Российская академия наук (РАН), высшее научное учреждение России. Академия наук (АН) образована по указу императора Петра I, объявленному из. Основание Российской академии наук было результатом инициативы Петра I, который признал необходимость создания национальной академии для развития науки в России.
Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Президентами Академии были писатели, государственные деятели, литераторы, географы, геологи, физики, химики, математики. Вся документация АН велась сначала на латыни, а потом на немецком и французском языках. Процесс перехода на русский язык был длительным, а начат он был академиком М. Ломоносовым, который в 1746 году первым стал читать лекции русским студентам на русском языке. Академик Михаил Ломоносов стал первым учёным мирового масштаба, имевшим российское происхождение. Он обогатил науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии и внёс вклад в языкознание.
Много времени Ломоносов потратил на перевод на русский язык учебников по физике и химии. Вы внимательно прочитали статью?
За РАН остались по большому счету только экспертные функции. Хорошо бы еще, чтобы академия принимала активное участие в формировании государственной научно-технической политики по Закону о РАН — это когда ни один документ не может выйти из Минобрнауки без визы академии, но ведь нет и этого. Он твердо поставил вопрос о главенствующей роли академии в выборе научных приоритетов, в реализации конкретных проектов. К слову, задача по ликвидации технологического отставания ставилась Владимиром Путиным еще в Послании 2018 года, но почему-то за пять следующих лет так и не была выполнена. Некоторые критики Красникова отмечают, что у него тоже пока нет ярких результатов. Вы думаете, это быстро делается?! Но положительные сдвиги в этом, безусловно, есть».
В идеале академикам хотелось бы снова не на бумаге, а на деле формировать научно-техническую политику, организовывать и проводить фундаментальные исследования. По мнению многих, это пошло бы на пользу всей стране. Вернуть в РАН институты? Нет, об этом пока речи не идет, а вот по-настоящему вернуть научно-методическое руководство над ними — да. Это определение направления исследований, контроль, оценка результатов и решение кадровых вопросов. Предвижу много реплик по поводу кадров... По некоторым в последние месяцы Министерством образования и науки РФ принимались достаточно резкие решения, приписываемые, впрочем, команде Красникова. Да, коллектив был против этой отставки, но кто составляет сейчас основу этой научной организации? Это люди, пришедшие в годы руководства Центром Булатовым и уж наверняка являющиеся его ярыми сторонниками.
Формальной причиной все посчитали его статью о «советской мифологии» в одной из газет. Как и в предыдущих случаях, несмотря на шум, ни Минобрнауки, ни РАН комментировать отставку не стали. Не последовало от них и объяснения по поводу более ранней передачи из Минобрнауки в Курчатовский институт ряда сильных естественно-научных институтов. Напомним, что этот факт явился неожиданностью даже для их руководителей. А сам президент КИ, отвечая в апреле на вопрос «МК», сказал по поводу перевода институтов следующее: «Мы собираем мощный потенциал для нового «атомного проекта». Вот вам ответ: он разворачивается и вдарит так, что никому мало не покажется». Нет, по словам Ковальчука, он не создает новую академию под своим институтом: «Мы пересобрали академию по-другому. Я написал письмо вместе с новым президентом академии Геннадием Красниковым. Мы просили поднять роль Российской академии наук».
Итак, Курчатовский институт вернулся формально или нет — покажет время под научно-методическое руководство академии.
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 - 1755 - лейб-медик Петра I, первый президент Академии наук и художеств. Академия состояла из трёх «классов». В первом - классе математических наук - ученые занимались математикой, астрономией, навигацией, механикой. Второй класс носил название «класса естественных наук», где академики изучали физику, анатомию, ботанику и химию. В третьем классе «гуманиоры, истории и права» велись исследования в областях риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики. Всего в штате Академии наук числилось 11 академиков - в первом и втором классах по четыре, и три - в третьем.
С 1728 г. Также при Академии работала собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера. С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России.
В 1742 г. Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки. В 1748 г. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства.
Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране. При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг. Красильников и С. В начале XIX в. Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове.
Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука. Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции. Прекратил свою деятельность академический университет. Вопросы искусства перешли в ведение основанной в России академии художеств. Академия целиком сосредоточила свое внимание на научно-исследовательской работе. Улучшилась материальная база научных исследований в Академии наук. В 20-х годах XIX в.
Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724
О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. Российская академия наук была учреждена в 1724 г. История старейшей научной организации России и обзор литературы, представленной на выставке. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. 13 апреля был утвержден проект Александровского пассажа, в Казани открыли филиал Академии наук, создан Раифский заповедник, проведены испытания первого в России троллейбуса, открылся стадион «Уэмбли», The Rolling Stones выступили в соцстране.
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН). 2024 год объявлен в России «Годом Российской академии наук», это было приурочено к её 300 летней годовщине. Российская академия наук (РАН), являясь высшей научной организацией России, принимает участие в координации фундаментальных исследований. Росси́йская акаде́мия нау́к — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. В этот знаменательный день в истории российского государства был одобрен и утвержден «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств».
Учреждение Академии наук при Петре I
Рассматривая Российскую Академию Наук, стоит отметить, что открыта она была лишь в 18 веке. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Российская академия наук была учреждена в 1724 г. История старейшей научной организации России и обзор литературы, представленной на выставке. Премьер-министр встретился с главой Российской Академии Наук, которой исполнилось 300 лет. Здание первой Российской академии наук расположено на Васильевском острове в городе Санкт-Петербурге. Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад.
Читайте также
- Похожие записи
- Российская академия наук. Досье - ТАСС
- Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 — Документ
- Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка
- 1725 Открытие Академии наук
- Вы точно человек?
В каком веке произошло открытие академии наук
История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. Российская академия наук. В XVIII веке в России, как и в других странах, особое внимание стало уделяться развитию фундаментальных и практических наук. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. – Императорская Академия наук стала Российской Академией наук уже в марте 1917 года. Пётр Первый открыл академию наук в Петербурге в 1724(18 век). Российская академия медицинских наук не дожила до своего 70-летия.
Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724
Подробнее — в обзоре "Реального времени". Родились: Гумер Баширов, Гузель Уразова 8 января 1826 года родился башкирский и татарский поэт-суфий, просветитель Мухаметгали Кииков. При жизни опубликовал 5 сборников всего — 13 произведений из более 100. Многие произведения поэта не опубликованы до сих пор. Рукописи хранятся в музеях и библиотеках городов Казани, Санкт-Петербурга и, самая значительная часть, в Башкирской республиканской библиотеке. Первые его литературные опыты датируются 1931 годом. Написал рассказы "Мать", "Последняя драка", "Лес шумит", "В один из дней", "Джигит, приехавший в гости", сборник рассказов и очерков "Месть", сборник военных очерков "Гармонист", повесть "Сиваш" о героической борьбе Красной Армии на Южном фронте.
Баширов много работал над собиранием и записыванием татарского фольклора.
Сейчас Академия построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 13 отделений РАН по областям науки и 3 региональных отделения РАН, а также 15 региональных научных центров РАН. В состав РАН входят многочисленные институты.
Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. На основании Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия наук" далее - Академия присоединены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в Российской Федерации и проводящей научные исследования, юридическим лицом - некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения.
Неизменной оставалась лишь ее роль главного научного учреждения страны.
Рассказываем, как создавалась Российская академия наук. Идея создания учреждения, которое будет двигать вперед отечественную науку, принадлежала императору Петру Великому. Готовить фундамент для этого Петр I начал еще за 10 лет до открытия академии. Мечта об академии, или При чем тут Лейбниц Во время своих зарубежных путешествий Петр I изучил деятельность научных академий Европы и даже стал почетным членом Французской академии наук. Император много общался с немецкими учеными, включая первого президента Берлинской академии наук Готфрида Лейбница — невероятного полиглота, человека талантливого и масштабного, настоящего гения, которому было тесно в рамках любой из наук. Российский император и немецкий ученый вступили в длительную и систематическую переписку. Лейбница увлекала идея реализовать в масштабах целой страны идею создания просвещенного общества, но он не находил поддержки среди монархов Европы. Историки считают, что именно Лейбниц разработал по просьбе Петра I план по организации будущей Российской академии наук с учетом отечественных реалий того времени. Петр I планировал пригласить в Россию выдающихся европейских ученых, которые написали бы учебные пособия по тем наукам, в которых они достигли вершин.
А также обучили бы всему, что знают, россиян — молодых людей из числа наиболее способных к наукам. Те в свою очередь должны были перевести на русский язык научные труды, написанные иноземцами, составить русские учебники и обучить по ним множество собственных учеников. И так далее — чтобы в России появилось большое количество ученых людей, способных двигать вперед отечественную науку и стать будущими российскими академиками. Но откуда же они возьмутся, если образование в то время могли получить лишь дети высокопоставленных чиновников?
Главная по науке
В их числе были государственные деятели, врачи, писатели, физики, химики, математики, географы, геологи. Фото: с сайта РАН www. Он пользовался большим доверием Петра I, с 1719 года был его личным доктором. Академией наук Блюментрост руководил более 7 лет.
После него пост занимали еще трое иностранцев, а в 1746 году первым русским президентом главного научного учреждения страны был назначен граф Кирилл Разумовский. На этом посту у него два рекорда — по возрасту назначения в 18 лет и по продолжительности пребывания 52 года. При этом большую часть этого срока Разумовский формально числился президентом, академией руководили назначенные директора.
За 300 лет истории Академии наук единственной женщиной, возглавлявшей ее, стала Екатерина Дашкова в девичестве Воронцова. Она была очень образованным человеком и общалась на равных с известными представителями интеллектуальной элиты Европы — Дидро, Вольтером и другими. Екатерина Дашкова не только единственная в России, но и первая в мире женщина, вставшая во главе академии наук.
Она внесла большой вклад в ее развитие, находясь на этом посту 13 лет, с 1783 по 1796 годы. В ее структуру входят региональные отделения, научные центры и представительства.
Скульптор А.
Бурганов род. Художественный облик музея своеобразен - это единый архитектурный и тематический ансамбль, объединяющий скульптуру и архитектуру с учетом городской среды в единое целое. В экспозиции представлены работы А.
Бурганова; здесь же находится мастерская скульптора, в которой он работает уже более тридцати лет. Музейный комплекс многофункционален, в нем проводятся выставки, научные конференции, театральные показы, открыта детская студия. Музей «Дом Бурганова».
Постоянная экспозиция. Архив музея Ощущение духовной преемственности и ответственности за сохранение художественной культуры - тоже традиция, самый плодотворный принцип отношения к искусству, обусловивший его достижения. Это всегда понимала Академия, понимали и прекрасно формулировали гении искусств во всех областях.
Великий Ф. Шаляпин писал со свойственной ему образностью мышления: «О традиции в искусстве можно, конечно, судить разное. Есть неподвижный традиционный канон, напоминающий одряхлевшего, склерозного, всяческими болезнями одержимого старца, живущего у ограды кладбища.
Я имею в виду преемственность живых элементов искусства, в которых еще много плодотворного семени. Я не могу представить себе беспорочного зачатия новых форм искусства. Если в них есть жизнь - плоть и дух, - то эта жизнь должна обязательно иметь генеалогическую связь с прошлым»[18].
По Уставу РАХ одной из ее основных задач является «совершенствование теории и практики художественного образования и эстетического воспитания, подготовка высококвалифицированных творческих кадров». В целях поддержания классического художественного образования по инициативе З. Церетели регулярно проводятся выставки студенческих работ в Москве и Санкт-Петербурге, а также за рубежом.
Возродив традицию награждения учащихся академических образовательных заведений, РАХ учредила медаль «За успехи в учебе» с девизом, существовавшим еще на медалях екатерининских времен, - «Следуя достигнешь». В последнее время вошло в обиход название «мастер-класс», но практика «уроков мастера» существовала на протяжении всей истории Академии. Молодежь охотно допускали академики в свои мастерские, чтобы показать творческий процесс как, например, И.
Айвазовский, не преподававший в Академии. Из таких занятий возникали художественные кружки, впоследствии выраставшие в художественные школы. Академическое сообщество подхватывает эстафету своих славных предков - членов Императорской Академии.
Ежемесячно З. Церетели безвозмездно проводит мастер-классы в одном из больших залов «Галереи искусств». В разное время и разных местах мастер-классы проводили А.
Мыльников, Е. Зверьков, Е. Максимов, Э.
Дробицкий, И. Глазунов, Н. Вдовкин, А.
Покровский, Н. Соломин, И. Старженецкая, М.
Шаньков, В. Малолетков, И. Обросов, С.
Бенедиктов, А. Бобыкин, С. Андрияка, О.
Еремеев, М. Кишев, Н. Мухин, ГС.
Паштов, ГГ Васильев, С. Голынец и другие. Сейчас в преподавательском составе художественных вузов - новое поколение выдающихся художников, скульпторов, графиков и искусствоведов: В.
Церетели, А. Салахова, Т. Назаренко, Н.
Мухин, А. Теслик, А. Трошин, В.
Калинин, М. Посохин, Д. Швидковский, А.
Рукавишников и многие другие. Воспитание высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства всегда было и остается главной целью Российской академии художеств. Полное собрание законов Российской Империи.
Петров П. Сборник материалов для истории С. Том 1.
Далее: Петров. Отчет Императорской Академии художеств за 1909 год. Кондаков С.
Императорская Академия художеств. Там же. Великий князь Александр Михайлович.
Книга воспоминаний. К 125-летию галереи. По страницам...
Картинная галерея имени К. Саратов, 1987. Журнал Императорской Академии художеств за 1898 год.
Журнал Императорской Академии художеств за 1913 год. Барсамов Н. Иван Константинович Айвазовский.
Симферополь, 1953. Архив РАХ. Литературное наследство.
Иллюстрации И. Вид парадной лестницы в Академии художеств. Шувалова с ходатайством о создании в России самостоятельной Академии художеств Именной указ Екатерины II от 4 ноября 1764 года.
Печать Императорской Академии художеств. Медаль в память столетия Императорской Академии художеств. Диаметр — 87 мм.
Медаль на 50-летие. Диаметр — 51 мм. Медаль «За успехи в учебе».
Портрет президента Академии художеств И. Холст, масло. Памятник президенту Императорской Академии художеств И.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны 1709—1762 Холст, масло. Портрет И. Мрамор, диорит.
ГТГ Портрет выполнен в период пребывания Ф. Шубина в Риме в качестве пенсионера Академии художеств Ж. Президент Императорской Академии художеств граф А.
Россия и Европа. Портрет Екатерины II. ГТГ В.
Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль. ГТГ А. Портрет президента Императорской Академии художеств А.
Оленина Холст, масло. Автопортрет, освещенный сзади. Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком.
Улица Торнабуони Via Tornabuoni во Флоренции. Собор Св. Петра в Риме.
Русские художники на Форо Романо. Лунная ночь в Неаполе. ГТГ П.
В мастерской художника. ГТГ М.
Будучи всего на два года моложе наследника, он был дружески к нему привязан, чему способствовало и совместное прохождение курса обучения. Они получили типичное для царских детей высшее образование, соответствовавшее сочетанию университета с военной академией. Их взгляды на российскую государственность и культуру во многом совпадали. Объединяло их и общее стремление способствовать расцвету национального искусства. По завершении образования и достижении совершеннолетия в 1865 году вел.
Владимир Александрович был избран почетным любителем, в 1868 году в возрасте 22 лет стал товарищем заместителем президента вел. Марии Николаевны 1819-1876 , в конце жизни большую часть времени проводившей в Италии и поэтому фактически возложившей на Владимира Александровича полные права руководства Академией. Одним из первых его шагов было назначение ежегодных премий в сумме 1500 рублей за лучшие художественные произведения, представленные на академических выставках. После кончины вел. Владимир Александрович стал президентом Академии, оставаясь на этом посту вплоть до своей смерти в 1909 году. Таким образом он реально руководил Академией 41 год, а в статусе президента - 34, и это был самый большой срок президентства в ее истории. С 1883 года Академия приступила к широкомасштабным работам по устройству провинциальных музеев и передаче им произведений искусства.
Так, только в 1884-1885 годах в Ригу, Саратов, Вильнюс, Одессу, Харьков и другие города было передано более полутораста картин, скульптур и рисунков из Музея Академии. С этого времени ИАХ стала отчасти руководствоваться этой целью при своих постоянных закупках с выставок. Все эти мероприятия, поднимавшие авторитет ИАХ, преследовали далеко идущие цели - стимулирование интереса к искусству в провинции. В этой связи ИАХ придавала первостепенное значение организации и распространению художественного образования по всей стране. По свидетельству современников, с президентством вел. Владимира Александровича «навсегда останутся связанными три крупных факта в истории русского искусства: 1 введение нового академического устава 1893 г. В последнем уставе ИАХ, утвержденном в 1893 году, было записано: «1.
Императорская Академия художеств есть высшее художественное учреждение для поддержания, развития и распространения искусства в России. Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7]. Таким образом был подтвержден государственный статус всей деятельности. По поручению великого князя, который был президентом Одесского общества изящных искусств, основанная еще в 1865 году Одесская художественная школа была расширена и реорганизована; с 1884 года в своих рескриптах он ежегодно посылал ей свои указания. После смерти Владимира Александровича Одесская школа, сохранившая о нем признательную память, по просьбе общественности стала носить имя вел. Владимира Александровича. Современники отмечали, что исключительно его личному почину «обязано своим началом и самое большое дело Академии - устройство и организация художественных школ в Одессе, Казани, Тифлисе и других городах, что поставило Академию во главе обширного художественного дела государственного значения: распространения художественного просвещения в нашем отечестве»[8].
Неоценима его роль в создании и поддержке музыкальных коллективов и обществ. В отношении изобразительного искусства воля императора осуществлялась его братом, вел. Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы. Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно. Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных. Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А.
Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «...
Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами».
Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному.
В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия.
В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений.
Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П.
Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С.
Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К.
Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И. Шишкина, И.
Репина, И. Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В. Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств.
Совет Академии разработал положение и штат музея. Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков. Журналы заседаний Совета Академии содержат не только принимаемые время от времени решения о замене выбывших членов этой комиссии новыми, но и множество других поручений. Советом постоянно командировались профессора и академики в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для участия в выпускных экзаменах это было вменено ИАХ в обязанность. Заседание Совета Императорской Академии художеств При изучении документов ИАХ становится очевидным, что многие ее музейные начинания финансово поддерживали российские миллионеры. В этом отношении показателен пример почетного члена Академии, мецената Б.
В 1913 году «сахарный король» обратился к президенту ИАХ вел. Марии Павловне с представлением следующего содержания: «... Стремясь посильно придти на помощь энергичной Вашей деятельности, я, в бытность этой зимой в Венеции, пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей, как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимейшие расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания»[14]. Русский выставочный павильон в Венеции был построен по проекту академика А. Щусева и открыт в 1914 году. Он и сейчас верно служит русскому искусству в качестве российского павильона на Венецианской биеннале. Президент ИАХ вел.
Буняковский, П. Севергин, А. Бутлеров, Я. Захаров, Н. Бекетов; биологи К. Бэр, А. Ковалевский, И. Научные исследования и работы академиков и сотрудников академических институтов текущего столетия вошли в золотой фонд мировых достижений. Только список сделанных ими и внесенных в Государственный реестр открытий занимает в справочниках свыше десяти страниц.
Выдающиеся заслуги в области физики и химии академиков Н. Семенова, П. Капицы, Л. Ландау, П. Черенкова, И. Тамма, И. Франка, Н.