Новости пергамент бумага береста

История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. Новости ЦМиРАД. прототипы бумаги.

Потрясающие возможности бумаги бересты и пергамента в твоем творчестве

Ведь пергамент, который изготавливали из шкур животных, и бумага в те времена стоили очень дорого. Береста и пергамент как замена бумаге. Береста. Папирус. Пергамент. Количество информации постоянно растет. пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле.

Вам будет интересно

  • Навигация по записям
  • Береста: первый письменный материал на Руси
  • Онлайн-курсы
  • Что такое папирус, пергамент и береста: особенности и применение
  • Заказать мероприятие
  • Папирус как прототип бумаги

Бумага. Письменные носители до появления бумаги

Общее слово к словам пергамент береста бумага Дефицит офисной бумаги отменяется благодаря эко-бумаге. Комбинат в Ленинградской области выкрутился после отмены поставки химикатов из Европы и начал выпускать бумагу из небелёной целлюлозы.
Ответы : Общее названия слов: Пергамен, Береста, Бумага. Известны санскритская рукопись на бересте из Байрам-Али, ряд буддистских текстов на бересте и др.[78].
Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения.
Носители информации: их виды, история и будущее Пергамент ЧТО ТАКОЕ ПЕРГАМЕНТ Изготовление пергамента Галилео.
Эволюция материалов для письма Существует несколько версий происхождения слова «бумага», но как по итальянской «bambagia», так и по татарской «бумуг», в переводе оно значит хлопок.

Читать далее

  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Самый дорогой материал для важных трудов и летописей
  • Пергамент это в древней руси определение кратко
  • Задание МЭШ
  • Ответы : Общее названия слов: Пергамен, Береста, Бумага.

Как появилась письменность. Папирус. Пергамент. Бумага

ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО ЛИСТА Ведь пергамент, который изготавливали из шкур животных, и бумага в те времена стоили очень дорого.
Когда контент Всемирного потопа… исчезает это три различных материала, которые использовались для создания письменных и художественных произведений в течение многих.
Пергамент береста Что общего между спичкой, карандашом, наждачной бумаги, поваренной соли?

Пергамен, бумага, береста...

Пергамент ЧТО ТАКОЕ ПЕРГАМЕНТ Изготовление пергамента Галилео. Пергаментная бумага в древности. это материал для письма из недублёной сыромятной кожи древняя рукопись на таком материале. Береста- это верхний слой коры берёзы. Бумага- делается из дерева. "Всё началось с таблички, бересты, пергамента" – так называлось историческое путешествие, организованное заведующей Липовской сельской библиотекой – филиалом МБУК «Базарно – Карабулакская МЦБ» для учеников 3 класса.

История создания бумаги

История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения. Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. Пергаментную бумагу как упаковочную бумагу, благодаря таким свойствам, как способность не пропускать влагу и жиры. Пергамент изготавливали из кожи животных, т. е. папирус и пергамент продукт дорогой и недолговечный. ПергаменТ, береста, бумага-это не общее название слов. Это слова, которые объединяет то, что они обозначают предметы, в разные времена являвшиеся материалом для письма, т. е. фиксирования (записи) какой-либо информации. Пергамент, глиняные таблички, береста, пальмовые листья – с этих древних аналогов бумаги начинается экспозиция «Бузеона». «В музее мы показываем всю историю бумаги от ее изобретения на Востоке и распространения по миру до сегодняшних дней».

«О «БЕРЕСТЕ», «ПЕРГАМЕНТЕ» и информационной системе в стандартизации»

Писание на бересте в древней Руси. Письмо на бересте. Береста для детей. Инструмент для заготовки бересты. Пергамент и береста. Новгородская берестяная грамота 11 век. Новгородские берестяные грамоты древней Руси. Береста Новгород письменность.

Новгородские берестяные грамоты 11-15 веков. Береза папурифера. Письмена древней Руси на березовой коре. Письменность на бересте в древней Руси. Берестяное письмо древней Руси. Туалетная бумага из бересты. Береста в древней Руси.

Пергамент это в древней Руси. Древний пергамент. Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. Папирус береста. Береста и перо. Береста текстура для письма.

Береста для письма фон. Шаблон письма на бересте. Старинный пергамент. Свитки на прозрачном фоне. Красивый пергамент. Поделки из березовой коры своими руками. Поделки на коре березы.

Сшивание бересты. Берёста — верхний слой березовой коры.. Скрученная береста. Верхний слой бересты. Берестяной иллюстрации.

Как сувенир для туристов его и сейчас изготавливают в средиземноморских Сиракузах и на родине знаменитого материала — в Египте. Тайну этого растения раскрыл знаток истории Египта Хасан Рагаб, создавший в Каире плантации на основе привезенных из соседнего Судана корней. Так папирус перестал быть музейной редкостью. На нем переиздают раритетные книги, делают чертежи, выполняют сувенирные эстампы. Греческие и латинские тексты на свитках из папируса изучает историко-филологическая наука — папирология. В 1987 году в Сиракузах создали для туристов Музей папируса. В 1990-х годах он превратился в научное учреждение, где совместно с Каирским музеем исследуют образцы античной письменности. Подаренный долиной Нила материал для письма служил древним египтянам более четырех тысяч лет. Последний старинный документ на папирусе — послание Папы Римского — датирован началом XI века. Не случайно на нее в некоторых европейских языках перешло имя папируса. Это, например, английское paper, немецкое papier, французское papier. Нет худа без добра Легенда гласит, что во II веке до нашей эры поссорились сирийский царь Евмен и правитель Египта Птолемей. Первый решил устроить в своей столице — городе Пергаме на полуострове Малая Азия шикарную библиотеку. Чтобы закупить для нее папирус, Евмен отправил слуг на поклон к египетскому монарху. Тот заподозрил, что культурное учреждение в другой стране затмит размерами и популярностью знаменитое на всю Ойкумену собрание свитков в Александрии, и запретил экспорт дорогого папируса. Ремесленники Пергама принялись искать замену традиционному материалу. Left Расколачивание шкуры Обезжиривание, размачивание и дубление Нужда оказалась мощным двигателем прогресса. Решение нашлось. Пергамцы принялись обрабатывать шкуры скота и добились получения прочного, пластичного и долговечного материала для письма. В его названии — пергамент греч. Справедливости ради скажем, что грубую воловью кожу для письма люди использовали и раньше. Римляне называли новый, превзошедший папирус, материал бело-желтого естественного цвета мембраной. Его отличали высокая прочность, эластичность, способность не ломаться на сгибах, влаго- и термоустойчивость, удобство хранения. Писали на нем с двух сторон и многократно — за счет того, что прежние слои красителя счищали, чтобы нанести другие. От предыдущих надписей не удавалось избавиться полностью. Только в 1761 году появились реактивы, благодаря которым удалось прочесть старый текст перевода Библии на готский язык. С конца XVII века было обнаружено множество «двойных» рукописей. Их именовали палимпсестами. Кормчая книга с текстом «Русской Правды» Чуть ли не единственным изъяном изобретения оказалась его дороговизна. Для изготовления одной книги требовалось стадо телят или ягнят. Одно из самых дорогих изданий на пергаменте хранили в средние века в библиотеке персидского шаха. Стоило оно 250 тысяч золотых рублей. Трудно представить, сколько животных потребовалось для книги «Чарын Гир» из всемирно известной армянской библиотеки Матенадаран в Ереване?! На созданное в XVI веке послание персидского шаха султану Османской империи наверняка истратили стадо молодняка.

Он был заменен более простыми и доступными материалами, такими как бумага и электронные носители информации. Однако пергамент до сих пор используется для создания искусствоведческих работ и воссоздания старинных текстов. Береста: древнерусский материал для письма Береста — один из старейших материалов, использовавшихся для письма на Руси. Этот материал получался из внутренней коры березы, которая обладает достаточной пластичностью, чтобы быть использованной для создания пергаментных текстов. Бересту использовали для написания текстов также в Скандинавии и других славянских странах. Для изготовления бересты сначала необходимо было правильно отделить внутреннюю кору от дерева. Затем ее отмеряли и нарезали на листы нужного размера и формы. После этого листы сушили и сохраняли до использования. Для нанесения текста на бересту использовали перо и чернила. При этом письменные символы были нанесены на внутреннюю сторону бересты, чтобы сохранить текст от воздействия окружающей среды и увеличить его долговечность. Берестяные тексты имели свои особенности. Например, они были гибкими и легкими, что делало их удобными для хранения и транспортировки. Береста также имела некоторые защитные свойства, поэтому тексты, написанные на ней, могли сохраняться в хорошем состоянии в течение длительного времени. Очень часто берестяные тексты сверялись с текстами, написанными на пергаменте или папирусе, чтобы убедиться в их точности. Несмотря на свою простоту, береста была широко применяемым материалом для письма в России вплоть до XIV века, когда пергамент стал более популярным и уступил бересте свои позиции. Сегодня экспонаты с берестяными текстами можно найти в многих музеях и архивах. Они являются важными источниками информации о древней Руси и помогают исследователям изучить историю и культуру того времени. Пергамент и береста: монополия церкви в Средневековье В Средневековье пергамент и береста были двумя основными материалами, которые использовались для написания и хранения документов. Однако доступ к этим материалам был сильно ограничен и контролировался церковью, что создало монополию на образование и знание. Пергамент был одним из самых дорогих и престижных материалов в Средневековье. Он производился из кожи животных, обычно овец или коз, и подвергался сложному процессу обработки, чтобы сделать его гладким и готовым для письма. Это требовало больших затрат на материалы и трудозатрат, поэтому пергамент был доступен только богатым и влиятельным людям.

Долгое время считалось, что эта традиция не существовала на Руси, но потом археологи обнаружили стилусы и церы с вырезанной на обороте азбукой. Так что, несмотря на то, что главным материалом для бытовых записей была береста, для обучения грамоте использовали и восковые таблички тоже. Береста В Древней Руси отец школьника должен был не покупать тетрадки, а обдирать березы. Правда, дети быстро взрослели, так что вскоре они сами ходили в лес за материалом для письма. Наши предки пользовались берестой для всевозможных записей с XI по XV век. Школьные задания на бересте находят сравнительно редко. Огромную известность получили берестяные грамоты маленького мальчика по имени Онфим. Мальчику принадлежат 12 грамот. Часть из них — выполненные им для учителя задания, а часть — смешные рисунки. Аспидная доска Этой письменной принадлежностью пользовались до широкого распространения тетрадей. Она представляла собой пластину из черного сланца аспида, на которой писали палочкой из грифельного сланца. Затем в XIX веке грифельные палочки заменили на алюминиевые. Тогда были открыты большие месторождения сланцев, которые позволили обеспечить аспидными досками чуть ли не все школы Европы. Ученики пользовались небольшими личными досками, они писали упражнения, а учитель проверял за каждым. Затем все стирали тряпочкой и писали следующее упражнение.

Пергамент береста - фотоподборка

До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки (церы), покрытые воском. Путешествую по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или бересту, с пергамента на бумагу. из чего его изготавливали и как использовали. Также расскажем для чего использовали бересту и когда на Руси появилась привозн. Путешествую по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или бересту, с пергамента на бумагу. На пергаменте, бересте и бумаге. К 700-­летию преподобного Сергия Радонежского. Библиотека Троицкой обители XIV века. Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги.

О пергаменте и бересте

уникальные материалы, обладающие элегантностью и изяществом. Пергамент – это бумага, изготовленная из обработанной и высушенной кожи животных, особенно коз. Ранжирование носителей по рассматриваемому параметру выстраивает их в следующей последовательности: каменная стела, глиняная табличка, пергамент, экран, бумага/картон, папирус, береста, восковая табличка. пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле. Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях.

Что такое папирус, пергамент и береста?

  • Бумага древности. Глиняные таблички. Папирус. Пергамент. Береста. | - новостной портал
  • Берестяные грамоты клипарт (46 фото)
  • Что такое папирус, пергамент и береста: особенности и применение
  • Смотрите также
  • Берестяные грамоты клипарт (46 фото)

О книжном «строении»

Египтяне не имели в этом деле себе равных. И золото текло в казну фараонов из многих стран. Попытки римлян наладить изготовление папируса на острове Сицилия не увенчались успехом. Их продукция могла тягаться лишь с самыми грубыми египетскими сортами, в какие купцы фараона завертывали свои товары. В технологии, казавшейся бесхитростной, были, оказывается, достаточно тонкие секреты. Появление пергамента Разумеется, владыки Египта не упускали случая воспользоваться редким мастерством своих подданных. До фараона Птоломея дошло однажды, что сирийский царь Евмен II сделал огромный по тем временам заказ на папирус. Евмен пожелал устроить в своей столице Пергаме библиотеку, не уступающую знаменитейшей библиотеке Египта — Александрийской. Птоломею эта идея пришлась не по вкусу, и он запретил торговую сделку. Однако Евмен оказался упрям, и запрет обернулся для владыки Египта совершенно неожиданно. Не получив папируса, город Пергам организовал собственное «бумажное» производство.

Там стали выделывать пергамент, особым образом обработанную кожу телят, овец, оленей. Рукописи на пергамене, подобно рукописям на папирусе, сохранились до наших дней. Новгородская береста Находки папирусов и клинописных табличек, умение прочитать написанные на них тексты — большая победа ученых XIX столетия. Не остался в долгу перед археологами и XX век. В 1951 году при раскопках в Новгороде советские исследователи обнаружили еще один материал для писем — бересту. И хотя берестой воспользовались через несколько тысячелетий после египтян и ассирийцев, находка берестяных грамот — открытие, немногим уступающее находке библиотеки Ашурбанипала. Почта Ассиро-Вавилонской державы, равно как и почта Древнего Египта, принадлежала царям. Находки в Новгороде — свидетельство, что берестяные грамоты посылали друг другу простые люди. Да пришли соропицю, соропицю забыла».

Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Оформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям! Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться!

На этом этапе урока предстоит прочитать напечатанные на листах фрагменты берестяных грамот и ответить на вопросы: О чём писали новгородцы? Какие выводы о занятиях, традициях, привычках новгородцев можно сделать на основании этих фрагментов? Содержание листов с отрывками Фрагмент 1 «От Фёдора к Ксении. Если Матвея поймали, хорошо его скуйте, а цепи сумейте достать. Прикуйте в пивном подклете. Дайте его Константину, пусть сторожит до моего приезда». Фрагмент 2 «От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж». Фрагмент 3 «Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве». Фрагмент 4 «От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тот час пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубахи забыл». Фрагмент 5 «От Жилы к Чудину. Дай отдай рубль Андрею. Если же не дашь, то весь позор, который из-за этого рубля мне доведётся принять, ляжет на тебя». Фрагмент 6 «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту и пришли мне хорошего чтения. Да прикажи привезти мне... В ходе совместного обсуждения прочитанного делаем выводы: В средневековом Новгороде письма на бересте были привычным средством общения; люди писали о поимке беглых холопов, просили вернуть долги, объяснялись в любви, просили переслать забытые и нужные вещи. Новгородцы постоянно писали и читали письма, что свидетельствует о широком распространении грамотности. В грамотах содержится множество бытовых подробностей, которые не могли быть включены в официальные документы. Это позволяет лучше узнать о быте разных слоёв населения Новгорода. В завершении учебного занятия отмечаем, что на сегодняшний день известно около тысячи берестяных грамот. Берестяные грамоты — ценнейший источник по истории и культуре Древней и Удельной Руси. До нас дошли буквально крохи великого наследия — войны, пожары и время унесли сотни и тысячи берестяных грамот. Рекомендуемая литература Балязин В. Занимательная история России. С древнейших времен до середины XVI века. Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. Немировский Е.

Шелк по цене сопоставим с кожей, и такая бумага тоже была дорогой. Цай Лунь предложил делать бумагу по технологии, схожей с технологией производства шелка, но из старых рыболовных сетей и прочих незавидных компонентов 26. С той поры началось триумфальное шествие бумаги по странам и континентам. В 751 году в Таласской долине, разделяющей нынешние Казахстан и Киргизию, произошла битва между войсками китайцев и арабов, одним из следствий которой стало проникновение на Запад вместе с китайскими военнопленными технологии производства бумаги 27. С середины XIX века было налажено промышленное производство бумаги из древесины. Трехвековая гегемония бумаги как фиксатора графических знаков, запечатлевающих речь, кончилась на рубеже XX и XXI веков. Наступила эпоха электронной бумаги, электронных книг. Сравнительный анализ носителей В 1966 году вышел доклад Хадсоновского института США , посвященный методам технологического прогнозирования, процитированный затем в советской и зарубежной литературе 29. Среди них — метод огибающих кривых. Если коротко, суть его заключается в том, что каждой стадии технического развития некого объекта рассмотрения присущ свой жизненный цикл — от зарождения до практического исчезновения, каждую стадию сменяет следующая с более высокими значениями параметров, и, экстраполируя эти смены на будущее, можно предсказать, каких значений характеристик этого объекта следует ожидать в перспективе. Кривые жизненного цикла строятся в координатах «параметр — время», а огибающая кривая описывает эти кривые, касаясь каждой из них в одной точке. В качестве примера в докладе приводится эволюция транспортных средств, изучаемым параметром является скорость перемещения в пространстве. Появившиеся железнодорожные поезда перехватили скоростную пальму первенства, выйдя на уровень нескольких десятков километров в час. Реактивная авиация полвека тому назад осваивала сверхзвуковые скорости. Дальше в докладе Хадсоновского института идет экстраполяция, в которой фигурируют ракеты на ядерном топливе, ожидавшиеся до 2000 года, и космические корабли на термоядерном топливе, которые должны появиться ближе к середине XXI века. Скорости в буквальном смысле космические. Спутники с ядерными установками на борту уже есть, до термоядерных двигателей дело пока не дошло. Огибающая кривая выходит на уровни скоростей, приближающиеся к скорости света, но без указания, даже приблизительно, сроков их достижения. Выбор изучаемого параметра представляет собой сложную задачу. В хадсоновском примере им стала скорость перемещения, измеряемая довольно просто. Хотя было бы интересно сравнить те же транспортные средства по пассажировместимости. Древняя арба и американский космический шаттл были бы в этом случае вполне сопоставимы. Какой же параметр должен быть использован в нашем случае? Размер разового тиража Один из параметров для сравнения — число одновременно изготавливаемых копий документа, разовый тираж. Слово «одновременно» в данном случае означает «в один присест», причем «присест» по времени может быть достаточно продолжительным. Науке неизвестно наличие идентичных экземпляров записей на каменных носителях. Даже в Вавилонии была только одна колонна с законами Хаммурапи, хотя и в те времена незнание законов не освобождало от ответственности. Разовый тираж — единичный. Археологами найдено несколько десятков тысяч глиняных табличек. Только лишь при раскопках Мари, столицы древнего государства на берегу Евфрата, уничтоженной тем же Хаммурапи, было обнаружено 23 тыс. Но, несмотря на обилие найденных глиняных записей, дубликатов среди них тоже нет. Восковые таблички предназначались в основном для сиюминутных сообщений. Обычай оставлять себе копию отправленного письма появился гораздо позже. Как следствие, разовый тираж восковой записи тоже не превышал одного экземпляра. По той же причине единичными по содержанию были и берестяные грамоты. Лишь когда от стилуса перешли к каламу и птичьим перьям, а от глины — к папирусу, пергаменту и бумаге, появилась возможность одновременно делать несколько копий одного и того же текста. Скриптории существовали при монастырях. Переход от рукописной техники к печатной впервые был осуществлен, само собой, в Китае. Там с деревянных досок начали печатать в VI веке н. Литеры вырезались из дерева, из них собирались строки и целые страницы. После печати страница разбиралась на отдельные литеры, из которых можно было набрать новый текст 37. Те из нас, кому посчастливилось держать в руках верстатку, поймут, что десять веков в истории человечества — не так уж и много. По крайней мере, лет 15 тому назад мне довелось воочию наблюдать, как с деревянного набора печаталась концертная афиша. Тираж той афиши был 300 экземпляров. Страница из Библии Гутенберга книга Бытия : цветные инициалы и красочные иллюстрации сделаны вручную напечатано в Майнце ок. Нынешние материалы позволяют печатать миллионные разовые тиражи без смены форм 39. Тиражи изданий, содержащихся в глубинах электронных сетей, едва ли поддаются суммарному учету. Вашингтон, США привел в действие сайт Amazon. К Рождеству 1995 года стало ясно, что за первый же год компания Amazon продала книг на миллион долларов. К концу 1999 года стоимость компании достигла 7,3 млрд долл. Говорить о разовых тиражах в электронном мире бессмысленно. Можно говорить лишь о разовом запросе, а сколько таких разовых запросов придется на одно название в один присест, предсказать не может никто. Но организовать в зловредных целях можно. Достаточно спровоцировать одновременные запросы к сайту сотни тысяч пользователей сети, и сайт рухнет 42. Но вряд ли эту практику следует принимать за предельный разовый тираж. Она показывает, что технический потенциал аппаратуры, применяемой для фиксации речи, которая передается на расстояние, многократно больше потребности населения в этой самой фиксированной речи. Фотонная ракета, о которой твердили ученые Хадсоновского института, в приложении к нашему случаю уже существует, и речь может идти практически лишь о повышении комфорта на борту ракеты. Скорость воспроизведения контента Скорость воспроизведения контента — еще один из параметров для сравнения носителей.

Береста бумага

К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название. Лариса Фёдорова Статья третья 8. Книги на пергаменте. Пергамент - это недублёная кожа, выделанная из шкур молодняка крупного и мелкого рогатого скота телят, ягнят, козлят , реже - из свиных шкур. В Риме этот материал часто назывался мембрана , а изготовители — мембранариями.

По свидетельству греческого историка V в. Ктесия, кожа уже в то время употреблялась в качестве материала для письма у персов. Оттуда она под именем дифтера перешла в Грецию, где для письма употреблялись обработанные овечьи и козьи шкуры. Название произошло от именования столицы Пергамского царства Пергам.

Город основали в XII в. Реконструкция древнего Пергама Это был один из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров того времени. Из памятников культуры следует отметить библиотеку, немногим уступавшую только Александрийской. Археологи нашли место, где располагалась библиотека,— это было круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал.

Здание библиотеки было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели. С изобретением одного из самых распространённых материалов для письма, каковым оказался пергамент можно встретить и другое название: в работах по истории и источниковедению обычно пергамен - от лат. По его свидетельству, царь Эвмен II решил создать в Пергаме библиотеку, которая была бы не хуже знаменитой Александрийской.

Египетский царь Птолемей V специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус, который до этого момента был самым распространенным материалом для письма на всем Средиземноморье. Тогда в Пергаме в результате поисков замены папирусу и изобрели пергамент в дальнейшем называемый «Пергамская харта». Правдоподобность этого рассказа учёные подвергают сомнению. Скорее всего, пергамские мастера владели особыми секретами, благодаря которым им удавалось изготовлять писчий материал, превосходивший по своим свойствам папирус.

Производство пергамента было очень трудоёмким процессом. Сырую шкуру вначале вымачивали в воде, чтобы она размякла, и удаляли наиболее грубый и жесткий волос. Потом вновь вымачивали, добавив известь или золу. Делалось это для того, чтобы от шкуры легче отставали остатки мяса и шерсти.

Через несколько от 3-х до 10 дней после такой обработки и промывания водой шкуры натягивались на рамы, и мастер, пользуясь специальным скребком в виде полумесяца, убирал оставшуюся шерсть с одной стороны и остатки мяса — с другой. Сушили шкуры при постепенном растягивании, а затем шлифовали и выглаживали пемзой. При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету.

Для отбеливания пергамента в него также втирали муку, белки или молоко. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился. Самый тонкий пергамен изготовлялся из кожи еще не родившихся ягнят.

В пергаменте различают две стороны — белую и гладкую бывшая внутренняя сторона шкуры - и более грубую, имеющую желтоватый цвет бывшая наружная, покрытая волосами сторона шкуры. Однако далеко не во всех сохранившихся образцах можно заметить различия сторон. В эпоху раннего средневековья изготовлением пергамента занимались почти исключительно монахи: книги переписывались в монастырях, и в них же производился необходимый писчий материал. Пергамент был значительно дороже папируса.

Чтобы изготовить из него большую книгу, требовалось зарезать целое стадо животных, а одна книга могла стоить столько же, сколько стоило целое поместье. Так, например, для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных. Преимущества пергамента были неоспоримы: он более гибкий, не ломался на сгибах, значительно более долговечен, прочен, свитки из него от частого перематывания или изменения условий хранения не разрушались; писать можно было на обеих сторонах, не опасаясь «проявления» чернил на обратной стороне. Всё это содействовало созданию и распространению книг в более удобной форме , чем свиток, - кодексов кодекс - книга, составленная из отдельных листов, скрепленных вместе;.

Любопытна история этого слова. В переводе с латыни оно обозначает ствол дерева, бревно, чурбан. Греки и римляне нередко использовали для записей деревянные дощечки с воском см. Книги на восковых дощечках.

Пергамент легко складывался: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4—6 листов. В сложенном виде он напоминал именно такую дощечку, что и послужило основанием для названия. Обложки книг тоже пергаментные часто натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми. Кодексы можно было перелистывать, каким-то образом отмечать места, к которым нужно возвратиться, - для цитирования, например, что было важным в юридической и церковной практике.

Кодекс из пергамента имел также и то преимущество, что деление сочинения на части «книги» не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одной книге, занимавшей гораздо меньше места, чем несколько свитков. Таким образом, кодекс был гораздо более удобным в пользовании. Эта форма книг существует до настоящего времени. Пергамент хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства.

Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет и писали на нём золотой или серебряной пылью, растертой с водой и клеем. Примером такой книги может служить «Серебряный кодекс» - перевод Библии на готский язык, датируется VI в. Написан на пурпурном пергаменте серебром. Хранится в Швеции.

Содержит текст Четвероевангелия. Страница из «Серебряного кодекса» Переход к форме кодекса значительно облегчил переписывание книг: с листом пергамента работать было гораздо проще, чем со свитками. В средние века копирование каждого кодекса осуществлялось отдельным переписчиком. Дорогостоящий материал и индивидуальное каллиграфическое переписывание делало саму книгу дорогой и редкой.

Переписка книг считалась очень важным, «богоугодным» делом, и монахи-копиисты освобождались от всех других работ в монастыре. Пергаментный манускрипт VII в. Дороговизна удобнейшего в то время для письма материала вызывала его постоянную нехватку, и в Средние века монахи-переписчики нередко смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется палимпсестом.

В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Так, большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, но сохранились и пергаментные версии. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.

Книги на восковых дощечках Дощечки, в которых сделаны углубления, куда заливался воск, церы использовались греками и римлянами для записей, которые не были предназначены для длительного хранения. На них писали черновики, записки, счета, расписки и даже письма. Привозимый из далёкого Египта папирус стоил дорого. Он шел только на книги.

Для письма служила металлическая или костяная палочка — стиль лат. Острым концом выцарапывали запись по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно. Отсюда пошло выражение: у него хороший стиль, то есть он хорошо пишет. И это несмотря на то, что палочки для письма давно вышли из употребления.

Таблички были выгодны не только из-за своей «дешевизны», но и потому, что могли служить очень долго. Написав письмо на восковой табличке, грек или римлянин обыкновенно получал ее обратно — с ответом. Можно было бесчисленное множество раз сглаживать тупым концом стиля написанное и писать снова. Школьника тех времен надо представить себе сидящим, положив ногу на ногу.

На колене двухстворчатая восковая дощечка. Левой рукой он придерживает ее, правой пишет под диктовку учителя.

Бамбук был тяжел, а шелк дорог. Этот год считается датой изобретения бумагоделательных машин. ДО 1776 Г.

Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. Папирус береста. Береста и перо. Береста текстура для письма. Береста для письма фон. Шаблон письма на бересте. Старинный пергамент. Свитки на прозрачном фоне. Красивый пергамент. Поделки из березовой коры своими руками. Поделки на коре березы. Сшивание бересты. Берёста — верхний слой березовой коры.. Скрученная береста. Верхний слой бересты. Берестяной иллюстрации. Берестяные грамоты древней Руси для детей. Рукопись на бересте. Старинная бумага. Старинный лист бумаги. Бумага под старину для печати. Состаренные свитки. Фон для презентации Березки. Береза мультяшная. Прозрачные картинки для презентаций. Фон Березки детский. Свиток бересты. Береста с надписями. Декор крафтовой бумаги. Бумага крафт камуфляж 0,7х10м. Бумага в виде бересты. Береза Скрапбукинг. Фон береста для фотошопа.

Правитель основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая насчитывала более 200. Ремесленники Пергама знали способ выработки тонкого пергамента из бараньей и козьей кожи. Эта точка зрения является доминирующей в исторической науке и на нее ссылаются во всех энциклопедиях и учебниках. Для справки. Для изготовления пергамента использовалась кожа теленка, козленка или барашка не старше 6 недель. Она обрабатывалась по довольно трудоемкой технологии: размачивалась в проточной воде 6 суток, затем шерсть разрыхлялась гноением в сырой яме с позоленной известью от 12 до 20 суток. Вслед за этим кожу обдирали и проквашивали в овсянных или пшеничных отрубях, чтобы удалить из нее избыток извести. Далее продубливали растительными экстратами. Когда кожа становилась мягкой, выравнивали; затем натирали предварительно посыпанную мелом кожу пемзой. Такой пергамент еще называется «велень». По усовершенствованной технологии пергамент делали из расслоенной кожи. Внешний слой - со стороны волосяного покрова дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя с мясной стороны вырабатывали пергамент. Вначале из пергамента делали свитки, но вскоре его начали складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги. В России сохранилось Соборное Уложение 1649 года текст был найден в 1767 году во время созыва Законодательной комиссии Екатерины. Оно находится в Московской Оружейной палате. Наружный вид этой рукописи представляет собой свиток толщиной от 22 до 26 сантиметров. Это лента в 30 метров длиной, состоящая из 959 листов пергамента, склеенных один с другим. Ни в какое иное время не было технологических и экономических предпосылок для его появления. В ХV веке произошло достаточное накопление первоначального капитала купцами, чтобы они начали вкладывать свои деньги в кожевенное дело. Рукописи, написанные на пергаменте с использованием железо-галловых чернил, полученных на основании серной кислоты, следует датировать временем после 1625 года, а рукописи, написанные на пурпуровом пергаменте, - временем после 1650 года. Выходит, любая рукопись, написанная на пергаменте и датируемая ранее ХV века, автоматически является подделкой! Таких рукописей много. Все они, видимо, фальшивки. Такое же положение с древними рукописями и в других странах. В этом нет ничего удивительного, ибо технология выделки пергамента появилась не в глубокой древности в Пергаме, а во второй половине ХV века. Надо также отметить, что появление слова в письменном языке отражает обычно время появления самого предмета, им обозначаемого. Так, в английском письменном языке шкура овцы приобрела смысл пергамента материала для письма parchmen, на котором пишут официальные указы, приказы и т. В том же веке появляется в английском языке и слово vellum - выделанная козья кожа, используемая как пергамент. На Руси пергамент был привозной, поэтому слово «пергамент» зафиксировано только в ХVI веке. Датой основания Библиотеки Ватикана официально считается 15 июня 1475 год, когда папа Сикст IV издал буллу по этому поводу. В 1480 году Кембриджский университет стал брать под залог пергаментные книги и рукописи для выдачи ссуд. Это, видимо, тоже свидетельствует о том, что пергамент появился только в середине ХV века. Подсчитано, кстати, что для одного экземпляра изданной Гутенбергом Библии потребовалось около 300 овечьих шкур. Теперь об исторических документах на пурпуровом пергаменте. Азотнокислое серебро впервые получено и исследовано Иоганном Глаубером в 1648-1660 годах. Поэтому «Кодекс Аргенти» лат. Codex Argenti , памятник готского письма, написанный серебром на пурпурном пергаменте с золотыми заглавными буквами, не мог быть создан, как сегодня считается, в VI веке! Так как он был «обнаружен» в 1665 году монахом Джуниусом в Верденском аббатстве под Кельном, можно предположить, что его изготовление началось не ранее 1650 года. Понятны и мотивы изготовления такого уникального «артефакта»: без него династия Габсбургов должна была бы признать, что, по крайней мере, в V-Х веках их предки являлись готами-язычниками, а отнюдь не императорами, якобы ведущими свой род от Юлия Цезаря через Константина Великого. Все существующие средневековые рукописи на пурпуровом пергаменте следует датировать, по технологическому основанию, временем после 1650 года. Подделками приходится считать и многие рукописи, написанные кислотными железо-галловыми чернилами. Уже упомянутый Иоганн Глаубер 1604-1668 гг. Кислота должна всегда сохраняться в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми стеклянными пробками. Таким образом, производство серной кислот связано напрямую с появлением стеклянной посуды. И именно Глаубер первым применил стеклянную посуду в химических экспериментах. Возможно, поэтому до него кислоты получены не были. Для письма на пергаменте использовались железо-галловые чернила, основным ингредиентом которых является «дубовое яблоко» - шаровидный болезненный нарост на дереве, вырастающий в основном на листьях и тонких побегах дуба. Такой нарост появляется, когда орехотворка откладывает в растущую почку яйцо, вокруг которого затем формируется мягкий бледно-зеленый шар. Эти «орешки» дробились и пропитывались дождевой водой на солнце или у огня. Иногда вместо дождевой воды использовали белое вино или уксус. Такова первая составляющая железо-галловых чернил. Вторым важным ингредиентом является сульфат железа, известный также как купорос, железный купорос или «соль смерти». Его вырабатывали или находили в естественном виде в Испании, где он образовывался как продукт испарения влаги с железистых почв. К концу ХVI века купорос, вероятно, производился посредством помещения старых железных гвоздей в серную кислоту. Купорос смешивали с размоченными чернильными орешками. Получающаяся в результате жидкость из бледно-коричневой медленно становилась черной. Добавляли еще размолотый гуммиарабик, не столько для клейкости, сколько для вязкости чернил: гусиным перьям, в отличие от самописок, требуются тягучие чернила гуммиарабик - это высушенный сок акации, поставлявшийся в Европу из Египта и Малой Азии. Следовательно, все рукописи, изготовленные с «кислотными» чернилами, объективно датируются после 1625 года. НЕМАЛО мифов о древних документах, на которые ссылаются историки, разоблачает также подлинная история происхождения бумаги. Писчий материал, на котором европейцы учились писать и писали - европейская тряпичная бумага, появилась только в ХIV веке. Бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, — в ХVI веке, после того как флорентиец Донато Браманте изобрел вертикальный пресс в 1508 году. Традиционная история утверждает, что бумага появилась в древнем Китае. Сырьем для нее в Китае служили якобы шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылеживалась, сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока. Во II веке до н. Получилась китайская бумага, о которой в 105 году до н. А краска, которой писали на бумаге, являлась тушью из сажи с примесью рыбьего клея и мускуса. В 1907 году в Дунхуане нашли якобы сделанную из бумаги иллюстрированную буддийскую «Алмазную сутру», которая была напечатана, как утверждают китайцы, с деревянных матриц в 868 году. Эта книга состоит из семи страниц, склеенных между собой в свиток длиной почти 5 метров. Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих». В 1957 году пришло сообщение, что в северной провинции Китая Шэньси в пещере Баоцяо обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры. В 1966 году на юго-востоке Кореи в буддийском храме был обнаружен текст на бумаге, относящийся к первой половине VIII века. Такие вот сведения можно встретить в исторической литературе. Но они противоречат данным естествознания. Ведь о бумаге химическое материаловедение утверждает, что за 800—1. Была ли бумага в Китае во II веке или нет, однозначно утверждать нельзя. Ведь этой бумаги в природе сегодня быть не может при любых условиях хранения. Это вытекает из законов термодинамики, одной из фундаментальных естественных наук. В 1772-1784 годах в Китае маньчжурские императоры осуществили в силу каких-то причин фальсификацию исторических текстов. B результате китайская бумага «появилась» во II веке до н.

Берестяные грамоты

Переход от рукописной техники к печатной впервые был осуществлен, само собой, в Китае. Там с деревянных досок начали печатать в VI веке н. Литеры вырезались из дерева, из них собирались строки и целые страницы. После печати страница разбиралась на отдельные литеры, из которых можно было набрать новый текст 37. Те из нас, кому посчастливилось держать в руках верстатку, поймут, что десять веков в истории человечества — не так уж и много. По крайней мере, лет 15 тому назад мне довелось воочию наблюдать, как с деревянного набора печаталась концертная афиша. Тираж той афиши был 300 экземпляров. Страница из Библии Гутенберга книга Бытия : цветные инициалы и красочные иллюстрации сделаны вручную напечатано в Майнце ок.

Нынешние материалы позволяют печатать миллионные разовые тиражи без смены форм 39. Тиражи изданий, содержащихся в глубинах электронных сетей, едва ли поддаются суммарному учету. Вашингтон, США привел в действие сайт Amazon. К Рождеству 1995 года стало ясно, что за первый же год компания Amazon продала книг на миллион долларов. К концу 1999 года стоимость компании достигла 7,3 млрд долл. Говорить о разовых тиражах в электронном мире бессмысленно. Можно говорить лишь о разовом запросе, а сколько таких разовых запросов придется на одно название в один присест, предсказать не может никто.

Но организовать в зловредных целях можно. Достаточно спровоцировать одновременные запросы к сайту сотни тысяч пользователей сети, и сайт рухнет 42. Но вряд ли эту практику следует принимать за предельный разовый тираж. Она показывает, что технический потенциал аппаратуры, применяемой для фиксации речи, которая передается на расстояние, многократно больше потребности населения в этой самой фиксированной речи. Фотонная ракета, о которой твердили ученые Хадсоновского института, в приложении к нашему случаю уже существует, и речь может идти практически лишь о повышении комфорта на борту ракеты. Скорость воспроизведения контента Скорость воспроизведения контента — еще один из параметров для сравнения носителей. Мы уже знаем, что пиктограмма, иероглиф и буква алфавита — разные по смысловой емкости знаки.

Поэтому принятая в советские времена норма времени на воспроизведение 1000 знаков здесь, в общем, неприменима. Однако интуитивно понятно, что выбивать тысячу знаков на гранитной стеле труднее и дольше, чем косточкой выдавить на влажной глине или записать стилусом на воске. В свою очередь, писать каламом или пером на папирусе или бумаге даже каллиграфическим почерком менее трудоемко, чем выводить знаки на глиняных или восковых табличках. Возможно, пергамент требовал несколько больших усилий, однако сравнительных данных найти не удалось. Не исключено, что ручной набор литер, сделанных из обожженной глины, дерева или металла, по скорости сопоставим с письмом, но здесь многое зависит от квалификации исполнителя. Равно как и клавиатурный процесс — что на линотипе, что на компьютере. Как альтернативу клавиатурному процессу можно рассматривать оцифровку книг.

В настоящее время разработаны сканеры, которые способны за минуту оцифровать 170 страниц бумажного оригинала 44 , но для этого нужно иметь под рукой бумажный вариант издания. По данным, приведенным в публикации «Медиа будущего» 45 , самая большая печатная библиотека в мире содержит 26 млн книг. Учитывая, что средний объем книги составляет те же 170 страниц, на их оцифровку уйдет только оперативного времени около 50 лет. За эти 50 лет будут созданы новые книги, и получится ситуация, схожая с состязанием Ахиллеса и черепахи по известной апории Зенона. Так или иначе, но если у клавиатурного процесса есть физиологические пределы скорости и они уже достигнуты, то у процесса сканирования бумажных версий изданий скоростные пределы могут расти и безусловно вырастут по отношению к нынешнему уровню в несколько раз, но дальнейшая работа над повышением производительности сканеров становится бессмысленной, ибо не с чего будет сканировать. Огибающая кривая в ближайшем десятилетии достигнет экстремума, жизненный цикл перейдет в стадию затухания. В роли измерителя такого параметра может выступать максимальное количество потребителей контента, занятых его восприятием одновременно.

Каждый, кому доводилось в составе организованной экскурсии бродить по залам музеев и картинных галерей, может вспомнить, как другие экскурсанты мешали ему рассматривать то, о чем рассказывал в данную минуту экскурсовод. Что уж говорить о текстах! Грамотные жители страны просто приходили к колонне и читали 282 юридические новеллы, выполненные безукоризненной клинописью. Несмотря на двухметровый размер колонны, вряд ли больше пяти человек одновременно, не мешая друг другу, могли вчитываться в выбитый текст. Как бы ни были длинны папирусные свитки, и они, вследствие единичности разового тиража, читались одновременно тем же количеством потребителей. В советские времена тиражи центральных газет достигали: у «Правды» — 10 млн экз. Следовательно, скорость распространения контента этих изданий могла достигать 50 млн одномоментных пользователей, что при тогдашней численности населения страны в 280 млн человек следует признать весьма высокой.

У книг таких тиражей не было, если не считать материалов очередных съездов и пленумов ЦК КПСС и необыкновенного для той эпохи безлимитного издания трехтомника А. Пушкина, вышедшего тиражом 10,7 млн экз. Ныне эти цифры кажутся диковинными даже на фоне безудержного вранья о тиражах периодики и медиаизмерений читательской аудитории 47. Не лучше обстоит дело и с медиаизмерениями электронных средств массовых коммуникаций, которые проводятся в форме очных или телефонных интервью с отобранными респондентами. Наиболее объективным можно считать метод, используемый компанией TNS при оценке аудитории пользователей Интернета. Участникам исследования, так называемым панелистам, устанавливается на компьютер, кратко говоря, программа, которая фиксирует количество и продолжительность обращений панелиста к Интернету. На выходе аналитики компании получают данные об объеме аудитории сайтов за сутки, неделю, месяц и т.

Эти маргиналы, к числу которых принадлежит и автор статьи, отнюдь не чужды Интернета и могли бы повысить статистику России по данному показателю. Самые посещаемые из них — это сайты поисковых систем и социальных сетей. Контент сайтов обновляется несколько раз в сутки. Вопрос: можно ли считать обращение к ним посетителей одновременным, если оно происходит в течение суток? Если ответ положителен, то скорость распространения контента в этом случае просто несопоставима с другими вариантами. Огибающая кривая здесь даже и не кривая, а луч, устремленный вертикально вверх. Риски утраты контента Сравнение носителей по этому параметру тоже показательно, хотя количественные оценки здесь вряд ли применимы.

Подойдет метод парных сравнений, суть которого вкратце такова.

Постепенно стало понятно, что бумага является удобным и практичным материалом для письма. Она легко складывалась, удобно переносилась и позволяла сохранять текст на протяжении длительного времени. В связи с этим бумага стала все более популярной среди населения страны. Развитие письменности на Руси существенно признают возможным благодаря появлению бумаги. Благодаря этому материалу стало возможным напечатать первые рукописные книги, распространить письменные тексты населению и создать большое количество письменных источников, которые позволили сохранить историю и культуру народа. Сначала производство бумаги на Руси было ручным. Оно осуществлялось монастырями и местными мастерами.

Впоследствии, с развитием торговли и международного обмена, бумага стала импортироваться из других стран, что значительно увеличило её доступность. С появлением бумаги процесс написания и распространения текстов значительно упростился. Она сменила бересту и пергамент как основной материал для письма. Бумага стала более доступным и удобным материалом, что способствовало развитию грамотности в обществе и распространению письменности на все слои населения Руси.

В Европе с древности писали на пергаменте — особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси использовали бересту — верхнюю часть березовой коры. Codex Purpureus — разновидность манускриптов, выполненных в технике хризографии на особо выделанных сортах пергамента веллум , окрашенных пурпуром, иногда с иллюстрациями. Все пурпурные рукописи — исключительно духовного содержания, преимущественно это Четвероевангелие, реже — Септуагинта и отдельно Псалтирь. Изготавливались в эпоху поздней Римской империи и Византии, а также на варварском Западе вплоть до правления Карла Великого. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение Cyperus papyrus , принадлежащее семейству Осоковые. Использовался в Египте по меньшей мере с III тысячелетия до н. Был в употреблении до XII века, вплоть до вытеснения бумагой. На бумагу. Свиток — длинный лист писчего материала папируса, пергамента или бумаги , сматываемый для хранения в рулон, на таком листе писали поперек его длины. Коптский язык и литература фиксируются с конца III века — в связи с появлением письменных памятников, — и существовали в непрерывном развитии по крайней мере до XIV века. После этого копты переходят на арабский язык, хотя в официальное делопроизводство он был введён ещё в 706 году. Несмотря на то, что коптский язык включает более десяти диалектов и субдиалектов. Иллюминирование, иллюминация от лат. Александрийский кодекс греч. Codex Alexandrinus; условное обозначение: А или 02 — одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V веком. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в целях восстановления первоначального греческого текста Библии. Медленное и торжественное письмо тщательного каллиграфического исполнения, с малым числом сокращений. В русском языке этот термин применяется к различным письменностям. Codex Gigas, каталожное обозначение MS A 148 — пергаментный иллюминированный рукописный свод начала XIII века, созданный, по-видимому, в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице ныне — часть города Храст. Вероятно, вся работа была проделана одним человеком, на что потребовалось от 20 до 30 лет; по косвенным данным, манускрипт был окончен к 1230 году. Codex Argenteus — манускрипт перевода Библии на готский язык, сделанного несколькими переводчиками под руководством епископа Вульфилы, датируется IV веком. Написан на пурпурном пергаменте серебряными чернилами и хранится в Швеции, в Уппсале. Первоначально содержал 336 листов, из которых сохранилось 188, включая обнаруженный в Шпайере. Содержит текст Четвероевангелия. Миниатюра от лат. Александрийский тип текста также называемый нейтральным или Египетским — это один из четырёх главных типов новозаветного текста. Основные рукописи этого типа датируются концом II века p66, p75. Рукописи Нового Завета поделены на пять групп категории. Эти категории базируются на отношении рукописей к вариантам новозаветного текста. Рукописи, отражающие александрийский тип текста, отнесены к I категории, а рукописи, отражающие византийский тип текста — к V категории. Западный тип текста — это один из четырёх главных типов новозаветного текста. Название введено Землером 1725—1791. Библия Гутенберга также 42-строчная Библия; B42 — издание Вульгаты, выпущенное Иоганном Гутенбергом в первой половине 1450-х годов. Традиционно считается точкой отсчёта истории книгопечатания в Европе. Хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий её выделяет исключительное качество оформления. Переплёт — совокупность элементов бумажного издания, предназначенных для объединения отдельных страниц в единый блок, их защиты от механических повреждений, а также для наружного художественного оформления издания при помощи обложки. Также переплётом называют деятельность по его созданию, точнее переплётным делом. Полуустав — форма кириллицы, возникшая во второй половине XIV века. По сравнению с уставом полууставные почерки мельче и округлее. Книгопечатание — процесс создания печатной продукции книг. Термин обычно употребляют в историческом контексте. В текстологии Нового времени списком называют документ, созданный в результате рукописного или машинописного воспроизведения текста первоначального документа произведения, протографа данного списка , если воспроизведение осуществлено не автором первоначального документа, а другим лицом, в отличие от автографа текста, принадлежащего руке автора первоначального документа. В текстологии древних и средневековых. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической, деревянной либо костяной палочкой — стилусом др. В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах. Codex Leningradensis, сигла L — старейший полностью сохранившийся манускрипт масоретского текста Танаха, датированный по колофону 1008 годом. Был изготовлен в Каире по рукописям Моше бен Ашера. Обнаружен вероятно, в Крыму Авраамом Фирковичем, который в 1838 году вывез его в Одессу. После смерти учёного, в 1865 году кодекс поступил в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, где находится по настоящее время каталожное обозначение Firkovich B 19 A.

Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел. Текст на грамоте сохранился, так был записан не чернилами, а выцарапан специальным инструментом - "писалом", который представлял собой заостренный металлический стержень. Уже на следующий день, 27 июля, была найдена вторая грамота, затем находки стали регулярными. Описание, значимость Большинство обнаруженных в русских городах берестяных грамот датировано началом IX - концом XIV веков.

Бумага древности. Глиняные таблички. Папирус. Пергамент. Береста.

Для создания пергамена, кожа была вымочена в воде и затем вытянута и сушена до получения тонкого и гладкого материала. Пергамент был широко использован в Средние века и вплоть до появления бумаги. Его использовали для рукописей, свитков и других документов. Береста Береста - это материал, получаемый из коры деревьев, обычно березы. Во многих культурах, особенно в Скандинавии и России, береста использовалась для создания тонких листов, на которых можно было писать. Название "береста" происходит от славянского слова "береза". Для изготовления бересты, кора снималась с дерева и обрабатывалась специальным способом для удаления лишней мякоти и получения гладкой поверхности. Берестовые листы обычно связывались вместе, чтобы создавать свитки или книги.

Однако в древних школах было достаточное количество детей, чтобы возникал вопрос: а на чем они все будут учиться писать? Первые материалы для создания книг были достаточно дорогими. Никто бы не доверил маленьким сорванцам ни папирус, ни пергамент.

Чтобы они все испортили? Но практиковаться все же было надо. Так что в разных древних культурах решали вопрос с «тетрадками» по-разному. Глина Маленькие дети, едва начавшие осваивать грамоту, во всех культурах практиковались на подручных средствах: выводили буквы на песке, земле, рисовали пальцами краской или грязью на камнях. Но для занятий с несколькими детьми нужна была какая-то организованность и мобильность писчих принадлежностей. Не устраиваться же всем классом в пыли во дворе: дети все затопчут и смажут еще до того, как учитель попытается проверить задание! В Древнем Египте использовали в качестве школьных тетрадей черепки битой посуды. Писали с помощью тростинки и чернил. Судя по всему, школьники получали задание, выполняли и сдавали черепки для проверок учителю. Древнеегипетские Онфимы: ученые нашли «школьные тетрадки» на глиняных черепках Шумеро-аккадская цивилизация проблем не знала: вот тебе, школьник, сырая глиняная табличка, вот тебе калам прибор для письма — можешь постигать клинопись.

Исправлять ошибки легко, материал дешев и имеется в избытке. Дополнительным плюсом было то, что школьник сразу обучался тому способу письма, который был принят повсеместно.

Ранее это можно было сделать только вручную ковкой, что долго и дорого. Тем не менее, начиная с Возрождения такие стальные перья ручной выделки появились, и чем дальше, тем больше становилось их конструктивных вариантов, даже великий Леонардо сконструировал такую вещь, о чем гусиным пером записал в своих «Дневниках» своим оригинальным зеркальным почерком. Но при ближайшем рассмотрении большинство ранних стальных перьев Нового времени работали либо по принципу чертежного рейсфедера, либо имели форму ложки с массивной круглой ребристой ручкой с крошечной ложечкой на конце, часто вынесенной на коротком плече рукоятки вбок влево, чтобы кисть руки пишущего если он правша не заслоняла перо-ложечку. Передний край ложечки был заострен и имел тонкую продольную щель для чернил. Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу, да и технологию серийного производства такая конструкция делала дороже.

Во всех современных энциклопедиях, справочниках, популярных публикациях и блогах говорится, что первое канцелярское перо современного вида изобрел слуга мэра немецкого города Ахен Иоганн Янссен в 1748 году. Кнехт бургомистра Ахена Янссен довольно любопытная фигура в немецкой истории, а его «изобретение пера» — весьма интересный случай в истории авторского права. Иоганн Янссен был плодовитым писателем, работавшим в жанре городских хроник. Писал он на злобу дня и довольно хлестко: о растущей преступности, состоянии коммунальных служб города, новых налогах, ну и, разумеется, о мудрой отеческой заботе его шефа бургомистра о насущных нуждах горожан, под руководством которого Ахен стал одним из самых процветающих городов королевства. Говоря современным языком, в Ахене и в Прусском королевстве в целом Янссен был популярным блогером. И вот в 1748 году, описывая церемонию подписания мира после Войны за австрийское наследство Второй Ахенский конгресс, как называют это событие историки , Иоганн Яннсен сообщает: «Как раз к собранию конгресса я, не хвастаясь, изобрел новые перья для письма. Возможно, могло быть так, что добрый Господь не позволил бы этому изобретению прийти мне в голову, … но посланник Его Святейшества купил первое, и остальные посланники, надеюсь, купят будущие…Никто никогда не видел и не слышал о перьях, как изобретенные мной, но вы должны содержать их в чистоте от ржавчины и чернил, чтобы они оставались пригодными для письма в течение многих лет, и даже если кто-то будет писать ими на рисовой бумаге последняя строка будет описана как первая… Они попадут в Испанию, Францию, Англию, Голландию, всю Германию и всех уголки мира, …безусловно, будут скопированы другими, но я тот, кто изобрел и сделал их впервые, а также продал в больших количествах за пределами страны и внутри страны».

Казалось, в первую очередь немецкие историки науки техники должны гордиться своим соотечественником, который изобрел современное стальное перо, но как раз они в этом сомневаются. Точнее, в том, что перо было, они не сомневаются, но мирный договор после восьмилетней кровопролитной бойни в центе Европы был подписан в 1748 году обычными гусиными перьями, а инновационное стальное перо Янссена, скорее всего, придумал кто-то из ахенских часовщиков, которыми был тогда знаменит город Ахен. В 2007 году городской комитет по культуре Ахена решил, что «вероятность приоритета Янссена недостаточно высокая, чтобы отдавать ему должное за изобретение стальной ручки, и вопрос продвижения этого мнения, с точки зрения местной муниципальной политики, пока должен быть закрыт». Одновременно Ассоциация историков Ахена обратилась ко всему научному сообществу историков с просьбой: «Мы были бы признательны, если бы однажды этот вопрос был дополнительно прояснен историей технологий или историческими науками. Промышленное производство стальных перьев, начавшееся в начале XIX века, и их дифференциация заметно улучшили способ письма, … это важно и для истории литературы, а также искусства в связи с появлением рисунка пером». В чем не сомневаются историки технологий, так это в том, что первые патенты на стальные перья один за другим стали появляться на рубеже XVIII и XIX веков, а в начале XIX века в Англии они посыпались, как из рога изобилия. Также не вызывает сомнения то, что изготовление стальных перьев современного типа в промышленных масштабах началось в 1820-е годы в английском городе Бирмингеме, где к началу 1830-х годов после короткого этапа слияний и поглощений появилось примерно полдюжины крупных игроков нового рынка, а затем обозначились и лидеры рынка.

Это были компании Джона Митчелла и Джеймса Перри, особенно последняя: очень скоро все стальные перья для письма в народе начали называть «перрианскими» perryian вне зависимости от производителя, причем не только в Англии, но и на континенте. В обеих компаниях было «центральное конструкторское бюро», правда, пока в лице одного изобретателя. Как показало время, именно их идеи и патенты лежали в главном русле «перостроения»XIX века, вот только первые коммерчески успешные перья компании Перри запатентовал на свое имя владелец компании Джон Перри. В дальнейшем Мейсон основал собственную компанию по производству перьев и довольно успешную, но в данном случае сработал принцип «хозяин — барин». У Гилло потом тоже образовалась собственная компания и тоже успешная, но все патенты с самого первого остались при нем. Про Гилло часто пишут, как о простом рабочем парне из Шеффилда, который приехал в Бирмингем и упорным трудом создал там одну из ведущих компаний по производству стальных перьев. В конце жизни его личное состояние оценивалось в 250 тыс.

Его собственная компания, по сути основной производитель «перрианских» перьев, довольно долго оставалась в тени, но его состояние росло, и он тоже закончил свои дни весьма состоятельным человеком. А Перри как прирожденный торговец в 1830 году напечатал большим тиражом брошюру с гравюрами своих перьев, которая начиналась так: «Еще полгода назад общественность мало что слышала о ручках со стальными перьями. А сейчас мало какой другой предмет можно так часто увидеть в руках представителей всех классов нашего общества. Столь быструю метаморфозу можно четко проследить от первых объявлений о патентованных ручках Перри в различных периодических изданиях около шести месяцев назад до нынешнего всеобщего спроса, который возник на перрианские ручки во всех частях империи». Таким образом, в силу описанных выше причин не было патентных войн, которые следовало ожидать при столь плотной концентрации компаний-производителей перьев в одном месте. Подробно история рождения, юности и зрелости «вечного пера» описана в книге Генри Боура Henry Bore The story of the invention of steel pens 1890 года. Она доступна в интернете на английском языке, и, пожалуй, одна из самых объективных по данному вопросу, во всяком случае каждый тезис в ней подтверждается документами эпохи. Спустя век, когда для пера с чернильницей наступили тяжелые времена, основные производители стальных перьев в 1830-60 годы — компании Перри, Митчелла, а чуть позже Гилло и Мейсона, конкурировавшие на рынке в «золотой век» перьевой ручки, слились под крышей British Pens Co. Но это была уже агония «вечного пера». В Германии и Франции промышленное производство стальных перьев для письма началось в 1840-е годы, то есть примерно на десять лет позже, чем в Англии.

В нашей стране и того позже, хотя, разумеется, импортными перьями начали писать еще в николаевские времена, но массовым явлением это стало только в 1860- годы. А когда в 1832 году литератор Вадим Пассек подарил жене ручку с железным пером, об это говорил «весь Петербург». И ушла в небытие перьевая ручка с чернильницей у нас позже, чем на Западе. Только в конце 1960-х в стране появились доступные шариковые ручки. Но еще несколько лет после этого ученикам младших классов запрещалось пользоваться шариковыми ручками, чтобы не испортить почерк. Детям приходилось носить в школу чернильницы-непроливайки в специальном мешочке, но неудобство окупалось с лихвой. Сложив из вырванного из тетради листа стабилизатор и прилепив к нему запасное перо для ручки пластилином или мякишем хлеба можно было сделать дротик, который при удачном броске даже с задней парты вонзался в линолеум классной доски. Что же касается «вечного пера», то попытки снабдить его собственной чернильницей предпринимались с самого начала. В литературе упоминаются авторучки из драгоценных металлов периода античности и Средних веков, но насколько практичны были они, науке не известно. Еще чаще упоминается патент 1827 года на авторучку с гусиным пером румынского студента в Париже Петраша Поэнару.

Но понятно, что появление пишущей без проблем ручки с вечным пером и вмонтированной в ее корпус чернильницей сдерживало отсутствие подходящих для этого материалов и технологий. Удачную конструкцию авторучки запатентовал в Льюис Уотерман в США в 1884 году, но их массовое производство началось только в эру пластмасс. Постоянно совершенствовался резервуар для чернил, а само перо в авторучке было то же самое, даже более примитивное, образца конца XVIII — начала XIX века, потому что при постоянной подаче чернил насечки, центральное отверстие и прочие ухищрения для забора пером из чернильницы максимально возможного количества чернил, не требовались. Даже иридиевый шарик на конце пера — инновация 1830-х годов, когда химики научились получать этот недавно открытый им металл в чистом виде в достаточных количествах. Сейчас мы, похоже, стоим на пороге новой технологической революции в письме. Благодаря работам упоминавшегося в первой части Нобелевского лауреата Пьера Жиля де Жена и его коллег появились жидкокристаллические дисплеи, на которых можно писать стилусом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий