Операционный директор — человек, управляющий рутинными процессами, которые уже работают и приносят результат. Операционный директор: задачи Операционный директор выполняет ключевую роль в реализации корпоративных стратегий и достижении целей. Практический онлайн-курс «Операционный директор» от Eduson: где вы с нуля сможете повысить эффективность ежедневных операций, директор по операционному управлению поможет снизить затраты бизнеса.
Операционный директор | Chief Operating Officer
В высшем управленческом звене тоже есть специалисты по операционному менеджменту — операционный директор, исполнительный директор, генеральный директор. Операционный директор – это руководитель компании, который ответственен за управление её производственными и операционными процессами. COO — chief operating officer [чиф аперейтин офисэр], главный операционный директор или аналог российского исполнительного директора. Исполнительный, операционный или управляющий директор — это заместитель генерального директора.
Зачем нужен операционный директор, если есть генеральный? Есть ли вообще отличия?
Цель — сбалансировать работу шефа. Эта должность открывается обычно при импульсивном визионере во главе организации. В его работу входит выполнение типичных задач СОО, но генеральный директор фирмы делится с ним некоторыми основными функциями. Такая должность необходима руководителям, которые физически не могут охватить все сферы деятельности своей организации и нуждаются в надежном бизнес-партнере.
Эта вакансия для того, кто точно займет место главы фирмы после ухода нынешнего руководителя. Довольно часто это — ближайшие родственники или лучшие друзья генерального директора. Преемник должен полностью погрузиться в деятельность фирмы, при этом обучаясь обязанностям главы.
Ценный работник. Специалист, который отлично трудится, имеет прекрасные рекомендации, а потому может претендовать на высокую должность. Это может быть заместитель директора по операционному управлению или сам руководитель этого направления.
Он высоко ценится за аналитический склад ума, креативность, стремление к развитию. Итоговую роль, которую займет СОО, невозможно предугадать. Все зависит от целей и размеров фирмы.
В своем большинстве — это исполнитель, ответственный за воплощение в жизнь идей высшего руководства предприятия. Этапы найма операционного директора Весь процесс можно разделить на 4 шага. Остановимся на каждом из этапов более подробно, и рассмотрим нюансы проводимой работы.
Шаг 1: оценочный лист и должностные обязанности Соискателю недостаточно просто описать свои лучшие качества и достижения на прежнем месте работы, если они имелись. Стоит указать планируемые цели работы, ожидаемые результаты, а также опыт и навыки, которые потребуются на новом месте. К примеру, претендент на эту должность должен иметь больше восьми лет профессионального опыта, а вот понимание процесса продаж только приветствуется.
Оценочный лист поможет во многом: Работникам отдела кадров, ассистентам, непосредственным подчинённым, хедхантерам и другим специалистам при найме надо будет предоставить этот документ — и сразу станет ясно, что именно требуется от кандидата. Оценочный лист поможет при составлении точного списка должностных обязанностей. Он позволит сопоставить навыки кандидатов с требованиями во время собеседования.
Оценочный лист сделает дискуссии между разными людьми в разы объективнее. Опираясь на него, не придется давать оценку претендентам, основываясь лишь на интуиции. Благодаря оценочному листу получится создать общедоступное описание вакансии, в котором кратко, но точно будут отражены основные моменты.
Шаг 2: максимальное заполнение воронки Соискателей должно быть как можно больше, тогда удастся нанять настоящего профессионала. Для того, чтобы количество заявок на должность было достаточным, надо: Разместить описание вакансии на всех подходящих сайтах по трудоустройству, а также в популярных социальных сетях. Заключить не эксклюзивные контракты с несколькими агентствами, которые занимаются подбором персонала.
Использовать холодную рассылку писем на LinkedIn и Xing тем, чье описание подходит под искомые параметры. Сообщение должно быть кратким, но содержательным. К примеру: «Привет, имя , у нас в название компании открыта вакансия операционного директора.
Может быть, вакансия заинтересует вас или знакомых ссылка на сайт фирмы. С наилучшими пожеланиями, генеральный директор название компании ». Шаг 3: структурированные телефонные и личные собеседования Непрофессиональных работников можно распознать уже на этапе телефонного контакта.
Руководитель отдела кадров может пообщаться с кандидатами, а потом переключить самых достойных на беседу с генеральным директором. Следующий этап — приглашение на очное интервью. Оценочный лист при телефонном общении точно такой же, как и для очного разговора, разве что некоторые вопросы можно сократить.
Шаг 4: командная проверка кандидата и его рекомендаций Трем-четырем соискателям, которые вызвали наибольшее доверие, можно провести несколько дней офисных испытаний.
Благодаря ему организации могут бесперебойно функционировать. Чаще всего он оптимизирует издержки и улучшает ключевые показатели бизнеса. Простыми словами, специалист пытается сделать так, чтобы компания тратила меньше средств на производство без потери качества, разнообразия ассортимента, скорости создания товаров и выполнения услуг.
Как обычно бывает, если делать быстро и дешево, то товар будет некачественным. А если сделать упор на качество и дешевизну, то придется очень долго ждать. Тогда удар примет на себя цена, получится дорогой товар или услуга. Операционный менеджер должен такого не допустить.
Он обязан найти путь, при котором быстро, качественно и дешево смогут сосуществовать вместе. Производительность должна расти, качество — улучшаться, ассортимент — расширяться, затраты — уменьшаться. Нелегко совместить эти конкурирующие друг с другом процессы, но именно этим занимается операционный менеджер.
Совершенствование операционной среды и оптимизация операционных процессов. Разработка принципов реализации стратегий на практике и претворение планов в жизнь.
При необходимости — трансформация и обновление бизнес-модели, стимулирование ключевых инициатив для трансформации бизнеса, а также формирование его будущей концепции. Директор по операционной деятельности в Петербурге — кто он? Согласно статистике, типичный директор операционного центра в СПб — это мужчина или женщина, средний возраст которого составляет 47 лет.
Производительность должна расти, качество — улучшаться, ассортимент — расширяться, затраты — уменьшаться. Нелегко совместить эти конкурирующие друг с другом процессы, но именно этим занимается операционный менеджер. В своей работе он использует инструменты анализа, планирования и контроля, методы расчета бюджетирования и механизмы управления. Специалист постоянно пытается улучшить все, что только можно усовершенствовать. Действительно, он выполняет нелегкие задачи, но крайне полезные.
В небольших компаниях их может выполнять руководитель, а могут нанять человека со стороны, например, временного бизнес-ассистента или консультанта. В организациях большего масштаба эту роль выполняет непосредственно операционный менеджер. А в наиболее крупных компаниях имеется не один, а целый штат этих специалистов. В любом случае обязанности этого работника должен кто-то выполнять. Даже в маленьких фирмах важно налаживать рутинные процессы, чтобы персонал мог работать более результативно, что приведет к росту прибыли.
Почему операционные улучшения — это ключ к повышению производительности
В небольших компаниях обязанности операционного менеджера выполняет, как правило, непосредственно руководитель, либо его заместитель. это руководитель высшего звена, которому поручено осуществлять надзор за повседневными административными и операционными функциями бизнеса. Поскольку операционный директор контролирует все бизнес-операции, умение руководить является важнейшей частью его основных должностных функций.
Что такое операционный менеджмент в компании
Например, несколько крупных металлургических компаний говорят о дополнительных 20-30 млрд руб. Один из крупных холдингов по производству строительных материалов заявляет о производительности труда 27 млн руб на 1 сотрудника за 2023 год, а на одном из его заводов цифра достигла 75 млн руб на 1 сотрудника, что является рекордом по мировым меркам. Но чтобы достичь подобных воодушевляющих цифр, необходимы подготовленные специалисты по операционной эффективности. Во-первых, они должны владеть инструментами повышения операционной эффективности, такими как стандартные операционные процедуры, 5С, выравнивание потока, визуальный менеджмент, цифровые советчики и использование ИИ. Но знать инструменты мало, важно уметь их корректно выбрать и применить.
Не по принципу «что знаем и любим, то и используем», а по принципу «что нужно здесь и сейчас». А для этого очень важно научиться находить и формулировать проблему, анализировать текущую ситуацию, искать коренные причины проблемы, опираясь на данные, а не стереотипы. Здесь помогают такие инструменты, как карта потока создания ценности, BI, process mining, 8 видов потерь, теория ограничения систем и другие. Но и этого мало, потому что проекты улучшений не делаются в одиночку.
Это командная работа, которая требует вовлечения персонала из разных функций. Почему сейчас специалист по операционной эффективности выделился как отдельная штатная единица? Дело в том, что человек не может одновременно решать большое количество рутинных задач, и в то же время заниматься развитием — рутина поглощает, плюс для того, чтобы проектировать и внедрять улучшения, нужны специальные компетенции. И еще один момент, который подсветил их необходимость — цифровизация предприятий.
Часто на предприятиях она происходила и происходит стихийно: надо цифровизоваться — внедряем цифровые инструменты, без нормализации и формализации процессов. И возникает конфликт между цифровизацией и эффективностью: инструмент уже есть, а эффективности по-прежнему нет. Университеты обязаны чутко реагировать на запрос рынка, поэтому стали набирать обороты кейс-чемпионаты и специализированные образовательные программы. В каких случаях руководителю нужно обратиться за получением допобразования — что будет красным флагом того, что срочно нужны новые знания и инструменты?
Я бы выделил две группы случаев, когда нужна программа. Первый: компания еще не занималась темой повышения операционной эффективности. Например, бизнес был маржинальным, была ситуация «все хорошо».
Специфика деятельности специалиста в компании Операционные менеджеры как правило имеют образование в сфере менеджмента, экономики, управления. Они тщательно изучают текущую ситуацию, выявляют риски и предпринимают антикризисное управление. Основной функционал: определение рисков, способных тормозить производственный процесс и принятие антикризисных мер; выполнение плана по снижению издержек; составление планов и прогнозов, увеличивающих прибыль бизнеса и снижение операционных расходов; построение стратегий отделов;.
Она определяется трудовым законодательством РФ. К слову, у топ-менеджера может быть персональная ответственность за результаты компании, за отсутствие работы с персоналом несоблюдение трудовой дисциплины и пр. Все эти моменты прописываются индивидуально в должностной инструкции сотрудника той или иной компании. Плотно взаимодействуя с генеральным директором, он берёт на себя всю рутинную работу и следит за тем, чтобы выполнялись все бизнес-процессы, структурные подразделения работали слаженно, а результаты хозяйственной деятельности всё время улучшались. Надо ли говорить о том, что столь большая ответственность оборачивается и большой нагрузкой, которая ложится на плечи специалиста, занимающего эту должность. Существенно уменьшить её позволяет систематизация бизнеса. При систематизации в компании внедряется оргсхема, налаживаются координация, коммуникация, внедряются инструменты, которые позволяют отслеживать статистики вклад каждого сотрудника компании в общий результат , а также инструменты планирования. Благодаря этому бизнес становится управляемым, что и помогает его владельцу приходить к своим целям быстрее. Подписывайтесь на канал и будьте всегда в курсе о выходе новых статей!
В некоторых случаях он может руководить отдельным подразделением или департаментом. Операционным директором может стать специалист с обширным опытом в управлении операционными процессами, имеющий хорошие коммуникативные навыки, лидерские качества и умение работать в команде. Квалификация, знание основных аспектов бизнеса, умение анализировать данные и быстро принимать стратегические решения являются базовыми требованиями для кандидатов на эту должность. Операционным директором может быть человек с высшим образованием в области управления бизнесом, опытом работы в операционной сфере и выдающимися личными качествами. Обычно для этой должности требуется опыт работы в высшем руководстве компании или на ведущих позициях в операционной сфере. COO отвечает за выполнение своих обязанностей перед генеральным директором, владельцами и акционерами. К нему может быть предъявлен иск о субсидиарной ответственности кредиторами как контролирующему лицу при доведении компании до банкротства.
Кто на самом деле должен управлять компанией
Операционный директор — кто это Сейчас во многих компаниях предусмотрена должность операционного директора, или же, согласно зарубежной формулировке, COO Chief Operational Officer. Руководитель операций (Chief Operating Officer), или COO, является высокопоставленным руководителем внутри компании, непосредственно отвечающим за операционную деятельность организации. COO — главный операционный директор, аналог исполнительного директора в России; один из руководителей, отвечающий за повседневные операции. Как нанять операционного директора в кризис: 9 советов Алены Владимирской.