Новости святая софия в стамбуле

Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества. Собор Святой Софии в Стамбуле является монументальным шедевром архитектуры и символом слоев истории, которые формировали город на протяжении веков.

Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?

Из внутреннего притвора в главное помещение ведут 9 дверей. До разграбления во время 4-го крестового похода 1204-1261 гг. Средние известны как Императорские ворота. Отсюда императоры входили в собор Святой Софии.

Говорят, что он был сделан из дерева Ноева ковчега. Ореа Порта Orea Porta, что означает «Красивая дверь», — ведет в здание с бокового входа. Изначально она не поместилась, пришлось выкопать землю и установить.

Колонны, капители и мрамор Всего 107 колонн: 16 из них в основной части были привезены из храма Артемиды в древнем городе Эфесе, 8 красных — из Гелиополя в Египте, а остальные — из храма Баальбека в Ливане и других частей империи. В интерьере собора Святой Софии стены и пол полностью покрыты мрамором. Желтый мрамор доставили из Сирии, белый — с острова Мраморного, зеленый — из Греции.

Пол полностью выложен мрамором, привезенным с острова Мармара. Мозаики собора Святой Софии Мозаика Сретения В конце коридора при входе через Красивые ворота можно увидеть мозаику Сретения, датируемая 8 веком. Её обнаружили во время ремонта, проведенного Фоссати в 1849 году.

Мария держит на руках младенца Иисуса, слева от нее — Константин I, основатель города, держащий в руке модель Константинополя, а справа — Юстиниан держит модель Айя Софии, которую нужно подарить Иисусу. Над Красными воротами установлено большое зеркало, чтобы посетители не пропустили мозаику Сретения, покидая здание. Мозаика Богородицы На полукуполе апсиды расположена 5-метровая мозаика.

Мария восседает на мягком троне, украшенном драгоценными камнями. На руках у нее ребенок Иисус. Эта мозаика и рядом расположенная с ней мозаика Гавриила во время молитвы закрываются электронной шторкой.

Они молятся о прощении человечества. Выражения лица на правой и левой половинах лица Иисуса различны. На фото видно, что половина произведения утеряна.

В центре композиции находится изображение Марии с младенцем Иисусом на руках. Между императором и императрицей — Христос. Императрица Зоя, которая три раза выходила замуж, чтобы остаться на троне, каждый раз обновляла на мозаике лицо мужа.

Одержимая красотой и молодостью, Зоя трижды просила мастеров омолодить ее портрет. Мозаика Императорских ворот Она, датируемая IX веком, находится на верхней стене Императорских ворот. Посередине расположен Христос, Гавриил — в правом медальоне, а Мария - в левом.

Бородатый человек в левом нижнем углу — византийский император Леон. Он женился четыре раза, чтобы родить наследника. За это его отлучили от религии.

В то время допускался брак не более 3 раз. Поэтому он на картине извиняется перед Иисусом. Что посмотреть в Айя Софии Ангелы на подвесках На подвесках выгравированы изображения четырех ангелов.

Состоящие из головы и шести крыльев, они защищают Божий престол на небесах. Ангелы на востоке сделаны из мозаики, а два ангела на западной стороне повредились в период Восточной Римской империи и их обновили как фрески. В период Османской империи лица этих ангелов были закрыты металлической крышкой.

Их покрывают во время молитв. Кубы Святой Софии Кувшины эллинистического периода, найденные в древнем городе Пергаме. Кубы, изготовленные из моноблочного мрамора, вмещающие в среднем 1250 литров жидкости.

В этих кубках раздавали шербет публике во время праздничных молитв. В остальное время их использовали как фонтан с водой. На самом деле до Махмуда II таких кувшинов было три.

Самый богато украшенный находился в хамаме Куплю в Бергаме. По просьбе короля Франции Махмуд подарил ему куб. В настоящее время его можно увидеть в Лувре в Париже.

А именно: полы все застелили коврами. В итоге пространство визуально стало значительно меньше, потому что раньше мраморные византийские полы отражали свет, то есть все теперь стало совершенно по-другому. Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети. В алтаре была богоматерь с младенцем, теперь там висит похожая на парус тряпочка, которая и закрывает. И был закрыт вход на второй ярус, где в основном и находятся все ключевые византийские мозаики». В чем суть изменений — иностранец, который попадает в Айя-Софию , покупает билет только на второй этаж, который в течение этих четырех лет был закрыт. Таким образом, можно будет наконец-то увидеть эти мозаики и вид на убранство мечети со второго яруса.

И в его цену также заложена колоссальная турецкая инфляция. Второй после Софии Константинопольской главный памятник византийского искусства — Монастырь Хора — также сначала стал мечетью, фрески были замазаны, потом он был отреставрирован и в 1945 году превратился в музей Карийе, а в 2020-м — храм Христа Спасителя монастыря Хора, или, как его называют, «Сикстинская капелла Византии», снова стал мечетью. Однако пока она не действует — все стены в росписях и мозаиках с ликами святых, которые запрещены в исламе. До сих пор разрабатываются визуальные решения, как их закрыть.

Так как сейчас собор Святой Софии — музей, то любой человек — мусульманин, христианин, еврей — может зайти внутрь и помолиться. В своей предвыборной кампании действующий глава страны обещал превратить здание в мечеть.

Однако позже отказался от этой идеи, заявив, что для начала стоит заполнить все старые мечети Стамбула молящимися людьми. После той речи за 18 лет в Стамбуле построили более 100 мечетей. Приличная их часть пустует. Так что, согласно логике Эрдогана, пока нет нужды переоборудовать собор, добавила Озгюль. Он говорил, что это больше, чем вопрос веры, и что к собору Святой Софии привязаны еще политические и международные вопросы. Так что это принесет больше проблем Турции, чем облегчения и счастья, если ее превратят в мечеть.

Единственная причина, по которой Эрдоган поднимает этот вопрос, — это то, что экономика Турции ниже нуля. Никто не может прокормить свои семьи. Он пытается сменить тему разговора в международных и внутренних СМИ. Он не первый раз так делает Джейлан Озгюль По словам политолога, Эрдоган проиграл местные выборы во всех больших городах и знает, что проиграет общие выборы, когда они наступят. Теперь политик пытается заполучить хоть какую-то поддержку со стороны верующих людей, говоря о том, что Софию нужно превратить в мечеть.

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 14 июля 2020, 10:41 В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии Для России важно, чтобы памятник всемирного наследия ЮНЕСКО сохранился и чтобы он был открыт для всех желающих. Изменение статуса собора Святой Софии — личное дело Анкары. Москву удовлетворяет тот факт, что храм будет по-прежнему открыт для туристов, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Путин и Эрдоган обсудили смену статуса собора Святой Софии и возобновление туризма Песков добавил, что собор имеет сакральное значение для православных и других христиан, поэтому в РФ новость о смене его статуса вызвала такой эмоциональный резонанс.

В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии

Собор Святой Софии в Стамбуле Мозаику собора Святой Софии могут скрыть освещением, пишут СМИ. В полуторатысячелетней истории Святой Софии наступил новый рубеж эпохального масштаба. Побывав в Стамбуле и не зайти в Собор Святой Софии просто непростительное упущение! памятник византийского зодчества, который был возведен в 532-537. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. При успешном достижении соглашения с турецкими властями о передаче Святой Софии православным, взамен открыть сбор пожертвований в России, для строительства не менее значимой и грандиозной мечети в Стамбуле.

Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью

Таким образом собор Святой Софии в Стамбуле снова стал мечетью. Сразу после этого Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений, которые начнутся 24 июля. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи[28]. Собор Святой Софии в Стамбуле Мозаику собора Святой Софии могут скрыть освещением, пишут СМИ.

Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть

Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула (ранее Константинополь) в районе Султанахмет. Собор Святой Софии в Стамбуле является монументальным шедевром архитектуры и символом слоев истории, которые формировали город на протяжении веков. Софийский собор, Собор Святой Софии, Агия-София (греч. Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, в настоящее время является музеем и одним из символов города. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить к следующему году отчет о действиях по охране мечети Айя-София в Стамбуле, преобразованной из собора Святой Софии, передает агентство Франс Пресс.

Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть

Особенно беспокоит православных священников судьба мозаик с изображением Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, византийских императоров и императриц. Ведь в исламе изображения запрещены», — отметил глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. Собор Святой Софии в Стамбуле более тысячи лет был крупнейшим в мире православным храмом. После падения Византийской империи и захвата города османами в 1453 году собор был переделан в мечеть.

Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.

Ну а для Эрдогана — символом того, что с Турцией в мире вынуждены считаться, в частности потому, что сказать миру против очередного превращения Софии по букве турецкого закона в общем-то нечего. Два грека — математик Анфимий из Тралл и архитектор Исидор из Милета — придумали грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно покоился на двух полукуполах, что здание, несмотря на гигантский объем, казалось невесомым. Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли. Свидетель описывал , как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога. И подивился этому огромному зданию, так сказав: "Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет". Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока Иерусалим на юго-восток Мекка , пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело 1680 и шведского дипломата Корнелия Лооса 1710 , видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее.

Президент Турции назвал соглашения о поставке С-400 «важнейшим соглашением» в современной истории своей страны. Казалось бы, подобные торговые сделки, никак несовместимы и невообразимы с членами НАТО, но это произошло. Также, по проекту «Росатома» строится самая крупная атомная электростанция в мире «Аккую». Турция благодаря России присоединилась к клубу стран с атомной энергетикой и стала обладательницей технологий мирного атома. Готовится операция по продаже - закупки газа в Европу, через предложенный Россией проект газового хаба в Турции. Страна становится серьезным и крупнейшим газовым транспортным узлом для Европы вместо Германии. Пути Господни неисповедимы, что невозможно было произойти веками, более 500 лет, может произойти на наших глазах. Это возвращение храма Святой Софии в лоно всего православного христианского мира. Религиозная значимость: возвращение храма для православных христиан Константинопольский храм Святой Софии имеет огромное значение для православных христиан, так как он был одним из самых важных центров религиозной жизни до того, как был отнят у православной церкви. Возвращение этого храма станет символом возрождения духовной связи всех православных во всем мире. Для православных христиан Константинопольский храм является центральной святыней и знаком прочной связи с Богом. Многочисленные верующие будут приезжать в Стамбул Константинополь со всех концов мира, чтобы получить духовное развитие и внутренний подъем в этом уникальном храме. Возвращение Константинопольского храма Святой Софии для православных верующих будет означать не только возрождение религиозной жизни, но и позволит сохранить и восстановить культурное наследие христианства.

Айя София в Стамбуле: описание, фото, история, советы по посещению⁠

Святая София. Собор Святой Софии в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света». Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Собор Святой Софии был основан 27 декабря 537 года. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году храм был переделан в мечеть, но с 1934 года объект по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стал. В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. В середине июля музей сменил свой статус и стал мечетью, однако туристы по-прежнему могут попасть внутрь, причем совершенно бесплатно.

Айя София в Стамбуле: описание, фото, история, советы по посещению⁠

На протяжении веков в здание было внесено несколько дополнений и реконструкций, в том числе добавлены минареты и удалена часть христианского убранства. Одна из самых поразительных особенностей архитектуры Святой Софии — массивный купол. Высота купола составляет 56 метров, а диаметр - 32 метра. Его поддерживают четыре опоры и 40 ребер, которые придают куполу уникальную форму. Первоначально купол был покрыт золотой мозаикой, которая позже была заменена исламской каллиграфией, когда здание было перестроено в мечеть. Интерьер собора Святой Софии Собор Святой Софии имеет потрясающий интерьер, который объединяет предметы христианского убранства и исламских традиций. При входе в Айя-Софию сразу же поражает массивный купол, который словно парит над головой. Он украшен прекрасными мозаиками и фресками, на которых изображены сцены из Библии и жизни Христа. Стены собора Святой Софии также украшены сложными мозаиками и фресками, на которых изображены Дева Мария и различные святые. Мозаики сделаны из крошечных кусочков стекла и сусального золота и являются свидетельством невероятного мастерства и искусности византийских мастеров.

Мозаики и фрески собора, несмотря на прошедшие столетия, невероятно детализированы. Цвета по-прежнему яркие, а сохранность их позволяет увидеть даже мелкие детали. Одной из самых впечатляющих особенностей интерьера Айя-Софии является мраморный пол. Он выполнен из более чем 30 различных видов мрамора и является потрясающим примером византийской архитектуры. Узоры и рисунки на полу замысловаты и красивы настолько, что можно часами любоваться ими.

Их покрывают во время молитв. Кубы Святой Софии Кувшины эллинистического периода, найденные в древнем городе Пергаме. Кубы, изготовленные из моноблочного мрамора, вмещающие в среднем 1250 литров жидкости. В этих кубках раздавали шербет публике во время праздничных молитв. В остальное время их использовали как фонтан с водой. На самом деле до Махмуда II таких кувшинов было три. Самый богато украшенный находился в хамаме Куплю в Бергаме. По просьбе короля Франции Махмуд подарил ему куб. В настоящее время его можно увидеть в Лувре в Париже. Омфалион Омфалион означает «центр, пуп мира». Это место, где короновались императоры в период Восточной Римской империи. Круги представляют Иисуса и 12 апостолов. Во время церемонии коронации император стоит посередине, а духовенство выстраивается кругами вокруг него. Хызыр Макам Это точка, выгравированная на мраморе прямо под куполом. В настоящее время покрыт ковром. Колонна желаний Колонна плача На северо-западной стороне здания — колонна желаний. В отверстии посередине столба находится влажное место, будто слезы Марии. Говорят, если приложить палец к больному месту боль проходит. Также можно загадать желание. Крестильная чаша При выходе из храма во двор находится комната баптистерия. Крестильная чаша баптистерия, превращенная в мавзолей после смерти султана Мустафы I в 1639 году, была обнаружена при раскопках в саду Святой Софии в 1943 году и возвращена на прежнее место. Что посмотреть в верхних галереях На верхний этаж можно попасть из основного помещения по пандусу. В правой галерее находится ложа императрицы, мозаика Деисиды, мраморная дверь, письменность викингов, надгробие Хенрикуса Дандоло на земле, наклонные колонны, мозаика Зои и мозаика Комменоса. В левой галерее — мозаика «Император Александр» и трап. Ложа императрицы Императрицы наблюдали за церемонией коронации из царской ложи в южном нефе верхнего этажа. От нее остались небольшие колонны с мраморными главами и круглый зеленый камень-порфир, указывающий место, где был установлен трон императрицы. Мраморная дверь Публике не разрешалось проходить через мраморную дверь на верхнем этаже. Она вела в отсек, где заседали чиновники Патриархии. Говорят, что одна сторона двери символизирует рай, а другая — ад. Письмо Викинга В византийский период викинги по рекам добирались до Черного моря, а оттуда в Константинополь. Они служили наемниками императорам. В южной галерее на верхнем этаже, на мраморных перилах, алфавитом руни выгравировано имя солдата по имени Хальвдан. Надгробие Хенрикуса Дандоло Те, кто читал роман Дэна Брауна «Инферно», помнят, что Хенрикус Дандоло, венецианский дож, возглавивший 4-й крестовый поход 1204—1261 гг. Позже его могилу вскрыли византийцы, а кости Дандоло выбросили в море. Символическое надгробие Хенрикуса Дандоло расположено в верхней галерее. Наклонные колонны Вы заметите, что некоторые колонны галереи верхнего этажа наклонены, как Пизанская башня. Это колонны, которые изгибаются из-за давления, создаваемого куполом. Разделы, добавленные после того, как стала мечетью Михраб и минбар Михраб, представляющий собой полое и углубленное место посередине стены, перед которым прихожане стоят во время совершения молитвы, датируется XIX веком. По обеим сторонам великолепного алтаря, украшенного позолотой, стоят большие масляные лампы, которые привезли из церкви в Венгрии во времена правления Сулеймана Великолепного. На правой стене михраба висят каллиграфические произведения османских султанов, а на левой — работы выдающихся каллиграфов того периода. Здесь имам произносит свои проповеди и возглавляет молитвы. Он был построен султаном Мурадом III. Ложа муэдзина Напротив минбара, находится строение, построенное в классическом османском стиле. Как и михраб, он также обращен к Каабе в Мекке. Муэдзин стоит на вершине этой ложи во время молитвы. Ложа султана Слева, в северо-восточной угловой нише — строение, поднятое на стройные колонны.

Мозаики Софии: что с ними будет? Софийский собор гармонично сочетает в себе две формы монументального искусства - мозаику и фрески. Около 260 квадратных метров мозаики украшают основные части интерьера, то есть центральный купол и алтарь. Стены пяти проходов и обеих башен покрыты 3000 квадратных метров фресок, относящихся к XI веку. Мозаики Софии Мозаики Софии Ряд мозаик Софийского собора считаются шедеврами и служат наследием византийского искусства. Мотивами, использованными при создании мозаики, были в основном имперские портреты и изображения Христа. Апсида собора Одна из таких великолепных мозаик - мозаика апсиды, выполненная в IX веке, которая украшает купол за алтарем. Это изображение Девы Марии, сидящей на троне без спинки, с младенцем Иисусом на коленях. Ее сопровождает сверкающий золотой фон, который выбран намеренно для создания сильного контраста с темным цветом одеяния Марии. Иисус Пантакратор Другой шедевр - мозаика «Пантакратор». Это фигура Иисуса, расположенная на вершине Императорских ворот. Ее символика такова: Иисус благословляет мир правой рукой и несет Священные Писания в левой руке. Я - Божественный Свет». Христос Деисус Всемирно известная мозаика «Деисус», которая считается началом возрождения в византийском искусстве, расположена на западной стене северной галереи собора Святой Софии. Иоанн Креститель изображен с правой стороны, а Дева Мария - с левой стороны от Иисуса.

