Новости война в ираке 1991

Война в Персидском заливе — вооруженная кампания 1990–1991 годов, которую вела военная коалиция из 35 стран в ответ на вторжение Ирака в вляемые Соединенными Штатами усилия коалиции против Ирака проводились в два ключевых этапа. — Исторический итог американской военной агрессии против Ирака — окончательное превращение нашей страны в «failed state» (несостоявшееся государство).

Война в Персидском заливе (1990-91 гг.)

28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. 3 марта 1991 года иракские военные и руководство многонациональных сил подписали на авиабазе Сафван (Ирак) документы, регулирующие режим прекращения огня. В 1991 году на митингах в Москве демократически настроенные демонстранты окрестили Горбачёва «Михаилом Сергеевичем Хусейном», подразумевая слишком авторитарный, на их взгляд, стиль правления президента СССР. В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов.

Разрушение иракской инфраструктуры в ходе войны в Персидском заливе

Война в Персидском заливе — история вооруженного конфликта, причиной которого послужило вторжение вооруженных сил Ирака на территорию Кувейта в 1990-м. 28 февраля 1991 г.) была война, которую вели коалиционные силы из 35 стран во главе с США против Ирак в ответ на иракские вторжение и аннексия Кувейта возникающие в результате споров о ценах на нефть и добычи. Америка не жалела Ирак ни в 1991-м, ни в 2003-м годах, поэтому наносила массированные удары там, где этого требовала военная, а не политическая необходимость. Война между Ираном и Ираком, которая началась 40 лет назад и продолжалась долгие восемь лет (с 1980 по 1988), стала самым кровопролитным конфликтом второй половины XX века.

Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака

Многие изгнанные иракские диссиденты, в том числе тысячи боевиков базирующихся в Иране бригад Бадра , пересекли границы и присоединились к восстанию. ВСИРИ сосредоточила свои усилия на шиитских священных городах Наджаф и Кербела, оттолкнув многих людей, которые не поддерживали их шиитскую исламистскую повестку и проиранские лозунги, за что ВСИРИ позже подверглась критике со стороны партии Дава. В ряды бунтовщиков по всему региону входили мятежные суннитские военнослужащие, коммунисты Иракской коммунистической партии ИКП , арабские националисты, выступающие против Саддама, и даже недовольные баасисты. К несчастью для них, все различные революционные группы, ополчения и партии были едины только в своём стремлении к смене режима, поскольку у них не было общей политической или военной программы, не было единого руководства, и между ними было очень мало координации [18]. Восстания на Севере[ править править код ] Вскоре после этого в населённом курдами северном Ираке вспыхнула ещё одна волна мятежей. В отличие от спонтанного восстания на Юге, восстание на Севере было организовано двумя соперничающими курдскими партийными формированиями: в первую очередь Патриотическим союзом Курдистана ПСК и в меньшей степени Демократической партией Курдистана ДПК. Кроме того, Ассирийское демократическое движение АДМ служило основной ассирийской оппозиционной группой, хотя эта группа была более активной в 1980-х годах.

АДМ сообщило, что правительство переселило тысячи ассирийцев в Киркуке , так как до 1991 года в городе насчитывалось около 30 000 человек [20]. На севере дезертирство набранных правительством курдских ополченцев, известных как джаш , придало значительную силу восстанию. Восстание на севере Иракский Курдистан вспыхнуло 5 марта в городе Рания. В течение десяти дней курдские националистические Пешмерга , исламистские Исламское движение Курдистана и коммунистические Коммунистическая партия Иракского Курдистана ; Рабочая партия Курдистана также была в некоторой степени активна повстанцы, к которым присоединились десятки тысяч дезертировавших ополченцев и дезертиров из армии по сообщениям, их было более 50 000 по всему региону [18] , взяли под контроль все города на севере, кроме Киркука который в конечном итоге был взят ими 20 марта и Мосула. Целые подразделения сдавались без особого или какого-либо сопротивления, включая всю 24-ю дивизию, которая не выпустила ни одной пули [18]. В Сулеймании повстанцы осадили и захватили региональную штаб-квартиру Управления общей безопасности спустя годы здание, известное как Амна Сурака или «Красная охрана» на курдском языке, стало музеем преступлений режима Саддама Хусейна [21] [22].

В пылу кровавой мести они убили несколько сотен захваченных чиновников и сотрудников службы безопасности баасистов без суда и следствия; по сообщениям, более 900 [18] сотрудников службы безопасности были убиты в Сулеймании. Они также захватили огромное количество правительственных документов, связанных с печально известной программой Анфаль , в ходе которой правительственные войска систематически убивали десятки тысяч иракских курдов и представителей других этнических меньшинств тремя годами ранее, в 1988 году; 14 тонн этих документов были получены Human Rights Watch [23]. В отличие от юга, курдскому восстанию предшествовали демонстрации с чёткими политическими лозунгами: «демократия для Ирака» и «автономия для Курдистана». После взятия Мосула Джаляль Талабани предложил выступить маршем на столицу Багдад [18]. Контрнаступление правительственных сил[ править править код ] 7 марта, в попытке утихомирить восстания, Саддам Хусейн предложил лидерам шиитов и курдов доли в центральном правительстве в обмен на лояльность, но противостоящие группы отвергли это предложение [24]. В разгар восстания правительство потеряло эффективный контроль над 14 из 18 провинций Ирака [17].

Однако жители Багдада оставались в значительной степени пассивными, поскольку партия Дава, Коммунистическая партия, и все просирийские отколовшиеся члены партии Баас не смогли устроить подпольную организацию в столице [18]. В обширных трущобах Саддама-Сити , населённых шиитами, произошли лишь ограниченные беспорядки, в то время как остальная часть Багдада оставалась спокойной. Вскоре силы правительства перегруппировались и перешли в наступление, чтобы вернуть контроль над городами. Им помог тот факт, что примерно половине танков элитной и надежной Республиканской гвардии удалось избежать из провозглашенной Саддамом «матери всех сражений» [25] в Кувейте и что подразделения штаба гвардии также пережили войну. Кроме того, соглашение о прекращении огня в Персидском заливе от 3 марта запрещало иракским военным использовать самолёты над страной, но не запрещало им летать на вертолётах, поскольку большинство мостов было разрушено [26]. Это произошло потому, что генерал Норман Шварцкопф удовлетворил просьбу иракского генерала о полётах на вертолётах, в том числе вооружённых боевых вертолётах, для перевозки правительственных чиновников из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, действуя без указаний Пентагона или Белого дома ; почти сразу же иракцы начали использовать боевые вертолёты для подавления восстаний [27].

У превосходящих по вооружению повстанцев было мало тяжёлого вооружения и мало ракет класса «земля-воздух», что делало их почти беззащитными против боевых вертолётов и беспорядочных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстания мощным ударом. По данным Human Rights Watch , «в своих попытках вернуть города и после укрепления контроля лоялисты убили тысячи тех, кто противостоит им, будь то повстанцы или гражданские лица, открыв беспорядочный огонь по мятежным районам; казнили их на улицах, в домах и больницах; задерживали подозреваемых, особенно молодых людей, во время обысков по домам, арестовывали их с предъявлением обвинений или без предъявления обвинений или массово расстреливали; и использовали вертолёты для нападения на тех, кто пытается бежать из городов» [28].

Уже через шесть часов после начала бомбардировок Саддам Хусейн выступил с обращением к нации, в котором попытался разыграть антиеврейскую карту, обвинив в происходящем "международные сионистские организации".

После этого Ирак начал обстрел территории Израиля ракетами "Скад" ракеты эти наделали среди израильтян больше паники, чем причинили реального вреда. Тем самым Хусейн хотел привлечь на свою сторону арабский мир, смотревший на его действия в ту пору весьма неодобрительно. Кроме того, Саддам решил поразить врага, так сказать, экологическим оружием: он распорядился сливать нефть из кувейтских скважин в Персидский залив и поджечь несколько месторождений.

В целом он продолжал уповать на мощь своей армии, справедливо считавшейся тогда как и сегодня одной из самых мощных и боеспособных на Ближнем Востоке. Ирак к тому времени накопил немалое количество современных вооружений, а его военные инженеры, к примеру, славились своим умением возводить оборонительные сооружения. Однако МНС не спешили бросать в бой наземные войска.

Продолжительные бомбардировки Ирака и иракских позиций в Кувейте, с применением всех новейших разработок военной техники, длились 39 дней. Лишь 24 февраля, после того как военная инфраструктура Ирака была в целом сломлена, генерал Шварцкопф решил двинуть в бой сухопутные силы. При этом обе стороны развернули широкую кампанию по дезинформации противника.

Так, десантное соединение МНС своими демонстративными действиями вынудило Багдад поверить в неизбежность морской десантной операции на побережье Кувейта, в результате чего иракцы стянули в противодесантную оборону до пяти дивизий своих войск, значительно облегчив этим наступление 1-й и 2-й экспедиционных дивизий морской пехоты США на другом направлении. В свою очередь Хусейн не упускал случая обмануть противника. Еще до начала боевых действий Ирак закупил у туринской компании МВМ множество макетов танков, боевых самолетов, ракетных установок, мостов, оборонительных сооружений и химических заводов из синтетических материалов, снабженных электронными устройствами и даже излучавших тепло.

Эти ложные цели не могли опознать даже американские космические спутники. Тем не менее судьба иракской армии была решена всего за четыре дня наземных боев. Поражение, которое потерпел Саддам в этой войне, было сокрушительным.

К началу марта Кувейт был полностью освобожден, а Саддам надолго - как казалось тогда - отучен от намерения проводить агрессивную политику в отношении своих соседей.

Иракское руководство проигнорировало эту резолюцию. Совет Безопасности ООН продолжал регулярно возвращаться к кувейтскому кризису и принимать резолюции в общей сложности к концу года таковых было вынесено 12. На Ирак был наложен ряд санкций, введена морская блокада. В ответ на это в Ираке были задержаны граждане тех стран, которые приняли участие в санкциях. Эти люди оказались фактически на положении заложников и использовались Ираком для политического манипулирования.

В стране бесплатное образование и здравоохранение, фиксированные цены на основные товары в специальных государственных магазинах и, соответственно, дефицит этих товаров - в общем, для советского человека обстановка вполне привычная. Конечно же, чувствовалось, что иракский народ весьма религиозен, но, как мне показалось, без фанатизма, нетерпимости и каких-либо экстремистских проявлений. Единственное, что напоминало наш 37-й год, - очевидный культ личности Саддама Хусейна.

Впрочем, к его многочисленным и повсеместно установленным портретам мы скоро привыкли, как к деталям ландшафта. Война "по просьбе трудящихся" Тем временем на политическом горизонте сгущались тучи. На Всеарабском саммите в июле 1990 года Саддам предложил соседнему Кувейту объединиться с Ираком. Шейхи прозападного и сверхбогатого Кувейта, естественно, с негодованием отказались. После этого началась интенсивная подготовка к оккупации Кувейта. Мимо нас по дороге, ведущей на юго-запад, днем и ночью бесконечной вереницей пошли груженые армейские грузовики, бронетанковая техника на платформах, военные самолеты в разобранном виде в закрытых контейнерах. Официальной версией была "передислокация войск перед предстоящими масштабными учениями". На рассвете 2 августа Ирак вторгся в Кувейт, за пару дней его полностью оккупировал, создал марионеточное правительство и "по просьбе трудящихся"... Богатые кувейтские города с фешенебельными отелями и роскошными магазинами были отданы на разграбление солдатам.

Недалеко от нашего поселка очень быстро образовался "блошиный рынок", где продавались кувейтские "трофеи": электроника, бытовая техника, мебель, одежда, обувь, часы, драгоценности. Подобные "толкучки" возникли в Ираке повсеместно. Под охраной и обороной Появились изменения и в нашей жизни и работе. Советское правительство устами министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе очень оперативно и очень жестко осудило акт вооруженной агрессии против Кувейта. Это было довольно неожиданное заявление от "стратегического партнера", и в Ираке его восприняли крайне болезненно - как предательство со стороны дружественной страны.

Военные преступления США. Шок и трепет "Иракской свободы"

​Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху».
​Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака (это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения) и системы государственного и военного управления страной.
52. Ирак, 1990–1991 БОЙНЯ В ПУСТЫНЕ 28 февраля 1991 года завершилась Война в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение Кувейта.
Двадцать лет позора: как США под фальшивым предлогом напали на Ирак - МК Военная операция сил США и Европы против Ирака началась 17 января 1991 г. №Около 3.00 ночи 17 января силы коалиции нанесли серию мощных авиационных и ракетных ударов по ключевым объектам иракской военной и экономической инфраструктуры.

Ветеран войны в Ираке утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу - News.ru

Лидер Ирака Саддам Хусейн приказал сбросить в Персидский залив 816 000 тонн нефти, а некоторое время спустя отдал распоряжение поджечь нефтяные скважины в Кувейте. Как нефть стала оружием, разбираемся. Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам. «Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш. Вторжение США в Ирак в 2003 году по своему масштабу, ходу и результату до настоящего времени остается образцом блестяще проведенной крупной военной операции. Ветеран войны в Ираке Джим Браун утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу, передает агентство со ссылкой на

Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq

Хусейна были неясными. Некоторые западные аналитики предполагали, что он решится на вторжение в Саудовскую Аравию, располагавшую недостаточной армией для отражения вторжения. Установление контроля над двумя странами, обладающими запасами нефти, позволило бы Ираку влиять на мировой рынок. Операция по обеспечению безопасности получила название «Щит пустыни». Она давала Ираку полтора месяца для прекращения оккупации Кувейта. В противном случае государства-члены ООН уполномочиваются «использовать необходимые средства, чтобы поддержать и выполнить соответствующие резолюции и восстановить мир и безопасность в регионе». Это означало, что ООН предоставил сформировавшейся коалиции Многонациональных Сил право на осуществление военной операции по освобождению Кувейта. Ирак отверг ультиматум 30 ноября.

Ирак ответил обстрелами Саудовской Аравии и Израиля не участвовавшего в войне баллистическими ракетами и акциями «экологического терроризма» — сливами нефти в Персидский залив. Операция «Меч Пустыни» 24 февраля — 28 февраля 1991 года проходила наземная операция, приведшая к освобождению Кувейта и восстановлению статуса независимого государства.

В ходе операции серьезно пострадала инфраструктура страны, было разрушено большое число промышленных и нефтедобывающих предприятий. По заявлениям руководства многонациональных сил, их потери составили около 340 человек, из них 293 — американские военнослужащие в том числе 145 человек — небоевые потери. Потери авиации стран коалиции составили 52 самолета и 23 вертолета. Невыученные уроки Казалось бы, это была идеальная операция с идеальными целями — освобождение оккупированной агрессором страны при минимальных потерях.

Однако ее последствия оказались не столь удачными. У многих военных специалистов вопросы начались еще в ходе финальной фазы операции. Согласно воспоминаниям саудовского командующего генерала Халеда бен Султана бен Абдель Азиза Аль Сауда, он был изрядно озадачен, когда на вторые сутки наземного наступления его американский коллега генерал Норман Шварцкопф командующий американскими и европейскими подразделениями вдруг заявил, что "может скоро получить приказ от президента Джорджа Буша-старшего о прекращении военных действий". По воспоминаниям Посувалюка, в январе 1992 года по случаю годовщины начала войны в Багдаде была организована масштабная пропагандистская кампания по поводу "победы" в войне, легендарного героизма армии и народа, беспримерного полководческого таланта Хусейна. Сам иракский лидер заявлял, что "Ирак не просил прекращения огня", это, дескать, силы коалиции сами попросили об этом. Разочарована была и та часть иракского общества, которая была настроена против Хусейна.

Они надеялись, что разгром иракской армии приведет к падению режима. Помимо этого, сохранение нестабильности в Ираке позволяло оставить в районе Персидского залива крупный военный контингент. Кроме того, на тот момент Вашингтон еще вряд ли бы решился действовать в обход резолюции СБ ООН, которая одобряла освобождение Кувейта, но не свержение режима.

Поскольку речь шла о нефтеносном районе, убытки оказывались существенными. В Кувейте оставляли эти претензии без внимания. Находились и другие причины, заставлявшие амбициозного Саддама Хусейна задумываться о войне. Саддам стремился выдвинуться в лидеры общеарабского масштаба, затмить Саудовскую Аравию и потеснить иранцев. Но из войны с ними, продолжавшейся с 1980 по 1988 год, вышел с огромными долгами. Да вдобавок Эр-Рияд не спешил предоставлять ему кредиты, которые ранее обещал. Хусейну казалось, что он спас весь Ближний Восток от Ирана, и в ответ на это сделанные им долги должны быть как минимум прощены, а саудовцам еще и стоило бы наводнить его страну инвестициями из чувства благодарности. Но эти надежды не оправдались. Тогда Хусейну и пришло в голову выйти из положения, взяв себе Кувейт. Саддам исходил из того, что геополитическая ситуация идеальна для интервенции. Холодная война подходила к концу, Советский Союз вступил в полосу упадка, а Европа была слишком занята революциями 1989 года, свергшими коммунистов на востоке Старого Света. Что касается США, то Саддаму казалось, что спустя всего 15 лет после неудачной войны во Вьетнаме у американцев нет никакого желания ввязываться в еще один военный конфликт в отдаленной от себя части света", — рассказал ТАСС профессор Южного университета в штате Джорджия Уильям Эллиссон. В действиях Хусейна исследователь видит "тяжелейший геостратегический просчет": "Саддам всерьез рассчитывал, что дело ограничится ничего не значащими протестами со стороны ООН. И никому не придет в голову изгонять иракские оккупационные силы из Кувейта. И даже более того: надеялся, что вторжение заставит саудовцев гораздо больше уважать Ирак. Ничего из этого не оправдалось". В июле 1990-го состоялись последние переговоры между Ираком и Кувейтом об урегулировании финансовых претензий. Багдад настаивал, что соседи вышли за рамки квоты на добычу нефти, установленной ОПЕК, и провоцируют снижение цен. Разгневанный такой незначительной суммой, Хусейн решил прибегнуть к силе: вышел из переговоров и приказал готовиться к войне. Идем на Восток? Если в Багдаде полагали, что воевать за Кувейт не в интересах американцев, то не приняли в расчет дебаты о военном бюджете, разворачивавшиеся в Конгрессе. Холодная война шла к своему завершению, и оппозиция потребовала от президента Джорджа Буша-старшего снизить военные расходы. Глава государства призывал не торопиться, но убедить оппонентов в своей правоте не смог. В марте 1990 года подкомитет Сената по вооруженным силам проголосовал за то, чтобы сократить численность военных кардинально: в три раза больше, чем предлагали в Белом доме. Намечалось столкновение: Буш с одной стороны, верхняя палата — с другой.

Когда итальянский репортер-ветеран Маурицио Торреалты обратился за подтверждением этой информации в Пентагон, его первым делом спросили о точной дате взрыва, а затем ответили, что армия США в ходе того конфликта использовала только обычные вооружения, а в качестве возможного объяснения подземного толчка сообщили, что в тот день на данную зону была сброшена кассетная бомба Blue 82, известная как "мать всех бомб". Телекомпания RAI, показавшая в среду 20-минутный репортаж, объяснила, что решила выпустить его в эфир, потому что "нет подтверждений подлинности этого обвинения, но нет и опровержений", и необходимо, чтобы такое серьезное обвинение было "изучено международными организациями с должной прозрачностью". В расследовании журналиста содержатся данные об увеличении случаев заболевания раком и опухолями в Басре: по словам руководителя онкологического отделения больницы Басры доктора Джавада аль-Али, в 1989 году было зафиксировано всего 32 случая заболевания раком в год, а в 2002 - более 600. В репортаже показаны фотографии жертв злокачественных опухолей, а Д. Война в Персидском заливе 17 января - 28 февраля 1991 - война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта.

Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года

Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц. Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение. Вторжение иракских войск в Кувейт. Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено. Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака. Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия».

Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии. В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать. Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам. Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи. Разумеется, свою роль играла и давняя проблема Ирака: узость полосы выхода к Персидскому заливу с единственным портом Умм-Каср , доставшейся ему при реорганизации западными державами пост-Османского пространства.

Было естественно ожидать, что после ирано-иракской войны, обладая, по общему мнению, сильнейшей армией в регионе, Ирак будет как-то пытаться использовать ее для исправления того, что считал «исторической несправедливостью». Саддам Хусейн, как опытный политик он все же решил прозондировать возможную реакцию США. Такой зондаж и состоялся 25 июля 1990 года во время встречи посла США Глэспи с Саддамом Хусейном, в ходе которой, когда речь зашла о концентрации иракских войск на границе с Кувейтом, был получен ответ Глэспи: «Нам особенно нечего сказать по поводу арабо-арабских разногласий, таких, как ваши разногласия с Кувейтом по вопросу границ». Келли заявил: «Мы не имеем отношений, основывающихся на договорах по обороне ни с одним из государств Залива. Исторически мы воздерживались занимать позицию по пограничным спорам или разногласиям внутри ОПЕК.

Все это очень напоминает предысторию корейской войны 1950-53 года, когда США фактически подталкивали оба корейских государства к вооруженному конфликту. Теперь нечто подобное происходило в Персидском заливе. Совет Безопасности ООН ввел в отношении Ирака экономические санкции и принял серию резолюций, осуждавших действия Багдада. В ноябре 1990 года дипломатические усилия по урегулированию кризиса окончательно провалились. ООН установила срок, в который Ирак должен был уйти из Кувейта, и дала добро на принятие «любых необходимых мер», которые способствовали бы выполнению требований мирового сообщества.

То, что целью США было вовсе не урегулирование конфликта, уже в начале 1991 года было совершенно очевидно. Об этом говорили как практическое их неучастие во всех попытках найти мирное решение, так и, в особенности, армада, направленная в зону Залива - самая крупная со времен войны во Вьетнаме. А это могло означать одно: что грядущую операцию США и их союзники изначально моделировали как призванную решать глобальные проблемы, как это было и во Вьетнаме. С той лишь разницей, что если тогда речь шла о противостояний «мировому коммунизму» и СССР как его персонификации, то теперь, ввиду явного ухода СССР и России с арены мировой истории как соперничающего центра силы, на передний план выдвигалась иная задача: овладения высвобождающимися сферами влияния а там и - поэтапно - частями самого советского наследства. Позже, в дни Косовского кризиса, это отчетливо сформулирует госсекретарь США Мадлен Олбрайт, открыто заявив, что США «хотели бы управлять последствиями распада советской империи».

А также - придания новых функций международным организациям, прежде всего ООН и СБ, с целью превращения их во вспомогательные инструменты регулирования, в желаемом направлении, энергоресурсных потоков и обслуживания глобальных проектов США, возникающих в новых условиях. К 17 января 1991 года американская группировка в зоне Залива насчитывала 441 тысячу человек, более 2930 танков, около 1950 орудий и реактивных систем залпового огня, более 1700 современных боевых самолетов и 94 боевых корабля, включая 6 многоцелевых авианосцев. Впервые в реальных боевых условиях были применены крылатые ракеты. Их запускали стоявшие в Персидском заливе американские корабли. Видеокадры, снятые камерами, установленными на головках ракет, направлявшихся к своим целям, обошли телеэкраны всего мира.

Экипажи истребителей, бомбардировщиков, боевых вертолетов США, Великобритании и Садовской Аравии получили задания на уничтожение сотен целей. В их числе были военные штабы и аэродромы, мосты и правительственные здания, коммуникационные центры и электростанции. В последовавшие полтора месяца союзническая авиация совершила более 116 тысяч боевых вылетов и сбросила в общей сложности около 85 тонн боеприпасов. В этих новых условиях сверхдержава получала карт-бланш на свои действия, но, главное, - перестало существовать общественное мнение, столь мощное во время войны во Вьетнаме. Крах СССР означал и распад всей сложившейся идеологии антиимпериалистического сопротивления, направленного против Запада, утрату опор и ориентиров для сил, все еще желающих протестовать.

На самом деле, иракские подразделения продолжают бороться. Мы продолжаем войну». Фото 4. На следующий день, иракский Президент Саддам Хусейн сам объявил по радио о том, что отступление действительно началось по двум магистралям и должно быть завершена в тот день, в который отреагировал Буш, назвав объявление Хусейна «безобразием» и «жестоким обманом. Американцы отказались принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле боя, тем самым рискуя тем, что такие действия приведут к урегулированию конфликта, которое не может быть благоприятным для интересов Соединенных Штатов. Поэтому Джордж Буш и американские военные стратеги решили просто подло уничтожить как можно больше иракцев. Фото 6. Бомбардировка началась около полуночи.

Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний части конвоя, чтобы заблокировать движение по трассе, затем напали на конвой, застрявший в ловушке. Главнокомандующие Центрального командования США получили предписание от администрации Буша, чтобы «не позволить никому и ничему выбраться из города Эль-Кувейт». Следовательно, любое транспортное средство, которое смогло отъехать от шоссе, выслеживалось, за ним охотились и уничтожали по отдельности. Даже разоруженных иракских солдат, которые сдались на милость американцам, скосили автоматными очередями.

Полевые командиры США попытались изобразить, что иракские вооруженные силы не в добровольном порядке уходили из Кувейта, а были оттеснены в результате кровопролитных боев.

Фото 11. Четыре года спустя, генерал Норман Шварцкопф пытался оправдать то, что произошло на шоссе смерти: «Первая причина, почему мы бомбили шоссе, в том, что там было много военной техники, и я отдал приказ всем своим командирам уничтожать иракское военное оборудование, которое мы, возможно, могли бы уничтожить. Во-вторых, это не была куча невинных людей, просто пытающихся вернуться обратно через границу в Ирак. Это было сборище насильников, убийц и отморозков, которые насиловали и грабили мирных жителей в Кувейте и теперь пытались выбраться из страны, прежде чем они были пойманы». Фото 12.

Однако законность решения о нанесении ударов по отступающим иракским войскам весьма сомнительна. Дело в том, что к моменту нанесения удара иракские войска находились вне состояния войны, поскольку, практически за сутки до этого, 26 февраля 1991 года в 2 часа ночи по местному времени багдадское радио официально объявило о том, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и отдал приказ всем иракским войскам отойти на позиции, занимаемые до 2 августа 1990 года, а также, что Ирак будет полностью соблюдать резолюцию ООН 660. В то же время, по мнению тогдашнего заместителя министра иностранных дел СССР Александра Белоногова, выступление Саддама Хусейна по багдадскому радио 26 февраля стало главным препятствием на пути к урегулированию конфликта — оно носило задиристый тон, призывало иракцев праздновать победу и делало намёк, что со временем Кувейт всё равно отойдёт к Ираку. США увидели в готовности Саддама Хусейна вывести войска с территории Кувейта не более чем политическую игру, попытку спасти армию от полного окружения и уничтожения. Как бы то ни было, очевидцы свидетельствуют, что во второй половине дня 26 февраля начался фактический вывод иракских войск из Кувейта, для эвакуации которых, в том числе, использовалась большая колонна из захваченных в Кувейте туристических автобусов.

В результате уничтожение отступавших иракских солдат нарушает общие положения Женевской конвенции 1949 года, статья III которой запрещает убийство солдат, находящихся вне боя.

Установление контроля над двумя странами, обладающими запасами нефти, позволило бы Ираку влиять на мировой рынок. Операция по обеспечению безопасности получила название «Щит пустыни». Она давала Ираку полтора месяца для прекращения оккупации Кувейта. В противном случае государства-члены ООН уполномочиваются «использовать необходимые средства, чтобы поддержать и выполнить соответствующие резолюции и восстановить мир и безопасность в регионе». Это означало, что ООН предоставил сформировавшейся коалиции Многонациональных Сил право на осуществление военной операции по освобождению Кувейта. Ирак отверг ультиматум 30 ноября. Ирак ответил обстрелами Саудовской Аравии и Израиля не участвовавшего в войне баллистическими ракетами и акциями «экологического терроризма» — сливами нефти в Персидский залив. Операция «Меч Пустыни» 24 февраля — 28 февраля 1991 года проходила наземная операция, приведшая к освобождению Кувейта и восстановлению статуса независимого государства. Командующий МНС генерал Шварцкопф нанёс удар не на кувейтском направлении, где иракское командование подготовило статичную оборону, а в пустынном районе саудовско-иракской границы.

За двое суток была освобождена столица Кувейта; наступающие войска коалиции подошли к Басре, окружив отступавшие из Кувейта иракские силы.

Война в Персидском заливе

Информационная война. Трешневиков А. Andrews P. American Heritage 42 4.

Aukofer F. RAND Corporation. Braestrup P.

New Haven: Yale University Press. Daverger M. I960 Institutions politiques et droit costitutionnel.

Paris: Presses Universitaire de France. Fried A. Berkeley: University of California Press.

Kamalipour Y. Kellner D. Bush and Iraq.

Lazuka A.

Он утверждает, что Соединенные Штаты специально лишили Ирак возможности обеспечивать население питьевой водой. В докладе РУМО от 18 января 1991 года, который был озаглавлен "Уязвимости иракских систем водоочистки" и направлен в передовые командования союзных войск, представлен подробный технический отчет об иракских водоочистных сооружениях и даются детальные объяснения о том, какое воздействие можно оказать на Ирак и его население, если разрушить такие объекты и не дать их восстановить.

О значении доклада РУМО мы подробно поговорим позднее. Разрушение предприятий по производству хлора В рассекреченном американском докладе сообщается об уничтожении предприятий по производству хлора, предположительно в результате бомбардировок союзников: Восстановление мощностей по подготовке пригодной для питья воды в масштабах всей страны замедлено благодаря 1 разрушению мощностей по производству хлора и 2 большим финансовым затратам на восстановление разрушенных нефтехимических производств и необходимости импортировать продукты хлора из-за рубежа. Водоочистные системы и переносные генераторы, предоставленные в рамках гуманитарной помощи, в лучшем случае могут стать временной мерой.

Министерство здравоохранения Ирака продолжает публиковать инструкции для населения о необходимости кипятить воду, доводить еду до полной готовности, а также хранить пищу и воду в чистых емкостях. В июне 1991 года газета New York Times сообщила со ссылкой на иракские правительственные источники, что во время войны было повреждено шесть заводов по производству хлора. На одном был начат ремонт, и его удалось ввести в строй в короткие сроки, однако он мог обеспечить потребности Ирака в хлоре для водоочистки всего на 20 процентов.

Разрушение сети связи Иракская системе телекоммуникаций была выведена из строя в первые дни войны в Персидском заливе. Миссия по выявлению фактов из Международного союза электросвязи МСЭ , работавшая в Ираке в июне-июле 1991 года, сообщила: "400 000 из 900 000 иракских телефонных линий уничтожены. Чтобы не допустить распространения информации, новостей и предупреждений для населения, было уничтожено шесть беспроводных широковещательных станций, 12 телевизионных станций и пять радиостанций.

Без электричества даже неповрежденные радиопередатчики и приемники оказались бесполезны. Разрушение транспортной системы В стране, которая строилась в основном по берегам двух больших рек, было повреждено и уничтожено 139 автомобильных и железнодорожных мостов, в том числе, 26 в одной только провинции Басра. Главные автомагистрали и прочие дороги подверглись бомбовым ударам, и их не дали восстановить.

Кроме того, бомбовым ударам подверглись объекты по ремонту и обслуживанию дорог. Разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры Среди разрушенных в ходе войны объектов был единственный в стране ветеринарный центр вакцинации, из-за чего домашние животные оказались незащищенными от болезней. Этот центр проинспектировала миссия бывшего финского президента Мартти Ахтисаари.

Она сообщила, что в ходе бомбардировок центра, являющегося региональным проектом Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, были уничтожены запасы вакцины. Удары были также нанесены по "всем ирригационным системам, обслуживающим орошаемые земли", в том числе, по плотинам водохранилищ, по дамбам и запрудам, по насосным станциям и осушительным системам. Крестьяне лишились возможности поливать и осушать свои земли, в результате чего производство продовольствия сократилось наполовину, а в провинции Басра началось масштабное засоление почв.

Разрушение важных в гуманитарном отношении промышленных предприятий В дополнение к разрушению пищевых предприятий и заводов по переработке продукции в ходе бомбардировок были уничтожены другие объекты, имеющие отношение к производству продуктов питания, в том числе, заводы фосфорных удобрений, склад пестицидов и тракторосборочный завод. В ходе бомбовых ударов был разрушен крупный завод по производству удобрений, где погибли 16 человек. Разрушение медицинских предприятий Кларк сообщает, что в Хилле ракетами с лазерным наведением был уничтожен крупный завод по изготовлению инъекционных шприцев.

Разрушение продовольственных складов и пищевых предприятий В ходе авиационных ударов союзники повреждали, разрушали и уничтожали продовольственные склады: как минимум три в провинции Багдад, семь в провинции Басра, все склады иракской Генеральной компании продовольственных складов в провинции Аль-Кадисия, крупнейший в стране центр хранения и распределения замороженного мяса, а также зернохранилища по всей стране. Кроме того, союзники повреждали, разрушали и уничтожали предприятия по производству продуктов питания: три завода Иракской финиковой компании, завод по производству детского питания в Абу-Грейбе, являвшийся уникальным для региона предприятием, завод растительного масла и сахарные заводы. Подразделение организации Human Rights Watch под названием Middle East Watch представило дополнительные свидетельства авиаударов по сахарному заводу и заводу по производству топливного газа в северном Ираке, а также по сахарному заводу на юге страны, птицеферме в провинции Аль-Анбар, маслозаводам в провинции Багдад, продовольственным складам, зернохранилищам, мелькомбинатам и молокозаводу в Басре.

В ходе бомбардировок союзников были также уничтожены склады семян, которые проинспектировала группа Ахтисаари.

И применение силы он считал единственным эффективным методом достижения желаемых целей. В начале 90-х годов Саддам Хусейн выступил за повышение цен на добываемую в регионе нефть, так как экономика Ирака нуждалась в этом. Но Кувейт и Саудовская Аравия не разделяли позиции Хусейна. Ответ Хусейна не заставил себя ждать. Ирак начал готовится к очередным военным действиям. Несмотря на первоначальные успехи иранской армии, война закончилась в пользу Ирака. Это обуславливалось тем, что Ирак получал огромную финансовую помощь от Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива и поставки военной техники из Советского Союза, США и Западной Европы. Именно поэтому, Саддам Хусейн в дальнейшем рассчитывал на невмешательство других государств в кувейстко-иракские дела.

Но он не учел тот факт, что поддержка от этих стран была лишь затем, чтобы не допустить реализации идей о распространении «исламской революции» весь мир. Если в Иране, после войны взяли курс на решение сложнейших внутренних проблем, то в Ираке все было совсем наоборот. Саддам Хусейн изначально предполагал решить социальные и экономические проблемы за короткие сроки, опираясь на помощь арабских стран, которые были на его стороне, на протяжении ирано-иракской войны. Но через некоторое время стало очевидно, что никто не собирается продолжать финансовую помощь, как это было во время войны. Ирак стал перед выбором дальнейшего проведения политики. Переход к мирному строительству потребовал бы от Саддама Хусейна сокращения численности вооруженных сил, число которых было гигантским. А так как Хусейн считал могущество армии как определяющим фактором могущества страны, то переход к мирному строительству был невозможен. Вторым инструментом после военной мощи он считал нефтяные источники. А поскольку они находятся на территориях стран, которые в прошлом были его союзниками, то у Саддама Хусейна появился план об экспансии именно против них.

Но воплотить этот замысел в реальности было не очень просто. Хусейн понимал, что арабские страны, сплотившись, могли представлять для него серьезную угрозу. Чтобы не вызвать никаких подозрений, Саддам Хусейн подписывает с королем Саудовской Аравии договор о ненападении, тем самым обеспечив Саудовской Аравии гарантию ее территорий. Кувейт, непосредственно граничащий с Ираком, таких гарантий не получает. Саддам Хусейн обвинил арабские страны в том, что они мешают развитию иракской экономики. Началась «экономическая война». Началось все с февраля 1990 г. Это было первым сигналом проявления агрессии Ирака. В марте этого же года, в публичной речи Хусейн заявил, что «сожжет пол Израиля» в случае ядерного нападения на Ирак или любую другую арабскую страну, и использует против Израиля химическое оружие.

Это было серьезным заявлением, но мировое сообщество снова не восприняло заявления Саддама Хусейна, как реальную угрозу. Также Ближний восток переживал обострение арабо-израильской конфронтации и усиление влияния экстремистов. До того накалившаяся ситуация в регионе обострилась благодаря агрессии Ирака против Кувейта. Хусейн обвинил в приватизации расположенного в нейтральной зоне нефтяное месторождение Румейл. Вслед за этим обвинением Саддам потребовал списать иракский долгКувейту и выплатить компенсацию. Таким образом, иракский лидер планировал улучшить экономическое положение страны и укрепить свой политический режим. Начавшиеся в Саудовской Аравии переговоры между Ираком и Кувейтом были прерваны, после чего войска Ирака вторглись на территорию Кувейта. Позиция Ирака была таковой, что действия с его стороны считались оправданными. Саддам рассчитывал на то, что мировое сообщество не начнет предпринимать никакие действия против Ирака.

Но в этом мнение Саддама Хусейна было ошибочным. Правительство Кувейта не хотело развертывания войны, и заявило о своей готовности обсудить все спорные вопросы и предоставить Ираку займы. Однако решение со стороны Ирака было принято, и армия Ирака вторглась в Кувейт. В планы Хусейна входило превращение Ирака в региональную супердержаву. После вторжения армии он объявляет об аннексии Кувейта, что приводит к тому, что Багдад оказывается в международной изоляции. Это играет на пользу Соединенным Штатам, которые осуществляют широкомасштабные милитаристские приготовления, реализуя планы по развертыванию вооруженных сил в восточном регионе. После вторжения Ирака в Кувейт Дж. Вводится морская блокада Ирака. После чего для высвобождения войск, Садам заключает мир с Ираном, тем самым уступает спорные с ним территории и русло Шат Эль Араба.

В это время Совет Безопасности принимает резолюцию с требованием, вывести войска с территории Кувейта, но это требование было проигнорировано и тогда, странам членам ООН разрешается использовать любые средства, включая военные, для того что бы вынудить Ирак вывести свои войска с Кувейта. Ираку был поставлен ультиматум, вывести войска до 15 января 1991 года, но Садам проигнорировал его. Объединенные военные силы по решению ООН возглавляет американский генерал Н. Он разрабатывает план по освобождению Кувейта под названием «Буря в пустыне». Шварцкопф, очень гордился тем, что в этом конфликте акцент сделан именно на применении авиации. В одном из своих интервью он сказал так: "Первые два дня воздушной кампании были величайшими в моей жизни. Я отчетливо понимал, что мы их сделали. Ко мне в штаб пришёл один из корпусных командиров и доложил, что он уже взял в плен 3200 иракцев. Вот уж это была новость, так новость».

Нефтяные доходы могли бы восстановить подорванную экономику Ирака. Большинство стран Лиги арабских государств осудили действия Ирака. Но Хусейн полагал, что словесное недовольство утихнет, и Кувейт так и останется территорией Ирака. Реакция мирового сообщества на действия Ирака против Кувейта была очень быстрой. ООН принимает резолюцию, осуждающую агрессию Ирака, правительство Д. Буша вводит торговые санкции. Но Ирак проигнорировал предупреждения со стороны других государств и на следующий день завершил оккупацию Кувейта, и начал продвигаться по направлению к Саудовской Аравии. Лига арабских государств осудила агрессию Ирака. Япония, Сирия, Франция, Англия ввели торговые санкции против Ирака.

В тот же день ООН вводит санкции против Ирака - эмбарго на торговлю, предоставление финансовых средств, продажу оружия, и закупку иракской нефти. Их применение поставило Ирак в экономическую блокаду.

Совет Безопасности ООН продолжал регулярно возвращаться к кувейтскому кризису и принимать резолюции в общей сложности к концу года таковых было вынесено 12. На Ирак был наложен ряд санкций, введена морская блокада. В ответ на это в Ираке были задержаны граждане тех стран, которые приняли участие в санкциях.

Эти люди оказались фактически на положении заложников и использовались Ираком для политического манипулирования. Российский фильм о войне в персидском заливе, разоблачает некоторые мифы о ней, которые появились на западе в ходе войны.

Вторжение в Ирак. 20 лет спустя

В 1991 году на митингах в Москве демократически настроенные демонстранты окрестили Горбачёва «Михаилом Сергеевичем Хусейном», подразумевая слишком авторитарный, на их взгляд, стиль правления президента СССР. На рассвете 24 февраля 1991 г. началось 100-часовое американо-британское наступление, завершившееся разгромом Ирака. Это была последняя крупная война XX века или первая война XXI века, ставшая революцией как в дипломатии, так и в военном искусстве. В Ираке вновь атакована колонна с американскими военнослужащими. Как сообщает корреспондент НТВ, один человек погиб, двое получили ранения. Среди важных событий войны в Ираке, помимо многочисленных восстаний и терактов, особенное место занимает поимка низложенного президента Саддама Хусейна. Война в Персидском заливе началась 2 августа 1990 года, когда иракские войска вторглись в Кувейт – Самые лучшие и интересные новости по теме: Исторические факты, война, интересное на развлекательном портале Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта.

Ирано-иракская война: 40 лет спустя

Ирак завершил выплату $50 млрд за вторжение в Кувейт 1990 года Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году.
Война в Персидском заливе (1991) | это... Что такое Война в Персидском заливе (1991)? Воспроизвести. Канал о Войне, оружии и истории.
Война в Персидском заливе (1991) война 1991 года между Ираком и возглавляемыми США коалиционными силами.

Тегеран атаковал базу США в Ираке: почему Байден не решится на вторжение в Иран

20 лет вторжению США в Ирак: как это было — 19.03.2023 — Статьи на РЕН ТВ Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке.
Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков" Израиля, для которого Ирак являлся одним из сильнейших региональных противников.
Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года Воспроизвести. Канал о Войне, оружии и истории.
20 лет назад. Война в Ираке: — LiveJournal Вторжение США в Ирак в 2003 году по своему масштабу, ходу и результату до настоящего времени остается образцом блестяще проведенной крупной военной операции.
Саддам Хусейн поверил Америке – и проиграл Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта.

«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли?

Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий.

После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры».

Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий.

Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе.

В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга.

Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения. В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций.

Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами. В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений.

Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель. Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива. Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель.

Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО. Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей. Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника.

Кроме того, иракская агрессия против Кувейта в определенном смысле сместила или скорректировала источники угроз для монархических режимов и тем самым заставила последних смотреть на Иран как на возможного союзника в межарабском противоборстве. Во всяком случае, последние события в регионе способствовали улучшению отношений Тегерана с некоторыми государствами Аравийского п-ова, хотя, конечно, ирано-арабское соперничество в Заливе - это довольно стабильный военно-политический фактор, в значительной мере определяющий содержание внешнеполитического курса Ирана и направленность его военного строительства. Результаты войны в Персидском заливе в известной степени повлияли на военно-политическое положение в Афганистане и вокруг него. Нельзя отрицать тот факта, что с завершением боевых действий многонациональных сил против Ирака настойчивость афганской оппозиции в достижении своих целей явно усилилась. Моджахеды, принявшие в общем-то символическое участие в составе сил антииракской коалиции, уверовали в возможность активной помощи им со стороны Соединенных Штатов, Саудовской Аравии, Пакистана и некоторых других стран.

И они в своих расчетах, похоже, не ошиблись, так как в последние месяцы интерес перечисленных выше стран к тому, что происходит в Афганистане, явно возрос, а некоторые данные свидетельствуют о возобновившихся широких поставках для сил афганской вооруженной оппозиции оружия, в том числе советского производства, захваченного у Ирака в ходе операции "Буря в пустыне". Иракская агрессия против Кувейта и результаты войны в Персидском заливе создает еще одну большую проблему, которая может иметь серьезные последствия для обстановки как в регионе, так и во всем мире. Появляются признаки того, что под влиянием происшедших событий будет усиливаться тяга некоторых государств Ближнего Востока к обладанию оружием массового поражения ядерным и химическим , а также средствами его доставки. Об этом приходится говорить, так как все больше данных свидетельствует о том, что, несмотря на попытки ведущих ядерных держав воспрепятствовать происходящему процессу, работы по освоению атомной энергии в военных целях в ряде стран региона продолжаются. Что же касается средств доставки, то многие государства Ближнего Востока уже располагают ими.

Судя по масштабам применения ракетного оружия в ходе боевых действий, оно становится неотъемлемой частью военных арсеналов армий стран региона. Таким образом, война в зоне Персидского залива наложила глубокий отпечаток на обстановку во всем мире, и особенно на Ближнем и Среднем Востоке. Всем было понятно, что Хусейну были нужны богатства Кувейта. Итогом войны стало выполнение целей, которые поставили для себя страны-члены ООН. Кувейту была возвращена независимость.

На Ирак были наложены санкции, он был ослаблен как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Что касается позиции США по отношению к Иракскому конфликту с Кувейтом; по заявлению Соединенных Штатов Ирак напал на зависимое государство Кувейт, после чего временное правительство обратилось с просьбой о вхождении Кувейта в состав Ирака. По сути, на этом могло бы все и закончится, но это событие привело к перебоям нефтяных поставок импортёрам кувейтской нефти.

По мимо основных сил, в столице дислоцировались подразделения Республиканской гвардии, считавшейся наиболее боеспособными войсками Ирака. В свою очередь США предприняло штурм участия британских войск, силами одной дивизии морской пехоты и одной пехотной дивизии при поддержке военно-воздушных сил.

Командный центр одной из бригад пехотной дивизии США, пораженный иракским ракетным комплексом. Утром 10 июня американские войска двинулись на юго-западную окраину Багдада с целью получения контроля над на международным аэропортом «Саддам». Силами Республиканской гвардии удалось отбить первые атаки американских войск, после чего те сменили тактику, возобновив воздушные налёты. Попытки союзнических войск окружить Багдад также не увенчались успехом, поскольку рубежи западнее и восточнее Багдада защищались иракским корпусом, укрепившимся в бункерах. В результате инцидента было ранено пятеро человек.

СССР в тот же день выступило с нотой протеста, потребовав немедленно прекратить все боевые действия в Багдаде и сесть за стол переговоров. Несмотря на то, что американская сторона обязалась провести расследование инцидента, до сих пор остаются неизвестны ни ответственные за обстрел, ни причины, по которым он был совершён. Пули от американских винтовок М16, извлечённые из раненых дипломатов и из повреждённых автомобилей, свидетельствуют в пользу двух основных версий: случайного поражения колонны, попавшей под перекрёстный огонь; и умышленной атаки колонны советских дипломатов американскими военными. Так, некоторые СМИ утверждали, что советские дипломаты могли вывозить архивы Саддама Хусейна или даже самого президента. Также высказывалась версия о том, что обстрел советских дипломатов был необходим для того, чтобы рассорить советское правительство и Саддама Хусейна, обвинив последнего в убийстве членов посольства.

Бросок на Багдад В ответ на произошедшие события Советское командование, без предварительного уведомления иракской стороны, отдало секретный приказ миротворческим силам, располагавшимся северо-восточнее Багдада, совершить марш-бросок к Багдаду. Лишь после того как подразделения преодолели половину пути Хусейну сообщили о плана советского правительства. Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены. Следует отметить, что американская разведка, не обладавшая информацией о предстоявшей операции, узнала о передвижении советских миротворцев от военно-воздушных сил. Для пресечения возможных инцидентов, американским самолётам было приказано прекратить бомбардировку в предполагаемом районе сосредоточения войск до выяснения обстоятельств.

Кроме того, был изменено направление наступления передовых войск США: бригада американских войск вновь возобновила наступление на аэропорт и прилегающие районы в западной части города. Вход советских миротворческих подразделений в Багдад, 18 июня 2003 года Колонна советских миротворцев прибыла в Багдад примерно в 2 часа ночи по местному времени 16 июня 2003 года, заняв правительственный квартал, а также укрепившись на нескольких стратегически важных районах столицы, заняв круговую оборону и организовав блокпосты. В скором времени туда прибыли миротворцы из других районов, а к северо-востоку от города совершили посадку военно-транспортные самолёты ВВС СССР, которые перебросили три полка ВДВ, а также военную технику с миротворческими обозначениями. На утро министерство иностранных дел СССР заявило о том, что город Багдад должен быть немедленно объявлен нейтральным городом, во избежании гуманитарной катастрофы. Фактически американское правительство увидело в этом угрозу возникновения прямого столкновения с Советским Союзом.

Днём 17 июня американский посол передал ноту протеста советскому правительству — американское руководство требовало немедленного вывода советских войск из города. Мирное урегулирование конфликта 22 июня 2003 года было подписано соглашение о прекращении огня и отводе войск союзников и Ирака от линии фронта. Изначально иракская сторона сопротивлялась данному предложению ссылаясь на то, что в случае возобновления боевых действий, столица Ирака останется без защиты. В свою очередь союзники настаивали на том, чтобы Багдад и вовсе был объявлен нейтральным городом и из него были выведены все вооружённые силы. Начался процесс мирных переговоров между всеми сторонами конфликта.

Советский Союз настаивал на немедленный вывод союзнических войск с территории Ирака, поскольку их вторжение произошло в нарушение резолюций ООН. Вместе с тем Соединённые Штаты настаивали на том, чтобы добиться ухода в отставку Саддама Хусейна, Дебаасизации запрет правящей партии «Баас» и реформирование партийно-государственных институтов и проведения свободных выборов. Конец войны Этноконфессиональный состав Ирака В результате месячных переговоров о судьбе Республике Ирак 27 июля 2003 года было принято относительно компромиссное решение: В Ираке вводилась многопартийная система отделялись партийные структуры от государственных, при сохранении Саддама Хусейна на посту президента и сохранении легальной деятельности партии «Баас». На территорию Ирака допускались международные миротворческие силы. Республика делилась на три территории в соответствии с этническим составом — в курдские провинции вводились миротворцы из стран Варшавского договора, в шиитские провинции вводились миротворцы стран НАТО, а суннитские провинции оставались под полным контролем правительства.

Размер вооружённых сил Ирака сокращался с 375 тысяч человек до 90 тысяч человек. Служба в армии переводилась на добровольную основу. Контроль за нефтяными ресурсами Ирака должны были определиться в ходе дальнейших переговоров, главной целью которых — стало бы замена нефтяных доходов на товарную помощь. Возобновление программы «нефть в обмен на продовольствие» Возобновление работы специальной комиссии ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке ядерного, бактериологического оружия, а также ракет большой дальности.

Фото 11.

Четыре года спустя, генерал Норман Шварцкопф пытался оправдать то, что произошло на шоссе смерти: «Первая причина, почему мы бомбили шоссе, в том, что там было много военной техники, и я отдал приказ всем своим командирам уничтожать иракское военное оборудование, которое мы, возможно, могли бы уничтожить. Во-вторых, это не была куча невинных людей, просто пытающихся вернуться обратно через границу в Ирак. Это было сборище насильников, убийц и отморозков, которые насиловали и грабили мирных жителей в Кувейте и теперь пытались выбраться из страны, прежде чем они были пойманы». Фото 12. Однако законность решения о нанесении ударов по отступающим иракским войскам весьма сомнительна.

Дело в том, что к моменту нанесения удара иракские войска находились вне состояния войны, поскольку, практически за сутки до этого, 26 февраля 1991 года в 2 часа ночи по местному времени багдадское радио официально объявило о том, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и отдал приказ всем иракским войскам отойти на позиции, занимаемые до 2 августа 1990 года, а также, что Ирак будет полностью соблюдать резолюцию ООН 660. В то же время, по мнению тогдашнего заместителя министра иностранных дел СССР Александра Белоногова, выступление Саддама Хусейна по багдадскому радио 26 февраля стало главным препятствием на пути к урегулированию конфликта — оно носило задиристый тон, призывало иракцев праздновать победу и делало намёк, что со временем Кувейт всё равно отойдёт к Ираку. США увидели в готовности Саддама Хусейна вывести войска с территории Кувейта не более чем политическую игру, попытку спасти армию от полного окружения и уничтожения. Как бы то ни было, очевидцы свидетельствуют, что во второй половине дня 26 февраля начался фактический вывод иракских войск из Кувейта, для эвакуации которых, в том числе, использовалась большая колонна из захваченных в Кувейте туристических автобусов. В результате уничтожение отступавших иракских солдат нарушает общие положения Женевской конвенции 1949 года, статья III которой запрещает убийство солдат, находящихся вне боя.

На данном основании нападение на выводимых из Кувейта иракских солдат было квалифицировано как военное преступление в Докладе о военных преступлениях Соединенных Штатов против Ирака в Следственную комиссию Международного трибунала по военным преступлениям Рэмси Кларка, генерального прокурора США в администрации президента Линдона Джонсона, а также в других источниках Обугленные останки иракского солдата, пытавшегося выбраться из горящего транспортного средства.

Норман Шварцкопф заявил на победной пресс-конференции, что в боях погибли 192 человека. Он покривил душой, назвав почему-то только американские потери и то не все. Позже в западной печати появились цифры, кажущиеся более полными. Речь пошла о 795 убитых, 69 самолетах и 28 вертолетах и «нескольких единицах» техники. В эти числительные никто, кроме американских обывателей, не верит, но доказать ничего не может, поскольку правда о той войне есть «тайна за семью печатями». Впрочем, оснований обвинять США в надувательстве традиционного масштаба, наверное, нет, их потери больше — но не на порядок же. Так что в любом случае «Буря в пустыне» была фактически удачной операцией, хотя и незавершенной.

Территория Ирака, как ни одна другая земля, подходит для воздушной войны. Спрятаться на голом плоскогорье негде. Там сверху видно все. США добились своих целей. Необходимые политические процессы в регионе и мире были запущены. Американцы добились, чего хотели, дешевая нефть была к их услугам, столько, сколько нужно. Параллельно с антикризисной ресурсной политикой начались подвижки в деле завоевания права реально осуществлять 4-й параграф Атлантической хартии. Мероприятия в рамках сей политики требовали неусыпного внимания к Ираку и ряда манипуляций над ним, приготавливающих страну к роли первого испытательного стенда экономического будущего человечества.

Осязательный контакт с «большой нефтью» янки терять не собирались.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий