On April 5, 1923, George Carnarvon died of pneumonia in Cairo. The circumstances of Lord Carnarvon's death served to launch the legend of the curse of the Pharaohs into the media space. Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон: он был сводным братом лорда Карнарвона и унаследовал титул после смерти брата. 4 ноября 1922 года два англичанина — египтолог Говард Картер и археолог-любитель лорд Карнарвон — нашли в Египте гробницу фараона Тутанхамона. On April 5, 1923, George Carnarvon died of pneumonia in Cairo. The circumstances of Lord Carnarvon's death served to launch the legend of the curse of the Pharaohs into the media space. Лорд Карнарвон, леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер стояли рядом и с волнением ждали моего приговора.
Ученый Феллоуз заявил, что "проклятие фараона" вызвано радиационным и токсическим воздействием
- Королева попрощалась со своей близкой подругой Джини ⋆ ♕Жизнь по-королевски ⋆ Жизнь по-королевски
- 'We haven't received anything': Queen's godson Lord Carnarvon reveals he has not been... - LBC
- Продолжить чтение
- Interview: Lord Carnarvon on celebrating his great-grandfather's discovery of Tutankhamun
- Конфедерация лорда Карнарвона
- MeSH terms
Проклятие фараонов
Лорд Карнарвон оказался не единственным, чья жизнь безвременно оборвалась вскоре после посещения гробницы царя Тутанхамона. Причиной смерти лорда Карнарвона был названа пневмония, однако у аспергиллеза похожие симптомы. В 1906 году лорд Карнарвон познакомился с Говардом Картером, профессиональным египтологом, бывшим генеральным инспектором отдела древностей, упрямым. Картер предложил лорду Карнарвону начать раскопки неподалеку от города Луксора в Долине царей, которую он хорошо знал. Одним из первых вошедший в гробницу лорд Карнарвон скончался от заражения крови (по другим данным, от пневмонии) несколько месяцев спустя.
Находка столетия: история главного археологического открытия ХХ века
Базальтовые ёмкости были точечным источником излучения, тогда как в окружающей известняковой породе уровень радона — промежуточного продукта распада урана — был обычным. Под одной из пирамид в Саккаре в 1960-х годах нашли тысячи горшков, содержавших до 200 тонн неизвестных веществ. Предположительно, их захоронили вместе с мумиями. В руинах гробницы зафиксировали необычно высокий и локализованный уровень радона, что указывает на искусственный источник излучения. Как сообщало ИА Регнум, ранее учёные предположили, что «проклятие гробницы» заключалось в распространении лёгочной инфекции.
Слева от нее — муж Джини — лорд Порчестер, справа — сама Джини. Джини познакомилась со своим мужем Генри Гербертом, лордом Порчестером в Акфилд-Хаусе в Сассексе в резиденции своей кузины Леди Руперт Невилл, подруги детства королевы.
Ее муж, Лорд Руперт Чарльз Монтекьют Невилл, был членом аристократической семьи Невиллов и казначеем, а затем личным секретарем принца Филиппа, герцога Эдинбургского, между 1970 и 1982 годами. Они вернулись в Великобританию и у них родилось трое детей — Джордж Джорджи , нынешний граф Карнарвон, в 1956 году; Генри Гарри , родившийся в 1959 году, и Кэролайн, родившаяся в 1962 году, которая теперь замужем за Джоном Уорреном, нынешним советником королевы. На фотографиях ниже Джон и Кэролайн Уоррен слева , и граф и леди Карнарвон справа на похоронах Джини, графини Карнарвон в Хайклере сегодня. Муж Джини, покойный Лорд Порчестер, в начале 1950-х годов был одним из друзей принцессы Маргарет.
Если лорд не решал поместить их в свою быстро растущую коллекцию, то он знал, кому именно можно будет их продать, будь то заведующие музеями, которые имели бездонные бюджеты для приобретения новых экспонатов, либо частные коллекционеры, вроде ближневосточного нефтяного магната «Мистера пять процентов» — знаменитого Калуста Гулбекяна.
Нет никаких сомнений, что Картер был ослеплен человеком, которому без усилий давалось все, чего он сам не имел, и особенную радость ему доставляло то, что они обращались друг с другом как равные. Должно быть, Карнарвон использовал все свое обаяние, потому что Картер был им буквально очарован. Они стали партнерами, и в последующие годы Картер во всем подражал своему другу и покровителю: невзирая на жару, носил такие же костюмы из толстого твида, покупал такие же фетровые шляпы и мундштуки. Им обоим хотелось начать работать в Долине царей. Одновременно они с помощью семейства эль — Рассул занимались пополнением постоянно растущей коллекции египетских древностей, которую начал собирать лорд.
Дело в том, что Картер не только мог помочь в добывании лучших образцов; он, кроме того, еще и очень хорошо разбирался, какие именно предметы имеют подлинную ценность, а какие нет. Тем не менее Дэвис оставался серьезной проблемой. В 1906 году у подножия скалы Дэвис нашел маленькую чашу, на которой имелась надпись тронного имени Тутанхамона. А на следующий год с помощью британского археолога Эдварда Эйртона его экспедиции удалось обнаружить нечто, что, по его мнению, могло оказаться гробницей. Дальнейшие исследования позволили найти «сломанную шкатулку, в которой оказались несколько золотых пластинок с именами Тутанхамона и его жены».
В течение следующих нескольких дней на поверхность были извлечены еще несколько предметов. А ведь найдены были сосуды для бальзамирования, которые, вероятнее всего, использовались при бальзамировании тела юного фараона. После долгих споров большое количество крупных сосудов осторожно перенесли в дом Дэвиса, находившийся поблизости в долине, а на следующий день с огромной помпой официально предъявили взволнованной общественности. Предмет за предметом осторожно вынимались из сосудов, и перед очевидцами появлялись глиняные печати с написанным на них именем Тутанхамона, обрывки льняных тканей, а также большое количество черепков и фрагменты костей. Со своим обычным пренебрежением к обязательным требованиям строгой археологической науки Дэвис тут же начал демонстрировать гостям прочность древнего полотна, разрывая его на клочки!
Картеру с Карнарвоном оставалось только сидеть и беспомощно смотреть на то, как уничтожаются ценные артефакты. Несмотря на все свои затраты, Дэвис так и не понял в тот раз, что он обнаружил вход в галерею, которая вела в гробницу Тутанхамона. В 1912 году Дэвис объявил, что участок, который он обнаружил, это и есть могила юного царя, больше там ничего нет, а Долина царей отныне не таит в себе ничего ценного. Однако Картер был уверен, что Дэвис ошибается. Пусть даже столь незначительного, как Тутанхамон.
Итак, Картер и Карнарвон продолжали нехотя вести раскопки в других местах Долины царей, одновременно следя за каждым шагом американца и, несомненно, опасаясь однажды услышать, что Теодор Дэвис — человек, которого они считали жалким выскочкой, замахнувшимся на то, что ему не принадлежало, — обнаружил последнее величайшее сокровище в этом районе. Их собственные усилия давали смешанные результаты. Во время первого сезона, который Картер и Карнарвон провели вместе, лорд в придачу к своей концессии на проведение раскопок в Фивах добавил еще разрешение на работы в Асуане. Говорят, он сказал: «Я подумал, что мне необходимо иметь два варианта, потому что я не был уверен, что моя жена захочет остаться в Луксоре еще на пару месяцев». А несколько ранее Карнарвон написал: «Если я желаю получить то, чего хочу, то мне необходимо найти знающего человека, ибо у меня нет времени, чтобы учиться всему необходимому для поисков».
Этим «знающим человеком» и был Говард Картер. В 1907 году лорд Карнарвон получил разрешение на проведение раскопок в более перспективном месте в северной оконечности фиванского некрополя. Руководствуясь указаниями Картера, ему не пришлось долго ждать первых удачных находок. Уже через пару недель раскопок рабочие экспедиции обнаружили богато расписанную гробницу Тетики, правителя Фив времен начала XVIII династии. Вслед за этим вскоре последовала находка другой гробницы, содержавшей две деревянные таблицы с надписями Птахотепа.
Это был, пожалуй, один из важнейших текстов, когда- либо найденных в Египте, и в нем рассказывалось о поражении, которое нанес вторгшимся из Азии гиксосам фараон XVII династии Камос. Затем последовали другие важные открытия, включая два храма — царицы Хатшепсут и Рамсеса IV. В итоге при участии Картера в 1912 году Карнарвон опубликовал большой доклад об их находках, озаглавленный «Пять лет исследований в Фивах. Описание работ, выполненных в 1907—1911 гг». Он вызвал многочисленные благожелательные и вполне заслуженные отклики, после чего Карнарвон добавил в доклад слова благодарности коллегам — египтологам.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, и Картер и Карнарвон желали расширить район своих поисков и перенести их за пределы фиванского некрополя. Они решили активизировать свою деятельность в Сахе — древнем Койсе — в Дельте Нила. Сейчас трудно судить, было ли там что — ни- будь обнаружено, поскольку отчеты о раскопках, там проводившихся, так никогда и не были напечатаны. Но известно, что всего спустя две недели после начала работ, они были стремительно свернуты «по причине большого количества кобр и рогатых гадюк, заполонивших все окрестности». В следующем сезоне партнеры перенесли свои операции в местечко Телль — эль — Баламун — древнее поселение, расположенное примерно в 19 километрах от побережья Средиземного моря.
Там находок практически не было — всего несколько маленьких браслетов с надписями, относившихся к греко — ро- манскому периоду. Бесплодные усилия, предпринятые ими в том году, Карнарвон описал в своей публикации от 1912 года: «Удалось раскопать и обследовать захоронения мумий, из песка виднеются фрагменты саркофагов и обрывки погребальных пелен… Повсюду свидетельства того, что тут на каждом углу побывали исследователи и грабители». Вполне очевидно, Картер и Карнарвон замирали от ужаса при одной мысли о том, что Дэвис найдет гробницу Тутанхамона раньше, чем у них появится шанс вернуться в Долину царей, однако они дольно часто с усмешкой рассказывали в Англии, как ловко им удалось обвести вокруг пальца этого богатого американца и послать его «за семь верст киселя хлебать». Откровенно говоря, Карнарвон Дэвиса, действительно, на дух не переносил и частенько вместе с Картером рассуждал о том, как они заработают за его счет.
К тому же в некоторых гробницах обнаружили еще и радиоактивный газ радон. О проклятии фараона Тутанхамона заговорили, когда стало очевидно: все, кто участвовал в раскопках в его усыпальнице, умерли от тяжелых болезней. Одним из первых вошедший в гробницу лорд Карнарвон скончался от заражения крови по другим данным, от пневмонии несколько месяцев спустя. Исследователь Говард Картер, который обнаружил усыпальницу, долго болел лимфомой Ходжкина и умер от сердечного приступа.
Может ли смертельная грибковая инфекция объяснить “проклятие” гробницы Тутанхамона?
В журнале The Lancet Шериф и Тарик Эль-Тавиль обсуждали теорию о том, что Карнарвон мог быть заражен обитавшим в гробнице Aspergillus и умер из-за этого. Другие отрицали, что причиной может быть грибок, так как Карнарвон заболел лишь через несколько месяцев после вскрытия гробницы. Но Эль-Тавилы утверждают, что споры Aspergillus могут оставаться в спящем состоянии в легких инфицированных людей в течение длительного периода времени, прежде чем активизируются. Такая сино-орбитальная инфекция вряд ли могла осложнить лобарную пневмонию, которая была указана в качестве причины смерти. Его даже выдвигали в качестве объяснения курьезного случая с гробницей короля Казимира, которая, как считается, связана с гибелью 10 ученых, открывших ее, что, возможно, было равноценно взрыву биологической бомбы. А как насчет других смертей, последовавших за вскрытием гробницы Тутанхамона?
В их числе были археолог Говард Картер, который первым вошёл в гробницу, лорд Карнарвон, египтолог Артур Вейгалл и другие. В их числе были археолог Говард Картер, который первым вошёл в гробницу, финансировавший экспедицию Джордж Герберт, граф Карнарвон, египтолог Артур Вейгалл и другие.
Древнеегипетский текст угрожал тем, кто потревожит мумифицированные останки, смертью от «болезни, которую не определит ни один врач». Надписи в других захоронениях по всему Египту указывают на то, что древние люди знали о токсинах. В них упоминаются запретные из-за «злых духов» места.
Феллоуз подтвердил, что гробница Тутанхамона и вправду была проклята, но не сверхъестественными, а вполне научными методами.
В усыпальнице фараона, в руинах гробниц Древнего царства 2700 — 2200 годы до нашей эры , в двух местах в Гизе и в нескольких подземных гробницах в Саккаре был высокий уровень радиации. Таким образом, причиной гибели археологов могли стать состояния, вызванные отравлением токсичными отходами и содержащими уран элементами, которые намеренно поместили в герметичное хранилище. К тому же в некоторых гробницах обнаружили еще и радиоактивный газ радон.
Other descriptions of Osiris as a "primaeval substance", "unformed matter", and "light at its birth", along with being "formed of atoms", indicate a primitive grasp of atomic theory or elemental properties, according to the study. References to invisible emanations of efflux from "saffron cakes", hinting at yellowcake uranium, suggest a mystical association with uranium, a key component in nuclear fuel.
This connection between a mystical substance and a radioactive material could imply an early awareness or utilisation of radioactive elements, which has been unacknowledged to date. According to the study, "a sequence of characteristics suggests unnatural radiation in the mastaba tombs is consistent with the storage of nuclear waste. Textual allusions to the processing of "magic food" using techniques like diffusion, purification tents, and centrifuges, also suggest a sophisticated understanding of material refinement processes. Previous research had noted hazardous radiation levels, primarily from radon gas, in ancient Egyptian tombs.
Конфедерация лорда Карнарвона
Проклятие фараонов | Публикации | Вокруг Света | Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон: он был сводным братом лорда Карнарвона и унаследовал титул после смерти брата. |
Lord Carnarvon with Egyptian officials, Luxor, Egypt, 1922. Chatting... News Photo - Getty Images | 100 лет назад экспедиция лорда Карнарвона и Говарда Картера вошла в гробницу Тутанхамона. |
➖ Британского принца Эндрю призвали отказаться от герцогского титула
Lord Carnarvon was the financial backer of the excavation. Лорд Карнарвон стал первым в большом списке таинственных смертей, связанных с гробницей умер 5 апреля 1923 года спустя менее года после находки. Первой жертвой стал лорд Карнарвон, который финансировал раскопки. Первой жертвой стал лорд Карнарвон, который финансировал раскопки.
Ведущий канала Discovery Рами Романи утверждает, что стал жертвой проклятия фараона
Your great grandfather, the 5th Earl of Carnarvon, pioneered the discovery of Tutankhamun’s tomb in the Valley of the Kings in 1922, did this instil in you a love of Egyptology? Однако, как заявил первый морской лорд, Великобритания должна ответить на «текущую угрозу» со стороны России, передает ТАСС со ссылкой на Sky News. Ее Величество сегодня присутствовала на похоронах своей близкой подруги, графини Карнарвон. 5 months after Egyptologist Howard Carter discovered the tomb of the pharaoh Tutankhamen, his benefactor, George Edward Stanhope Molyneux Herbert, fifth Earl of Carnarvon, aged 57, died.