Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. Куртуазность – это эстетическая и нравственная концепция, которая возникла в западноевропейском обществе средневековья и получила широкое распространение.
Что означает быть куртуазным
Ее новый вариант представлен сегодня историками, рассматривающими этот вопрос с позиций феминизма[730], женоненавистничества[731] или современного психоанализа. Последние видят в куртуазной любви отражение формы невроза, главным образом мужского: человек страдает из-за неразрешимой любви, поскольку его дама сердца недоступна. Тогда мужчина выстраивает настоящую любовную клетку, низводя себя до положения марионетки, поверженной, раздавленной, истерзанной неутоленным желанием в рамках парадоксальной и разрушающей любви, субъект которой находится в вечном ожидании, а объект — в вечной недосягаемости[732]. Парадоксально, но подобные интерпретации, сделанные в рамках психоанализа, допускают, что литература по большей части является достоверным отражением действительности и описывает ситуации, соответствующие социальной реальности того времени, которую исследователь толкует по-своему, придерживаясь установок своей «школы». Следует ли в таком случае отказаться от понятия «куртуазная любовь», отрицать ее реальное существование и социальное значение? Без сомнения, это было бы крайней мерой. На мой взгляд, стоит придерживаться направления, предложенного Р. Этот автор отмечает, что понятия «куртуазная любовь» в средневековой литературе практически не существует. Этот концепт заключает в себе различные и противоречивые аспекты, следовательно, теория куртуазной любви не может укладываться в рамки одного этого термина. Любовь, описанная в произведениях, может быть как недостижимой, так и доступной, как супружеской, так и прелюбодейной, как платонической, так и эротической.
Ее объектом может быть не только замужняя женщина, занимающая, в отличие от ее воздыхателя, высокую социальную позицию, но и дама равного с ним положения и даже простолюдинка. Куртуазная любовь не соответствует понятию концепта — лучше будет говорить не о куртуазной любви, но о куртуазном дискурсе о любви, о литературном споре, касающемся различных форм любовного поведения[734]. Тем не менее общим сюжетом всех этих дискурсов остается любовь, облагораживающая человека. Различные ситуации выявляют ее главные, характерные черты, превращая ее в ценность, не имеющую равных. В частности, это односторонность любовных отношений: можно отдавать другому свое тело как в случае Изольды и Гвиневеры , но не сердце: она принадлежит лишь одному человеку. Любовь должна быть абсолютной и единственной. Она должна быть искренней, достойной, истинной, бескорыстной и надежной. Она обязательно взаимная — качество, которое долгое время ученые упускали из виду. Наконец, она добровольная, спонтанная, уважающая чувство собственного достоинства и свободу партнера.
Но тогда на пути неизбежно встает проблема брака: если любовь спонтанна и добровольна, то как совместить ее с правами супруга, призывающими к супружескому долгу, предоставленному Церковью и навязанному нравами и обычаями времени? Вот почему в большинстве своем любовные отношения, описанные в романах, оказываются внебрачными. И все же проблема заявлена, и Кретьен де Труа пытается разрешить ее, примирив любовь и брак в «Клижесе», «Эреке и Эниде» и даже, с большими трудностями, в «Рыцаре телеги», пытаясь приглушить опасный аспект мифа о прелюбодейной любви, прославляемой Тристаном и Изольдой. Последний аспект, вероятно, обладает наибольшей значимостью: любовь почти всегда оказывалась притесняемой законами общества и Церкви. Такой подход к проблеме позволил мне переформулировать вопрос. Ибо если куртуазная любовь не является принятым и даже действующим концептом, то она не может быть выражением или инструментом социального класса, как утверждали Э. Келер и в меньшей степени Ж. Соответственно, всеохватная социологическая, «классовая» интерпретация должна быть пересмотрена. На мой взгляд, эту проблему нужно рассматривать с позиции «конкретных случаев», социальных и культурных ситуаций, порождавших злободневные вопросы, которые находили свое отражение в вымышленном мире литературы, пытавшейся подобрать к ним более четкие дефиниции или решения.
В конечном счете, не так важно, какой из форм любви отдавали предпочтение все они были хоть сколько-нибудь использованы или возводили в универсальную доктрину, принятую за образец или считавшуюся нормативной в этом могло быть отказано всем формам. Важно признать, что все «куртуазные дискурсы» о любви имели чрезвычайный успех, свидетельствующий об остроте проблемы, вставшей в ту эпоху перед аристократической публикой. Разнообразие ответов, предложенных литературой, красноречиво говорит об интенсивности поиска из сложившегося положения, но их общие черты вскрывают глубокие социальные причины недовольства и в то же время указывают на силу социальных устремлений. Брак в его традиционной сложившейся форме ставится под сомнение, в то время как настойчиво утверждается превосходящая ценность любви, основанной на свободном выборе партнеров, и этот принцип касается не только мужчин, но и женщин. Дама, за которой следует ухаживать, чтобы завоевать ее, а не взять штурмом, всегда оставляет за собой свободу выбора. Любовь нельзя ни отнять, ни навязать: ее разделяют по доброй воле. Такая проблематика, как мне кажется, нашла наиболее сильное выражение в лэ Марии Французской. Вопрос о личности автора до сих пор остается нерешенным, но все же можно предположить, что им была женщина, жившая при дворе Генриха II Плантагенета. На мой взгляд, это обстоятельство лишь подкрепляет целесообразность и уместность ее дискурса о любви, на который оказали воздействие и ее женская природа, и ее связь с культурной и психологической средой Алиеноры[735].
В творчестве Марии Французской нельзя найти теоретических критериев куртуазной любви, разработанных некогда Андреем Капелланом, — она мастерски описывает различные ситуации, в которых могут оказаться влюбленные, принадлежащие обществу, которое хорошо знает и Мария, и ее читатель. Иными словами, ее герои вращаются в аристократической среде империи Плантагенета во времена Алиеноры. На пути свободной и взаимной любви героев, любви полной и «настоящей», стремящейся вовсе не к платоническому, а к всеобъемлющему чувственному и сексуальному союзу, встают различные препятствия, создаваемые обществом того времени: «экономический» брак одного героя или принудительный брак другого; ревнивый старый муж, навязанный юной девушке; расстояние, разделяющее влюбленных; экономическая или социальная пропасть между ними; требования родителей или опекунов; различные социальные законы; права, присвоенные себе могущественными людьми; всевозможные обычаи и табу; и т. Во всех этих случаях Мария как и большинство писателей в отношении Тристана и Изольды или Ланселота и Гвиневеры принимает сторону влюбленных, выступая против социальных, моральных или религиозных установок, стремящихся разлучить их, но при условии, что героев связывает «настоящая» любовь, бескорыстная и основанная на прочном чувстве. Иными словами, та любовь, чьи основные характеристики уже выявил Р. Шнелл, проанализировав корпус литературных произведений, приступавших к этой теме[736]. Брак и любовные отношения в этом случае не обязательно являются противоречащими друг другу понятиями, но предпочтение все же отдается любви. Любовная проблематика, на мой взгляд, неотделима от породившей ее социальной действительности. Куртуазная любовь, безусловно, никогда не существовала в качестве концепта, но размышления и «куртуазный» дискурс о любви красноречиво свидетельствуют о беспокойстве, зародившемся в аристократической среде того времени.
Эти дискурсы, в частности, касаются места, отведенного в жизни «любви-чувству», роли, которую должна играть в ней женщина, а также способа примирить «всеобъемлющую» любовь, признанную самоценной, с той формой брака, которая принята в знатной среде и навязана церковной моралью[737]. Понятие взаимной любви приобретает значимость в глазах образованной части общества и даже завоевывает сторонников в женоненавистнической среде церковных писателей. Поэты и писатели воспевают ее как идеал — особенно те из них, кто трудится при дворе, где играют роль как бы ее сегодня ни отрицали такие женщины, как Алиенора Аквитанская или Мария Шампанская.
Если ранее она касалась только дворянского общества, то позднее она стала относиться ко всему обществу. Куртуазность стала символом элегантности и изысканности в поведении. В современном обществе, куртуазность является важным элементом успешного общения. Она предполагает умение правильно и тактично выражать свои мысли, проявлять уважение к собеседнику, быть внимательным и вежливым. Куртуазность в общении проявляется через: Вежливость и этикет; Умение слушать и проявлять интерес; Вежливые слова и жесты.
Куртуазность помогает установить гармоничные отношения между людьми, создает атмосферу взаимопонимания и доверия. Она позволяет избежать конфликтов и незначительных недоразумений в общении, способствует созданию положительного впечатления о себе. Таким образом, куртуазность является неотъемлемой частью успешного общения и помогает улучшить качество взаимодействия между людьми. Проявления куртуазности в общении Проявления куртуазности в общении включают в себя несколько аспектов: 1. Вежливость и этикет. При общении с другими людьми необходимо проявлять уважение и вежливость. Это включает в себя использование таких фраз, как «пожалуйста», «спасибо», «извините» и других, а также следование основным правилам поведения и этикета. Умение слушать и проявлять интерес.
Проявление куртуазности также включает в себя активное участие в разговоре, проявление интереса к собеседнику, умение слушать и задавать вопросы. Это помогает создать атмосферу взаимного уважения и понимания. Вежливые слова и жесты. Использование вежливых слов и жестов также является проявлением куртуазности. Например, улыбка, приветствие, осведомление о самочувствии и др. Это создает положительное впечатление о вас и позволяет собеседнику почувствовать себя комфортно. Проявления куртуазности в общении играют важную роль в создании гармоничных и продуктивных отношений между людьми. Они способствуют установлению доверия, уважения и взаимопонимания, что является основой для успешной коммуникации.
Вежливость и этикет Вежливость проявляется не только в словах, но и в жестах и тоне голоса. Вежливый человек всегда стремится быть тактичным и деликатным, не нанося обиды другому человеку. Вежливость и этикет включают в себя знание общепринятых правил поведения в различных ситуациях. Например, когда встречаешься с человеком, обычно приветствуешь его и прощаешься при расставании. Также существуют правила этикета при общении за столом, на публичных мероприятиях и т. Важным аспектом вежливости является умение слушать и проявлять интерес к собеседнику.
О различиях между ними — ниже; сначала об их единой основе — куртуазной этике. Куртуазная этика — это принципы, на которых строятся отношения между двумя фигурами — Рыцарем и Дамой донной.
Смысл этих отношений — куртуазная любовь или любовь-служение. Это словосочетание означает, что женщина становится объектом рыцарского служения наряду с сюзереном и Богом, и это — подлинная этическая революция. Суть ее — в преклонении сильнейшего перед слабейшим — воина перед женщиной, которая становится Дамой или Донной , то есть «Госпожой». До этого ни в одной культуре — ни в классической античной, ни в традиционной христианской — женщина не удостаивалась такого возвеличивания.
Исходя из этого, мы с вами унаследовали именно куртуазную модель любовного чувства. Но ее ли? И если да, то в какой мере? И что же такое куртуазность XI века в определении, предложенном Льюисом? Форма куртуазной поэзии — это лирика речь о начальной стадии; позднее она освоит и эпический род, итогом чего станет рыцарский роман. Чувство — конечно, любовь, но любовь особого рода, ее признаки — смирение, вежество, измена и собственно культ Любви. Влюбленный всегда жалок. Покорно удовлетворять малейшие прихоти дамы, хотя бы и самые фантастические, молчаливо сносить ее упреки, хотя бы несправедливые, — единственное, на что он может отважиться [Льюис 2015: 22]. Это — литература. Но как она соотносилась с практическими реалиями жизни? Христианство, пришедшее на смену более свободным античным воззрениям, хоть и не полностью отринув их, любовному чувству не помогало, напротив, оно «в очень общем смысле, настойчиво говоря о страдании и святости человеческого тела, стремилось смягчать или осуждать как постыдные наиболее откровенные случаи грубого и фривольного отношения античного мира ко всем областям человеческой жизни, а потому и к области пола» [Льюис 2015: 28]. Несмотря на богословские споры вокруг секса в браке и получаемого от него удовольствия, церковь все же однозначно запрещала любую раскрепощенность, а уж об измене и говорить нечего — это табу. Другое табу — почитание женщины наравне с Девой Марией. Распространено мнение о том, что куртуазная традиция заимствовала такой тип поклонения у христианства, однако для этого в таком поклонении недостаточно эротизма. Так или иначе, Прекрасная дама не может быть всерьез приравнена к Деве Марии; религия и сладострастие — два полюса, которые сойдутся через несколько веков под пером Данте. И однако вдруг на этом строгом аскетическом фоне в Провансе появляется ни на что не похожая, воспевающая доселе невиданное чувство к доселе не стоявшей так высоко женщине куртуазная поэзия. Все так, но с оговоркой: «Наука любви» насквозь иронична. Такое отношение к женщине в пору куртуазности было невозможным.
Куртуазность: что это значит?
Куртуазная любовь способствовала также и утверждению существующего порядка, проповедуя мораль, основанную на двух добродетелях: выдержке и дружбе. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУРТУАЗНЫЙ в. Куртуазность — это вкус к духовным ценностям, уважение к женщине и к любви.
Куртуазия как тип культуры
О словаре Словарь «Средневековый мир в терминах, именах и названия» представляет собой научно-справочное издание, подготовленное преподавателями Белорусского государственного университета. В словаре представлены основные термины и определения, используемые при изучении указанного исторического периода, даны биографические сведения о великих полководцах, военных и государственных деятелях, рассказывается о самых известных военных кампаниях и сражениях. Словарные статьи содержат также библиографические ссылки, облегчающие читателю поиск дополнительной информации в других источниках. В словарных статьях большое внимание уделено аллюзиям и коннотациям употребляемых писателем слов.
Женщины, приобщаясь к образованию и культуре, утверждали гуманные нормы поведения, смягчали жестокость мужчин. Например, платок, брошенный между двумя рыцарями, готовыми к поединку, мог предотвратить схватку. Куртуазное отношение к женщине не только позволяло, но даже требовало ее присутствия на турнирах, охоте, а иногда даже на войне например, второй и третий крестовые походы. В церквях вразрез с куртуазной культурой проповедники называли женщин «обителью зла» «Ужасы на Западе» Ж. Еще в 11 веке отношение к женщине было дискриминационным, чему способствовали учения богословов и конкубинатные браки. Только в 12 веке увеличивается число браков, освященных церковью. Это способствует стабилизации положения женщины в обществе. Конкубинатные браки — это форма полового союза, не одобренного церковью. Мужчина при этом имеет право на вступление в брак с другой женщиной. Эволюция социального статуса женщины к 13 веку усиливается, однако речи о равноправии мужчин и женщин не было ни в светской морали, ни в церковной. Куртуазные идеалы Система «господин-слуга», «вассал-сюзерен» постепенно были перенесены в сферу взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Куртуазия в литературе и искусстве помогала создавать идеализированные образы и идеалы, которые вдохновляли людей на достижение высоких моральных и этических стандартов. Она также способствовала формированию культуры и эстетического восприятия в обществе. Куртуазия в современном обществе В современном обществе куртуазия может быть рассмотрена как набор этических и моральных принципов, которые помогают людям взаимодействовать с другими и поддерживать гармоничные отношения. Одним из основных аспектов куртуазии в современном обществе является уважение к другим людям. Это включает в себя умение слушать и проявлять интерес к мнению и чувствам других, а также умение выражать свои мысли и чувства таким образом, чтобы не оскорбить или уязвить других. Куртуазия также включает в себя умение быть вежливым и тактичным. Это означает, что люди должны быть внимательными к своим словам и действиям, чтобы не вызывать неприятные ситуации или конфликты. Они должны уметь общаться с уважением и доброжелательностью, даже если они не согласны с мнением других. Куртуазия также включает в себя умение быть добрым и заботливым. Люди должны проявлять эмпатию и сострадание к другим, быть готовыми помочь и поддержать в трудных ситуациях. Они должны быть внимательными к потребностям и желаниям других людей и стараться сделать их жизнь более комфортной и приятной. Куртуазия в современном обществе также включает в себя умение быть благодарным и признательным. Люди должны уметь выражать свою благодарность и признательность другим людям за их помощь, поддержку и доброту. Они должны быть готовы признавать и ценить вклад других в свою жизнь и быть готовыми отдавать должное. В целом, куртуазия в современном обществе является важным аспектом межличностных отношений и способствует созданию гармонии и взаимопонимания между людьми. Она помогает нам быть лучше взаимодействовать друг с другом и создавать более дружественную и поддерживающую среду. Значение куртуазии для формирования культуры Куртуазия играет важную роль в формировании культуры общества. Она способствует развитию и поддержанию высоких нравственных и этических стандартов, которые являются основой для гармоничного сосуществования людей. Во-первых, куртуазия способствует развитию уважения к другим людям и их правам. Она учит нас быть внимательными к чувствам и потребностям других людей, проявлять терпимость и понимание. Это помогает создать атмосферу взаимного уважения и поддержки в обществе. Во-вторых, куртуазия способствует развитию эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Умение слушать других. Куртуазные люди умеют быть внимательными собеседниками и слушателями. Важно показывать интерес к мнению других, задавать вопросы и выражать сочувствие или радость в зависимости от ситуации. Знание меры в высказываниях. Куртуазные люди избегают грубых и оскорбительных высказываний. Они обращают внимание на тон и формулировку своих слов, чтобы не задеть чувства окружающих. Умение уступать. Куртуазия включает в себя готовность уступить другим, быть тактичным и доброжелательным. Например, уступить место в общественном транспорте или помочь кому-то взять сумку. Правила этикета. Знание правил этикета помогает проявить куртуазию в различных ситуациях. Например, умение правильно пользоваться столовыми приборами, свободно общаться с незнакомыми людьми на приемах и мероприятиях. Отношение к себе и другим. Куртуазные люди уважают себя и окружающих. Они проявляют такт и умение вести себя в любых ситуациях, не оскорбляя и не подавляя других. Куртуазия — это не только историческое понятие, но и актуальное качество, которое помогает людям создавать гармоничные отношения в повседневной жизни. Будучи вежливыми, уважительными и тактичными, мы проявляем заботу к окружающим, и это помогает создать дружественную атмосферу в обществе. Куртуазное поведение в общении Куртуазное поведение в общении включает в себя следующие аспекты: Внимание к собеседнику: Показывайте искреннее интерес к проявлениям другого человека. Слушайте его, не прерывая и не отвлекаясь на свои дела. Задавайте вопросы, проявляйте эмпатию. Уважительное обращение: Используйте обращение на «Вы» до тех пор, пока не будет взаимное согласие перейти на «ты». Будьте вежливы и избегайте грубых или оскорбительных высказываний.
Куртуазная любовь, или как любили в Средние века
В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Рассказ о самом понятии куртуазности, про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек. Куртуазность — статья из Интернет-энциклопедии для
Значение слова «Куртуазный»
В словаре представлены основные термины и определения, используемые при изучении указанного исторического периода, даны биографические сведения о великих полководцах, военных и государственных деятелях, рассказывается о самых известных военных кампаниях и сражениях. Словарные статьи содержат также библиографические ссылки, облегчающие читателю поиск дополнительной информации в других источниках. В словарных статьях большое внимание уделено аллюзиям и коннотациям употребляемых писателем слов. Словарными статьями помимо художественных произведений охвачены также литературоведческие и философские труды автора.
Куртуазность — это понятие, произошедшее от французского слова "courtois", которое переводится как "рыцарский", "учтивый". Изначально эта система представляла собой своеобразную концепцию любви.
Она устанавливала правила, согласно которым развивались отношения между рыцарем и его дамой сердца. Считалось, что влюблённый мужчина должен вести себя со своей избранницей примерно так, как вассал ведёт себя с господином. Конечно же, куртуазность — это не только любовная концепция. Постепенно эта система стала регулировать также и взаимоотношения мужчин друг с другом. Затем она и вовсе превратилась в свод правил хорошего тона.
В связи с этим куртуазность многие историки считают зачатком морали и этики, которыми руководствуются и современные люди. Крестовые походы постепенно привели к тому, что стало зарождаться новое сословие — рыцарство. Приблизительно к 12 веку для его представителей наступили золотые дни.
Именно в это время и появился уникальный кодекс рыцаря, в котором нашли отражение традиции и нормы этики, к которым человечество пришло за века. Именно в 12 столетии впервые заговорили о рыцарских идеалах, которые не имеют отношения к процветанию страны, чести господина. Куртуазность в эпоху Средневековья превозносила образ Прекрасной Дамы. Разумеется, у каждого рыцаря непременно должна была быть возлюбленная. Постепенно человечество пришло и к тому, что от рыцаря требуются не только храбрость и готовность отдать жизнь ради интересов государства.
Также стали цениться и другие качества: учтивость, вежливость, воспитанность. Куртуазность — свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. Помимо этого, рыцарь обязан тонко чувствовать и проявлять галантность. Куртуазная любовь — уникальная форма взаимоотношений противоположных полов. Утончённая любовь — определение, которое давали ей современники.
Однако, его происхождение и связь с этими слоями общества не так однозначны. Куртуазность — это понятие, которое в контексте культуры возникло еще в средние века и зародилось в северной Италии. На территории Италии происходило большое количество революционных процессов, которые кардинально изменили уклад жизни. Один из таких процессов стал причиной возникновения куртуазности, его атрибутов и ценностей. Как правило, куртуазность была связана со знатными семьями и духовенством, которые хотели отличаться от народа, бережно следя за своим идеализированным имиджем.
Однако, была еще одна причина, по которой куртуазность распространилась на все слои общества: несмотря на силу меритократии в Италии, люди понимали, что им необходимо подтвердить свой уровень жизни наличием признаков, которые характеризуют куртуазность — безупречный костюм, внимательное отношение к неприятным событиям и даже тактичность в общении со своими сверстниками. Куртуазность и манеры Одним из самых важных атрибутов куртуазности стали манеры. Люди, живущие в те времена, стремились к тому, чтобы их поведение и общение с окружающими были возвышенными и изощренными. Поэтому куртуазность стала модой на хорошие манеры, которые в ином случае здесь были бы неуместны. Куртуазность и манеры в жизни Куртуазность и манеры в литературе Быстрая корона — это книга, в которой множество сцен описывают традиционные манеры аристократического образа жизни. Война и мир — произведение русской классики, в котором все герои обладают заложенной почвой куртуазности. Основные принципы куртуазности Вежливость — это одно из важнейших проявлений куртуазности.
Что означает быть куртуазным
Куртуазная любовь зародилась при герцогских и княжеских дворах Аквитании, Прованса, Шампани, герцогской Бургундии и Нормандского королевства Сицилия[3] в конце XI века. Исторически куртуазная культура имеет два основных варианта – южнофранцузский и северофранцузский. Куртуазность — это эстетическая и этическая концепция, отражающая особое мировоззрение и поведение, характерные для рыцарства, аристократии и средневековой феодальной культуры. Куртуазность – это понятие, которое описывает высокие нравственные и этические стандарты поведения в обществе. Куртуазность – это своеобразный свод правил поведения, изобретённый ещё во времена Средневековья.
Куртуазия как особый тип культуры
Куртуазная культура – это особый вид культуры, сложившийся во Франции и других странах Западной Европы в эпоху Средневековья и Возрождения. Рыцарство и куртуазность как феномены средневековой культуры: возникновение и этапы развития. наале 12 вв. в Провансе, северофранцузский – в 12 в. Куртуазная любовь В сфере отношений между полами эволюция проявлялась прежде всего в том, что появились новые формы любви, обычно обозначаемые понятиями «куртуазная любовь», или, в более узком смысле, fin’amor («утонченная любовь»).