Новости святая софия в стамбуле

Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. Собор Святой Софии в Стамбуле в 2020 преврати в мечеть Айя-София. Время работы мечети Айя Софья в 2022 году, ФОТО, история храма, фрески. Собор Святой Софии – великолепная каменная базилика, ставшая неотъемлемой частью Константинополя (сейчас Стамбул) на протяжении 1500 лет.

Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся

Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. Более тысячи лет собор Святой Софии в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире, потом им стал собор Святого Петра в Риме. Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула (ранее Константинополь) в районе Султанахмет. В Московском патриархате призывают власти Турции с уважением относиться к чувствам миллионов христиан и не превращать собор Святой Софии в мечеть, ведь в Стамбуле и так нет недостатка в мусульманских храмах. Более тысячи лет собор Святой Софии в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире, потом им стал собор Святого Петра в Риме. это Верховный суд Турции – совещался на эту сложную тему ровно 17 минут. И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть.

Собор Святой Софии: как менялось сакральное место в течение своей долгой истории

10 интересных фактов из истории Собора Святой Софии в Стамбуле Собор Святой Софии (Софийский собор) в Стамбуле. 12 фото.
10 фактов о соборе Святой Софии история храма, как добраться, купить билет онлайн, экскурсии в собор, фотографии и другая информация.
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии // Новости НТВ Собор Святой Софии в Стамбуле более тысячи лет был крупнейшим в мире православным храмом. После падения Византийской империи и захвата города османами в 1453 году собор был переделан в мечеть.

Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии

это огромное архитектурное чудо в Стамбуле, которое изначально было построено как христианская базилика. Министр юстиции Турции выступил за превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Свое разрешение дал Верховный суд, но Константинопольский патриарх против. В соборе Святой Софии начнутся реставрационные работы в связи с возможным землетрясением в Стамбуле: «Мы продвигаемся в 200 странах, особенно в последние несколько лет. Если посмотреть на социальные сети, особенно на цифровой маркетинг, невозможно. Собор Святой Софии, расположенный на площади Султанахмет района Фатих на историческом полуострове, является самой большой византийской церковью, построенной в Стамбуле, и трижды возводился на одном и том же месте.

Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью

Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам. Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем.

После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали.

Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.

Суд признал законным указ первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 1934 года, которым собору придали статус музея. Решать вопрос об изменении либо сохранении этого статуса имеет право глава государства — Реджеп Тайип Эрдоган. Вопрос о будущем собора также рассмотрел Госсовет Турции. Слушания по этому поводу заняли всего 17 минут. Официальное решение обнародуют в течение 15 дней. Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля. Вид на Святую Софию. Фото: unsplash. И Русской Церкви он особенно дорог.

Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл. Но это внешняя правота, за которой — глобальная неправда. Святая София Константинопольская — главный символ. Причем с самых разных точек зрения — духовной, культурной, исторической. Это величайший христианский храм всех времен и народов, построенный Юстинианом в VI веке. Храм сразу стал главным храмом Византийской империи, воплощением византийской духовности. В таком качестве он просуществовал более 900 лет. Важнейшее символическое значение храма понимали и турки.

Это событие закрепило разделение греко-православной и римско-католической церквей, начавшееся с Великого раскола 1054 года. Это также означает, что большую часть богатств Святой Софии сегодня можно увидеть не в Стамбуле, а в сокровищнице базилики Святого Марка в Венеции. Несмотря на эту жестокую неудачу, Собор Святой Софии оставался действующей церковью до 29 мая 1453 года, когда султан Мехмет Завоеватель победоносно занял Константинополь. Он был поражен красотой Собора Святой Софии сразу же создав из неё свою императорскую мечеть. Собор Святой Софии служил главной мечетью Стамбула почти 500 лет. Он стал образцом для многих османских мечетей Стамбула, таких как Голубая мечеть, мечеть Сулеймана, мечеть Шехзаде и мечеть Рустема-паши. Сначала никаких серьезных структурных изменений не производилось; добавление михраба молитвенной ниши , минбара кафедры , включая деревянный минарет, превратило церковь в мечеть. В какой-то момент все лица, изображенные на мозаиках церкви, оказались покрыты гипсом из-за запрета ислама на образные изображения. На протяжении веков сменявшие друг друга султаны вносили различные дополнения. Султан Мехмед II построил рядом с мечетью медресе религиозную школу , организовав вакф на собственные средства. Во время правления Селима II Мимар Синан провел обширные реставрации, включая оригинальную лоджию султана и еще один минарет. Махмуд I приказал отреставрировать мечеть в 1739 году, добавив к ней фонтан для омовения, школу Корана, бесплатную кухню и библиотеку, что сделало мечеть центром социального комплекса. Самая известная реставрация собора Святой Софии была завершена между 1847-49 годами Абдулмеджидом II, пригласившего швейцарских архитекторов Гаспаре и Джузеппе Фоссати для ремонта мечети. Братья консолидировали купол и своды, выпрямили колонны, переработали убранство экстерьера и интерьера. Открытие фигурных мозаик после секуляризации собора Святой Софии основали на описаниях братьев Фоссати, обнаруживших их столетием ранее для очистки и записи. Фоссати также добавили каллиграфические медали, сохранившиеся сегодня. Их заказали каллиграфу Казаскеру Иззету Эфенди, заменив старые панно, висящие на опорах. Молитвенные коврики сняли, обнажив мрамор под ними, но мозаика оставалась большей частью заштукатуренной, при этом, здание некоторое время разрушалось. Некоторые каллиграфические панно разбросали по другим мечетям, но восемь медалей осталось, поэтому их все еще можно увидеть сегодня. Миссия ЮНЕСКО в Турции в 1993 году отметила падающую штукатурку, грязные мраморные облицовки, разбитые окна, декоративные картины, поврежденные влагой, включая плохое состояние свинцовой кровли. С тех пор произвели очистку, ремонт кровли и реставрацию; многие недавние посетители обнаружили, что им препятствуют огромные леса, уходящие в купол по центру нефа. Когда и кем был реально построен собор Святой Софии в Стамбуле? Когда и кем на самом деле построен собор Святой Софии в Стамбуле? Собор Святой Софии — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула. Самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Большая мечеть Айя-София — современное официальное название собора. Считается, что собор был, якобы возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом, еще в 6 веке н. Но это не правда! Что посмотреть в соборе Святой Софии в Стамбуле? Собор Святой Софии имеет классический план базилики. Основной план здания представляет собой прямоугольник шириной 70 м, длиной 75 м.

Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью

Известна традиционная нетерпимость ислама, равно как и иудаизма, к священным изображениям, которая в прошлом шла дальше — до запрета всех видов фигуративного искусства, так что талант художника мог реализовываться в неистощимой изобретательности при создании орнаментальных украшений. Современная Турция далеко ушла от былой идиосинкразии по отношению к изображениям: они присутствуют в ее городах и весях на каждом шагу — там до сих пор нет, наверно, города, который не был бы украшен статуей Кемаля Ататюрка, — но в мечетях никаких священных и иных фигуративных изображений, как и встарь, не допускается. С обращением Святой Софии в мечеть на этот счет будут, конечно, приняты решения. Какие именно — пока не ясно. Сделаны, однако, официальные заверения, что режим охраны памятников, предусмотренный Юнеско для объектов «Всемирного наследия», каковым Святая София признана была еще в 1985-м г. Хорошо, если в этом отношении перемена ограничится занавешиванием мозаичных панно на время мусульманской молитвы. Чудовищная перспектива уничтожения софийских мозаик на сей день не просматривается: умеренный исламизм, влиятельный в современной Турции, далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила, Алькаиды или Талибана. Умеренный исламизм далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила Есть мудрая народная поговорка — после драки кулаками не машут.

А вот анализировать причины поражения всегда полезно и уместно ради уроков на будущее. За печальным для нас, христиан, решением, принятым в Турции, видятся, по меньшей мере, два основных фактора. Один лежит в стороне от усилий христианской и культурной общественности предотвратить происшедшее. Его корни — внутри самого турецкого общества, а точнее сказать, в том, как постепенно, шаг за шагом, менялась реакция этого общества на затягивание процесса интеграции Турции в западноевропейское сообщество, говоря более конкретно, — в ЕС. Нечто подобное можно было наблюдать и во взаимоотношениях между западным миром, вчера еще католическим и протестантским, а ныне постхристианским, с другими странами и народами, которые стремились или по-прежнему стремятся войти в эту привилегированную компанию. Иллюзорные надежды сменяются разочарованием. Перипетии этого романа нам хорошо известны, отчасти по собственному опыту, потому что испытаны нашим народом на своей шкуре.

Наглядной иллюстрацией этого процесса служит тривиальный образ заманивания морковкой, до которой не дотянуться. Интегральный Запад, при том, что и там нет недостатка в критически мыслящих людях, убежден в собственном превосходстве над иными цивилизациями и в своей непреодолимой притягательности для остального мира. Но на самом деле у этой притягательности есть предел. Соблазн этот не всем по вкусу.

Дизайн Айя Софии вдохновил великого османского архитектора Мимара Синана. При строительстве мечетей он начал сочетать традиционный план базилики с апсидой, притвором и нефом, с центральным куполом с подвесками, добавляя минареты. Поэтому сегодня силуэт мечетей похож на Софийский собор, но внутри посетителей впечатляет невероятный масштаб сооружения. Внешний притвор В Софийском соборе два притвора: внутренний и внешний. Войдя во внешний притвор, вы увидите мозаичную подпись султана Абдулмеджида. Еще один предмет, на который стоит обратить внимание, — это чаша со змеей. Эту большую мраморную чашу с двумя змеиными мотивами внутри привезли сюда из термального источника Асклепиона, знаменитого больничного комплекса в древнем городе Пергам. Как известно, змея — символ медицины. Во внешнем притворе находится саркофаг императрицы Ирины и религиозные законы, принятые духовным собранием, собравшимся в Святой Софии в 1166 году, оригиналы которых были найдены в 1567 году. Двери Пять дверей, покрытые бронзой возрастом 1500 лет приветствуют вас на пути от внешнего притвора к внутреннему притвору. Изначально их было 7. Из внутреннего притвора в главное помещение ведут 9 дверей. До разграбления во время 4-го крестового похода 1204-1261 гг. Средние известны как Императорские ворота. Отсюда императоры входили в собор Святой Софии. Говорят, что он был сделан из дерева Ноева ковчега. Ореа Порта Orea Porta, что означает «Красивая дверь», — ведет в здание с бокового входа. Изначально она не поместилась, пришлось выкопать землю и установить. Колонны, капители и мрамор Всего 107 колонн: 16 из них в основной части были привезены из храма Артемиды в древнем городе Эфесе, 8 красных — из Гелиополя в Египте, а остальные — из храма Баальбека в Ливане и других частей империи. В интерьере собора Святой Софии стены и пол полностью покрыты мрамором. Желтый мрамор доставили из Сирии, белый — с острова Мраморного, зеленый — из Греции. Пол полностью выложен мрамором, привезенным с острова Мармара. Мозаики собора Святой Софии Мозаика Сретения В конце коридора при входе через Красивые ворота можно увидеть мозаику Сретения, датируемая 8 веком. Её обнаружили во время ремонта, проведенного Фоссати в 1849 году. Мария держит на руках младенца Иисуса, слева от нее — Константин I, основатель города, держащий в руке модель Константинополя, а справа — Юстиниан держит модель Айя Софии, которую нужно подарить Иисусу. Над Красными воротами установлено большое зеркало, чтобы посетители не пропустили мозаику Сретения, покидая здание. Мозаика Богородицы На полукуполе апсиды расположена 5-метровая мозаика. Мария восседает на мягком троне, украшенном драгоценными камнями. На руках у нее ребенок Иисус. Эта мозаика и рядом расположенная с ней мозаика Гавриила во время молитвы закрываются электронной шторкой. Они молятся о прощении человечества. Выражения лица на правой и левой половинах лица Иисуса различны. На фото видно, что половина произведения утеряна. В центре композиции находится изображение Марии с младенцем Иисусом на руках. Между императором и императрицей — Христос. Императрица Зоя, которая три раза выходила замуж, чтобы остаться на троне, каждый раз обновляла на мозаике лицо мужа. Одержимая красотой и молодостью, Зоя трижды просила мастеров омолодить ее портрет. Мозаика Императорских ворот Она, датируемая IX веком, находится на верхней стене Императорских ворот. Посередине расположен Христос, Гавриил — в правом медальоне, а Мария - в левом. Бородатый человек в левом нижнем углу — византийский император Леон. Он женился четыре раза, чтобы родить наследника. За это его отлучили от религии. В то время допускался брак не более 3 раз. Поэтому он на картине извиняется перед Иисусом. Что посмотреть в Айя Софии Ангелы на подвесках На подвесках выгравированы изображения четырех ангелов. Состоящие из головы и шести крыльев, они защищают Божий престол на небесах.

Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном[de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года. В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма. В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана, а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана, которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично». Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним. Архитектурные особенности. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.

Христианам же потребуется хотя бы толика отваги. Как государство мы можем, например, наконец-то поинтересоваться, а с какой стати у нас в Казани, в нашем Казанском кремле, построена огромная мечеть по турецкому, а не по типичному татарскому образу? Нет ли в этом вмешательства в наши внутренние дела? Как государство мы можем предложить принять Святую Софию на свое полное обеспечение; мы можем предложить сами сделать бесплатным вход в нее — вот это была бы благотворительность! И, право, на это ушло бы не больше денег, чем на прощение долгов азиатским государствам. Как государство мы можем объявить Святую Софию своей реликвией, и без упоминания об этом не должен обходиться ни один разговор с Турцией — так же просто и буднично, как солнце встает на востоке, Волга впадает в Каспийское море. Святая София — духовная реликвия России. И тут падает второй тяжеловесный вопрос: зачем нам это делать? Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока. От колыбели. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком. Безусловно, для многих россиян по разным причинам эти слова — пустой звук. Но даже тем, кому неважно прошлое и будущее, важно настоящее. А в настоящем люди без смыслов проигрывают людям со смыслом. В той же Казани — из-за той же мечети Кул-Шариф — недавно затравили радиоведущего Антона Боровикова, который в Инстаграме грубо отозвался о ее внешнем облике и его сходстве с турецкими образцами. Ему угрожали, к нему пришли на работу — ему пришлось удалять запись и извиняться.

Самое интересное в виде мозаики

  • Айя София в Стамбуле, 2024: история, мозаики, фото, как добраться.
  • Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью
  • Айя София в Стамбуле: описание, фото, история, советы по посещению⁠
  • Материалы по теме:

Шедевр за пять лет и десять месяцев

  • Cookie is Disabled in your browser. Please Enable the Cookie to continue.
  • Шедевр за пять лет и десять месяцев
  • Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
  • Краткая история собора Айя-София в Стамбуле
  • Новый статус константинопольской Софии /

Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью

Интерфакс: Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить доклад о мерах, предпринимаемых для сохранения собора Святой Софии в Стамбуле, которому в 2020 году был придан статус мечети, сообщают западные СМИ. При успешном достижении соглашения с турецкими властями о передаче Святой Софии православным, взамен открыть сбор пожертвований в России, для строительства не менее значимой и грандиозной мечети в Стамбуле. Позиция иностранных государств по возвращению собору Святой Софии статуса мечети не может повлиять на решение Анкары, об этом заявил президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган в видеообращении во время открытия моста в провинции Сиирт. Cобор Святой Софии в Стамбуле. А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада.

Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся

Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на Cобор Святой Софии в Стамбуле. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. Собор Святой Софии (Софийский собор) в Стамбуле. 12 фото. Министр юстиции Турции выступил за превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Свое разрешение дал Верховный суд, но Константинопольский патриарх против.

Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз

Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года. Турецкие власти пообещали сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже известно , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится. И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» «Тень птицы», 1907. Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым.

C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов. Да и провести в ней, как раньше, несколько часов с путеводителем, вычитывая, где какие колонны, где сохранились надписи, выцарапанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся. Очень может быть, что вы достоите до конца своей очереди, только чтобы услышать, что через пятнадцать минут вам пора выметаться. Вокруг Софии все всегда останется сложно, и тем сложнее, чем больше разнообразных чувств мы испытываем по ее поводу. В каком-то смысле и сами турки остаются ее заложниками. Это здание не разрушишь, не перенесешь, оно требует сложного ухода, и любой его статус будет символическим проигрышем. София продолжит стоять, о ней продолжат спорить, но одно точно: если вы до всего этого успели обойти Софию, как хотели, и осмотреть, что смогли, — вам очень повезло.

Обсуждение, по информации журналистов, длилось всего 17 минут. Идея о смене статуса собора пришла турецкому президенту Реджепу Тайипу Эрдогану в марте 2019 года. Тогда он впервые предложил переделать собор в мечеть. Станет ли Айя-София мечетью, госсовет Турции объявит в течение 15 дней.

Кое-кто написал о «переменах в главной мечети Турции» и «изменении статуса главной мечети Турции». Кто-то написал о «преобразовании» собора и о том, что он «уже был мечетью, Эрдоган предложил снова превратить его в мечеть». Никто не забыл упомянуть о «благотворительном» характере предложения турецкого президента — ведь можно будет сэкономить аж десять долларов! Разумеется, София не только никогда не была «главной мечетью Турции», но и главную мечеть — уникальный шестиминаретный Султанахмет — построили специально в противовес Святой Софии и прямо напротив нее. А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада. Что же до благотворительности — не надо обманываться. В Стамбуле три тысячи мечетей. Коран в Софии читают, «чтобы знали: это — наше». Вот чтобы конкретно мы с вами знали, потому что католическому миру София безразлична. И не надо тешить себя надеждами, что инициатива Эрдогана — голый пиар и что никто не позволит, никому не надо скандала. Во-первых, пиар Эрдогана — не на пустом месте. Когда в декабре 2017 года я была в Стамбуле, наш турецкий гид, улыбаясь, говорил: пусть с минаретов звучит призыв на молитву, ведь, цитирую, «мусульмане хотят здесь молиться, а христиане не хотят». Притом гид никак не производил впечатления человека повышенной набожности — то есть даже турки более-менее светские способны мыслить таким образом и не затрудняются это высказывать людям иной культуры. Во-вторых, сейчас ничто не позволяет надеяться, что грозный скандал действительно воспоследует — так, разве что вялое шебуршение. Турецкая власть, очевидно, прощупывает и потихоньку готовит почву. И тут мы подходим к двум вопросам, которыми наверняка уже задается пытливый читатель.

Однако позже отказался от этой идеи, заявив, что для начала стоит заполнить все старые мечети Стамбула молящимися людьми. После той речи за 18 лет в Стамбуле построили более 100 мечетей. Приличная их часть пустует. Так что, согласно логике Эрдогана, пока нет нужды переоборудовать собор, добавила Озгюль. Он говорил, что это больше, чем вопрос веры, и что к собору Святой Софии привязаны еще политические и международные вопросы. Так что это принесет больше проблем Турции, чем облегчения и счастья, если ее превратят в мечеть. Единственная причина, по которой Эрдоган поднимает этот вопрос, — это то, что экономика Турции ниже нуля. Никто не может прокормить свои семьи. Он пытается сменить тему разговора в международных и внутренних СМИ. Он не первый раз так делает Джейлан Озгюль По словам политолога, Эрдоган проиграл местные выборы во всех больших городах и знает, что проиграет общие выборы, когда они наступят. Теперь политик пытается заполучить хоть какую-то поддержку со стороны верующих людей, говоря о том, что Софию нужно превратить в мечеть. Когда Россия, Греция и другие страны говорят, что не позволят превращения собора в мечеть, что наложат санкции на Турцию, внутри государства это сразу вызывает отрицательные эмоции», — заявила Озгюль. Иногда святыня находилась в совместном пользовании мусульман и христиан.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий