Митрополит Тихон (Шевкунов) — абсолютно уникальное явление в церковно-политической жизни современной России. Новое назначение митрополита Тихона (Шевкунова), перевод с псковской на крымскую кафедру, получило, мягко говоря, противоречивы оценки наблюдателей. Биография епископа Русской православной церкви, митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова): путь игумена Псково-Печерского монастыря к вере, написание книги «Несвятые святые». Митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) назначили митрополитом Симферопольским и Крымским.
Тихон Шевкунов
Причем, и от православных соратников, и от светских подвижников. Каюсь, у меня тоже первой мыслью, в самом начале передачи, была такая: "Вот зачем он своим присутствием легализовал Собчак в глазах наших людей? Русских, державницки настроенных, православных, короче, у которых западничество вместе с либерализмом традиционно вызывают ощущение угрозы. Но потом, во-первых, ход беседы захватил, стало интересно. Во-вторых, мелькнула еще и такая мысль, дерзкая: "А уж не хитрый ли это план владыки Тихона? Но могу же, как зритель, такое предположить? С площадками у отца Тихона, ни секунды не сомневаюсь, полный порядок. Любой федеральный канал, информационное агентство, не говоря о православных ресурсах, за радость и честь посчитают предоставить ему студию. И не только потому, что архиерей и признанный лидер общественного мнения.
Хотя и это тоже, разумеется, важно. Он умеет доходчиво формулировать не такие уж и простые истины - чтобы дошло до каждого. А в этом случае ему понадобился выход на узкоспециальную аудиторию. На тех людей, которые систематически слушают Собчак. Ну, не Ксению Собчак конкретно, а, скажем так, коллективную Собчак. Похоже, владыка Тихон пробует отправить сигнал на ту, противоположную нам сторону прозрачной, но очень крепкой мировоззренческой баррикады. Стало быть, считает, что там не все враги. Оппоненты — да.
Заплутавшие, сбившиеся, не вполне понимающие своего места на планете — сколько угодно. С ними он пытается разговаривать взвешенно, аргументированно, красиво. Не то, чтобы на нашу сторону перетягивает, маршрут-то каждый сам себе выбирает.
По словам политолога, специалиста по истории РПЦ Алексея Макаркина, митрополита Тихона с Крымом связывает многое: это и историко-археологический парк при музее-заповеднике «Херсонес Таврический» в Севастополе 18 марта, в годовщину воссоединения Крыма и Севастополя, его посетил президент России Владимир Путин , и созданная им пьеса «Грифон» об истории Крыма.
Теперь Крымская митрополия находится в прямом подчинении Московской патриархии. Соответственно, видимо, митрополит Тихон здесь будет, что называется, «на переднем краю». Я думаю, что, с одной стороны, это поручение патриарха, а с другой, по моему мнению, — с этим согласно российское государство, с которым у митрополита Тихона вполне конструктивные и давние отношения», — отметил политолог.
В 2015 году стал епископом Егорьевским, а в 2018 - главой Псковской митрополии. Решением Священного Синода от 17 июня 2021 года назначен и. Председатель Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.
Член Общественного совета при Министерстве культуры РФ. СМИ его часто называют "духовником Путина", но сам он это опровергает. Награды и звания Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени 13 апреля 2008 года. Орден преподобного Сергия Радонежского II степени 2 июля 2008 года. Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени 25 мая 2017 года. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 8 июля 2022 года.
Только бы прочувствовать нам это» Предупреждает: «Есть непреложный духовный закон: в проблемах, которые возникают перед тобой, надо искать причины не вовне, а в себе самом. И даже понимая, что существуют чрезвычайно агрессивные по отношению к Церкви внешние силы, нам в первую очередь важно строже относиться к себе. Предупреждает еще: «Есть такой духовный закон: никогда не ищи виновников на стороне, знай: виноват всегда в первую очередь ты. Это основа православной аскетики». Объясняет: «Есть главная причина всех наших невзгод, есть ее главный виновник — это мы сами. Чтобы мы не строили никаких иллюзий. Если человек здоров, его иммунитет силен, он может сопротивляться внешнему воздействию вирусов, бактерий и так далее.
Какие бы болезни к нему ни приступали, он преодолеет все. Мы знаем это по своему личному опыту. Если же наш организм ослаблен, если мы поступаем не так, как необходимо поступать для того, чтобы поддерживать наше физическое здоровье, — иммунитет, защитные свойства человеческого организма падают, и любая бактерия, любой вирус становятся причиной тяжкой болезни или любой другой, а иногда и причиной летального исхода». Иеромонах Рафаил Огородников Упоминает еще о таком духовном законе: «Господь не любит боязливых. Этот духовный закон как-то открыл мне отец Рафаил. А ему, в свою очередь, поведал о нем отец Алипий. Это было время нового гонения на Русскую Православную Церковь.
Хрущев, ставший председателем Совета Министров СССР как раз в 1958 году, горел желанием показать стране последнего священника и был настроен на полное уничтожение Русской Православной Церкви. Хрущев Началось массовое закрытие церквей, монастырей, духовных учебных заведений, епархий, бушевала агрессивная атеистическая пропаганда. Но все же вера в народе жила. Владыка Тихон говорил, что в те годы бабушки и тетушки часто крестили ребенка в тайне от неверующих родителей, и замечал о себе: «Крещен ли я был в детстве, никто не знал». Мир христианства откроется ему позднее — в годы учебы в институте. Творческая натура Георгия проявилась уже в детстве. И, окончив школу, одаренный юноша поступил на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии — одного из самых знаменитых вузов страны.
Прекрасное, замечательное время, — вспоминает владыка. Это был особый институт, в первую очередь потому, что там была удивительно домашняя, семейная атмосфера, очень дружеская обстановка. Мы жили обычной студенческой радостной, полной открытий жизнью, которая, впрочем, была очень напряженной: мы много и с охотой учились… У нас были замечательные преподаватели. Многих из тех, кто учил нас тогда во ВГИКе, по идеологическим соображениям не брали в большие вузы, например, в университет. Такие преподаватели считались неблагонадежными, например, Мераб Константинович Мамардашвили, выдающийся философ, хотя сам себя он философом никогда не называл. Говорил, что философы — это Платон, Гегель, Кант, а он занимается философией. Мамардашвили, философ Георгий и его однокурсники много читали, ездили по стране.
А еще любили гулять по Москве, по Замоскворечью. Эти прогулки, наши бесконечные юношеские разговоры и споры, столь важные тогда для становления личности, запомнились на всю жизнь как очень светлое ощущение», — напишет владыка о своей студенческой юности. Студенты… стояли перед иконой и читали акафист В те годы в обширной библиотеке ВГИКа не было даже Библии, не говоря уж о творениях церковных и религиозных писателей. Приходилось выискивать сведения о вере по крупицам то в учебниках по атеизму, то в произведениях классических философов. Огромное влияние оказала на студентов великая русская литература. Владыка признается позднее: «Мы любили свою страну, но относительно власти и системы не питали никаких иллюзий. Наше поколение, отторгая навязчивый, лживый идеологический официоз, училось находить духовную опору сначала в русской и мировой культуре, литературе, а уже они постепенно подвели нас к самому великому и главному — к вере, к упованию и надежде на Господа Бога».
Примечателен такой эпизод из студенческой жизни тех лет. Общежитие нередко инспектировала комиссия во главе с проректором.
Зачем Тихон Шевкунов удалился из Москвы в Псков | Репортаж
Архиереи находились в зависимости от мелких чиновников, которые могли выполнить их просьбы, а могли и отказать. Это было связано с ролью церкви, считавшейся временной, отживающей аномалией в советском государстве. В постсоветское время многое изменилось. Епископы стали закономерной частью региональной элиты — их влияние и жизненный уровень резко выросли. Равно как и патриарх по определению входит в федеральную «суперэлиту», несмотря на отделение церкви от государства.
Но коллеги по элите не воспринимают таких архипастырей как духовных авторитетов — для них это нередко прагматичные хозяйственники и, несмотря на монашество, светские по типу поведения люди. Поэтому за духовным наставлением и утешением — а оно нередко нужно и сильным мира сего — они предпочитают отправляться в монастыри, чтобы прикоснуться к древней старческой традиции. Исповедоваться архиерею трудно — в отличие от простого монаха или даже настоятеля монастыря. Впрочем, Тихон теперь тоже епископ, но он сохранил прежний образ духовника, монаха, а не бюрократа - а это большое преимущество.
Но монашескую традицию можно презентовать по-разному. Преимущество Тихона как дипломированного сценариста — в том, что он делает это ярко и, как сейчас говорят, креативно, соединяя консервативную традицию с современной «оболочкой». Обычному светскому человеку трудно осилить сложные монашеские тексты, такие как пятитомное «Добротолюбие», жития святых и жизнеописания подвижников для него нередко архаичны. Другое дело — популярная, выдержавшая множество изданий книга Тихона «Несвятые святые», сборник историй, написанных не только со знанием дела, но и с литературным даром, с иронией и элементами самоиронии что является редкостью для церкви, но свойственно современному обществу.
Или простые аналогии, содержащиеся в созданном им фильме «Гибель империи. Византийский урок» — о том, как византийские элиты пошли на сговор с Западом и погубили страну, а российские чуть было не последовали этому примеру, но президент им помешал. Протоиерей Максим Козлов сказал, что этот фильм — «политическая сатира, снятая в рамках телеповествования, с ведущим, который является священнослужителем, с обращением к византийской истории в качестве субстрата для повествования о фактах истории современной». Обращает на себя внимание еще один немаловажный аспект, объясняющий сближение Тихона с бывшими и нынешними силовиками.
Для них важно выстроить непротиворечивую концепцию истории, которая бы включала в себя и дореволюционный, и советский периоды истории. Тихон предложил свой вариант, основанный на распространенном в церкви делении политиков на государственников и антигосударственников. Приоритет государственных интересов объединяет русских царей и советских деятелей, Сталин не идеализируется, но и не считается виновником всех бед ХХ века, обрушившихся на Россию. Зато концентрируется внимание на ответственности за них либералов, участвовавших в свержении монархии.
Антилиберализм и антизападничество Тихона вполне соответствуют менталитету силовиков. В «Несвятых святых» нет свойственного многим церковным трудам осуждения советской власти — его место занимает отношение к ней как к реальности, с которой необходимо сосуществовать, сохраняя собственную православную идентичность. Впрочем, неформальное политическое влияние Тихона привело к проблемам в отношениях с тремя серьезными группами интересов. Первая — немалая часть официальной церковной иерархии, вплоть до патриарха.
Там, похоже, не только испытывают ревность в отношении аппаратных возможностей Тихона, но и считают, что он имеет собственные патриаршии амбиции. С этим связана «утечка», обнародованная Алексеем Венедиктовым — о том, что Тихон намерен стать настоятелем Исаакиевского собора, затем митрополитом, а потом и патриархом сам Тихон опроверг эту информацию. Правда, как викарный архиерей Тихон не имеет право быть избранным патриархом — согласно Уставу РПЦ, кандидат должен обладать «достаточным опытом епархиального управления». Но достаточный опыт — понятие растяжимое; в принципе, собор может признать таковым и полгода, и год опровергая слухи о своих амбициях, Тихон сказал, что речь идет о пяти годах, но в Уставе этого нет.
Видимо, именно с этим связано поручение, которое получил Тихон — разобраться с вопросом о том, являются ли «екатеринбургские останки» мощами царской семьи.
Холмогоров Е. Византийский урок. Можегов В. Роковая симфония. Новодворская В. Чтоб землю в Стамбуле чекистам отдать. Книга архимандрита Тихона «Несвятые святые» выдвинута на «Книжную премию Рунета 2012». Митрополит Кирилл вручил церковные награды видным политическим, религиозным, культурным и общественным деятелям. Ru 13 апреля 2008 г.
Патриаршее поздравление архимандриту Тихону Шевкунову с юбилеем со дня рождения. Ru Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и наместник московского Сретенского монастыря отмечены наградами Украинской Православной Церкви. Названы лауреаты национальной премии «Человек года — 2013» «Лента. Дата обращения 9 мая 2021. Византийский урок» на канале YouTube «Чижик-пыжик, где ты был? Фильм о взрослых проблемах наших детей» на канале YouTube Митрополит Тихон Шевкунов известен своей общественной деятельностью Митрополит Тихон Шевкунов известен не только своим священническим служением, но и широкой общественной деятельностью. Так в период он с 1998 по 2001 год с братией Сретенского монастыря неоднократно выезжал в Чечню. В таких поездках он сопровождал гуманитарные грузы для православных жителей города Грозный и республики. Архимандрит Тихон Шевкунов на открытии выставки «Андрей Рублев», 2010 год. С 1999 года митрополит — действительный член РАЕН.
Возглавляет монастырское хозяйство — сельскохозяйственный производственный кооператив «Воскресение», расположенный в деревне Слободка Михайловского района Рязанской области. Сопредседатель Церковно-общественного совета о защите от алкогольной угрозы. Член попечительского совета благотворительного Фонда Святителя Василия Великого, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Владыка стал его членом. Митрополит Тихон Шевкунов. Владыка входит в состав многих комиссий Московского патриархата РПЦ Митрополит Тихон в ходит в состав следующих комиссий Московского патриархата РПЦ: Межсоборное присутствие Русской православной церкви по вопросам церковного права секретарь , по вопросам богослужения и церковного искусства, по вопросам организации церковной миссии, по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Книга «Несвятые святые» Архимандрит Тихон Шевкунов «Несвятые святые» посвятил великим подвижникам, с которыми ему пришлось жить и общаться в монастырях. С какой любовью и заботой он пишет обо всех, открыто, без лжи и без приукрашиваний, с юмором и добротой… Особенно трогательно описывает своего наставника Иона архимандрит Тихон Шевкунов. В советские годы он много лет провел в тюрьме и ссылках, но ничто не смогло сломить его божьей веры и радости жизни на Земле. Владыка — деятель культуры, писатель сценарист Кроме активной общественной деятельности митрополит Тихон также активно занимается работой в области культуры.
Например, во время нахождения в Издательском совете Московского патриархата он участвовал в подготовке празднования тысячелетия крещения Руси. Консультант и автор сценариев фильмов о духовной истории Руси и России. Отец Тихон Шевкунов — автор нескольких книг, в том числе бестселлера «Несвятые святые» Входит в состав редакционной коллегии журнала «Русский дом». Из авторских произведений отца Тихона в литературе и кинематографе наибольшую известность получили: Фильм «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» 1989 год. Автор рассказывает в нем историю Дивеевского монастыря в годы советской власти. Фильм «Псково-Печерская обитель». В 2007 году картина получила гран-при XII Международного фестиваля православного кино и телепрограмм «Радонеж» Ярославль. Фильм «Гибель империи: Византийский урок». Ленту показали 30 января 2008 года на телеканале «Россия». Она получила в этом же году премию «Золотой орёл» и вызвала широкий общественный резонанс и дискуссию.
Все эти годы митрополит Тихон был мощнейшим «лоббистом» Псковской области - активным и очень влиятельным. Не удивительно, что вместе с губернатором Михаилом Ведерниковым и секретарем Генсовета «Единой России», первым зампредседателя Совета Федерации Андреем Турчаком владыка входил в тройку рейтинга ста самых влиятельных персон региона - так считают эксперты, ежегодно опрашиваемые Псковской Лентой Новостей. Однако оценки экспертов - это дело субъективное, а вот миллиарды рублей, привлеченные в регион прежде всего на реконструкцию объектов и модернизацию инфраструктуры в Печорах благодаря митрополиту, - вещь более чем объективная. Не менее важно то, что митрополит Тихон привлекал внимание к нашему региону. Он постоянно присутствовал в федеральных СМИ, встречал в Пскове и Печорах первых лиц государства, высокопоставленных чиновников, депутатов, деятелей культуры, звезд шоу-бизнеса и т.
Сообщения о таких поездках, распространяемые СМИ и самими визитерами, привели к тому, что среди столичных элит стало модным приезжать «в Печоры, к Тихону». Фото: Псково-Печерские паломники ВКонтакте И здесь митрополит выступал, по сути, как амбассадор Псковской области - иначе говоря, как ее представитель, посланник. Неудивительно, что сейчас многие люди из других регионов, узнавая, что их собеседник из Псковской области, стремятся продемонстрировать знание сегодняшнего дня нашего региона и тут же называют имя митрополита Тихона. Активную и деятельную позицию митрополита высоко ценил губернатор. Мы даже иногда шутим, что мы с ним - двуглавый орел.
Иногда, готовясь к рабочим поездкам в Москву, стараемся день-два спланировать, чтобы вместе можно было походить по кабинетам, убедить кого-то еще в Псковской области помочь», - рассказывал Михаил Ведерников в одном из интервью. Самым главным и самым большим проектом владыки губернатор называл возрождение объектов культурного наследия — идея здесь исходила от митрополита и была поддержана президентом Владимиром Путиным.
А потом он почувствовал, что за ним стоит Богородица, которая сказала ему: «Мы ждали от тебя молитвы и покаяния, а ты вот что принес нам». После этого Господь опять вернул его к жизни.
В своей картине будущий архимандрит Тихон Шевкунов показывает и замечательного старца Феофана, который тоже был на войне и там потерял руку. Он рассказывал, что всегда выполнял приказы своего командира, но убивать людей ему, Слава Богу, не пришлось. У него есть множество наград и орденов. Теперь он - сама кротость, обаяние и любовь.
Такого рода историй в монастыре не перечесть. Когда сморишь на скромный быт и постоянную работу монахов, все кажется очень мрачным и невеселым, однако поражает их доброе отношение и забота о каждом человеке, больном или здоровом, молодом или старом. После фильма остается очень теплое и светлое чувство умиротворения и спокойствия. Книга «Несвятые святые» Архимандрит Тихон Шевкунов «Несвятые святые» посвятил великим подвижникам, с которыми ему пришлось жить и общаться в монастырях.
С какой любовью и заботой он пишет обо всех, открыто, без лжи и без приукрашиваний, с юмором и добротой... Особенно трогательно описывает своего наставника Иона архимандрит Тихон Шевкунов. В советские годы он много лет провел в тюрьме и ссылках, но ничто не смогло сломить его божьей веры и радости жизни на Земле. Фильм «Гибель империи.
Византийский урок» Документальное кино «Гибель империи» архимандрит Тихон Шевкунов посвятил 555-летию падения Византии и Константинополя. Это не просто история средневековой Византийской империи, здесь проводится абсолютно четкая параллель проблем Византии и современной России. Империи могут быть разные, а проблемы зачастую одинаковые. Что же смогло развалить такую могущественную и культурно-развитую Византию?
Как оказалось, главной глобальной проблемой стала частая смена политических направленностей, отсутствие преемственности и стабильности государственной власти. Часто меняющиеся императоры начинали вести свою новую политику, которая зачастую выматывала народ и ослабляла экономику страны. В фильме автор описывает это просто блестяще, и в таком таланте надо отдать ему должное. По этому поводу есть и довольно интересные проповеди архимандрита Тихона Шевкунова , которые он читает перед молодыми семинаристами и прихожанами.
О Путине Как бы там ни было, но сегодня, по словам архимандрита Тихона, Россия переживает свое новое перерождение, она может даже погибнуть, вполне возможно создать мощную процветающую империю, прежде всего, империю духа и патриотизма.
Сказ о том, как поссорились митрополит Тихон с патриархом Кириллом
"В интервью Ксении Собчак митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) ответил на вопрос о том, можно ли было избежать спецоперации, рассказал о пророчествах украинских старцев. Митрополит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов; род. 2 июля 1958, Москва) — епископ Русской православной церкви; митрополит Симферопольский и Крымский, глава Крымской митрополии (с 11 октября 2023 года). 2 июля 1991 года в Донском монастыре Георгий Шевкунов принял монашеский постриг, приняв имя Тихон в честь патриарха Московского Тихона.
Заместитель председателя Общественного совета при Минпросвещения России
Председатель Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Член Общественного совета при Министерстве культуры РФ. СМИ его часто называют "духовником Путина", но сам он это опровергает. Награды и звания Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени 13 апреля 2008 года. Орден преподобного Сергия Радонежского II степени 2 июля 2008 года. Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени 25 мая 2017 года. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 8 июля 2022 года. Орден Дружбы 3 мая 2007 года. Благодарность Президента Российской Федерации 25 августа 2021 года.
Судите сами, Россия в нарушение исторической логики и многовековой традиции всех воюющих держав внезапно предложила своим гражданам не поупражняться в благородной ярости к врагу, но подумать о том общем тысячелетнем пути, который прошел единый и неделимый русский народ вместе с нынешними украинцами и белорусами. Выставка в Манеже сопоставляет несколько противоположных точек зрения на историю единого русского народа, выставка-диалог, выставка, предлагающая зрителю проанализировать приведенные во множестве факты и самостоятельно выбрать свою сторону. Авторов у выставки много: Министерство культуры, парк «Россия — моя история» и Патриарший совет по культуре. Последний и стал идейным вдохновителем главного посыла выставки: украинцы и русские — это один народ. Если у нас есть будущее, оно может быть только совместным, ибо Бог благословил нас на братство, а не на рознь. Владыка Тихон Шевкунов , председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский, гулко и тяжело кашляет. У него бронхит. И всё же в канун открытия выставки он приехал в Манеж на встречу с журналистами, чтобы еще раз сказать, что он, божий человек, думает о главной трагедии наших дней. Сейчас он перед главным входом на выставку, рассекая черной непарадной рясой серые тени выставочных перегородок и отдавая последние распоряжения. Из динамиков по огромному залу Манежа разносится хорошо поставленный голос диктора: «Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов, которую они собрали трудом своим великим».
Сложно с ним общаться, потому что те темы, вопросы, чувства, колоссальная ответственность, которую мы даже представить себе не можем, лежит на этом человеке. Поэтому что мы ему можем сказать? Конечно, он задает вопросы о монастыре, о церковной жизни. Что это случится, мы, православные люди, знали давно. У нас есть такое сокровище, как старцы, — это такие духовники, которые настолько преуспели в духовной жизни, настолько соединились с Богом, что прошлое и настоящее для них, не как для нас, закрыто: оно для них приоткрывается. Именно украинские старцы предупреждали еще с 40-х годов о том, что будет война между Россией и Украиной, о том, что будет раскол. Был такой Лаврентий Черниговский. Он говорил об этих страшных настроениях, о расколе в Русской православной церкви, о том, что России, Украине и Белоруссии надо обязательно держаться вместе, несмотря на то, что их будут разделять и будут страшнейшие события. Мы, когда читали это еще в 80-х, считали, что все это бред. Но потом стало появляться все больше такого рода пророчеств заслуживающих самого высокого рода доверия духовных старцев. Мы были предупреждены, но мы надеялись, что этого, во-первых, не произойдет. Во-вторых, это казалось настолько безумным, непостижимым. Ну с какой стати Украина будет воевать с Россией? Хотя мы понимали, что подталкивали, что давно говорили о войне России и Украины на Западе. Но мы все думали, что справимся. У каждого своя правда, когда на тебя летят бомбы, никакого другого ощущения [что Россия воюет с Украиной] быть не может. О тех россиянах, которые уехали из страны и выступают против спецоперации Мне по-настоящему жаль тех, кто уехал. Они разобрались в происходящем не до конца. Многие из них люди совестливые. Для нас всех это был шок.
До 30-х годов он находился на территории Эстонии, поэтому большевики не успели его разорить, а потом наступила война. Кстати, многие старцы и служители этого монастыря были на фронте. Много насобирал в своем архиве тогда еще будущий архимандрит Тихон Шевкунов фото- и видеоматериалов монастырской жизни братии. В фильме он показывает самые дорогие и значимые для сердца монаха места, одним из которых является особое чудо, созданное Богом, - пещеры, в которых за все время существования монастыря похоронено 14 тысяч человек. Когда заходишь в эти пещеры, удивляет то, что там абсолютно не чувствуется никакого запаха тления. Как только человек умирает, после трех дней этот запах появляется, но после того, как тело вносят в пещеры, он улетучивается. Этот феномен до сих пор никто не может объяснить, даже ученые. В этом чувствуется духовная особенность монастырских стен. Любовь к Псково-Печерской братии Поражает история жизни старца Мельхисидека, одного из самых удивительных сподвижников монастыря, о котором рассказывает Григорий Шевкунов. Вглядываясь в его глаза, понимаешь, что это настоящий аскет, духовник и молитвенник, который был на войне, после пришел в монастырь и работал токарем. Он собственными руками делал аналои, кивоты и кресты. Но однажды у него случился инсульт, и врач констатировал смерть. Но Иоан Крестьянкин , который был духовным отцом всей братии и о котором тоже очень много писал в своих рассказах архимандрит Тихон, стал молиться за отца Мельхисидека, и чудо случилось. Через некоторое время старец ожил и заплакал. После этого он принял чин пострижения в схиму и стал еще усиленнее молиться Богу. Архимандрит Тихон Шевкунов позже вспоминал, что однажды сам поинтересовался у старца Мельхисидека о том, что он видел, когда был мертвым. Тот рассказал, что оказался на лугу возле рва, в котором находилось все, что он делал своими руками, - это были кивоты, аналои и кресты. А потом он почувствовал, что за ним стоит Богородица, которая сказала ему: «Мы ждали от тебя молитвы и покаяния, а ты вот что принес нам». После этого Господь опять вернул его к жизни. В своей картине будущий архимандрит Тихон Шевкунов показывает и замечательного старца Феофана, который тоже был на войне и там потерял руку. Он рассказывал, что всегда выполнял приказы своего командира, но убивать людей ему, Слава Богу, не пришлось. У него есть множество наград и орденов. Теперь он - сама кротость, обаяние и любовь. Такого рода историй в монастыре не перечесть. Когда сморишь на скромный быт и постоянную работу монахов, все кажется очень мрачным и невеселым, однако поражает их доброе отношение и забота о каждом человеке, больном или здоровом, молодом или старом. После фильма остается очень теплое и светлое чувство умиротворения и спокойствия. Книга «Несвятые святые» Архимандрит Тихон Шевкунов «Несвятые святые» посвятил великим подвижникам, с которыми ему пришлось жить и общаться в монастырях. С какой любовью и заботой он пишет обо всех, открыто, без лжи и без приукрашиваний, с юмором и добротой... Особенно трогательно описывает своего наставника Иона архимандрит Тихон Шевкунов. В советские годы он много лет провел в тюрьме и ссылках, но ничто не смогло сломить его божьей веры и радости жизни на Земле. Фильм «Гибель империи. Византийский урок» Документальное кино «Гибель империи» архимандрит Тихон Шевкунов посвятил 555-летию падения Византии и Константинополя. Это не просто история средневековой здесь проводится абсолютно четкая параллель проблем Византии и современной России. Империи могут быть разные, а проблемы зачастую одинаковые. Что же смогло развалить такую могущественную и культурно-развитую Византию? Как оказалось, главной глобальной проблемой стала частая смена политических направленностей, отсутствие преемственности и стабильности государственной власти. Часто меняющиеся императоры начинали вести свою новую политику, которая зачастую выматывала народ и ослабляла экономику страны. В фильме автор описывает это просто блестяще, и в таком таланте надо отдать ему должное. По этому поводу есть и довольно интересные проповеди архимандрита Тихона Шевкунова , которые он читает перед молодыми семинаристами и прихожанами. О Путине Как бы там ни было, но сегодня, по словам архимандрита Тихона, Россия переживает свое новое перерождение, она может даже погибнуть, вполне возможно создать мощную процветающую империю, прежде всего, империю духа и патриотизма. С одной стороны, ей постоянно угрожает исламский терроризм, с другой - кто-то всеми силами пытается навязать ей и всему миру тотальную американскую гегемонию с их собственными законами. Но Тихон Шевкунов согласился разговаривать только потому, что с уважением, как он говорит, относится к моей маме Зое Крахмальниковой, отсидевшей пять лет за веру в советское время. Тогда верующих преследовали, и моя мама, писательница Зоя Крахмальникова, была из их числа. Что вы о ней слышали в те годы? К нему на службу в подмосковный храм мы иногда приезжали с моими друзьями. Мы были тогда молодыми выпускниками столичных вузов и только начинали знакомиться с московской церковной жизнью, посещая разные храмы. Это было почти сорок лет назад. В них публиковались тексты святых отцов Церкви, проповеди, рассказы о новомучениках. Мы читали эти сборники и передавали их друг другу. Зоя Крахмальникова былаарестована 3 августа 1982года. В храме отца Владимира мы собирали какие-то средства для помощи Зое Александровне, кто-то брался передать их в тюрьму, купить что-то необходимое. Какие-то люди нас пытались припугнуть, мол, делать это опасно, могут быть неприятности. Но мы на это совершенно не обращали внимания. Что касается собственно диссидентского движения — оно нас особо не интересовало: мы с друзьями с головой углубились в постижение православия. Я к тому времени написал заявление о выходе из комсомола и больше особенно идеологическими проблемами не заморачивался. Никакого героизма в этом не было. Это был, в общем-то, излет советской власти. Эта статья о так называемом сергианстве политика лояльности советской власти в СССР, начало которой обычно связывают с Декларацией митрополита Сергия Страгородского. А сегодня Церковь больна сергианством? Сергианство, как его понимают критики курса тогдашней Патриархии, — это определенная церковная политика, избранная митрополитом Сергием. Заключалась она в том, что в условиях открытого государственного террора большевиков по отношению к Церкви, в условиях реальной опасности подмены православия на так называемое обновленчество, к чему активно стремились большевистские власти, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий Страгородский избирает путь не подпольного существования Церкви, а сохранения легальных церковных структур. Для этого ему пришлось идти на тяжелые компромиссы. Самые трагические из них заключались в том, что церковная администрация практически уступила государству право распоряжаться назначением и переводом архиереев и священников, отстранением неугодных от кафедр и приходов, открыто не протестовала против преследований духовенства и беззаконий, творившихся в стране. Что же происходило? Может быть, митрополит спасал свою шкуру? Нет, в этом его не упрекали жесткие церковные противники его курса. Все отдавали себе отчет: просто умереть в его положении старика-архиерея, прожившего долгую жизнь и в период небывалых гонений несущего ответственность за всю Русскую церковь, — было бы самым легким выходом. Нет, упрекали его не в этом, а в ошибочности выбранного им курса отношения к власти. Сам же митрополит Сергий оправдывал свою церковную политику убежденностью, что в случае ухода Церкви в подполье большевики неминуемо насадят в стране уже подготовленную ими неканоническую, ложную обновленческую церковь. А это, при продолжительном времени пребывания большевиков у власти и тотальном уничтожении ими канонической Православной церкви, будет иметь непредсказуемые последствия вплоть до полного исчезновения православия в русском народе. Подобные примеры в истории, к несчастью, имели место. Но за выбранную церковную политику приходилось платить поистине страшную цену. Конечно, это была ложь. Пусть вынужденная, но ложь. Почему он шел на такие шаги? Митрополит Сергий прекрасно знал, что любое его сопротивление указаниям власти, как показывал опыт, сразу многократно увеличит репрессии и массовые казни среди епископов и священников, находящихся в заключении. Все, что могу произнести: не дай Господь оказаться на его месте. Избранная митрополитом Сергием церковная политика нашла как понимание в церковной среде, так и жесткое осуждение и противостояние. Самое скверное, что мы можем сделать из нашего безопасного сегодня, — приняться судить конкретных людей той и другой стороны. Среди поддержавших Декларацию митрополита Сергия были великие святые: архиепископ Иларион Троицкий — один из самых мужественных новомучеников двадцатых годов, и знаменитый святитель-исповедник и хирург Лука Войно-Ясенецкий , в 1920 году ставший священником, а затем архиереем, прекрасно понимая, что впереди его ждут только тюрьмы, страдания и вполне вероятно — смерть. Митрополит Константин Дьяков , митрополит Евгений Зернов — перечислять можно много имен, почти все они приняли мученическую смерть, оставаясь последователями церковного курса митрополита Сергия. Но среди их духовных оппонентов были не менее выдающиеся иерархи — митрополит Кирилл Смирнов , митрополит Агафангел Преображенский , архиепископ Варлаам Ряшинцев , архиепископ Серафим Самойлович. Они тоже прославлены Церковью в лике святых. Позиция по отношению к церковной политике разводила их по разные стороны баррикад в те беспрецедентно тяжелые времена, но в вечности их объединило мученичество за Христа. Митрополит Сергий Страгородский не причислен Церковью к лику святых. Но судить его с позиций нашего времени, а тем более кидать в него камнями я не собираюсь. Митрополит Сергий Страгородский Мой духовник отец Иоанн Крестьянкин рассказывал мне о своем видении одном из трех, которые были у него за 96 лет жизни , которое коренным образом повлияло на его судьбу. Будучи еще мирянином, в начале тридцатых годов он находился в оппозиции к митрополиту Сергию. И вот видение: Елоховский собор, все ждут митрополита Сергия. Плотная толпа в храме, и в ней — будущий отец Иоанн, тогдашний Иван Михайлович Крестьянкин, стоит, понимая, что мимо него сейчас пройдет в алтарь митрополит. Митрополит входит в алтарь и на этом видение заканчивается. Для отца Иоанна это было и необычайное потрясение, и переосмысление многого. Мы, светские люди, понимаем, что сергианство — это сотрудничество и поддержка Церковью власти и государства. Давайте как-то поконкретней. Вот у нас, например, есть сотрудничество — детский дом. Его субсидируем и мы, и местные власти. В чем упрекали митрополита Сергия? А в это время уже вовсю сажали и расстреливали священников. Это то, что мы сегодня, не осуждая лично митрополита Сергия и его сторонников, — не принимаем, и многократно заявляли, что на этих принципах, безусловно, не может и не должна строиться церковная жизнь. В ее центре только Бог, Христос. Вы говорите, что Церковь поддерживает государство. Конечно поддерживает во всем созидательном и добром. И призывает исправлять все болезненное и дурное. Почему же вы ставите ей это в упрек? А вы не задумывались, что за более чем тысячу лет нашей истории именно Церковь во многом создавала и формировала Русское и Российское государство? А были времена, скажем в период татаро-монгольского нашествия или в Смутное время, когда именно Церковь и только она спасала и сохраняла Россию. И как же после этих тысяч лет материнства она сегодня не будет поддерживать государство во всем созидательном, добром, помогать в трудную годину?
митрополит Тихон (Шевкунов)
Ru», член редколлегии журнала «Русский дом». Автор ряда книг, в частности, бестселлера «Несвятые святые и другие рассказы», и нескольких документальных фильмов, среди которых — широко обсуждаемая картина «Гибель империи: Византийский урок». Обладатель целого ряда церковных и светских наград, включая Орден благоверного князя Александра Невского II степени, Орден преподобного Сергия Радонежского III степени и национальную премию «Человек года» в 2007, 2008 и 2013. Тихон Шевкунов и Владимир Путин По свидетельству некоторых источников — личный духовник Владимира Путина и один из наиболее вероятных кандидатов на должность следующего патриарха РПЦ. Многие оценивают прославленного священноархимандрита очень высоко и утверждают, что человек, сумевший приблизится к главе государства, не может быть заурядным. В околоцерковных кругах якобы существует и противоположное мнение, что в действительности он — обычный карьерист, в прошлом связанный с КГБ. Детство Будущий видный служитель церкви появился на свет 2 июля 1958 года в Москве, рос без отца. Его мать Елена Анатольевна Шевкунова была известным врачом-микробиологом, занималась изучением токсоплазмоза и работала в НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Жили они в небольшой квартире в Чертаново.
Гоша был шустрым и отзывчивым ребенком, но очень болезненным — у него была астма, хромота, частые пневмонии. Мама, конечно, хотела, чтобы сын продолжил ее дело и пошел учиться на медика. Однако после окончания школы в 1977 году он выбрал ВГИК, поступив на сценарный факультет мастерская кинодраматургии Евгения Григорьева, автора сценариев фильмов «Звезда», «Романс о влюбленных», «Горячий снег». Тихон Шевкунов в юности Сокурсники Георгия отмечали в интервью, что он хорошо писал, был комсоргом курса, доброжелательным, «наивным и чистым, как Кандид» [герой философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» — прим. На последнем году обучения благодаря интересным лекциям преподавателя по древнерусскому искусству, эрудированного православного человека, у него появился интерес к религии. Он читал Библию, ходил на службы. Церковная карьера В 1982 молодой человек успешно окончил вуз, получив специальность «Литературная работа». В том же году 24-летний Георгий принял крещение и поехал в Псково-Печерский монастырь в поисках Бога, где затем прожил в качестве послушника около девяти лет.
Там обитал почитаемый старец-провидец Иоанн Крестьянкин , ставший его духовным отцом. В 1986 Георгий вернулся в Москву и начал работать в издательском отделе Московской патриархии под руководством владыки Питирима Нечаева. По одной версии, переезд Шевкунова организовала мать, однажды приехавшая в монастырь и увидевшая больного сына в карцере на каменной скамье. По другой, его перевод произошел по просьбе жены некого офицера КГБ, которая во время экскурсии по монастырю пожалела дипломированного киносценариста-послушника, работавшего в коровнике, и попросила мужа устроить его к Питириму.
Единственное, чего хотелось России, — добрососедских отношений с Украиной. Надежда была на то, что она будет союзником, но если они выбрали путь следования на Запад, и было проведено голосование, мы это поддержали и отнеслись с уважением к выбору украинского народа.
Но надеялись на добрососедские отношения, тем более что экономически мы были завязаны необычайным образом. Всем же прекрасно известно, сколько Украина получала от России за поддержку, за то, чтобы нам быть вместе. Потом Украина заявила, что является частью Европы, а не России. Мы согласились, но хотели, чтобы были добрые отношения. Но были третьи силы, которые воспитывали все по-другому. Крымчане мне рассказывали, по каким учебникам учили детей: это была ненависть к России.
Сами крымчане так говорили, рассказывали, что к ним приезжали специальные люди — агитаторы. Это в Крыму, а что говорить об остальной Украине? О противостоянии глобальному Западу Глобальный Запад в течение всей истории не воспринимал Россию как партнера, а воспринимал нас как средство для своего собственного использования. Об этом писали Пушкин, Тютчев, Достоевский, многие русские писатели, мыслители, политики. Это противостояние еще идет с древних времен. Когда не получилось нас разрушить сейчас, остался один способ расшатать режим — война, которая измотает Россию, как это было в 1917 году, и приведет к легкой и вполне возможной революции.
Во-первых, могущественные силы глобального Запада хотят изменить всю структуру нашей страны и подчинить ее себе. Это огромный вектор, которым нельзя пренебрегать. Во-вторых, идут военные действия, и это вносит трагедию в жизнь страны и каждого человека, тем более тех, кто потерял кого-то или остался инвалидом. Интервью Ксении Собчак с Тихоном Шевкуновым бурно обсуждают в сети. Ей ответила журналистка Маша Слоним, поддержавшая Ксению. Слоним заявила, что Собчак ведет себя как профессиональный журналист, не занимает чью-то определенную сторону и старается брать интервью у людей, придерживающихся разных точек зрения.
Одесса, Херсон, Николаев, Днепропетровск — без мудрой царицы этих городов просто не было бы на карте. Освоение западных земель, отошедших к России после раздела Польши, заселение только что созданной Новороссии десятками тысяч выходцев из центральных российских губерний, начало индустриализации Донбасса, открытие залежей угля и металлических руд. Тогда-то Новороссия и приобрела славу богатейшего русского региона, щедро наделенного и плодородием земель, и минеральными богатствами, а главное — трудолюбивым веселым народом. Тогда в смутные революционные и военные годы впервые в истории Новороссии единство русского народа оказалось поставлено под угрозу. Первая же попытка Украины обрести «независимость» была связана с откровенным национальным предательством. Центральная рада новоявленной в 1918 году Украинской народной республики в своем сомнительном суверенитете опиралась на штыки Германии и Австро-Венгрии, чьи войска стремительно заняли территорию бывшей Малороссии. Скрупулезно и сухо здесь перечислены жертвы Волынской резни, Львовского погрома и прочих преступлений националистов, которые теперь так любят воспевать на современной Украине. Новая послевоенная эпоха началась со второй индустриализации и подъема хозяйства. Но тень предательства, уйдя из легального поля, не исчезла окончательно вместе с победой над фашизмом. Наша цель — проникать на все возможные посты, как можно больше быть в руководстве...
Работа «с молодежью» велась тайными последователями идеологии ОУН не в одиночку. В этом же зале представлены стенды с перечнем западных «фабрик» по созданию «новой истории Украины»: Канадский фонд института украинистики, Украинский научный институт Гарвардского университета.
Однако 24 февраля 2022 г.
Возможно, митрополит Киевский Онуфрий так рассчитывал избежать церковного погрома от властей. Как вскоре выяснилось, расчёт был неоснователен. Украинские власти исходили из что, что «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», и погром все равно состоялся.
Примерно как в 1927 г. Как бы то ни было, надобность в действенном церковном управлении настоятельно продиктовала непосредственное подчинение Крымской епархии Москве. К тому же епархии Северной Таврии Херсонская и Запорожская области естественным образом тяготеют к Крыму, их послеукраинское обустройство тоже будет задачей Крымской митрополии.
Вопрос был в том, кто её возглавит. О том говорит все его епископское служение, начиная с хиротонии в 2015 г. Обустройство храмов и монастырей, случившееся под его омофором, тому порукой.
Равно как и его пастырская и учительная деятельность. Книга «Несвятые святые», совокупный тираж которой составил 2 млн экз.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Что касается меня, да, бывает, удается пообщаться. Я знаю Владимира Владимировича с 1988 года — он работал рядом на Лубянке. Тихон Шевкунов Тихон Шевкунов несколько раз беседовал с Владимиром Путиным один на один О чем конкретно митрополит разговаривает с президентом, осталось секретом. Но эти встречи всегда носят глубокий и философский подтекст. Недаром лидер России любит историю, изучает жизнь известных мыслителей и сам задумывается о дальнейшем устройстве мира. Люди на самой высоте, как правило, очень одиноки. Поэтому он и сказал, что поговорить не с кем.
Наличие таких мощей повышает неформальный статус монастыря и увеличивает приток паломников. Частиц реликвий для этого недостаточно — можно вспомнить историю про частичку пояса Богородицы, которая находится в одном из московских храмов, но не привлекает повышенного внимания со стороны верующих тогда как сам пояс, привезенный в Москву, стал предметом поклонения огромного числа православных. В возобновленном Сретенском монастыре таких святынь не было. Тогда архимандрит Тихон добился переноса в 1999 году в монастырь мощей новомученика Илариона Троицкого , умершего в 1929 году в Ленинграде, где он находился на пути из соловецкого лагеря в среднеазиатскую ссылку.
Его мощи находились в петербургском Новодевичьем монастыре, но основной период его деятельности был связан с Москвой и Московской духовной академией. Видимо, исходя из этого Алексий II благословил перенос мощей в Москву. Свою роль в решении перенести мощи именно в Сретенский монастырь могла сыграть и репутация святителя Илариона как консервативного богослова, считавшего, что христианами можно считать только верующих, принадлежащих к православной церкви. Этот тезис созвучен точке зрения владыки Тихона. Таким образом в Сретенском монастыре было заложено почитание новомучеников, которое привело к строительству освященного в 2017 году «храма на крови» в честь новомучеников и исповедников Российских. Разумеется, такие масштабные проекты невозможно реализовать без спонсоров. Первоначально одним из них был банкир Сергей Пугачев, ранее близкий к Кремлю. Однако его банк уже давно обанкротился, а он сам оказался в эмиграции и превратился в критика российской власти. Но финансовая поддержка монастыря не уменьшилась, а даже увеличилась — строительство собора происходило уже без Пугачева. Преуспевание монастыря обусловлено многочисленными связями его наместника.
В своей книге «Несвятые святые» Тихон называет своим прихожанином бывшего генпрокурора и министра юстиции, а ныне полпреда президента в Южном округе Владимира Устинова. К числу хороших знакомых Тихона относят главу «Роснефти» Игоря Сечина на дочери которого некоторое время был женат сын Устинова. Здание ФСБ находится недалеко от Сретенского монастыря — поэтому Тихона прозвали «лубянским батюшкой». Самым же влиятельным знакомым Тихона считается Владимир Путин. Насколько можно судить, впервые они встретились в 2000 году, когда президент посещал Псково-Печерский монастырь, где встречался со старцем Иоанном Крестьянкиным. После этого прошел слух о том, что Тихон стал духовником Путина, однако он не подтверждается. Маловероятно, что у президента есть постоянный духовник, хотя, возможно, Путин когда-то и исповедовался Тихону. С обширными связями Тихона связывают и его аппаратные успехи. В их числе передача монастырю бывшего здания школы с углубленным изучением французского языка — Тихон публично заявлял, что школа находится на месте кладбища людей, погибших во время наполеоновского нашествия, и подчеркивал в связи с этим, что в школе говорят по-французски. А также снос нескольких зданий XIX века, на месте которых построен новый собор — протесты «Архнадзора» ни к чему не привели.
По данным телеканала «Дождь», бюджет проекта современных мультимедийных выставок «Россия - моя история», реализуемого Тихоном, составил более 10 млрд рублей. В 2018 году количество выставочных парков «Россия - моя история» достигнет 25. Деньги на строительство центров и создание экспозиций выделяются из бюджетов разных уровней, крупными компаниями в том числе «Газпромом» и через системы госзаказа и грантов. В общей сложности на эти цели будет направлено более 10 млрд рублей. При этом самый дорогой центр после столичного в следующем году появится в Санкт-Петербурге, где из бюджета уже выделено 1,4 млрд рублей. В Москве аналогичная выставка по поручению президента Путина размещена в одном из крупнейших павильонов ВДНХ, реконструкция которого обошлась в 1,5 млрд рублей.
Сейчас св. Антоний Печерский почитается как «начальник всех Российских церквей». Архимандрит Тихон Шевкунов. Путь к монашеству До принятия монашества он был Григорием Александровичем Шевкуновым. Будущий архимандрит родился в семье медиков в Москве летом 1958 года. Будучи уже взрослым, он поступил во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет, который успешно окончил в 1982 году. После окончания института он становится послушником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где в дальнейшем на его судьбу самым решающим образом повлияли подвижники-монахи и, безусловно, добрейший и святейший духовник монастыря архимандрит В 1986 году Григорий начинает свой творческий путь с работы в отделе Издательства Московской Патриархии, которой руководил Нечаев. Именно в эти годы он трудится над изучением всех исторических фактов и документов о возникновении христианского православия и жизни святых людей. К тысячелетию Крещения Руси Григорий подготовил огромное количество фильмов религиозно-просветительского плана, где сам выступал и как автор, и как консультант. Таким образом, в атеистической жизни советских граждан набирает оборот новый виток, ведущий к познанию истинных канонов христианского православия. И в это же время будущий архимандрит занимается переизданием Древнего Патерика и других святоотеческих книг. Принятие монашества Летом 1991 года Григорий Шевкунов принимает монашество в Донском монастыре города Москвы, где его и окрестили Тихоном. В период своего служения в монастыре он принимает участие в обретении мощей святителя Тихона, которые были погребены в Донском соборе в 1925 году. И вскоре становится настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря, расположившегося в зданиях древнего Обязательно стоит отметить одну особенность, которую имеет архимандрит Тихон Шевкунов : где служит он, там всегда чувствуется его истинное предназначение и твердость убеждений. Жизнь архимандрита В 1995 году монаха посвящают в сан игумена, а в 1998 году - в сан архимандрита. Через год он становится ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, которое потом было преобразовано в духовную семинарию. Про архимандрит Тихон Шевкунов всегда говорит с большой любовью и благодарностью. Дальше вместе с братией с 1998 по 2001 год он неоднократно посещает Чеченскую республику, куда привозит гуманитарную помощь. С 2003 по 2006 год архимандрит Тихон Шевкунов являлся членом комиссии по подготовке диалога и акта о каноническом обращении. Потом он получает пост секретаря Патриаршего совета по культуре и становится руководителем комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом. Архимандрит обладает рядом церковных наград, в их числе Орден Дружбы за сохранение духовных и культурных ценностей, врученный ему в 2007 году. Его творческими работами можно восхищаться. А беседы с архимандритом Тихоном Шевкуновым всегда проходят очень живо, интересно и понятно для любого человека. Фильм «Монастырь. Псково-Печерская обитель» Невозможно обойти вниманием удивительную и уникальную в своем роде работу, которая носит название «Монастырь. Псково-Печерская обитель». Этот фильм Григорий Шевкунов снял в 1986 году любительской камерой, когда еще не был архимандритом Тихоном, а был всего лишь выпускником ВГИКа. По окончании вуза он ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел 9-летнее послушничество у старца Иона Крестьянкина и в дальнейшем принял Главная тема фильма посвящена Псково-Печерскому монастырю, который известен русской церкви тем, что сохранил старчество. Это единственный монастырь, который никогда не закрывался, причем даже в советское время. До 30-х годов он находился на территории Эстонии, поэтому большевики не успели его разорить, а потом наступила война. Кстати, многие старцы и служители этого монастыря были на фронте. Много насобирал в своем архиве тогда еще будущий архимандрит Тихон Шевкунов фото- и видеоматериалов монастырской жизни братии. В фильме он показывает самые дорогие и значимые для сердца монаха места, одним из которых является особое чудо, созданное Богом, - пещеры, в которых за все время существования монастыря похоронено 14 тысяч человек. Когда заходишь в эти пещеры, удивляет то, что там абсолютно не чувствуется никакого запаха тления. Как только человек умирает, после трех дней этот запах появляется, но после того, как тело вносят в пещеры, он улетучивается. Этот феномен до сих пор никто не может объяснить, даже ученые. В этом чувствуется духовная особенность монастырских стен. Любовь к Псково-Печерской братии Поражает история жизни старца Мельхисидека, одного из самых удивительных сподвижников монастыря, о котором рассказывает Григорий Шевкунов. Вглядываясь в его глаза, понимаешь, что это настоящий аскет, духовник и молитвенник, который был на войне, после пришел в монастырь и работал токарем. Он собственными руками делал аналои, кивоты и кресты. Но однажды у него случился инсульт, и врач констатировал смерть. Но Иоан Крестьянкин , который был духовным отцом всей братии и о котором тоже очень много писал в своих рассказах архимандрит Тихон, стал молиться за отца Мельхисидека, и чудо случилось. Через некоторое время старец ожил и заплакал. После этого он принял чин пострижения в схиму и стал еще усиленнее молиться Богу. Архимандрит Тихон Шевкунов позже вспоминал, что однажды сам поинтересовался у старца Мельхисидека о том, что он видел, когда был мертвым. Тот рассказал, что оказался на лугу возле рва, в котором находилось все, что он делал своими руками, - это были кивоты, аналои и кресты. А потом он почувствовал, что за ним стоит Богородица, которая сказала ему: «Мы ждали от тебя молитвы и покаяния, а ты вот что принес нам». После этого Господь опять вернул его к жизни. В своей картине будущий архимандрит Тихон Шевкунов показывает и замечательного старца Феофана, который тоже был на войне и там потерял руку. Он рассказывал, что всегда выполнял приказы своего командира, но убивать людей ему, Слава Богу, не пришлось. У него есть множество наград и орденов. Теперь он - сама кротость, обаяние и любовь. Такого рода историй в монастыре не перечесть. Когда сморишь на скромный быт и постоянную работу монахов, все кажется очень мрачным и невеселым, однако поражает их доброе отношение и забота о каждом человеке, больном или здоровом, молодом или старом. После фильма остается очень теплое и светлое чувство умиротворения и спокойствия. Книга «Несвятые святые» Архимандрит Тихон Шевкунов «Несвятые святые» посвятил великим подвижникам, с которыми ему пришлось жить и общаться в монастырях. С какой любовью и заботой он пишет обо всех, открыто, без лжи и без приукрашиваний, с юмором и добротой... Особенно трогательно описывает своего наставника Иона архимандрит Тихон Шевкунов. В советские годы он много лет провел в тюрьме и ссылках, но ничто не смогло сломить его божьей веры и радости жизни на Земле. Фильм «Гибель империи. Византийский урок» Документальное кино «Гибель империи» архимандрит Тихон Шевкунов посвятил 555-летию падения Византии и Константинополя. Это не просто история средневековой здесь проводится абсолютно четкая параллель проблем Византии и современной России. Империи могут быть разные, а проблемы зачастую одинаковые. Что же смогло развалить такую могущественную и культурно-развитую Византию? Как оказалось, главной глобальной проблемой стала частая смена политических направленностей, отсутствие преемственности и стабильности государственной власти. Часто меняющиеся императоры начинали вести свою новую политику, которая зачастую выматывала народ и ослабляла экономику страны. В фильме автор описывает это просто блестяще, и в таком таланте надо отдать ему должное. По этому поводу есть и довольно интересные проповеди архимандрита Тихона Шевкунова , которые он читает перед молодыми семинаристами и прихожанами. О Путине Как бы там ни было, но сегодня, по словам архимандрита Тихона, Россия переживает свое новое перерождение, она может даже погибнуть, вполне возможно создать мощную процветающую империю, прежде всего, империю духа и патриотизма. С одной стороны, ей постоянно угрожает исламский терроризм, с другой - кто-то всеми силами пытается навязать ей и всему миру тотальную американскую гегемонию с их собственными законами. Но Тихон Шевкунов согласился разговаривать только потому, что с уважением, как он говорит, относится к моей маме Зое Крахмальниковой, отсидевшей пять лет за веру в советское время. Тогда верующих преследовали, и моя мама, писательница Зоя Крахмальникова, была из их числа. Что вы о ней слышали в те годы? К нему на службу в подмосковный храм мы иногда приезжали с моими друзьями. Мы были тогда молодыми выпускниками столичных вузов и только начинали знакомиться с московской церковной жизнью, посещая разные храмы. Это было почти сорок лет назад. В них публиковались тексты святых отцов Церкви, проповеди, рассказы о новомучениках. Мы читали эти сборники и передавали их друг другу. Зоя Крахмальникова былаарестована 3 августа 1982года. В храме отца Владимира мы собирали какие-то средства для помощи Зое Александровне, кто-то брался передать их в тюрьму, купить что-то необходимое. Какие-то люди нас пытались припугнуть, мол, делать это опасно, могут быть неприятности. Но мы на это совершенно не обращали внимания. Что касается собственно диссидентского движения — оно нас особо не интересовало: мы с друзьями с головой углубились в постижение православия. Я к тому времени написал заявление о выходе из комсомола и больше особенно идеологическими проблемами не заморачивался. Никакого героизма в этом не было. Это был, в общем-то, излет советской власти. Эта статья о так называемом сергианстве политика лояльности советской власти в СССР, начало которой обычно связывают с Декларацией митрополита Сергия Страгородского. А сегодня Церковь больна сергианством? Сергианство, как его понимают критики курса тогдашней Патриархии, — это определенная церковная политика, избранная митрополитом Сергием. Заключалась она в том, что в условиях открытого государственного террора большевиков по отношению к Церкви, в условиях реальной опасности подмены православия на так называемое обновленчество, к чему активно стремились большевистские власти, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий Страгородский избирает путь не подпольного существования Церкви, а сохранения легальных церковных структур. Для этого ему пришлось идти на тяжелые компромиссы. Самые трагические из них заключались в том, что церковная администрация практически уступила государству право распоряжаться назначением и переводом архиереев и священников, отстранением неугодных от кафедр и приходов, открыто не протестовала против преследований духовенства и беззаконий, творившихся в стране. Что же происходило? Может быть, митрополит спасал свою шкуру? Нет, в этом его не упрекали жесткие церковные противники его курса. Все отдавали себе отчет: просто умереть в его положении старика-архиерея, прожившего долгую жизнь и в период небывалых гонений несущего ответственность за всю Русскую церковь, — было бы самым легким выходом. Нет, упрекали его не в этом, а в ошибочности выбранного им курса отношения к власти. Сам же митрополит Сергий оправдывал свою церковную политику убежденностью, что в случае ухода Церкви в подполье большевики неминуемо насадят в стране уже подготовленную ими неканоническую, ложную обновленческую церковь. А это, при продолжительном времени пребывания большевиков у власти и тотальном уничтожении ими канонической Православной церкви, будет иметь непредсказуемые последствия вплоть до полного исчезновения православия в русском народе. Подобные примеры в истории, к несчастью, имели место. Но за выбранную церковную политику приходилось платить поистине страшную цену. Конечно, это была ложь. Пусть вынужденная, но ложь. Почему он шел на такие шаги? Митрополит Сергий прекрасно знал, что любое его сопротивление указаниям власти, как показывал опыт, сразу многократно увеличит репрессии и массовые казни среди епископов и священников, находящихся в заключении. Все, что могу произнести: не дай Господь оказаться на его месте. Избранная митрополитом Сергием церковная политика нашла как понимание в церковной среде, так и жесткое осуждение и противостояние.
Отец Тихон утверждает, что еще с 40-х годов украинские старцы предупреждали о грядущем противостоянии России и Украины. Они говорили, что будет раскол между братскими народами. Также он предупреждал, что Россию, Украину и Беларусь будут пытаться разделить, но им, чтобы выстоять, нужно держаться вместе, несмотря ни на какие преграды и события. Многие в те годы, да и десятилетия спустя, думали, что это все какие-то страшные сказки. Однако со временем появлялось все больше подобных пророчеств, и, что самое ужасное, они начинали сбываться. Отец Тихон считает, что нельзя пренебрегать предсказаниями старцев, ведь они предупреждали о грядущих событиях, но все надеялись, что этого никогда не произойдет. Многим это казалось чем-то безумным и нереальным. Подписывайтесь на нас в Telegram t. Отец Тихон считает, что сейчас у каждого своя правда. Он не может обижаться на украинцев, которые заявляют, что Россия воюет с Украиной, ведь когда рядом ложатся снаряды, никакого другого ощущения и не может возникнуть. Что касается тех россиян, которые уехали из страны и выступают против СВО, отец Тихон им сочувствует, так как они разобрались в происходящем до конца. Для российского епископа, как и для большинства православных, любая война — это незаживающая рана. Но он осознает, почему это происходит и что делает наше государство. Возможно, когда-то люди, которые проклинают россиян, все поймут и изменят свою позицию.
Митрополит Тихон (Шевкунов): ужасен монах, мечтающий стать патриархом
Этого вам не расскажут: кто такой Тихон (Шевкунов) на самом деле? - YouTube | Митрополит Тихон (Шевкунов) 49-й митрополит Псковский и Прохоровский. |
Ссылка или пощада? «Духовника Путина» отправили из любимого монастыря на полуостров | Митрополит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) родился 2 июля 1958 г. в Москве в семье служащих. |
Все госкорпорации России жертвуют Тихону. Есть ли у него шансы не стать патриархом?
Главные новости о персоне Тихон Шевкунов на Будьте в курсе последних новостей: Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и Митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов приняли участие в «Разговорах о важном». [11] "Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Казанской пустыни в Шамордино и возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского", официальный сайт Русской Православной Церкви, 24 октября 2015. Епископа Тихона Шевкунова в сан митрополита возвел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Власть - 15 мая 2018 - Новости Санкт-Петербурга - Митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) назначили на пост главы Крымской митрополии. Для тех, кто хочет верить разумно!Счет для пожертвований на развитие канала: сбербанк 4276 4418 4227 3125 Курмояров Иоанн Валерьевич.
Биография митрополита Тихона Шевкунова
Главные новости о персоне Тихон Шевкунов на Глава Патриаршего совета РПЦ по культуре, наместник Сретенского монастыря Москвы епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считает, что тело Ленина. С 2003 по 2006 год архимандрит Тихон (Шевкунов) являлся членом комиссии по подготовке диалога и акта о каноническом обращении. Митрополит Тихон (при рождении Георгий Александрович Шевкунов) появился на свет 2 июля 1958 года. 2 июля 2023 года свое 65-летие отмечает митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Митрополит Тихон — епископ Русской православной церкви, председатель Патриаршего совета по культуре — пришёл к православной вере на Псковской земле, ещё будучи молодым человеком, студентом ВГИКа. Митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) назначили на пост главы Крымской митрополии.