Новости памирец кто такой

Смотрите видео на тему «Памир Митинг» в TikTok. Таджикистан Памир и Памирцы.

Руслан Бобиев — что он сделал

  • Памирцы: самый загадочный народ СССР :: Новости :: StanRadar - новости Центральной Азии
  • Кто они - эти памирцы ?
  • Pamir Daily
  • Свежие записи

Памирцы: уникальный народ с богатым наследием

Там нет дорог и мобильной связи, уголь и алюминий больше не добывают, хлопок не выращивают. Работать негде, поэтому те, кому по 20—30 лет, едут в Москву и там становятся дворниками, грузчиками, строителями, кассирами. Диодорова поговорила со старшим поколением в Таджикистане, а потом нашла их детей-мигрантов в Москве. Так появился документальный проект «В холоде» — 24 истории трудовых мигрантов в фотографиях. Диодорова рассказала «Городу» о некоторых из них. Местные жители скидываются по 100 долларов, набиваются во внедорожники и 15 часов едут до своих кишлаков. Я ехала в одной машине с Сафаром. Его депортировали из Москвы, и он возвращался домой впервые за шесть лет.

В Москве Сафар работал на стройке и снимал квартиру с другими рабочими. Все, что оставалось, посылал домой. По пути наша машина сломалась два раза. Общие неприятности объединяют, и мы разговорились. Так Сафар стал моим первым героем. Мы вместе вошли в дом его семьи. Родственники знали, что Сафара депортировали, хотя в деревне и нет мобильной связи: новости приходят через знакомых, которые постоянно ездят туда-сюда.

Родители встретили Сафара очень спокойно. У нас бы мама после долгой разлуки не могла оторваться от сына весь вечер. Они же ведут себя очень сдержанно на людях. В первый день праздновали в кругу семьи — зарезали теленка и накрыли стол. На следующий день зарезали барана и накормили пловом всю деревню: буквально разносили тарелки по домам. На третий день в кишлаке была свадьба — меня тоже пригласили и даже вытащили из-за стола танцевать. Сафар тоже поднялся с топчана и пошел танцевать, хотя не сразу — было видно, что отвык.

Я спросила, что он будет делать дальше. Он ответил, что 2—3 месяца побудет с родными, а потом «сама знаешь куда», то есть в Москву. Алима и ее родители Укумат и Давлатбегим Фотография: Ксения Диодорова Алима закончила филологический факультет в Хороге — это городок в 525 км от Душанбе, на границе с Афганистаном. Потом вышла замуж в Памире. Муж уехал в Москву на заработки, а зимой она поехала за ним, потому что соскучилась и хотела от него ребенка. Но забеременеть быстро не получилось, потому она задержалась в Москве и устроилась кассиром в KFC. Алима говорила мне, что в Москве ей не нравится и она уедет, как только все получится с мужем.

Она готова растить ребенка одна и понимает, что отец не увидит его еще лет пять, а то и больше.

Поделиться на Facebook Отправить по Телеграм Поделиться Вконтакте Поделиться Верховный суд Таджикистана признал экстремистским и запретил деятельность в республике интернет-издания Pamir News, сайт СМИ заблокирован, сообщили в Генпрокуратуре республики. В надзорном ведомстве отметили, что сайт издания заблокирован в Таджикистане, а также предупредили об уголовной ответственности за сотрудничество с ним.

Автономный статус означает, что автономные образования наделяются определенными полномочиями, оставаясь при этом неделимой частью страны. Для того чтобы обеспечить надлежащие условия для сохранения автономии, применяются основные принципы, включая создание правовой основы для автономного статуса. Именно этими правовыми основами являются глава 7 Конституции РТ, Конституционный закон Республики Таджикистан о ГБАО, четвертая статья «Закона о Государственном языке Республики Таджикистан», которая закрепляет за памирскими и ягнобскими языками именно статус языка, а не диалекта и обязывает правительство Республики Таджикистан создавать условия для свободного применения и развития этих языков.

Теперь перейдем в плоскость международного права. Общие договоры ООН по правам человека ратифицированные Республикой Таджикистан также содержат важные стандарты для защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам. Учитывая широкую ратификацию МПГПП и КПР, каждое государство в мире имеет юридически обязательное обязательство защищать права меньшинств на основе своих добровольных обязательств по международному праву, но не будем на этом останавливаться подробно так как это уже расписано детально в рекомендациях договорных органов ООН для Республики Таджикистан. Существование меньшинства в международном праве- это вопрос установление факта и включает объективные факторы такие как наличие общей этнической принадлежности, география проживания, языка или религии , и субъективные факторы люди должны идентифицировать себя таковыми. Международным правом общепризнано, что признание статуса меньшинства не является исключительной прерогативой государства, а основываться на приведенных объективных и субъективных критериях. В совокупности, все принципы автономии и характеристики населения ГБАО, закрепленные уже в национальном законодательстве, и являются бесспорными объективными факторами.

Вторым условием является субъективный фактор, то есть право на самоопределение и это право, к сожалению, исторически и до сегодняшнего дня официально не было полностью предоставлено памирским народностям. Даже сейчас, так называемая часть «интеллигенции» памирского народа предлагает применить уголовное наказание ко всем, кто идентифицирует себя как памирцы, нарушая при этом нормы конституции и других законов. В историческом контексте это право было реализовано в 1926 году, когда всесоюзная перепись населения зарегистрировала в стране 190 этнических единиц, в том числе памирцы были включены в список народностей СССР. При проведении Всесоюзной переписи 1939 г.

Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов. Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла. Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Большая часть памирцев объединены на религиозной основе исповеданием исмаилизма. Расселение Области расселения памирцев - западный, южный и восточный Памир , смыкающийся на юге с Гиндукушем - представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р. Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской , Британской и Китайской империй и их сателлитов Бухарского и Афганского эмиратов. В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены. Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан , Рушан , Ишкашим , Вахан , Мунджан , Сарыкол - в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо. Таджикская часть Бадахшана Горно-Бадахшанская автономная область. К западу и северо-западу от вершины расположено Памирское фирновое плато , одно из самых протяжённых высокогорных плато в мире. Плато протянулось с востока на запад на 12 км. Ширина плато составляет 3 км. Нижняя точка плато расположена на высоте 4700 м, верхняя - на высоте 6300 м. Памироязычные народы Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу. Афганская часть Бадахшана Таджикский Бадахшан Северные памирцы Шугнано-рушанцы - группа народов, населяющих смежные долины, говорящая на близкородственных языках-диалектах , что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется шугнанский. Шугнанцы - Шугнан тадж. Пяндж в районе Хорога , долины его правых притоков Гунт , Шахдара , Баджув. Ведущий этнос Памира, численностью ок. Рушанцы - Рушан тадж. Общая численность - ок. В неё включаются также малочисленные смежные группы с отдельными языками и отдельным самосознанием: хуфцы - Хуф тадж. Xuf к юго-востоку от Рушана; бартангцы - среднее и верхнее течение р. Бартанг ; рошорвцы - Рошорв тадж. Рошорв , рош. Сарыкольцы кит. Численность ок. Западные памирцы Язгулямцы - народ, населяющий долину Язгулям на языке язгулямцев - Yuzdam в западном Памире и относящийся к европеоидной расе. Южные памирцы Южные памирцы - реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах: Ишкашимцы - Ишкашим по берегам Пянджа тадж. Ишкошим , ишк. Сангличцы - долина р. Вардудж в афганском Бадахшане , левого притока Пяндж , с главным кишлаком Санглеч. Численность критична 100-150 чел. К северу от Санглеча в районе Зебака раньше существовал зебакский язык , в настоящее время полностью вытесненный таджикским дари. Ваханцы - исторически населяют область Вахан тадж. Вахон , вах. Во 2-й половине XIX в. Ярхун в Читрале Пакистан , а также в китайском Синьцзяне : Сарыколе и на р. Кильян к западу от Хотана. Общая численность ваханцев - 65-70 тыс. Мунджан в верховьях р. Кокча район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане. Численность - ок. Близкие и соседние народы Памирец в Китае Таджикоязычные памирцы С запада долины памирских народов, окружают территории, занятые таджиками -носителями бадахшанских и дарвазских говоров таджикского языка дари. Бадахшанцы-таджики в значительной степени близки к собственно памирцам. Соседние народы Таджикский язык является для памирцев языком религии исмаилизма , фольклора, письменной литературы, а также средством общения между различными памирскими народностями, говорящими на разных языках. Кроме таджикского языка в общении между разными народностями распространён шугнанский язык и в некоторой степени ваханский язык. Шугнанский язык практически давно уже выполняет роль языка устного общения между памирцами На современном этапе отмечается усиленная экспансия таджикского языка, которая к примеру активно вытесняет ваханский язык из всех сфер применения включая семейную сферу. Ваханский язык, как разговорный занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязчным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведется обычно на ваханском языке. Для некоторых памирских народностей проживающих в Китае языком межнационального общения является уйгурский и китайский. В Афганистане таковым является дари и в меньшей степени пушту. Согласно Конституции Афганистана памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев. Этногенез и история Памирский воин доисламского периода Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона. Одна из них - праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока - из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую - с пушту. Вероятно, мунджанцы - остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам - остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников - VII-VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков.

Памирец что за нация. Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции

Чоршанбе Новости Мигрант Снг Таджикистан Памир Казахстан Россия Москва Митинг Драки Срочно Экстренно Свободу Чошанбе еще. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками. Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом. В результате памирцы стали гармоничной смесью древних индоариев и скифов, которые, впрочем, тоже являлись одними из их потомков. С мая 2022 года власти Таджикистана усилили продолжающееся преследование памирцев, этнического, языкового и религиозного меньшинств.

Как выбивали афганцев из Восточного Памира

  • Таджикистан. Древнейшие горцы Памира (Игорь Красин) / Проза.ру
  • Смотрите также
  • Как живут в Москве памирцы
  • Что за нация памирец. Кто они - эти памирцы

Уроки равноправия от памирцев

Pamir Daily News обратилось к специалистам из памирской диаспоры, чтобы они разъяснили вопрос этнической и национальной принадлежности памирцев. Нет вы не правы Мехрубон не один милиционер в Москве незнает кто такой Памирец все мы таджики для него а в посольстве в Москве не один Памирец не работает. Памир пытались завоевать разные Тюрка язычные племена и кто же они? До ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах. Памирцы еще в первом тысячелетии до нашей эры исповедовали зороастризм.

Уроки равноправия от памирцев

Уважаемые читатели! Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с памирцами. До ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах. Начиная с эпохи СССР этих людей чаще всего путали с таджиками. Между тем жители высокогорья имеют особую культуру, свои интересные обычаи и традиции. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша.

Бадахшан — так называется историческая область их проживания. Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов.

Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм.

Обращение, выложенное на портале Pamir Daily News вечером 19 декабря, зачитал Фаромуз Иргашев, руководитель группы переговорщиков от участников митинга 25-28 ноября так называемой группы-44.

Он отметил, что в ходе митинга силовики открыли огонь, в результате чего пострадали 17 человек, двое из которых погибли. Но гибель и ранение мирных жителей никем не расследуется. В обращении подчеркнуто, что «толерантный народ Бадахшана» всегда поддерживал политику главы государства, хотя в ГБАО всегда были самые высокие цены на продукты, ГСМ и электричество и самые худшие дороги в стране. Мир и спокойствие, единство таджикского народа, целостность государства, которые Лидер нации, президент Эмомали Рахмон достиг с большими сложностями, в ГБАО сегодня находятся под угрозой.

В связи с этим мы, миролюбивый народ Бадахшана, обращаемся к вам с надеждой, что, используя все свои знания и влияние, вы возьмете ситуацию в Хороге под свой строгий контроль и окажете нам свою поддержку», — сказано в обращении активистов. Между тем, спустя три недели после завершения митинга ситуация в Хороге остается напряженной. Как сообщает «Азия-Плюс» со ссылкой на представителя группы-44 Худжамри Пирмамадова, власти не выполняют обещаний убрать из города все блокпосты и восстановить интернет.

Но в 11-м столетии среди них началась проповедь исмаиилизма, особого течения внутри шиитского направления в исламе. И теперь большая часть из них шииты-исмаилиты, в отличие от таджиков, которые перешли в суннизм. Язгулямцы На их горной родине до сих пор преобладает отгонное скотоводство, земледелие невозможно или используется периодически.

Памирцы состоят, по крайней мере, из пары десятков бОльших и меньших народов. Крупнейшими из них являются шугнанцы и ваханцы — численность каждого из этих этносов превышает 100 тысяч человек. На третьем месте находятся сарыкольцы, их около 50-ти тысяч, но основная часть живет не в Таджикистане, а в Китае. Остальные народы исчисляются не в десятках тысяч, а в тысячах, а некоторые — даже в сотнях человек. Памирцы отличаются от таджиков в плане внешности, они более светлые, и являются приверженцами иного направления исламской веры. Как малые народы, они намного сильнее сплочены.

Исторически это были стойкие люди с сильной воинственной культурой — их главным занятием веками было сопровождение и защита купеческих караванов и набеги на них. В настоящее время многие памирцы занимаются перевозкой достижений сельского хозяйства Афганистана, которые запрещены во всех странах мира. Поскольку в советское время часть из них была в добровольно-принудительном порядке переселена на равнину, много памирцев сегодня проживают в других регионах страны.

Кто они такие? Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша.

Бадахшан — так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям.

Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше. Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей.

Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья. Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма.

Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков

Он был известным персидским поэтом, сбежавшим на Памир от преследователей. Исмаилизм оказал большое влияние на духовную жизнь жителей Памира. По религиозному фактору несложно понять, кто такой памирец что за нация, мы рассмотрели выше. Прежде всего, представители этих народов относятся к исмаилитам шиитское направление ислама, которое испытало на себе влияние индуизма и буддизма. Чем же это направление в исламе отличается от традиционного верования? Основные отличия: памирцы молятся дважды в день; верующие не соблюдают пост в Рамадан; женщины не носили и не носят паранджу; мужчины позволяют себе пить самогон из тутовника. Из-за этого многие мусульмане не признают в памирцах правоверных. Семейные традиции Отношения к семье и браку позволят понять, кто такой памирец. Что за нация и каковы ее традиции, сможет рассказать семейный уклад. Наиболее древний вариант семьи основывался на принципе патриархальных отношений.

Семьи были большими. В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись.

В надзорном ведомстве отметили, что сайт издания заблокирован в Таджикистане, а также предупредили об уголовной ответственности за сотрудничество с ним.

Согласно уголовному кодексу Таджикистана, участие в организации, признанной судом экстремистской, наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи.

Интересны свадебные традициипамирцев. Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты. Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше. Когда онаприходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка — это символ плодородия.

Поднимая платок,друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка». Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки. У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой. Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях. Национальная кухня Кухня народов Памира проста.

Судя по всему, многие ненавистники существования памирских этносов либо до конца не понимают значение терминологий «нация» и «этническая группа», либо осознанно провоцируют искусственный конфликт. Попробуем вкратце разобраться в несостоятельности этих утверждений с моральной и правовой точки зрения. Вместе с тем памирцы являются носителями уникальных языков, самобытной культуры и конфессиональных особенностей, являются коренным населением на своей территории и будут предпринимать все законные шаги по защите и сохранению своей самобытной культуры и автономии. С моральной и правовой точки зрения выходцы из ГБАО являются самостоятельными этническими группами, которые идентифицируют себя как памирцев и идентифицируются населением Таджикистана как «помири» или памирцы.

Более того, это право закреплено в Конституции Таджикистана, где ГБАО выделена отдельной главой, в которой подчеркиваются наличие культурных и исторических особенностей. Всеобъемлющее определение и характеристика статуса и особенности региона приведены в преамбуле Конституционного Закона Республики Таджикистан о Горно-Бадахшанской Автономной Области, «Горно-Бадахшанская автономная область, являясь составной и неделимой частью Республики Таджикистан, обладает особыми географическими условиями, уникальными культурными, духовными и языковыми ценностями» Именно принцип неделимости, признания и сохранения культурной, духовной и языковой уникальности лежать в основе создания автономии, и именно соблюдение этих принципов и требуется от правительства Республики Таджикистан, ни больше и ни меньше. Правовые основания для предоставления автономии группам меньшинств — это международно признанный механизм, с помощью которого выполняется обязательство государства предоставить право на самоопределение своим народам. Автономия позволяет группе, являющейся меньшинством в государстве, осуществлять свои права, обеспечивая при этом гарантии единства, суверенитета и территориальной целостности государства. Автономный статус означает, что автономные образования наделяются определенными полномочиями, оставаясь при этом неделимой частью страны. Для того чтобы обеспечить надлежащие условия для сохранения автономии, применяются основные принципы, включая создание правовой основы для автономного статуса. Именно этими правовыми основами являются глава 7 Конституции РТ, Конституционный закон Республики Таджикистан о ГБАО, четвертая статья «Закона о Государственном языке Республики Таджикистан», которая закрепляет за памирскими и ягнобскими языками именно статус языка, а не диалекта и обязывает правительство Республики Таджикистан создавать условия для свободного применения и развития этих языков. Теперь перейдем в плоскость международного права. Общие договоры ООН по правам человека ратифицированные Республикой Таджикистан также содержат важные стандарты для защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам.

ПАМИРЦЫ: САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ НАРОД СССР

Даже сейчас, так называемая часть «интеллигенции» памирского народа предлагает применить уголовное наказание ко всем, кто идентифицирует себя как памирцы, нарушая при этом нормы конституции и других законов. В историческом контексте это право было реализовано в 1926 году, когда всесоюзная перепись населения зарегистрировала в стране 190 этнических единиц, в том числе памирцы были включены в список народностей СССР. При проведении Всесоюзной переписи 1939 г. Перепись 1939 г. Начиная с 1950-х гг. В качестве яркого примера этой политики может послужить факт уничтожения в 1972 г. Фирдавси в Душанбе. Чешко, где ученый выступил с предложениями о пересмотре национальной политики в стране, в качестве примера приведя ситуацию в ГБАО. Как писал С. Чешко, эти народы по вине руководителей Таджикистана с 1959 г.

Автор подверг критике тех, кто объявил памирские языки диалектиками персидского языка. В современной практике это право на самоопределение официально реализуется памирцами проживающими в Российской Федерации еще с 2010 года по данным переписи населения В Республике Таджикистан за памирскую самоидентификацию в период переписи населения людям могут по понятным причинам устроит травлю, вплоть до уголовной ответственности. Однако это не мешает в быту памирцам себя идентифицировать таковыми и быть воспринятыми таковыми своими соотечественниками.

По этой причине «Памир» может означать «подножье солнца», то есть горную страну на востоке, из-за которой восходит солнце.

Оно было образовано в 1911 году в результате сильнейшего землетрясения, которое стерло с лица земли три горных селения, по имени одного из которых это озеро и было названо. Сарез располагается в области высокой сейсмичности, а потому оно считается бомбой замедленного действия. Ученые, называя озеро «спящим драконом», предполагают, что в случае его прорыва затопленными окажутся часть территории Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Афганистана. Кто такие памирцы?

ГБАО населена памирскими народностями, родственными таджикам, но имеющим собственные языки и свою этническую идентичность. Памирцы — обладатели своей неповторимой культуры, традиций и истории. Памирцы привыкли к изолированной жизни в горах. Традиционно их разделяют на северных и южных.

К первым относятся шугнанцы, рушанцы, сарыкольцы, язгулямцы и другие народы. Ко вторым — ишкошимцы, ваханцы, сангличцы, мунджанцы. Несмотря на то, что официальным языком в ГБАО является таджикский на нем же, как правило, ведется обучение в школах , памирцы говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи: язгулямском, шугнанском, ваханском, рушанском и др.

Чоршанбе Чоршанбиев переехал в Россию пять лет назад, а в 2020 году подписал контракт с организацией Fight Nights Global, проводящей бои по смешанным единоборствам. Например, в одном из видео товарищи шутят над продавцом-консультантом в салоне связи, подзывая девушку «на секунду». В другом ролике бойцы имитируют нападение на аниматора на улице — после пранка коллеги дружелюбно машут руками человеку в костюме медведя. Давай, родной!

Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону.

А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода. Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты. Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений.

Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов. Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла. Мотоманевренная группа пв рф. Хорошее отношение к русским. За пол года выучил язык. Их язык не похож ни на какой другой язык. Олег, Вы полностью правы. Я памирка, никакого отношения мы не имеем к таджикам, кроме того что живем на территории.

И Бадашхан автономная область. У нас не читают молитвы 5 раз, и пост держат по желанию.

Что за нация памирец. Кто они - эти памирцы

С мая 2022 года власти Таджикистана усилили продолжающееся преследование памирцев, этнического, языкового и религиозного меньшинств. Статья рассказывает о памирцах, народе проживающем в горных регионах Памира, и их религиозных предпочтениях. Исмаилизм 5:22 Памир и Памирцы 7:25 Памирцы история происхождения 9:56 Почему Памирцев не удалось покорить? Статья рассказывает о памирцах, народе проживающем в горных регионах Памира, и их религиозных предпочтениях. Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом. » Новости и общество» Культура» Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции.

Взгляд с «крыши мира». Какие тайны Памира открывает русский из Старой Майны

Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев. Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Памирцы или бадахшанцы в популярном дискурсе образуют небольшую группу иранских народов, населяющих горный регион Памира и Гиндукуша, являющегося историческим регионом Бадахшана.

Памирцы: уникальный народ с богатым наследием

В 1870 го верховья Зеравшана были присоеденены к России , в результате его была ликвидирована политическая раздробленность и созданы нормальные условия для роста и развития народного хозяйства, расширения экономических связей с другими районами Средней Азии. До установления Советской власти горный Таджикистан продолжал оставаться страной полного бездорожья и единственными путями сообщения были горные тропы через перевалы и ущелья. Край был оторван от экономически и культурно более развитых районов, расположенных на равнине, что задерживало его развитие. Малоземелье, большие налоги, нехватка хлеба приводили к тому, что ежегодно сотни безземельныхи малоземельных крестьян отправлялись на поиски дополнительных заработков, а также промышленных товаров в крупные города Средней Азии - Коканд , Ташкент , Бухару и Самарканд. Горцы привозили различные ткани как кустарные, так и фабричные, хлопок, изделия из железа, посуду. Продукты и товары из городов привозились в горы и приезжавшими туда торговцами. Торговые связи существовали и внутри самого горного Таджикистана. Обычным был натуральный обмен, деньги мало распространены. Быт изменялся очень медленно. После Октябрьской революции и установления в крае Советской власти были приняты меры по восстановлению разрушенного хозяйства. Население было освобождено от сельскохозяйственного налога, широко проводилось кредитование неимущих хозяйств, увеличился ввоз промышленных товаров, восстанавливалась ирригация, улучшались пути сообщения.

Важное политическое значение имело внедрение в жизнь законов о раскрепощении женщин и всеобщем обучении. Таджики постепенно начали развивать свое народное хозяйство и культуру. Широкова 1976: 15-18 Поселение и жилище Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод.

Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 — кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 — пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 — пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального имущественного положения владельца его. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев.

Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорого и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть — хона — представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения.

И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками. А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции. Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана? Кто они такие? Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан — так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше. Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья. Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах.

Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах. Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры. Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути. На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов. Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга. Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным. Обычаи и нравы Памирцы всегда жили довольно изолированно.

На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья. Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни. В приданом невесты джурабы есть обязательно. Обычаи и нравы Каждый элемент памирского дома имеет символическое значение. Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий