Свято-Введенская Оптина пустынь потеряла любимого пастыря, насельники и монашествующие, клир и паства скорбят о почившем отце-наместнике.
Отец Антоний Гаврилов Оптина Пустынь
Отец Илиодор появился на свет 24 июня 1947 года в Баку, находился в Оптиной пустыни с 1989 года. Ранее сообщалось, что в возрасте 69 лет скончался протоиерей Русской православной церкви Дмитрий Смирнов , бывший председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Ru» в Дзен и Telegram.
Подписаться на рассылку Отец Илиодор в храме Ярославских чудотворцев г. Казани, 2014 год 26 октября 2020 года на 74 году жизни отошел ко Господу насельник Введенской Оптиной Пустыни иеродиакон Илиодор Гайриянц. Своими воспоминаниями о почившем священнослужителе делится наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Симеон Кулагин , бывший насельник Оптиной Пустыни. Сегодня Оптина Пустынь прощается с одним из своих собратьев — иеродиаконом Илиодором Гайриянцом. После отпевания, когда началось последнее целование, и сотни людей подходили ко гробу, чтобы проститься с тем, кого они называли Авва, храм вдруг наполнился пасхальным и радостным пением. Народ запел — «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Отец Илиодор был очень разносторонним человеком и прожил долгую жизнь.
В 1980-х годах он пришел в Троице-Сергиеву Лавру, где несколько лет прожил рядом со стоим старцем — архимандритом Кириллом Павловым. В 1989 году, когда началось восстановление Оптиной Пустыни, отец Кирилл благословил его присоединиться к братии этой славной обители. На протяжении тридцати лет отец Илиодор нес подвиг, примеров которому не так много в Церкви — он всего себя отдавал служению тысячам и тысячам паломников со всего света стекающихся в Оптину.
Первые оптинские старцы — Лев, Макарий, Моисей — были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, а, в свою очередь, их учеником явился старец Амвросий Оптинский. На подворье в Петербурге выступят с докладами исследователи наследия преподобного Паисия, в мероприятии примут участие братия, клир и прихожане. Об этом и многом другом мы беседовали с настоятелем подворья игуменом Арсением Мосалевым. Разные направления дискуссионного портала «Монастырский вестник» — Отец Арсений, четыре года назад, как раз в ноябре, Вы были назначены настоятелем Оптинского подворья в городе на Неве. За это время одним из Ваших детищ стал «Монастырский вестник» — новый портал в интернет-пространстве, призванный знакомить интернет-пользователей с понятием «монашество» в контексте православного вероучения, а также с проблемами, волнующими современное монашество. Как руководитель этого проекта, что Вы можете сказать о его необходимости, востребованности?
В итоге этот информационный ресурс, созданный Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, стал дискуссионной площадкой по данной теме. Ведь смотрите: в одних монастырях подвизается много насельников, в других — мало, условия в них разные, так что если какие-то пункты Устава могут быть применимы в одной обители, то в другой они попросту не работают… Все это требовало серьезного обсуждения в спокойном, мирном духе. Наши личные комментарии были небольшими, зато мы проводили регулярный мониторинг практически всех сайтов, освещающих монашеские темы, и блоги тех блогеров, что писали статьи, посвященные каким-то вопросам монашеской жизни. К работе привлекли опытных специалистов в области информационных технологий для администрирования и филологов для выполнения мониторинга. С самого начала наши сотрудники вели мониторинг — и продолжают вести по сей день — со всевозможным вниманием и сосредоточенностью, что позволяет своевременно реагировать на появление новых материалов и выкладывать их на нашем портале monvestnik. Здесь каждое слово было важно — Батюшка, расскажите, пожалуйста, о жизни на подворье. Что интересного с информационной точки зрения у Вас планируется в ближайшее время? Пробуем свои силы в переводческой деятельности с церковнославянского на русский , работаем с рукописными материалами, оптинскими списками переводов преподобного Паисия Величковского. Занявшись этим направлением, мы взяли за непогрешительную основу славянские тексты преподобного Паисия и русские тексты старцев Оптинских, выдержавшие проверку временем.
Ведем совместную работу с кругом ученых по подготовке к переизданию некоторых творений святых, имеющих непосредственное отношение к нашему монастырю. Совсем скоро, 26 ноября, в рамках еженедельных духовных бесед, у нас состоится встреча, небольшие научные чтения, посвященные 295-летию со дня рождения преподобного старца Паисия Величковского. На этой встрече выступят с интересными докладами трое исследователей наследия преподобного Паисия и расскажут о новых фактах его жизни, об открытии рукописей старца и работе с ними. Важно, что на чтения придет ведущий исследователь жизни и творений старца Паисия Петр Борисович Жгун, который живет в Петербурге. Он является автором-составителем книг «Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения» Серпухов, 2014, с последующими переизданиями , «Каталог славянских рукописей монастыря Нямц» Серпухов, 2017 , и в работе у него новые издания. Мы в этом году близко познакомились с Петром Борисовичем. Это удивительный человек из мирян, так глубоко, аскетически и научно проникший в писания и переводы на славянский язык преподобного Паисия! Словно нежданный подарок и утешение от Господа нам, живущим на столичном подворье.
Если вспомнить 90-е годы, то печатали тогда много всего и без разбору: попалась какая-то книга, не выходившая в печать долгие годы в советское время, ее тут же издавали — нередко без указания, чей это перевод. А в Оптиной пустыни к переводческой деятельности относились глубоко и серьезно. Под руководством преподобного старца Макария здесь велась активная деятельность по переводу и изданию святоотеческих творений. Именно в Оптиной был подготовлен лучший перевод «Лествицы» на русский язык, высоко оцененный как современниками, так и потомками. Вокруг старца образовалась группа помощников, в которую входили отец Амвросий Гренков , впоследствии знаменитый старец и преемник отца Макария; отец Леонид Кавелин , впоследствии наместник Троице-Сергиевой лавры; отец Климент Зедергольм , магистр классической филологии Московского университета; отец Ювеналий Половцев , впоследствии архиепископ Литовский и Виленский. В Оптиной пустыни имелись рукописные переводы аскетической литературы, сделанные преподобным Паисием Величковским , некоторые греческие рукописи и еще другие, славянские. Дело в том, что славянский язык к концу XIX века для многих перестал быть понятен… Читайте также: Житие, чудеса исцеления и святые мощи Святой Блаженной Марии Дивеевской — Но «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника к тому времени уже была переведена на современный русский язык при Московской духовной академии архимандритом Агапитом Введенским. Зачем потребовался еще один перевод? Однако нужна была максимальная точность в определении терминологического смысла.
Некоторые русские слова не отвечали аскетическому деланию. Потому-то Оптинские старцы, имевшие духовное рассуждение, находившиеся сами под старческим руководством и облагодатствованные дарами Святого Духа, приступили к столь важной кропотливой работе, взяв за основу славянские тексты Паисия Величковского , архимандрита Макария Глухарева на русском языке, несколько Слов святителя Игнатия Брянчанинова и греческий текст. Считается, что именно оптинскими переводчиками разработана система русской аскетической терминологии. Здесь каждое слово было важно. Ведь если что-то переведено неточно, неправильно, то оно не работает. Перевод творений преподобного Петра Дамаскина, пользующихся огромным авторитетом, выполнил духовный сын и ученик старца Макария отец Ювеналий Половцев. Крутишься-вертишься целый день, стараясь все выполнить. К тому же, когда я нес в Оптиной пустыни послушание эконома, то и читать практически было некогда. Быстренько прочитаешь одну главу из Евангелия, две главы из Апостола, правило и погружаешься в заботы текущего дня.
На подворье и у меня, настоятеля, и у братии появилась возможность больше служить, больше читать. Насколько это, по Вашему, важно? Должен заметить, что у каждого брата определено время для уединенного чтения. Казалось бы, шум, гам вокруг, мирская суета большого города, называемого северной столицей, но замечательная возможность для уединенного чтения у нас есть. К слову сказать, еще при строительстве настоятель этого подворья а тогда оно было подворьем Киево-Печерской лавры с архитектором так продумали постройку, что храм и братские корпуса по периметру отгораживают кельи монахов от городской суеты, внутри у нас — тихий, закрытый дворик. Я рад, что на подворье читают все — от молодых послушников до старшей братии. Мы привели в соответствие с духовным направлением и свое книжное собрание. Библиотека подворья исключительно богата разделами по Священному Писанию и толкованиям на него, святоотеческой литературой, жизнеописаниями святых. В настоящее время наш книжный фонд насчитывает 20 тысяч экземпляров.