Чтобы избежать казни, архитекторы разработали новый проект, включающий в себя создание боковых залов с полукуполами, укрепленными с внешней стороны ребрами жесткости, которые и остановили разрушение. Хотя во время землетрясений, произошедших вскоре после строительства, купол все-таки не удержался и рухнул. Его перестраивал армянский архитектор Трдат, создатель Анийского собора. Он его сделал намного выше, применив особенную ребристую кладку. Именно этот купол, имеющий внушительные размеры диаметр 31 м, высота 55,6 м , простоял почти 900 лет. Христианская святыня во времена Византийской империи До наших дней сохранились христианские мозаики, созданные византийскими мастерами Hagia Sophia, Стамбул. Христианские мозаики собора Святой Софии Стамбул, Турция. На протяжении почти 900 лет собор Святой Софии оставался одним из самых величественных религиозных объектов Византии. Сменявшие друг друга императоры придавали храму новые черты, добавляя и изменяя ее внутренний и внешний облик. Больше всего преобразовывались мозаики, на которых изображены византийские императоры, Святые, Дева Мария и Христос. Самым большим толчком к изменениям, причем в худшую сторону, послужил раскол на Восточную Православную церковь и Римско-католическую. Из-за раскола церкви в храме 60 лет проводились католические богослужения Собор Святой Софии, Стамбул. После раскола Восток был охвачен крестовыми походами, организованными Римско-Католической церковью, что в 1204 г. В этот период произошла смена власти, была создана Латинская империя и назначен католический патриарх. С этого времени Святая София была превращена в католический собор, со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, особо ценные предметы уже и так были увезены крестоносцами на Запад. Несмотря на то, что Византия смогла вернуть свои земли, былое величие храм так и не вернул, империя уже угасала, и не могла тратить колоссальные средства на его восстановление. Хотя православная церковь все же вернулась в стены Софийского собора. В мае 1453 г. Вскоре город и последняя жемчужина старой византийской империи были захвачены армией султана Мехмеда II. Во время вторжения и без того старое здание подверглось еще большему разрушению и разграблению.

Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии

Мустафа Кемаль Ататюрк. Фото: Legion-media. В нем участвовали сотни профессиональных мастеров и огромное количество разнорабочих. Основание представляет собой прямоугольник 68 м в ширину и 75 м в длину. Высота здания - 55,6 м с центральным куполом диаметром 31 м. У основания купола сделано 40 больших арочных окон. Благодаря этому создается ощущение, что купол парит в воздухе.

Сохранилось изображение Богоматери с младенцем Иисусом, которое находится на подпружной арке храма с западной стороны. По сторонам Богоматери два апостола - Петр и Павел. Службы в храме поражали своим размахом. В нем служили несколько сотен священников.

Турецкие власти пообещали сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже известно , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда.

Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится. И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» «Тень птицы», 1907. Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов. Да и провести в ней, как раньше, несколько часов с путеводителем, вычитывая, где какие колонны, где сохранились надписи, выцарапанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся.

Очень может быть, что вы достоите до конца своей очереди, только чтобы услышать, что через пятнадцать минут вам пора выметаться. Вокруг Софии все всегда останется сложно, и тем сложнее, чем больше разнообразных чувств мы испытываем по ее поводу. В каком-то смысле и сами турки остаются ее заложниками. Это здание не разрушишь, не перенесешь, оно требует сложного ухода, и любой его статус будет символическим проигрышем. София продолжит стоять, о ней продолжат спорить, но одно точно: если вы до всего этого успели обойти Софию, как хотели, и осмотреть, что смогли, — вам очень повезло. Новые времена и новые правила не закроют нам доступ к Святой Софии, но наверняка закроют возможность видеть ее такой, какой нам хочется.

Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить , и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда. Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией. Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. Такого больше не будет. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории.

В РПЦ заявили , что надеются «на государственную мудрость» Эрдогана: «да поможет ему Бог принять правильное решение не во вред себе самому, турецкому народу и всему человечеству. София — поистине драгоценное достояние всего мира и уж точно — неотъемлемая часть нашей с вами истории и культуры». Особенно беспокоит православных священников судьба мозаик с изображением Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, византийских императоров и императриц. Ведь в исламе изображения запрещены», — отметил глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий