Масленица в 2022 году началась в понедельник, 28 февраля, а закончится 6 марта. На Масленой неделе рооссиян ждут народные гулянья. Праздник Масленицы в Большой Берестовице выдался поистине , Весна, Снежная Вьюга, Скоморохи, Ряженые, Масленица. По улицам города прошли ряженые, скоморохи, сказочные персонажи. Масленица захлестнула Москву: веселые ряженые, бои мешками, более 200 видов те в нашем репортаже, как на вкус лепешки из кореньев и как провожал. Агентство городских новостей «Москва» - информационное агентство.
Шоу ряженых и тысячи блинов. Последние выходные фестиваля «Московская Масленица»
Масленица ряженые | Видео | Ряженые (их также называют окрутниками) являются своеобразными медиаторами русской "карнавальной стихии", присущей практически каждому сезонному народному празднику. |
Российский этнографический музей | Праздник Масленицы в Большой Берестовице выдался поистине , Весна, Снежная Вьюга, Скоморохи, Ряженые, Масленица. |
Программа на Масленицу-2023 в Ярославле и Ярославской области - 3 февраля 2023 - 76.ру | Внутри периметра установили традиционную бабу-чучело, а ряженые потчевали гостей вкусными горячими блинами-пирожками и только что сваренным глинтвейном. |
В Зауральском Еманжелинского района на Масленицу было организовано шествие ряженых | В Перми набережная реки Камы станет одной из главных площадок празднования Масленицы. |
Гигантские маскоты приглашают на Широкую Масленицу в Парк Николаева - ГТРК Чувашия | В рамках празднования общегородского мероприятия «Прощай, Масленица» были объявлены два конкурса: «Чудо-сани 2024» и «Ряженый-наряженный» на лучший уличный костюм. |
Скоморохи, ряженые и люди на ходулях: почти 2000 кузбассовцев собрались в одном месте, чтобы зажечь
Древний праздник Масленица » Перуница | Народные гуляния, посвящённые фольклорно-этнографическому празднику «Масленица-2023» развернулись сегодня в парке астраханского дворца культуры «Аркадия». |
Блины и чучело. Что означают главные символы Масленицы | В Яранске накануне, 26 февраля, в честь Масленицы устроили Шествие ряженых. |
Масленица ряженые | Видео | В Instagram запустили фотоконкурс с уникальными веб-масками, которые похожи на маски ряженых на «Московской Масленице», четырех победителей пригласят на ужин в ресторане. |
Российский этнографический музей | Основными символами Масленицы являются блины, чучело, ряженые и колесо. |
Масленица, ряженые ... :: Александр Степовой – Социальная сеть ФотоКто | Ряженые крестьяне за основу сюжета брали сам праздник и какие-то эпизоды из повседневной жизни. |
Календарь народных праздников
Ряженые крестьяне за основу сюжета брали сам праздник и какие-то эпизоды из повседневной жизни. Взрослые, дети и ряженые перетягивают канат на ярмарке в честь празднования традиционного русского зимнего праздника Масленица (Масленичная неделя). В Перми набережная реки Камы станет одной из главных площадок празднования Масленицы.
Блины и чучело. Что означают главные символы Масленицы
Празднуется всего один день - вторник седьмой недели перед Пасхой и заканчивается в среду «Пепельная среда». Характерна финская поговорка: «Широка и коротка как Масленица». Масленица Laskiainen — фин. Ежегодно на стыке сезонов в седьмую неделю перед Пасхой отмечается Масленица. Она не получила христианского осмысления и остаётся праздником прощания с зимой. В народном календаре это был аграрный «женский» праздник, в котором идеи обновления, возрождения и плодородия получили наивысшее выражение. Большое количество масленичных ритуалов было связано с культом предков. Четкой даты у праздника нет, в католической и лютеранской традициях Масленица длится всего один день — вторник и заканчивается в « Пепельную среду ». Повсеместно в Балтийском регионе масленичные гуляния проходили шумно и весело.
Помимо развлекательной программы гости праздника смогли попробовать вкусные горячие блины, которыми угощали волонтеры Фонда «Дорога Жизни». Кроме того, на празднике можно было приобрести изделия ручной работы, которые были подготовлены силами волонтеров своими руками. А в завершении мероприятия прошла волшебная лотерея: ее участники смогли приобрести лотерейный билетик, после чего ведущий праздника определил победителя, которому достался большой торт с логотипом Фонда. Собранные пожертвования были переданы на помощь детям сиротам из регионов, которым помогает Фонд.
Ставились двухведерные самовары, продавались блины с каймаком, сметаной, медом, вареньем. Дети, купив за копейки блины и напившись чая, бежали кататься на коньках и санках на замершую Царицу, — рассказала заведующая отделом научно-экспозиционной работы Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина. Царицынские газеты писали, что горожане выпивали за праздничную масленичную неделю 3500 ведер водки. Дорогой и редкой была только стерлядь. Прочей рыбы было с избытком, и стоила она недорого. В городе действовало до 20 рыбокоптильных заводов полукустарного типа. На состоявшейся в Петербурге международной рыбопромышленной выставке в 1901-1902 годах царицынские красная икра и копченая вобла были удостоены серебряных наград, — отметила сотрудник музея. Жители с удовольствием едят блины. Их пекли в каждом доме и ели с разными начинками — с икрой, патокой, маслом, медом, сметаной. Каждый день масленицы имел свое название. Понедельник — встреча, встречают гостей. Застолье посвящалось началу Масленицы.
У меня тетя у попа в Холме жила — [у нее] салфетка красивая была — покроем ее, тряпками обвешаем — это знаешь как интересно, ой лихонько. Сажали в санки, я ее и везу на коне Ваське. Говорили, надо покатать, чтоб лен родился — ну и лен был на славу — вот стоишь, вот под грудь» [4, Т. Очевидно, что основная новгородская масленичная традиция ряженья связана с переодеванием зрелых и пожилых людей, в отличие от молодежных святочных ряжений. Главными образами были изображения стариков, старости, что воспринималось как завершение зимы, наступление Великого поста, а в некоторых случаях — «молодоженов». Подобная ситуация характерна и для соседних с Новгородской губернией территорий: Псковской [18, с. Также следует указать на серьезные отличия масленичного ряженья Северо-Западного региона России от центрально-поволжских, южнорусских регионов, южного Приуралья и ряда районов Сибири, где отмечается практически полный «святочный» ассортимент ряженых [3, с. Затем, на Северо-Западе встречаются различные варианты масленичного ряженья путем раздевания и демонстрации голого тела. Как и в случае с другими видами ряженья, частота употребления их на Масленицу уступала святочным [9, с. Таким был обычай ряженья «бочкай» в д. Назимово Торопецкого у. Псковской губ. В приграничной с Новгородским уездом д. Заупора Лужского у. Вполне возможно, что подобные подражания встречались и в соседних деревнях Новгородской губернии. Помимо Северо-Западного региона, сюжет масленичного ряженья путем демонстрации голого тела эпизодически встречается на Европейском Севере Онежский у. Архангельской губ. В отличие от демонстрации старости и увядания в лохмотьях, здесь доминирует эротический подтекст и одновременно акт-заклинание против злых сил [28, с. Особенно интересны в этом плане материалы по Онежскому у. Данный сюжет идентичен святочной эротической сценке «солнышко», «солнце казать», «межевая яма», демонстрируемой на новгородских молодежных посиделках: парни предлагали девушкам посмотреть «солнце», «межевую яму», которые показывал старик или мальчик на печи, спускавший штаны и демонстрировавший задницу [29, л. Вероятно, данное действие семантически сходно с применявшимся женщинами при посадке капусты актом-оберегом против колдунов — оголением задницы против тех, кто оказывался поблизости от капустной грядки [29, л. Часто атрибуты масленичного ряжения во многих районах Новгородский, Тихвинский, Демянский уезды сводились к одним веникам, которые привязывались к оглоблям, шлее, дуге, иногда даже к конскому хвосту. Они гремели при езде «лоскотали» , то есть представляли по сути масленичный вариант-пародию на звучание бубенцов [13, с. Веники использовались в масленичном ряжении и других регионов: Ярославской, Пермской губ. В ряде случаев смеховая ситуация создавалась необычностью самого действия. В некоторых селениях Боровичского и Устюженского уездов пожилые женщины, глядя на катающуюся молодежь, вывозили ручные санки и для шутки тоже начинали «катание»: одна садилась в них, а другая везла ее. В Демянском у. Сведения о подобных катаниях в корыте имеются по Псковской губ. В некоторых местах мы видим ряженых, имитирующих боронование и сев, процесс ткачества и др. В ряде мест ритуально-смеховой обряд проводов масленицы и встречи поста переходил на первый день Великого поста — «Чистый понедельник». Так, в Череповецком уезде Новгородской губ. В таком виде — «с блинами» — они разъезжали по деревне, вызывая общий смех и шутки [33, л. В северо-восточной части Новгородского у. Грузинская вол. Случаи ряжения в Чистый понедельник отмечаются и в соседней Вологодской губ. Сходные и несколько отличные сценки масленичного ряженья с самоваром и угощением чаем, «пиво цедить», имитацией пахоты сохой и др. Нельзя согласиться с тезисом, высказанном рядом исследователей, что роль главного ряженого в Масленице «исполнял какой-либо крестьянин, специально выбранный для этого обществом» и «участие в обряде не унижало, а даже возвышало» [3, с. На самом деле, ряжеными среди пожилых крестьян выступали самые веселые, артистические натуры, а не самые уважаемые напр. В силу своего характера они «самовыдвигались» на выполнение этой роли или шли на это ради «даровой» выпивки. Смешливость, шутовство, хотя и привлекали к себе всеобщее внимание, имели в иерархии православного общества низкий статус [36, с. Причиной завышенной оценки учеными статуса ряженого является приписывание этим персонажам исключительно магической обрядовой, жреческой функции, что не отвечает действительности. В реальности обрядовая функция, по крайней мере на протяжении последних столетий, сочетается с развлекательной, игровой, профанической, что и приводит к обозначению таких самодеятельных артистов «чудными», «потешными» и др. Соколова видит прототип живого ряженого, то подавляющее большинство новгородских информантов отрицают присутствие на масленичной неделе этого атрибута: «чучело, куклу — не делали», «чучела, куклы — не было», «чучело, куклу — не помню», «чучело не делали», «чучело у нас только на огороды ставили», «чучело — это только на огороде» [5, Т. В некоторых случаях мы имеем сомнительные данные об этом атрибуте, что является следствием неопытности и предвзятости собирателей [37]. Лишь в отдельных селениях Боровичского, Демянского и Устюженского уездов этот атрибут присутствовал при катании ряженых. В частности, о нем рассказывают старожилы юго-западной части Перелучская вол. Боровичского у. А на лошадь поставим пук с соломы, верьхом на седелке — соломенную бабу — и как голову сделаем, тряпкой обвяжешь. Покатаются, потом солому положишь — солома ведь всегда надо» [5, Т. Сходная картина дается по юго-западу Демянского у. Куклу делали, [если] мужчина — «Касатик», если женщина — Софья Никитична что она сохла. Чево докатаются, она и ростреплется. Особняком стоит описание женского чучела-куклы на юге Устюженского у. Даниловское Никифоровской вол. Ну, народ-то бежит-то гледеть-то, как ёна выряжёна: кофта какая-нибудь одета — сноп дак. Юбка — [чтобы] там не видать на коле — ткнута. Голова какая-нибудь привязана, накутана» [38]. К сожалению, информация страдает некоторой неясностью где сжигалась , неполнотой где находилась при перевозке и не подтверждена другими информантами. Данные факты вместе с вышесказанным свидетельствуют о том, что в новгородском регионе существовала устойчивая очаговая традиция масленичного ряжения в виде конной запряжки с санями и возницами возможно, иногда и просто всадник на лошади как элемента катаний на лошадях, имитирующая образ уходящей зимы и наступающего Великого поста ср. Эпизодически встречающиеся материалы по масленичным куклам отражают особый вариант этого масленичного атрибута на коне, небольшого размера, слабо оформленные фигуры разного пола, имеющие вспомогательное значение и хорошо вписывающийся в вышеназванную новгородскую традицию. Образ этой куклы разительно отличается от «центрально-поволжской» масленичной кукольной традиции, где присутствует одетая в сарафан женская и большая по размерам фигура, которую возят на санях, которую затем разрывают, хоронят или сжигают как самостоятельный символ Масленицы [3, с. Устюженский вариант, судя по описанию, лучше согласуется с «центрально-поволжской» масленичной кукольной традицией и если он действительно существовал, мог быть занесен из смежных районов Тверской или Ярославской губ. Отметим, что сходный вывод о том, что сведения о масленичных ряженых в регионе «устойчиво связаны с катаниями», делают и авторы исследования псковского праздничного календаря [18, с. Причем в д. Гоголево Холмского у. Как показывают материалы, образ ряженого человека в санях или верхом на лошади вариант: без саней охватывает не только Северо-Западный регион, но и более восточные территории Европейской России и Сибири.
«В человека вселяется дух»: кто в России делает самые необычные маски для ряженых
Жителей и гостей мероприятия ожидала насыщенная программа, подготовленная работниками культуры с конкурсами, народными играми, забавами, весенними хороводами, да вкусными блиночками с горячим чаем. Так же, был организован «Музыкальный костерок», где все желающие могли погреться у весеннего огонька, насладиться весёлыми музыкальными композициями баяниста и исполнить знакомые песни. Закончилось гулянье традиционным обрядом сжигания чучела Масленицы с хороводом и песнями.
У усадьбы Гальских пройдет Масленица с балаганами и ряжеными 14. Здесь развернутся интерактивные площадки с фольклорным уклоном, откроется театр Петрушки, площадки для знакомств и детских игр. Гостей будут развлекать ряженые: цыгане с конем, медведь. Все желающие смогут покататься на санях и на собачьей упряжке. Клуб исторической реконструкции «Железная дружина» покажет костюмы, доспехи и оружие, восстановленные по историческим образцам.
В разных частях губернии Новгородский, Тихвинский, Демянский уезды некоторые домохозяева или старик-весельчак запрягали лошадь не в обычные дровни, а в корыто [12, Т.
В одних случаях такой шутник сидел в корыте или подсанках, в других — верхом на лошади [12, Т. Для усиления смеховой ситуации к шлее, оглоблям при дужной запряжке — к дуге привязывались веники, гремевшие при езде [21, Т. В Боровичском уезде встречались случаи катаний позади лошади стоя на лыжах, держась за веревочные постромки. Оскуй Новгородского у. Особенностью этого варианта обычая было магическое представление о том, что катаются «на длинный лен» [13, с. Магия плодородия в катаниях ряженых на Масленице хорошо прослеживается и в Старорусском уезде: «а пораньше наряжали лошадь: ноги опутают тряпкам до колен, и к дуге [тряпки]. Вот на этой-то лошади и катались ребятишки и кричали: «Долгой лён! Долгой лён!
Другой старик кричит: «Мою-то лошадку возьмите, покатайтесь, покричите: «Долгой лён! В отдельных селениях Демянского у. Великий Заход магическую функцию «на долгий лен» имело и простое хождение ряженых: «бабы нарядятся и идут из одного конца деревни в другой. Катание ряженых на лошади в корыте в ряде случаев поставленном на сани применялось и в юго-западных районах Гдовском, Лужском у. Санкт-Петербургской губ. Нечто похожее совершалось и женщинами. Только в отличие от мужчин они запрягали лошадь не в корыто или «желоб», а в дровни. В Боровичском у.
Обычно лошадь и упряжь они убирали разноцветными тряпочками и ленточками, рядились и сами. К дуге и оглоблям привязывали один-два веника. Распевая песни, катались по окрестным деревням. При этом одна из женщин нередко садилась верхом на лошадь Старорусский, Демянский, Боровичский уезды. При этом в Боровичском уезде она сидела задом наперед, держась за хвост лошади [21, Т. В Демянском уезде сидящая на дровнях женщина играла на гармони, а сидящая верхом кричала: «Невеста едет! Сходным образом вели себя ряженые женщины «в двоих или троих, завесой завернутся…» в Старорусском уезде: «кума сядет на коня в раскорячку и песни поет; вожжи были, она сидела там для смеха» [25, Т. Катание женщин задом наперед на лошади фиксируется в Вологодской губ.
В некоторых селениях лошадь и упряжь были обычными для праздничного катанья и основную нагрузку выполняли ряженые, в роли которых выступали зрелые люди, часто пожилые женщины. Вероятно, многочисленные упоминания о ряженых-женщинах характерны именно для XX в. Ряженые — токо чтоб посмеяться: и бороды привяжут, и на дугу, и на хвосту сделают [ленточки], и гриву [украсят]» [5, Т. Сходная традиция зафиксирована на юго-западе Демянского у. Велильская вол. У меня тетя у попа в Холме жила — [у нее] салфетка красивая была — покроем ее, тряпками обвешаем — это знаешь как интересно, ой лихонько. Сажали в санки, я ее и везу на коне Ваське. Говорили, надо покатать, чтоб лен родился — ну и лен был на славу — вот стоишь, вот под грудь» [4, Т.
Очевидно, что основная новгородская масленичная традиция ряженья связана с переодеванием зрелых и пожилых людей, в отличие от молодежных святочных ряжений. Главными образами были изображения стариков, старости, что воспринималось как завершение зимы, наступление Великого поста, а в некоторых случаях — «молодоженов». Подобная ситуация характерна и для соседних с Новгородской губернией территорий: Псковской [18, с. Также следует указать на серьезные отличия масленичного ряженья Северо-Западного региона России от центрально-поволжских, южнорусских регионов, южного Приуралья и ряда районов Сибири, где отмечается практически полный «святочный» ассортимент ряженых [3, с. Затем, на Северо-Западе встречаются различные варианты масленичного ряженья путем раздевания и демонстрации голого тела. Как и в случае с другими видами ряженья, частота употребления их на Масленицу уступала святочным [9, с. Таким был обычай ряженья «бочкай» в д. Назимово Торопецкого у.
Псковской губ. В приграничной с Новгородским уездом д. Заупора Лужского у. Вполне возможно, что подобные подражания встречались и в соседних деревнях Новгородской губернии. Помимо Северо-Западного региона, сюжет масленичного ряженья путем демонстрации голого тела эпизодически встречается на Европейском Севере Онежский у. Архангельской губ. В отличие от демонстрации старости и увядания в лохмотьях, здесь доминирует эротический подтекст и одновременно акт-заклинание против злых сил [28, с. Особенно интересны в этом плане материалы по Онежскому у.
Данный сюжет идентичен святочной эротической сценке «солнышко», «солнце казать», «межевая яма», демонстрируемой на новгородских молодежных посиделках: парни предлагали девушкам посмотреть «солнце», «межевую яму», которые показывал старик или мальчик на печи, спускавший штаны и демонстрировавший задницу [29, л. Вероятно, данное действие семантически сходно с применявшимся женщинами при посадке капусты актом-оберегом против колдунов — оголением задницы против тех, кто оказывался поблизости от капустной грядки [29, л. Часто атрибуты масленичного ряжения во многих районах Новгородский, Тихвинский, Демянский уезды сводились к одним веникам, которые привязывались к оглоблям, шлее, дуге, иногда даже к конскому хвосту. Они гремели при езде «лоскотали» , то есть представляли по сути масленичный вариант-пародию на звучание бубенцов [13, с. Веники использовались в масленичном ряжении и других регионов: Ярославской, Пермской губ. В ряде случаев смеховая ситуация создавалась необычностью самого действия. В некоторых селениях Боровичского и Устюженского уездов пожилые женщины, глядя на катающуюся молодежь, вывозили ручные санки и для шутки тоже начинали «катание»: одна садилась в них, а другая везла ее. В Демянском у.
Сведения о подобных катаниях в корыте имеются по Псковской губ. В некоторых местах мы видим ряженых, имитирующих боронование и сев, процесс ткачества и др. В ряде мест ритуально-смеховой обряд проводов масленицы и встречи поста переходил на первый день Великого поста — «Чистый понедельник». Так, в Череповецком уезде Новгородской губ. В таком виде — «с блинами» — они разъезжали по деревне, вызывая общий смех и шутки [33, л. В северо-восточной части Новгородского у. Грузинская вол. Случаи ряжения в Чистый понедельник отмечаются и в соседней Вологодской губ.
Сходные и несколько отличные сценки масленичного ряженья с самоваром и угощением чаем, «пиво цедить», имитацией пахоты сохой и др.
На центральных площадках фестиваля на Манежной, площади Революции и пространстве между ними выступят ряженые артисты, которые приехали на «Московскую Масленицу» из Италии и Венгрии. Самое яркое событие дня — карнавальное шествие с танцами и играми — пройдет с 15:00 до 17:00. На окружных площадках фестиваля в течение дня будут выступать творческие коллективы. Главное музыкальное шоу пройдет в субботу на площади Юности в Зеленограде. Там с 14:00 до 18:00 состоится большой праздничный концерт. А еще для гостей этой площадки готовят конкурсы с подарками. На Сиреневом бульваре в Троицке в 16:00 выступят артисты детского эстрадного театра «Альт». В 17:00 здесь же пройдет шоу ростовых кукол, а в 18:00 — фолк-концерт ансамбля народной песни «Любо-мило».
На улице Хачатуряна в 16:00 гостей фестиваля будут развлекать веселые ростовые куклы, а в 17:00 и 18:00 тут покажут спектакли — сказку «Чучелко» театра «Седьмой лепесток» и детектив «Колобок. История одного похищения» театра «Заячий стон». На Тимирязевской улице в 16:00 тоже приглашают на шоу ростовых кукол. В 17:00 здесь выступят артисты детской студии «Премьера», а в 18:00 театр Parabasis покажет сказку «Кот и Масленица». Старинные танцы и сценки из жизни средневековых персонажей ждут гостей площадки на Ореховом бульваре. Начало представлений в 16:00 и 17:00. А в 18:00 на этой площадке можно будет послушать уникальные старинные композиции на крыловидных, шлемовидных и ладьевидных гуслях. На сцену выйдет группа «Мастерская гусельного искусства». Эти музыканты выступят и на улице Перерве — там концерт начнется в 16:00.
Похожие новости
- Блины с куском молока и ряженые мужики: костромичам рассказали о местных традициях на Масленицу
- Программа на Масленицу-2023 в Ярославле и Ярославской области - 3 февраля 2023 - 76.ру
- Масленица: самые шокирующие обычаи
- В Яранске Масленицу отметили Шествием ряженых
- Ряженые и кузнецы встречают гостей центральных площадок «Московской Масленицы»
- В Яранске Масленицу отметили Шествием ряженых
Чучело Масленицы
- Масленичная неделя началась
- Календарь народных праздников
- «Это не время, когда можно отрываться так, чтобы даже батюшка перекрестился на исповеди»
- Чучело Масленицы традиции зачем сжигают и как называется
- В Ярославле проходит открытый конкурс масленичных кукол «Краса Масленица – 2023»
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА
Основными символами Масленицы являются блины, чучело, ряженые и колесо. Но прежде чем зажечь чучело и попрощаться с зимой, ряженые скоморохи и барыни собрали у зрителей записки, которые положили к подножию чучела Масленицы. Для гостей праздника на территории музея — ряженые, масленичные игры, исторический тир, театр Петрушки, музыкальные выступления и хороводы, фотозона.
Сопутствующие сайты
Но прежде чем зажечь чучело и попрощаться с зимой, ряженые скоморохи и барыни собрали у зрителей записки, которые положили к подножию чучела Масленицы. Сегодня в парке на острове Даманский открылась выставка масленичных кукол «Краса Масленица – 2023». По дороге обязательно разыгрывали масленичную «свадьбу ряженых», которая по народным представлениям способствовала плодородию земли и людей. Также на фестиваль приехали более 200 ряженых из Болгарии, Венгрии и Италии, которые передают свои традиции празднования Масленицы из поколения в поколение.