Лезгины – древний народ с богатыми обычаями и традициями. Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Лезгинская нация является важной и уникальной частью культурного наследия Кавказа и продолжает влиять на его развитие.
Народ лезгины
В этот день свита жениха держала путь к дому невесты. Девушку осыпали дорогими подарками, среди которых главным являлось обручальное кольцо из серебра или золота. В данный период велись подготовительные работы к свадьбе, шились праздничные наряды, готовилось приданое и свадебные подарки. Промежуток времени между обручением и свадьбой мог затянуться на несколько лет. Начиналось торжество с приема трех музыкантов в доме жениха, которым выносили традиционные дары: три платка, три пары носков, три хлебные лепешки. День подарков и заключения свадебного договора.
Ко двору жениха все жители аула сносили по несколько кг зерна или муки. Невеста же получала в дар необходимые бытовые вещи: носки, платки, сумки и т. После процедуры дарения в дом заходили молодожены, дядя и отец невесты, свидетели и друзья жениха, кадий и мулла. Свидетели спрашивали молодоженов, согласны ли они себя связать брачными узами. После чего читалась молитва, совершался брачный обряд.
В доме дяди по линии матери жениха расстилалась скатерть, на которую гости клали различные лакомства и деньги. Скатерть с содержимым пряталась в сундук и лежала там до первой брачной ночи. Невеста прощалась со своим домом и переходила в дом жениха. О согласии и готовности девушки выйти из дома свидетельствовали шерстяные носки, подвешенные во дворе на винтовке. У семейного очага первой девушку встречала свекровь с мальчиком на руках, затем мать жениха осыпала свою невестку мукой, а девушка кидала горсть муки в огонь.
Отец не должен был находиться в доме во время родов. За весть о новорожденном полагалась награда. В первую ночь роженице не давали спать, чтобы уберечь ребенка от демонического существа Ал-паб, которое могло навлечь порчу или подменить новорожденного. Также злых духов отпугивал огонь в комнате и стрельба из ружей во дворе. Традиционно имя ребенок получал в честь умершего близкого родственника, который прожил праведную жизнь.
Если же дитя долго болело или капризничало, имя могли сменить на другое. Состриженные утробные волосы тщательно оберегали и ни в коем случае не выбрасывали. Первую стрижку, как правило, проводил старший мужчина в семье. Волосы клались под подушку ребенку, чтобы подарить ему крепкий здоровый сон. Дабы малыш не вырос вором, ему долго не стригли ногти, остриженные ногти сжигали.
Считалось плохим знаком, если первый зуб у ребенка заметит его мать. Если же это случилось, женщина разрывала ворот своего нательного белья, чтобы зубы хорошо росли, с этой целью у малыша также немного разрывали ворот рубашки. Первому, кто заметил растущий зуб, дарили иглу — символ остроты. Вставание на ноги сопровождалось осыпанием жареными пшеничными зернами и коноплей. Когда ребенок самостоятельно делал первый шаг, взрослые имитировали разрыв или разрезание пут, чтобы малыш в будущем уверенно стоял на ногах.
В этот день лезгины праздновали начало сельскохозяйственных работ. В ночь на 22 марта во всех дворах зажигались костры, проводилась стрельба из ружей. На следующий день все одевались в новую одежду и готовили праздничные угощения. Пир сопровождался импровизированными представлениями и различными ряжеными процессиями. Прежде чем начать посев яровых и озимых культур, хозяйка дома должна была угостить первого встречного хлебной лепешкой.
Хозяин же пятью пальцами проделывал небольшие отверстия в земле и клал туда первые зерна, если же спустя некоторое время из какого-либо углубления не взошли ростки, то соответственный палец заматывался бинтом во время посевных работ. Молодежь в назначенное время традиционно отправлялась за сбором цветов в горы. Затем в нарядных одеждах девушки и юноши шли к ближайшему аулу и проводили там различные праздничные обряды с танцами и силовыми состязаниями. Оригинальный праздник с танцами, пением и играми, который посвящен покупке и продаже плодов черешни, черешневых деревьев. Численность лезгин намного больше, чем описано в различных источниках Какова же численность лезгин?
Для этого посмотрим, как же они расселялись. Как было сказано ранее, лезгины проживают на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане они населяют многие районы. На тот момент их насчитывалось около 350 тысяч человек. Они также объясняли, почему именно так происходило.
Такое расхождение объяснялось обстоятельством, что многие лезгины жили в Азербайджане, а фиксировались как азербайджанцы. Лезгины — один из больших народов, которые проживают на территории Дагестана. Их численность значительно выше, чем о ней пишут во многих источниках. Фото: welcomedagestan. Считалось, что их около 800 000 человек.
Тогда считалось, что лезгинский народ самый крупнейший северо-кавказский народ. Важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал именно поток беженцев и соседнего Азербайджана. Поэтому по этим данным, мы можем судить, что их было значительно выше, чем описывалось во многих источниках. История[править править код] Основная статья: Кавказская Албания Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры конец 4 тысячелетия до н. Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.
Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе древние племена легов, гелов, удинов и др. В конце 1 тыс. Еда Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре.
В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни.
Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен.
Всего вероятнее, что произошло взаимное объединение племен двух регионов из-за переселений племен либо из Турции на Кавказ, либо с Кавказа в Турцию. Название культуры — Анатолийская. Кроме Турции и Кавказа эта культура включала в себя и территоию Северного Междуречья. А так как в древности там жили хурритские племена кавказской языковой семьи племена, то можно предположить, что эта культура сложилась все таки в результате переселения племен с территории Кавказа в Турцию и Северное Междуречье. К 3300 году днэ единая культура опять распалась. От Анатолийской культуры отделилась новая культура — культура Куро-Аракского энеолита она включала в себя территорию всег Кавказа и Северное Междуречье. А значит, что языки народов Кавказа и Северной Месопотамии опять стали развиваться самостоятельно. Всего вероятнее, что в это время язык древних кавказских племен был похож на хурритский язык язык урартов. С 1900 года я на своих картах уже разделяю племена всех кавказских народов на две группы — собственно кавказские народы и хурритов южнокавказские племена — будующих урартов.
К 1100 году днэ на территории Кавказа происходят следующие события. На юге Кавказа из хурритских племен складывается государство Урарту. На самом Кавказе из общей массы кавказских племен выделяются 5 новых групп племен: Колхидская культура это будущие абхазы и западные грузины , Ходжалы-Кедабекская культура это будущие албаны , Каякентско-Хорочеевская культура это будущие лезгины и другие дагестанские народы , Муганская культура это будущие каспии и южные албаны. Центрально-Закавказская это будущие грузинские народы Появления этих новых культур было наверняка связано с продвижением большой массы индоевропейских племен через Кавказ на территорию Турции лувийцев, хеттов, палайцев. К 500 году днэ общность археологических культур на Кавказе восстановилась но только культур, а не языков. Языки племен в различных частях Кавказа продолжали развиваться и между ними появлялось все больше различий. К 300 году днэ на территории бывшего государства Урарту урарты-хурриты сложился новый народ — армяне смешение урартов, палайцев и западных фригийцев. А на территории современного Азербайджана сложилась новая культура - Ялойму-тепинская это культура албанов. К 100 году днэ на территории Грузии сложилась новая культура — кувшинных погребений это племена будущих грузинских племен. К 550 году нашей эры, под влиянием передвижение больших групп племен с востока на запад гунны, тюрки, хазары, авары , на Кавказе тоже начинаются происходить этнографические изменения языковые.
Завершили свое формирование народы — адыги, колхи и иберы. К 950 году сформировались народы ясы осетины , касоги адыгейцы , абхазы, грузины. К 1150 году полностью исчез народ — албаны, на его месте сформировался новый тюркский народ — азербайджанцы из огузов, пришедших на Кавказ с территории Туркмении. Оставшиеся северные албаны оказали свое влияние на формирование дагестанских народов. К этому времени можно отнести формирование лезгин как народа. Хотя я еще раз напоминаю, лезгины как народ начали формироваться значительно раньше. Я уже упоминал о выше о народе «леги» в 3-м веке и «лакзы» в 9-м веке. По моему мнению лезгины являлись основным население государства Дербент, которое существовало в 7 — 13 веке было уничтожено монголами , и государства Ширван, которое существовало в 14-16 веке, а также в Дербентском и Кубинском ханстве которые были присоединены к России. Вообще история любого народа интересна, если ее внимательно изучать. Лезгины — это потомки древнейшего населения Южного Дагестана.
В IХ-Х вв. В Средние Века вокруг крупных селений лезгин Ахты-пара, Докуз-пара, Курах, Кюре образовались автономные объединения сельских «вольных обществ», некоторые вошли в феодальные образования: Кубинское, Кюринское, Дербентское ханства и другие. Вольные общества и ханства время от времени подпадали в зависимость от азербайджанского Ширвана. В 1806 г. Российское подданство приняли кубинские лезгины. Чуть позже в состав России вошли «вольные общества» лезгин Ахты-пара, Докуз-пара и другие. В 1828 г. Во время Кавказской войны часть лезгин примкнула к движению мюркадизма, часть, прежде всего беки, выступила на стороне русских. Лезгинские части принимали участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. По данным переписи населения 2002 г.
Они населяют, в основном, юго-восточные районы Дагестана. Ведущую роль в хозяйстве лезгин играло пашенное и разведение мелкого рогатого скота с преобладанием овцеводства и ежегодными перегонами с летних пастбищ на зимние и обратно. Главными сельскохозяйственными культурами, которые выращивали лезгины, были ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис и бобовые. В середине XIXв. Вплоть до 30-х годов ХХ в. В Ахты, Магарамкенте и Кусумкенте большое внимание уделялось садоводству и виноградарству. На равнинных территориях лезгины держали скот на стойлово-выгонном содержании, в горах было распространено отгонное скотоводство. Зимние пастбища находились, в основном, в Северном Азербайджане. Разводили главным образом овец, коз, крупный рогатый скот.
Идеи и Вдохновение для Дизайна Интерьера 13 подписчиков Подписаться Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Также компактно населяют несколько деревень Турции, где живут потомки мухаджиров. Говорят на лезгинском языке, входящем в семью нахско-дагестанских языков.
Если говорить о последнем типе танца, то он всегда исполнялся парно, и характеризовался подражанием благородным животным: орлу, роль которого исполнял всегда мужчина, и лебедю, чья роль отводилась женщине. Во время исполнения танца мужчина становился на носки и разводил руки в стороны, как бы изображая парящего в небесах хищника, высоко поднимал голову и делал резкие, лаконичные движения руками и ногами, показывая таким образом свою ловкость и силу. Роль женщины в парной лезгинке — выражение изящества, гармонии и покорности. Для этого использовались волнообразные, плавные движения рук и неторопливые, размеренные перемещения по сцене. В отличие от мужчины, всем телом выражающим твёрдость и решительность, «лебедь» своим видом олицетворяла спокойствие, грацию и мягкость. Многие утверждают, что концепцию «орёл и лебедь» для лезгинки нельзя считать истинной, поскольку изначально считалось, что мужчина в этом танце символизировал не птицу, а священного тура — горного козла, обитающего на вершинах Кавказа. В общей сложности на Кавказе и Закавказье проживает около сотни народностей, и фактически в каждой танец развивался по-своему, обрастая новыми элементами, усложняясь либо упрощаясь в техническом плане. Если говорить о мужской сольной разновидности лезгинки, то она стала часто исполняться с холодным оружием в руках. Интересные факты Одна из ключевых особенностей парной лезгинки — отсутствие какого-либо физического контакта между танцующими: мужчина и женщина могут двигаться в одном темпе и подражать движениям друг друга, но никогда не соприкасаться. В некоторых видах лезгинки используются смелые акробатические элементы, такие, как сальто и быстрые вращения. Исполняет их всегда мужчина, а цель таких телодвижений — показать партнёрше по танцу свою ловкость, силу и координацию. На Кавказе многие говорят, что лезгинка даже мёртвого может вернуть к жизни. С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку фактически каждый, кто хотя бы раз наблюдал за тем, как профессиональные танцоры исполняют лезгинку, испытывал стойкое желание пуститься в пляс вместе с ними. Правильное исполнение движений невозможно без идеальной осанки, которой должны обладать оба танцующих. В современных школах танца обучающихся учат улыбаться во время исполнения, поскольку улыбка поддерживает основную идею парной лезгинки. Особенно важен во время исполнения и взгляд партнёров: поскольку физический контакт между ними невозможен, именно глаза танцующих передают взаимосвязь между мужчиной и женщиной. Многие хореографы считают, что на сегодняшний день «настоящими» можно считать только чеченскую и дагестанскую лезгинку, а все остальные её разновидности следует называть иначе. В сравнении с дагестанской, чеченская лезгинка отличается большей резкостью движений, и всегда исполняется с прямой спиной. В дагестанской же разновидности может присутствовать плавное звуковое сопровождение, и, как следствие, более плавные телодвижения. При этом некоторые пируэты и приёмы исполняют в полусогнутом положении. В целом, дагестанская разновидность подразумевает более широкий спектр доступных движений, из-за чего сам танец становится зрительно богаче и зрелищнее. В качестве инструментов, сопровождающих выступление, часто используется так называемая зурна: язычковый народный духовой музыкальный инструмент, напоминающий что-то среднее между дудочкой и флейтой. Зурна имеет характерный резкий звук, а ближайшим её «родственником» можно назвать гобой. Танец уже не раз «засветился» и на киноэкранах: к примеру, актёры знаменитого советского фильма «Мимино» зажигательно исполнили его в сцене в ресторане, а знаменитый российский режиссёр Никита Михалков включил сцену с танцем молодого парня в свою художественную ленту «12». Читать еще: К какой национальности относится фамилия чуприян. Как узнать национальность по фамилии Почему во время исполнения кричат «Асса! Многие, кто хоть раз наблюдал за любительским или профессиональным исполнением лезгинки, замечали, что танцору часто кричат слово «Асса», подбадривая его таким образом. Но что вообще значит это слово и откуда оно появилось? На этот счёт есть несколько интереснейших теорий. Самое простое и логичное объяснение — этимологическое. Согласно ему, в языках народов Кавказа присутствовало а в некоторых — присутствует и сейчас лексема «асе», которой соответствует русское наречие «так». Ещё одна интересная теория основывается на этнической трактовке слова. Согласно ей, историческая территория алан от Венгрии и до Монголии называлась раньше «Ассия» то есть — страна ассов , а теперь именуется Азией. Горцы же, желая подчеркнуть своё происхождение во время боевого танца, выкрикивали это слово, поднимая свой боевой дух. Ну и последняя версия происхождения выкрика «Асса! Согласно ей, именно этим словом танцор подчёркивал свой артистизм и свою удаль во время исполнения. Точных аналогов этой лексеме в русском языке нет, но перевести её можно как призыв к оспариванию или состязанию, вроде русского «ну как? Как лезгинка стала известна во всём мире? Мало какому народному танцу удаётся добиться мировой популярности, но лезгинка оказалась из числа тех, кому это под силу. На мировую сцену она вышла благодаря команде танцоров из Тбилиси, когда в 1935 году они отправились покорять сердца зрителей и жюри Всемирного фестиваля народного танца. Газета «Вечерний Тбилиси» отзывалась о выступлении, как о произведшем фурор. По словам репортёров, танцоры Тбилисского государственного театра сорвали шквал аплодисментов, и даже сдержанные британские зрители не удерживались от восторга и кричали артистам «Браво! Группа выступала под руководством Владимира Хетагурова, который удивил публику опасным танцем с настоящими кинжалами в руках. Ещё до выступления приметив двух девушек, сидящих недалеко от сцены, артист исполнил несколько особых пируэтов вокруг них, а в конце номера поклонился королевской чете. После окончания фестиваля Хетагуров получил особую медаль во время специально организованного приёма-бала. Лезгинка — это абсолютно уникальный танец, идеальный образец богатой культуры своего народа, сочетающий в себе несочетаемое и обладающий невероятно мощной энергетикой. Этот танец — гордость кавказских народов, часть их традиций и жизни, средство самовыражения и священный ритуал, к которому следует относиться с соответствующим уважением. Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: Лезгинка Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств.
Вся правда о лезгинах
ДагПравда 25 «Всех благ и всех открытий века Ты мне дороже, Дагестан! Моя единственная Мекка, Любви сыновней океан». Всех не перечислишь: моряки, ученые, военачальники, меценаты, политики, спортсмены, правоохранители, юристы, артисты, журналисты, литераторы, музыканты, театралы, налоговики и т.
Когда впервые молодая жена заходит на кухню, то на нее сыпят горсть муки, это как посвящение в новые хозяйки. Женщина всегда занимается детьми и работой по дому. А уж если кто посмеется над женщиной или обидит, то опозорится на всю общину. Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств.
Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше. Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины национальность кавказская , пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.
Национальность "лезгин": история Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость. Народ, который чтит традиции Рассмотрим подробно эту национальность.
Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.
Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью.
Аль-Масуди называл жителей этой местности лакзамами лезгинами , защищавшими Ширван от захватчиков с севера. Лезгинская этническая группа, вероятно, возникла в результате слияния федераций Ахты, Алты и Докус Пара и некоторых кланов из числа рутулов.
До революции в России термин «лезгин» применялся ко всем этническим группам, населявшим территорию современной Российской Республики Дагестан. В 19 веке этот термин использовался более широко для всех этнических групп, говорящих на ненахских языках Северо-Восточного Кавказа , в том числе кавказских аварцев , лакцев и многих других хотя вайнахские народы , которые были носителями северо-кавказского языка, назывались «черкесами». Жилище Какая вера у бразильцев: христианство, язычество или буддизм? Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды.
Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни. Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов.
Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича.
В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз. Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки.
В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища. Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу.
Действует также лезгинский национальный центр «Самур». В политическом отношении он лоялен государственной власти. В канун президентских выборов 2003 года на собрании представителей всех проживающих в Азербайджане общин и организаций национальных меньшинств председатель лезгинского культурного центра «Самур» Мурадага Мурадагаев заявил, что со дня своего образования в 1993 году эта организация сознательно и добровольно «придерживалась проправительственного курса».
И уважая решение президента Гейдара Алиева, мы отдадим свои голоса за его сына», — сказал М. Мурадагаев «Зеркало», 12. Центру «Самур» предоставлено ежедневно 15 минут эфирного времени для вещания по республиканскому радио. Газеты «Ени самух» и «Алпан» учреждены Центром лезгинской культуры и выходят на лезгинском и азербайджанском языках тиражом каждая более 1000 экземпляров. В Кусарском районе на лезгинском языке печатается газета «Кусар». Значительную работу по духовному единению лезгин как в пределах Азербайджана, так и во всем мире, по налаживанию культурных связей между азербайджанскими и дагестанскими лезгинами с 1992 года ведет газета «Самур», издаваемая в Баку тиражом в 2000 экземпляров. Финансовые и иные проблемы вынудили редакцию сократить количество номеров до одного в месяц ранее — 2 раза в месяц.
Тем не менее газета старается оперативно информировать читателей о новостях культурной жизни, поднимать злободневные вопросы, волнующие каждого читателя. Газета выходит на трех языках: лезгинском, азербайджанском и русском. Как сказали автору этих строк в редакции газеты, практически все статьи для нее пишут лезгины. Знакомство с номерами последних трех лет отчетливо показывает основную линию газеты — сохранение родного языка, воспитание у читателей бережного к нему отношения ср. Важной своей задачей редакция считает знакомство с земляками, известными соотечественниками за рубежом, с исследователями лезгинского языка и лезгинской культуры — нашими современниками и деятелями прошлого. Эта тематическая часть материалов представлена как в виде очерков например, о певице Рагимат Гаджиевой — 23. Стараясь поднять уровень правового образования читателей, редакция на протяжении нескольких номеров публикует отрывки из «Гаагских рекомендаций по правам национальных меньшинств на образование».
Достаточно активно в Азербайджане работают лезгинские писатели. Одна из самых заметных среди них — редактор газеты «Самур» Седагет Керимова, которая родилась 30 марта 1953 года в селении Каладжуг Кусарского района. Она окончила среднюю школу в городе Кусары, факультет журналистики Азербайджанского государственного университета и там же аспирантуру отделение философии. Работала в газетах «Совет кенди», «Хаят», «Азербайджан», «Гюнай». С 13 лет публикует стихи, рассказы и статьи в республиканских изданиях. В различных издательствах Азербайджана у нее вышло уже 10 книг: «Немой крик» — на азербайджанском языке, «Лезгинкадал илига» «Сыграй лезгинку» — книга стихов на лезгинском языке, «Къарагъ дуьнья, лезгинкадал кьуьлериз» «Вставай, мир, лезгинку пляши» , «Къайи рагъ» «Холодное солнце» и «Мад са гатфар» «Еще одна весна» , сборник прозаических произведений «Блажная» и поэтический сборник «За семью горами» — на русском языке в переводах азербайджанских переводчиков и другие. Керимова преподавала лезгинский язык и литературу в Бакинском филиале Дагестанского государственного университета.
Она же в 1996 году создала лезгинский инструментальный ансамбль «Сувар», в репертуар которого входят народные песни и танцы, а также сочинения самой Керимовой более 100 песен. Ансамбль «Сувар» проводит широкую концертную деятельность.
Лезгины - этнос, а не национальность
Почему лезгины зовутся лезгинами. Роль тотемизма в происхождении некоторых кавказских этнонимов И. Гаджимурадов, Gadjimuradov @ online. de Бонн, Германия Исследование происхождения кавказских народов и этнонимов считается среди кавказоведов делом. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Национальность "лезгин": история Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Информация Новости Контакт Род занятий. #но сейчас уже нет#лезгин #лахма #лекь. Главная» История Лезгин» Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века. Лезгины часто упоминаются в древних армянских манускриптах, хранящихся в Матенадаране, только там они называются не "лезгины", а "леки".
Народ лезгины
Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля. А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть — в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур. Штурм Ахты. Бабаев П.
Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов против фашистской Германии.
Завтра нам будет очень трудно понять, где лезгин, а где азербайджанец. Еще хуже дело с языком. В свое время в Азербайджане лезгинскую письменность перевели на латиницу. В скором времени живущие в Азербайджане лезгины перестанут иметь какое-либо представление о лезгинской письменности на кириллице, о лезгинской литературе, которая еще сохранилась на территории Дагестана. Сегодня нас беспокоит новая государственная граница между Россией и Азербайджаном по реке Самур, проходящая через территории, на которых проживает лезгинский народ.
Согласно новой демаркационной линии, оказались отрезанными от России два лезгинских села и переданы Азербайджану. Это значит, что при любых общественно-политических кризисах с участием лезгин на территории Азербайджана тут же будут приниматься меры по ужесточению контрольно-пропускного режима на границе. Народ будет полностью разделен. Это очередная дипломатическая победа Азербайджана. Я так понимаю это решение. После распада Советского Союза жители этих сел постоянно писали во все инстанции, начиная с районных, которым они подчиняются, вплоть до депутатов Государственной думы, до президента России. В течение дня им приходилось пересекать две государственные границы — России и Азербайджана. Представьте, что чиновник, который является главой администрации этих селений, чтобы попасть на мероприятия, которые проводятся в районном центре, должен был по несколько раз пересекать границу.
И на каждом шагу подвергаться унижению. Власти Азербайджана прекрасно знали, что представители этих двух сел обращались в высокие инстанции, о том, что они хотят жить в России. Но даже посол России в Азербайджане ничего не смог или не захотел сделать. Лезгинский вопрос полностью относится к сфере национальных интересов России. Потому что лезгинский народ проживает на пограничной территории, где проходят интересы России. И если отдали Азербайджану два лезгинских села, значит, этих интересов нет. Власти Азербайджана обвиняют нас в сепаратизме, в том, что мы вынашиваем идею «Великого Лезгистана». Но ведь лезгины как жили, так и живут на своих территориях!
На протяжении всей своей истории они не завоевывали и не отбирали чужие территории. Мы просто хотим жить на своих исторических землях как хозяева этих земель. А не как послушные рабы, которым можно по шапке дать в случае чего. Мы хотим, чтобы с нами считались так же, как с другими народами и нациями. Сегодня же лезгины достаточно разобщены. В этом наша трагедия. Организацию, которая существовала — движение «Садвал», разгромили руками самих же лезгин по указке Баку. Этого движения больше нет.
Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками! В III в. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость помните, мы ездили туда на экскурсию? На Албанию нападали и хазары, и арабы.
Совершали набеги аланы — кочевники северо-восточных степей. Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.
Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин. На некоторых вершинах лежит вечный снег. Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров. Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений.
Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи. Реки, протекающие по лезгинской территории самые крупные - Самур и Гюльгерычай , имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков. Лезгины - исконное население Южного Дагестана. Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв. В политическом отношении лезгинское население до XIX,в. Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин. Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам. В 1812 г.
Курахчая и низовьях р. Самура образовалось Кюринское ханство с центром в сел. Курах , вошедшее в состав России. Тогда же добровольно приняли русское подданство и верхнесамурские «вольные общества» лезгин Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара. Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Хозяйство Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие. Значительное место занимает садоводство. Существуют различия в характере хозяйства между разными районами. Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского и Докузпаринского районов занимаются в основном животноводством, а жители Касумкентского и Магарамкентского - земледелием.
В Ахтын- ском, Касумкентском и Магарамкентском районах большую роль в хозяйстве играет садоводство. Во всех лезгинских районах разводят преимущественно мелкий ског, причем везде овцеводство преобладает над разведением коз. Но численность голов того или иного вида скота в разных местах различна. Немалую роль в колхозном и индивидуальном хозяйстве играют буйволы. В колхозах проводится работа по улучшению породности скота. Скотоводческое хозяйство у лезгин имеет те же черты, что и у других народов Дагестана. Так же, как у других народов, у лезгин организованы содержание скота и ежегодные перегоны его с летних пастбищ на зимние и обратно, так же устраиваются копти на летних пастбищах и кутаны - на зимних, так же организованы уход за скотом, сбор шерсти, доение, те же способы приготовления молочных продуктов. Отметим лишь, что масло, получаемое в личном хозяйстве, лезгинские женщины приготовляют не путем сбивания особым пестом, а путем раскачивания высокого бочко образного сосуда, наполненного сметаной. Великая Октябрьская социалистическая революция, а затем коллективизация сельского хозяйства внесли большие изменения в лезгинское животноводство.
Зимние и летние пастбища теперь закреплены за колхозами - животноводам не приходится, как прежде, каждый год искать свободные от арендаторов пастбища. В животноводство внедряются все более совершенные методы содержания скота, передовая техника сепараторы, электродойка, элёктрострижка и т. Земледелие является основной отраслью хозяйства лезгин предгорных районов. Если; по данным 1958 г. Касумкентском и Магарамкентском районах площадь под пахотой примерно в 1,5 раза больше, чем под пастбищами и сенокосами. Большая часть посевной площади занята зерновыми культурами. Сеюг к У к УРУзу, пшеницу преимущественно озимую , рожь, ячмень, просо, чину, рис. Большую роль в хозяйстве лезгин играют огородные и бахчевые культуры - картофель, горох, капуста, огурцы, морковь, а в предгорных районах помидоры, арбузы, дыни, тыквы и т. Примечательна капуста, выращиваемая в Ахтынском районе, вес ее кочанов достигает двух пудов.
Из масличных и технических культур выращивают подсолнечник, кенаф, лен-долгунец, коноплю, табак. С каждым годом расширяются посевы кормовых культур. Значительная часть полей имеет искусственное орошение. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгины не сеяли технических и кормовых культур и почти не занимались огородничеством, за исключением разведения картофеля. Выращивать картофель местное население научилось в XIX в. В сельскохозяйственном производстве лезгины применяли легкую соху, рассчитанную на пару упряжных быков, серп, молотильную доску и сито для веяния. Зерно мололи на ручных и водяных мельницах. За годы Советской власти не только значительно расширился ассортимент продукции земледельческого хозяйства лезгин, но изменилась и агротехника. Национализация земли устранила существовавшие прежде помехи в проведении оросительных канав и привела к увеличению плотцади орошаемых земель.
Старая соха, молотильные доски и деревянные лопаты сменяются фабричным плугом, молотилками и веялками. Особенно широко используется современная техника в предгорных районах - Касумкентском и Магарамкентском. В колхозах этих двух районов к весне 1959 г. В ряде лезгинских селений для молотьбы и помола используется электрическая энергия. Во многих местах построены мельницы с механическими двигателями. Видное место в лезгинском хозяйстве занимает садоводство. До коллективизации его роль была сравнительно небольшой. В настоящее время она стала значительной. Ахты Ахтынского района.
На территории Касумкентского района расположен крупнейший в Дагестане садоводческий совхоз им. Герейханова, на долю которого приходится половина всей площади садов района. Кроме садов, которые занимают 782 га 1959 г. Развитию земледельческого хозяйства способствовали крупные ирригационные работы. В советское время территория расселения лезгин покрылась густой сетью оросительных каналов. Благодаря применению искусственного орошения многие тысячи гектаров прежде не возделывавшихся или заброшенных земель в Касумкентском г Магарамкентском, Ахтынском и других районах превратились в колхозные поля, сады и огороды. Большие успехи достигнуты и в области электрификации. Построено много электростанций, в том числе Ахтьшская, являющаяся одаой из крупнейших в Дагестане. В прошлом обрабатывающая промышленность на территории лезгин была представлена только ремеслами и домашними кустарными промыслами.
Лезгины — народ, которым пугают детей
Композиция осталась популярной по сей день — к ней часто обращаются современные исполнители. Язык Лезгины говорят на лезгинском языке. Лезгинский язык относится к лезгинской группе нахско-дагестанской языковой семьи. В своей группе лезгинский язык вместе с наиболее близкими табасаранским и агульским языками образовывают ветвь, которую называют "восточно-лезгинской". Лезгинский язык имеет 3 основных наречия: кюринское, самурское и кубинское. Выделяют так же самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. Звуковой состав лезгинского языка: 5 гласных и около 60 согласных фонем. Отсутствуют глухие латеральные, нет геминированных согласных, имеется губной спирант «ф». Ударение силовое, фиксированное на втором слоге от начала слова. В отличие от других северокавказских языков, не имеет категорий грамматического класса и рода. Существительные имеют категории падежа 18 падежей и числа.
Глагол не изменяется по лицам и числам, сложная система временных форм и наклонений. Основные конструкции простого предложения — номинативная, эргативная, дативная, локативная. Отмечается разнообразие типов сложного предложения. Изначально, у лезгиноязычных народов не было единой письменности. Согласно Корюну в начале 420-х годов Месроп Маштоц вместе с неким иереем переводчиком Бениамином создал письмена для алуанцев — племён Кавказской Албании. После того, как Кавказская Албания потеряла самостоятельность, была введена письменность на основе арабского алфавита, которая не получила широкого распространения, как и созданная в 1928 году письменность на основе латинского алфавита. С 1938 года для письма на гюнейском диалекте кюринского наречия используется письменность на основе русского алфавита. Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2002 года, составляла 412 тыс. Реальная же численность лезгин в Республике Азербайджан составляет в разы больше. Это подтверждают сами азербайджанцы и неофициально азербайджанские чиновники.
Официальные данные по численности лезгин в Азербайджане оспаривают представители лезгинских общественных организаций, а так же международные организации. Эти данные все время оспаривались лидерами лезгинских движений "Садвал" в РФ и "Самур" в Азербайджане , которые приводили цифры в 600-800 тысяч человек. Вряд ли однако это данные реально отражают численность лезгин. Так или иначе, но теперь, по данным переписи 1999 года, лезгины уверенно стали вторыми после азербайджанцев народом Азербайджана. Достаточно много лезгин также проживает в Исмаиллинском, Губинском, Габалинском, и Гейчайском районах. Средний возраст лезгин - 29 лет. Численность лезгин в АР по переписям: 1926г. Официально являются вторым по численности народом Азербайджана. Лезгины проживают также в Казахстане, Киргизии, Турции и других государствах. Они выращивали ячмень, пшеницу, просо, рожь, кукурузу, рис и бобовые.
Занимались скотоводством, на равнинах — выгонно-стойловым, в горах — отгонным, при этом зимние пастбища располагались в Северном Азербайджане. Традиционные ремёсла — прядение, производство ковров, ткачество, кожевенное, кузнечное, оружейное и ювелирное дело. Было распространено отходничество на заработки на нефтяные промыслы Азербайджана или в батраки к земледельцам. Традиционные горные поселения имели кучевую планировку, нередко террасную, равнинные поселения - разбросанной и уличной планировки. Традиционное жилище сделано из камня, с плоской земляной крышей, внутренним двориком. В горах жилище — двух- или многоэтажное, на равнинах — одно- или двухэтажное. Традиционная одежда мужчин состояла из рубахи, шаровар, бешмета, черкески, папахи, в холодную погоду надевали башлык или овчинную шубу. Женский костюм состоял из рубахи, шаровар, платья, бешмета, головного платка, чухты, серебряного пояса. На женщинах обычно очень много украшений. На ногах мужчины и женщины носили носки из шерсти, украшенные цветным орнаментом, ходили в сыромятной обуви.
Традиционный костюм сегодня уже вышел из употребления. Традиционная пища — мясо-молочная и растительная, очень популярны бобы и блюда из них, хинкал то есть галушки , по праздникам — пловы, пироги. Исключение составляют жители селения Мискинджа Докузпаринского района Республики Дагестан, которые являются шиитами джафаритского мазхаба.
Последняя четв. Фарасман начал войну против Парфии и его союзников — Мидии, Армении, Капподокии. До этого она находилась под Парфией. Начало династии Сасанидов. Последний представитель династии фарасманидов. IV—V вв.
Случилось это во время правления царя Басла Урнайра. На стороне персов в битве участвовали и алпанские войска под командованием царя Урнайра. Албанским войском командовал «храбрый царь леков» Шаргир, героически погибший в ходе битвы. Между 372-387 гг. Конец IV — нач. Правил всего 1 год.
Жена также с молодости и по сей день часто Аликом зовёт. Поэтому Абдулага я всё же больше для родственников из Дагестана. Ну и в официальных документах, — с улыбкой поясняет мой собеседник. В преддверии Дня народного единства мы говорим о его семье, в которой пятьдесят лет назад объединились уроженка Саратова, студентка госуниверситета имени Чернышевского, Капитолина и сын солнечного Дагестана, курсант Саратовского высшего военного инженерного училища химической защиты, лезгин Абдулага. О семье, в которой муж и жена не делят себя по разным национальностям, а одинаково соблюдают традиции верности. Верности друг другу, верности памяти предков, верности чести и жизни, что называется, по совести. Две свадьбы С семьями, в которых супруги принадлежат этнически к разным народностям, общаться всегда интересно. Узнавать что-то новое, что-то, не такое привычное для нас, коренных жителей российского Черноземья. Правда, Ахмедовы сразу предупредили: вряд ли с журналистской точки зрения получится уникальный материал. Глава семьи, по его собственному признанию, «обрусел» больше полувека назад, как приехал учиться в военное училище в Саратове. Родился в небольшом селе в предгорье, а в 1964 году наша семья после землетрясения перебралась в низменность, ближе к морю. Мои родственники до сих пор живут там, поэтому связи с малой родиной не теряю, — говорит Абдулага Ахмедов. Уходя в историко-географический экскурс, он буквально за несколько минут даёт краткую характеристику и всему Дагестану, и самим лезгинам. Дагестан является самой многонациональной республикой России. По официальным данным, здесь проживают представители более ста национальностей в том числе более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках.
На родине отца несколько раз был старший сын Ахмедовых, Вадим. Причём и в раннем детстве, и уже в сознательном возрасте, в старших классах. Одно из больших семейных желаний — съездить в Дагестан всем вместе. Говоря о традициях, невозможно не остановиться на кулинарии. Абдулага Ахмедов из блюд лезгинской кухни особо выделяет хинкал, замечая: это традиционное кавказское блюдо, но у каждого народа рецепт чуть отличается. В общем смысле хинкал — это небольшие кусочки тонкого теста, сваренные в мясном бульоне. Подаётся угощение с варёным мясом, соусом томатным, кефирным или сметанным — но обязательно с чесноком, зеленью, грецкими орехами и пряностями и, в отдельных пиалах, с бульоном. В его семье, к примеру, говядине или баранине предпочитают курицу или индюшатину. Общие ценности В Тамбов Ахмедовы переехали в середине 1980-х. До этого была служба в Группе Советских войск в Германии и несколько лет в суровых условиях Среднеазиатского военного округа, где базировался полк химической защиты. Тимошенко и адъюнктуру, был направлен в Тамбов, в славное в свои годы Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты. По долгу службы довелось принимать участие и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что был удостоен ордена Мужества. Рассказывая о службе, Абдулага Яхшиевич замечает: в любых обстоятельствах он всегда был на стороне правды. Мне часто говорят, что эти черты во мне — от отца. Он хоть и не был кадровым военнослужащим, но тоже служил своей стране: честно, по совести.
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты
Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Старик-лезгин Основная статья: Кавказская Албания Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры конец 4 тысячелетия до н. Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию , государство на территории Восточного Кавказа. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе древние племена легов, гелов, удинов и др.
Говорят на лезгинском языке, который относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков. История лезгин тесно связана с другими дагестанскими народами не только в силу своей географической близости, но и потому, что до начала 20 века можно встретить название "лезгины" применительно ко всему горскому населению Дагестана. Большинство исследователей считают, что лезгины входили в состав Кавказской Албании, древнего государства 2-1 веков до н. Это был союз, предположительно, 26 племен, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи.
Мы постараемся обосновать языковое родство «алародийских» народов на примере дешифровки древних письменных памятников при помощи ключа лезгинской подгруппы восточно-кавказских языков. Лезгинский язык в среде «алародийских» языков. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Этноним «лезги» находит свою первую историческую огласку в связи с этническим составом Кавказской Албании если не учитывать сходство «лезги» с «пелазгами». Согласно историкам, этнографам и лингвистам Н. Марр, П. Услар, М. Ихилов и многие другие этническое название «лезги» идентифицируется с другими подобными названиями племен «лазг», «лакз», «лег», «лек», «гел» и т. Племена Кавказской Албании, приведенные в «Алупанской книге», отличаются друг от друга только по названиям, а объяснения этих названий мы находим в лезгинской подгруппе восточно-кавказских языков; «кирк» «Киркар» — лезгинское селение , «мик» «Микрагь»- лезгинское селение , «гили» «Гили-яр» — лезгинское селение , «муш» «Мушкур» — лезгинское топонимическое на-звание ; «уди», «лег», «лезг», «цах», «кас», «шек», «сул», «чур», «сек», «тапас» — лезгиноязычные племена; «кел», «хеб», «ц1егь», «хеч», «хьел», «гав», «них», «шек», «мух», «лекь» -слова лезгинские. Эти же племена после разрушения Кав-казской Албании и неоднократных нашествий кочевых племен и соседних государств — греков, персов, монголо-татар, тюрков сохраняют свое более общее название — «лезгины» и расселяются в Северном Азербайджане и Южном Дагестане. Более общее название этих и других племен Кавказской Албании — «албанцы», происходит от названия государства и, как справедливо отмечают специалисты, носит только «обобщающий» характер. Нам кажется, что слова «лезги» и «лезгияр» не только показывают число единственное и множественное соответственно , но и олицетворяют понятия «племя лезг» и «лезгинские племена». Общеизвестно, что кавказские языки древнее, чем индоевропейские. В этом отношении и лезгинский язык не исключение. Еще Е. Бокарев, Е. Крупнов, М. Ихилов и др. Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского пралезгинского языка, на его древность были серьезные предпосылки. Если язык содержит слова, имеющие нерасчлененную основу в виде слова-звука, относящегося как к действию, так и к предмету, и предшествовавшего возникновению языка как системы, то такой язык уже по этому признаку можно отнести к древнейшим. В этом отношении характерно, что язык древнейшего человека должен быть богатым односложными словами, чему можно привести много примеров из нахско-дагестанских языков, в том числе из лезгинских языков. Со звуком «а» связаны лезгинские «ава» есть , «ама» осталось , «ана» там , «йа» есть , «йад» вода , «ква» есть и др. Этот звук как свободная едини-ца «а» — «есть, имеется, находится» функционирует в табасаранском, агульском и рутульском языках; в арчинском языке «а» — «делай». Звук «и» связан со слова-ми «и н » -этот, «ина» — здесь, «икIа» -так, «гьикIа» — как и т. Кроме того: а на лезгинском языке некоторые слова в произношении максимально воспроизводят соответствующие им действия. Языковеды, сравнивая слова различных языковых семей, выявляют их более древние формы, составляющие самый древний праязык, так называемый ностратический язык. Они предполагают, что общеностратический язык сущест-вовал до неолита, то есть примерно в конце X тысячелетия до н. Следовательно, на рубеже мезолита XI-X тыс. Сравнивание родственных языков и даже языковых семей позволяло лингвистам выявить более древние корни, из которых были составлены этимологические словари, где приводятся реконструированные праностратические слова а их известно сейчас около тысячи. Среди этих слов нет ни названий домашних животных, ни наименований культурных растений, ни вообще понятий, возникших в связи с земледелием или скотоводством. Нет и названий глиняных сосудов. Есть только те термины, которые связаны с охотой и рыболовством. Познания древнего охотника в анатомии животных были ограничены теми органами и тканями зверя, которые имели хозяйственное или кулинарное значение. Кроме охоты и рыболовства, древний человек занимался собиранием съедобных растений. Самым правильным способом получения достоверной информации о каком-либо древнем этносе — это правильная дешифровка его письменности, то есть почерпнуть информацию из оригинала. Древность лезгинского языка неоспори-мо доказывается родственными его связями с древнейшими языками, письменные памятники которых впервые в мировой практике дешифровываются при помощи этого языка. К таким древним языкам относятся кавказско-албанский, урартский, хурритский, хаттский, пеласгский, этрусский языки. Об албанских письменных памятниках до 1937 года ничего не было известно. В сентябре 1937 года грузинский ученый И. Абуладзе обнаружил в Матенадаранском архиве Ереван, Армения алфавит кавказских албан, состоящих из 52 букв. Позже выявлены несколько фрагментарных образцов кавказско-албанского письма: мингечаурские надписи, Балушенский, Дербентский, Гунибский и др.
Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам. Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 — начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года. Еда Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши. Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц Красного быка , он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд в переводе «Большая вода». Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой — ислам, достаточно самобытна. Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы. Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами. Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой. Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом. Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».
Лезгистан – миф или реальность?
В Азербайджане угнетают лезгин | А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. |
История лезгин | Информация Новости Контакт Род занятий. #но сейчас уже нет#лезгин #лахма #лекь. |
Вся правда о лезгинах | Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2002 года, составляла 412 тыс., а в Азербайджане, согласно данным переписи 1999 года,— 178 авители лезгинских общественных организаций регулярно оспаривают официальные данные по численности. |
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты. История танца лезгинка | Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. |
Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века
До XVII века на более поздней территории расселения лезгин существовал ряд мелких политических образований. Лезгины – древний народ с богатыми обычаями и традициями. По антропологическим наблюдениям, главная масса лезгин имеет некоторые общие, только им свойственные признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов. Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана. Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент".
Традиции и обычаи лезгинов
Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести. Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. Раскройте для себя мир лезгинского народа: узнайте о его национальности, численности, языке и религии. В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане.