Всего же в мире, по данным США, 86 млн тонн доказанных запасов лития. Россия располагает одной из крупнейших сырьевых баз лития в мире, входя в первую пятерку стран – держателей запасов, отмечает ТАСС. Геологоразведочные работы (ГРР) выявили, что запасы лития в Боливии составляют 23 млн т., заявил президент южноамериканской страны Л. Арсе на церемонии в честь 57-летней годовщины муниципалитета Койпас. В таблице ниже представлены данные по добыче и разведанным запасам лития в крупнейших странах-поставщиках металла по данным USGS. В целом, по разным оценкам, по запасам лития наша страна занимает третье место в мире.
Как Россия осталась без лития и почему им бредит весь мир
Тематическое заседание Европейской экономической комиссии прошло в рамках регионального Форума по климату. Выступая на нем, глава Европейской экономической комиссии ЕЭК Ольга Алгаерова напомнила, что регион является одним из крупнейших производителей и потребителей энергии и сырья. В странах-членах Комиссии — самые объемные торговые потоки. Однако сегодня в регионе сложилась очень тревожная ситуация.
Изменение климата напрямую влияет на поставки топлива, производство энергии и физическую устойчивость существующей и будущей энергетической инфраструктуры», — сказала Ольга Алгаерова. Она напомнила о недавнем докладе Всемирной метеорологической организации ВМО , в котором отмечается, что изменение климата является серьезной угрозой энергетической безопасности. Глава Комиссии подчеркнула, что для того, чтобы сдержать глобальное повышение температуры, поставки электроэнергии из экологически чистых источников должны удвоиться в течение следующих восьми лет.
В нем говорится о необходимости наращивать рост возобновляемых источников энергии в Юго-Восточной и Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии, покончить там с зависимостью от ископаемого топлива.
На тот момент он был не так уж и неправ. А сейчас таких гигафабрик по миру строится уже несколько. Не столкнется ли электротранспортный прогресс с дефицитом лития в будущем и не создаст ли это новых проблем и зависимостей?
Короткий ответ на оба вопроса — вполне возможно. С одной стороны, литий довольно распространенный металл на Земле. К тому же запасы эти отражают лишь ресурсы, которые могут быть освоены по текущим технологиям и на текущем уровне цен. С ростом спроса, развитием технологий и цены ресурса, объем разведанных запасов будет увеличен.
Литий в теории можно добывать хоть из морской воды. Но с другой стороны, ажиотажный спрос на литий-ионные аккумуляторы может расти так стремительно, что добывающая отрасль с геологоразведкой и подготовкой новых месторождений может за ним и не поспевать. Эта величина часто используемая для количественного измерения рынка лития. Например, на текущий момент ряд аналитиков Benchmark, на рис.
Дисбаланс спроса и предложения не может не отражаться на ценах. В 2020 году производство лития превысило спрос почти в полтора раза. Это вызвало свертывание ряда новых небольших проектов по добыче лития в Австралии и Канаде. Однако мировая экономика быстро восстанавливается, спрос на литий растет уже больше года.
Только с начала 2021 года цена на литий уже подскочила вдвое и подбирается к очередному рекорду. Цены на карбонат лития в тысячах долларов за тонну. Но как бы не менялась зигзагообразная кривая цены на литий, его доля в стоимости аккумуляторной батареи электромобиля составляет не более нескольких процентов. Сами батареи дешевеют, и спрос на них растет.
Так что спрос на литий в ближайшие десятилетия будет только расти.
Предполагаемая мощность промышленного комплекса достигнет 25 тысяч тонн карбоната лития в год. Добывать литий в Боливии будут по российской технологии, заключающейся в прямом сорбционном извлечении, уже доказавшей высокую эффективность и безопасность для экологии. EADaily напоминает, что Боливия обладает крупнейшими в мире запасами лития, являющегося дефицитным видом металла.
Литий в основном добывается в шахтах с твердыми породами или подземных резервуарах рассола. Первые обычно встречаются в Австралии, а вторые в южноамериканских странах Аргентине и Чили. Добыча твердых пород — это, когда полезные ископаемые добываются из открытых шахт, что требует геологических изысканий и бурения через породу. Извлечение лития через рассольные резервуары производится в больших солончаках, где он извлекается путем испарения.
Проекты по твердым породам обычно требуют в среднем 3-4 года капитальных затрат до начала добычи и имеют средний срок службы шахты 16 лет. Проекты рассола обычно требуют в среднем 5 или более лет капитальных затрат до начала производства, но имеют более длительный срок службы — 30 лет. Ведущими странами с запасами лития являются Чили, Австралия, Аргентина и Китай. В Португалии также имеются запасы лития, но их меньше по сравнению с другими странами. Общие мировые запасы оцениваются в 14 миллионов тонн. Однако, судя по прогнозам производителей, в ближайшее десятилетие ожидается дефицит поставок лития, поскольку время, необходимое для запуска нового проекта, превышает темпы потребления. Подборка крупнейших компаний по добыче лития: 1. Jiangxi Ganfeng Lithium Co.
Рыночная капитализация: 24,34 млрд. Сотрудники: 4 844 человека. Возглавляет список крупнейших компаний по добыче лития в мире Jiangxi Ganfeng Lithium Co.
Крупнейшие компании по добыче лития в мире.
Изменение годовых выбросов CO2 по странам,. Мировые запасы лития по странам. Американские геологи обнаружили там крупнейшие запасы лития, который массово используется в производстве электроники. Геологоразведочные работы выявили, что запасы лития в Боливии составляют 23 млн тонн. В России хранится около 1 млн тонн запасов – литиевый потенциал страны сопоставим с Мали и Сербией. Потенциально самый большой в мире резервуар лития найден в кальдере супервулкана МакДермитт в американском штате Невада.
Литий и смерть
Полный путь к статье: Renovables Verdes» Общие» новости» Мировые запасы лития в мире. Самое крупное в мире месторождение лития находится в Чили с запасами в 9,3 млн тонн. Управляющий директор Hamedan Industry, Mine and Trade сказал, что, основываясь на карте запасов лития в мире, Иран занимает четвертое место по запасам этого редкого и стратегического металла.
Добыча (производство) и запасы лития по странам мира
Китайский производитель Jiangxi Ganfeng является одним из крупнейших в мире поставщиков металлического лития. Запасы лития на месторождении, расположенном в провинции Хамадан (на западе страны), оцениваются примерно в 8,6 млн тонн. Эксперты европейской климатической группы «Транспорт и окружающая среда» (T&E) считают, что мировых запасов никеля и лития, которые используются для создания батарей для электромобилей, хватит. В чем состоит применение лития, каковы запасы в России и мире по странам? Росконгресс: РФ по запасам лития может войти в топ-5 производителей мира.
Регистрация
- «Росатом» будет добывать литий в Боливии - Ведомости
- Приключения лития в России: Кто снимет сливки с богатейших запасов?
- Россия столкнулась с дефицитом лития. Можно ли наладить его производство в стране?
- Производство лития: в ожидании дефицита
- Как добывают литий
Редкие металлы становятся важнее нефти
По данным Минпромторга на 2019 год, Россия занимает третье место в мире по сырьевой базе лития. Верификация геологических исследований 1950-х показала прирост по запасам и по содержанию лития в месторождении примерно на 30%. Ведущими странами с запасами лития являются Чили, Австралия, Аргентина и Китай. Страной с крупнейшими запасами лития в мире на самом деле является южноамериканская нация Чили. Литий — самый легкий в мире металл, большая часть которого уходит на производство незаменимого в производстве аккумуляторов карбоната лития.
Лучшие страны-производители лития в мире
Таким образом, Боливия усиливает свои позиции мирового лидера по запасам лития, сказал боливийский лидер. Прирост запасов обеспечили солончаки Койпаса и Пастос-Грандес. На последнем планирует работать «Росатом» в партнерстве с боливийской YLB.
Речь идет о разработке салара «Пастос Грандес». Саларами в Латинской Америке называют солончаки — высохшие озера с высоким содержанием солей, которых много в провинции Потоси на юго-западе Боливии.
Соглашение о создании комплекса по извлечению лития подписано U1 29 июня с боливийской госкомпанией Yacimientos de Litio Bolivianos YLB. Добыча лития, по словам представителя «Техснабэкспорта», планируется на базе российской технологии прямого сорбционного извлечения металла из литийсодержащих рассолов. Но инвестору еще предстоит провести дополнительные изыскания на месторождении для уточнения запасов и построить с нуля всю необходимую инфраструктуру, уточняет источник «Ведомостей», знакомый с деталями проекта. В январе 2023 г.
Им разрешили разрабатывать два из трех литиевых солончаков — крупнейшее в мире месторождение Уюни, на которое приходится порядка четверти мировых запасов, и Койпаса. CBC в рамках сделки также получила права на строительство двух литиевых заводов, каждый из которых сможет ежегодно производить до 25 000 т карбоната лития для аккумуляторов. Ведущую роль в проекте играет YLB. В октябре 2022 г.
Одной из самых перспективных технологий считается DLE — direct lithium extraction, или получение металла напрямую из рассола. Но первые результаты ожидаются только в следующем году, а на промышленные масштабы DLE, если все сложится благоприятно, выйдет только лет через десять — то есть насущные проблемы это никак не решает. Переработка использованных батарей тоже не панацея. Во-первых, это само по себе дело не слишком экологичное. Но главное, что старых аккумуляторов пока попросту мало: тот гигантский объем, который выпускается прямо сейчас, выйдет из эксплуатации только через несколько лет. Достойных альтернатив литиевым батареям пока тоже не предвидится. Несмотря на множество различных технологий, именно литий-ионные аккумуляторы остаются самым оптимальным вариантом по балансу стоимости, емкости, долговечности и безопасности. Аналитики сходятся во мнении, что заметных подвижек в этой области можно не ждать как минимум ближайшие десять лет. Что все это значит Похоже, электромобильная революция если не отменяется, то может серьезно затянуться. Прогнозы показывают любопытную вещь: прямо сейчас спрос на литий примерно соответствует предложению, а меры по увеличению добычи на существующих мощностях должны привести даже к некоторому избытку в 2025-2028 годах.
Но при заданных темпах развития электрического транспорта литиевая индустрия просто не успеет масштабироваться настолько же быстро, и уже с 2029-го может начаться дефицит ресурсов в размере 200-300 тыс. Производство аккумуляторных батарей для электромобилей на заводе VinFast в Хайфоне, Вьетнам Фото: Shutterstock При этом сами добытчики, памятуя о крахе 2018-2020 годов, пока настороженно относятся к тому, чтобы инвестировать огромные деньги в свою отрасль — вдруг за текущим взлетом вдруг снова наступит падение? Поэтому в игру включаются автопроизводители: Tesla, Volkswagen, General Motors и другие начинают вкладываться непосредственно в месторождения и добывающие компании, чтобы гарантировать себе стабильный поток ресурсов. Но не факт, что даже это заметно повлияет на общую картину. По мере замещения автомобилей на углеродном топливе электрокарами литий будет становиться «новой нефтью» — а значит, непременно продолжит дорожать.
По ряду оценок, месторождение содержит до половины мировых запасов лития. Для «Росатома» это первый масштабный зарубежный проект в сфере производства лития, инвестиции в который составят порядка 600 млн долларов.
Предполагается строительство промышленного комплекса мощностью 25 тысяч тонн карбоната лития в год с возможностью увеличения мощности по результатам геологоразведочных работ», — говорится в сообщении. Таким образом, Москва, по сути, перехитрила целый ряд стран, тоже претендовавших на это важнейшее месторождение. Потому что в его разработке — участвуя в соответствующем тендере — участвовали, кроме «Росатома», несколько китайских компаний и одна американская. Москва опередила не только Вашингтон, но даже Пекин. А ведь западные страны сами активно ведут процесс приобретения литиевых месторождений по всему миру. Идет и укрупнение соответствующих бизнес-структур. В частности, в мае сообщалось о слиянии двух крупных компаний — американской и австралийской, владеющими литиевыми рудниками в Аргентине и Канаде.
Новообразованная компания станет четвертым в мире по величине производителем лития. Важность лития для России описывал некоторое время назад замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов: «В России отсутствует добыча литиевого сырья, сырье поступает в виде карбоната лития в основном из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. Конкретно в настоящих условиях отгрузки из Чили и Аргентины приостановлены, текущая возможность получать сырье в настоящий момент есть только из Боливии». Не только из-за границы Таким образом, можно считать, что проблема поставок лития в Россию на сегодня разрешена. Кроме того, и экспансия России на мировом рынке лития является, несомненно, большим успехом.
ZDF: Россия получила доступ к миллионам тонн лития, оставив Германию ни с чем
Катод является положительно заряженным электродом, а анод — электродом отрицательного заряда. Соответственно, во время заряда аккумулятора ионы лития перемещаются от катода к аноду через электролит проводник электрического тока , а во время разряда — от анода к катоду. Спрос на литий, кобальт и графит растет вслед за развитием возобновляемой энергетики ВИЭ. Повысить надежность энергоснабжения в этих условиях можно за счет систем хранения энергии, инвестиции в развитие которых в 2023 г.
Этот сдвиг произошел прежде всего за счет опережающего, четырехкратного увеличения с 2015 года добычи на месторождениях Австралии, благодаря чему этот континент отнял пальму первенства в поставках лития у Южной Америки.
Несколько иначе выглядит мировая «табель о рангах» в отношении геологических ресурсов лития, которые в глобальном масштабе оцениваются в 89 млн тонн. Наряду с упомянутыми странами — лидерами добычи лития, такими как Аргентина, занимающая второе место в мире по объему ресурсов лития 19 млн т , Чили 9,8 млн т; 3-е место , Австралия 7,3 млн т; 4-е место , Китай 5,1 млн т; 5-е место , ряд государств, не играющих роли на сегодняшнем рынке лития, располагают тем не менее внушительными ресурсами данного металла. К ним относятся, например, Боливия 21 млн т; 1-е место , Конго 3 млн т; 6-е место , Канада 2,9 млн т; 7-е место. Особая рыночная ниша, где продукция измеряется граммами и килограммами, — поставка стабильных изотопов лития.
При этом 6Li является стратегическим сырьем и производится некоторыми государствами в основном для нужд военно-промышленного комплекса, а 7Li возникающий нередко как побочный продукт наработки 6Li рассматривается как сугубо товарный продукт. Хотя принципиально апробировано несколько методов разделения стабильных изотопов лития, ведущим промышленным способом исторически и в настоящее время остается химобменный метод разделения, эффективный для ряда легких нуклидов. В случае лития он заключается в неравномерном распределении 7Li и 6Li между двумя содержащими этот элемент жидкостями — водным раствором где повышается концентрация атомов 7Li и амальгамой. Минус этого способа заключается в необходимости обращения с большими объемами ртути и ее паров, утилизации побочных продуктов производства, что сопряжено с рисками для здоровья людей и экологии; отдельной проблемой становится ликвидация наследия от производства, функционировавшего в некоторых странах много десятилетий.
Наиболее широкомасштабное производство с использованием подобной технологии осуществлялось в США, где оно впоследствии было закрыто, а также в России, где оно сохранилось на Новосибирском заводе химических концентратов НЗХК. Таким образом, рынок 7Li характеризуется еще большей монополизацией, чем поставка металла природного изотопного состава. За последние 20 лет уровень цен на природный литий увеличился на порядок; его субпродукты подорожали до нескольких десятков раз. Высокая концентрация производства этого металла и его стандартных соединений дополнительно усиливает чувствительность данного рынка к любым изменениям на стороне спроса и предложения.
За прошедшие 10 лет литий опережал ряд других видов стратегического сырья по приросту цен и их волатильности; это относится в том числе к основным металлам таким как медь, никель, кобальт, алюминий , спрос на которые обеспечивается среди прочего в тех же рыночных нишах, что и на литий, — в секторе технологий энергоэффективности и электротранспорта. Стремительный рост рынка батарей, обусловленный, в свою очередь, все ускоряющимся распространением электромобилей и накопительных систем в энергетике, сам по себе увеличивает потребление лития; некоторые же технологические изменения на аккумуляторном рынке дополнительно подхлестывают спрос на этот металл. Потребление лития в этой нише растет опережающими темпами по сравнению с другими основными материалами, используемыми в батареях, — отчасти потому, что применение лития в них безальтернативно: существуют конструкции, например тяговых батарей, лишенные одного-двух обычных материальных компонентов никеля, кобальта, марганца или графита , но не лития. Более того, в ряде перспективных конструкций аккумуляторов литий находит дополнительное применение.
Так, в распространенных сегодня батареях литий используется в катоде и электролите, основой же анода чаще всего служит графит; между тем уже нашли коммерческое применение конструкции аккумуляторов, использующих легчайший из металлов в аноде, например в форме титаната лития. Речь идет о недавно вышедшей на рынок разновидности литийионных батарей, в которых применяется твердый электролит, а литий используется не только в катоде, но и в аноде, причем в последнем — в наиболее концентрированной металлической форме. Подобные технологии придают дополнительное ускорение рынку лития. Ситуация на нем, в свою очередь, оказывает обратное влияние на рынки аккумуляторов.
За прошедшее десятилетие себестоимость литийионных аккумуляторов снизилась примерно на порядок — в основном за счет развития массового производства и совершенствования технологий, а не изменения стоимости материалов которая в целом росла. Это означает, что доля материалов в цене увеличилась, а следовательно, стала более жесткой связь цены батареи и материалов. Это служит умеренным стимулом для разработчиков батарей «экономить» литий. Тем не менее потенциал дальнейшего роста спроса на литий в одном только секторе аккумуляторов огромен: в ближайшие десятилетия ожидается расширение рынков электромобилей и стационарных накопителей энергии на порядок.
Электробусы с новогодним оформлением на площади Киевского вокзала в Москве. Например, летом 2019 года Росатом и министерство энергетики Боливии договорились о совместной разработке боливийских месторождений лития. Для аккумуляторов используют только высокочистый литий — такой производят на трех заводах в России, отмечает геолог. По сравнению со стоимостью сырья для китайских производителей аккумуляторов конечно удорожает, поскольку возникают дополнительные расходы на логистику», — объяснили «Экосфере» в пиар-службе компании. По словам Ворогушина, на данный момент Россия зависит от иностранных поставщиков лития и скачков цен на рынке, хотя было бы разумно создать собственное производство полного цикла. Любая нетрадиционная энергетика требует больших аккумуляторных мощностей», — отмечает Ворогушин. Переработать или найти альтернативу Чтобы литиевые батареи действительно стали «зеленой» альтернативой бензину, их следует правильно утилизировать. Причем это касается всех владельцев гаджетов, а не только электромобилей.
То же касается и электробусов: в Москве городская система утилизации налажена довольно хорошо. Большие литиевые аккумуляторы в России утилизируют давно. Проблема была именно с переработкой бытовых батарей от гаджетов и ноутбуков», — говорит координатор движения МосЭко и сооснователь экоцентра «Сборка» Анна Нафиева. В Санкт-Петербурге есть предприятие, которое утилизирует опасные отходы, но переработкой батарей оно не занимается. На заводе аккумуляторы отделяют от обычных батареек — чаще всего вручную. Затем отходы дробят, разделяя металлическую часть и внутренний электролит, а после из полученного содержимого с помощью химических процессов выделяют другие металлы — например, цинк, который используют в лакокрасочных изделиях. Люди часто выбрасывают старую технику на свалку, где ионные жидкости и металлы могут загрязнить почву и подземные воды. Ученые Бирмингемского университета пытаются найти способ сделать литиевые батареи более безопасными для переработки, а также продлить жизнь аккумуляторов.
В исследования было инвестировано около 120 млн фунтов стерлингов. Исследование элемементов литий-ионной батареи с помощью рентгеновского фотоэлектронного спектроскопа в Институте Гельмгольца. Например, автор книги об экономике и изменении климата «Борьба с огнем» Джонатан Нил уверен : «батареи не обязательно должны быть сделаны из лития». Он напоминает, что первый литий-ионный аккумулятор появился только в 1991 году, а электромобили были придуманы задолго до этого.
Литий — шестой по экспорту металл. Это также один из лидеров в производстве лития. Данные о производстве лития США не разглашают, но, по заявлениям управляющей рудником компании Albemarle , ее производство — 5 тысяч тонн в год.