Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде?
Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде
Советские зенитчики готовят орудие к бою на Марсовом поле в Ленинграде, 1 марта 1942 года. Фото: ru. Ганс-Ульрих Рудель По количеству и качеству зенитных орудий она превосходила аналогичные, развернутые вокруг Лондона и Берлина. И насчитывала 600 зениток калибров 76 и 85 мм. Еще 250 находились в резерве. Они били выше, чем на 10 километров, перекрывая потолок немецких бомбардировщиков.
Зенитные снаряды разрывались на заданной высоте и поражали самолеты осколками. Ганс-Ульрих Рудель, самый результативный немецкий пилот пикирующего бомбардировщика Ю-87 в годы Второй мировой войны так оценивал систему ПВО вокруг Ленинграда: «… Убийственный заградительный огонь. Ни на каком другом театре военных действий я не видел ничего похожего…Разрывы снарядов образуют целые облака. Мы слышим не отдельные разрывы, а беспрестанно бушующий звук как гром аплодисментов в судный день. Зоны плотного огня начинаются как только мы пересекаем прибрежную полосу… На открытой воде полно понтонов, барж, лодок и мелких судов, все они напичканы зенитными средствами.
Для размещения своих зениток русские используют все пригодные для этого места. Например, для защиты от наших подводных лодок устье ленинградской гавани закрыто гигантскими стальными сетями, концы которых закреплены на бетонных блоках, возвышающихся над поверхностью воды. Зенитные пушки стреляют в нас даже с этих блоков. Фото: waralbum. Их в Ленинграде насчитывалось порядка 300.
Аэростат имел оболочку из прорезиненной ткани, благодаря закачанному в него водороду, поднимался вверх и вытягивал за собой стальной трос. Аэростатами прикрывали особо важные объекты. Например, на Смольный за годы войны не упало ни одной бомбы, хотя немецким летчикам его месторасположение у изгиба Невы было хорошо известно. Уцелели и городские мосты. Аэростат в блокадном Ленинграде Аэростат в музее «Ленрезерва» Грозным оружием «люфтваффе» были бомбардировщики «Юнкерс-87» «Штука» , которые наносили очень точные бомбовые удары с малой высоты, заходя в крутое пике.
Но аэростаты лишали их этой возможности. Они размещались в шахматном порядке на расстоянии около километра друг от друга. Такая плотность для летящего на огромной скорости самолета была сравнима с полетом в «минном поле».
Так, срок их непрерывного пребывания в небе обычно не превышал трех недель. Аэростаты теряли водород, который выходил наружу. И просто снижались, теряя высоту. И для того, чтобы вновь поднять «защитника» в небо, необходимо было сначала посадить его на землю и наполнить новым водородом. Заправка осуществлялась посредством использования лебедок, работающих на бензине.
Однако столь необходимое топливо закончилось уже в конце 1941 года, и Ленинграду грозила потеря защиты его неба. Аэростаты были жизненно необходимы для защиты Ленинграда. Занимался младший лейтенант Шелищ ремонтом аэростатных лебедок 3-го полка 2-го корпуса противовоздушной обороны. Будучи талантливым самоучкой, еще в довоенное время он сумел собрать легковую машину, которая служила ему средством передвижения между аэростатными постами для технического руководства. И в тяжелые дни, когда в Ленинграде закончился бензин, Борис Шелищ предложил альтернативу — использовать приспособленные к работе с аэростатами лебедки от лифта, работающие от электричества. Идея была неплохая, однако на пути встала новая преграда: довольно скоро город остался и без электроэнергии. Младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ. Дело в том, что для такой работы требовалась сила более десяти мужчин, но в условиях повсеместной мобилизации на фронт персонала на аэростатных постах осталось до 5 человек, и большинство из них были девушки.
Но Шелищ не сдавался, пытаясь найти выход из практически отчаянной ситуации. Находясь в увольнении у себя дома, инженер решил развлечь себя чтением. Выбор пал на роман «Таинственный остров» Жюля Верна. Разгадка проблемы с аэростатами была найдена в тот же момент — 11 глава произведения содержала спор главных героев, рассуждавших о том, какое топливо будут использовать в будущем. По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие — кислород и водород. Роман Жюля Верна подсказал выход. Шелищ был хорошо знаком с историей гордости воздухоплавания Германии дирижабля «Гинденбург».
Для того, чтобы отсекать пламя от мотора, Шелищ придумал гидрозатвор — изобретение сколь простейшее, столь и гениальное, хорошо знакомое самогонщикам: газ проходит через воду, исключая воспламенение. Борис Шелищ подготовил чертежи и схемы и убедил начальство вновь провести испытания.
Когда на полигон приехало все командование ПВО города, он подключил к автомотору водородное питание, запустил мотор, автомобиль заработал как часы, словно на самом высококачественном бензине. И ничего не взорвалось. В мороз двигатель заводился с пол-оборота, не требовал прогрева, и был абсолютно экологически чистым, поскольку в качестве выхлопа выдавал обыкновенную воду. Начальство обрадовалось, и приказало оснастить водородным питанием все посты. Но одно дело один экспериментальный гидрозатвор, а другой — почти 400, да еще в условиях блокадного города, где нет ни топлива, ни электричества. Лейтенант Шелищ отправился на крупные заводы, которые еще работали. Кировский завод к тому времени был эвакуирован частично в Свердловск, частично в Челябинск, Ижорский завод — в Свердловск на Уралмашзавод, который решением ГКО на какое-то время был переименован в Ижорский завод. На Балтийском судостроительном заводе он забрел на никем не охраняемый склад, и увидел гору отработанных, никому не нужных огнетушителей, поскольку их нечем было заправлять. Он понял, что это то, что нужно.
Огнетушители ему отдали с радостью. Это была вторая гениальная идея Бориса Шелища — после небольшой переделки использовать огнетушители в качестве гидрозатворов. Через десять дней все 400 постов аэростатного заграждения работали на водородном топливе. Аэростаты вновь поднялись на заданную высоту и стали непреодолимой преградой для немецких самолетов. За успешное обеспечение противовоздушной обороны Ленинграда лейтенант Шелищ в конце 1941 г. В 1942-м Бориса Шелища самолетом вывезли в Москву, чтобы он перевел московские аэростатные посты на водород. Остаться в Москве он отказался: неудобно было перед сослуживцами, оставшимися в голодном Ленинграде. Шелищ вернулся в Ленинград и продолжал контролировать работу постов аэростатов, работавших на водороде.
На каждом посту было по два аэростата, которые поднимали вместе или поодиночке. Наблюдатели рисковали жизнью не только потому, что враг первым делом целился в хорошо заметный аэростат, но и потому, что работали со взрывоопасной смесью водорода и воздуха. Последние записи:.
Войти на сайт
К концу июня в городе развернули 328 постов. Аэростатами прикрывали город, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, подступы к Кронштадту. Посты располагали в шахматном порядке примерно в километре друг от друга на предприятиях, площадях, во дворах, парках, на баржах.
Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. А Бориса Исааковича командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частях ПВО столицы — 300 двигателей перевели на «грязный водород».
И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г. В описании изобретения старший техник лейтенант Шелищ писал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943—1944 годах».
И далее: «Вместе с тем практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности…» После Победы части аэростатов заграждения быстро расформировали. Из-за отсутствия «бросового» водорода его использование в качестве топлива для двигателей прекратилось. Но еще долгие годы работали в колхозах и совхозах списанные двигатели, которые во время войны питались водородом. Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность.
Поражают сроки реализации его водородного проекта: всего за 10 дней на водород перевели 200 грузовиков, при величайшей надежности техники. За всю войну из-за утечек водорода взорвалась всего одна машина из 500. А ведь для изготовления гидрозатворов пришлось использовать все, что было под руками, — корпуса огнетушителей, водопроводные трубы… После войны Борис Исаакович вернулся к своему блокадному изобретению лишь в середине 70-х, когда получила широкое признание концепция «водородных» перспектив в мировой энергетике и стало известно о ведущихся с 1969 г. В 70-е годы в Балашихе и Загорске появились первые «водородные» легковушки, а в Харькове даже ездили «водородные» такси.
Это заставило вспомнить об изобретении 1941 г. Именно тогда появилось несколько газетных и журнальных публикаций об изобретателе. Скончался Борис Исаакович Шелищ 1 марта 1980 года. В Петербурге есть музей ПВО.
Здесь можно увидеть фотографию изобретателя, копию описания изобретения и тот самый гидрозатвор, сделанный из огненно-красного огнетушителя.
А кроме того, к самому аэростату еще привязывались на веревках вполне реальные мины. Над Ленинградом часто висит облачность. Она маскировала аэростаты. А уж по ночам немецкие летчики боялись такой системы заграждения больше чем зениток. Одиночный аэростат поднимался на высоту до 2,5 километров, спаренные — до 4,5 километров, а тройные — до 6,5 километров. И хоть последних было немного, советское командование сознательно допускало утечку информации об их наличии. Само присутствие таких аэростатов внушало немцам страх и заставляло уходить на еще большую высоту, откуда никакие прицельные бомбардировки были уже невозможны. Сегодня ведущие автоконцерны создают автомобили на водороде, который является альтернативой бензину.
В годы блокады при отсутствии топлива ленинградцы делали то же самое. Применяли использованный в аэростатах водород для питания лебедок, с помощью которых эти гигантские до 20 метров в длину конструкции опускали на землю. В аэростатной команде насчитывалось 12 человек. Подъем и особенно спуск этих махин был делом нелегким. Иногда порывами ветра аэростаты уносило. Бывало, даже вместе с людьми ведь они были не только заградительные, но и наблюдательные, к которым крепилась корзина с человеком — корректировщиком артиллерийского огня. Однако, это немцам не удалось. Сброшенные бомбы лишь оставляли полыньи, а сам ледовый покров сохранялся. Тогда немцы стали пытаться расстреливать колонны машин. Против них немцы часто использовали не тяжелые бомбардировщики, а истребители «Мессершмитт», которые вели огонь по грузовикам с бреющего полета на малой высоте из пушек и пулеметов.
Но когда и на «Дороге жизни», была развернута система ПВО, немцы были вынуждены атаковать трассу не вдоль, а поперек. Для борьбы с низколетящими целями применялись и зенитные пулеметы на базе счетверенных пулеметов «Максим», обеспечивавшие скорострельность 40 выстрелов в секунду. Они могли монтироваться в кузовах грузовиков-«полуторок». Кроме того, Дорогу жизни прикрывали скорострельные малокалиберные зенитные установки, которые запросто могли сбить не только истребитель, но и защищенный броней бомбардировщик. На всем протяжении 30-километровой ледовой трассы поднимались 20 аэростатов заграждения то есть в среднем по одному через каждые полтора километра. Зенитная установка на базе счетверенных пулеметов «Максим» в кузове «полуторки» Бомбовая «солидарность трудящихся» Немецкая бомба-контейнер из коллекции «Ленрезерва».
Это была единственная уцелевшая станция, снабжавшая город электротоком, поэтому противник принимал все меры к ее уничтожению.
Вместе с батареями зенитной артиллерии и истребительной авиацией была организована мощная оборона ГЭС. Командир отряда С. Мазуров — опытный и грамотный офицер — я знал его с 1935 года, — к концу войны уже командовал дивизионом АЗ. Случаев гибели аэростатчиков у нас было немало, я расскажу об одном из них. В августе 1942 года в 3-мполку АЗ при аварийном приземлении в момент, когда аэростат притягивали к земле вручную, боевой расчет не мог его удержать. Находившийся на посту командир звена лейтенант Кузнецов бросился на помощь расчету. Аэростат взмыл вверх, унося с собой висящего на стропе офицера.
Был штиль, и, набрав высоту около 3,5 км, аэростат завис на месте. Мы навели с КП полка зенитный теодолит, было уже достаточно светло, мы видели, как лейтенант Кузнецов боролся за спасение аэростата и за свою жизнь. Физически сильный, спортсмен, он, подтягиваясь на руках, поднялся и закрепился у самого корпуса. Ему удалось пробить ножом корпус аэростата, и тот, теряя газ, стал спускаться вниз, в Неву. Но Нева в этом месте была не только водоразделом, но и линией фронта, на одной стороне были наши, на другой — немцы. Лейтенант Алексей Кузнецов до берега не доплыл. Его убили с вражеского берега пулеметным огнем.
Аэростат прибило ветром по воде к нашему берегу. Части ПВО дважды передавали своих рядовых, сержантов и офицеров в стрелковые части, ибо там убыль личного состава была больше, чем у нас. На их место заступали девушки-добровольцы. Не женский это был труд. Говорят — «у войны не женское лицо»… Да, это так. Но долг свой — спасибо им — они выполнили… 2,5 года немцы терзали Ленинград в блокаде. За 900 суток они обрушили на город 107 тысяч бомб и 150 тысяч артиллерийских снарядов.
В городе погиб каждый второй житель. Свою задачу войска Ленинградской армии ПВО выполнили: город сохранили. Аэростаты заграждения поднимались на защиту города около 70 тысяч раз, находились в ночном небе около 600—700 тысяч часов. В феврале — марте 1944 года 3-й и 11-й полки АЗ были расформированы. Но это была ошибка командования, ибо с апреля месяца фашистская авиация начала налеты на наступающие войска Ленинградского и Волховского фронтов. В апреле был сформирован 14-йполк АЗ, отряды которого, действуя самостоятельно в 50—100 км от Ленинграда, прикрывали железнодорожные узлы, базы дислокаций, мосты, Финский залив. Это были стратегические объекты наших наступающих войск.
Аэростаты заграждения участвовали также в обороне города от налетов крылатых немецких ракет ФАУ-1 с баз Эстонии. Считается, что во всей системе ПВО, на всех фронтах, был 121 случай столкновения самолетов с тросом. К сожалению, речь идет не только о самолетах противника, но и о наших. Наши летчики были более эмоциональны, в горячке боя или ведя подбитый самолет к внутренним запасным аэродромам, они могли войти в зону поднятых АЗ. По документам периода войны, от столкновения с тросами АЗ наших самолетов вышло из строя больше, чем немецких. Вот лишь несколько конкретных случаев из отчета частей АЗ Ленинграда. Поселок Ленино.
Свой самолет «МБР-2» на высоте 1000 м сбился с курса. Шел с боевого задания. Отрезало 1,5 м от крыла. Самолет упал в 500 м, сгорел, разбился. Экипаж погиб. На барже в Финском заливе. Налет на трос.
Б. П. Кудояров. Ленинград в блокаде. Аэростаты на Невском проспекте. 1941
Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года. Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации. Международный фестиваль аэростатов в Ленинграде. Проходил с 23 по 27 мая 1990 года.
Забытые герои | Водородный лейтенант
Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. Сегодня 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда. Содержание Освобождение Ленинграда от блокады Армия ПВО воевала и на земле На Карельском перешейке Тактика боевого применения АЗ Против крылатых ракет Еще одна выполненная задача Итоги разгрома. Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде?
Как бомбардировщики отряда "Циклон" защитили полстраны от радиоактивного облака
- Читайте также
- Откройте свой Мир!
- Новинки сайта
- Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде
Откройте свой Мир!
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 27 января вся страна отмечает 77-ую годовщину снятия блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда | РИА Новости Медиабанк. Примечательно, что таким же методом получали водород для аэростатов в блокадном Ленинграде. 27 января отмечается 80 лет снятию блокады Ленинграда. Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде. Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках, 1942 год. Блокада Ленинграда аэростаты.
75 мгновений блокадного Ленинграда. Самые пронзительные фотографии осажденного города
Водородное топливо в блокадном Ленинграде | Колонны активистов прошли в сторону Дворцовой площади, подняв над головой уменьшенные копии блокадных аэростатов. |
Блокадный Ленинград — родитель водородного топлива | Место съемки: Ленинград Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/ on line 1635. |
Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля
Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде | Смотрите видео онлайн «Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты» на канале «Рыбаки-Смельчаки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 августа 2023 года в 10:47, длительностью 00:26:08, на видеохостинге RUTUBE. |
Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.: matynin_denis — LiveJournal | Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации. |
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли | Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. |
Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.: matynin_denis — LiveJournal | Источник информации о фото: Категория: Блокада Ленинграда, Аэростаты и дирижабли. |