"Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Согласно Евангелию от Луки, притча о мытаре и фарисее, которая читается сегодня, — последняя в серии притч, произнесенных Иисусом на пути в Иерусалим. И попытка толкования притчи о мытаре и фарисее неизбежно приводит нас к выводу: не кичись заслугами, ибо, сделанные ради самовозвеличения, они – ничто. Однажды Христос рассказал людям притчу о двух мужчинах — мытаре и фарисее, которые пришли в храм помолиться.
Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о мытаре и фарисее
Однажды Христос рассказал людям притчу о двух мужчинах — мытаре и фарисее, которые пришли в храм помолиться. Притча о мытаре и фарисее представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. В притче о мытаре и фарисее перед нами предстают два абсолютно противоположных по мировоззрению персонажа. Фарисей тешит самолюбие, а мытарь в покаянии наоборот испытывает к себе неприязнь. Притча о мытаре и фарисее Проповеди, поучения, толкования евангельского чтения Видео. Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному.
Первая подготовительная неделя Великого поста. Притча о мытаре и фарисее.
Как понимать притчу о мытаре и фарисее. о мытаре и фарисее - записана в 18-ой главе Евангелия от Луки. Толкование притчи о мытаре и фарисее Чтобы понять притчу, необходимо знать, кто были действующие лица во времена Римского господства над. Неделя о Мытаре и Фарисее: содержание притчи, экскурс в историю, толкование, духовный смысл, значение и особенности этого периода. Притча о мытаре и фарисее – это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. Неделя о мытаре и фарисее Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в неделю о мытаре и фарисее, собор новомучеников и исповедников Российских 08 февраля, 2017.
Первая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее
Он не исполняет рьяно законы, но бьет себя в грудь и просит милости Господа. Он унижал себя, открывая пространство для роста. Поэтому уйдет домой оправданным Богом. Смирение и покаяние — главное условие добродетели Христианское учение утверждает, что любой православный приближается к Господу тогда, когда делает шаг навстречу любому человеку. Любить ближнего как самого себя — это увидеть в нем не отдельную личность, а единое целое с ним. Это как пальцы рук одной ладони. Любовь к Господу и ближнему — основные христианские заповеди. Евангельская притча о мытаре и фарисее говорит о двух состояниях человеческой души: один молился с благодарностью, что не такой, как все и восхвалением своих дел; второй раскаивается и страдает, от того, что он грешник. Так Иисус Христос в своей притче показывает, что Господу не важны мирские дела, главное состояние души. Два образа мытаря и фарисея, свидетельствуют о том, что основное условие добродетели — смирение и покаяние, а гордыня и самовосхваление препятствуют ей. Храни Вас Господи!
Христос приводит своим слушателям в пример не многословную молитву почтенного и всеми искренне уважаемого хранителя традиций и общественных устоев. Господь указывает на особую энергию именно безыскусных бормотаний и подавленных стонов «полицая». Именно они приятны Богу. В чем же источник их силы?
Все очень просто. В сердце мытаря живет глубокое осознание того, что он проиграл. Это конец. Ненавидят люди. Презирают собственные дети.
Да и сам он себя ненавидит и презирает. Он никому не нужен. Он словно испорченная деталь. Ненужный элемент. Ему нет места в этой жизни.
И вся его стабильность держится лишь на милости работодателей-оккупантов, для которых он просто прихвостень и холуй и которые больше уважают тех, кто с ними сражается, чем такое ничтожества, как он. Все идеи, как что-то изменить в своей жизни, как выйти из этой круговой поруки, давно закончились. А потому и бормочет он: «Боже! Нечем похвастаться. Нет ни заслуг, ни добродетелей.
Состояние полного фиаско. Мытарь всем своим существом перестает ощущать в себе опору. Он словно висит в пустоте над бездной. Только одна теперь надежда — Бог. Только на Его милость осталось уповать.
И он молится с такой силой, будто только эта молитва и держит его над пропастью. Из глубины всего своего существа.
Фарисей благодарил Бога за то, что он «не таков, как прочие люди» — грешники, «или как этот мытарь» и перечислял свои заслуги: регулярный пост и уплату десятины. Мытарь же не смел поднять глаз на небо и повторял: «Боже, будь милостив ко мне грешнику». Мытаря привела в Храм на молитву внутренняя необходимость покаяния, он давал себе жесткую оценку и не пытался оправдаться. Сознавая себя грешником, он не хочет быть отвергнутым Богом и просит лишь о милости и снисхождении.
Молитва же фарисея большей частью состояла из восхваления себя перед Богом, и, хотя он действительно совершал дела праведности, он умалил их своей гордыней.
Варим им отвар из кожуры картофеля В притче в качестве образа мытарей представлены люди, искренне раскаявшиеся в своих грехах. Они понимают, что являются плохими людьми, и могут рассчитывать лишь на милость Господа. А вот фарисеи — это гордецы, возвышающие себя над окружающими.
Даже молясь Богу, они превозносят себя. Основной смысл притчи заключается в том, что важно не то, как люди ведут себя в обществе. Намного важнее, что они носят в своей душе и какие поступки совершают.
Навигация по записям
- Значение и смысл притчи о мытаре и фарисее, что собой представляет эта неделя
- Притча о безжалостном должнике
- Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году: дата, что это, текст и толкование притчи:
- Блж. Феофилакт Болгарский
- Контакты — нижняя часть сайта
Притча о мытаре и фарисее: важность смирения
Вы тут: Главная»СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ»ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ. В притче о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14) Христос ставит готового к покаянию мытаря выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея. Днесь Святая Церковь начинает подготовку к Великому посту чтением Святого Евангелия притчей о мытаре и фарисее. Вот мы с вами достигли первой подготовительной недели к Великому посту, которая начинается притчей о мытаре и фарисее.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
После казни Учителя он принёс около 100 л смеси алоэ и миро для погребения. Гамалиил — учитель Савла, заступившийся за христиан во время гонений. Савл, ставший выдающимся христианским миссионером и апостолом Павлом после личной беседы с вознёсшимся Христом. Толкование притчи «Мытарь и фарисей» Иисус противопоставил не только мытаря и фарисея. Он показал разницу между тем, как на людей смотрят они сами и тем, как их оценивает Бог. Фарисей и мытарь из евангельской притчи Надменный самоправедный фарисей был отвергнут Богом. Мытарь же, смиренно просящий у Небесного Отца прощения, был им оправдан. Молитва фарисея Примечательно, что фарисей молился Богу вполне искренне, когда благодарил Его за собственную уникальность. Он попросту не мог себе представить, что Бог смотрит на него иначе. По сути, это была молитва самому себе. Поразительно, что самодовольный фарисей в молитве позволил себе осудить ближнего, к которому не испытывал ничего, кроме презрения.
Зато он был крайне доволен собой оттого, что приносил десятину даже от сбора маленьких растений. Читайте также: Церковная десятина: история и современность Апостолы о фарисеях В 15 главе Книги Деяний рассказывается, что некоторые фарисеи, ставшие христианами, создавали проблемы внутри Церкви. Они учили, что язычникам, влившимся в Собрание, нужно обрезываться и соблюдать Закон Моисея. После этого был созван совет старейшин в Иерусалиме под руководством апостолов, где под влиянием Святого Духа было решено: Не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Неделя мытаря и фарисея: в чем суть Данная неделя входит в период, подготавливающий православных к Великому посту. В это время в Церкви вспоминают притчу о фарисее и мытаре. В наши дни это очень важно, ведь мир приветствует саморекламу, восхваление самих себя, высокомерие и бесстыдство. Самокритика и смирение давно стали недостатками. Печально, что это происходит не только на уровне стран, но и во многих религиозных группах. И если верующие приветствуют смирение на личном уровне, то на уровне конфессии оно считается серьёзным недостатком.
Да, об этом не говорят прямо. Но разве не является фарисейством провозглашение самих себя единственными истинными христианами и проповедь о вечных адских муках для всех, кто отличается от нас религиозными взглядами? Соблюдение поста и других обрядов, когда нет смирения , к Богу не приближает. Читайте также: Когда неделя мытаря и фарисея в 2022 году В 2022 году Неделя о мытаре и фарисее приходится на 13 февраля. Современные фарисеи В некоторых отелях современного Израиля оборудованы лифты, автоматически останавливающиеся на каждом этаже, чтобы посетителю не нужно было совершать «тяжёлую» работу нажатием кнопки. Но во всём мире в наши дни чаще всего встречаются иные виды фарисейства. Вот его характерные признаки: Равнодушие к истине. Это очень распространённая проблема среди верующих. Многие считают, что не нужно думать самостоятельно, ведь у нас есть Отцы Церкви, современные богословы и пастыри, на которых можно переложить ответственность за свои убеждения. Сведение религии к формальному соблюдению обязанностей, но не преобразованию личности и проявлению христианских качеств.
Многие проявляют хитрость, думая, что соблюдение обрядов даёт право на совершение новых грехов. Мания величия, выраженная в желании поучать других в согласии с личными правилами. Ужасно, когда такую черту проявляют пастыри. В истории религии известны случаи, когда руководители устанавливали правила, по которым верующие супруги должны были исполнять супружеский долг, что приводило к серьёзным семейным проблемам и даже разводам. Двойные стандарты. К примеру, в церкви человек ведёт себя благопристойно, а дома оскорбляет ближних, злоупотребляет алкоголем, курит и сквернословит. Комплекс вечного прокурора и судьи. Современные фарисеи постоянно замечают в других недостатки часто мнимые , а не хорошие черты. Более того, болезнью многих религиозных людей является суд не только о поступках других, но даже о их мыслях и чувствах. При этом, конечно, игнорируются милосердие, любовь и справедливость.
Так, нередко относительно здоровые люди считают больных симулянтами, желающими привлечь к себе внимание, и лентяями, пытающимися получить материальную поддержку, взывая к жалости других. История фарисеев трагична и поучительна. Несмотря на всё хорошее, что было в их учении, многие из них отвергли Христа, осознавая, что Он Божий Сын. Те, кто считал себя самыми праведными людьми на планете, дошли до прямого ожесточённого противостояния Богу в лице Иисуса.
По словам прп. Исаака Ниневийского, подвижники получают награду не за свои труды, а за смирение в них. Без смирения нет милосердия и любви, а где присутствует гордыня — там всегда присутствует осуждение ближнего.
Когда человек переполнен сам собой, он начинает переливаться через край, а потом стремится заполнить других людей собой и своими мнениями. На примере притчи о мытаре и фарисее показывается, что добродетель находится там, где есть смирение и покаяние, и нет гордости. Церковь разъясняет, что молитвы и пост становятся полезными и спасительными для человека, когда они не запятнаны самолюбованием и превозношением. Кто хвалится своими делами, тот не понимает или забывает, что мы, своими силами без помощи Божией не можем исполнить всего Закона, а значит сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг. Утреннее молитвенное правило начинается с молитвы мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному» Когда мы произносим эту молитву, очень важно вспомнить притчу о мытаре и фарисее, и то, с каким чувством молился мытарь, с таким настроем и далее нужно продолжать молитвенное делание.
Естественно, что мытарей не любили и презирали во всей империи. В притче о мытаре и фарисее Лк 18:9-14 Христос ставит готового к покаянию мытаря выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея. Кто такой фарисей в Библии? Во времена Иисуса Христа они по большей части не занимали высоких постов, но для еврейского народа оставались духовными лидерами и авторитетами.
В Библии фарисеи упоминаются в книгах Нового завета и в основном противостоят Иисусу Христу, испытывают его, не принимают его учения. Иисус Христос предостерегал слепо подражать фарисеям Мф 16:11 и далее , так как они полагались на собственную праведность больше, чем на Бога. Они забывали, что судить человека — дело не другого человека, а Бога. Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю. Нет даже обычного поста в среду и пятницу, поэтому эту неделю называют Сплошной седмицей.
Read the Privacy and Cookie Policy I accept Притча о мытаре и фарисее Лк 18:9—14 также раскрывает, какой должна быть молитва. В Храм пришли помолиться два человека — ревнитель Закона фарисей и мытарь, сборщик налогов. Фарисей благодарил Бога за то, что он «не таков, как прочие люди» — грешники, «или как этот мытарь» и перечислял свои заслуги: регулярный пост и уплату десятины. Мытарь же не смел поднять глаз на небо и повторял: «Боже, будь милостив ко мне грешнику». Мытаря привела в Храм на молитву внутренняя необходимость покаяния, он давал себе жесткую оценку и не пытался оправдаться.
Притча о мытаре и фарисее
Он стоит весь в грехе своем, не смея войти в область правды Божией, потому что там для него нет прощения, а стоит он у притолоки, надеясь, что до края этого храма, до края праведности и через край ее перельется милость, жалость, сострадание, милосердие, что с ним случится незаслуженное и невозможное. И потому что он верит в это, потому что жизнь его именно этому научила — что случается невозможное, и только невозможное делает жизнь людскую возможной, — он стоит, и до него доходит Божие прощение. Христос нам говорит, что этот ушел более оправданным, чем другой. Фарисей не был просто осужден: до часа смертного можно надеяться на прощение, и он был праведен, он был труженик, он вкладывал усилие души и тела в праведность свою. Она была бесплодна, из нее не высекалась даже и искра сострадания и любви — и, однако, это была праведность...
А неправедность получила прощение. Вот, подумаем об этом; подумаем о том, во-первых, являемся ли мы хотя бы фарисеями, есть ли в нас вообще какая-то правда, правда перед людьми, с доброделанием, правда перед Богом — то есть отдаем ли мы Ему должное, то, на что Он просто имеет право? А потом поставим перед собой вопрос: лишенные даже и праведности фарисея, не являемся ли мы такими же, как и он, безлюбовными, бессердечными, мертвыми душой?
Был же и оный древний храм лежащим на холме, на возвышенности города, на вершине, где некогда во время мора в Иерусалиме, Давид, видя смертоносного Ангела, извлекшего меч на город, возшедши, учредил на том месте жертвенник Господу и принес на нем жертву Богу, и остановил мор: и это было в знак спасительного и духовного восшествия, вследствие молитвы, и благодаря ей — умилостивления; если же пожелаешь, то также и в образ сей нашей священной Церкви, воистину покоящейся на высоте, сущей неким ангельским и сверхмирным местом, где приносится бескровная и великая и воистину благоприятная Богу Жертва за умилостивление о всем мире и за уничтожение смерти и преизбыток бессмертной жизни. Посему-то Он не сказал: «человека два пришли в церковь», но сказал: — «взошли в церковь». Фарисей же и Мытарь взошли в церковь, потому что у обоих у них была одна цель: помолиться, хотя Фарисей, после того, как взошел, однако свел себя вниз по той причине, что извратил направление свое; итак, цель восхождения у обоих была тождественна, но направление в молитвенном устроении было взаимно-противоположное. Ибо один взошел сокрушенным и смирившимся, научившись у Псалмопевца-Пророка, что сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит: поскольку и сам о себе, конечно, по опыту зная, Пророк говорит: «Смирихся, и спасе мя Господь» Пс. И что говорю — пророк, — когда Бог Пророков, ради нас ставший тем, что — мы, смирил Себя, почему Бог Его и превознес, как говорит Апостол Фил. А фарисей взошел весьма надмеваясь и кичась и выставляя себя праведником, и то — пред лицом Бога, перед Которым вся наша праведность не больше драных рубищ; так поступал Фарисей, ибо он не послушал, говорящего: «Нечист пред Богом всяк высокосердый» Притч. Не только же нрав и направление, будучи различными, разделяли их, но — и самая форма молитвы: ибо и она также была двояка. Потому что молитва есть дело не только прошения, но и благодарения: так, один молящийся входит в церковь Божию, славя и благодаря Бога за те блага, который восприял от Него; а другой — вымаливает себе то, что еще не получил и в чем у него особенно недостаток в данное время; к этому же относится и прошение об отпущении грехов. Омилия 2.
А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Если что-нибудь лежит в основе нашей государственной, общественной, да, наконец, и частной жизни, так это — не правда ли? Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не поразимся мы этой чудовищной саморекламе, хвастовству, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их. Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения — не стали ли они уже не только недостатком, пороком, а, хуже того, — общественным и даже государственным преступлением. Оказывается, любить родину — это все время бесстыдно восхвалять ее, унижая чужие родины. Оказывается, быть лояльным — это провозглашать все время безгрешность власти. Оказывается, быть человеком — это унижать, топтать других людей, это возвышать себя путем их унижения. Проанализируйте свою жизнь, жизнь своего общества, самые основы его устройства, и вы должны будете признать, что это именно так. Читайте также — Проповеди. О мытаре и фарисее Тот мир, в котором мы живем, так пронизан оглушительным и грубым бахвальством, что уже сам этого больше не замечает, оно уже стало его природой. Да так и сказал один из самых больших и тонких поэтов нашего времени — Пастернак — в знаменитой своей строчке: «…все тонет в фарисействе». Самое страшное, конечно, в том, что фарисейство признается добродетелью. Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой. Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «всякий, возвышающий себя, унижен будет». Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, — влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы.
О мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14)
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Закхей был начальником сборщиков налогов в Иерихоне. Он проявил неподдельный интерес к учению Христа. Чтобы лучше разглядеть прославленного Учителя, он залез на дерево. Иисус же сказал, что остановится в его доме.
При личном общении с Господом Закхей покаялся. Иисус и Закхей. Собор Святого Марка. Свод к востоку от купола святого Леонарда мозаика, XI век.
Печально, что такие случаи не радовали фарисеев, а служили очередным поводом для осуждения Христа. В гостях у Симона фарисея Некоторые фарисеи гостеприимно распахивали перед Иисусом свои двери. Один из них — Симон. В его доме произошёл замечательный случай: «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Питер Рубенс. Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия Никодим-фарисей и другие имена в Библии Помимо Симона в Евангелии приводится ещё несколько имён фарисеев: Никодим — член синедриона, тайный ученик Христа.
После казни Учителя он принёс около 100 л смеси алоэ и миро для погребения. Гамалиил — учитель Савла, заступившийся за христиан во время гонений. Савл, ставший выдающимся христианским миссионером и апостолом Павлом после личной беседы с вознёсшимся Христом. Толкование притчи «Мытарь и фарисей» Иисус противопоставил не только мытаря и фарисея.
Он показал разницу между тем, как на людей смотрят они сами и тем, как их оценивает Бог. Фарисей и мытарь из евангельской притчи Надменный самоправедный фарисей был отвергнут Богом. Мытарь же, смиренно просящий у Небесного Отца прощения, был им оправдан. Молитва фарисея Примечательно, что фарисей молился Богу вполне искренне, когда благодарил Его за собственную уникальность.
Он попросту не мог себе представить, что Бог смотрит на него иначе. По сути, это была молитва самому себе. Поразительно, что самодовольный фарисей в молитве позволил себе осудить ближнего, к которому не испытывал ничего, кроме презрения. Зато он был крайне доволен собой оттого, что приносил десятину даже от сбора маленьких растений.
Читайте также: Церковная десятина: история и современность Апостолы о фарисеях В 15 главе Книги Деяний рассказывается, что некоторые фарисеи, ставшие христианами, создавали проблемы внутри Церкви. Они учили, что язычникам, влившимся в Собрание, нужно обрезываться и соблюдать Закон Моисея. После этого был созван совет старейшин в Иерусалиме под руководством апостолов, где под влиянием Святого Духа было решено: Не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Неделя мытаря и фарисея: в чем суть Данная неделя входит в период, подготавливающий православных к Великому посту.
В это время в Церкви вспоминают притчу о фарисее и мытаре. В наши дни это очень важно, ведь мир приветствует саморекламу, восхваление самих себя, высокомерие и бесстыдство. Самокритика и смирение давно стали недостатками. Печально, что это происходит не только на уровне стран, но и во многих религиозных группах.
И если верующие приветствуют смирение на личном уровне, то на уровне конфессии оно считается серьёзным недостатком. Да, об этом не говорят прямо. Но разве не является фарисейством провозглашение самих себя единственными истинными христианами и проповедь о вечных адских муках для всех, кто отличается от нас религиозными взглядами? Соблюдение поста и других обрядов, когда нет смирения , к Богу не приближает.
Читайте также: Когда неделя мытаря и фарисея в 2022 году В 2022 году Неделя о мытаре и фарисее приходится на 13 февраля. Современные фарисеи В некоторых отелях современного Израиля оборудованы лифты, автоматически останавливающиеся на каждом этаже, чтобы посетителю не нужно было совершать «тяжёлую» работу нажатием кнопки. Но во всём мире в наши дни чаще всего встречаются иные виды фарисейства. Вот его характерные признаки: Равнодушие к истине.
К тому же многие сборщики при взимании податей обирали своих соплеменников в свою пользу. Совсем иное положение в еврейском обществе занимали фарисеи. Они относились к знати и были уважаемыми учеными, толкователями и разъяснителями иудейских законов. Их отличала набожность и тщательное исполнение внешних обрядов.
Толкование Притча говорит о том, что внешняя праведность — далеко не всегда показатель любви к Богу и ближнему. И наоборот: грешный образ жизни вовсе не исключает искреннего покаяния. Молитвы таких грешников будут услышаны вспомним, например, Марию Магдалену. Притча Иисуса — суровое обличение смертного греха гордыни.
Всеми презираемый мытарь глубоко осознавал свою греховность и искренне каялся перед Богом, даже не смея поднять глаза на небо. Молитва же фарисея — сплошное самолюбование человека, считающего, что он совершенен.
Стоя вдали. Он чувствует свое ничтожество пред Богом и весь преисполняется смирения пред величием Божиим. Иоанн Креститель, величайший из рожденных женами, устрашался близости Христа, говоря, что недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Жена грешница умывала ноги Христовы, обливая их своими слезами. Итак, истинный молитвенник глубоко смирен и полон радости, если Бог допустит его хотя бы к ногам Своим.
Не смел даже поднять глаз на небо. Почему он не поднимал глаз своих на небо? Глаза — зеркало души. В глазах можно прочесть грех души. Не видите ли вы каждый день, как человек, совершивший грех, опускает глаза пред людьми? Как же грешнику не опустить глаз пред Богом Всевышним? Се, всякий грех, совершенный против людей, совершен против Бога; и нет на земле греха, который не был бы направлен против Бога.
Истинный молитвенник осознает это, и потому он, кроме смирения, исполнен и стыда пред Богом. Посему и говорится: не смел даже поднять глаз на небо. Почему он ударял себя в грудь? Дабы тем показать, что тело есть повод к человеческому греху. Телесное вожделение приводит человека к самым тяжким грехам. Чревоугодие рождает похоть; похоть рождает гнев; а гнев — убийство. Попечение о теле разлучает человека от Бога, обедняет душу и убивает в человеке ревность по Боге.
Потому мытарь на молитве и ударял свое тело, ударяя тем самым виновника своего греха, своего унижения и своего стыда пред Богом. Но почему он ударял именно в грудь, а не бил по голове или по рукам? Потому что в груди находится сердце; а сердце является источником и греха, и добродетели. Сам Господь сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека Мк. Вот почему мытарь ударял по сердцу своему. Ударяя себя в грудь.
Он говорил: Боже! Он не перечисляет ни добрых, ни злых дел своих. Бог знает все. И Бог требует не перечисления, а сокрушенного покаяния во всем. Этими словами сказано все. Ты, Боже, — Врач, а я — больной. Ты Единый можешь исцелить, и к Тебе Единому припадаю.
Ты Врач, а милость Твоя — лекарство. Говоря: Боже! Никто в мире не может излечить меня, кроме Тебя, Боже. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих Пс. Люди, сколь бы праведны они ни были, ничем не могут мне помочь, если Ты мне не поможешь. Ничто мне не поможет: ни мой пост, ни приношение десятой части, ни все мои добрые дела, если милость Твоя не изольется, как елей, на раны мои. Похвала человеческая не лечит моих ран; она их растравляет.
Ты, Ты Единый знаешь мой недуг; и Ты Единый имеешь лекарство. Нет мне смысла идти ни к кому иному, нет мне смысла никого иного молить. Если Ты меня отвергнешь, весь мир не сможет удержать меня от падения в бездну. Ты, Ты Единый, Господи, можешь, если хочешь. Боже, прости и спаси! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот. Кому Господь сказывает сие?
Всем вам, уверенным о себе, что вы праведны.
Именно в этом моменте при разборе притчи прихожане впадают в ступор. Вот представьте: есть какой-нибудь праведник — прекрасный человек, всем помогает, молитвенник и т. А есть какой-нибудь страшный грешник, от которого только зло, плач и горе всем, кто с ним сталкивается. Абсолютно любой человек скажет, что праведник лучше, чем этот грешник. Тот, кто не ворует, лучше вора! Тот, кто не обижает людей, лучше обидчика!
Тот, кто не изменяет жене, лучше прелюбодея! Разве не так? Фарисей лучше мытаря — это не просто субъективное мнение, это факт, который стоит перед глазами у всех людей. Фарисей в своей молитве свидетельствует через благодарность Богу, объективный факт: «Боже! Кто скажет, что он не прав, тот сам не будет прав! Смотрим следующие слова фарисея: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» Лк. Обязательный пост в Законе был один раз в году в День Очищения.
Но фарисей постился дважды в неделю по понедельникам и четвергам , это был добровольный заместительный пост, вероятно, за грехи народа. Также Фарисеи платили десятину со всего, даже того, чего не требовалось — во исполнение закона несколько разных десятин в итоге составляли более 20 процентов личного дохода человека. Кто готов сказать, что милостыня и пост — зло? Так в чём проблема тогда? Тем более первые слушатели этой притчи воспринимали фарисея не как хвастуна, а как человека, благодарного Богу за свое благочестие. Это нормальная иудейская молитва. Так учили молиться.
Фарисей в данном случае яркий пример человека с «синдромом отличника». Откуда возникает потребность сравнивать себя с другими людьми? Всё просто: внутренняя пустота! Подробный рассказ о своих добрых делах — это и есть попытка заполнить экзистенциальную пустоту, отвлечься от неё, лучше сказать убежать от неё. В каком-то смысле в этой фразе сосредоточено отречение от людей, даже отречение от природы человеческой через самообожествление. Он вроде как посвятил свою жизнь Богу, но не может предстать пред Ним. Когда человек начинает делать добро, то он как юноша Нарцисс может влюбиться в самого себя и автоматически начать презирать других.
Фарисей не может нырнуть во внутреннюю адскую бездну, поэтому все эти посты, милостыни и десятины — это попытка откупиться от того, чтобы не встречаться Богом. Фарисей сам себя обманул и вместо духовной жизни выбрал игру, повлекшую религиозный невроз. Но ведь главный вопрос: почему у человека, который живёт полноценной религиозной жизнью в душе пустота? А ведь тот же вопрос задают современные прихожане: «Много лет хожу в храм: исповедаюсь, причащаюсь, пощусь, молюсь, читаю духовную литературу, а никаких изменений нет!
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Неделя о мытаре и фарисее
Итак, опять напомню вам благодатную притчу о мытаре и фарисее. Притча о мытаре и фарисее (Лк 18:9–14) также раскрывает, какой должна быть молитва. Притча о мытаре и фарисее была рассказана тем, "которые уверены были о себе, что они праведны, уничижали других". Вот мы с вами достигли первой подготовительной недели к Великому посту, которая начинается притчей о мытаре и фарисее. Притча о мытаре и фарисее рассказывает о важности искреннего покаяния и образно выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.
Что такое седмица
- Построим каркасный дом вашей мечты
- К истинному Православию
- Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году: когда начинается подготовка к Великому посту?
- Мытарь и фарисей. Суть притчи (Павел Луков 2) / Проза.ру
- От Луки 18 глава — Библия — Комментарии Мэтью Генри
Боковое меню
- Баннеры — нижняя часть сайта
- Не пропустите другие православные праздники в феврале:
- Молитва, которая держит тебя над пропастью. Как понимать притчу о мытаре и фарисее
- Притча о мытаре и фарисее — Википедия
- Толкование библейской притчи о мытаре и фарисее
Толкования на Лк. 18:10
В Храм пришли помолиться два человека — ревнитель Закона фарисей и мытарь, сборщик налогов. Фарисей благодарил Бога за то, что он «не таков, как прочие люди» — грешники, «или как этот мытарь» и перечислял свои заслуги: регулярный пост и уплату десятины. Мытарь же не смел поднять глаз на небо и повторял: «Боже, будь милостив ко мне грешнику». Мытаря привела в Храм на молитву внутренняя необходимость покаяния, он давал себе жесткую оценку и не пытался оправдаться. Сознавая себя грешником, он не хочет быть отвергнутым Богом и просит лишь о милости и снисхождении.
Затем: неупустительно посещать воскресные богослужения и не просто выстаивать длинную церковную службу, изнывая от тоски и тяготясь непонятными славянскими текстами, а пытаясь понять её, вникнуть в каждое слово. Для этого, в свою очередь, необходимо, кроме молитвы церковной, практиковать каждый день домашнюю молитву, которая в совокупности занимает не менее сорока минут. Кроме того, если уж ты христианин, то не можешь обойтись без постоянного чтения Священного Писания.
И наконец, ты должен, как тебе Бог заповедал, выбрать для себя «свой» приход, свою церковь и содержать её своими трудами — своими регулярными пожертвованиями так называемой «церковной десятины», то есть десяти процентов всех твоих доходов Быт. Всё это необходимо. Но вот проблема: достаточно ли?
Многократно читанная и слышанная нами притча, которую сегодня за литургией вновь поведал нам Господь, в какой уже раз озадачивает нас вопросом: всё то, что мы делаем в церкви, разумеется, и нам и церкви — необходимо, но вот — достаточно ли? Пойдём ли и мы «оправданными в дом свой» Лк. Что ещё сделать, чтобы оправдаться?
Может быть, нужно совершать какие-то специальные добрые дела, чтобы, как говорят последователи, скажем, буддизма, «отработать свою карму»? Или, как некогда поступали католики, постараться приобрести себе за деньги некое «оставление грехов», купив индульгенцию? Может быть, но что-то не верится, что это может привести к спасению.
С этого дня обычный порядок служб дополняется песнопениями из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на всенощном бдении накануне воскресенья поются стихири «Покаяния отверзи ми двери». А на литургии в этот день читают одноименную притчу о мытаре и фарисее. На литургии читается отрывок из Евангелия от Луки о блудном сыне, который покинул дом своих родителей, но позже раскаялся и возвратился. Притча напоминает о слабости человека и о Божьем милосердии, поскольку иносказательно описывает отношение Бога к падшему. Верующим напоминают о втором пришествии Христа и Страшном суде. Это последнее воскресенье, в которое верующим разрешают есть сырную пищу до конца Великого поста. Также в этот день вспоминают изгнание Адама из рая.
Кроме того, сыропустную неделю называют Прощеным воскресеньем, так как в этот день принято просить прощения друг у друга. Текст притчи о мытаре и фарисее Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой — мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Слово «мытарь» означает «сборщик налогов», то есть человек, занятие которого в библейские времена считалось недостойным и презираемым. Фарисеями же называли представителей наиболее влиятельного религиозного течения в Иудее. При этом в современном русском языке слово «фарисей» означает «ханжа, лицемер», рассказала «Ленте.
Ему оставалось только любоваться своей праведностью и с брезгливым осуждением смотреть сверху вниз на «прочих людей». Иначе молился мытарь. Он понимал свое недостоинство и, охваченный сокрушением, стоял вдали от жертвенника, не смея поднять глаз и повторяя: «Боже! Усвойте и вы молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному! Нередко оно ассоциируется с елейностью, безволием, низкопоклонством.