаленно навевает воспоминания о «Евгении Онегине» — долг превыше всего, а сила натуры главной героини проявлена в верности раз избранному пути. Колхозные реалии спустя шесть десятилетий уже никого не шокируют — видали мы и не такое на оперной сцене: режиссерский театр нас приучил ко многому. Тем более что в данном случае режиссер оставляет все на месте — на сцене пашня чернозема и перспектива высоковольтных ЛЭП на фоне затянутого тучами вечно дождевого неба сценография Максима Обрезкова. Постановщик Евгений Писарев позволяет себе лишь некоторую вольность в финале, делая его открытым: примирения увлекшегося было Варварой пижона Володи и его невесты Наташи положенное по либретто не происходит, герой в отчаянии убегает прочь, а главная героиня кружится, словно в забытьи, под проливным дождем, будто смывая с себя морок любовного наваждения, в который сама дала себя увлечь.

Добро пожаловать!

Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». Был на премьере ранее не известной мне оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", написанной в 1961 году (его первая опера). Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием.

На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина

«Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. «Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова. В МАМТе опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 году (режиссёр — Ольга Иванова, дирижёр — Владимир Кожухарь). Московский музыкальный театр рискнул и сделал ставку на Родиона Щедрина и его некогда знаменитую "Не только любовь". Купить билеты на оперу Не только любовь в Санкт-Петербурге, билеты по цене от 300,00 руб. 18 мая 2024 г. в 19.00, Санктъ-Петербургъ Опера Не только любовь, официальные электронные билеты на оперу на сайте В «Санкт-Петербург опера» прошла премьера спектакля «Не только любовь» Родиона Щедрина.

«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки

При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». В МАМТ поставили полузабытую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». На премьере присутствовал сам автор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая. По словам Щедрина, причина провала в том, что опера опередила своё время.

Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра

Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре «Левша», новая опера Щедрина, написанная по заказу Мариинского театра, впервые прозвучит 26 июня в концертном исполнении на его новой сцене.
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь».
"Не только любовь" вернулась в Москву «Левша», новая опера Щедрина, написанная по заказу Мариинского театра, впервые прозвучит 26 июня в концертном исполнении на его новой сцене.
«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой.

В Воскресенске показали оперу Родиона Щедрина «Не только любовь»

Московский музыкальный театр рискнул и сделал ставку на Родиона Щедрина и его некогда знаменитую "Не только любовь". При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием.

Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко

Например, перед «Колхозной самодеятельностью» во втором действии уместно воссоздали советский киносеанс: люди, отдыхающие от работы в поле, посмотрели сеанс «Кубанских казаков» 1950 и пошли танцевать кадриль, петь частушки. Или другой прием: знаменитые радиопозывные прозвучали перед тем, как Володя отправился на скотный двор, думая, что Варвара покажет ему фронт работ, в то время как она боится признаться самой себе в том, что на самом деле позвала его на свидание. Мы ведь понимаем, что разрушенный коровник с трухой и гнилыми балками — это ее собственная несчастная душа, лишенная возможности любить и быть любимой. И пусть она уверяет саму себя словами «полюбил бы, коли захотела», ей приходится от своих чувств отказаться. Сходство очевидно в теме неразделенной любви и сознательном отказе от собственного счастья, которое было так близко, но невозможно. Невероятно хорошо в новой постановке выглядел хор, как и все герои, симпатично и не вычурно одетый художником по костюмам Марией Даниловой. Артисты хора, репетировавшие под руководством Станислава Лыкова, продемонстрировали потрясающую музыкальность: идеальную дикцию, интонационную точность, динамическую гибкость.

И столь же удачным получился результат работы над хореографией, за которую отвечал Сергей Землянский. Состав действующих лиц, к сожалению, идеальным образом не сложился. Как правило, Родион Щедрин зачастую сам утверждает исполнителей главных партий, но на этот раз театр решил взять всю ответственность на себя. Дирижер-постановщик Феликс Коробов отнесся к партитуре с большим уважением и аккуратностью, а также с фантазией: например, в хоровом эпилоге на сцене исполнению частушек аккомпанировал балалаечник Никита Говоров, и это было интересно. Однако нельзя сказать, что оркестр звучал с должной степенью тонкости и музыкальным разнообразием. Гениальность щедринских тембровых и динамических «изюминок» можно было бы расслышать и воплотить гораздо изящнее, несмотря на то, что жанровая драматургия оперы постепенно меняется от лирико-комической почти до экспрессионистской, что требует ближе к финалу более напористого и мощного звучания — но точно не в каждой сцене.

Меццо-сопрано Лариса Андреева в образ Варвары Васильевны через драматическую игру всячески старалась вложить максимум эмоциональных сил, труда. Однако артистка находится не в лучшей вокальной форме, сам тембр не обладает ясностью и выразительностью, техника не дает возможности петь мягкое пиано или красиво озвучивать нижний регистр. Опера есть опера, и даже самая талантливая драматическая интерпретация образа не может компенсировать отсутствие качественного вокала.

Оставить комментарий Лирическая опера, «колхозный » Евгений Онегин »», «частушки про любовь» — как только не называли первое творение Родиона Щедрина в оперном жанре! В 1961 году оперой «Не только любовь» композитор хотел реформировать репертуар Большого театра, считая необходимым хотя бы на время отказаться от патетики и пафоса в пользу камерности, чтобы можно было размышлять о переживаниях и чувствах самых простых людей. В советские шестидесятые идея оказалась утопической.

Сразу после премьеры руководство главного театра страны, заметив сатирический подтекст, тут же заменило неловкую «Не только любовь» на беспроигрышную « Травиату ». Судьба оперы неразрывно связана с Московским камерным музыкальным театром Бориса Покровского. Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится. В столицу спектакль привезли в рамках Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» — и в конце октября история про Варвару Васильевну была представлена в версии Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Остроумный шедевр давно не ставили в Москве, в том числе и поэтому питерский спектакль вызвал большой ажиотаж.

В Петербурге на премьере постановки в 2014 году присутствовали сам автор Родион Щедрин и Майя Плисецкая ей была посвящена опера. Супруги единодушно назвали эту постановку лучшей из всех. Режиссёр Юрий Александров, комментируя спектакль, неоднократно заявлял о своём стремлении на первый план вывести музыку. Но разве она у Щедрина не всегда первостепенна? Тем не менее постановщик действительно убрал многие непонятные для современного слушателя производственные диалоги, очистил оперу от неудачных ходов малоталантливого либреттиста Василия Катаняна, которого в этот раз даже в программку не вписали.

Написанная в 1944 году, в условиях ужасающей атмосферы Второй мировой войны в оккупированной Франции, эта музыкальная композиция обращается к младенцу Иисусу как символу света и надежды в мире беспокойства и страданий. В исполнении этого цикла, длительностью два часа, в зале «Зарядье» четверо молодых и талантливых пианистов — Алексей Мельников, Даниил Саямов, Арсений Тарасевич-Николаев и Михаил Турпанов, лауреатов международных конкурсов, разделит ответственность за передачу великолепной музыкальной идеи Мессиана с аудиторией, вдохновляя слушателей своим искусством и талантом. Молодой и талантливый дирижер Филипп Чижевский выбрал для филармонического абонемента тему «Бах и Гендель», исполнив великолепное сочинение - «Страсти по Матфею» Баха.

Москвичи имели возможность насладиться этим произведением в исполнении лучших музыкантов Европы. Современные времена приносят новых героев. Российские музыканты все больше приобщаются к исторически информированному исполнительству, смело погружаясь в мир барочной музыки. Совместно с ансамблем Questa Musica, основанным Чижевским шестнадцать лет назад, на сцене Чайковского зазвучат голоса молодых и опытных исполнителей, среди которых Елена Гвритишвили, Сергей Годин, Лилия Гайсина, Андрей Немзер и многие другие. Пасхальный фестиваль, существующий уже более двадцати лет, стал неотъемлемой частью музыкальной жизни Москвы. Несмотря на то, что программа фестиваля обнародуется практически накануне, меломаны знают, что в светлое воскресенье оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева всегда дарует свои выступления московской публике. В этом году фестиваль начнется 5 мая.

Постановщики не стали переносить действие, но максимально размыли контекст: о том, что речь идет о колхозе, можно было понять только благодаря титрам над сценой. Художник-постановщик Максим Обрезков поместил героев в абстрактное пространство, усиленное сине-черным светом, вдали которого были прорисованы высоковольтные вышки отсылка к индустриализации тех лет. Герои, одетые в незатейливые деревенские одежды по моде 30-х художник по костюмам Мария Данилова , напоминали персонажей культовой картины «Кубанские казаки». Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви. Автор: Сергей Родионов Евгений Писарев, мастер комического жанра, удачно объединил лирику и юмор, драму и иронию — получился спектакль, который на языке телесериалов звучит как «драмеди». Веселые бытовые сцены — будь то деревенская «дискотека» с местным оркестром или знаменитые частушки Варвары — органично оттеняли любовные сцены Володи Гаврилова и Варвары Васильевны, а также ее отчаянный монолог-исповедь в конце. Именно ее признание самой себе — о том, что, будучи «железной леди», посвящающей себя исключительно родине, попалась на любовную удочку и теперь не знает, что делать с этой нахлынувшей любовью — стало кульминацией всего спектакля. Наталья Зимина попала в образ на двести процентов, показав сильную и независимую и одновременно ранимую женщину, оказавшуюся на перепутье.

Полюбил бы, коли захотела

Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь» попытку прописать у себя оперу Щедрина «Не только любовь».
Р.Щедрин. Опера "НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ" «Не только любовь» — опера Родиона Щедрина в трёх актах с эпилогом, на либретто В. Катаняна, по рассказам Сергея Антонова («Тётя Луша» и другие).
Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» прошла в МАМТе - Обзорник Композитор (автор материала): Щедрин, Родион Константинович.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий