атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. Подлодка К-278 "Комсомолец" была единственной построенной подводной лодкой проекта "Плавник". Гибель подводной лодки К-278 «Комсомолец»: что произошло, как погибла большая часть экипажа и что стало с подлодкой. Главная Наша деятельность Новости В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец».
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
МОСКВА, 7 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". 7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» возвращалась с боевой службы. Сегодня, в День памяти погибших подводников, в Мурманске и гарнизонах Северного флота – Гаджиево, Видяево, Заозёрске, Полярном и Северодвинске – проходят памятные мероприятия, посвященные 27-й годовщине гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». В годовщину гибели «Комсомольца» соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, ветераны-подводники на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00, чтобы почтить память «воинов в море погибших». Подводная лодка «Комсомолец» стала воплощением вошедшей в плоть и кровь идеи руководящего начала с «кнопочным» управлением и заменой техникой функций исполнителей, якобы всегда допускающих ошибки. Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации.
Неразгаданные тайны «Комсомольца»
Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал. Меня часто спрашивали, было ли страшно. Ну, может, несколько секунд. Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это — всё.
Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти. А потом события настолько быстро менялись, что не до страха. Надо было действовать. Я не захотел.
Был выбор — уехать в Москву, Питер, Одессу, Крым. Мы с женой выбрали Киев — спокойный город и от родной Винницкой области недалеко. Получили квартиру, через год у нас родилась двойня — мальчишки. Шанс для пятерых Я находился в эти секунды на своем боевом посту, который был герметично закрыт.
Почувствовал, как нос лодки поднимается, поспешил к выходу. Возле трапа столкнулся с командиром, услышал крик дежурного офицера — втроем рванулись по трапу, но тут лодка встала под углом 85 градусов и резко пошла на дно. Я успел ухватиться за трап, меня окатило холодной водой — оказалось, люк не закрыт. Кому-то из мичманов удалось захлопнуть его ногой.
Но мы были в ловушке. У нас горели два отсека, и мы стремительно шли на дно. Правда, через какое-то время лодка встала горизонтально — она так устроена. Стало чуть легче, не нужно висеть на трапе.
Но я уже терял сознание, когда меня подхватили и втащили в выходную камеру. Она была нашим единственным шансом. Нас там оказалось пятеро. В камеру начала просачиваться вода, которая под воздействием сжатого кислорода закипала на глазах.
По учениям я знал, что будет дальше. Мы оказались в могиле. И тут снизу постучали. Командир приказал открыть люк, мы чуть замешкались.
И, как оказалось, эти несколько секунд спасли нам жизнь — лодка резко провалилась. Начались взрывы. Стуки прекратились. Мы продолжали лететь вниз.
Слушали и молчали. Вспомнились родители и жена. Командир сделал замеры и сказал, что мы сейчас на глубине не меньше 1000 метров. Больше прибор не показывал.
До сих не знаю точной глубины, сейчас лодка лежит на 1652. Давление было огромным, с минуты на минуту вода должна была нас попросту раздавить. От усталости я подумал, что это случится быстро и мы не успеем ничего почувствовать. Наша задача была — отсоединить выходную камеру от подлодки.
Впереди планеты всей… по аварийности Морская служба — дело непростое, особенно под водой. Чрезвычайно сложная техника да и сам океан ошибок не прощают. Это в равной степени относится ко всем флотам любой державы. Происшествия с ПЛ случаются на флотах всех стран.
Но вот что говорит статистика. В период с 1945 по 2019 год было зафиксировано 186 аварий ПЛ, принадлежащих 16 государствам. Трудно отнести такие результаты к разряду случайностей. Море для всех одно, значит, вероятно, вступает в силу субъективный фактор.
Проявляться он может как в ошибках при проектировании и постройке кораблей, так и при их эксплуатации. В последнем случае причиной аварий порой становится недостаточный уровень подготовки экипажей ПЛ. Попавшие на флот не по призванию, а по призыву, имеющие к тому же невысокий общеобразовательный уровень моряки оказываются не в состоянии или не успевают осваивать сложнейшую технику, обслуживать которую им предстоит. К этому добавляется и то, что зачастую занятия по материальной части подменяются политинформациями или работами вне корабля, типа уборки территорий базы и т.
Причины гибели 28 февраля 1989 года АПКр вышел в очередной поход, с целью выполнения плановых оперативно-тактических задач. Утро, глубина погружения 457 м, скорость хода экономическая — 8 узлов. Пожар на глубине В 11 часов возникло локальное возгорание в корме. Причина возгорания до настоящего времени не установлена. Включена лодочная объёмная химическая система пожаротушения. Но полностью погасить пламя не удалось. В 11:12 АПКр начал всплытие ходом, но достигнув рубежа 150-160 метров остановился, потеряв ход.
Огонь в это время повредил электрические сети, отвечающие за работу паротурбинной установки, и автоматика отключила их. Винты замерли, лодка повисла в толще воды. До сих пор не ясно, что это было, просчет конструкторов или неправильные действия моряков, но боевой корабль обладал достаточно низкой живучестью. Несколько непонятна низкая эффективность системы пожаротушения, даже по выработке всего запаса хладагента огонь погасить не удалось. Командир АПЛ принял решение всплывать продув главные балластные цистерны. В этом случае из-за вытеснения воды в ЦБГ, плавучесть приобретает положительное значение и лодка всплывает. Но именно это решение и привело к повреждению прочного корпуса.
Пиротехнические заряды, вытесняя воду, повредили систему трубопроводов. Но, тогда об этом ещё никто не догадывался. Борьба за живучесть 11:16 «Комсомолец» поднялся на поверхность, огонь уже охватил 6 отсек, распространяясь в сторону носа. Из-за проблем с электросетями вспыхнули системы управления, появилось пламя в рубке гидроакустика, полыхнули скопившиеся газы в 5 отсеке. В отсеках сильное задымление. Моряки боролись за живучесть. Возник крен на левый борт, сегодня понятно, что через повреждённую магистраль в кормовом отсеке раскалённый воздух попал в бортовые уравнительные цистерны.
Компенсировать крен попытались продув балластные цистерны другого борта, но это вызвало лишь поступление кислорода в очаг пожара, что ещё больше осложнило ситуацию. Магистраль дыхательных аппаратов также была повреждена пожаром, после чего часть экипажа, которая боролась за выживание на борту, получила отравления. Пострадавших вынесли на палубу. Команда получила приказ использовать индивидуальные дыхательные аппараты. В 11:54 после получения сигнала от К-278 объявлена тревога по кораблям и авиации Северного флота. К месту происшествия вылетели самолёты берегового базирования, и на помощь вышла плавбаза «Алексей Хлобыстов».
В бортовом журнале начали появляться записи: «12. Задымленность в 4—м отсеке очень большая. В 1-м отсеке обстановка нормальная. Подсчитать всех людей. Выведен из 5-го отсека Кулапин. Начался сеанс связи. Нет пульса у Кулапина. Состояние главной энергетической установки: заглушен реактор всеми поглотителями. У Кулапина пульса нет. Дворов потерял сознание в 3-м отсеке. В 5-м отсеке людей нет, 5-й отсек осмотрен. Бондарь поднят наверх без сознания. Слюсаренко, Третьяков — страхующие, Юдин, Апанасевич — аварийная партия в 6-й отсек. Кулапин и Бондарь — умерли. Заключение врача». Лишь через 3,5 часа после начала пожара к месту аварии добрался самолет Ил-36, который передавал направляющейся на помощь «Комсомольцу» плавбазе «Алексей Хлобыстов» координаты, но прибыть она могла лишь к 18. Корпус подлодки начал содрогаться от взрывов в отсеках, где был пожар, и в 17 часов «Комсомолец» начал тонуть — по всей видимости, произошла разгерметизация корпуса. Началась срочная эвакуация экипажа: 61 человек поднялся на палубу, не успевая спустить спасательные плоты; в небе беспомощно кружил Ил-36.
Для решения поставленной задачи конструкторы использовали титан, чтобы создать лёгкий и прочный корпус. Закладка лодки на предприятии в Северодвинске состоялась в 1978 году, а на воду К-278 была спущена в 1983 году. За использование сверхдорогого титана, а также за длительность проектирования и постройки лодку на флоте прозвали «золотой рыбкой». Но К-278 действительно была уникальным кораблём. Она могла действовать на глубинах, где не обнаруживалась никакими средствами наблюдения противника и была недосягаема для любого оружия с обычным взрывчатым веществом. Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами «Гранат». Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой. Несостоявшийся Герой Начиная с 1984 года К-278, включённая в состав Северного флота, эксплуатировалась как опытная подлодка и база для экспериментов в области сверхглубоких погружений. Предполагалось, что эксплуатация К-278 позволит накопить опыт для создания целой серии новейших подводных лодок следующего поколения. При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено. В конце 1986 — начале 1987 года К-278 под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе — октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль». Пожар на глубине В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела. Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может. Основной версией считается возгорание электрооборудования. Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата.
Гибель «Комсомольца».
Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии: mirtesen , smi2.
Холодно настолько, что снег ложится на руки и не тает. Валы захлестывают плот, и моряки то и дело оказываются под водой.
У некоторых уже нет сил держаться. Их уносит волна. Вдруг случается то, чего уже никто не ждет. Вдалеке показывается корабль.
Наверное, они слишком рано обрадовались и решили, что спасены», — размышляет Игорь. Он и сам потерял сознание. Следующее, что он помнит, — как он лежит на палубе спасательной лодки. Эвакуация была сложная.
Кто-то отчаянно кричал о помощи и уже не мог плыть». Приходилось прощаться с товарищами. Лодка идет ко дну кормой вниз, а с нею — еще шесть человек. Но уникальность «Комсомольца» заключалась еще и в том, что это была единственная подводная лодка со встроенным спасательным аппаратом — всплывающей капсулой.
С ее помощью те шестеро могли спастись — и среди них капитан Евгений Ванин. Он был на верхней палубе, но когда подлодка пошла ко дну, он без сомнений задраил за собой люк. Капитан не бросит своего судна раньше матросов. Но и здесь теория и практика разошлись.
Лодка погружается все глубже, а выпустить капсулу не удается — заклинило. Это из-за того, что лодка тонула вертикально, считает Коляда. На глубине почти 1 700 метров «Комсомолец» достигает дна. Наконец, спасательная капсула отстреливается и начинает всплывать.
Но даже она не гарантирует спасения. Уже у самой поверхности от разницы давления срывает люк, и ее затапливает водой. Выбраться удается лишь одному моряку из пяти. Заполненная водой капсула навсегда исчезает в пучине.
Бессильные очевидцы На единственном спасательном плоту выжившие держатся изо всех сил. Некоторые висят за бортом и хватаются за леер.
Чернавина с корреспондентом «Красной звезды» капитаном 1-го ранга С. Бесспорно, начало 50-х конец 80-х годов прошлого столетия — «золотая эра» отечественного подводного кораблестроения. Тогда советские конструкторские бюро и верфи не только вышли на мировой уровень в этой области, но и по многим направлениям, связанным с подводным кораблестроением. Причём, до сего дня некоторые рекорды советских подводных лодок не побиты.
Например, подводная скорость проект 661 «Анчар» и глубина погружения проект 685 «Плавник». Это были лодки с титановыми корпусами, были ещё серии 705 проекта — лодки истребители. Но почему вдруг после гибели АПЛ «Комсомолец» пр. Тайны прошлых трагедий. Первая в мире титановая и самая скоростная атомная лодка проекта 661 Рара — по классификации НАТО была спущена в декабре 1968 года, хотя её проектирование началось в 1958 году. Столь значительные сроки объяснялись рядом обстоятельств: это первая подводная лодка из титанового сплава.
Проектирование и строительство «К-162» сопровождалось выполнением большого объёма научных и опытно-конструкторских работ. В апреле 1959 года был утверждён предэскизный проект. В декабре 1960 года был завершён технический проект. Всего за два с половиной года была выполнена вся творческая работа. Руководил проектом Николай Николаевич Исанин 1904 — 1990 гг. Но далее дело затормозилось: большая сложность проекта и новизна корпусного материала привели к тому, что закладка состоялась только в самом конце 1963 года.
Дело в том, что титан, весьма перспективный, но недостаточно опробованный, оказался материалом «со сложным характером». Команду для лодки стали формировать только в мае 1965 года, куда назначали и меня на должность командира БЧ-3 торпедиста — помощника командира. Уже тогда об этом «долгострое» ходили байки и не очень стремились на ней служить, да притом двойная должность, заставили меня отказаться от этого назначения. Но с тех пор у меня осталась заинтересованность титаном. Лодку построили только в декабре 1969 года.
Секретный объект, атомная подводная лодка с титановым корпусом. Игорь Калинин гордился тем, что попал служить именно на нее. Еще бы, в 20 с небольшим ему выпала честь участвовать в уникальном событии: «Комсомолец» смог погрузиться на глубину тысячу метров и выполнил оттуда пуск торпед - рекорд до сих пор остается непревзойденным. На фото - молодые парни, сослуживцы инженера-гидроакустика Калинина, которому удалось вернуться из последнего похода. Им - нет. Вот только что был корабль, технически совершенный, на наш взгляд, - и больше половины экипажа просто куда-то исчезло», - говорит Игорь Калинин, в 1989 году - капитан-лейтенант, инженер-гидроакустик АПЛ «Комсомолец». Норвежское море, здесь на глубине более 1,5 километра лежит «Комсомолец».
Памяти погибших подводников
Через шесть часов лодка получила большой дифферент на корму и затонула на глубине около 1800 м. Находившиеся на палубе подводники оказались в ледяной воде, несколько моряков успели забраться в спасательную камеру, но та затонула сразу после всплытия. Спустя час к месту катастрофы подошла плавбаза "Алексей Хлобыстов", которая подобрала 30 оставшихся в живых членов экипажа. Впоследствии еще трое из них умерли от переохлаждения. Всего из 69 членов экипажа погибли 42.
Затем была названа цифра превышения фона в 800 тысяч раз, и хотя норвежцы всех успокоили, сказав, что такой фон зафиксирован лишь в непосредственной близости от подлодки и он ничем не угрожает ни морским обитателям, ни людям, ясно, что нахождение на дне ядерного реактора рано или поздно может закончиться экологической катастрофой. Усугубляет ситуацию ещё и то обстоятельство, что на АПЛ «Комсомолец», катастрофа на которой унесла жизни десятков людей, имеются две торпеды с ядерной боевой частью, которые также подвержены коррозии. Так что с затонувшей лодкой однозначно надо что-то делать в обозримом будущем. ВСК удалось поднять над дном на 200 метров, но нагрузка на трос оказалась такой сильной, что он не выдержал и лопнул. Так что ВСК до сих пор находится на дне Норвежского моря и неизвестно, когда будет поднята и будет ли поднята вообще. Судя по всему, разрушения лодки было таким масштабным, что уцелевшие члены экипажа просто не смогли добраться до ВСК. Хотя лодка затонула на относительно небольшой глубине и всплыть в спасательной камере можно было без особых проблем. Эта катастрофа похожа на гибель АПЛ «Комсомолец», однако ее причина была во взрыве на боевом судне. Из последних примеров использования всплывающих спасательных камер можно отметить проведенные в ноябре 2014 года испытания данного спасательного средства. Атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта «Ясень» провела испытания ВСК, погрузившись на глубину 40 метров и отстыковав камеру с пятью членами экипажа и балластом, имитирующим вес экипажа подлодки. Камера без проблем всплыла на поверхность за десять секунд, а моряки сравнили всплытие с обыкновенным лифтом. Такой технология очень помогла бы экипаж АПЛ «Комсомолец», трагедия на которой потрясла сердца множества людей.
Спустя много лет те, кому удалось уцелеть в борьбе со стихиями, вернулись туда, откуда все началось. Именно здесь 35 лет назад от пирса ушла в Норвежское море подводная лодка "Комсомолец". Это был последний поход. Не все вернулись назад", — рассказала корреспондент Валерия Антоненко. Обычный боевой поход. Ничего не предвещало беды. Но на 37 день пути случилась трагедия. Внезапно в седьмом отсеке вспыхнул пожар. Температура выше 70 градусов. С этого все и началось.
Поступление в отсек воздуха под большим давлением еще больше увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции лодки и средств борьбы с пожаром не позволили экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии. За первые 30 минут развития аварийной ситуации вышли из строя система управления рулями и связь между отсеками, стало невозможным дистанционное управление общекорабельными системами кормовых отсеков, прекратила работу главная энергетическая установка, развился пожар в 6-м отсеке и возникли возгорания в 5-м, 4-м и 3-м отсеках. Сильный пожар вызвал потерю герметичности ряда систем и устройств в 7-м и 6-м отсеках и прилегающих к ним цистерн главного балласта, что привело к поступлению забортной воды в кормовые балластные системы и внутрь прочного корпуса подводной лодки. В акте комиссии отмечена особенность аварии на подводной лодке — редчайшее наложение двух факторов, определивших высокую интенсивность и скоротечность развития пожара, а именно: возникновение пожара и близкое по времени нарушение прочности воздушной магистрали. Это стечение обстоятельств, требующих принципиально противоположных действий экипажа, — герметизации отсеков при возгорании и раскрытие их в случае поступления избыточного воздуха — существенно осложнило борьбу за живучесть подводной лодки. В 11 часов 23 минут экипаж заглушил реактор. Через 11 минут после этого крен на левый борт лодки увеличился до 8 градусов. По мнению специалистов промышленности, это произошло из-за того, что давление в 7-м отсеке росло от поступления в него воздуха среднего и высокого давления и горячий воздух с продуктами горения через разрушенный трубопровод аварийного продувания стал поступать в цистерну главного балласта правого борта и продувать ее. Разгерметизация трубопроводов гидравлики в 7-м отсеке привела к потере рабочей жидкости в системе судовой гидравлики. По состоянию на 12 часов 10 минут отсеки лодки были задымлены до предела поступающими дымовыми газами, так как не было возможности запустить вытяжной электровентилятор и провентилировать отсеки. Люди в отсеках и на центральном посту вынуждены были находиться в шланговых дыхательных аппаратах, предназначенных для обеспечения дыхания в задымленной атмосфере отсеков. Некоторые из них начали терять сознание. В связи с этим была дана команда о подготовке всплывающей спасательной камеры ВСК подводной лодки. Эта камера, отделяющаяся от корпуса корабля, предназначена для спасения всего личного состава лодки с глубины, превышающей предельную глубину ее погружения. В 13 часов удалось запустить дизель-генератор, что позволило подать питание на распределительный щит, запустить насос охлаждения и вытяжной генератор. В это же время были освобождены 6 человек из тамбура-шлюза между 4-м и 5-м отсеками и начато вентилирование 3-го отсека. В это время уже предпринимались активные действия по оказанию помощи аварийной подводной лодке. Условный сигнал об аварии с подводной лодки передавался с 11 часов 20 минут до 12 часов 17 минут восемь раз. Первый из них был услышан в Главном штабе ВМФ и на командном пункте Северного флота в 11 часов 41 минуту, но сигнал был неразборчивым и только в 12 часов 19 минут сигнал об аварии был принят. С этого момента на всех уровнях управления стали приниматься меры по оказанию помощи и спасению лодки и ее экипажа. Спустя еще два с половиной часа на командном пункте Северного флота был принят сигнал об усилении пожара на лодке и необходимости эвакуации личного состава. Для спасения лодки и ее экипажа в период с 12 часов 34 минуты до 13 часов 10 минут из г. Северодвинск вышел отряд кораблей в составе спасательного судна подводных лодок и спасательного буксира. В 12 часов 39 минут в район аварии вылетел первый самолет Ил-38 с задачей обнаружения лодки, поддержания устойчивой связи с береговыми командными пунктами, обследования района с целью выявления находившихся там кораблей и судов и наведения их в район аварии. Использовать гидросамолеты с посадкой на воду в районе катастрофы в данном случае не представлялось возможным из- за значительного волнения моря в районе катастрофы. В 12 часов 50 минут штаб Северного флота передал на подводную лодку радиосообщение, в котором запрещалось погружение лодки и предписывалось находиться в дрейфе. Была объявлена боевая тревога на Центральном командном пункте ВМФ. Оперативные службы Генерального штаба вооруженных сил, Минобороны СССР и другие органы управления включились в организацию спасательных работ. Непосредственное руководство действиями сил спасения в море осуществлял командующий Северным флотом со своего командного пункта. Одновременно командование ВМФ установило связь с Министерством морского флота и Министерством рыбного хозяйства, чтобы выяснить, находятся ли вблизи к терпящей бедствие субмарине суда этих ведомств. В 12 часов 52 минуты в тот же район начало движение гидрографическое судно «Колгуев», находившееся от места аварии в 71 миле около 131 км , позже, в 13 часов 27 минут начали движение в район аварии рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлобыстов» объединения «Севрыба» и рыболовецкий траулер СРТ- 6121, находившиеся ближе всех к месту трагедии на расстоянии 51 мили около 94 км. На атомном крейсере «Киров» в район аварии был отправлен резервный экипаж, прошедший обучение на подводной лодке «Комсомолец». Все эти меры были приняты для оказания возможной помощи экипажу в борьбе за живучесть корабля с учетом опыта подобных происшествий. В это же время события на аварийной подводной лодке продолжали развиваться следующим образом. После всплытия подводной лодки аварийная группа вынесла из 5-го и 4-го отсеков находящихся там без сознания, обожженных и раненых членов экипажа, часть людей самостоятельно поднялась на верхнюю палубу. Пострадавшие от ожогов получали первую помощь, их бинтовали и одевали. Потерявших сознание пытались привести в чувство, но два человека, подключенные к стационарной дыхательной системе, умерли, так как она разгерметизировалась и в нее попал угарный газ. Выхода из отсеков подводной лодки, моряки были уверены, что лодка не пойдет ко дну. Именно по этой причине подводники поднимались наверх без гидрокомбинезонов, что для многих оказалось роковой ошибкой. В период с 13 часов 54 минут до 13 часов 57 минут был открьгг клапан вентиляции в одну из кормовых цистерн главного балласта правого борта лодки, после чего крен лодки был устранен. Впоследствии по результатам анализа происшедших на лодке событий специалисты промышленности считали, что нужно было притопить одну из носовых цистерн правого борта, чтобы не терять запас плавучести и продольной остойчивости корабля. С 14 часов 18 минут была установлена УКВ связь подводной лодки с самолетом «Ил-38». С самолета сообщили на лодку, что прибытие спасательных надводных кораблей ожидается к 18 часам. Из штаба Северного флота обращалось внимание командования подводной лодки на необходимость использования всех возможных систем ЛОХ для подачи фреона в 6-й и 7-й отсеки, герметизации кормовых отсеков, исключение их загазованности и экономное использование индивидуальных средств защиты. В 14 часов 40 минут это было видно на сделанном с самолета фотоснимке через кингстон охлаждения в 7-й отсек стала посту пать вода и начала заполняться водой цистерна главного балласта правого борта, начал меняться крен на правый борт как отмечено ранее, лодка всплыла с не продутой аналогичной цистерной левого борта. С самолета на берег была передана метеосводка: видимость 5— 6 км, высота нижней кромки облачности 400 м, волнение 2—3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды. В 14 часов 50 минут в районе расположения лодки находились уже 3 самолета, их экипажи транслировали переговоры командира лодки со штабом флота и наводили на лодку надводные корабли. В 15 часов 35 минут в докладе, полученном штабом Северного флота, сообщалось о продолжении пожара в 6-м и 7-м отсеках и о том, что лодка нуждается в букс ировке. В 16 часов 41 минуту с лодки сообщили, что крен на правый борт составляет 6 градусов, а дифферент — 3 м что соответствует 1,5 градуса на корму из-за продолжающегося поступления воды в прочный корпус; личный состав готов к эвакуации. По фотоснимкам с самолета было подсчитано, что дифферент на корму в 16 часов 30 минут составлял 2,5—3 градуса. Терялся запас плавучести из-за заполнения балластных цистерн и поступления воды внутрь прочного корпуса. На это время потеря плавучести оценивалась в 760 тонн, при этом количество воды, поступившей в прочный корпус, составило 120 тонн. Часть зкипажа успела перейти в спасательную камеру. Предположительно на глубине 300—400 м камера отделилась от лодки. Камера вместе с людьми сначала медленно, а потом все быстрее стала подниматься с глубины на поверхность.
Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка?
В 17 часов 8 минут - официальное время гибели подводной лодки "Комсомолец" - корабли и суда приспустили Андреевские флаги. Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Затем в Храме Святителя Николая Чудотворца, расположенном в городе Заозёрске, прошла поминальная литургия. Напомним, АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 года.
На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину — 1027 метров. Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре. При этом, даже находясь на предельных глубинах, "Комсомолец" мог наносить торпедные удары.
Так, на испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров. Под водой лодка могла находиться до 90 суток. Ее практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения. За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище "Золотая рыбка". Почетное название "Комсомолец" ей присвоили за месяц до последнего похода. Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника.
На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек. Шли 37-е сутки похода. Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб. Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно.
Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта. Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков. Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решение. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации". Огонь на корабле сначала попытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ.
Так что с затонувшей лодкой однозначно надо что-то делать в обозримом будущем. ВСК удалось поднять над дном на 200 метров, но нагрузка на трос оказалась такой сильной, что он не выдержал и лопнул. Так что ВСК до сих пор находится на дне Норвежского моря и неизвестно, когда будет поднята и будет ли поднята вообще. Судя по всему, разрушения лодки было таким масштабным, что уцелевшие члены экипажа просто не смогли добраться до ВСК. Хотя лодка затонула на относительно небольшой глубине и всплыть в спасательной камере можно было без особых проблем. Эта катастрофа похожа на гибель АПЛ «Комсомолец», однако ее причина была во взрыве на боевом судне. Из последних примеров использования всплывающих спасательных камер можно отметить проведенные в ноябре 2014 года испытания данного спасательного средства. Атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта «Ясень» провела испытания ВСК, погрузившись на глубину 40 метров и отстыковав камеру с пятью членами экипажа и балластом, имитирующим вес экипажа подлодки. Камера без проблем всплыла на поверхность за десять секунд, а моряки сравнили всплытие с обыкновенным лифтом. Такой технология очень помогла бы экипаж АПЛ «Комсомолец», трагедия на которой потрясла сердца множества людей. Хочется верить, что использовать ВСК по прямому назначению нашим подводникам никогда не придется, однако в случае возникновения аварийной ситуации есть вполне реальный шанс спастись. Причем не отдельным подводникам, а всему экипажу.
Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами. Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой. В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц субмарина отправилась в своё последнее автономное плавание. На этот раз управлял кораблем сменный экипаж, который возглавил капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Гибель «Комсомольца» — одна из самых загадочных страниц в истории отечественного подводного флота. Причины возникновения пожара на атомоходе не установлены до сих пор. Члены комиссии, которая расследовала причины аварии, пришли к выводу, что лодку погубили ошибки при проектировании: «Пожар, возникший в седьмом отсеке из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привёл к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение двух-трёх минут температура в отсеке достигла почти тысячи градусов, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции корабля и средств борьбы с пожаром не позволила экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии». В конце XX века к нему было организовано 7 экспедиций с помощью глубоководных аппаратов «Мир». Установлено, что реактор заглушен надёжно, и она не представляет угрозы для окружающей среды.
Колонка председателя
- Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец»
- Комсомолец (подводная лодка) — Википедия
- Список погибших на АПЛ Комсомолец
- 7 апреля День памяти всех погибших подводников
Читайте также:
- Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка | Аргументы и Факты
- "Тех, кто не вернулся": в Приморье почтили память моряков с уникальной подлодки ВМФ СССР
- Тайна гибели атомной подводной лодки «Комсомолец»
- Комсомолец подводная лодка атомная (АПЛ): тайна гибели, причины трагедии
- От мускульной силы к электродвигателю
Гибель «Комсомольца».
Он приурочен к дате трагической гибели в 1989 году атомной подводной лодки «Комсомолец». 7 апреля 1989 года затонула атомная подводная лодка "Комсомолец".Дата ее гибели провозглашена в России как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца исполнял свой долг. Уголовное дело № 2697-89 о катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец» приостановить. И ещё, что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. В годовщину гибели «Комсомольца» соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, ветераны-подводники на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00, чтобы почтить память «воинов в море погибших». МОСКВА, 7 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец".
Гибель «Комсомольца».
наш земляк, жил буквально рядом, на доме сейчас мемориальная табличка. Техническая сложность систем и оборудования современных подводных лодок (ПЛ) возросла в геометрической прогрессии, а количество и выучка экипажа перестали ей соответствовать, отстают. наш земляк, жил буквально рядом, на доме сейчас мемориальная табличка. Моряков-подводников, погибших в результате затопления атомной подлодки "Комсомолец" в 1989 году помянули в Ленобласти. К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Трагедия, о которой нельзя забывать: в Заозерске почтили память погибших членов экипажа подводной лодки "Комсомолец".
Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки
Образец с такими показателями был взять из вентиляционной трубы реакторного отсека субмарины. Но ученые тут же добавили, что другие образцы из той же трубы не показали настолько высоких уровней и нет никакой опасности для людей или рыб. Но российских экспертов и спикеров уже было не остановить. Звучали даже мнения, что утечка есть — из-за того, что, желая изучить секреты «Комсомольца», ее корпус значительно поврежден из-за попыток НАТО вскрыть его, и было их не то 15, не то 16. Другие приплетали геополитику. Капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин в комментарии «Комсомольской правде» заявил о геополитических интересах Норвегии. Он связывает появление сообщения о том, что «Комсомолец» фонит, «с растущим напряжением вокруг Арктики, вокруг арктического шельфа, тех полутора миллионов квадратных километров, которые являются продолжением хребта Ломоносова».
И мы еще услышим и "более веселые" заявления», — считает Дандыкин. Командир первого экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» Юрий Зеленский считает, что эксперты из Норвегии могли «что-то подложить», чтобы увеличить показатель радиационных выбросов.
Одна из них привлекла внимание. Половину этой вытянутой горы словно срезали ножом в горизонтальной плоскости, а вторая осталась девственно нетронутой. Дальше по пути в почти отвесной скале мы увидели довольно большое отверстие, закрытое ржавой железной плитой. И снимать тоже, - добавил каплей, увидев, что я потянулся за фотоаппаратом. В Лице, то есть Мурманске-150, "Волжанка" остановилась у стандартной "хрущевки", где жил Некрасов. Его семья - жена, старшая дочь и сыновья-двойняшки на атомном флоте появление двойни, а то и тройни - не редкость, и тогда это связывали с радиацией - уехали на лето на "большую землю", и глава семейства один обретался в трехкомнатной квартире.
В ней было уютно, чисто, но требовался ремонт. Он извлек из холодильника трехлитровую стеклянную банку с прозрачной жидкостью: "Презент от командования - "шило". А оно на флоте, как известно, бывает только двух видов: вкусное и очень вкусное. Вам разбавить или чистый предпочитаете в это время суток? За столом Толя рассказал о подробностях гибели АПЛ - атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. И его рассказ - такое не забывается - я дополню лишь появившимся позднее хронометражем событий. Страшные подробности Это был уникальный корабль, корпус которого был сделан из сверхдорогого титана, за что его на флоте прозвали "золотой рыбкой". Но благодаря такому металлу и особенностям конструкции эта махина водоизмещением 8500 тонн в три раза больше знакомого многим сухогруза "Волго-Балт" , имевшая длину 110 и ширину 12 метров, установила в 1985 году мировой рекорд по глубине погружения среди подводных лодок - 1027 метров.
Это притом, что остальные субмарины ходили на 500-метровой глубине. Из этой океанской бездны "Комсомолец" мог нанести безнаказанный удар торпедами или крылатыми ракетами, в том числе с ядерными боеголовками. И это несмотря на то, что переборочные люки были, как положено, задраены. Сработала автоматическая защита атомного реактора, заглушив его. Пожар потушить не удавалось, и в 11. Борьба за живучесть корабля продолжалась на поверхности. Первое сообщение о пожаре командир передал только в 11. Из-за неисправности антенны подлодки штаб его принял только с восьмого раза - спустя полчаса.
А американскую ПЛ «Огайо», водоизмещение которой вдвое! И каков же результат? У американцев погибли в 1963 году — ПЛ «Трешер», в 1968-м — «Скорпион». И все. У нас же «Комсомолец» — третья погибшая ПЛ, и сохраняется, к сожалению, возможность новых катастроф. Ведь главное командование ВМФ само определяет параметры проекта лодки, контролирует все этапы проектирования и строительства и, наконец, подписывает приемный акт? Что мешает дирижеру заказать нужную ему музыку?
Поэтому на начальной его стадии совершенно необходимо широко привлекать боевой опыт Великой Отечественной войны и математическое моделирование вероятных ситуаций. При проектировании «Комсомольца», насколько я знаю, к этой процедуре не обращались. Но главная причина в ином. Катастрофа стала закономерным следствием ошибок, просчетов и просто волюнтаристских решений послевоенного периода строительства нашего ВМФ. В середине 50-х годов в советском ВМФ произошли два события, которые в значительной мере определили ход его дальнейшего развития. Было упразднено Министерство ВМФ и произведена смена первого лица флота. Главнокомандующий адмирал Н.
Кузнецов, вынесший всю тяжесть военного времени и сталинского периода, был заменен адмиралом С. Ликвидация министерства означало большее, чем просто очередную перестройку системы управления. Флот стал рядовым видом вооруженных сил. Между командованием ВМФ и первыми лицами государства возник фильтр — Министерство обороны, которое к тому же тянуло бюджетное одеяло на наземные рода войск. К несчастью для флота, именно в этот момент советские ученые и инженеры создали баллистическое ракетное оружие, способное доставлять ядерный боезапас на далекий американский континент. Охватившая военно-политическое руководство СССР эйфория по поводу достигнутого паритета с США в «холодной войне» подвигла его на переоценку возможностей традиционных видов вооруженных сил. Угодливость нашей военной науки, низкий авторитет главного командования ВМФ и волюнтаризм советского руководства привели к тому, что флот начали резко сокращать.
Значительные удары были нанесены по корабельному составу, системе базирования, кадрам и институту их подготовки... В частности, в 1960 году, после того как наши ракетчики сбили над Уралом американский высотный самолет-разведчик У-26, последовала реорганизация противовоздушной обороны страны, в ходе которой ВМФ лишился истребительной авиации. А ведь опыт второй мировой войны и только что закончившейся перед этим корейской войны показал, что морская авиация является универсальным боевым средством флота. А советские моряки не могли теперь господствовать даже в ограниченных районах военно-морских театров. С той поры военно-морская доктрина в СССР практически отсутствовала и развитие флота диктовалось потребностями «холодной войны», а не осмыслением геополитического положения страны и возможностями экономики. А научно-техническую политику на флоте фактически стал определять советский ВПК.
Другие экипажи возглавили майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев.
Они расположились в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота. Экипаж майора Петроградского начал сложную работу. Он не только помогал организовывать связь, но и летал по акватории, наводя надводные суда в район аварии. Их капитаны рассчитали примерное время прибытия — 18 часов. Её командир постоянно держит связь через самолёты с берегом. Поступила лишь одна просьба — буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход.
Видимо, опасаясь последствий пожара, на нём заглушили реактор. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество. С этого момента события стали развиваться стремительно. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер.
H G Я O и опустилась на глубину 1658 метров. В воде оказалось около шестидесяти человек. Пятеро моряков, включая командира К-278 Е. Ванина, успели забраться в ВСК, но после всплытия камеры от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море мичмана Сергея Черникова, после чего через открытый люк смог самостоятельно выбраться лишь мичман Виктор Слюсаренко [5] [6]. Камера из-за притока через люк забортной воды затонула [5]. Внутри прочного корпуса подводной лодки остался капитан 3-го ранга А. Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора.
Задача — сменить в районе бедствия экипаж майора Петроградского. В течение 50 минут было снято вооружение и подвешены спасательные контейнеры КАС. По прибытии в район снизились до высоты 30 метров. Задача — наводить спасательные средства на все обнаруженные в воде предметы и людей. Ушли из района по остатку топлива с наступлением темноты. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 17 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков. Принятыми экипажем мерами ликвидировать его не удалось.
Лодка затонула. Имеются человеческие жертвы. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибли, 27 человек выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 23 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А.