Главная» Новости» Как называли протестантов во франции. Протестантизм во Франции существовал в различных формах, начиная с кальвинистов и лютеран со времен протестантской Реформации. В конце XVI века в преимущественно католической Франции получил распространение протестантизм кальвинистского толка (протестанты во Франции назывались гугенотами). Гонения на протестантов во Франции вынудили Кальвина переселиться в Женеву. По дате. 0. Они назывались гугеноты. Обновить. Отмена.
Протестанты во франции назывались
Нантский эдикт, гугеноты были лишены и свободы вероисповедания, что побудило многих из них покинуть Францию. Гражданские и религиозные права гугенотов были восстановлены лишь в период Французской революции 18 в. Черкасов Петр Петрович. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2007. Опубликовано 14 ноября 2023 г. Последнее обновление 14 ноября 2023 г.
Связаться с редакцией.
В 1906 году она была переименована в Евангелическо-лютеранская церковь Франции. Распространение В исследовании различных религий Франции, основанном на 51 опросе, проведенном IFOP в период 2011-2014 гг.
Mассовой депортации со стороны британцев подверглось всё франкоязычное население региона 18 000 человек вне зависимости от религиозного вероисповедания, что фактически нивелировало различия между католиками и протестантами в пользу первых.
От 2 000 до 4 000 франко-акадцев в том числе и протестантов укрылось в лесах у местных индейцев или же среди более многочисленного 70-тысячного франко-католического населения пока ещё французского Квебека павшего в 1760 г. В изгнании поддержка протестантских ценностей перестала быть приоритетом. К концу XX века франко-акадцы , как и франко-квебекцы , сделали своей главной задачей сохранение французского языка и культуры ввиду угрозы англификации. В общем, Франция потеряла 200 000 трудолюбивых граждан [5]. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности.
Часть гугенотов через Голландию перебралась в Капскую колонию [6] , где положили начало местному виноделию. XVIII век.
Но в скором времени судьба нанесла им тяжелый удар. Кошмар Варфоломеевской ночи Этим ударом стало массовое убийство протестантов, совершенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По имеющимся сведениям, в одном лишь Париже жертвами религиозных фанатиков стало не менее 2 тыс.
У историков есть основание полагать, что истинной виновницей трагедии являлась мать французского короля Карла I — Мария Медичи, ненавидевшая протестантизм и в тайне замышлявшая убийство гугенотов, но из политических соображений создававшая видимость лояльности по отношению к ним. Чтобы заманить в Париж по возможности большее число богатых и знатных сторонников реформации, она устроила свадьбу своей дочери Маргариты получившей известность под именем королевы Марго с видным гугенотом — Генрихом Наваррским. Это был именно тот человек, которому в будущем судьба уготовила взойти на французский престол под именем Анри IV Великого. Столь явное проявление сочувствия к протестантскому движению усыпило бдительность его последователей, и они, ничего не подозревая, съехались во французскую столицу. Торжества, сопровождавшие венчание будущей королевы, продолжались шесть дней, а по их завершении в ночь накануне католического праздника — дня святого Варфоломея — началась страшная резня. Она положила начало очередной эскалации военных действий.
В течение Варфоломеевской ночи гугеноты потеряли не только огромное количество своих сторонников, но и многих видных военачальников, что неизбежно сказалось в ходе последовавших вскоре вооруженных столкновений. Последующие военные столкновения Однако, несмотря на внезапный и сокрушительный удар, нанесенный католиками, протестанты сумели выстоять в сложной обстановке и, используя в качестве опорных пунктов крепости Ла-Рошель, Монтобане и Ним, защищались с мужеством, восхищавшим современников. О том, как действовали гугеноты в столь критической для них ситуации, осталось немало исторических свидетельств. Например, в архивах Лувра имеется свидетельство того, как их отряд, состоявший из полутора сотен человек, сумел в сентябре 1572 года отразить в районе Монтобане нападение противника, почти вдвое превосходившего его по численности. В течение всего последующего года военные действия, спровоцированные резней в Варфоломеевскую ночь, гугеноты и их противники вели с особым ожесточением. Они продолжались в течение года и завершились подписанием очередного мирного договора, который ни одна из сторон не воспринимала всерьез.
Подтверждение этому было наглядно продемонстрировано уже в июне 1574 года, когда на французский престол поднялся Генрих III — последний представитель династии Валуа. Под скипетром лицемерного короля Желая искоренить в стране религиозное инакомыслие, он возобновил преследование гугенотов и бросил против них всю имевшуюся в его распоряжении армию. Однако новоиспеченный монарх не учел того, что на момент его прихода к власти совершенно иным стало соотношение сил между католиками и гугенотами. В чем разница? Прежде всего в том, что на сторону протестантов перешел вместе со своими вооруженными подразделениями Генрих Наваррский, свадьба которого стала начальным этапом трагедии Варфоломеевской ночи, а герцог Конде привел к границе Франции многотысячный немецкий корпус. Католики же, спровоцировавшие в стране очередную войну и вызванный ей экономический упадок, стремительно теряли своих сторонников.
В результате после первой же череды поражений Генрих III был вынужден пойти на всесторонние уступки мятежникам и на всей территории Франции, за исключением Парижа, легализировать богослужения, совершавшиеся протестантами, а в дополнение к прежним опорным пунктам передать им еще восемь крепостей. Наступило временное затишье, прерванное в скором времени новыми вспышками насилия. Однако следует отметить, что в основе конфликтов, внешне имевших форму религиозных войн, зачастую лежали политические амбиции и шкурные интересы вождей обеих группировок. Так, став во главе «Католической лиги», созданной в 1576 году для противодействия гугенотам, Генрих III скоро убоялся возрастающего влияния ее основателя герцога де Гиза и, ничуть не смутившись, переметнулся на сторону протестантов. В ответ на это сторонники французского католицизма обратились за военной поддержкой к испанскому королю и получили ее, в ущерб национальным интересам провозгласив наследником престола престарелого кардинала Бурбонского, неспособного проводить самостоятельную политику, но весьма угодного Мадриду.
Французские протестанты, 8 букв
Вакханалия С наступлением рассвета убийства не прекратились. Екатерина Медичи не ожидала такого развития событий. Она планировала уничтожить лишь самых активных гугенотских лидеров, но все пошло не так. В городе начались погромы и грабежи. Обычные добропорядочные жители гибли десятками сотен, и это уже не зависело от их вероисповедания. Все убийцы, воры и грабители вышли из своих притонов, почувствовав безнаказанность. Власти в городе не было, поэтому вакханалия продолжалась в течение целой недели. Стражники наравне с преступниками грабили всех подряд. Исключением были лишь солдаты гвардии, которые оставались верны закону и королю, но для наведения порядка в городе их явно было недостаточно.
Последствия Варфоломеевской ночи Волнения и беспорядки, происходящие в столице, вызвали цепную реакцию. Гугеноты и протестанты массово истреблялись не только в Париже, но и по всей территории Франции — в Бордо, Орлеане, Лионе, Руане и других городах. Чтобы восстановить законность и навести в стране порядок, по приказу короля Франции Карла IX во все провинции и города был разослан документ. В нем говорилось, что убийство протестантских лидеров произошло с его согласия и якобы это помогло предотвратить некий антигосударственный заговор. Кроме того, было официально заявлено, что свобода вероисповедания не отменяется. Многие гугеноты и протестанты, спасаясь от расправы, покинули территорию Франции, в результате чего их влияние в стране было ослаблено. Женившись на Маргарите де Валуа, Генрих Наваррский остался в живых. Но чтобы сохранить жизнь, ему пришлось принять католицизм.
Его примеру последовал и Генрих Конде. За время бесчинств было убито не менее 5 тыс. Но, по мнению историков, эта цифра во много раз больше, и составляет около 30 тыс. Надо сказать, что точное число погибших до сих пор остается неизвестным. Война трех Генрихов После резни гугенотов войны не прекратились. Они вспыхнули с еще большей силой, в результате чего западные и южные земли отделились от севера Франции. Там было создано новое союзное государство гугенотов, управлявшееся губернаторами из числа местной знати. Они-то больше всего и выиграли от такой «автономии».
К середине 70-х годов в противовес протестантам на севере Франции был организован союз, получивший название Католической лиги. Его главой стал Генрих Гиз. Эта Лига имела контроль над правительством, находящимся в Париже, и всячески препятствовала намерению короля Генриха III заключить перемирие с гугенотами. В середине 80-х годов противостояние двух непримиримых религиозных партий опять обострилось. Причиной их ссоры послужило высказывание последнего о том, что его семья имеет больше прав на престол, чем остальные, так как ее родоначальником является сам Карл Великий. Дело в том, что Генрих III так и не обзавелся наследником, поэтому участники Лиги требовали от него признать Гиза официальным преемником престола. Дошло до того, что в 1588 году король начал стягивать все верные ему войска к столице. Их целью был арест Генриха Гиза и его сторонников.
Об этом узнали лиговцы и организовали восстание в Париже против самого короля. Генриху III пришлось бежать в Шартр. Там он задумал коварный план: пригласить Гиза якобы с целью примирения. Лидер Лиги прибыл к королю 22 декабря 1588 года, но был заколот солдатами. Узнав о таком коварстве, столица отказалась подчиняться Валуа и превратилась в город-республику.
После этих событий протестантизм во Франции был запрещён. В Мадриде и Риме известие о Варфоломеевской ночи встретили с огромной радостью и торжественно отпраздновали. Папа Григорий XIII велел изготовить медаль со своим портретом на одной стороне и с изображением ангела, держащего в руке крест и поражающего гугенотов, на другой. Тe Deum Laudamus — Тебя, Бога, хвалим. Сен-Жерменский эдикт о примирении был уничтожен. Войны продолжались. Теперь восстание подняли жители Ла-Рошели и других городов, к ним присоединились дворяне-гугеноты. Религиозные войны принесли Франции много бедствий, фанатизм и нетерпимость привели к гибели десятков тысяч французов. Генрих III правил страной 15 лет 1574—1589 и стремился добиться единства в государстве. Однако его нерешительность и слабость характера сделали это невозможным. Летом 1589 г. После этого Генрих III прожил ещё несколько часов и успел благословить на правление Францией Генриха Наваррского, но при этом заметил, что Париж не примет гугенота. Генрих Наваррский, осторожный и хитрый политик, ставший французским королем Генрихом IV 1594—1610 , тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта. Генрих короновался в Шартрском соборе, 22 марта Париж открыл ворота королю. Все свои силы, влияние, способности Генрих IV использовал для достижения компромисса между католиками и гугенотами. Он не стал преследовать католических вельмож, наоборот, осыпал их милостями. Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. И хотя католическая религия объявлялась государственной, в стране провозглашалась веротерпимость. Генрих IV был первым королём Нового времени, который задачу создания сильного объединённого государства поставил выше вопросов религии. Чем он заслужил такую оценку? При нём Франция закончила воевать с Испанией, он снизил прямой налог талью с крестьян. Король понимал, что, имея нищих подданных, страна не сможет создать сильную армию. Он запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот. Генрих IV покровительствовал развитию промышленности и торговли, содействовал открытию множества королевских мануфактур. Как и Елизавета I Английская, он участвовал в создании купеческих компаний. Говорили, что король обещал бедным крестьянам, что у каждого из них по воскресеньям в котелке будет вариться курица на обед. Это обещание не было выполнено, но религиозные войны и войны с Испанией закончились, налоги несколько снизились, народ стал жить лучше. Генриху IV удалось преодолеть вызванную религиозными войнами разруху. Вот и остался он в памяти народа как «добрый король». Во время правления Генриха IV на его жизнь было совершено более двадцати покушений. Ревностные католики и иезуиты не успокаивались. В 1610 г. После смерти слава Генриха IV возросла ещё больше, о нем слагали легенды, его прославляли и католики и гугеноты. Король стал гарантом внутреннего мира. Её воли не хватало, чтобы противостоять знати, требовавшей от неё выгодных должностей и пенсий. Казна опустела, страна оказалась на грани катастрофы. В такой обстановке первым министром короля в 1624 г. Он встал на путь реформ, суть которых выразил Кардинал Ришелье так: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства». Ришелье поставил задачу уничтожить гугенотское государство внутри Франции. Королевская армия захватила Ла-Рошель. У гугенотов отняли их крепости, города, замки. Но религиозной свободы Ришелье не затронул.
Отметим лишь наиболее существенные различия между представителями враждовавших между собой направлений христианства, выразившиеся в их взглядах на основные таинства и веру в целом. Так, относясь к вопросу спасения души с изрядной долей прагматизма, католики полагали, что она достигается лишь конкретными делами. Гугеноты же считали, что для обретения вечного блаженства человеку достаточно богоугодных помыслов и искренней веры. Разными были для них и источники вероучений. С точки зрения гугенотов, вся необходимая информация содержалась в Библии, и никаких дополнений к ней не требовалось, тогда как их оппоненты-католики настаивали на важности богословских трудов. Однако основным яблоком раздора служило отношение к самой церкви. Гугеноты учили, что она не является непременным условием спасения души, и истинно верующему человеку не требуются пышные богослужения и сложные обряды. Католики же считали такой подход ересью и утверждали, что Господь посылает людям благословение через римского папу, и только для его приверженцев могут быть открыты врата рая. Мятеж в католическом государстве В XVI веке значительная часть населения Франции оказалась втянутой в религиозное и общественно политическое движение, направленное на возвращение католической церкви в рамки первоначальных христианских традиций и установление свободы вероисповедания. Причиной тому послужило недовольство широких масс стяжательством и своекорыстием духовенства, прикрывавшегося мнимой святостью и в то же время проводившего кровавый террор в отношении тех, кто выступал с обличениями его лживости и лицемерия. Жесткой критике подвергались и требования неукоснительного соблюдения обрядности, полностью вытеснившей духовную сущность христианского учения. Вожди гугенотов, по определению своему являвшиеся противниками подмены духовной стороны христианства пышностью богослужений, встали во главе этого общенародного движения. Реформистское движение зародилось во Франции еще в конце XV века, но широкое развитие получило в первой половине следующего столетия благодаря покровительству Маргариты Наваррской — родной сестры короля Франциска I. При ее прямом содействии в стране появлялись тайные лютеранские общины, члены которых были последователями саксонского богослова Мартина Лютера, ставшего основателем одного из ранних направлений протестантизма. Под знаменем кальвинизма Однако очень скоро большинство французских гугенотов стало проявлять сочувствие к учению другого религиозного деятеля той эпохи — их соотечественника Жана Кальвина, ставшего основателем крупного протестантского движения, названного в его честь кальвинизмом. В своих выступлениях с требованием немедленной церковной реформы мятежный богослов нашел влиятельного союзника в лице видного религиозного деятеля епископа Гийома Брисонне. Характерно, что среди гугенотов это направление получило столь широкое распространение еще и потому, что его сторонниками оказались в первую очередь представители высших и средних слоев общества. В обстановке кровавого террора Открытое противостояние между сторонниками реформирования и их противниками в лице высшего духовенства началось в 1534 году, после того как во многих городах Франции появились листовки, едко высмеивавшие не только нравы духовенства, но и многие элементы совершаемых ими богослужений. В частности, критике подверглись ежедневно проводимые мессы. В ответ на это распространители листовок и все сочувствующие им были объявлены еретиками. Начались массовые аресты и казни, заставившие всех инакомыслящих уйти в подполье, но впоследствии ставшие причиной начала открытой войны гугенотов против католической церкви. Ярым противником реформаторов был французский король Франциск I — родной брат их покровительницы королева Наварры Маргариты, о которой уже упоминалось выше. Впоследствии столь же сильную ненависть к ним испытывал и его преемник Генрих II, издавший эдикт, согласно которому все враги господствовавшего в стране католицизма подлежали сожжению на кострах. Оба монарха находились под сильным влиянием древнего аристократического рода Гизов, представители которого всегда являлись сторонниками крайне жесткого католицизма и исконными врагами протестантов. В 1559 году именно они стали инициаторами создания в рамках парламента печально известной «Огненной палаты», ведавшей расправой над еретиками. Первое крупное сражение Однако всеобщая ненависть, которую возбуждали к себе не в меру зарвавшиеся вельможи, на практике лишь способствовала пополнению протестантских рядов и созданию в стране мощной оппозиции.
Век 16-й Серия внутренних кровавых конфликтов, получивших название Гугенотские войны, привела не только к чудовищным жертвам, но и к укреплению абсолютной монархии. Поделиться: Реформация во Франции: гугеноты и католики С историей религиозных войн во Франции 16-го столетия следует знакомиться не только как с прямым противостоянием двух мировоззрений. Социальные и династические проблемы в королевстве напрямую повлияли на развязывание кровавых смут. Обстановка вокруг французского королевства в середине 16-го века, мягко говоря, была непростой. Идеи немецкого богослова Мартина Лютера были поддержаны частью французского клира и учёными-гуманистами. К новому интеллектуальному и духовному движению примкнули придворные, чиновничество, мелкое дворянство, низший клир, купцы и ремесленники. Как правило, наибольшее распространение реформаторские идеи получили на юге и юго-западе Франции. Двор Маргариты Наваррской, сестры короля Франциска I, стал местом притяжения протестантов в 1530—1540-х. Жан Кальвин. Многие слои населения сочли идеи богослова удобными и понятными. Но уже в 1534 году короля стали беспокоить листовки, в которых оскорблялась католическая месса. Монарха подобная ситуация перестала устраивать: за пределы страны был выдворен Кальвин, а по отношению к сторонникам его вероучения применялись репрессии. Уже в 1547 году власти создают «Огненную палату», которая поставила своей целью искоренить сторонников идей Реформации: кальвинистов приравняли к еретикам. В июне 1559 года, сразу после завершения Итальянских войн, король Генрих II подписал Экуанский эдикт, который давал возможность специальным комиссарам применять репрессивные меры по отношению к протестантам. Тем не менее приток кальвинистов из Женевы только увеличился. Свадебные торжества в семье короля замуж были выданы его сестра и дочь , которые закрепляли положения Като-Камбрезийский мир с испанской короной, закончились трагедией. Фактически с этого момента можно отметить начало открытого противоборства между двумя лагерями. Оппозиция никогда себя не называла «гугенотами»: это ругательство в отношении протестантов придумали их противники. В свою очередь сторонники нового вероучения оставили своим врагам прозвище «паписты». Лидерами гугенотов от нем. Eidgenossen — сотоварищи стали принцы крови из династии Бурбонов — потомков знаменитого монарха Людовика IX Святого. Боковая ветвь Валуа считала себя незаслуженно отстранённой от династической политики королевского двора. Антуан де Бурбон, 1560 г. Портрет работы Франсуа Клуэ. Гугенотские войны: от Амбуазского заговора до войны трёх Генрихов В исторической науке принято говорить о восьми религиозных войнах с 1559-го по 1598-й, которые в разные промежутки времени сменялись перемириями от года до четырёх лет.
Гугеноты, история протестантского меньшинства Франции
Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: Французские протестанты, 8 букв, первая буква Г. Найдено альтернативных определений — 4 варианта. 1) как называли протестантов во Франции? 2) как назывался особый церковный суд? Главная» Новости» Что случилось в местечке васси в марте 1562 года.
Почему протестантов назвали гугенотами, и как случилась Варфоломеевская ночь
При этом протестанты не могли открыто исповедовать свою веру в крупных городах Франции, однако могли себе это позволить в своих имениях, замках и регионах, где сторонников новой веры было подавляющее большинство. Смотреть ответ на вопрос: последователь протестантизма во франции назывались. Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву).
Религиозные войны во Франции 1562-1598 гг.
§ 10. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | Двоюродный брат Оливетана, Жан Кальвин, бежал из Франции из-за преследований и обосновался в Женеве, где учредил учебный центр для многих французских протестантов. |
Последователь протестантизма во франции назывались — | Гугено́ты — название с XVI века французских протестантов-кальвинистов. Происходит от франко-швейцарского eyguenot (aguynos). |
Две скорости развития французского протестантизма | Эксклюзив | 1) как называли протестантов во Франции? 2) как назывался особый церковный суд? |
Кто такие гугеноты и за какие права они боролись | Первые протестанты во Франции были членами тайных товариществ, отсюда вероятно и происходит название гугенотов; их появление связано с распространением кальвинизма во времена Франциска I и Генриха II. |
§ 10. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Ответ на вопрос "Сторонники протестантизма во Франции ", 8 (восемь) букв: гугеноты. утрата церковной дисциплины, отмена целибата, причастие "под двумя видами" и пр. - была неприемлема, и она поддержала политических противников Г. Кто выступал за католическую церковь?Во Франции были представители старинной знати, недовольные укреплением.
Протестантизм во Франции. Нантский эдикт
Гугенотами называли | Для понимания процесса Реформации в Европе важно знать, как назывались протестанты во Франции. |
Гугеноты — Рувики: Интернет-энциклопедия | Протестанты во Франции назывались. |
Гугеноты, история протестантского меньшинства Франции | Протестанты (кальвинисты) во Франции XVI-XVIII веков, преследовавшиеся католической церковью и правительством 8 букв. |
Французские протестанты, 8 букв
Гугеноты - это кто такие, с кем воевали, отличие от католиков :: | 1) как называли протестантов во Франции? 2) как назывался особый церковный суд? |
Кто такие гугеноты и за какие права они боролись | По дате. 0. Они назывались гугеноты. Обновить. Отмена. |
Две скорости развития французского протестантизма | Эксклюзив | Протестанты (кальвинисты) во Франции XVI-XVIII веков, преследовавшиеся католической церковью и правительством 8 букв. |