Да, когда-то книги переписывали, это было особым деланием, послушанием. Было не поверхностное чтение, а углубление в текст. Переписывая книги некоторым приходилось и до 100 экземпляров переписывать , человек больше запоминал. Он многое знал наизусть из того, что переписывал. А в наши дни не единожды приходилось встречаться с таким печальным явлением: спрашиваешь у насельника обители, читает ли он святых отцов, «Читал», — отвечает. Продолжаешь интересоваться: «А «Лествицу» читаешь? Прочитал и все! Но ведь «Лествица» — это практически настольная книга для монашествующих, учебник монашеской жизни. Ее еще называют монашеским Евангелием, содержащим советы, мудрые поучения святых старцев.
И что же получается? Мы пренебрегаем таким сокровищем. Это все равно, что жить рядом с духовными старцами и не спрашивать у них ни о чем. Или один раз задать волнующий тебя вопрос и им ограничиться. Чтение святоотеческой литературы в монастыре должно быть ежедневным. Как апостол Павел пишет в первом послании к Коринфянам: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную…» 1 Кор. Тогда только тайны богопознания открываются, когда человек глубоко погружается в писания святых отцов. Следует также сказать, что в наше время переписывание рукописей искусственно не возродить.
Но, по совету старцев, я всем советую заниматься заучиванием Евангелия и поучений святых отцов. Вообще считается, что монашествующим обязательно надо знать наизусть пятую, шестую и седьмую главу Евангелия от апостола Матфея, где даны все заповеди Христа, знать близко к тексту «Душеполезные поучения аввы Дорофея», где можно найти ответ на любой вопрос.
Оптинский монах Антоний. Антоний Оптина пустынь настоятель. Батюшка Антоний в Оптиной пустыни. Братия зимой Оптина пустынь. Скит Оптиной пустыни. Трудником в Оптину пустынь.
Архимандрит Антоний Гаврилов Оптина пустынь. Батюшка Оптина пустынь отец Антоний. Игумен Мелхиседек Оптина пустынь. Архимандрит Мелхиседек Артюхин. Архимандрит Мелхиседек Оптина пустынь. Настоятель Оптиной пустыни в настоящее время 2022. Мелхиседек российский священнослужитель. Мелхиседек Артюхин фото.
Оптина пустынь зимние фото 2022. Оптина пустынь монахи. Батюшка Силуан Оптина пустынь. Силуан Межинский Оптина пустынь. Схимонах Евфимий Оптина. Старец Евфимий Оптина пустынь. Оптина пустынь архидьякон Илиодор. Иеродиакон Илиодор Гариянц Оптина пустынь.
Иеромонах донат Оптина пустынь. Схимонах Евфимий Оптина пустынь 2018.
Оптина пустынь: история святого места
Со времени появления в Оптиной пустыни старчества (1829 г.) на нее в полной мере нисходит благодать Святого Духа. По ходатайству Московского митрополита Филарета старец Антоний был возвращен на покой в любезную его сердцу Оптину пустынь. По благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов прибыли отшельники во главе с братьями Путиловыми — будущими преподобными оптинскими старцами Моисеем и Антонием. Уезжая из Оптиной, я молилась, чтобы отец Василий (если это не каприз с моей стороны) послал бы понятную моему убогому уму «весточку», что он «берет» мою окаянную персону под свое заступничество.
"Время возрождения": наместник Оптиной пустыни — о проектах обители в период испытаний
Духовное его возрастание оказалось очень быстрым. Еще не имея священного сана, он проявляет дар прозорливости, часто называет пришедшим людям их грехи. Когда в 1906 г. Анатолий становится иеромонахом, число посетителей к нему многократно возрастает. После 1917 г. Особое внимание власти привлек о. Интересный факт 29 июля 1922 г. Анатолий просил дать еще один день. Когда 30 июля чекисты вновь появились в обители, старец уже преставился. Из поучений: «Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!
Последний старец Нектарий 1853-1928 гг. Мирское имя его — Николай Тихонов. Происходил он из бедной семьи, рано остался сиротой, работал. Один купец, любивший Николая за трудолюбие и честность, решил выдать за него дочь. За благословением на брак юноша отправился в Оптину. Но после встречи с прп. Амвросием он остался в обители 1887 г. Нектарий быстро рос духовно, но свои дарования скрывал юродством. В 1912 г.
В 1923 г. Нектария арестовали, затем освободили, но потребовали уехать. Его пристанищем стало с. Холмищи Брянской области. Сюда приезжали духовные чада. Есть свидетельства, что к батюшке обращался патриарх Тихон. Из поучений: «Спрашиваете, каким путем идти к Богу. Идите путем смирения! Благочестивая семья не препятствовала ему, хотя юноша учился в университете и его ждала неплохая будущность.
В 1915 г. Николай пострижен с именем Никон, спустя 2 года стал иеромонахом. Служение о. Никона пришлось на послереволюционное время.
Отец Илиодор сопровождал батюшку во всех поездках. Новости и на наш канал в Яндекс. Дзен , следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс.
И эти две Кумушки начали исправно нести нам яйца.
Потом начальник Оптинского подсобного хозяйства, отец Илия, решил подарить нам выбракованных кур. Но кто знает, вдруг Господь сотворит чудо, и они снова начнут нестись? Всякое ведь в жизни случается... Потом решили: дареным курицам в клюв не смотрят. Поблагодарили и привезли кур в Сенино. Им так у нас понравилось, что они самым чудесным образом начали обрастать перьями, помолодели и даже начали нести яйца. Когда мы рассказали об этом отцу Илие, он страшно удивился, а потом обрадовался. И это тоже было чудо за благодарность Богу.
В монастырском курятнике Как к нам прилетели пчелы Вскоре духовник благословил нас устроить небольшую пасеку. А у меня была страшная аллергия на укусы пчел. Как-то после укуса пчелы рука раздулась, стала фиолетовой, и дело чуть не дошло до реанимации. И мы с Феодорой решили никогда никаких пчел не разводить. То есть они сами у нас поселились. А наш мед старец Адриан из Печор всегда предпочитал любому другому. Как у нас появилась коза Как-то нам подарили козу черного окраса, она тоже была уже очень немолода. Мало того, у неё еще оказался скверный характер: она не давала себя доить.
Мы усердно молились, запасались веревками и шли ловить козу. Спутывали ей ноги, привязывали к забору, но коза изо всех сил сопротивлялась, выла как волк, тявкала как лиса. Так мы и стали ее доить с молитвой. Настолько послушная, что, казалось, она понимает человеческую речь. И трудно было поверить, что эта та самая коза, которая раньше так ужасно брыкалась, выла и тявкала на разные голоса. На конюшне Кошки сторожевые и огуречные Потом к нам пришла кошка. Поселилась у нас и вскоре привела меня к сараю, где я увидела трех новорожденных котят. Так у нас появились и уже не переводятся кошки.
Они у нас тоже необычные, можно сказать, сторожевые: охраняют монастырь. Гоняют с территории бродячих собак, мяуканьем оповещают о появлении паломников и просто незнакомых людей.
Очень близкий нам человек. Мы, дети, с самых малых лет знали: есть отец Илиодор, и этим всё сказано. Он папе с мамой помогает… — а потом вдруг обобщил: — Он был нам мать. Причем нам всем.
Это правда. Даже на подрясник не было средств. Ему знакомый иеромонах из Ниловой пустыни свой послушнический подрясничек передал, а тот Алексею мал: рукава короткие, подол, как подстреленный, грудь нараспашку. Приезжает он в Оптину, идет — сам не свой: но зато в подряснике же! Встречает его отец Илиодор… — О! Приводит отца в келью.
Тук-тук в дверь. Матушка-швея на пороге нарисовалась — и протягивает: — Заказывали? Отец Илиодор подскочил, принарядился проворно, счастливый такой! Та вся от радости просто раскраснелась. Он еще и нарочито подальше вешает обновку в шкаф: мол, для особых случаев — «Такой подрясничек на славу получился! Только дверь захлопнулась: — Давай примеряй!
Вам пошили! Через монаха это тебе Сам Бог подает!!! Куда мне там новые подряснички! Красоваться, что ли?! Еще рясу тебе надо! Так… — уже роется опять в шкафу, раз — и что-то черное опять метнулось.
Давай надевай! Вот так первый в пору подрясник и первая ряса с архиерейского плеча у нашего отца — Илиодоровы были. Также и скуфейки все отец Илиодор поставлял. Вплоть до маек и порток отец Илиодор всё Алексею раздобывал. Где какую обувку теплую увидит его размера — вспомнит, как тот переминался с ноги на ногу, согреваясь, — тут же припасет, отложит. Передаст через кого-то.
Открываем коробку: новые ботинки, а внутри в одном — еще и носки с щеточкой, а в другом — тюбик крема для ухода за обновкой!! Сам он был очень рачительный. И других такой бережливости и попечению ненавязчиво учил. Сказано же у аввы Дорофея, что не только к Богу и к людям, но и по отношению даже ко всякой вещи совесть свою надо хранить. Полученное из монашеских рук как священный дар и воспринимаешь. Да и сама-то посылка была, как всегда, точно матерью родной уложена — полный набор!
Как мать собирает ребенка, чтобы ни в чем у него не было нужды, — вот и он точно так же. Помню, мы приехали с прихода в Оптину на микроавтобусе. За рулем был у нас Саша такой — мужик хороший, но неверующий. И вот у него отец Илиодор спрашивает: — Слушай, а как это ты людей везешь, а сам некрещеный, а? Ну а если авария какая-то? Разве можно так?
Это как-то безответственно. Саша слушал его, слушал. А мы там дня три были. А потом и согласился креститься. А отец Илиодор ему еще и говорит: — А я тебе пирог испеку. Сашу покрестили вечером, потом на следующий день на Литургии его приобщили, и тут его уже отец Илиодор с пирогом встречал.
А пирог-то вкусный какой был! Саша даже прослезился. А отец Илиодор и потом его прямо опекал. Просто мама. Плоды катехизации, или Как отец Илиодор и воинствовал, когда нужно было Отец Илиодор и матушка Люба Шевчук Помню, Алексея, мужа моего, только рукоположили в священство, приезжаем в Оптину, отец Илиодор нас встречает и тут же: — Леш! А я тогда опять беременная была — двойней уже.
Только куда-то в сторонку подалась, а их и след простыл. Вижу только — отец Илиодор бегом возвращается: — О! Я тут Лешу пристроил. Сейчас 80 человек крестить будет. Пойдем поглядим! Так скорее всего это и народ был из тех, кого отец Илиодор катехизировал!
Там тогда просто сотнями люди крестились. И вот уже ведет меня в храм при паломнической гостинице. Захожу — отец уже там готовится, у него всегда крестильный ящичек был с собой… Отец Илиодор сажает меня на стул: — Тебе тут удобно? А котлетку хочешь? Еще булочки. Ой, ты, наверно, устала… Творожку тебе еще надо покушать, — и вот так обихаживает тебя, как мать.
Хотя, если требовалось, мог быть и вполне воинственным. Как-то мужик какой-то у храма матерился, так отец Илиодор, который всюду с большим крестом ходил: — Слушай, — прогремел в его сторону, — вот сейчас как благословлю тебя… — тот сосредоточился… — а у тебя язык и отвалится!
Теневые игры в Оптиной пустыни
Краткое житие старца Антония | По словам отца Антония, желание отправиться в зону СВО возникло сразу после того, как началась первая волна частичной мобилизации. |
Отец Илиодор | Говорят, что схиархимандрит Илий из Оптиной пустыни — чуть ли не последний настоящий старец в России. |
Оптина пустынь: история монастыря, оптинские старцы, молитвы... | Где отдохнуть семьей в России, батюшка антоний оптина пустынь отзывы, посоветуйте интересный маршрут в горы – на тысячи вопросов вы можете найти ответ в ОК. |
Лекция иерея Тихона Худякова в Оптиной пустыни
Солнечный батюшка, голос Оптиной пустыни, настоящий воин Христов — такими словами встретили паломники Оптиной пустыни новость о кончине иеродиакона Илиодора, насельника обители. Отец Илиодор появился на свет 24 июня 1947 года в Баку, находился в Оптиной пустыни с 1989 года. Вскоре, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определён начальником скита. А в августе 1856 года в Оптину к Моисею и Антонию приехал еще и игумен Исаия, их родной брат, настоятель Саровской пустыни.
Скончался известный батюшка, голос Оптиной пустныни — отец Илиодор
Мы стали собираться и вот тут случилось неожиданное – отец Антоний сказал Максиму, что есть благословение ему остаться в Оптиной. На днях в интернете появился мерзкий пасквиль, сочиненный настоятелем подворья Оптиной пустыни в Москве едеком (Артюхиным), на воспоминания игумена Филиппа (Перцева) о недавно почившем. В августе 1856 года приехал в Оптину Пустынь настоятель Саровской пустыни игумен Исаия, родной брат отцов Моисея и Антония. Духовник Феклиной пустыни и ооочень мудрый батюшка Оптиной. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. Кадр 1 из видео Духовная Беседа В Оптиной Пустыни От 22 Января 2023 Г. С Епископом Иосифом (Королевым).