Новости достоевский в молодости

Мочульский Достоевский Жизнь и творчество Глава 1. Детство и юность. Фотографии Федора Михайловича Достоевского в молодости Знаменитости в молодости на На расспросы Ивановых он рассказал, что Достоевский замышляет кого-то убить — все ночи ходит по комнатам и говорит об этом вслух (Достоевский в это время писал «Преступление и наказание»).

Бедность, эпилепсия и новое слово в литературе: 5 фактов о Достоевском

В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. идеи, которые Достоевский примет позже в жизни. Федор Достоевский в молодости / «ВКонтакте». Правда ли, что Достоевский написал один из лучших своих романов за 26 дней и был помилован за 10 минут до расстрела?

«Достоевский - игрок». Как писатель проигрывал свою жизнь в рулетку

Фрейд в известной работе «Достоевский и отцеубийство» связывает эту трагедию с возможным Эдиповым комплексом у юного Достоевского и последующей разработкой мотива убийства отца в «Братьях Карамазовых». В 25 лет Достоевский опубликовал свой первый роман "Бедные люди", и на него обратили внимание. Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя.

Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве.

Младший брат писателя Андрей, который жил в ту пору вместе с отцом, вспоминал об этом позднее: «Пристрастие его к спиртным напиткам, видимо, усиливалось, и он почти постоянно пребывал в ненормальном состоянии». Хотя отношение Федора к отцу оставалось непростым, он очень тяжело пережил его смерть. Это известие так потрясло его, что спровоцировало тяжелейший нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, которая преследовала Федора Михайловича до конца жизни. Живя в Инженерном училище строго по расписанию, в условиях суровой воинской дисциплины, будущий писатель только и мечтал о том, как бы поскорее закончить учебу. Обычный свой день здесь он описывал так: «…с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. Вечером мы не только не имеем свободного времени, но даже ни минутки… Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья, в которых никто не смеет не участвовать… ставят в караул, и в этом проходит все время…» Неудивительно, что склонный к лирическим фантазиям, начитанный молодой человек страдал от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества, его угнетали военная атмосфера и муштра. Художник К.

Трутовский, который учился вместе с Федором и был с ним дружен, вспоминал: «Во всем училище не было воспитанника, который бы так мало подходил к военной выправке, как Ф. Движения его были какие-то угловатые и вместе с тем порывистые. Мундир сидел неловко, а ранец, кивер, ружье — все это на нем казалось какими-то веригами, которые временно он был обязан носить и которые его тяготили. Нравственно он также резко отличался от всех своих более или менее легкомысленных товарищей. Всегда сосредоточенный в себе, он в свободное время постоянно задумчиво ходил взад и вперед где-нибудь в стороне, не видя и не слыша, что происходило вокруг него». Тяжелое впечатление о «каторжных годах» учения Достоевскому скрашивали его приятельские отношения с В.

Григоровичем, врачом А. Ризенкампфом, дежурным офицером А. Савельевым, художником К. Одним из счастливых моментов в первые годы жизни и учебы Достоевского в Петербурге стало его общение с поэтом-романтиком И. Вот что писал он об этом брату Михаилу: «…О, какая откровенная, чистая душа!.. О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною…» Беседы с Шидловским, прогулки с ним по Петербургу и его окрестностям, совместные чтения любимых авторов, журналы и стихи, монологи и философские споры — все это было настоящей «романтической школой», противопоставленной самою жизнью «дрянной, ничтожной кондукторской службе!..

С товарищами же по учебе Достоевский особенно не сближался. Его любимым развлечением были прогулки в одиночестве. И в юности он не мог мириться с обычаями, привычками и взглядами своих сверстников-товарищей. Он не мог найти в их сотне несколько человек, искренно ему сочувствовавших, его понятиям и взглядам… Он очень далеко держал себя от начальства и старших товарищей… — вспоминал А.

Белинский не смог оценить новаторство «Двойника». Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик Майков.

Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с Иваном Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках». На фото: портрет Федора Михайловича Достоевского работы художника К. И, что интересно, многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя. С другими же его связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В литературном салоне Майкова он познакомился с Гончаровым.

В 1846 году Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея и Николая. Тогда же Достоевский писал брату Михаилу, что добрые друзья Бекетовы и другие «меня вылечили своим обществом». Петрашевцы, арест Федора Достоевского, каторга и ссылка С конца 1847 года Федор Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы», где обсуждались перспективы переустройства существующего строя в России. Главными вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Из биографии Федора Михайловича в википедии известно, что осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество.

Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провел 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семерки Спешнева. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта Майкова уже после смерти Достоевского. На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации. Хотя Федор Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».

До 13 ноября 1849 года Военно-судная комиссия приговорила Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием». В конце ноября император Николай I при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырехлетним с последующей военной службой рядовым. При инсценировке казни о помиловании и назначении наказания в виде каторжных работ было объявлено в последний момент. Один из приговоренных к казни, Николай Григорьев, сошел с ума. В 1849 году Достоевский был сослан в Сибирь. Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске.

Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писатель смог тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» «моя тетрадка каторжная». После освобождения из острога Достоевский около месяца провел в Омске. В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвященное его вдове, императрице Александре Федоровне. Благодаря ходатайству командующего отдельным Сибирским корпусом генерала от инфантерии Гасфорта Достоевский был произведен в унтер-офицеры согласно пункту приказа военного министра в связи с манифестом 27 марта 1855 года в ознаменование начала царствования Александра II и дарованием льгот и милостей ряду осужденных преступников. Надеясь на помилование нового императора Александра II, Федор Михайлович написал письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Тотлебену, с просьбой походатайствовать о нем перед императором.

В день коронации Александра II 26 августа 1856 года было объявлено прощение бывшим петрашевцам. Однако Александр II приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадежности. В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» обе — 1859. После освобождения писатель не сразу попал в столицу.

Сборник материалов. Доклад генерал-аудиториата.

Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять. Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел. Достоевский после вспоминал, что был в списке шестым. В сериале Владимира Хотиненко «Достоевский» допущена неточность: писателя вместе с Буташевичем-Петрашевским и еще одним членом кружка первыми выводят на расстрел и надевают мешок на голову, будто они главные преступники и заговорщики. А в реальности Достоевский наблюдал за казнью со стороны, просто зная, что он следующий. Другие осужденные вспоминали, что в этот день он вел себя очень восторженно — впечатлений от ожидания казни ему хватило на всю жизнь.

А вот Николай Григорьев, который на самом деле был в первой тройке и ждал выстрелов с мешком на голове, сошел с ума. Легенда 10. Достоевского ненавидели другие писатели Вердикт: это полуправда. Карикатура Николая Степанова. Это был вымысел, но он казался правдоподобным. У всех насмешек был общий сюжет: Достоевский считает себя лучше остальных писателей и требует к себе особого отношения.

Зародившаяся тогда вражда с Тургеневым сохранилась на долгие годы, хотя их экономическим отношениям это как будто не мешало: Тургенев печатался у Достоевского в журнале в 1860-е годы, а Достоевский позже брал у него деньги в долг. Чтобы не поссориться с Достоевским, можно было с ним не знакомиться и только читать его статьи и романы. Так сделал Лев Толстой: не встречался с писателем лично, но ценил его тексты. Легенда 11. Достоевский постоянно пил чай Вердикт: это правда. Это любимый напиток его героев.

Обычно чай оказывается на столе в спокойные и — насколько это возможно в романах Достоевского — комфортные моменты. Главный герой его «Записок из подполья» даже оставил в русской литературе мем: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Михаил Александров упоминал, что Достоевский выпивал по несколько стаканов очень крепкого и сладкого чая. По словам корректора журнала «Гражданин» Варвары Тимофеевой, Достоевского приводили в такой восторг описания чаепития в чужих текстах, что его самого тянуло к самовару. Анна Достоевская писала, что муж очень любил сам заваривать и разливать чай, а во время их заграничного путешествия они в каждом новом городе искали чайную лавку. Легенда 12.

Достоевский работал по ночам Вердикт: это правда. Федор Достоевский. Гравюра Владимира Фаворского. По ночам он делал наброски для будущих произведений, ложился на рассвете и спал до 11 утра. Потом Анна Григорьевна расшифровывала записи, а ее муж ночью разбирался с получившимся текстом и делал наброски для новых глав, чтобы уже на следующий день продолжить диктовку.

Тургенев в письмах 1871-1872 годов. Однако профессионалы, психиатры лишь подступались к обсуждению «ментального здоровья» Федора Михайловича, никаких громких и сенсационных заявлений они не делали. Опережая научную психиатрию, задолго до описания шизофрении как заболевания Достоевский раскрыл основные проявления специфики психопатологии...

Писатель на гауптвахте на Сенной площади Петербурга wikimedia. Достоевский — поэт? Кто-то может удивиться, но да — Федор Михайлович не только не обошел стороной публицистику, журналистику, романы, рассказы и новеллы, но и также писал стихотворения. Другие могут вспомнить, что писатель не чурался сочинить стих от лица персонажей в своих романах например, стихи капитана Лебядкина из «Бесов , но не каждый знаком с нюансами творчества Достоевского середины 1850-х, которые он, кстати, пытался скрывать. После того, как спасенный с эшафота писатель отбыл наказание каторгой в Омске, он неистово хотел вернуться в литературную жизнь России, однако не имел права приезжать в Центральную часть и печататься в журналах.

Первые романы Достоевского: реакция критиков

  • Вы точно человек?
  • Достоевский Фёдор
  • Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя
  • Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
  • Фото Достоевского

Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»

нач. XX вв. Источник: передано в дар Данилевским Григ. Григор. Акт № 113 от 7.10.1992. Вообще, детство и юность Фёдора Достоевского прошли скорее в мире книг и вымысла, нежели в суровой действительности: он взахлёб читал стихи и романы, был полон мечтаний и возвышенных стремлений. Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в холодный день 11 ноября 1821 года.

Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском

Но я с помощником квартального тогда подружился, и он мне много тогда способствовал разными сведениями, которые потом пригодились для «Преступления и наказания». Контракт этот ужасен... Михаил Катков Журнал «Русский вестник» с публикацией второй части романа «Преступление и наказание». Иллюстрация Дементия Шмаринова к роману «Преступление и наказание». Это был первый, но не последний роман Достоевского, напечатанный в журнале Михаила Каткова, — наверное, самого влиятельного в России издателя.

Катков был сторонником сильной государственной власти, резко критиковал либералов и «нигилистов» и не останавливался ни перед чем включая конфликт с цензурным ведомством , отстаивая свои взгляды. Позже Достоевский отдал Каткову также роман «Идиот» , а с «Бесами» случился конфликт: Катков отказался печатать главу романа, где описывается изнасилование девочки, — и Достоевский был вынужден исключить её из романа сейчас эта глава печатается в приложении к «Бесам». Следующий свой роман «Подросток» Достоевский напечатал в конкурирующих «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, однако «Братья Карамазовы» вновь вышли у Каткова. Несмотря на читательский успех, большинство критиков не считало, что «Преступление и наказание» и вышедшие годом ранее «Записки из подполья» представляют новый шаг в творчестве Достоевского.

Анна Сниткина 15 февраля 1867 года. Второй брак Достоевский женится на Анне Григорьевне Сниткиной — стенографистке Девушка, записывающая устную речь стенографией — способом быстрого письма с помощью особых знаков и сокращений. Связанный сроками договора, Достоевский не успел бы окончить работу в срок, если бы писал от руки. Работа с Анной Григорьевной оказалась удачной, Достоевский пригласил её работать над завершением «Преступления и наказания» — и, влюбившись в свою помощницу, сделал предложение.

Жена и дальше помогала Достоевскому готовить произведения к печати, вести переписку и т. Анна Григорьевна заложила своё приданое, чтобы оплатить многочисленные долги писателя. Вскоре после свадьбы супруги на несколько лет уедут из России, не в последнюю очередь затем, чтобы убежать от кредиторов. Сниткина была намного младше Достоевского и пережила его.

После смерти мужа она написала книгу воспоминаний, публиковала произведения Достоевского и стала известной филателисткой. В браке родилось четверо детей, из которых двое умерли в младенчестве. Дневник писателя. Ежемесячное издание Фёдора Достоевского.

Сначала так называлась рубрика, которую Достоевский вёл в газете «Гражданин», где сотрудничал в 1873—1874 годах. Оригинальный журнал «Дневник писателя», где все материалы принадлежали Достоевскому, писатель характеризовал в письме к Владимиру Соловьёву так: Разумеется, это не какие-нибудь строгие этюды или отчёты, а лишь несколько горячих слов и указаний... Затем о слышанном и прочитанном, — всё или кое-что, поразившее меня лично за месяц. Без сомнения, «Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю...

Тут отчёт о событии, не столько как о новости, сколько о том, что из него из события останется нам более постоянного, более связанного с общей, с цельной идеей. Наконец, я вовсе не хочу связывать себя даванием отчёта... Я не летописец; это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчёт о том, что наиболее меня заинтересовало лично, — тут даже каприз». Достоевский будет с перерывами издавать «Дневник писателя» ещё несколько лет; в него войдут такие произведения, как «Кроткая» и «Сон смешного человека».

Журнал Достоевского вызывал большой интерес у читателей, обращавшихся к автору с письмами, где обсуждались недавно опубликованные материалы — в том числе статьи о современном состоянии религии, об эпидемии самоубийств, о завоевании Константинополя и о многом другом. Александр Алексеев. Литография к роману «Братья Карамазовы». Иллюстрация Ильи Глазунова к роману «Братья Карамазовы».

Последний роман Достоевского воспринимался как большое событие в литературной и общественной жизни, а его автор — как один из крупнейших русских писателей. Далеко не все критики и читатели одобряли это произведение, однако почти все сочли его достойным серьёзного обсуждения. Роман Достоевского обсуждали критики едва ли не всех изданий включая даже церковную прессу, не очень-то интересовавшуюся светскими литературными новостями , отзывы о его чтении появлялись в дневниках и переписке современников. Профессор Семён Венгеров счёл нужным специально обсуждать причины особой популярности и влиятельности Достоевского.

Открытие памятника Пушкину в Москве. Пушкинская речь На открытом заседании Общества любителей российской словесности Достоевский прочитал речь о Пушкине. Причиной послужило открытие памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве. Речь Достоевского произвела на современников сильнейшее впечатление.

Писатель сообщал жене: …Зала была как в истерике, когда я закончил — я не скажу тебе про рёв, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть впредь друг друга, а любить. Порядок заседания нарушился: всё ринулось ко мне на эстраду: гранд-дамы, студентки, государственные секретари, студенты — всё это обнимало, целовало меня. Все члены нашего Общества, бывшие на эстраде, обнимали меня и целовали, все, буквально все плакали от восторга. Вызовы продолжались полчаса, махали платками, вдруг, например, останавливают меня два незнакомые старика: «Мы были врагами друг друга 20 лет, не говорили друг с другом, а теперь мы обнялись и помирились.

Это вы нас помирили. Вы наш святой, вы наш пророк! Тургенев, про которого я ввернул доброе слово в моей речи, бросился меня обнимать со слезами. Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо.

Целовали мне руки, мучали меня. Прибежали студенты. Один из них, в слезах, упал передо мной в истерике на пол и лишился чувств. Полная, полнейшая победа!

В этот час времени успели купить богатейший, в 2 аршина в диаметре лавровый венок, и в конце заседания множество дам более ста ворвались на эстраду и увенчали меня при всей зале венком: «За русскую женщину, о которой вы столько сказали хорошего! Городской глава Третьяков благодарил меня от имени города Москвы. Даже не согласные с выраженными в речи почвенническими идеями Достоевского критики подтверждали поразительный эффект, произведённый ею на публику. Фёдор Достоевский в гробу.

В писательском кругу в то время многие воспринимали его как человека, который пишет сентиментальную бульварную прозу и криминальные истории, а считает себя при этом настоящим гением. Эпитеты, которыми его награждали: «раздражительный», «неуверенный», «настоящий псих» и «жалко-самолюбивый человек». Его не любили многие знакомые писатели, и общей претензией была: Достоевский считает себя лучше остальных писателей и требует к себе особого отношения. Николай Некрасов и Иван Тургенев прозвали его «рдеющим прыщом» на носу литературы. Тургенев также распространил слух, что якобы Достоевский требовал выделить роман «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» золотой каймой. Это был всего лишь вымысел, но все поверили.

Так органично это вписывалось в его образ. Вердикт: Правда Легенда 3. Достоевский был педофилом Ф. Начало 1860-х гг. Гох Литературный критик Николай Страхов, который считался другом Достоевского, в письме ко Льву Толстому от 23 ноября 1883 года жаловался , что не может написать хорошую рецензию на Достоевского, потому что знает о нем слишком много дурных подробностей. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка», - писал критик.

Толстой на это никак не отреагировал, он вообще избегал личного знакомства с Достоевским, но высоко ценил его творчество. После смерти Достоевского, его вдова начала яростно опровергать историю совращения маленькой девочки, отмечая, что этот эпизод был в черновых материал к роману «Бесы», то есть вымысел. Однако долгое время эта сплетня имела популярность. Позже выяснилось, что Страхов имел мотив очернить репутацию писателя. После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив, где он наткнулся на нелицеприятную запись о себе в записных тетрадях. Достоевский называл его абсолютно беспринципным человеком, «готовым продать все и вся».

Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст когда-нибудь будет опубликован, как и переписка Толстого. Так появился план долгосрочной мести - и Страхов не прогадал: переписка Толстого была опубликована в 1910-х годах, а записная тетрадь Достоевского - лишь в 1970-х. Целых 60 лет Страхова никто не мог обвинить во лжи. Вердикт: Неправда Легенда 4. Его приговорили к смертной казни, но помиловали за пару минут до расстрела Инсценирование казни на Семёновском плацу Б. Покровский Сейчас бы сказали, что Достоевский занимался распространением экстремистской литературы, призывающей к свержению власти в стране.

За это его и приговорили к смертной казни вместе с другими заговорщиками.

Он ютится в крохотной комнате и размышляет о справедливости. Ради неё он осмысленно совершает преступление и получает наказание: страшится расплаты, испытывает муки совести, невольно стремится к раскаянию. Главный герой окружён людьми: хорошими и плохими, великодушными и подлыми, несчастными в жизни и светлыми в душе. И лишь один из них, Порфирий Петрович, способен Раскольникова раскрыть. И лишь одна из них, Соня Мармеладова, призвать раскаяться. Достоевский ; художник Ю. Гершкович ; [вступительная статья К. Выдающийся роман классика российской и мировой литературы, получивший всемирное признание и славу.

Князь Мышкин, несколько лет лечившийся от душевного недуга в Швейцарии, возвращается на Родину к единственным оставшимся родственникам — семье Епанчиных. Князь молод — ему всего 26 лет; он доброжелательный, мягкий, чуткий и внимательный к чужим чаяниям человек. Он не готов к бурлящим вокруг него интригам. Достоевский ; художник Б. Последний роман Ф. Достоевского, который автор писал два года. Почти детективная история о жестоком убийстве главы провинциальной семьи Карамазовых. В этом романе автор повествует об извечной борьбе божественного и дьявольского в человеческой душе. В январе 1881 г.

Фёдор Достоевский умер. Проститься с писателем пришли сотни людей. Достоевского похоронили на Тихвинском кладбище в Петербурге. Санкт - петербург Литературно-мемориальный музей Ф. Достоевского был открыт 13 ноября 1971 г. В этом доме Достоевский дважды снимал квартиру: в течение очень короткого времени в 1846 г. Начало и конец творческого пути оказались сопряжёнными в одной точке. Здесь он работал над ранней повестью "Двойник", здесь был написан его последний роман "Братья Карамазовы".

Первым выдающимся событием детства Достоевского было его раннее знакомство с народным творчеством. В большом, многодетном семействе никогда не переводились кормилицы из ближайших деревень. До нас дошли безвестные имена этих крепостных крестьянок: Они открывают литературную биографию Достоевского легендарными образами Жар-птицы и Алеши Поповича. Она умела увлечь лекарскую детвору поэтическими вымыслами про Остродума и других героев устной поэзии. Бесправные женщины крепостной страны незаметно выполнили большую жизненную задачу: По бытовым навыкам своей патриархальной семьи, чтившей старинные обычаи и соблюдавшей заповедные обряды, Достоевский был рано приобщен к замечательным памятникам русского зодчества и народной живописи. Древняя столица раскрывалась подчас перед младшими Достоевскими и своими живыми народными зрелищами. Был у них двоюродный дед, Василий Михайлович Котельницкий, которым в семье гордились: Ученым он был все же очень скромным, и его слушатель Н. Пирогов с большим юмором описывает комические несуразности его лекций о снадобьях и зельях, вызывавших веселое настроение молодой аудитории. Домик Василия Михайловича находился у самого Смоленского рынка, так что в праздник из окон были видны знаменитые святочные балаганы под Новинским с красным кумачом занавесок и разноцветными самодельными афишами. Сюда-то и водил дедушка Котельницкий своих маленьких гостей с дальней Божедомки показать им затейников и штукмейстеров, ученых собак и обезьян, восковые фигуры королей и генерал-аншефов. Но и классический театр вскоре раскрыл Достоевскому мир высоких эстетических наслаждений. Разнообразны были ранние литературные впечатления Достоевского. Разнородные сочинения наполняли и книжный шкаф, стоявший в гостиной штаб-лекаря, как едва ли не главное украшение их скромной казенной квартиры. Художественное значение этих легенд ценилось великим романистом всегда. Он видел в них выдающиеся произведения народного эпоса, полные драматизма и лирики. Она утвердила в европейской литературе новый вид романа. Но весь этот фантастический колорит питался реальными фактами. Необычайное и потрясающее сочеталось здесь с тонким мастерством реалистической живописи, какую показали английские изобразители общественных нравов — Филдинг и Смоллетт. Техникой такого жуткого и захватывающего повествования Анна Радклиф владела в совершенстве. Образцы такого повествовательного жанра любила, видимо, с юных лет московская купеческая дочка — Маша Нечаева. Как и ее сверстницам, уездным барышням 10—х годов,. Можно ли было предвидеть те зарева мысли и чувств, какие зажжет со временем в мировой культуре этот мальчик с Божедомки? О произведении О книге Содержание Закладка Вход. Глава I В больнице для бедных Семья штаб-лекаря Среди московских студентов, призванных незадолго до Бородинского сражения к работе в лазаретах, находился и слушатель Медико-хирургической академии Михаил Андреевич Достоевский. Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все…. Купить, скачать книгу за Купить книгу за У вас нет аккаунта?

Юность достоевского

Мочульский Достоевский Жизнь и творчество Глава 1. Детство и юность. Достоевский п и н. Достоевский фёдор Михайлович в молодости. Презентац ядосоевский ф.м. Николай Страхов, биограф и близкий друг Достоевского, говорил, что описание молодости героя "Записок из подполья" весьма автобиографично: "В то время мне было всего 24 года.

Фёдор Достоевский

Деревянный дом флигель , состоявший при Достоевских из господской части и людской избы. Рядом обозначен археологический раскоп на месте предполагаемой «мазанки», первого жилища Достоевских в 1832 году. А когда в имении Достоевских случился пожар, жившая в их доме няня Алёна Фроловна, вспоминал Федор Михайлович в 1876 году, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила его матери Марии Федоровне: «Коли надо вам будет денег, так уж возьмите мои, а мне что, мне не надо», имея ввиду накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства — почти 500 рублей. Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Федоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 рублей на восстановление хозяйства.

Позже, в 1839 году, те же Куманины проявили заботу об оставшихся сиротами младших детях Достоевских. Достоевский был крещен в больничной церкви При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освященная в 1806 году. В 1821 году в ней был крещен писатель. Вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье.

Купол церкви хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских. Впоследствии, всякий раз выбирая квартиру, Достоевский искал такую, чтобы из ее окон была видна церковь. Дом-музей Достоевского в Москве расположен в левом флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных. Фото Lesio, Википедия 6.

Первая самостоятельно прочитанная Достоевским книга — пересказ Библии для детей По воспоминаниям А. Помню, как в недавнее уже время, а именно в 1870-х годах, я, разговаривая с братом Федором Михайловичем про наше детство, упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги то есть наш детский и что он бережет его как святыню». Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всем его творчестве. Самым близким человеком был для Достоевского его старший брат Михаил Михаил 1820—1864 и Федор Достоевские были погодками.

Но не только возраст сближал их. Оба они были страстными читателями и оба мечтали стать литераторами. В конечном итоге оба они пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского языка.

Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались.

Если сравнить эти два свидетельства, Григоровича и Назарьевой, в первом случае Достоевский находится под впечатлением судебного расследования, во втором случае он — под воздействием провокативной беседы. Два эти случая чем-то похожи друг на друга: Достоевский как бы примеряет на себя, в своем воображении, такое преступление, которое он сам же называл самым ужасным. Мы находим тот же механизм в романе «Братья Карамазовы», когда Лиза Хохлакова спрашивает Алешу, правда ли, что евреи приносят в жертву христианских младенцев, и она под впечатлением этих известий говорит ему, что сама бы это делала, да при этом еще пила ананасный компот. Жуткое признание, но смысл его в том, что человек как бы примеряет чужой грех и берет его на себя. Еще один источник — Иван Сергеевич Тургенев. Его рассказ дошел до нас в передаче двух авторов.

Ясинский поначалу использовал устный рассказ Тургенева в одном своем художественном произведении, а потом вставил его в свои мемуары как реальное событие. Сравнительно недавно стал известен еще один источник. Это воспоминания поэта Н. Минского о его встрече с Тургеневым. Видимо, Ясинский слышал эту историю от Минского, так что Минский, очевидно, здесь главный свидетель, так как он записал устный рассказ Тургенева. Вот эта запись: «Жил я, — начал он, — в Петербурге в гостинице. Очевидно, речь шла о деле Корниловой, о котором писал Достоевский, ее падчерице а не ученице было шесть лет на самом деле Достоевский защищал Корнилову, но эти детали можно приписать ошибкам памяти Тургенева.

Я подобрал девочку — и растлил ее. Долго я не знал, как наказать себя за этот гнусный поступок, и наконец придумал следующую кару: пойду я к человеку, самому для меня ненавистному на свете, …и откровенно расскажу ему про этот случай. Сказав это, Достоевский поднялся и, не прощаясь, вышел из комнаты». Интересно, что и Ясинский, и Минский говорят, что это, совершенно очевидно, была мистификация Достоевского. В пересказе Ясинского есть такая деталь. Итак, И. Тургенев, судя по всему, был главным источником последующих кривотолков, сам же он был уверен, что со стороны Достоевского это была мистификация.

Тройки повернули к земляной второклассной крепости», — писал омский краевед А. Источник: wikipedia. Острог стоял на краю крепости и расположен был в её Степном бастионе. Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию караульную , где им немедленно придали новое обличие арестантов. Достоевскому обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат.

Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы. Вместе со всеми заключёнными он ходил на работы. Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трёх или четырёх от крепости. Работа на заводе была трудной. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр. По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в неё алебастр.

Когда алебастр был уже совсем обожжён, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжёлой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Но говядину кладут рублёную, и я её никогда не видал.

Достоевский уехал из Петербурга в 40-х, а вернулся в Петербург в 60-х. Это были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как советские 70-е и российские 90-е. В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем. Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ. После возвращения Достоевский уговаривает старшего брата открыть журнал. В те времена не было принято печатать отдельные книги, как это делается сейчас. Книжный рынок почти отсутствовал, печатать свои сочинения могли себе позволить только самые-самые знаменитые авторы. Большинство произведений печаталось в различных журналах, распространявшихся по подписке среди узкой аудитории. Издатели журналов были царями и богами, они решали, сколько платить авторам, они решали, что печатать, они договаривались с цензурными ведомствами по поводу возможных щекотливых моментов. Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы. Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции. Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом. В то время это было не очень распространённым явлением. Литература была уделом богатых людей. Более того, не только богатых, но и праздных. Поскольку требовала массы свободного времени и наличия больших капиталов, чтобы не беспокоиться о хлебе насущном. Почти все писатели прежних лет — выходцы из богатых аристократических семей или наследники огромных состояний. Достоевский одним из первых превращает ремесло писателя в средство к существованию. Поначалу дела у братьев идут хорошо. Достоевский отправляется в путешествие по Европе, где его, как трясина, затягивает страсть к игре. Достоевский и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду. Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её. Однако система каждый раз давала сбой, но Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает. Нельзя сказать, что Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться. В казино Висбадена Достоевский поначалу выиграл достаточно крупную сумму, но вскоре настолько проигрался, что задолжал даже хозяину отеля, в котором жил. В отчаянии писатель рассылал всем знакомым и друзьям письма с мольбами выслать денег, чтобы расплатиться хотя бы с хозяином отеля, который всё это время держал его на хлебе и воде. Чтобы расплатиться по многочисленным долгам, в том числе и умершего брата, чьи долги он по-братски принял на себя, Достоевский подписывает кабальный и унизительный контракт с издателем Стелловским, обязуясь в кратчайшие сроки написать роман. Так появляется "Игрок" — один из самых знаменитых романов Достоевского, отчасти биографический. Вероятно, это одна из самых необычных предысторий написания великого романа в истории литературы. Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы. Именно этой женщине Достоевский обязан спасением из бездны игромании и некоторой финансовой стабилизацией. Игроманские запои продолжались и при новой жене. В 1867 году он снова проигрывается в пух и прах в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля. Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой. А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые. Однажды Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает потому, что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа. Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов. Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке. Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского. Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления. Они были важной темой и для самого Достоевского.

Ф.М. Достоевский в молодости (с фотографии)

Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале Достоевский же пребывал в состоянии некоторой восторженности и, подойдя к Спешневу, по-французски произнес утешительную для верующего человека фразу (она могла стать последней в жизни). В этой статье вы найдете множество фотографий Федора Достоевского в его молодости. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. Одним из счастливых моментов юности Достоевского в Петербурге в Инженерном училище являлось общение с поэтом-романтиком ским. Николай Страхов, биограф и близкий друг Достоевского, говорил, что описание молодости героя "Записок из подполья" весьма автобиографично: "В то время мне было всего 24 года.

Родители Федора Достоевского: сын священника

  • Легенда 1. Достоевский был страстным игроком
  • Федор Достоевский: интересные факты из жизни и легенды о русском писателе
  • Юность достоевского
  • Хронология жизни и творчества

Федор Достоевский — биография

  • Фото достоевский в юности
  • Биография Федора Достоевского
  • Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя
  • Первые литературные публикации Достоевского

К.К.Истомин. Из жизни и творчества Достоевского в молодости

Женщину убил местный дворник, чтобы завладеть ее деньгами. Дворянин с синдромом самозванца Отец писателя был дворянином, причем этот титул он получил не по наследству, а за усердную службу: во время войны 1812 года, а также в последующие годы Михаил Достоевский служил врачом в госпиталях. В 1827 году военврача наградили чином коллежского асессора, а также правом на потомственное дворянство. Достоевский в 26 лет рис.

Трутовского и в более старшем возрасте. Ему также предоставлялась привилегия отдать своих сыновей в любое военное учебное заведение. Так будущий писатель и попал в Главное инженерное училище в Петербурге, где из-за своего простого происхождения постоянно чувствовал себя белой вороной на фоне сокурсников голубых кровей — потомственных дворян с именитыми родителями.

Хотя Федор и его старший брат бредили литературой, отец отдал их в военные инженеры, потому что считал писательство не серьезной и не денежной профессией. Помиловали перед расстрелом Описывая в «Идиоте» чувства человека, приговоренного к казни, Достоевский фактически поделился своими собственными мыслями и ощущениями. Дело в том, что он был в аналогичной ситуации.

В молодости писатель придерживался идей, близких к социалистическим, посещал кружок Петрашевского и выступал против самодержавия. Как пояснял сам писатель, он желал, «чтоб не был заглушен ничей голос и чтобы выслушана была, по возможности, всякая нужда». Так вот в январе 1850 года Достоевский вместе с другими петрашевцами был приговорен к расстрелу за чтение запрещенной литературы.

Обряд казни на Семеновском плацу. Он уже приготовился к смерти и многое для себя осмыслил, его облачили в саван и привели на Семёновский плац на расстрел, но прямо перед исполнением приговора ему зачитали царский указ о помиловании. Такова была воля Николая I — высшую меру приговоренным заменить на более мягкие наказания, но не говорить им об этом до последней минуты.

Сибирь подкосила здоровье В течение жизни Достоевский страдал от сильных приступов эпилепсии, а началась она у него в Сибири, куда его отправили отбывать срок после замены смертной казни на каторгу. Правда, есть данные, что приступы «падучей» у него случались и до этого начиная с 18 лет , но обычно они были очень редкими, слабыми.

Каторга В один момент блестяще складывающая жизнь Достоевского перевернулась. В 1849 году писатель был арестован за участие в кружке Петрашевского, пропагандирующего идеи утопистов. Он был приговорен к смертной казни. Позднее казнь заменили четырьмя годами каторги. Сцена несостоявшейся казни произвела на писателя огромнейшее впечатление. С особой жестокостью объявление о помиловании было зачитано, когда на шеи осужденных уже накинули петли.

Нервное потрясение очень сильно сказалось на творчестве писателя, наполнило его мрачными красками и предчувствиями. На каторге писатель продолжал творить. Ему повезло — вскоре власть в стране изменилась, неудавшихся бунтарей помиловали. Достоевскому даже разрешили вернуться в Петербург в 1859 году и восстановили права на дворянство. Возвращение В 1857 году Достоевский женился. Его женой стала Мария Исаева. В Петербург они приехали вместе. За писателем продолжали вести надзор, но это не мешало ему продолжать творить.

В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда» и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом « Бедные люди » [96]. Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н.

Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д.

Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Майков [104] [105].

Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А. Краевского [107]. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика.

В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова [108] , где познакомился с И. Гончаровым [109]. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями [110]. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея [111] и Николая , в который входили поэт А. Майков , критик В.

Майков, А. Плещеев [112] , друг и врач писателя С. Яновский , Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Достоевский в 26 лет, рисунок К.

Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Петрашевским [114] [115]. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Весной 1849 года Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С.

Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана. Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым.

Тот в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек включая его самого и Федора Михайловича , которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено. В том же 1848 году был опубликован роман Федора Михайловича «Белые ночи», но, увы, насладиться заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости. К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. А в конце того же месяца император Николай I еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты.

Несмотря на все тяготы и лишения, которые предполагал подобный приговор, поступление в солдаты означало полное возвращение Достоевскому его гражданских прав. Это был первый подобный случай в России, поскольку обычно те люди, которых приговаривали к каторжным работам, до конца жизни теряли свои гражданские права, даже если выживали после многих лет заключения и возвращались к свободной жизни. Император Николай I пожалел молодого писателя и не захотел губить его талант. Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула. В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти.

Расцвет творчества В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» - хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу. Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения. Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте». Примечательным для писателя стал и 1861 год.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий