Фундаментальной целью ядерного потенциала НАТО является сохранение мира, предотвращение принуждения и сдерживание агрессии. Двумя главными задачами для НАТО после начала конфликта на Украине стали оказание помощи Киеву и предотвращение эскалации, которая может привести к полноценной войне между альянсом и Россией.
Генеральный секретарь НАТО
- Что такое НАТО и почему вступление туда Украины не устраивает Россию. Простыми словами
- Соотношение сил. Техника
- Основные направления нато
- AT: НАТО направляет на Украину боевые части с целью предотвратить победу России
- Военная доктрина Белоруссии: НАТО помогает США установить контроль над Европой
Ввод войск НАТО на Украину или мир: Что решит Запад на саммитах?
Интересно, что часть американской военной техники в период проведения первого этапа Steadfast Defender 2024 была направлена именно к норвежским берегам. Поближе к русской Арктике?.. Уже через 16 дней после выхода из Джексонвилла корабль Военного командования морских перевозок США Pililaau прибыл для разгрузки в район порта Намсос. Как минимум с 28 февраля в порту Харстад находился десантный корабль Gunston Hall LSD 44 , который в последующем принимал непосредственное участие в манёврах Nordic Response, маневрируя в фьордах между Тромсё и Альтой.
По информации из западных источников, эта фаза учений проходила в северных провинциях Швеции, Финляндии и Норвегии до меридиана 24 градуса восточной долготы - рубежа, обозначенного Осло для избежания инцидентов с российской стороной. Для отработки отдельных эпизодов и пополнения запасов активно использовалась портовая инфраструктура в Харстаде, Тромсе и Альте. Переброска вооружений в район манёвров осуществлялась не только морскими путями, но и по дорогам общего пользования, которых на Скандинавском полуострове немного.
Не исключено, что техника на трейлере на фото ниже могла быть доставлена именно на Pililaau. Кстати, последний аэродром находится в непосредственной близости от нашей государственной границы. Объём грузового отсека A400M позволяет разместить все основные типы боевой техники, включая вертолёты АН-64 и HNH-90 , артиллерийские установки в т.
Максимальная грузоподъёмность самолёта составляет 37 тонн. Не исключено, что выгрузка чего-либо из этого перечня уже произошла в Финляндии. Как можно убедиться, новые планы альянса на противостояние с Россией обретают вполне определённые очертания.
Имеется информация об изменении организации управления военными операциями в Арктическом регионе у наших северо-западных границ, что, впрочем, было ожидаемо. При этом истинные намерения Североатлантического блока, которые он пытается прикрыть учениями «Стойкий защитник-2024», выглядят чем-то большим, чем тривиальная боевая подготовка. Предполагается, что до конца мая основные силы альянса будут сосредоточены на наиболее чувствительных участках возле наших границ в странах Балтии, Норвегии, Финляндии, Румынии и Польши.
Согласно официальному сценарию учений, это якобы необходимо для предотвращения российской угрозы. В истории так уже случалось. Армия Наполеона перед вторжением в Россию тоже утомительно долго топталась на Висле.
А завершилось всё взятием Парижа. Говорят, Николай I, отправляя во Францию глыбу карельского порфира для саркофага Наполеона, сказал, что в России найдётся надгробный камень для любого захватчика.
Целью ООН стало поддержание мира и безопасности, исходя из принципов, которые позже получили название принципов мирного сосуществования. В отличие от евро-центристской Лиги Наций 1919-1939 гг. ООН стала поистине всемирной организацией. В Статье 51 Устава ООН устанавливается неотъемлемое право независимых государств на индивидуальную и коллективную оборону. Вскоре этот Устав обеспечит правовую базу для создания будущего Североатлантического альянса. К началу 1948 г.
Европейцы откликнулись на содержавшиеся в плане Маршала предложения по оказанию широкомасштабной помощи, выдвинув дополняющие их планы самостоятельного развития и взаимопомощи. От самых истоков европейской интеграции, сразу после окончания войны, политические деятели и руководители европейских стран начали продвигать идею оборонно-политического союза в Западной Европе. Целый ряд тревожных политических событий в 1947-1949 гг. К ним относятся прямые угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции и других западноевропейских стран, а также переворот в Чехословакии. В июне 1948 г. Советский Союз блокировал доступ союзников в разделённый на оккупационные зоны Берлин, что привело к использованию союзниками Берлинского воздушного моста для доставки гуманитарных грузов транспортными самолётами.
Стало очевидно, что призывами к соблюдению Советским Союзом устава ООН и международных договорённостей, достигнутых в конце войны, не удастся гарантировать национального суверенитета и независимости демократических государств, столкнувшихся с угрозой внешней агрессии или внутренней подрывной деятельности. Введение недемократических форм правления и подавление активной оппозиции, попрание основных прав человека, гражданских прав и свобод во многих странах Центральной и Восточной Европы, а также сохранение и наращивание Советским Союзом своего собственного военного устройства, вызывали новые опасения со стороны Европейцев. Подписанием в марте 1948 г. Брюссельского договора пять западноевропейских стран - Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Соединённое Королевство и Франция - решительно продемонстрировали своё намерение создать общую систему обороны и укрепить свои связи таким образом, чтобы иметь возможность противостоять идеологической и военной угрозе своей безопасности. Затем последовали переговоры с Соединёнными Штатами и Канадой по вопросу о создании Североатлантического альянса, основанного на гарантиях безопасности и взаимных обязательствах между Европой и северной Америкой. Державы, подписавшие Брюссельский договор, предложили Дании, Исландии, Италии, Норвегии и Португалии стать участниками этого процесса.
Упомянутые переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического договора, вводящего в действие систему общей безопасности, основанной на партнёрстве указанных 12 стран. В 1952 г. К указанному договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия в 1955 г. И Испания в 1982 г.
Вступили в альянс. Варшавский договор будет создан позднее в мае 1955 г. Новый 50-тый год мир встретил фактически расколовшись на две части. В конце марта 1953 г. В ряде стран Восточной Европы обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии.
Наиболее серьёзные выступления прошли в июне 1953 г. В ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. Рабочие выступления были подавлены полицией ГДР. В июне 1953 г. Советский Союз одобрил нападение Северной Кореи на Южную, что побудило Североатлантический альянс на адекватное реагирование. Опасаясь, что Корейская война является прелюдией к советскому нападению на Западную Германию, лидеры стран-членов НАТО трансформировали альянс в военную организацию с единой командной структурой и образовали верховное главнокомандование объединёнными вооружёнными силами ОВС в Европе и на Атлантике.
Поэтому в октябре 1956 г. Венгрия поставила СССР в известность о желании выйти из Варшавского договора и объявить о нейтральной позиции по отношению как к Востоку, так и к Западу. В ответ на это 31 октября Советский Союз вёл свои танки в Будапешт. Ввод танков явился грубым вмешательством СССР. На улицах разгорелись бои, в ходе которых погибло много граждан Венгрии. Но здесь удалось снизить накал страстей мирными средствами.
В 1958 г. Она добилась вывода советских войск со своей территории и отказалась поддерживать действия руководства СССР. В 1959 г. Вновь разразился Берлинский кризис. И тогда восточногерманские войска 12 августа 1961 г. Возвели в одну ночь стену вокруг Западного Берлина и установили контрольно-пропускные пункты на границе.
Строительство стены вызвало ещё большее напряжение, что повлекло за собой массовый исход людей из советского сектора Берлина. Вскоре у Бранденбургских ворот, у главных пропускных пунктов, сконцентрировались советские и американские танки. Советско-американское танковое противостояние закончилось отводом советских танков от командно-пропускных пунктов. Развёртывание на Кубе советских наступательных ракет в следующем году стало событием, которое едва не разожгло глобальную катастрофу. Вывод советских ракет с Кубы, американских - из Турции и обязательство США не прибегать к каким-либо действиям против Кубы позволили предотвратить конфликт. Европу в середине 60-ых захлестнули антивоенные демонстрации.
В этот день мир вступил в новую историческую эпоху крушения советской идеологии, эпоху окончательного заката СССР. Правительства быстро забывают свои ошибки, но у народов долгая память. В 1981 г. Польша избежала национального унижения быть наказанной за желание свободы, за поиск собственного мирового пути. После того, как 1 сентября 1983 г. Внешняя политика Советского Союза зашла в тупик.
Ни Америка, ни Европа не ожидали быстрого взрыва коммунистической системы изнутри.
Причиной техногенной катастрофы назвали дисбаланс столичной энергосистемы из-за сгоревшего трансформатора на подстанции «Чагино». Но эксперты до сих пор не понимают, как одна авария могла привести к каскадному отключению электросетей... По странному совпадению двумя годами ранее аналогичные аварии систем энергоснабжения прокатились по США, Канаде, Великобритании и Италии. Официальные лица отнесли их к категории технических. А если представить, что это были целенаправленные воздействия программно-аппаратных средств на объекты критической инфраструктуры? В XXI веке и не такое возможно.
Не зря же в 2017 году в нашей стране приняли Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры России». А что в космосе? В этом пространстве тоже не всё благополучно. С 2022 года в США резко возросло количество запусков космических аппаратов разного назначения, и не стоит думать, будто это связано с мирным освоением околоземного пространства. Как утверждает специализирующийся на теме портал iXBT. Кроме того, компания подала заявку на размещение ещё около 30 тысяч космических аппаратов. При этом одна ракета Falcon 9 FT выводит на орбиту не менее 20 космических аппаратов.
Это значит, что группировка Маска пополнилась ещё на 429 спутников для бесперебойного обмена данными не только между союзниками, но и между войсками НАТО и Украиной. Радует, что на нашей территории американцы не успели установить своё оборудование для обеспечения нас интернет-ресурсами. Кстати, нет его и на Украине, но для обеспечения необходимой информацией и связью для ВСУ вполне хватает шлюзов, размещённых на сопредельных территориях - в Польше и Румынии. Северный фланг Как уже отмечалось, нынешние манёвры представляют собой набор отдельных учений, которые проводились в Европе и ранее. Но появились и «новшества». Связаны они в основном с новыми членами альянса - Швецией и Финляндией, что требуется учитывать при планировании. Об этом свидетельствуют районы проведения и содержание учений Joint Warrior «Объединённый воин» , Nordic Response «Северный ответ» и Immediate Response «Немедленный ответ».
Многонациональные учения Joint Warrior проводятся под руководством Великобритании дважды в год, как правило, в водах вокруг Соединённого Королевства. Но на этот раз учения проходили в Северном и Норвежском морях под флагом британского авианосца Prince of Wales, заменившего Queen Elizabeth.
В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности. Военный комитет ВК отвечает за планирование и проведение коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов НГШ См.
Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения. Международный военный штаб МВШ возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба МВШ.
Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета. Командная структура. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Монс и отвечает за оперативную деятельность.
Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. Существует также менее численный, однако высокоэффективный постоянно действующий объединенный штаб в Португалии JHQ , на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями. Основное внимание будет отводит повышению взаимодействия сил НАТО и постепенному сокращению трансатлантического разрыва в потенциалах за счет обмена последними разработками и результатами исследований в сфере новых концепций ведения Военных действий. Командования НАТО по вопросам трансформации будет заниматься разработками концепций и доктрин, подготовкой и проведением экспериментов, определением требований для вооруженных сил в будущем, осуществлением контроля за военным образованием и боевой подготовкой, а также разработкой и оценкой требований относительно взаимодействия подразделов и их реорганизации.
Командования по вопросам трансформации станет средством синхронизации в рамках национальных программ и развития вооруженных сил относительно создания более эффективных объединенных боевых структур и будет оказывать содействие повышению взаимодействия, которое, в конечном счете может обеспечить надежное и гибкое выполнения новых задач при проведении коалиционных действий относительно противостояния новым угрозам. Основополагающие задачи НАТО в области безопасности Важнейшей долговременной целью НАТО, определенной в Вашингтонском договоре, является защита свободы и безопасности всех ее членов политическими и военными средствами. Североатлантический союз со времени своего создания стремится к обеспечению прочного мирного порядка в Европе. Однако достижение этой цели может оказаться под угрозой в связи с кризисами и конфликтами, возникающими за пределами Евроатлантического региона. Североатлантический союз не только обеспечивает оборону своих членов, но посредством партнерских связей и операций кризисного регулирования вносит свой вклад в обеспечение мира и стабильности также за пределами географического региона, определенного как зона Североатлантического договора.
Главный принцип, которым руководствуется Североатлантический союз, - это совместные обязательства и сотрудничество между суверенными государствами, что обеспечивает неделимую безопасность всех членов НАТО. Солидарность и единство в Североатлантическом союзе опираются на повседневное сотрудничество в политической и военной сфере и гарантируют государствам-членам, что им не придется в одиночку, полагаясь только на собственные силы, решать основные проблемы своей безопасности. Не лишая государства-члены их прав и обязанностей, связанных с суверенной ответственностью в области обороны, Североатлантический союз дает им возможность решать важнейшие задачи своей национальной безопасности путем коллективных усилий. Она является директивным документом, в котором заявлены цели Североатлантического союза и содержатся руководящие указания высшего уровня относительно политических и военных средств, которые надлежит использовать для достижения этих целей. Стратегическая концепция остается основой политики Североатлантического союза в целом.
Однако изменения в угрозах и их восприятии требуют непрерывной адаптации этой стратегии, что позволяет обеспечить сохранение политической основы, военных структур и военного потенциала, необходимых для отражения современных вызовов безопасности. Стратегическая концепция, впервые опубликованная в 1991 году, существенно отличалась от предшествующих ей документов как по своему содержанию, так и по форме. Обеспечение безопасности государств-членов по-прежнему определяется в ней как первостепенная цель НАТО, но при этом она связана с конкретным обязательством содействовать упрочению и расширению безопасности всей Европы посредством партнерства и сотрудничества с бывшими противниками. Данная стратегическая концепция была вновь пересмотрена в 1999 году, и в ее новом варианте союзники обязались не только обеспечивать совместную оборону, но также мир и стабильность в Евроатлантическом регионе. Концепция включает следующие политические элементы: широкий подход к безопасности, включающий политические, экономические, социальные и экологические факторы, а также аспект обороны Североатлантического союза; твердое обязательство развивать трансатлантические связи; поддержание военного потенциала Североатлантического союза для обеспечения эффективности его военных операций; развитие европейского военного потенциала в рамках Североатлантического союза; поддержание адекватных структур и процедур для предотвращения конфликтов и кризисного регулирования; эффективные партнерские отношения со странами, не входящими в НАТО, основанные на сотрудничестве и диалоге; расширение Североатлантического союза и политика "открытых дверей" по отношению к потенциальным новым членам; продолжение усилий в области широкомасштабного контроля над вооружениями, разоружения и заключения соглашений о нераспространении вооружений.
При таком широком определении безопасности, помимо сферы обороны признается важность политических, экономических, социальных и экологических факторов. Партнерство и сотрудничество с другими странами, сотрудничество с региональными и международными организациями, например ООН, а также стратегическое партнерство, складывающееся между НАТО и Европейским союзом, вносят совокупный вклад в создание подкрепляющих друг друга и взаимодополняющих отношений и позволяют более эффективно предотвращать конфликты и осуществлять кризисное регулирование. В Стратегической концепции также определены конкретные задачи Североатлантического союза. Они сформулированы так: Обеспечивать одну из необходимых основ стабильной обстановки евроатлантической безопасности, базирующейся на укреплении демократических институтов власти и приверженности мирному разрешению споров, при которой ни одна из стран не сможет запугивать или оказывать давление на другую страну посредством угрозы силой или применения силы. Служить, как предусматривается ст.
Сдерживать любую угрозу агрессии и защищать от нее любое государство-член НАТО, как это предусматривается статьями 5 и 6 Вашингтонского договора. Сразу после террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 г. В США, главное значение приобрели такие вопросы, как совершенствование обмена разведывательными данными, связанными с террористической угрозой, углубление сотрудничества и партнерства со странами, не входящими в Североатлантический союз, а также с различными организациями по всем аспектам и, прежде всего, по вопросам противодействия угрозе терроризма. Таким образом, исследование показывает, что НАТО имеет сложную структуру организации, что позволяет довольно хорошо сотрудничать с государствами-партнерами и выполнять поставленные перед собой задачи. Структура организации создана таким образом, что альянс может относительно быстро адаптироваться к изменяющимся условиям безопасности.
Историческое решение НАТО применить ст. Помимо задач борьбы с терроризмом, потребность в адаптации структур и политики Североатлантического союза определялась рядом других факторов. К ним относится усиление угрозы применения оружия массового уничтожения и необходимость создания нового оперативного потенциала в важнейших областях военной деятельности. Кроме того, здесь сказались требования расширения НАТО, повышение роли партнерских связей с Россией, Украиной и государствами-партнерами, важность Средиземноморского диалога и Стамбульской инициативы о сотрудничестве, а также стратегическое партнерство НАТО с Европейским союзом. Ведущая роль НАТО в Международных силах содействия безопасности в Афганистане и продолжающееся выполнение задач на Балканах побудили Североатлантический союз адаптироваться к требованиям этих операций, а также его миссий в Ираке и Судане и усилий по оказанию помощи в Пакистане.
Раздел 3. Приглашение было направлено государствам, входящим в Совет Североатлантического сотрудничества, учрежденный в 1992 году, а также другим странам СБСЕ. В итоговом документе, принятом в 1994 году, имеется упоминание статьи 10 Вашингтонского договора о том, что "Североатлантический союз остается открытым для членства других европейских государств, способных отстаивать и развивать принципы этого договора и вносить вклад в обеспечение безопасности Североатлантического района". ПРМ представляет собой процесс, объединяющий союзников по НАТО и партнеров в рамках широкой программы совместной деятельности в области обороны и безопасности. Суть программы ПРМ - это партнерство между отдельной страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство будет реализовано совместно с НАТО.
С целью повышения стабильности и безопасности в Европе. Десять из этих государств-партнеров затем стали членами НАТО. Совместная безопасность. Они включают в себя: повышение уровня открытости относительно национального военного планирования и формирования военного бюджета; обеспечение демократического контроля над национальными вооруженными силами; создание в отдаленной перспективе в государствах-партнерах сил с повышенными возможностями взаимодействия с силами государств - членов НАТО; В настоящее время ПРМ является неотъемлемым элементом архитектуры европейской безопасности. Двухгодичная программа, в которой участвуют союзники и партнеры, в настоящее время предполагает проведение более 2000 мероприятий, от крупномасштабных военных учений до небольших семинаров с участием нескольких человек.
Совет европейско-атлантического партнерства СЕАП служит общей политической основой отношений НАТО с государствами-партнерами, на котором союзники и партнеры могут обмениваться мнениями по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес. Группа координации программы находится в Бельгии в городе Монс. Она проводит военное планирование учений по программе "Партнерство ради мира".
Военные учения НАТО начались у границ России: ПВО Германии, артиллерия США
Если НАТО разместит в Польше ядерные объекты, то они станут военной целью России. Читайте последние новости на сегодня по теме НАТО. Стивен Брайен (Stephen Bryen) НАТО начинает вводить на Украину боевые части. Цель НАТО — удерживать русских в стороне, американцев — внутри, а немцев — Гастингс, первый генеральный секретарь НАТО. Цели и задачи НАТО.
Североатлантический альянс готовится к броску?
Основополагающие задачи НАТО в области безопасности | Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены. |
НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе | цель Североатлантического. |
МИД: Ядерные объекты НАТО в Польше станут военной целью России | На этом фоне НАТО существенно уступает России в вооружении, живой силе и индустриальной мощи. |
#NATO2030: новый виток рефлексии для Североатлантического альянса
Чтобы предотвратить катастрофу украинской армии, НАТО намерена заполнить бреши в рядах ВСУ завозом своих "советников". Чтобы предотвратить катастрофу украинской армии, НАТО намерена заполнить бреши в рядах ВСУ завозом своих "советников". Новости мира: МИД назвал военной целью России возможные ядерные объекты НАТО в. Однако неожиданно поставленное на поток уничтожение российским войсками этих бронированных крепостей внезапно показало уязвимость НАТО. НАТО – что это такое простыми словами, расшифровка названия, история создания и цели организации, какие страны входят в альянс, мнение экспертов об отношениях НАТО и России – в материале РИА Новости.
НАТО-2030: Североатлантический альянс ждет трансформация
По словам Риттера, российская сторона при этом побеждает. При этом бывший разведчик отметил, что военно-политический блок понимает, что не может обеспечить Украине победу, а также защитить и свои границы. В том же месяце министр обороны России Сергей Шойгу отметил, что ситуация в зоне спецоперации свидетельствует о бесперспективности планов НАТО подорвать безопасность РФ.
Войска Североатлантического альянса вплотную приблизились к российским границам, что создает дополнительные угрозы военной безопасности. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Об этом сообщила в четверг пресс-служба Пентагона. Свое заявление он сделал в четверг, 25 апреля, на мероприятии некоммерческой организации «Атлантический мост» в Германии.
В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО. Брюссель, Бельгия. Исмей 1952—1957 , П.
Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й. Лунс 1971—1984 , П.
Каррингтон 1984—1988 , М. Вёрнер 1988—1994 , С. Баланцино и. Клас 1994—1995 , Х.
Солана 1995—1999 , Дж. Робертсон 1999—2004 , Я. Расмуссен 2009—2014 , Й. Столтенберг с 2014.
Франция представлена в ВК военной миссией, Исландия — наблюдателем. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых ВК решений и координацию деятельности высших военных командований осуществляет Постоянный военный комитет в составе национальных военных представителей государств — участников военной организации блока. Центр круглосуточно отслеживает военно-политическую обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит её до руководства альянса. Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на военно-политические группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком.
Политические и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Североатлантического договора. Их детализация и военно-теоретические положения по применению вооружённых сил альянса отражались в стратегических концепциях НАТО, директивах, руководящих указаниях и других концептуальных документах, содержание которых менялось по мере расширения альянса и эволюции взглядов военно-политического руководства на способы ведения войны. В период «холодной войны» были приняты 4 стратегические концепции 1950, 1952, 1957, 1968 , последняя из них в вопросах применения вооружённых сил блока имела универсальный характер и действовала до конца 1980-х гг. С распадом международной системы стран социалистического содружества и ОВД руководство НАТО приступило к пересмотру военно-политических целей, провозгласив, что политика альянса в области безопасности базируется на трёх элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны.
В Стратегической концепции 1991 г. Так, было заявлено, что потенциальная угроза для стран — членов НАТО исходит не от спланированной агрессии, а от нестабильности на Европейском континенте, вызванной социально-экономическими и политическим проблемами, этническими разногласиями и территориальными спорами. Кроме того, в документе подчёркивалось, что, хотя сложившееся положение в Европе в ближайшей перспективе делает крупномасштабное нападение на союзников маловероятным, всё же такая возможность не может исключаться.
В 2021 году генеральный секретарь организации заявил, что НАТО уже делает и будет делать ещё больше для того, чтобы помочь Украине провести масштабные реформы ради вступления в Альянс.
Среди этих реформ — децентрализация власти, борьба с коррупцией, уважение прав человека и меньшинств, верховенство закона. В 2022 году Украина подала заявку на вступление в ускоренном порядке. После начала СВО страны Альянса начали снабжать Украину оружием, снарядами и оказывать другую помощь. У властей Украины были большие надежды на 2023 год.
Перед июльским саммитом НАТО в Вильнюсе президент страны Владимир Зеленский заявил — участники саммита должны подтвердить, что Киев уже фактически является членом Альянса. Во время саммита стало известно , что вступление откладывается и нет временных рамок ни для приглашения Украины, ни для её членства. До начала СВО Москва предложила Альянсу юридически закрепить отказ от приёма в блок бывших союзных республик.
Военная доктрина Белоруссии: НАТО помогает США установить контроль над Европой
Согласно изданию, национальные безопасностные органы также готовят планы на случай кибервойны, в том числе по обеспечению защиты интересов Соединенных Штатов и стран НАТО от потенциальных кибератак на общественную инфраструктуру. New York Times утверждает, что в случае военного столкновения между НАТО и Россией, американские и союзные войска в первую очередь направились бы в страны Балтии — Эстонию, Латвию и Литву, расположенные на «восточном фланге» НАТО, чтобы попытаться предотвратить вторжение российских войск. На 26 апреля запланировано начало учений НАТО в Финляндии, находящейся в непосредственной близости от российско-финской границы.
Жесткий и единый контроль над вооружениями. Понимание современных угроз и новых технологических вызовов. Одним из факторов, свидетельствующих о присутствии в умах руководства организации желания подготовиться к войне с Россией, можно считать именно стремление к изменению стратегической концепции альянса.
В таблице приведена численность 6 основных, самых крупных армий альянса. Армии других стран-членов не превышают 100 тыс. Помимо этого, армии стран-членов блока обладают суммарным числом учтенных резервистов в 2 млн. Итого, в случае необходимости, блок может «поставить под ружьё» 5 млн. Для сравнения, численность ВС РФ составляет 1 млн.
В резерве армии России находится 2 млн. Итого, если кто-то на неё нападет, Россия будет обладать армией, численностью в 3 млн. Расширение НАТО на восток Несмотря на свои же обещания уже найдены подтверждающие документы , правда, устные, данные бывшими руководителями организации о не расширении границ альянса на восток, такие расширения были. Первым серьезным движением блока в восточном направлении, стало четвертое по счету, расширение 1999 года, в результате которого, в его состав были приняты бывшие члены Варшавского Договора — Венгрия, Польша, Чехия. Россия выражала протест, однако, на это никто не обратил внимания.
Следующим шагом, больно ударившим по России, стало пятое расширение блока, когда в его состав были приняты не только бывшие страны-члены восточного блока, но и бывшие республики СССР — Литва, Латвия, Эстония. Базы блока появились у границ России. Однако, высокое самомнение и упоение победой в холодной войне, не позволило руководству организации принять Россию быстро, без проволочек и на особых условиях. Россия соглашалась на вступление, только просила выделить средства на унификацию вооружений и формата армии. В этом России было отказано, после чего стало понятно, что её не примут в альянс никогда.
В понимании причин этого массового убийства действительно мирных граждан СРЮ нет единства даже в странах альянса. Даже названия операции разнятся: в США её называют «Гибкая наковальня», в остальной организации — Операция «Союзная сила». На территории бывшей СРЮ считают, что операция носила издевательское название «Милосердный ангел». Многие аналитики считают, что истинной причиной того, что на головы мирных жителей Белграда, Нови Сада и других городов Сербии было сброшено 14 тыс. Дестабилизация возможного союзника России на Балканах тоже сыграла свою роль.
Министр обороны России Сергей Шойгу на заседании коллегии Минобороны 23 апреля заявил, что воинская группировка стран НАТО у российских границ насчитывает до 33 тыс. Масштабные учения немецкой армии Grand Quadriga 2024 «Великая квадрига 2024» начались 23 апреля в Литве. В ходе манёвров две дивизии передислоцируют из Центрально-Европейского региона в Восточный, завершатся учения в конце мая.
В марте в Финляндии, Швеции и северной части Норвегии прошли манёвры Nordic Response с участием более 20 тыс. Были задействованы более 100 самолётов и вертолётов, свыше 50 боевых кораблей.
Если 180 долларов за тысячу кубометров наша экономика выдерживает с трудом, то только в страшном сне может присниться, что же будет с украинскими предприятиями и какие тарифы будут для населения при вполне европейской цене, скажем в 320 долларов, или в 350 долларов... Иначе, как полным коллапсом для всей экономики особенно химической и металлургической отраслей такую ситуацию не назовешь. Опыт стран предыдущих волн расширения свидетельствует о значительном росте прямых иностранных инвестиций. В 1997 году в экономику Польши было инвестировано 2,7 млрд. Относительно Чехии и Венгрии цифры более поразительные. В 1997 году прямые иностранные инвестиции в экономику этих стран составили соответственно 4 и 6,2 млрд. Но далеко не факт, что в Украине все будет так радужно, поскольку приток инвестиций зависит также от прогнозируемости действий власти, стабильности политической ситуации, роста экономики и так далее.
То есть, от внутренней ситуации в стране. При той развивающейся тенденции постоянных кризисов органов власти, инвестору очень сложно прогнозировать ситуацию в нашей стране. По сравнению со всем вышеперечисленным, ежегодные взносы в гражданский и военный бюджеты НАТО, а также в бюджет программы инвестиций в безопасность Альянса выглядят не самой большой обузой. Украина, конечно, не будет платить по 200 млн. Этот процесс является, прежде всего, симулирующим фактором для достижения Украиной высоких и демократических, социально-экономических и оборонных стандартов, которые действуют в странах-членах НАТО. Также процесс вступления в НАТО является стимулирующим фактором для проведения внутренних политических и социально-экономических реформ во всех отраслях общественной жизни, гармонизации законодательства с правовыми нормами и демократическими принципами стран-членов НАТО, установления гражданского демократического контроля над секторами обороны и безопасности государства. Но, по сути, НАТО является только стимулом, так как Украина уже давно имела шанс достигнуть этого уровня самостоятельно. После вступления в Альянс Украина получит беспрецедентные дополнительные гарантии обеспечения государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ в соответствии с Вашингтонским договором. Благодаря этому, в будущем Украина не будет объектом провокаций наподобие призывов к пересмотру статуса Севастополя и Крымского полуострова или нагнетание напряжения, во время конфликта вокруг острова Коса Тузла.
При этом необходимо отметить, что евроинтеграция Украины не может строиться на противоборстве с Россией.
МИД: Ядерные объекты НАТО в Польше станут военной целью России
Ни одной. Есть агрессивные и не скоординированные действия со стороны другого союзника НАТО, Турции, в зоне, где на карту поставлены наши интересы», — отметил тогда глава Пятой республики. Впрочем, к мнению президента одной из ведущих держав Европы можно и не прислушиваться. Есть лишь одна «правильная» точка зрения — Соединенных Штатов Америки. Преследуя геополитические интересы и проводя военные операции, НАТО мало беспокоят последствия и жертвы, коих оставляет после своих действий множество. Так, в результате бомбардировки Югославии в 1999 году, по сербским данным, погибли от 3,5 до 4 тысяч человек, ранения получили около 10 тысяч, две трети из которых — мирные жители. Но мы никогда не забудем этого, не требуйте этого от нас. Один ребенок в день — столько вы убили детей за время агрессии. Никто никогда не ответил за это преступление бомбардировки Югославии … Это была не операция, это была агрессия.
На нас напали с единственной целью — отнять у нас часть территории, — год назад сказал президент Сербии Александр Вучич во время траурной церемонии, посвященной 22-й годовщины начала бомбардировок. В октябре 2018 года в Сербии был показан фильм «Уран-238.
С этого момента можно с уверенностью заключить, что единственной целью альянса было и остаётся - военно-политическое противостояние СССР. Однако, в 1991-м году СССР прекратил своё существование, а появившаяся на его месте Российская Федерация была уже совершенно другой страной: наши рынки открылись, а российское правительство подписало с США договор СНВ-I о сокращении стратегических наступательных вооружений. Страна начала разоружение, а холодная война, казалось бы, окончательно подошла к концу.
Тем не менее, несмотря на то, что Советский союз распался на ряд независимых государств, прекратив своё экономическое, военно-политическое и идеологическое влияние на мировой арене, блок НАТО, не только не прекратил своё существование, но провёл самое мощное расширение на восток за всю свою историю: - 12 марта 1999 в НАТО вступили Венгрия, Польша и Чехия; - в 2004-м Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония; - в 2009-м в НАТО вступили Албания и Хорватия; - в 2017-м Черногория; - уже 27 марта 2020-го года полноценным членом североатлантического альянса стала Северная Македония. Таким образом, за 42 года существования Советского союза, в противодействие которому и создавался блок НАТО, только 4 страны вступили в альянс. Военно-политический альянс за эти года продвинулся практически на целую тысячу километров в восточном направлении, подойдя вплотную к территории Российской Федерации, концентрируя у её границ средства современные средства противовоздушной обороны, самолёты, артиллерию, танки и прочее вооружение. Среди определённых социальных групп бытует мнение о том, что военно-политический блок НАТО, это по большей части мирная организация, созданная для защиты стран запада от военных угроз. С 1991 года по 2022 год альянс вел постоянные активные боевые действия.
Чем этот показатель выше, тем больше страна платит. Косвенные взносы. Эти нерегулярные вложения — самые крупные. Как говорится на сайте НАТО, они «поступают, например, когда государство-член выделяет потенциалы и или войска для участия в военной операции и несет расходы, связанные с таким решением». Структура НАТО Структура альянса представляет собой сложную и многостороннюю бюрократическую систему. Ее можно разделить на две категории: гражданскую и военную. Каждое государство-участник имеет место в САС. Он заседает на разных уровнях не реже одного раза в неделю, либо когда в этом возникает необходимость. Председателем САС является Генеральный секретарь, который помогает членам достичь согласия по ключевым вопросам. Группа ядерного планирования.
Она обладает аналогичными САС полномочиями в отношении вопросов, которые касаются ядерной политики Сеть комитетов. Они занимаются необходимыми делами: от политических до технических вопросов. В них регулярно заседают представители государств-участников НАТО и их эксперты. К военной категории относятся: Военный комитет. В случае начала военной операции он состоит из начальников штабов обороны государств-членов НАТО, которые руководят своими вооруженными силами, представляемыми странами на добровольной основе Стратегическое операционное командование. Объединенный союзнический штаб, который руководит на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. Трансформационное командование. Руководит трансформацией вооружения в соответствии с новыми технологиями, в том числе кибернетическими Должность главы альянса называется «генеральный секретарь». Он руководит всеми крупными комитетами НАТО, управляет дискуссиями и следит за выполнением принятых постановлений. Он также выступает как официальный представитель организации.
У него нет никакой военной роли, так как политические, стратегические и военные решения остаются за командованием стран-участниц. Обычно генерального секретаря избирают из высокопоставленных европейских политических деятелей. Срок службы составляет 4 года, которые могут продлеваться. Из 13 генеральных секретарей по три человека представляли Великобританию и Нидерланды, двое — Бельгию, по одному — Германию, Данию, Италию и Испанию. Он должен был покинуть свой пост 30 сентября 2022 года, однако из-за ситуации на Украине его полномочия продлили на год. Сейчас действует Стратегическая концепция «Активное участие, современная оборона», принятая в 2010 году. В ней изложены три основные задачи альянса: коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества. Лидеры стран-участниц организации планируют разработать новую Стратегическую концепцию летом 2022 года.
Министр обороны России Сергей Шойгу на заседании коллегии Минобороны 23 апреля заявил, что воинская группировка стран НАТО у российских границ насчитывает до 33 тыс. Масштабные учения немецкой армии Grand Quadriga 2024 «Великая квадрига 2024» начались 23 апреля в Литве. В ходе манёвров две дивизии передислоцируют из Центрально-Европейского региона в Восточный, завершатся учения в конце мая. В марте в Финляндии, Швеции и северной части Норвегии прошли манёвры Nordic Response с участием более 20 тыс. Были задействованы более 100 самолётов и вертолётов, свыше 50 боевых кораблей.
НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе
Хотя одна из провозглашенных задач альянса – обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении государств – членов НАТО или защиты от нападения, за 73 года существования сама структура не раз выступала агрессором в ряде военных конфликтов. В самом НАТО, конечно, наличие такого плана всячески отрицают При этом, если разобраться, их собственные заявления пусть косвенно, но говорят об обратном. Присутствие войск НАТО на западной границе Белоруссии и России является самым массовым за последние 20 лет. Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что войска НАТО вплотную приблизились к границам РФ, создав дополнительные угрозы военной безопасности.
НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе
Целью военных учений НАТО, проходящих весной, является демонстрация первых этапов возможного современного конфликта между великими державами. Цели НАТО озвучил еще первый его генсек Гастингс Исмей: «Держать русских вне Европы, американцев — в Европе, а немцев — под контролем Европы». Учения являются частью того, что должно стать огромной демонстрацией силы НАТО, крупнейшей с начала холодной войны, которая призвана послать резкий сигнал президенту России Владимиру Путину о том, что его амбиции не должны выходить за рамки Украины.
Леонков назвал истинные цели самых масштабных учений НАТО
Во-вторых, в ЕС низкой остается военная мобильность. Считается, что переброска бронетанковой бригады из Британии, Франции или Германии в Прибалтику займет один месяц. Это делает европейские страны зависимыми от военно-транспортной авиации США. В-третьих, проблемой создания объединенных ВС остается дублирование возможностей национальных армий. Ныне каждая европейская страна имеет собственную стратегию, вооружение, органы тылового обеспечения, систему подготовки, инфраструктуру, органы военного управления. На вооружении ВС стран Европы находятся 178 различных систем оружия по сравнению с 30 у американцев. У европейцев 17 различных типов основного танка у США всего один тип. В-четвертых, ЕС потребуется наладить сотрудничество в производстве военной техники.
До сих пор не вышли на заданный уровень программы производства истребителя «Еврофайтер», вертолета NH90 и военно-транспортного самолета А400М. Вашингтон навязывает европейцам американскую военную технику взамен устаревшей, которая передается Украине. И, наконец, важной и пока далекой от решения проблемой создания «работоспособных» европейских ВС является проблема управления, развертывания своей командно-штабной структуры. Сторонники военной евроинтеграции утверждают, что европейская армия сможет эффективно функционировать при наличии наднационального европейского правительства с собственным Министерством обороны. Но далеко не все страны ЕС готовы к такому шагу. Например, в течение многих лет европейцам не удается наладить оперативное использование «многонациональных боевых групп». Концепция предусматривает формирование 18 групп в составе 1,5—3 тыс.
Затем группе предстоит самостоятельно действовать в течение 120 суток. Боевые группы объединяются вокруг страны-лидера, которая меняется по ротации каждые полгода и несет основную ответственность за финансирование возможной переброски. Считается, что именно национальная система финансирования делает концепцию неработоспособной и поэтому необходимо наладить финансирование действий боевых групп из общеевропейского бюджета. Общая численность войск всех восьми боевых групп составляет 10 232 человека. На предстоящем саммите планируется принять решение о расширении батальонных групп до бригадного размера, что предполагает размещение от 4 до 5 тыс. Важный объединительный импульс силам НАТО накануне саммита призвана придать серия военных учений. Летчики из 24 стран альянса будут совместно отрабатывать боевые действия в воздухе над Германией и над Восточной Европой.
По национальным планам пройдут учения государств — членов блока. Вспоминаются события 1999 года, когда подобные масштабные учения НАТО у границ Югославии послужили прелюдией кровавой агрессии. Историческая аналогия наводит на мысль о возможных широкомасштабных ударах сил НАТО по российским силам на Украине. В НАТО, предупреждая опасность дублирования в технологической сфере, внедряется жесткий регламент планирования, учитывающий наличные промышленные мощности каждого члена альянса и оборудование. Планировщики в директивной форме сообщают союзникам, что является необходимым, а что — излишним. Например, Дании было приказано прекратить тратить средства на строительство подводных лодок, а от Канады потребовали предоставить в распоряжение НАТО дополнительное число самолетов-заправщиков. Штабу Верховного главнокомандования ОВС НАТО в Европе Монс, Бельгия поручено заниматься планированием всей гаммы военных конфликтов: от ГВ до конвенциональной региональной войны, которая при выходе из-под контроля может перерасти в полномасштабный конфликт с применением ядерного оружия.
Сегодня в проекте европейской военной интеграции достаточно активно участвуют девять государств, формируя прообраз коалиции в составе Германии, Франции, Италии, Голландии, Бельгии, Люксембурга, Испании, Чехии и Румынии. В дополнение к многонациональным боевым группам некоторые подразделения ВС этих стран интегрированы в германскую и датскую дивизии, созданы объединенная франко-германская бригада и военно-транспортное подразделение на самолетах С-130J, функционирует объединенное воздушное командование стран Бенилюкса. В распоряжении Европейского военно-транспортного авиационного командования находятся около 200 самолетов из семи стран.
США ведут против России войну, так как развитие транспортных коммуникаций в интересах России и дружественных ей стран вызывает недовольство в США. Поэтому они готовятся к агрессии против РФ», — пояснил военный политолог. Она отметила, что Североатлантический альянс отрабатывает боевые действия на финской территории в рамках ведущейся против России гибридной войны. Захарова предупредила, что маневры сил альянса у российской границы повышают риски возможных военных инцидентов. Россия внимательно отслеживает агрессивные действия коллективного Запада, добавила она.
Например, у Греции был конфликт с Турцией из-за Северного Кипра [признан только Турцией], когда они внутри альянса чуть не начали войну. Гипотетически такая война возможна, но обычно НАТО стремится урегулировать конфликт среди ее участников. Сейчас [по одобрению Финляндии и Швеции] важно решение, например, Венгрии. Потому что без общего решения такого быть не может. Например, очень долго Македония не могла войти в состав НАТО, потому что Греция препятствовала [Афины опасались, что в случае закрепления названия Македония за соседней страной Скопье может предъявить территориальные претензии на северогреческий регион, который исторически называется Македонией], и в итоге республика была вынуждена себя переименовать в Северную Македонию.
Первый вице-президент Центра политических технологий, историк Алексей Макаркин Сейчас предполагается, что для Финляндии и Швеции будет некая суперускоренная процедура, которая неформально предусматривает, что все члены НАТО должны ратифицировать соглашение там чуть ли не за несколько дней. На самом деле ситуация сложнее. Во-первых, проблема не только в Турции. Например, президент Хорватии [Зоран Миланович] тоже занимает довольно жесткую позицию. Понятно, что у него нет абсолютного права вето, как у Николая II последнего императора России с его Госдумой, и поэтому его протест преодолеют.
Но тем не менее он тоже может поторговаться, например, в вопросе хорватской общины в Боснии и Герцеговине, а также отношений общины с боснийскими мусульманами. Во-вторых, есть еще Венгрия. В России некоторые аналитики утверждают, что премьер Виктор Орбан чуть ли не наш. При этом новый президент Венгрии [Каталин Новак] уже резко раскритиковала Россию и первой из руководителей стран посетила Польшу. И в России начали удивляться: как так?
Хотя тут всё просто — Орбан тоже играет и преследует свои интересы. Новак ведь состоит в партии Орбана. Всё, что она говорит, с ним согласовано, они действуют заодно. Поэтому нужно понимать, что Орбан пытается сохранить отношения с Западом и Россией. Кроме того, он тоже хочет выторговать что-то для страны.
В число важнейших задач будет входить сдерживание процесса перевооружения российской армии путем применения экономических санкций. Особенно важно Альянсу будет затормозить темпы разработки гиперзвукового оружия РФ. Помимо всего прочего будет и дальше секьюритизироваться сфера энергетики, Россию будут лишать возможности использовать свои энергетические проекты в качестве рычага давления на страны НАТО.
Китай, пусть не де-юре, но де-факто с каждым годом все больше и больше будет восприниматься как главная угроза для Альянса. Несмотря на то, что за исключением Вашингтона, гегемония которого может быть подорвана благодаря успехам Пекина, усиление КНР пока не угрожает напрямую стратегическим интересам других членов НАТО, борьба с китайским влиянием в области экономики и технологий будет обозначаться как общая цель Организации. Альянсу будет крайне трудно осуществить классическое военное сдерживание в духе холодной войны, предполагающее размещение баз по периметру границ потенциального противника, поскольку КНР расположена от Евроатлантики дальше, чем Россия, и натовским должностным лицам будет вдвойне сложно обосновать повышенную военную активность в китайском приграничье, так как даже прикрытие корейской угрозой будет выглядеть неправдоподобно.
В связи с этим придется довольствоваться той военной инфраструктурой, которая уже была создана США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и действительно расширять взаимодействие, прежде всего в сфере высоких технологий, с региональными союзниками: Австралией, Новой Зеландией, Республикой Корея и Японией. Не стоит забывать и про Индию. Вполне вероятно, что в течение следующего десятилетия она станет одним из ключевых элементов в системе сдерживания КНР, выстраиваемой НАТО.
При таком раскладе концепция Индо-Тихоокеанского региона получит шанс на реализацию. Альянс будет стремиться укрепить свою глобальную сеть партнеров, в первую очередь за счет включения в нее стран Южной и Юго-Восточной Азии, для того чтобы создать полноценный антикитайский фронт и ограничить лидерские амбиции Поднебесной. Что касается скрытой гонки вооружений, которая уже, по сути, началась между Вашингтоном и Пекином, можно констатировать, что ее масштабы будут постепенно возрастать, а проходить она будет в первую очередь в высокотехнологичном секторе.
В грядущее десятилетие не стоит ожидать масштабного расширения НАТО. Во-первых, географический предел евроатлантической интеграции уже практически достигнут. Во-вторых, если Альянс хочет сохранить свою идентичность и не допустить новых конфликтов среди своих членов, в ближайшее время ему не следовало бы расширяться.
Наибольшие проблемы для ценностной и политической гомогенности НАТО могут возникнуть в случае интеграции Сербии и Украины, хотя это пока и так выглядит маловероятным. Более глобальный подход, по всей видимости, будет означать не только интенсификацию взаимодействия с государствами, расположенными в различных регионах, и создание новых военных объектов по всему миру, но и расширение спектра задач, которые будет решать НАТО. Это может быть борьба с изменением климата, развитие зеленой энергетики, использование искусственного интеллекта, освоение Арктики и так далее.
Все это понадобится для того, чтобы продемонстрировать всем критикам: Альянс — это не анахронизм, а универсальная организация будущего, способная заниматься не только военно-политическими вопросами. Однако стремление к универсальности и глобальности может привести к тому, от чего сейчас и хотят уйти в Брюсселе, то есть к новым конфликтам внутри НАТО и к национальному эгоизму, когда государства, которым не близка глобальная во всех смыслах повестка дня, будут стремиться отсидеться за спинами «стран-глобалистов» и при этом получить все возможные блага. В результате Альянс может трансформироваться в децентрализованную организацию клубного типа, в которой будут существовать группы по интересам.