Советский художник-нонконформист Элий Михайлович Белютин (1925-2012), часть I. Вдова художника Элия Белютина, хранительница крупнейшей в Европе частной коллекции живописи, в которой Рубенс, Эль Греко, Микеланджело, разматывает ниточку их удивительной истории. В течение 150 лет несколько поколений семьи известного художника Элия Белютина собирали и хранили ценнейшие артефакты в Москве. В течение 150 лет несколько поколений семьи известного художника Элия Белютина собирали и хранили ценнейшие артефакты в Москве.
Охота за московским Да Винчи
Она была писательницей, искусствоведом, женой художника Элия Белютина и наследницей его коллекции картин, скульптур и антиквариата. Официальный сайт художника Элия Михайловича Белютина info@ Белютин Элий Михайлович (1925–2012) − российский художник и теоретик искусства, один из лидеров неофициального искусства. Её завещала искусствовед Нина Молева, вдова одного из главных художников неофициального советского искусства Элия Белютина. 11 февраля на 99-м году жизни скончалась вдова художника Элия Белютина Нина Молева. Она была писательницей, искусствоведом, женой художника Элия Белютина и наследницей его коллекции картин, скульптур и антиквариата.
Картины Элия Белютина — мужа Нины Молевой, которая отдала Путину коллекцию картин на $2 миллиарда
Необычные картины на тему «Искусство в себе» демонстрируются впервые. Элий Белютин — художник-абстракционист, создатель творческого объединения «Новая реальность», произведения которого выставлены в музеях России, стран Европы, Азии и Америки. Его причисляли к представителям так называемого «неофициального искусства» 60-х годов XX века. Восемь работ, представленных на выставке, собраны из сорока с лишним произведений, которые были подарены фонду Национального художественного музея Якутии вдовой художника Ниной Молевой в 2013 году.
Например, "Мария Магдалина" - они говорили, что это Тициан. Мало шансов, это очевидно, что полотно принадлежит кисти Тициана, но сама по себе работа прекрасная. Опять же, я не верю, что "Снятие с креста", виденное мной в этой коллекции, написал Эль Греко, которому его приписывают. Может быть, кто-то из учеников.
Или не учеников. Но картина великолепная". По словам Кожитора, в квартире на Никитском бульваре, где находилась коллекция, присутствовал соответствующий антураж: свечи в старинных подсвечниках и антикварная мебель в сочетании с затемнением создавали мистическую, сказочную атмосферу. Этот образ "сказки", в которую попадаешь прямо с московского бульвара, очень показателен. И для хозяев, и для их гостя главным была не оценка коллекции, а тот шлейф волшебства, тайны, который тянулся за ней. В фильме спрессованы разные слои - в том числе много всего выдуманного, это явно присутствует в их рассказах. Очень много вымысла", - отмечал кинематографист.
После смерти Нины Михайловны Молевой работы, вероятно, смогут исследовать. Может быть, появится возможность уточнить их провенанс. В любом случае поклонников арт-детективов ждут интересные сюжеты.
Капица и Н. Сюжет о выставке демонстрировался через Интервидение в Западную Европу.
Были на выставке и поляки, например, будущий глава Союза художников Польши Раймонд Земский. В архиве Нины Молевой сохранились выдержки из книги отзывов. Судя по ним, творчество студийцев воспринималось зрителем в рамках уже известных нам мифологем. Выставка производит отрадное впечатление. Старый большевик Филиппов-Аракчеев», — гласит один из отзывов.
Сипягин — искусствовед». Именно партийность в боевом понимании этого слова делает каждый этюд целенаправленным… Группа работников НИИ Полиграфии и Кинематографии». Наконец, аноним выразил свои чувства в стихах: Мне здесь приснился чудный сон, Что опочил Иогансон. По версии Белютина и его учеников опиравшихся, в конечном счете, на его слова приглашение на уже сформированную выставку было для него неожиданностью. Последняя выставка студии привлекла внимание западных корреспондентов, а вслед за ними и ЦК партии.
Он сообщил, что студия должна участвовать в выставке «30 лет МОССХ» и выделил специальную машину для перевозки работ с выставки на Большой Коммунистической в Манеж. Белютин, по свидетельству лояльного очевидца Леонида Рабичева, отказывается со словами «это провокация». Однако указание ЦК было-таки воспринято как приказ, и работы перевезли, осуществив предварительную самоцензуру и исключив абстракции.
Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, художник создал свой особый художественный стиль, так называемую "модульную живопись", язык символов. Его работы напоминают работы мастеров ХХ века, работавших в подобном направлении.
Таких, как Малевич, Ротко, Кандинский и других. Картина Элия Белютина Стиль совсем не классический, как видите. Однако собирать художник предпочитал классику. Картина Элия Белютина Картина Элия Белютина Следует также отметить, что начало дорогой коллекции искусства положил не сам Элий Белютин, а его дедушка — Иван Гринев, работавший художником императорского театра. Картина Элия Белютина Картина Элия Белютина Теперь вы видели работы Элия Белютина, художника, коллекционера и миллиардера, собравшего коллекцию дорогих картин.
Пушкина, но и Лужков и музей Пушкина от неё отказались. Поведение музея при этом очень странное, если учитывать стоимость коллекции, о которой сообщают СМИ, а сведения о судьбе и ценности коллекции Белютина весьма противоречивые. До сих пор толком непонятно, где она в итоге находится. Как вам картины Элия Белютина, что вы о них думаете?
Мастер, взбесивший Никиту Хрущева: личный архив и картины Элия Белютина
Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». Как сообщает издание, коллекция принадлежала художнику Элию Белютину, который вместе с женой нашел уникальные картины в тайнике дома на Никитском бульваре в Москве. Руководил студией живописец, теоретик искусства и литератор Элий Белютин. «Элий Белютин был художником своего времени, и его работы актуальны по сей день. Э́лий (Ели́гий) Миха́йлович Белю́тин — советский и российский художник, педагог и теоретик искусства. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и скончавшейся в феврале его вдовы Нины Молевой вызывает немало вопросов.
Выставка художника-абстракциониста Элия Белютина открылась в Якутске
Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». Элий Белютин известен как создатель уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности. Элий Белютин известен как создатель уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности. Элий Белютин был автором «теории всеобщей контактности», трактующей искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой.
От Белютина с любовью
Картина Элия Белютина Стиль совсем не классический, как видите. Однако собирать художник предпочитал классику. Картина Элия Белютина Картина Элия Белютина Следует также отметить, что начало дорогой коллекции искусства положил не сам Элий Белютин, а его дедушка — Иван Гринев, работавший художником императорского театра. Картина Элия Белютина Картина Элия Белютина Теперь вы видели работы Элия Белютина, художника, коллекционера и миллиардера, собравшего коллекцию дорогих картин. Пушкина, но и Лужков и музей Пушкина от неё отказались. Поведение музея при этом очень странное, если учитывать стоимость коллекции, о которой сообщают СМИ, а сведения о судьбе и ценности коллекции Белютина весьма противоречивые. До сих пор толком непонятно, где она в итоге находится.
Как вам картины Элия Белютина, что вы о них думаете? Пишите в комментариях. Мне картины Белютина совсем как говорится "не зашли". Красоты в них не вижу совершенно, зато вижу множество реплик на признанных мэтров живописи - от Пикассо до Филонова.
Что же имел ввиду Белютин, говоря про контактность в искусстве? Это овеществление творческой потенции в нечто пластическое по концепциям своего времени. Говоря другими словами — перевоплощение жизненной реакции человека в некое материальное качество, способное передавать эмоции, переживания художника. По словам Элия Михайловича, искусство не может конкурировать с наукой. Искусство - это человеческая жизнь, создание пластического духовного воздействия, идентичного силе воздействия действительности. Иначе говоря, искусство - это жизнь человека в жизни, наука же - это изучение жизни человека в окружающей его действительности. Теория контактности Белютина исходит из того, что искусство — самая яркая форма проявления творческой потенции, тот атомный взрыв, который происходит в надсознании человека и составляет существо искусства. Создавайте не подобие предмета, но всю сложность переживаний, которыми вы в момент работы охвачены», — это творческий принцип художников «Новой реальности». В их произведениях человеческие чувства обретают форму пластических символов.
Художники были вынуждены уйти в подполье, и в 1964 году студия Белютина переехала на дачу художника в Абрамцево. Лишь четверть века спустя, в 1988 году, была организована первая официальная выставка студии «Новая реальность» в Третьяковской галерее в Москве. В 1990 году в Калининградском музее изобразительных искусств была организована первая региональная выставка студии, которая положила начало формированию в Музее коллекции произведений Элия Белютина и художников студии «Новая реальность». Сегодня Калининградский музей изобразительных искусств обладает крупнейшей в России коллекцией произведений живописи и графики Элия Белютина и его студии. В коллекции представлены как сам Элий Белютин, так и его многочисленные ученики. Существенная часть этих произведений оказалась в стенах музея благодаря вдове художника Нине Михайловне Молевой — искусствоведу, автору многочисленных монографий и исследований по истории искусства. В своем творчестве Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода.
Подписание дарственной от вдовы в адрес польской стороны должно было состояться в октябре, но встреча по какой-то причине была отменена. Есть версия, что Польша решила взять тайм-аут, чтобы к моменту официальной передачи российской коллекции снизить градус скандальности и подготовить более благоприятный информационный фон. Появление в завещании Белютина Польского государства стало для всех полной неожиданностью Отслеживающие эту историю польские и другие европейские СМИ в своих статьях называют Белютина и Молеву «семьей поляков», волею случая заброшенных в Россию. Однако это далеко не так. Как рассказывала сама Нина Молева в интервью десятилетней давности, уникальную коллекцию начал собирать дедушка ее мужа, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринев, еще 150 лет назад. Имея высокие доходы, Гринев проводил много времени на европейских аукционах, приобретая и привозя в Россию предметы искусства. Мечтой коллекционера, как рассказывает Нина Молева, было открыть в Москве совместно с французами бесплатный художественный музей, наподобие Третьяковской галереи или музея Щукина. Во время революции коллекция Гринева была надежно спрятана и спасена тем самым от расхищения. После смерти коллекционера его дочь вышла замуж за итальянца Микеле Белуччи, ставшего в России Михаилом Белютиным. Когда у молодой семьи родился сын, его по просьбе итальянского дедушки — известного оперного дирижера Паоло Стефано — назвали Элигием сокращенно — Элием. В благодарность за внука дирижер прислал в Москву полотно «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» кисти Джованни Батиста. Михаил Белютин продолжил пополнять коллекцию тестя, скупая предметы искусства на аукционах, где распродавалось конфискованное из дворцов русских царей имущество.
Покровитель странствующих
Затем занимался в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского педагогического института, с 1950 г. С 1954 г. В ноябре 1962 г. Хрущев, который возмутился произведениями авангардистского толка.
Предметом вдохновения была обнаженная натура, ню, Мадонны, мужчина и женщина.
На выставке представлена серии работ с изображением Матери с младенцем. Белютинские Мадонны яркие, выразительные, не похожи одна на другую. В экспозицию вошло около 20 живописных работ 60-80-Хх годов. Небольшой стенд на выставке представлен ранними произведениями художника 1940-1950-х годов.
По этим работам интересно проследить зарождение почерка мастера, поиски выразительности и пластичности художественного языка.
По мнению профессора Американского университета Бейрута Арне Дитриха, такой принцип творческой активности его еще называют творчество «снизу вверх» , представляет собой классический пример озарения. Александр Крюков «Ленин» Аналогичные объяснения дает и теория всеобщей контактности Белютина. В самый неожиданный момент подсознание связывает разрозненные элементы знаний и выдает оригинальную идею естественно, не «из воздуха» и не на пустом месте. Второй тип творчества, который выделяет Арне Дитрих, гораздо более «преднамеренный» — он называет его творчеством «сверху вниз». Эта творческая активность базируется на более логическом подходе к вопросам. В отличие от первого вида творческой работы, который подразумевает приход идеи на уровне подсознания, без обсуждения, здесь идеи идут действительно сверху вниз: образно говоря, вы думаете о том, что вам уже давно известно, оценивая жизнеспособность каждой идеи. Это более устойчивый подход, он эффективен, если надо решить проблему сознательно. Данный тип творчества характерен для методик мозгового штурма и их модификаций. Все эти идеи и применяются в нашем практикуме.
Поверхностному наблюдателю может показаться, что собравшиеся люди забавляются — сидят и рисуют странные абстрактные картинки. Но о том, что на самом деле происходит на тренинге, лучше всего свидетельствуют перемены в их сознании и жизни. Недавно я говорила по скайпу с одним своим приятелем, эмигрировавшим в США около 15 лет назад. Он в красках рассказывал, как его сын испытывает восторг от курсов по развитию креативного сознания, которые он проходит в Harvard University. Мой друг уверен, что эти технологии становятся ни много ни мало новым видом оружия в современном мире. Если в стране с каждым годом становится все больше и больше людей, способных к ярким, дерзким идеям, которые позволяют решать задачи гораздо быстрее и эффективнее, и эти люди уже составляют заметную долю общества, то чем это не оружие? Создал ее один из самых известных американских мыслителей в сфере образования Ховард Гарднер. И если вынести за скобки различия между суховатым систематическим подходом Гарднера и артистическим фейерверком идей Белютина, в этой теории можно найти множество параллелей «Теории всеобщей контактности». Обе теории опираются на практически одни и те же принципы приоритетности искусства в развитии креативного мышления. Возможно, не случайно Project Zero и белютинская «Новая реальность» из которой выросла наша «Новая реальность 2.
Кажется, в двух ведущих странах мира одновременно сложились одинаковые предпосылки для рождения этих проектов. Карибский кризис. Начало космической гонки. Развитие ядерной программы. Не исключено, что и интеллектуальная сфера еще тогда также стала ареной для противодействия двух держав. С другой стороны, в 1960-е в Америке происходит оживление общественных движений, а в России наступает период хрущевской оттепели. Ощущение свободы, перспективы наступления позитивных перемен в жизни страны спровоцировали в обществе появление множества творческих идей и инициатив.
В соавторстве со своей женой, Ниной Молевой, выступал в качестве автора трудов по истории художественной педагогической системы XVIII—XIX веков, а также являлся основоположником теории «всеобщей контактности». Его теория исходила из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин перенёс в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества. Элий Белютин окончил художественный факультет Педагогического института. Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной студии Белютина. Она была основана им в 1946 году при Доме учителя на Большой Коммунистической улице, а в 1954 году приобрела официальный статус. В 1962 году во флигеле при Доме учителя состоялась однодневная выставка членов студии при участии не входивших в студию Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Юло Соостера, Юрия Соболева. Выставка привлекла большое внимание и работы «белютинцев» были перевезены в Манеж на проходившую там юбилейную выставку «30 лет МОСХ».
БЕЛЮТИН Элий (Элего) Михайлович (1925 – 2012)
Речь о полотне размером 127 на 66 см, написанном в стиле абстрактного экспрессионизма, под названием «Разговор». Работа была оценена в 660 - 825 тысяч рублей. Однако желающих ее купить не нашлось. Лот не продан. История продаж последних двух лет — в том же духе. Работы Элия Белютина выставлялись по умеренным для арт-рынка ценам, но так и не ушли с молотка. Но были у Белютина, который ушел из жизни в 2012 году, и относительно значительные продажи. И вообще тот случай абсолютно исключительный. Брать его как показательный пример нельзя. На российских аукционах картины Белютина не редкость. И цены посильны широкому кругу коллекционеров.
Картины и люди. Из записных книжек художника 1937—2007. Абрамцево — Остров Свободы. Март первый — февраль последний. Мир добра и света. Альбом рисунков. Ветер с Атлантики. Пространство чувств.
Чао, Америка. Жизнь и творчество. Слово — натуре. Теория всеобщей контактности.
На конверте подпись, заверенная нотариусом и свидетелями. Не могу сказать, что именно указано в завещании, но скажу, что Калининград там фигурирует, - рассказывала «Комсомолке» Нина Михайловна. Мы поговорили с директором музея изобразительных искусств Галиной Заболотской о судьбе уникальной коллекции.
У нас есть музейный хранитель живописи, которая звонила каждую неделю. Мы держали связь, знали все о состоянии, переживаниях, настроениях Нины Михайловны. Она же знала все о наших проблемах и планах. Разговоры были основательные, по часу и больше. Мы были по-прежнему близки. Она же никого к себе домой последние годы не пускала, контактировала только с сиделкой. Но она не была одинока, много общалась.
В ее день рождения я смогла дозвониться до нее только после обеда. С утра телефон был постоянно занят... Галиная Заболотская поддерживала теплые дружеские отношения с Ниной Михайловной. Есть шансы, что что-то получит и Калининградский музей изобразительных искусств? Как она сама говорила в СМИ, по этому завещанию все переходит государству в лице президента. Было оговорено, что президент будет вправе распорядиться этим наследием после ее ухода из жизни. Конечно, мы будем ходатайствовать о том, чтобы наш музей изобразительных искусств рассматривался как место хранения и экспонирования коллекции.
В итоге завещание Нина Молева составила на физическое лицо — Владимира Путина, что само по себе звучит громко, но волю наследодателя трактовать сложно, говорит адвокат Антон Пуляев: Антон Пуляев адвокат «Это волеизъявление, которое наследодатель посчитал необходимым именно таким образом оформить. Опять же, я подчеркиваю, что теоретически это имущество, в случае если наследник откажется, оно и так может перейти государству. Но, опять же, в данном случае речь идет о том, что при жизни, допустим, можно было бы это имущество передать государству. Существуют определенные механизмы это сделать. Допустим, передать в дар какой-то государственной организации, но это как вариант. А с учетом того, что это наследственное имущество, опять же, наследодатель избрал именно этот вариант, что именно физическому лицу завещал это имущество». Остается ждать полгода, но вопрос — примет ли президент такое наследство, которое в искусствоведческой среде много лет считают крайне спорным. Мэр Москвы Юрий Лужков в свое время не принял собрание Белютина в дар, напоминает искусствовед и автор телеграм-канала «Ку-ку» Ксения Коробейникова: Ксения Коробейникова искусствовед и автор телеграм-канала «Ку-ку» «Говорили, что там много подделок, много вещей даже не второго, а третьего ряда, и даже пятого, десятого, что если и есть там что-то более или менее ценное, оно того не стоит, чтобы с этой коллекцией связываться. Видимо, поэтому в свое время Юрий Лужков не принял в дар эту коллекцию и не взял ее на баланс города, тем более что Нина Молева тогда просила: если уж вы принимаете дар, то откройте музей для этой коллекции.
Тогда с этим связываться не стали, и она решила, что хочет подарить, завещать эту коллекцию государству. В общем-то, сейчас, когда она умерла и все вспомнили, что завещание-то на Владимира Путина, и в этом-то вся загвоздка, потому что это юридически обязывающий акт. Администрация президента должна решать, что с этим делать».
России и Владимиру Путину завещаны шедевры на $2 млрд
Я верю журналистам что у нее не оригиналы известных художников, слишком сомнительная история про коммуналку, но на фото по некоторым багетам видно что картины имеются всё равно не дешевые. Элий Михайлович Белютин вошел в историю русского искусства как художник авангардист и теоретик русского искусства второй половины 20 века. Элий Белютин и его Студия известны не столько скандалом на выставке в Манеже 1962 года, но особым подходом к художникам. Элий Белютин основал объединение «Новая реальностью», через которое прошли около 3000 тысяч художников, многие из них стали известными. Элий Михайлович Белютин вошел в историю русского искусства как художник авангардист и теоретик русского искусства второй половины 20 века. В течение 150 лет несколько поколений семьи известного художника Элия Белютина собирали и хранили ценнейшие артефакты в Москве.
«Гений – способность выстраивать прочные связи между оперативной памятью и глубоким подсознанием»
Я верю журналистам что у нее не оригиналы известных художников, слишком сомнительная история про коммуналку, но на фото по некоторым багетам видно что картины имеются всё равно не дешевые. БЕЛЮТИН Элий (Элего) Михайлович (1925 – 2012). Рос. живописец, педагог, историк иск-ва. Основатель (1946) и руководитель творч. студии «Новая реальность», одного из центров воспитания художников отеч. «нонконформистского» направления. Её завещала искусствовед Нина Молева, вдова одного из главных художников неофициального советского искусства Элия Белютина. Элий Михайлович Белютин, художник и педагог, является, вероятно, одной из самых противоречивых фигур «оттепели».
Выставка художника-абстракциониста Элия Белютина открылась в Якутске
Как вам картины Элия Белютина, что вы о них думаете? Пишите в комментариях. Мне картины Белютина совсем как говорится "не зашли". Красоты в них не вижу совершенно, зато вижу множество реплик на признанных мэтров живописи - от Пикассо до Филонова. Но это, конечно, мое личное мнение. А вот супругу его всегда очень уважала!
И книги ее у меня есть не скажу, что прям настольные, но иногда тянет перечитать , и на лекции ее ходила. Она умела очень увлекательно подать материал. А как она умела работать с архивами! Царствие ей Небесное, достойную жизнь прожила Анфиса Искусство оно такое, кому-то нравится, а кому-то не заходит. Зато народ у нас любит сразу всё оплевать.
Методика строилась нетрадиционно: не нужно было писать предметы «такими, какие они есть», акцент ставился на восприятии натюрмортов, историй, или явлений и их изображении. Художники ездили на пленэры, работали с натурой с долей рефлексии. Внесение в живопись личного аспекта не позволяет увидеть очертания привычных предметов.
По мнению Белютина, искусство заключается в «обрушивании» картин на зрителя, передаче эмоционального накала Такого эффекта можно достигнуть при отказе от фигуративности и обращению к абстракции. Цвет и линия становятся инструментами для самовыражения. Несмотря на коллективные занятия, в работе видна личность каждого художника.
Общее между студийцами — это работа в коллективе, которая, как ни странно, открывает индивидуальность. Зрителю же нужно отказаться от привычной реальности и обратиться к визуальности и рефлексии.
Затем занимался в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского педагогического института, с 1950 г. С 1954 г. В ноябре 1962 г. Хрущев, который возмутился произведениями авангардистского толка.
Дачные затворники Белютины не качались в гамаке, а работали не покладая рук в литературе и в живописи. Крепко связанные сексуальные и материальные вопросы решались автоматически — членские взносы через постель гуру. К Белютину в Абрамцево шли отборные поклонницы в порядке живой очереди. Молеву не занимал гарем мужа. Она с увлечением сочиняла роман о гареме императрицы Екатерины Великой. В 1964 году на абрамцевской даче открылся артистический салон с литературной читкой и обсуждением картин. Начинающий гений Сашка Курушин показал свои картинки. Переписка с видными иностранцами, дружеские отношения с итальянским профессором рисования Франко Миеле и его очаровательной супругой Асей Муратовой закончились выставкой в Италии 1969 с живым предисловием итальянского друга. Героя французского сопротивления Жана Кассу интриговали опыты советского педагога с творческой интеллигенцией и массовый рисовальный психоз. Возникла переписка двух эспериментаторов. Какой может быть арест, если вас сопровождает советник Кремля Виктор Луи? Не опасаясь ареста за нарушение границы, в Абрамцево приезжали поляки и французы, итальянцы и американцы. Приглашенные с женами восторгались старинными картинами, висевшими на бревенчатых стенах салона. Гости, развалившись в плетеных креслах, оживленно обсуждали опалу Хрущева, надгробные монументы Неизвестного, коллективное руководство страны, нашествие поп-арта в Европу. Работа с профессором Римского университета Франко Миеле была особенно приятной и продуктивной. Профессор взялся составить историю неофициального искусства в современной России. Работали практически вчетвером. В 1973 этот уродливый труд вышел в Италии и доставил большую радость опальному гуру. Волна еврейской эмиграции, охватившая страну и увлекшая за собой его друзей — Феликса Збарского, Марка Клионского, Юрия Красного, Владимира Галацкого — не смутила прозорливого артиста. Жизнь в Совдепии казалась невыносимо скучной и серой, но здесь стояли свои стены, украшенные старинными картинами и надеждой на лучшее будущее, а на Западе — сплошная неизвестность без пенсии и родных стен. Вылазки на природу обставлялись как языческое богомолье, с выпивкой и закуской, под музыку Баха. Расчетливая экспрессия на полпути к лирической абстракции. Он их не продавал, а дарил. Белютин отлично знал, что нелегалы Зверев, Рабин, Яковлев живут своим искусством, но опуститься до них он не мог, не хватало ни смелости, ни желания. Раздвоение личности? Нет, органический оптимизм! Белютин родися барином и богачом. Хитроумный дед оставил ему клад — картины известных европейских мастеров, стоившие большие миллионы в твердой валюте. Белютинцы рассыпались, притихли на своих штатных местах, поджидая момента для решительной атаки. В последний раз я видел его на похоронах его любимой ученицы Гаяны Каждан холодной осенью 73-го года. На пригорке возвышался Белютин, плотно одетый в заграничное пальто с пояском, черная шляпа и неизменный красный шарф через плечо, а вокруг могилы стояли сплошные кандидаты в эмиграцию. Доходили слухи об эмигрантских успехах Владимира Галацкого. В Швеции его сравнивали только с Рембрандтом. Супруги Белютины не играли в диссидентские игры, а вкалывали, сочиняя книжки одну за другой. Книжек вышло очень много, около 400 — статьи и романы, трактаты и переводы, монографии и биографии, искусство России и Запада. В раннюю перестройку, когда над нищей страной блеснул социализм с человеческим лицом, видную роль играл Борис Жутовский, рисовальщик и полиграфист с большими связями в старом и новом официозе, от генералов государственной безопасности до директоров центрального телевидения. Он без промедления занялся выставками белютинцев, распределяя фотоматериал и тексты по своему усмотрению. Откуда-то вылезла темная подвальная шелупонь — Кантор, Брускин, Капустянский — и завернула валюту в свой бездонный карман. Он, Белютин, лидер мирового искусства, живет на нищенскую пенсию учителя, а эти молодцы гребут деньги лопатой. Скажите — где же справедливость? К этому славному времени народных митингов и решительных общественных перемен имя Белютина как дилетанта и провокатора обросло легендами о непримиримом борце с косностью и мракобесием в культуре России. Мелочиться он не стал. Знай наших! Не американец, а русский — первый, как в космосе, так и в мировом искусстве! И самое удивительное — так и было на самом деле, но работы Поллока дорого оплатила Америка, а Белютина Россия обозвала провокатором и мерзавцем. Умеренный успех, первые закупки. Молева творила литературные чудеса. В 1991 году супругов выпустили с выставкой в Америку. Об успехе говорить не приходится. Получилась не выставка 88 картин, а русская самоделка. Белютина уличили в подделке своих собственных работ. Он решил, что можно не только людей, но и время повернуть назад, как поворачивают автомобиль. Картины, нарисованные в 90-м, он подписывал 50-м годом. Получался обыкновенный фальшак вместо музыки. Личное явление Белютина народу спотыкалось о чудовищные преграды : иная жизнь и новые люди. Его крики о спасении священной русской культуры не принимали всерьез. Где сладкие советские времена? Где мусора и стукачи, фарцовщики и бомбилы? Где незабываемый Никита Сергеевич Хрущев? Где русская интеллигенция? С кем взяться за руки, чтоб не потеряться? Не с кем! И — зловещий факт налицо! Надвигалась глубокая старость, а с ней и невзгоды.