Наш календарь и вся история до 1700 г. отменена Петром 1. И древний славянский календарь, и его «потомки», народные славянские календари, – это не произведения жрецов и философов, а продукты «народной мудрости» (именно так переводится слово «фольклор»).
Гороскоп на 2024 год по славянскому календарю
- 2022 год по славянскому календарю
- Славянский гороскоп — 2024: что сулит год Темного Лося знакам Годослова | 360°
- Славянский месяцеслов
- Древнейшие календари Славян
- Почему летоисчисление на Руси велось с 5508 года, и куда исчезли 5 тысяч лет
Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов
Степанов называет такой стиль circa-мартовским» 15. Эта теория Н. Степанова весьма любопытна: хотя circa-мартовский стиль и зависит от христианской Пасхи, он, по-видимому, всё же имеет славянское происхождение. Правда, следует отметить, что начало лета а, значит, и нового цикла из двенадцати либо тринадцати месяцев у славян вряд ли могло быть приурочено к полнолунию: само слово «новолуние», «новец» указывает на начало нового месяца 16. По мнению Д. Святского, год у славян начинался с первого числа то есть, по-видимому, с новолуния месяца «сухого», приблизительно соответствовавшего марту юлианского календаря 17. Другую версию выдвинул В.
Он считал, что начало года у древних славян приходилось на первое новолуние после зимнего солнцестояния: «мы принимаем точку зрения В. Чичерова о том, что начало аграрного года у древних славян приходилось на зимнее солнцестояние. Смысл зимней святочной обрядности у всех славян указывает на то, что именно с периодом, следовавшим за зимним солнцестоянием, были связаны религиозные представления, магические обряды и практические заботы земледельца о предстоящем цикле сельскохозяйственных работ. Само название месяца, на который приходилась эта обрядность «просинец» , отражает наблюдение о переходе от темноты к свету, а тем самым — от зимы к лету. Теоретически лунно-солнечный календарь, разумеется, мог начинаться и с летнего солнцестояния, и с весеннего равноденствия, но исключительное значение святочной обрядности, зачинающей аграрный год, и то обстоятельство, что «просинец» — единственное праславянское название месяца в календарной номенклатуре, связанное с постоянным астрономическим явлением, а не с неустойчивыми сезонными явлениями в области флоры или фауны, побуждает нас начинать исчисление месяцев славянского лунно-солнечного календаря именно с этого месяца» 18. При этом, согласно В.
Гусеву, система вставки дополнительного тринадцатого месяца была значительно сложнее, чем простое добавление грудня раз в три года: «Поскольку 12 лунных месяцев составляли 354,4 суток то есть Лунный год почти на 11 суток короче солнечного года необходимо было время от времени делать дополнения, чтобы привести аграрный год в соответствие с солнечным. Представленное на нашей таблице соотношение календарей является лишь нормативной схемой. В действительности же вследствие подвижности границ лунных месяцев требовались постоянные коррективы, чтобы восстановить соответствие названий месяцев тем действительным явлениям, которые они обозначали. Остается, следовательно, выяснить, где вероятнее всего вставлялся дополнительный, 13-й месяц, и какое название он мог получать. Как уже отмечалось, В. Шаур предположил, что 13-й месяц вставлялся регулярно через каждые три года перед первым месяцем весны, т.
Однако такая строгая регламентация интеркаляции дополнения лунного календаря и постоянное место дополнительного месяца в календаре древних славян вызывают сомнения. В известных науке лунно-солнечных календарях, даже у тех народов, где существовали цивилизации и разработанные системы исчисления времени, «в течение долгого времени не было определенных правил вставки дополнительных месяцев». Автор специального труда по хронологии древнего мира отмечает, что дополнительные месяцы вводились нерегулярно, иногда в течение одного сельскохозяйственного года, через неравные промежутки времени, иногда через год, в зависимости от практических нужд. Трудно предположить, чтобы у древних славян интеркаляция приобрела иной, регулярный характер. По-видимому, в праславянском календаре были некоторые относительно устойчивые опоры, обозначавшие некие наиболее важные вехи в постоянно изменяющихся соотношениях между лунными месяцами и солнечным циклом. Такими «опорами» нам представляются: «просинец», указывающий на постоянный, регулярно повторяющийся процесс прибавления продолжительности дня после зимнего солнцеворота, и «серпень», указывающий на главное событие в жизни земледельца — жатву: особое значение имело то, чтобы традиционное название этого месяца совпадало с действительной уборкой урожая.
Следовательно, интеркаляция могла производиться в первую очередь или перед «просинцем», или перед «серпнем». Этим, по-видимому, и объясняется, почему двойное название месяца приходится именно на канун этих двух сроков: в первом случае дополнительный месяц получал название «студеного», во втором — «липня». Но, вероятно, интеркаляция могла согласовываться и со сроками весеннего и осеннего равноденствий; в этом случае появлялись синонимические «травень» и «кветень», либо «рюен» и «паздерник». Необходимость нескольких возможных вариантов интеркаляции объясняется тем, что промежуток времени между солнцестоянием и следовавшим за ним первым новолунием, которым начинался «просинец», не был постоянным: он колебался в пределах полумесяца. Если новолуние следовало тотчас же после зимнего солнцестояния, то необходимость в дополнительном месяце могла появиться уже к началу жатвы перед «серпнем» , в особенности, если лето было прохладным и созревание хлебов задерживалось.
Новгородский монах Кирик в 1136 году писал: «Весто да есть, яко въ единомъ лете кьнижных месяцевъ 12, а небесных Лунъ исходить 12 лун, а 13 лун исходить 11 день...
Как известно, продолжительность солнечного года и двенадцати лунных месяцев не совпадает. По этой причине нашими Предками периодически вставлялся тринадцатый месяц. Сведения о нём сохранились у чехов: он назывался груднем и добавлялся раз в три года: «ve trech letech prebyva mesic pribytny, hruden, to trinacteho mesice nastani» 12. Названия месяцев Народный обычай донёс до нас большое количество славянских названий месяцев. К примеру, чехословацкий лингвист В. Шаур приводит свыше двух сотен наименований.
Тем не менее очевидно, что ко временам праславянской общности могут относиться лишь некоторые из них — те, которые присутствуют в разных славянских языках. Гусев приводит четырнадцать общеславянских названий мы приводим здесь их русские варианты : просинец, сечень, березень, цветень, травень, червень, липень, серпень, рюен, вересень, листопад, паздерник, грудень, студень. Кроме того, исследователь полагает, что древнерусские названия «сухий» и «изок» также относятся ко времени, предшествующему расселению славян, так как встречаются в разных и «неконтактных» славянских языках. Листопад приходился на вторую половину октября — первую половину ноября. Начало года Когда же начинался год у древних славян? Как известно, празднование нового года 1 января было введено Петром I, в летописях же встречаются два «стиля»: мартовский и сентябрьский.
С сентябрьским всё просто — он привнесён из Византии. В монастырском уставе Новгородского Софийского Собора сказано: «начаток же сущих книг в первыя сентября месяца есть, в тот бо день начаток всего лета многих ради вин Греком мнится» 14. С мартовским же дела обстоят куда интереснее. Святский пишет: «Н. Степанов выдвинул новую гипотезу о характере нашего древнелетописного счисления. Он говорит: «Тени наших летописцев давно и настойчиво протестуют против сложившегося мнения о счислении годов в древней Руси с 1 марта; оне с красноречивым молчанием выбрасывают со страниц дошедших до нас памятников ряд дат, наглядно противоречащих сложившемуся у историков взгляду».
Этот исследователь... С принятием христианства и началом летописного периода наше время счисление стало равнодействующей чисто-русского и византийского счета времени, и может быть названо лунно-солнечным, при чем за начало года считалось воскресенье между 1-й и 2-й неделями Великого поста при Пасхе более поздней и Вербное воскресенье при Пасхе более ранней. Ввиду того, что Пасха празднуется в некоторой зависимости от лунных фаз, начало года было близко к полнолунию. Степанов даже думал, что в древнерусском национальном календаре за начало года принималось полнолуние фенологической весны. Свою гипотезу автор строит на целом ряде мест из наших летописей, во многом, действительно, подтверждающих его соображения. Выражения наших летописцев: «настанущу лета мартом месяцем», «в лето 6645 настанущю в 7 марта» были бы совершенно непонятны, если бы год начинался с 1 марта.
Но они понятны, если годы начинались иногда в феврале, иногда в марте, в разные его числа. Иногда у летописцев события, датированные первыми числами марта, поставлены в конце данного года. Или, наоборот, год начинается описанием событий совершающихся в течение большого промежутка времени и затем встречается дата одного из первых чисел марта — ясно, что год начался в феврале... Таким образом, древне-летописный год не имел определенного твердого начала по юлианскому календарю и начало его колебалось по числам марта, февраля и даже апреля. Степанов называет такой стиль circa-мартовским» 15.
Конечно, учёба будет требовать времени, но её результаты того стоят: новые горизонты откроются перед вами очень быстро. Жемчужная Щука: 1916, 1932, 1948, 1964, 1980, 1996, 2012 Что принесёт 2024 год Тёмного Соха разным знакам. Также этот год станет благоприятным для финансовых манёвров. Особенно удачливыми будут представители знака Жемчужной Щуки, обладающие аналитическим складом ума. У них открывается реальная возможность приумножить свой капитал при условии, что инвестиции будут осмотрительными. Способность доверять своей интуиции и оценивать вероятность различных событий поможет не только в финансовой области, но и в профессиональном росте. Притаившийся Лют Волк : 1914, 1930, 1946, 1962, 1978, 1994, 2010 Притаившимся Волкам благосклонность Тёмного Лося обеспечит трудолюбие: в 2024-м любая их работа будет оценена по достоинству, в том числе и в денежных знаках. Год обещает быть весьма интересным и перспективным, главное — выдержать все испытания, и тогда Волка ждёт награда. Годослов обещает Люту неожиданные перемены судьбы, касающиеся в основном карьеры, так что скучать не придётся. Путешествия и общение с близкими принесут удовольствие и вдохновят на подвиги, а друзья всегда придут на помощь, поскольку без стаи Волку — никуда. Надо больше доверять своему сердцу при принятии решений, но при этом думать холодной головой.
Встречая год Темного Соха, не ставьте на стол мясные блюда, приготовленные из лесных животных и птиц. Пить спиртное можно, но в разумных пределах. Лось — покровитель вегетарианства, поэтому ставьте на стол побольше фруктов, зелени, овощей, грибов и блюд из них. Наряды для встречи года Лося должны быть в коричневых оттенках. И вещи, и аксессуары стоит выбирать под цвет шкуры самого животного. Альтернатива — черный цвет. Полностью исключите из своих нарядов любое напоминание о мехе: Темный Лось этого не поймет. Телеканал «360» Славянский гороскоп — 2024 по годам рождения Темный Сох Лось Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1912, 1928, 1944, 1960, 1976, 1992, 2008. Рожденным под знаком хозяина года Темный Сох будет помогать на протяжении всего года. Стоит развивать уверенность в себе, выносливость и решительность. Кроме того, нужно быть внимательнее и участливее к близким и окружающим. Не придирайтесь к мелочам, не доводите до истерики своим контролем. Также нужно быть максимально аккуратным в финансовых вопросах. Телеканал «360» Жалящий Шершень Оса Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1913, 1929, 1945, 1961, 1977, 1993, 2009. Для Шершней 2024 год будет очень благоприятным. Темный Лось готовит новые карьерные возможности, поэтому можно ждать повышения по службе. Представителям этого знака эзотерик Бэла Белая рекомендовала избегать перенапряжения и не забывать отдыхать. Для Шершня семья станет надежным тылом, поэтому уделите больше внимания партнерам и родителям. Одинокие Шершни смогут встретить свою половинку. Телеканал «360» Притаившийся Лют Волк Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1914, 1930, 1946, 1962, 1978, 1994, 2010. Для Волка год обещает быть непростым, но весьма интересным и перспективным. Главное — выдержать все испытания, и тогда Волка ждет награда. Люту предстоит встретиться с неожиданными и непростыми переменами судьбы, так что скучать не придется. Волку нужно помнить об отдыхе и уделять ему достаточно времени. Путешествия и общение с близкими принесут удовольствие и вдохновят на подвиги, а друзья всегда помогут. Эзотерик подчеркнула, что Волку нужно больше доверять интуиции и сердцу при принятии решений, но при этом «держать» голову холодной. Телеканал «360» Огненная Векша Белка Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1915, 1931, 1947, 1963, 1979, 1995, 2011. Белка любит хвататься сразу за несколько дел и редко доводит их до конца. Новый год для Векши — время, чтобы научиться сосредотачиваться на чем-то одном. Белкам, справившимся с такой задачей, прилетит бонус в виде карьерного роста, интересных и романтических встреч. Векши смогут поучаствовать в развитии различных проектов, проявив решительность и не отвлекаясь на пустяки, заверила собеседница «360». Телеканал «360» Жемчужная Щука Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1916, 1932, 1948, 1964, 1980, 1996, 2012.
НАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций. Славянский календарь — это целая система календарных знаний древних славян. Там отражалась практически вся жизнь человека, были расписаны важные даты. Подсчет дат и времени с Григорианского на Славяно-Арийский Календарь.
Славянские праздники / Календарь праздников
После принятия христианства, многие народные праздники стали под запретом церкви как языческие. Народ не мог так просто отказаться от своих обычаев и обрядов, поэтому церковь умело заменяла названия праздников, переименовывались святые и менялось толкование на христианское. При крещении Руси ввели юлианский календарь. Он был не принят народом, потому что названия месяцев были непонятными — номера на латыни, самих месяцев на 3 больше, да и начало года — осенью, а не весной. Церковники придумали выход — месяца стали называть по славянски: стужень, серпень и т. Тогда названия месяцев прижились, но народный календарь продолжал использоваться наряду с церковным. Ведь в церковном можно было посмотреть лишь церковные даты, а в жизни требовались совершенно другие — когда проводить те или иные работы, когда праздновать день Купалы или Масленицы-Марёны. Кроме того, возникала путаница с освещением событий.
Русские летописцы указывали на дату от С. Греческие приглашенные летописцы — дата от С. Возникала разница 1 год, если дата приходилась, например, на 1 марта. Иван Третий издал Указ, по которому начало года стали отмечать с 1 марта 6856 года от С. На запрет использовать «старый» календарь народ ответил бунтами и расправой с «божьими» людьми. Иван Третий был вынужден разрешить пользоваться двумя календарями. Один — церковный, — считался официальным, а второй — народным.
К лету 7000-му начались настроения «конца света». После наступления даты, убедившись, что апокалипсис не наступил, Церковь приняла решение о переносе начала года с 1-го марта на 1-е сентября. В 7090 году католической церковью был принят календарь папы римского Григория XII. Его мы и называем григорианским. И исчисление по григорианскому календарю стало вестись от Рождества Христова. Дальше известно — Петр I в 7208 г. Языческие праздники по возможности «перекраивали» под христианские: День Бога Велеса стал днем Власия.
День Бога Купалы — день Ионна Крестителя. День Бога Перуна — день Ильи Пророка. Постепенно народный календарь становился двояким — в нем переплелись народные обычаи, языческие и христианские праздники. Народное исчисление, как бы то ни было, прочно связано со сменой времен года. Спиридоньев день — это день зимнего солнцеворота 21 декабря и он был перенесен на 25-е — на Рождество. А Масленица — начало коловорота года по современному говоря , — с 21 марта по христианскому календарю приурочена к Пасхе и стала иметь плавающую дату. В итоге, у нас наблюдается эдакий сплав православия и христианства в календаре.
Сосуществование народных и церковных дат и праздников в настоящее время уже невозможно как-либо разъединить, это целая система. Живая, меняющаяся и развивающаяся. Народный календарь зависит от ситуации в стране, отражая и вбирая в себя все самое важное и значимое. Почему сложно восстановить славянский календарь? Вы тоже заметили, что если 40 дней умножить на 9 месяцев получим 360 дней это не 365? Куда делись 5-6 дней в году, если историки утверждают, что славянское летоисчисление отличалось такой точностью, что даже за несколько тысячелетий не накопилось какой-либо погрешности, а не то что у нас — каждые четыре года — високосные? Дело в том, что в сороковнике могло быть 40 или 41 день.
В дне было 16 часов по 144 части. В Доле — 72 мгновений, каждое мгновенье — это 760 мигов. Один Миг равнялся 160 Сигов, а Сиг — 14 тысячам Сантигов. Ученые — они тоже люди. В 1988 году обнаружена древнейшая стоянка человека в местности Диринг-Юрях.
Кстати, Русская православная церковь до сих пор придерживается юлианского календаря. Утверждая светские правила жизни, советские власти не отказались от привычного летоисчисления и продолжили его вести от Рождества Христова. При этом в каждом советском календаре вплоть до 1991 года подписывали «NN-ный год Великой октябрьской социалистической революции». Еще одна реформа связана с идеей отказаться от воскресений.
В 1929 году вышло постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР». По нему год разделялся на 72 недели вместо 52 по пять дней в каждой, оставшиеся пять дней считались праздничными. Работников предприятий разбивали на пять групп, каждой группе присваивался цвет: желтый, розовый, красный, фиолетовый или зеленый. Соответствующим цветом был отмечен в календаре выходной день для каждой группы рабочих.
Выражения наших летописцев: «настанущу лета мартом месяцем», «в лето 6645 настанущю в 7 марта» были бы совершенно непонятны, если бы год начинался с 1 марта. Но они понятны, если годы начинались иногда в феврале, иногда в марте, в разные его числа.
Иногда у летописцев события, датированные первыми числами марта, поставлены в конце данного года. Или, наоборот, год начинается описанием событий совершающихся в течение большого промежутка времени и затем встречается дата одного из первых чисел марта — ясно, что год начался в феврале... Таким образом, древне-летописный год не имел определенного твердого начала по юлианскому календарю и начало его колебалось по числам марта, февраля и даже апреля. Степанов называет такой стиль circa-мартовским» 15. Эта теория Н. Степанова весьма любопытна: хотя circa-мартовский стиль и зависит от христианской Пасхи, он, по-видимому, всё же имеет славянское происхождение.
Правда, следует отметить, что начало лета а, значит, и нового цикла из двенадцати либо тринадцати месяцев у славян вряд ли могло быть приурочено к полнолунию: само слово «новолуние», «новец» указывает на начало нового месяца 16. По мнению Д. Святского, год у славян начинался с первого числа то есть, по-видимому, с новолуния месяца «сухого», приблизительно соответствовавшего марту юлианского календаря 17. Другую версию выдвинул В. Он считал, что начало года у древних славян приходилось на первое новолуние после зимнего солнцестояния: «мы принимаем точку зрения В. Чичерова о том, что начало аграрного года у древних славян приходилось на зимнее солнцестояние.
Смысл зимней святочной обрядности у всех славян указывает на то, что именно с периодом, следовавшим за зимним солнцестоянием, были связаны религиозные представления, магические обряды и практические заботы земледельца о предстоящем цикле сельскохозяйственных работ. Само название месяца, на который приходилась эта обрядность «просинец» , отражает наблюдение о переходе от темноты к свету, а тем самым — от зимы к лету. Теоретически лунно-солнечный календарь, разумеется, мог начинаться и с летнего солнцестояния, и с весеннего равноденствия, но исключительное значение святочной обрядности, зачинающей аграрный год, и то обстоятельство, что «просинец» — единственное праславянское название месяца в календарной номенклатуре, связанное с постоянным астрономическим явлением, а не с неустойчивыми сезонными явлениями в области флоры или фауны, побуждает нас начинать исчисление месяцев славянского лунно-солнечного календаря именно с этого месяца» 18. При этом, согласно В. Гусеву, система вставки дополнительного тринадцатого месяца была значительно сложнее, чем простое добавление грудня раз в три года: «Поскольку 12 лунных месяцев составляли 354,4 суток то есть Лунный год почти на 11 суток короче солнечного года необходимо было время от времени делать дополнения, чтобы привести аграрный год в соответствие с солнечным. Представленное на нашей таблице соотношение календарей является лишь нормативной схемой.
В действительности же вследствие подвижности границ лунных месяцев требовались постоянные коррективы, чтобы восстановить соответствие названий месяцев тем действительным явлениям, которые они обозначали. Остается, следовательно, выяснить, где вероятнее всего вставлялся дополнительный, 13-й месяц, и какое название он мог получать. Как уже отмечалось, В. Шаур предположил, что 13-й месяц вставлялся регулярно через каждые три года перед первым месяцем весны, т. Однако такая строгая регламентация интеркаляции дополнения лунного календаря и постоянное место дополнительного месяца в календаре древних славян вызывают сомнения. В известных науке лунно-солнечных календарях, даже у тех народов, где существовали цивилизации и разработанные системы исчисления времени, «в течение долгого времени не было определенных правил вставки дополнительных месяцев».
Автор специального труда по хронологии древнего мира отмечает, что дополнительные месяцы вводились нерегулярно, иногда в течение одного сельскохозяйственного года, через неравные промежутки времени, иногда через год, в зависимости от практических нужд. Трудно предположить, чтобы у древних славян интеркаляция приобрела иной, регулярный характер. По-видимому, в праславянском календаре были некоторые относительно устойчивые опоры, обозначавшие некие наиболее важные вехи в постоянно изменяющихся соотношениях между лунными месяцами и солнечным циклом. Такими «опорами» нам представляются: «просинец», указывающий на постоянный, регулярно повторяющийся процесс прибавления продолжительности дня после зимнего солнцеворота, и «серпень», указывающий на главное событие в жизни земледельца — жатву: особое значение имело то, чтобы традиционное название этого месяца совпадало с действительной уборкой урожая.
Этот день седмицы никогда не имел собственного славянского названия, что служит ещё одним аргументом в пользу заимствования славянами семидневной седмицы у римлян. У последних в семидневной неделе только один день имел особое название — «суббота» др. Идея Б.
Рыбакова о происхождении слова собота из слав. Фасмеру формы на sо- происходят из ср. Суббота у римлян была днём Сатурна. Это весьма затрудняет подбор славянского соответствия. Лозко — это день Числобога или Стрибога [23, с. Кто же из них? Изначально Сатурн был италийским Божеством посевов, научившим людей земледелию.
Но с вовлечением в италийско-римскую мифологию греческих мифов Сатурн стал ассоциироваться с Кроносом, проглотившим своих детей. Сатурн считался также царём золотого века [48, с. Как убедительно показал Б. Рыбаков, у восточных славян Божеством посевов был Семаргл [33]. По-видимому, именно ему славяне посвящали седьмой день седмицы. Таким образом, результаты данной работы можно свести к следующему: 1. В виду цикличности восприятия времени язычниками, у древних славян не было собственной системы летоисчисления — эры.
Во времена введения христианства и в период двоеверия по Б. В своём развитии славянский календарь месячило, месяцеслов прошёл три стадии развития. Лунный календарь сменился лунно-солнечным. Последний под влиянием византийской традиции был полностью вытеснен солнечным 12-месячным юлианским календарём. В результате часть исконно языческих праздников стала переходной и тесно слилась с христианскими праздниками пасхального цикла. Новый год солнечного календаря начинался во время Святок, 1 января. Семидневная неделя седмица была известна славянам, вероятно, с древнейших времён.
Однако дни недели получили у славян названия по аналогии с римскими, что говорит о заимствованном характере исторически засвидетельствованной седмицы. Нижняя граница знаменует начало контактов населения черняховской культуры, в т. В качестве верхней даты принято крещение Руси с последующим нарастающим влиянием византийской церковно-книжной традиции. Семидневная неделя в своём исторически засвидетельствованном или поддающемся исторической реконструкции виде также возникла у славян в раннем средневековье. Судя по этимологии др. Учение имже ведати человеку числа лет. Фотокопия со списка рукописи.
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов : В 3 т. Богород А. Бычков А. Войтович В. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси : В 2 т.
Гамкрелидзе Т. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Гамкрелидзе, В. Иванов — Тбилиси, 1984. Гимбутас М. Гимбутас; пер. Грейвс Р.
Грейвс; пер. Лукьяненко; под ред. Зубов В. Иванов В. Иванов, В. Энциклопедия : В 2 т. Капица Ф.
Клейн Л. Воскрешение Перуна. Лозко Г.
Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов
День небесной Коровы Земун. Сегодня древним славянским календарём (Круголетом Числобога или Даарийским Круголѣтом Числобога) пользуются только ПравоСлавные славяне (прошу не путать с христианами), Староверы-Инглинги и Ирландский Орден Друидов. Период действия Юлианского календаря (старый стиль) на нашей территории с 1 января 1700 г. по 31 января (14 февраля Григ.). Солнечный календарь позволяет понять, почему в Древней Руси наряду с «девятой» особо почиталось число сорок. мыло или 379461596 - аська.
Славянские меры времени
Основные праздники годового цикла издревле, ещё с дославянской поры, привязывались к дневному светилу — так что календарь славян с неизбежностью становился лунно-солнечным [1]. Рыбаков , исследуя календарные знаки на черняховском сосуде из с. Ромашки IV век путём сопоставления с народным календарём, пришёл к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды неделя, две недели, 40 дней, месяц или «луна» и т. Такими явлениями, по мнению некоторых исследователей, были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица , Купала и Коляда. На ромашкинском календаре, по мнению Рыбакова, обозначен период аграрных работ с конца мая по август, отмечены праздники «Купалы» ночь с 23 на 24 июня и Перуна 12 и 20 июля , а также « русалии » и период жатвы. Дни отмечены квадратиками с крестом внутри — символом света, то есть счёт вёлся «днями» «инии деньми лето чтяаху» , тогда как в древнерусских источниках также указывается на то, что предки славян до того, как узнали о 12 месяцах юлианского календаря, считали время по луне «овии по луне чтяху» , то есть месяцами. При таком счёте времени самым простым было считать дни и года от какого-либо события, при этом образовывались разнообразные локальные календарные системы и эры , не являвшиеся общеславянскими и существовавшие непродолжительное количество времени — до следующего значимого события. К календарной символике, имеющей числовое выражение, у древних славян относятся числа 12, 6, 4 и 3, связанные с солнцем , числа 13, 7, 5 и 4, связанные с луной , а также число 9, имеющее лунно-солнечное объяснение. В фольклоре встречаются такие временные и числовые значения как 30 лет и 3 года, «тридевять» 27 и «тридесять» 30 , 40 дней и «сорок сороков» 1600 и др. Выводы Рыбакова не разделяются некоторыми исследователями, например, Л. Клейн критикует Рыбакова за натянутость выводов и игнорирование полиэтничного характера черняховской культуры, так что если знаки на горшках и могут рассматриваться как календарные символы, то только как германские или скифо-сарматские [2].
Полностью исключите из своих нарядов любое напоминание о мехе: Темный Лось этого не поймет. Телеканал «360» Славянский гороскоп — 2024 по годам рождения Темный Сох Лось Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1912, 1928, 1944, 1960, 1976, 1992, 2008. Рожденным под знаком хозяина года Темный Сох будет помогать на протяжении всего года. Стоит развивать уверенность в себе, выносливость и решительность. Кроме того, нужно быть внимательнее и участливее к близким и окружающим. Не придирайтесь к мелочам, не доводите до истерики своим контролем.
Также нужно быть максимально аккуратным в финансовых вопросах. Телеканал «360» Жалящий Шершень Оса Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1913, 1929, 1945, 1961, 1977, 1993, 2009. Для Шершней 2024 год будет очень благоприятным. Темный Лось готовит новые карьерные возможности, поэтому можно ждать повышения по службе. Представителям этого знака эзотерик Бэла Белая рекомендовала избегать перенапряжения и не забывать отдыхать. Для Шершня семья станет надежным тылом, поэтому уделите больше внимания партнерам и родителям.
Одинокие Шершни смогут встретить свою половинку. Телеканал «360» Притаившийся Лют Волк Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1914, 1930, 1946, 1962, 1978, 1994, 2010. Для Волка год обещает быть непростым, но весьма интересным и перспективным. Главное — выдержать все испытания, и тогда Волка ждет награда. Люту предстоит встретиться с неожиданными и непростыми переменами судьбы, так что скучать не придется. Волку нужно помнить об отдыхе и уделять ему достаточно времени.
Путешествия и общение с близкими принесут удовольствие и вдохновят на подвиги, а друзья всегда помогут. Эзотерик подчеркнула, что Волку нужно больше доверять интуиции и сердцу при принятии решений, но при этом «держать» голову холодной. Телеканал «360» Огненная Векша Белка Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1915, 1931, 1947, 1963, 1979, 1995, 2011. Белка любит хвататься сразу за несколько дел и редко доводит их до конца. Новый год для Векши — время, чтобы научиться сосредотачиваться на чем-то одном. Белкам, справившимся с такой задачей, прилетит бонус в виде карьерного роста, интересных и романтических встреч.
Векши смогут поучаствовать в развитии различных проектов, проявив решительность и не отвлекаясь на пустяки, заверила собеседница «360». Телеканал «360» Жемчужная Щука Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1916, 1932, 1948, 1964, 1980, 1996, 2012. Особенно удачливыми в 2024-м будут Жемчужные Щуки: открывается реальная возможность приумножить финансовые блага, если быть осмотрительным и не рисковать. Предстоящий год сулит Жемчужным Щукам множество неожиданностей — приятных и не очень. Семья и близкие друзья поддержат, поэтому важно сохранять теплые отношения с близкими. Кроме того, этот год станет отличным временем для творческих начинаний.
Телеканал «360» Бородатая Жаба Вы принадлежите к этому знаку, если родились в следующие годы: 1917, 1933, 1949, 1965, 1981, 1997, 2013. Для Бородатых Жаб 2024-й обещает быть неспокойным и переменчивым.
Это событие было предсказано Перуном во время его 3-го посещения Мидгардъ-Земли. Однако развитие культуры в Стране Антов зашло в тупик. Часть Антов, нарушив Законы чистоты Рода и Крови, смешалась с краснокожими людьми. Великий достаток отуманил головы вождей и жрецов — выходцев из смешанных семей.
Лень и желание чужого затмили разум их. И начали использовать Силу Стихии Мидгард-Земли для достижения своих целей. В битве между людьми Белой Расы и жрецами Антлани, которые экспериментируя с Кристаллами Силы, с помощью которых можно видоизменять торсионные поля, ядра Лун и Земель случайно уничтожили Луну Фатту. При уничтожении Фатты громадный осколок врезался в Землю в районе западного материка Америки , в результате чего изменился наклон земной оси на 36 градусов и материковые очертания. В ряде древних текстов этот процесс описан, как изменение наклона неба по отношению к земле. Например, в древнекитайском трактате "Хуайнаньцзы" это описано так: "Небо накренилось на северо-запад, Солнце, Луна и звёзды переместились".
Земная ось приобрела волчкообразное движение по эллипсу, которое современные учёные называют «периодом прецессии». На стене одной из пирамид Майя в Америке есть надпись "Малая Луна разбилась". В китайском трактате "Хуайнаньцзы" это событие описывается так: "Небесный свод разломился, земные веси оборвались. Небо накренилось на северо-запад. Солнце и звезды переместились. Земля на юго-востоке оказалась неполной, и поэтому воды и ил устремились туда… В те далекие времена четыре полюса разрушились, девять материков раскололись… огонь полыхал не утихая, воды бушевали не иссякая".
Гигантская волна от падения осколков трижды обошла землю, что привело к гибели Антлани и других островов. Возросшая вулканическая активность привела к загрязнению атмосферы, что явилось одной из причин Великого Похолодания и оледенения. Отсюда и появилось слово "фатальность", "Фатальный исход" и число 13 число суток обращение Фатты вокруг Мидгарда считается с тех пор несчастливым. Люди переселялись на юг в более тёплые места обитания, а ледник практически уничтожил все следы проживания на северных широтах. Прошло много столетий, прежде чем стала очищаться атмосфера, и ледники отступили к полюсам. Это событие отбросило Человечество в "каменный век".
Он прибыл к нам с Урай-Земли из Чертога Орла. Как раз в 2012 году заканчивается их календарь и должна прилететь вайтмара, по их пророчествам. И произойдёт победа Света над тьмой орёл победит змею. Также легенда ацтеков гласит, что их предки пришли с севера, из места, называемого Ацтлан то есть Атлань, Атлантида и вёл их бог Уицилопочтли что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Он поведал им Мудрость из Мира Прави, которая была записана волхвами в сантиях золотых пластинах Перуна. Боги обитают в многомерных Мирах Прави.
Мир Истины, например, имеет 65 536 в степени 2048 мерностей пространства. Первый этап, заселена была Даария. Были и переселения с Индгарда. Старших Родов собрались и сотворили Великий круг, чтобы жить и вместе созидать. Всего Асгардов было четыре. Руины Древнего Асгарда Ирийского, разрушенного полчищами джунгар в 1530 году н.
Этот материк затонул в результате потопа, сотворённого водами и осколками разрушенной малой Луны Лели. Об этом также говорят Сантии Веды Перуна: "... Эти Кащеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получасьи... Но расплатился Мидгардъ за свободу Даарией, скрытой Великим Потопом... Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с Небес они радугой пали, ибо Луна раскололась на части и ратью Сварожичей в Мидгардъ спустилась... Изображение очертаний континента Даария сохранилось на стене одной из пирамид в Гизе.
В 1595 году эта карта была опубликована Рудольфом — сыном Герарда Меркатора. Гибель материка и катастрофа были предсказаны волхвом по имени Спас, поэтому славяно-арийские народы начали переселяться по перешейку, образованному Рипейскими Горами Урал в район острова Буян Западно-Сибирская возвышенность. Возникшая традиция красить и бить друг об друга яйца символизировали: разбитое яйцо — символ погибшей Луны Лели, а целое яйцо — Тарха Даждьбога , который уничтожил Луну вместе с находившимися на ней Кащеями, замышлявшими уничтожить Мидгардъ. Леля — малая Луна с периодом обращения 7 суток, Фатта — средняя Луна с периодом обращения 13 суток и Месяц — большая Луна с периодом 29,5 суток. Подтверждение о тех временах есть в мифах и легендах различных народов. Указанный в летоисчислении срок отделяет нас от войны, происходившей во Сварге не только в Мире Яви, но и в многомерных Мирах Слави и Прави.
В той битве участвовали не только люди, но и Леги, Арлеги, Боги. В Мире людей против славян и арийцев воевали серые Кащеи , и на их стороне — чернокожие люди с кожей цвета мрака. Все в Мире идет по соответствующей спирали развития и скручивания. Потомкам Рода Небесного на протяжении многих сот тысячелетий приходилось вести Великую Асу битву с Силами Мира Тьмы, которые несли дисгармонию в жизнь наших пращуров, лестью и кривдой пытались проникнуть на Мидгард-Землю, как до этого проникли на Луну Лютицию Земли Сварога Деи и оттуда атаковали Дею. Но жрецы с помощью силы кристаллов успели перенести Дею в иномирье. При этом во время схлопывания временных структур удар, летевший к Деи, отразился и разорвал Луну Лютицию.
На этом месте сейчас пояс астероидов, вращающийся по 5-й орбите после Земли Орея Марса. Вторая Луна Деи — Фатта Фаэтон уцелела. В результате мощного взрыва была снесена часть атмосферы с населённой тогда Земли Орея, после чего славяно-арийские рода покинули её, часть из них переселилась на Мидгардъ так называемые Дети Орея. После окончания Асса Деи многие люди с кожей цвета мрака, оставшиеся без своей Земли, находясь на звездолётах в космосе, попросили пощады и разрешения приземлиться на Мидгардъ. Наши Предки разрешили и выделили им земли, по климату схожие с их родиной, а для адаптации к излучениям Мидгардъ-Земли перетащили Луну Фатту с 5-й орбиты и запустили вокруг Мидгарда с периодом 13 суток.
Все нечётные и чётные месяцы начинались в какой-то определённый день недели, а полный цикл 9 Кругов Лет — обязательно в понедельник. Примечательно, что славянский календарь является самой совершенной системой летоисчисления: за время своего существования календарь не допустил ни одной разбежки. В 10 веке ситуация поменялась коренным образом: с принятием христианства был заимствован Юлианский календарь, и в церковных учреждениях, которые на тот момент считались центрами культуры и образования, началось тотальное переписывание истории. В качестве «отправной точки» была использована мифическая дата сотворения мира рождение Адама.
Настал 18 век И только в 1700 году указом Петра Великого Россия и захваченные ей территории перешли на систему летоисчисления от Рождества Христова. В том же году традиционное празднование Нового года было перенесено с сентября на январь. Монарх выпустил грамоту, в которой подробно описал, как правильно украшать жилища на европейский манер и зачем нужна ёлка. Очередные реформы принесла победа коммунистов. В 1918 году большевики поставили вопрос о переходе на Григорианский календарь.
Наступление нового лета или Новолетие
Создавая календарь славянских праздников и обрядов, мы вдохновились каргопольским земледельческим месяцесловом. Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период. Славянский календарь основан на 16-тиричной системе, т.е. 16 Лет – это один Круг, и проходя через 9 стихий, создают периодичность 144 Лета (Круг Жизни). Древние славяне имели весьма точный и разработанный календарь, основной особенностью которого была ориентированность на смену фаз Луны: «молодой» «старый» месяц и т.п. Славянский языческий календарь (месяцеслов) Издавна древний славянский календарь носил название месяцеслов и содержал в себе исконные РОДные названия месяцев кологода, которые сохранились и по сей день в некоторых славянских языках. Период действия Юлианского календаря (старый стиль) на нашей территории с 1 января 1700 г. по 31 января (14 февраля Григ.).
Наступление нового лета или Новолетие
Часто даже после христианской службы в церкви, отец семейства считал необходимым выполнить языческий обряд дома в кругу своей семьи: Рiздво, Великоднiй обiд, освящение огнем или водой дома или скота, двора, поля или зерна и т. Анализ научных исторических, фольклорных, этнографических данных об украинском язычестве свидетельствует, что синкретизация этнических элементов с мировыми в данном случае — христианскими состоялась в мировоззрении и обрядности украинцев не ранее ХVIII-ХIХ веков. Еще в начале XVII века христианский монах Иван Вышенский писал в поучениях к украинскому народу об уничтожении пысанок расписных яиц , колядок, щедривок, Купальских костров, поминальных трапез на могилках покойных родственников, указывая на их языческое содержание. Но уже в середине ХVIII века церковь, поняв бесполезность этой борьбы, изменяет тактику: придав языческим обрядам христианскую окраску, она включает их в свою практику. С этих пор происходит интенсивное смешивание двух религий: этнической и мировой. Эти попытки оказались малоэффективными, хотя и оказали определенное влияние на народные массы.
Мировоззренческие основы Мировоззрение славян сформировалось еще во времена индоевропейской общности. Общим для всех славянских народов является понятие Прави, идентичное также ведической Рите, и означает универсальный космический закон, по которому неупорядоченное состояние хаос превращается в гармонично упорядоченную Вселенную космос. Правь формирует порядок круговорота Вселенной. Этот порядок совпадает с истиной. Правь руководит Вселенной и ритуалом ср.
Рита — ритуал, Правь — правило, обряд. Правь невидима смертным: "закон, укрытый законом" Ригведа, 5. Основополагающим принципом языческого мировоззрения славян является понятие трехмерности мира. Триединство бытия отображено в идее священного дерева Древа Жизни , корень которого достигает подземных глубин, мира Предков, прошлого времени , мира Нави Нав"я — это коренья нашего Рода. Ствол и ветви священного Дерева олицетворя ют проявленное бытие — мир живых людей, мир Яви настоя щее время.
Крона и листва священного дерева — это жиль Властителей высшего мира Прави, мира Богов, которые правя Вселенной, а также героев, ко торые погибли за свой народ и отошли к Небу Богов. При взаимодействии небесной и земной сил рождается третья — Сыновы сила. Так из триединства бытия является Род. Вера в божественное рождение народа основывается на легендах о кровной родственности русичей, Предков украинцев, с Богами. Там же находим выражения "русичи — внуки Сварога", "дети Перуна".
Многопроявленность Божественной сущности нашла свое отображение в ипостасях многих Богов, которые должны рассматриваться как многоименная целостность или множественное единство, а не как абсолютный политеизм многобожие. Для славянина-язычника разные проявления Божьей силы должны быть названы конкретным словом: громовое Небо с молнией — Перуном, весеннее солнце - Ярилой, летнее - Даждьбо-гом, водная стихия — Даной, опекуны и создатели семьи — Родом и Рожаницами, плодородие поля — Русалками, Берегинями и т. До нашего времени дошли имена многих Богов, каждый из которых почитается в свое время согласно календарю Коло Сварожье , где Отец Сварог — небесный зодиак, а его сыновья Сва-рожичи — зодиакальные созвездия, числом тринадцать. Главнейшими в этом календаре являются праздники солнцестояния и равноденствия, а также промежуточные между ними всего восемь : Рождество Божича-Коляды, Колодий, Великдень Даж-божий, Русалии, Купайло, Боги-Спасы, Свитовид Осенний и Калита. Временем, как и календарем вообще, руководит Числобог: "И Числобог считает дни наши, быть ли дню Сваро-жьему, быть ли ночи".
Каждый из этих праздников связан с определенным этапом в сезонных хозяйственных занятиях земледельческого народа, и начинается специальными благословениями, молениями, жертвоприношениями. Во время моления жертву кладут в огонь, а жертводатель наблюдает за тем, как Боги принимают его молитву направление дыма, цвет огня и т. Ему присущ мировоззренческий дуализм, однако его сущность в нашей Родной Вере отличается от привнесенного мировыми религиями: добро и зло, день и ночь, огонь и вода, мужчина и женщина плюс и минус рассматриваются как неразрывное единство. Язычник не ставит перед собой задачу борьбы белого с черным, понимая, что именно существование обоих начал порождает гармонию Вселенной. Данная мудрость была ведома еще далеким Пращурам славян.
Единство природного материального и духовного идеального, Божественного является главной основой жизни и быта язычников. Чистота телесная должна приблизить человека к чистоте духовной, здесь нет ни отречения от мира, ни монашеского аскетизма — он неестественен. Легенда о рождении Дажбо-жьих внуков предшествует христианскому "непорочному зачатию", понимаемому современными христианами буквально. Языческие Рожаницы, оплодотворенные Даждьбогом духовной субстанцией , производят на свет Дажбожьих отрочат, которых приносит Белее Бог земного, материального мира. Мифологема духовного и материального единства оформлена поэтической легендой, без коей немыслима любая религия.
Ее идеальная чистота еще не примитивизирована, не перенесена на конкретных "исторических" лиц, как это произошло в мировых религиях. Для язычника миф оказывается важнее, чем отдельный "исторический" факт. Параллельно с официальным христианством сохранились языческие таинства и обряды : это создание рода свадьба, венчание , наречение называние именем , введение в веру показ Богам новорожденного , посвящение возрастные и сословные инициации , священная жертва причащение , смерть и бессмертие погребение, переход Души к царству Сварога. Представление о Душе сформировалось у славян достаточно давно. Душа — это тонкий, невещественный человеческий образ, похожий на пар, воздух или тень.
Она является причиной мысли и жизни в том существе, которое она одухотворяет. Она обладает сознанием и свободой своего телесного хозяина в прошлом и настоящем. Душа способна оставлять тело и быстро переноситься в различные отдаленные места пространства. Она невидимая, но имеет и некоторую физическую силу. Душа появляется людям во время сна или бессонницы как привидение, отделенное от тела, но похожее на него.
Материально Душа связана со зрачками глаз, с пульсацией сердца кровью , легкими дыханием : слова дыхание, дух, Душа - у всех славян считались синонимами. Душу также представляют в виде огня, звезды, пара, ветра, птицы, мотылька и т. У славян бессмертие Души объяснялось постоянным круговращением душ через миры Прави Боги посылают Душу на Землю , Яви получение тела и Нави переход к царству Предков , из которого Душа постепенно вливается в мир Прави, следовательно — каждая Душа после смерти возвращается к Сварогу. Тело — одежда Души, которую дают Боги. Именно поэтому мифологема божественных прях — Богинь Судьбы, которые ткут человеческую рубашку, оказалась такой живучей в менталитете украинцев.
И до сих пор существует понятие священной обрядовой рубашки, которой пеленают новорожденного, свадебной рубашки, которую надевают на пахоту или сев. Чтобы оздоровить человека, язычники погружают сорочку в священные воды источника или обливают водой из священного колодца, ибо поврежденную жизненную ткань надлежит восстанавливать Живой водой. Известен также обряд сожжения рубахи больного и одевание его в новую рубаху. Подобный обряд осуществляют современные общины этнической веры как раскрещиванье от чужой веры. Обрядность и календарь Жизнь язычника от рождения до самой смерти сопровождается определенными ритуалами, которые называются обрядами и означают "порядок, лад", то есть ряд последовательных действий, имеющих свои правила, которые славяне выполняют ежедневно.
Древнее славянское значение слова ряд - очередь, шеренга, а также — договор, соглашение. Это слово имеет также и конкретное значение : ряд — сбитые из досок столы, поставленные рядами, которые наши Пращуры делали специально для угощения большого количества людей на свадьбах, поминках, иных семейных торжествах. Славянское "обрядування" первоначально означало обход гостей по рядам с угощением кушаньями, напитками , без которого не обходился ни один из языческих праздников. Известные ритуальные "банкеты", которые назывались братчинами, и происходили после каждого Богослужения, в особенности на большие праздники солнечного цикла Кола Сварожь-его, когда, кроме угощения, по ряду передавалась ритуальная чаша или рог — символ благосостояния. Каждый участник братчины, держа рог со священным напитком, возглашал славу Богам и передавал рог по кругу по ходу Солнца — посолонь, то есть справа налево.
Позже слово обряд стали применять ко всем "родинным" или праздничным народным церемониям. В языческой вере самыми большими "родинными" праздниками каждого человека являются три : рождение, свадьба и похороны. Современникам тяжело понять, что похороны могут быть торжественным событием, однако древний язычник понимал свой переход к миру Нави как праздник единения со своим Родом, уже в новом качестве — в кругу Предков. Помимо этих главных этапов человеческой жизни отмечались еще и другие: посвящение в Родную Веру, наречение ребенка, инициации пострижины в один год, в семь лет и на совершеннолетие , а также сословные инициации посвящение в воины, в духовный сан Волхва. Много обрядов, связанных с важными событиями жизни семьи: построением, переходом в новый дом , покупкой скота, выгоном его на пастбище, пахота, сев и др.
Самыми богатыми остаются календарно-обрядовые обычаи, которые в древние времена строго согласовывались с астрономическим состоянием космоса, благодаря чему выработались космогонические мифы о Сотворении мира, Великодне, Купайле, Обжинках — эти религиозные тексты дошли до нас в фольклорных записях. Языческий календарь имеет название Коло Сварожье. Коло Сварожье наших Предков — это зодиакальный круг. Сварог — мужское воплощение Вселенной, Бог-творец Вселенной, небесный кузнец, который выковал мир, создал первых людей, населил Землю живыми существами, стал покровителем брака и семьи. В индоевропейской традиции Сварог ведический Тваштар изображался с топориком в золотых руках.
В Ригведе он имеет еще эпитет "прекраснорукий", то есть Бог-художник. Сварог — творец всех живых и умерших форм природы, воплощение космических сил света, огня и воздуха , отец зодиакальных созвездий Божичей , которые получили отчество — Сварожичи. Сварог почитается в различных обрядах Кола Сваро-жьего как уни версальная божественная субстанция. На двенадцатый день после Рождества — обрядовое освящение воды, которое осуществляется преимущественно 1-2 января Водокрес — дословно "воскрешение Вод" , ведь как раз в эту ночь начинается движение вод к весне, происходят положительные изменения воды так называемая "звездная вода" — астрономически наиболее близкое положение Земли относительно Солнца. Эти праздники идут под знаком Богини Даны, воплощения женского первоисточника Вселенной.
Она составляет пару противоположностей с Огнем Сварогом — мужским началом. Эти обряды имеют название Сретения, и означают "встречу" Зимы с Весной, что в древние времена сопровождалось инсценировкой борьбы холода с теплом, молитвами о добром лете, умилостивлением добрых сил природы. После Сретения в феврале наступает Чортовая неделя. Она сопровождается своеобразными маскарадами, ряжеными, общими развлечениями. Покровителем этих свят является Белее — Бог знаний, музыки, поэзии, который считается связным миров Нави и Яви духовного мира Предков с живыми потомками.
Он - Бог чести, присяги, а также и материальных благ, покровитель животных. Древнее значение этих обрядов состоит в освящении каждого двора, хозяйства ряжеными первоначально — волхвами в масках животных, что должно оказывать содействие плодородию, благосостоянию семьи. Праздник Колодия созвучный русской Масленице происходит в Украине в конце февраля и указывает на то, что "Коло Дiэ", то есть действует, крутится к весне, к Великому дню после весеннего равноденствия , когда Солнце победит тьму.
Такой лунный календарь, хотя и соответствовал некоторым природным явлениям видимому движению луны по эклиптике, приливно-отливным колебаниям, вегетативному росту, женским месячным очищениям и т. В самом конце славянского этногенеза в связи с распространением семибожья и позднеримской семеричной системы дней, у славянских племен сложилась семидневка. В реальности новолуние растягивается на 2—3 дня. И молодой серп луны иногда становится заметным на второй или даже третий день после исчезновения последнего серпа убывающей луны. Был ли какой-то день выходным, остается неизвестным. Иудейская календарная система постепенно уничтожила славянскую, стерев из народной памяти почти всё праславянское наследие, и подменило её чужеземным обычаем.
Во-вторых, переход на григорианский календарь позволял новой, светской стране уйти от церковного исчисления. Кстати, Русская православная церковь до сих пор придерживается юлианского календаря. Утверждая светские правила жизни, советские власти не отказались от привычного летоисчисления и продолжили его вести от Рождества Христова. При этом в каждом советском календаре вплоть до 1991 года подписывали «NN-ный год Великой октябрьской социалистической революции». Еще одна реформа связана с идеей отказаться от воскресений. В 1929 году вышло постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР». По нему год разделялся на 72 недели вместо 52 по пять дней в каждой, оставшиеся пять дней считались праздничными. Работников предприятий разбивали на пять групп, каждой группе присваивался цвет: желтый, розовый, красный, фиолетовый или зеленый.
Голохвастовым своего путешествия в Кафу. В позапрошлом веке о Конь-Камне писали А. Афанасьев, И. Сахаров, Н. Двадцатитонный валун в древности тоже выполнял роль астрономического прибора. Все эти мегалитические объекты первым подробно начал изучать русский инженер, член Российского Географического общества А. Левин, именно он предположил, что огромные валуны могли служить для измерения астрономических величин. Сегодня часть этих предположений доказана наукой. А теперь самое время вспомнить о древних славянских календарях, которые можно обнаружить в старинной русской избе. Еще столетие-другое назад избы на Руси строили с покатой крышей и небольшим круглым окошком на торце. Солнечный луч, проходивший через это оконце, позволял делать некоторые наблюдения. Так, наступление зимнего солнцестояния определяли по круглому пятну света на противоположной стене. Да и сами кровли были украшены шести- и восьмиугольниками, но это не просто украшения — это древнейшие календари. Их мы встречаем также на славянских прялках, на кувшинах, обнаруженных при археологических раскопках. Эти простые приспособления помогали нашим Предкам вовремя настроиться на космические ритмы. Но для того, чтобы ввести все это в обиход, надо было обладать незаурядными знаниями. Владимир ; 4, 5, 6 — русские прялки с 8-ми лучевыми символами солнца; 7 — 8-ми лучевой символ шумерской клинописи «Бог» другие названия — «Звезда», богиня Иштар, Астарта, Истра и т. Шумер, 3-е тыс. Аркаим Есть все основания полагать, что и знаменитый город-храм Аркаим — это сложная система астрономических приборов. На этот вывод натолкнула его кольцевая структура.
Славянский месяцеслов
Древнеславянский календарь (Круголет) построен на древней шестнадцатеричной системе исчисления, 16 годов Круголета проходят через 9 Стихий, создавая Круг Жизни, который насчитывает 144 года. Никакие запреты Славянского календаря не помогали. Достоверно известно, что древний славянский календарь строился по явлениям четырех сезонных ипостасей языческого бога солнца — Коляда-Ярило-Купала-Световит, привязанным к четырем астрономическим солнечным событиям года. При подсчете дней древние славяне, так же как и многие другие народы, ориентировались прежде всего на погодные условия, движение луны и солнца. Славянский календарь Наиболее ярко двоеверие отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Никакие запреты Славянского календаря не помогали.
Древнейшие календари Славян
Древним Славянским Календарём называют Славяно-Арийский Календарь (Ведический), летоисчисление которого начинается с С отворения М ира в З вёздном Х раме. Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период. Как видим славянский календарь существовал долгое время и лишь спустя 1069 лет, задним числом, был заменён другим, заморским. Самый богатый материал для реконструкции календаря древних славян даёт керамика черняховской культуры, славянская принадлежность которой, при этом, признается далеко не большинством археологов. Таким образом, изначально славяне имели свой лунный календарь, который был связан с проведением важных земледельческих трудов, от результата которых зависела жизнь самих славян.
НАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Кроме того, исследователь полагает, что древнерусские названия «сухий» и «изок» также относятся ко времени, предшествующему расселению славян, так как встречаются в разных и «неконтактных» славянских языках. Листопад приходился на вторую половину октября — первую половину ноября. Начало года Когда же начинался год у древних славян? Как известно, празднование нового года 1 января было введено Петром I, в летописях же встречаются два «стиля»: мартовский и сентябрьский. С сентябрьским всё просто — он привнесён из Византии. В монастырском уставе Новгородского Софийского Собора сказано: «начаток же сущих книг в первыя сентября месяца есть, в тот бо день начаток всего лета многих ради вин Греком мнится» 14. С мартовским же дела обстоят куда интереснее. Святский пишет: «Н. Степанов выдвинул новую гипотезу о характере нашего древнелетописного счисления.
Он говорит: «Тени наших летописцев давно и настойчиво протестуют против сложившегося мнения о счислении годов в древней Руси с 1 марта; оне с красноречивым молчанием выбрасывают со страниц дошедших до нас памятников ряд дат, наглядно противоречащих сложившемуся у историков взгляду». Этот исследователь... С принятием христианства и началом летописного периода наше время счисление стало равнодействующей чисто-русского и византийского счета времени, и может быть названо лунно-солнечным, при чем за начало года считалось воскресенье между 1-й и 2-й неделями Великого поста при Пасхе более поздней и Вербное воскресенье при Пасхе более ранней. Ввиду того, что Пасха празднуется в некоторой зависимости от лунных фаз, начало года было близко к полнолунию. Степанов даже думал, что в древнерусском национальном календаре за начало года принималось полнолуние фенологической весны. Свою гипотезу автор строит на целом ряде мест из наших летописей, во многом, действительно, подтверждающих его соображения. Выражения наших летописцев: «настанущу лета мартом месяцем», «в лето 6645 настанущю в 7 марта» были бы совершенно непонятны, если бы год начинался с 1 марта. Но они понятны, если годы начинались иногда в феврале, иногда в марте, в разные его числа.
Иногда у летописцев события, датированные первыми числами марта, поставлены в конце данного года. Или, наоборот, год начинается описанием событий совершающихся в течение большого промежутка времени и затем встречается дата одного из первых чисел марта — ясно, что год начался в феврале... Таким образом, древне-летописный год не имел определенного твердого начала по юлианскому календарю и начало его колебалось по числам марта, февраля и даже апреля. Степанов называет такой стиль circa-мартовским» 15. Эта теория Н. Степанова весьма любопытна: хотя circa-мартовский стиль и зависит от христианской Пасхи, он, по-видимому, всё же имеет славянское происхождение. Правда, следует отметить, что начало лета а, значит, и нового цикла из двенадцати либо тринадцати месяцев у славян вряд ли могло быть приурочено к полнолунию: само слово «новолуние», «новец» указывает на начало нового месяца 16. По мнению Д.
Святского, год у славян начинался с первого числа то есть, по-видимому, с новолуния месяца «сухого», приблизительно соответствовавшего марту юлианского календаря 17. Другую версию выдвинул В. Он считал, что начало года у древних славян приходилось на первое новолуние после зимнего солнцестояния: «мы принимаем точку зрения В. Чичерова о том, что начало аграрного года у древних славян приходилось на зимнее солнцестояние. Смысл зимней святочной обрядности у всех славян указывает на то, что именно с периодом, следовавшим за зимним солнцестоянием, были связаны религиозные представления, магические обряды и практические заботы земледельца о предстоящем цикле сельскохозяйственных работ.
Название месяцев изначально обозначались Рунами, а ужe позднее была добавлена запись Буквицей с кратким раскрытием смыслового значения.
Первый месяц обозначался одной Руной, а остальные восемь месяцев обозначались соединением двух Рун, причем вторая Руна, указывала на часть солнечного цикла, известного нам как Лето. В древлесловенском письме, при написании названия месяца в конце проставлялась буквица «Ъ» — еръ, звучавшая как О-краткое. Кроме того, каждый месяц, нёс свою смысловую нагрузку, определяющую жизнь людей. Все эти названия связаны с определёнными циклами жизни людей на Земле. Эта система уходит своими корнями в те времена, когда белые люди жили на северном материке, который они называли Даария Гиперборея, Арктида, Арктогея. Поэтому данная система и носит название — Даарийский Круголет Числобога.
Круги Лет 16 проходят через Природные стихии 9 , таким образом полный Круг прохождения называется — Круг Жизни. Но не только Лета, считались Кругами по 16 лет, полное прохождение Ярилы-Солнца по Небесам средь звёзд, тоже содержало число 16. Эти равные части называются — Небесными Чертогами Сварожьего Круга. Каждому Чертогу соответствует свой Покровитель, Бог или Богиня. На втором круге Даарийского круголета, от внешнего края, показаны Руны Времени и их структурное отображение. То есть, мы имеем Суточный Круг, в котором 16 часов, по 4 часа на каждое время суток...
Каждый час имеет своё собственное название, чертовое изображение и Руническое написание. У каждого из 16 часов тоже было свое название: 1-й час — Паобед начало нового дня — 19. У древних славян в сутках 16 часов В следующем Круге изображены Руны 16-и Небесных Чертогов, их начертание имеет определённую связь с расположением звёзд на Небосводе и с Природными стихиями… Поэтому очень часто эти Руны помещались на оберегах. Не только на тех, которые носили люди… но и на оберегах защищающих домашний скот и птицу. Кроме того, данные обереги можно встретить на посуде и на другой домашней утвари… Следующий круг, называют Кругом Стихий, в нем обозначены 9 Стихий, через которые проходит время жизни. Каждой Стихии дано своё название и своя Руна Порядка.
Начало положено от Первой Стихии… Земля.
Ну а теперь давайте посмотрим, кого ждёт удача в 2024 году по славянскому годослову. Его ждут процветание, удача, множество ярких и запоминающихся событий. Усилия, которые были вложены в предыдущие периоды, наконец будут вознаграждены, а инвестиции оправдают себя в полной мере. После успешного завершения множества проектов есть возможность на некоторое время насладиться заслуженным отдыхом, однако ближе к осени стоит задуматься о будущем развитии. Для Туров по славянскому календарю 2024 год идеально подходит для обучения. Полученные навыки окажутся полезными практически сразу, делая вложения в образование более чем оправданными. Конечно, учёба будет требовать времени, но её результаты того стоят: новые горизонты откроются перед вами очень быстро. Жемчужная Щука: 1916, 1932, 1948, 1964, 1980, 1996, 2012 Что принесёт 2024 год Тёмного Соха разным знакам.
Также этот год станет благоприятным для финансовых манёвров. Особенно удачливыми будут представители знака Жемчужной Щуки, обладающие аналитическим складом ума. У них открывается реальная возможность приумножить свой капитал при условии, что инвестиции будут осмотрительными. Способность доверять своей интуиции и оценивать вероятность различных событий поможет не только в финансовой области, но и в профессиональном росте.
Это долгожданая встреча весны и солнца. Масленица длится не менее недели. Окончание праздника — на третий день весенего солнечного равностояния. Масленица Поповская - по культу Луны, привязана к новолунию В этом 2023 году празднуется с 8 марта по 14 марта Новолуние Период празднования Масленицы у Христей связан с Великим постом, а он привязан к Светлому Воскресенью и фазам Луны. Поэтому Масленицу Христи каждый год празднуют в разное время, как и Пасху. У не Христей - ПравъСлавных славян, все праздники были календарными и праздновались каждый год в одно и то же время. К лунному календарю не привязывались и не сдвигались в зависимости от циклов полной луны. Что означает название - Масленица Это название травяной куклы из двух переплетёных пучков травы, в виде куклы , которую вешали в доме и использовали как оберег. Она должна была вбирать в себя все болезни, несчастья, потери, слезы и печали семьи в течении года. На куклу мысленно сбрасываюся весь негатив-гнев, обида, зависть, злость, лень. Тем самым снимается с тела и души тяжесть, душевных и физических личных переживаний. В конце каждого сброса до куклы дотрагиваются пальцами, поэтому в конце года она становится масленой от сальных желез кожи пальцев. На масленицу кукла, собравшая все ваши негативы, вплетается в общую большую куклу масленицу собраную из малых маслениц жителей всей деревни и сжигается на большом костре. Хоровод вокруг костра Когда наступает последний день праздника Масленицы, народ собирает на большой поляне хворост, складывает большую кучу дров и в центре закрепляет Больщую Масленицу. Люди водят хороводы, стоят у кострища и мысленно и с танцевальными движениями сбрасывают в костер к масленице чёрные энергии- усталость, бодезни. Чёрный негатив - это присосавшиеся к вам чужие тёмные сущности - не человеческие живые мыслеформы собраные в течении года - они легко выжигаются костром ненависть, похоть, агресия, блуд, жадность, злость и т. Огонь очищает людей и пространство вокруг для новой жизни - радости, счастья, благополучия. Наши предки за неделю до этого события начинали праздновать светлый весений праздник - начало возрождения природы Масленицу. Это было закреплено в названиях месяцев на Латыни -Декабрь- DecemBer decem -10. Январь был 11 месяцем, февраль -12, а Март - первым месяцем нового Земного года. Пётр первый назначил десятый месяц - Декабрь - 12 месяцем и перевёл всю Европу, а затем Росию и Америку на новое ЛетоИсчисление. Как можно было заставить латинскую Европу 7-й месяц - Septem Ber 7 по латыни перенумеровать в 9-й, 8- Octo mBer в 10-й, а 9 Novem Ber в 11-й? Только одним способом, если на тот момент в Европе ещё никто не знал латинского. Иначе задурить головы всей Европе он бы не смог.