Внешние издержки (External cost) — это издержки производства, перекладываемые фирмой на другие организации либо общество в целом. Примером позитивных внешних издержек может служить инвестиция в образование. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными (costs — издержки), так и положительными (benefits — выгоды). Внешние издержки включают затраты на сырье, энергию, налоги и таможенные пошлины. это вызванные производством и потреблением данного блага затраты лиц, не принимающих участия в данной сделке.
Что такое издержки?
Внешние издержки Перевел сам, Комиксы, Черный юмор, Мост, Балтимор, Stonetoss. это оплаченные расходы за ресурсы, не принадлежащие собственнику фирмы. Внешние издержки фирмы классифицируются в зависимости от того, каким образом их цена ляжет на итоговую стоимость выпущенного продукта или осуществленной услуги.
Внешние эффекты. Трансакционные издержки. Теорема Коуза
Внешние и внутренние издержки в экономическом анализе выступают в качестве измерителя понесенных затрат и фактором, правильный учет которого дает возможность повышения прибыльности бизнеса. издержки производства, которые предприятие перекладывает на другие предприятия или общество в целом: загрязнение окружающей среды и т.п. Внешние и внутренние издержки в совокупности образуют сумму экономических издержек.
Лекция 5. Издержки производства
Примеры внешних издержек: материальные затраты– оплата сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Внешние и внутренние издержки в совокупности образуют сумму экономических издержек. Внешние и внутренние издержки в экономическом анализе выступают в качестве измерителя понесенных затрат и фактором, правильный учет которого дает возможность повышения прибыльности бизнеса.
Внешние эффекты. Теорема Коуза
Ущерб – издержки кого-то другого, т.е. для предпринимателя они являются внешними издержками. Примером позитивных внешних издержек может служить инвестиция в образование. Примеры: В качестве примера отрицательного внешнего эффекта можно привести классическую ситуацию взаимодействия скотовода и фермера, в которой возникают потери, обусловливаемые потравой скотом посевов. Издержки/затраты производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства. Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в зак. Примеры: В качестве примера отрицательного внешнего эффекта можно привести классическую ситуацию взаимодействия скотовода и фермера, в которой возникают потери, обусловливаемые потравой скотом посевов.
Внешние издержки: понятие, принципы и примеры
Переменные затраты варьируются в зависимости от изменений объема, то есть когда происходит увеличение производства, переменные затраты также будут увеличиваться пропорционально с тем же процентом, а когда нет производства, не будет и переменных затрат. Переменная стоимость прямо пропорциональна единицам, произведенным предприятием. Так, можно понять, что такое постоянные издержки. Также различают временные издержки — за определенный промежуток времени. Постоянные и переменные издержки Внешние и внутренние издержки Внутренние затраты легко увидеть и объяснить. Это затраты, на которых бизнес основывает свою цену. Они включают такие затраты, как материалы, энергия, рабочая сила, оборудование, оборудование и накладные расходы.
Внешние затраты — это затраты, которые не включены в то, на чем бизнес основывает свою цену. Это включает: Стоимость утилизации товара в конце срока его полезного использования. Ухудшение состояния окружающей среды, вызванное выбросами, загрязнителями и отходами производства. Стоимость проблем со здоровьем, вызванных вредными материалами и ингредиентами. Социальные расходы, связанные с ростом безработицы из-за увеличения автоматизации. Несмотря на то, что внешние затраты не включены в цену продукта, они все равно должны быть оплачены.
Именно общество в целом оплачивает внешние расходы за счет налогов, компенсаций за несчастные случаи, медицинских платежей, страховых взносов, а также за счет потери качества окружающей среды и природного капитала. Продукты и услуги, которые включают внешние затраты например, органические продукты, экологически чистые технологии, натуральные продукты, возобновляемые источники энергии , как правило, стоят дороже, чем те, которые этого не делают. Потребители будут стремиться покупать самые дешевые товары, поэтому чистые, экологически чистые продукты находятся в невыгодной цене. Один из способов включить внешние издержки состоит в том, чтобы правительства добавляли налог непосредственно к тем продуктам или видам деятельности, которые их имеют. Реструктуризация налогов, которая часто называется «сдвигом налогов», будет означать, что хорошие вещи не облагаются налогом. Внутренние и внешние издержки Общие валовые издержки Брутто относится к общей сумме, прежде чем что-либо вычитается.
Этот метод используется во многих важных статистических данных, таких как валовая прибыль и валовая прибыль. Валовой доход — это чистая выручка до налогообложения за вычетом себестоимости. Также называется валовой прибылью. Чистый относится к сумме, остающейся после внесения определенных корректировок в отношении долгов, вычетов или расходов. Чистый доход — это то, что остается после вычитания всех расходов а именно, бизнеса, амортизации, процентов и налогов из доходов компании. Это иногда называют нижней строкой.
Также называется доход или чистая прибыль. Такие издержки меняются в зависимости от переменной. Валовые издержки Явные и скрытые издержки Явные издержки — это обычные бизнес-затраты, которые отображаются в главной книге и напрямую влияют на прибыльность компании.
Каждый владелец бизнеса хочет знать, сколько денег поступает, и какое финансирование применяется к каким расходам. Определение финансового состояния компании не может обойтись без расчета учетных расходов. Кроме того, бухгалтерские расходы используются в отчетности по налогам.
Экономические издержки Понятие экономических издержек включает не только явные, но и неявные значения, которые не указаны в бухгалтерской книге капиталовложения. Экономические издержки очень ценны для бизнеса, потому что они определяют долгосрочные стратегии. Экономические издержки обеспечивают общее представление о том, в чем действительно оценивается компания, и в чем она может быть оценена, если бы она изменила способ использования своих ресурсов и активов. Эта информация может повлиять на стратегии входа или выхода на рынки или удержания существующих рыночных моделей. Знание того, что компания обладает ценным ресурсом, также важно для финансирования, поскольку оно дает кредиторам и инвесторам уверенность в том, что у компании есть активы реальной стоимости, которые можно использовать для капитала. Внешние и внутренние Внутренние траты — это затраты, на которых владелец бизнеса основывает свою цену.
Они охватывают расходы на материалы, коммунальные услуги, оплату труда и накладные расходы. Внешние затраты имеют отличие от внутренних издержек: они не входят в стоимость бизнеса. Они включают в себя: утилизацию товара в конце срока его полезного использования; ухудшение состояния окружающей среды, вызванное выбросами, загрязнителями и промышленными отходами; проблемы со здоровьем рабочих, вызванных вредными материалами и ингредиентами; социальные расходы, связанные с ростом безработицы из-за увеличения автоматизации. Несмотря на то, что внешние затраты не включены в цену продукта, они все равно должны быть оплачены. Общество оплачивает их через налоги, компенсацию несчастных случаев, медицинские платежи, страховые выплаты, а также через потери в качестве окружающей среды и природного капитала. Продукты и услуги, которые включают внешние траты примеры внешних капиталовложений: органические продукты, экологически чистые технологии, натуральные продукты, возобновляемые источники энергии , как правило, стоят дороже.
Потребители склонны покупать самые дешевые товары, поэтому чистые продукты находятся в невыгодной позиции. Постоянные и переменные Постоянные траты — это капиталовложения, которые не зависят от объема производства. Они остаются фиксированными во всем соответствующем диапазоне и обычно считаются затопленными для соответствующего диапазона не относятся к решениям о выходе. Переменные издержки — это затраты, которые имеют зависимость от объема изготовленных продуктов.
Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.
Предельные внешние издержки МЕС - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц. Предельные индивидуальные издержки МРС - это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных. Предельные общественные издержки MSC - это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек. На рис.
В этом случае рыночного решения проблемы нет. Проблемой является сам рынок. Компания, загрязняющая окружающую среду, может производить свою продукцию дешевле, чем ее конкуренты, выбрасывая отходы производства на пустующий участок земли поблизости, вместо того чтобы платить за их должную утилизацию. Потребители, которые в большинстве своем живут далеко от этого предприятия и не знают о загрязнении окружающей среды или безразличны к нему , по сути дела, поощряют компанию, увеличивая закупки ее товаров, более дешевых, чем у ее конкурентов, поскольку последние платят за более ответственное хранение или утилизацию отходов. Единственный путь, которым жертвам компании в этих недавно выпущенных фильмах сценарии обоих фильмов основаны на подлинных историях удается добиться хоть какого-то возмещения, — это использование нерыночного механизма — судов, пользующихся поддержкой государства.
И разумеется, Джон Траволта и Джулия Роберте хорошо смотрятся в роли носителей правосудия.
Обществознание. 11 класс
Примером внешних издержек является добыча нефти, которая может вызывать серьезное загрязнение окружающей среды и угрозу здоровью людей. Все затраты на производство товара называются общими издержками, или себестоимостью этого товара. эти затраты будут внешними издержками. Лит.: Шаститко А. Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки.
Внутренние и внешние издержки производства
Внешние издержки, в отличие от внутренних, учитываются в бухгалтерских издержках. Для понимания приведем пример: я решил открыть небольшой бизнес и начать выпускать леденцы. Для первой партии леденцов мне потребуется 50 кг сахара. Деньги, которые я потрачу на сахар и будут внешними издержками.
В результате нельзя говорить об оптимальности в использовании ресурсов и о достижении максимального общественного благосостояния. Таким образом, Робинсон указывает на несовершенства рынка. Следует заметить, что она пытается решить дилемму: эффективность экономики или социальная справедливость. Общественные блага Общественное благо - один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства.
Многие экономисты, однако, не соглашались с тем, что государственное вмешательство требуется только в ситуации с чистыми или близкими к чистым общественными благами. Речь здесь идет не о государственном регулировании, затрагивающем на практике множество отраслей и самые разные категории благ, а о теоретическом обосновании столь широкого спектра его применения. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х гг. Транзакционные издержки Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок, как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Однако на деле, как показала Р.
Определение 2 Переменные издержки — расходы, прямо зависящие от объемов производства затраты на сырье, материалы, расходные материалы и т. В основном переменные затраты состоят из расходов, непосредственно связанных с оборотным капиталом. Особенности внутренних и внешних издержек Со стороны предпринимателя экономические издержки состоят в выплатах, которые он осуществляет в пользу поставщиков сырья, материалов, оборудования с целью отвлечения этих видов ресурсов от использования их в альтернативном производстве. Эти выплаты могут быть внутреннего или внешнего характера. Именно поэтому можно выделить внешние издержки явные или денежные и внутренние неявные или имплицитные.
Из- держки по борьбе с экстерналиями должны нести другие. Одно из важнейших условий эффективного природопользования — четкое определение имущественных прав на экологические блага и природные ресурсы. Перечислим важнейшие признаки системы четко определенных имущественных прав. Универсальность всеобъемлемость. Все ресурсы должны на- ходиться в чьей-то собственности частной, государственной, другой , и все правомочия должны быть полностью установлены и известны членам общества. Все имущественные права должны передавать- ся от одного лица к другому через свободный обмен. Обеспеченность защищенность. Имущественные права должны быть защищены от непроизвольного захвата и вторжения других лиц. Если собственник обладает перечисленными выше имущественны- ми правами, то он имеет стимул для эффективного использования ре- сурса, ибо снижение ценности данного ресурса приведет к его персо- нальным потерям. Итак, внешние издержки появились, как только ресурс стал огра- ниченным.
Виды издержек на предприятии
Например, значительное количество СО2, поступающей в атмосферу в результате деятельности человека, поглощается карбонатной системой моря, но по мере увеличения притока СО2 в атмосфере устанавливаются новые равновесия на несколько более высоком уровне. Выделяют два типа стабильности: 1 резистентная устойчивость — способность экосистемы сопротивляться нарушениям, поддерживая неизменными свою структуру и функцию калифорнийский лес из секвойи довольно устойчив к пожарам, так как для этих деревьев характерна толстая кора и другие адаптации, но если он все же сгорит, то восстанавливается очень медленно или вовсе не восстанавливается ; 2 упругая устойчивость — способность системы восстанавливаться после того, как ее структура и функция были нарушены калифорнийские заросли чаппараля очень легко выгорают, но быстро восстанавливаются за несколько лет. Как правило, при благоприятных физических условиях среды экосистемы в большей степени проявляют резистентную, а не упругую устойчивость, а в изменчивых физических условиях наблюдается прямо противоположное. Гомеостаз — способность экосистемы к саморегуляции, то есть способность сохранять равновесие. В основе гомеостаза лежит принцип обратной связи. В любой экосистеме, где существуют пищевые цепи, есть определённые каналы передачи информации: химические, генетические, энергетические и др. Стабильность сообщества определяется количеством связей в трофической пирамиде. Сбалансированность экологического круговорота и уравновешенность экосистем обеспечивается механизмом обратной связи: управляющий компонент получает информацию от управляемого и соответственным образом вносит коррективы в дальнейший процесс управления.
Пример олени-волки. Возникновение помех — нарушение обратных связей. Сильные помехи — гибель экосистем. Помехи: частичные ядохимикаты, отстрел животных, вылов рыбы ; предельные — разрушают экосистему уничтожение основного трофического уровня. Гомеостатическое плато — область в пределе которой экосистема способна сохранять свою устойчивость несмотря на стрессовые влияния. Гомотипические реакции. Под гомотипическими реакциями понимают взаимодействия между особями одного вида.
Многие насекомые сверчки, тараканы, саранчовые и др. Бизоны, мускусные быки и другие жвачные успешнее обороняются от хищников, если они объединены в стада. Групповой эффект наиболее ярко выражается при наличии у животных явления фазности. В природе эффекты группы и массы далеко не всегда легко различить, поскольку они нередко проявляются одновременно. Здесь следует упомянуть принцип Олли: для каждого вида существует оптимальный размер группы и оптимальная плотность популяции.
Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен — такому, как ИПЦ.
Различают учетную, стимулирующую и распределительную перераспределительную функции. Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования. Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейшей техники и технологии, ресурсосбережение, повышение качества продукции. Распределительная перераспределительная функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы. Между категориями «рынок» и «цена» существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование — это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства.
На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные сферы рынка и образование цен. В результате чего цены на конкретные блага зачастую устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя, продавца или покупателя блага. В таких условиях возникает потребность в государственном или муниципальном регулировании цен. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики охватывает комплекс мер, нацеленных на поддержание стабильного уровня цен и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров продуктов, услуг. В данном случае имеется в виду поддержание на рынке конкурентной среды, предотвращение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен осуществляются как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Первый означает выработку принципов и концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой денежно-кредитной и бюджетной политики, регулирование валютного курса. Микроэкономические государственные меры по регулированию цен включают контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на блага, имеющее социальное значение.
Вопрос 55Сегментация рынка. Сегментация рынка выступает ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей. Овладение знаниями сегментации рынка дает возможность фирме разработать оптимальную стратегию маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов. Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательую сегментацию — при формировании маркетинговой программы. Различают следующие признаки сегментации рынка. Географический, согласно которому производится разбивка рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, области, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать либо в одном или нескольких географических районах, либо во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией.
Демографический, означающий разбивку рынка на группы, в основе которых лежат такие демографические признаки, как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, раса, национальность и др. Психологический — разделение покупателей по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, структуре личности. Поведенческий — деление на группы в зависимости от знаний, отношений покупателей, характера использования товара и реакции на данный товар. По товарам производственного характера сегментация рынка строится по другим признакам. Здесь на первое место ставится принадлежность потенциального предприятия-покупателя к определенному сектору экономики — машиностроению, строительству, торговле и т. В пределах каждой отрасли выделяются более мелкие профессиональные секторы. В этом случае важно учитывать размеры предприятий. Рассмотрим сегментацию рынка труда, концепцию которой впервые выдвинули П.
Доринджер и М. Пайор оба из США в начале 70-х гг. Большинство экономистов Запада исходят из двойственности современного рынка труда, в котором функционируют два сегмента единого рынка труда: а рынок первичных независимых и подчиненных рабочих мест и б рынок вторичных рабочих мест и групп рабочих. К первичным независимым рабочим местам относят специалистов с высшим и средним специальным образованием, управляющих и администраторов всех звеньев и высококвалифицированных рабочих. К первичным подчиненным рабочим местам относят техников, административно-вспомогательный персонал и рабочих средней квалификации. Вторичные рабочие места не требуют специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Разнообразие предлагаемых трудовых услуг и рабочих мест вызывает дифференцированность рынка труда.
Еще в 80-е гг. Маршалл выдвинул концепцию неконкурирующих групп на рынке труда. Каждая разновидность труда, профессия, специальность имеет свой более или менее обособленный от других рынок. Именно это обстоятельство нашло отражение в концепции сегментированного рынка труда. Вопрос 56Несостоятельность конкурентных рынков. ОТВЕТ В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдаются два подхода. Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют. Поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции.
Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют. Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию. Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков. Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков. Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других — с недостатком. Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, которые отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать.
Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства. Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой — много труда при низкой заработной плате. В результате чего инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров. Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать неоптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях. Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других — слишком мало. Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей.
Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие приобретать товар, не приносящий им пользу либо даже вредный им. Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров. Наличием внешних эффектов. Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков. Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами. Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект.
Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и несмотря на большую значимость для общества. Вопрос 57Рынки с асимметричной информацией. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а рынок продуктов; б рынок страхования; в рынок кредитов; г рынок труда.
Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили, и в конце концов он рухнет.
Асимметричная информация охватывает и рынок страхования. Она затрудняет проблему медицинского страхования пожилых людей, у которых риск заболеть очень высок. Поскольку цена страхового полиса не увеличивается в соответствии с этим риском, страховые компании неохотно страхуют пожилых людей. Страхователь знает лучше свое состояние здоровья, чем страховщик, что вызывает необходимость в неблагоприятном отборе. Тем более что застраховаться стремятся люди со слабым здоровьем, о чем свидетельствует тот факт, что доля этой категории лиц в общем количестве страхующихся увеличивается, что, в свою очередь, повышает цену страхового полиса. Рост же цены страховки приводит к тому, что молодые и здоровые люди не страхуются. Таким образом, отбор лиц для страхования чреват угрозой существования страхового рынка. В связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием вынуждено заниматься государство.
Страхуя людей пожилого возраста, оно тем самым устраняет последствия неблагоприятного отбора. Факт асимметричности информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная или ошибочная информация может разрушить рынки. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джозеф Стиглиц. Исследования проблем асимметричной информации актуальны для современного российского рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Автор работ по микроэкономике. Акерлоф возглавил разработку концепции асимметричной информации, предполагающей активное участие правительства в регулировании экономики.
Автор работ по микроэкономике, исследователь и преподаватель новой ветви экономической науки — «экономики информации». Вопрос 58Концепции прибыли. Выделяют бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль. Бухгалтерская прибыль — разница между общей выручкой от реализации продукции работ, услуг и явными внешними издержками, т. Бухгалтерская прибыль отличается от экономической прибыли на величину неявных внутренних издержек, поскольку экономическая прибыль не включает в себя экономические издержки. Экономическая прибыль — общая выручка за вычетом всех издержек явных и неявных , включая в неявные издержки и нормальную прибыль предпринимателя. Под экономической прибылью имеется в виду чистая прибыль, означающая разницу между выручкой и экономическими альтернативными, вмененными издержками. Экономическая прибыль показывает, что на данном предприятии производственные ресурсы используются более эффективно.
Поэтому экономическая, а не бухгалтерская прибыль выступает критерием эффективности использования предприятием затраченных потребленных ресурсов. Когда экономические издержки превышают полученный доход, то предприятие несет убытки. Расчеты бухгалтерской и экономической прибыли покажем на условном примере. Нормальная прибыль — вознаграждение за выполнение предпринимательских функций; элемент внутренних неявных издержек наряду с внутренней рентой и внутренней зарплатой. Нормальная прибыль позволяет удерживать предпринимательские ресурсы в определенной сфере деятельности. Если нормальная прибыль не обеспечивается, то предприниматель либо переориентирует свои усилия с данного направления деятельности на другое, более доходное, либо откажется от предпринимательской деятельности ради получения зарплаты, или жалованья. Балансовая прибыль — разница между выручкой от реализации продукции работ, услуг , с одной стороны, материальными затратами, амортизацией и заработной платой — с другой. Балансовую прибыль иначе называют общей валовой прибылью.
Балансовая прибыль выступает основным источником распределения и использования средств производства. Предельная прибыль — разница между предельным доходом и предельными издержками. Предельная прибыль, как и предельный доход и предельные издержки, является положительной до определенного уровня производства продукции, однако по достижении его становится отрицательной, т. Предельную прибыль иначе называют маргинальной прибылью. Прибыль, выраженная в абсолютных величинах, называется массой прибыли, которая находится в прямой зависимости от величины авансированного капитала и нормы прибыли. Норма прибыли выступает важным показателем эффективности производства и определяется отношением массы прибыли к авансированному капиталу. Конкурентная борьба между отраслями экономики приводит к образованию средней нормы прибыли на равновеликий капитал, т. Но этот процесс возможен лишь при свободной межотраслевой конкуренции.
Прибыль на авансированный капитал, извлекаемая согласно средней норме прибыли, называется средней прибылью. Однако существование средней нормы прибыли отнюдь не означает, что каждый собственник капитала непременно ее получит. Вопрос 59Издержки в краткосрочном периоде. Исходя из этого подхода различают постоянные, переменные и общие совокупные издержки. В краткосрочном периоде времени некоторые издержки не могут быть изменены, поэтому предприятие увеличивает выпуск продукции, применяя постоянные и переменные производственные ресурсы. Постоянные издержки FC — любые затраты в краткосрочном периоде, которые не изменяются с уровнем производства продукции. Например, в конце октября и начале ноября 2002 г. Несмотря на отсутствие связи между объемами производства и постоянными издержками, влияние последних на производство не прекращается, поскольку они предопределяют технико-технологический уровень производства.
К постоянным издержкам относятся: а расходы на содержание производственных зданий, машин, оборудования; б рентные платежи; г жалованье высшему управляющему персоналу и будущим специалистам предприятия. Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда предприятие ничего не производит. Разграничение издержек на постоянные и переменные выступает исходным в разграничении краткосрочного и долгосрочного периодов. Для долгосрочного периода все издержки являются переменными, поскольку, например, оборудование может быть заменено, а также может быть приобретено новое предприятие. Указанные периоды не могут быть одинаковыми для всех отраслей. Так, в легкой промышленности увеличить производственные мощности можно в течение нескольких дней, в то время как в тяжелой промышленности это может потребовать несколько лет. Переменные издержки VC — издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема выпускаемой продукции. Если продукция не производится, то переменные издержки равны нулю.
К переменным издержкам относятся: а затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги; б затраты на заработную плату рабочим и служащим и т. В супермаркетах оплата услуг работников-контролеров входит в состав переменных издержек, поскольку управляющие могут приспособить объем данных услуг к числу покупателей. Переменные издержки в начале роста объема производства какое-то время увеличиваются замедляющими темпами, затем они начинают увеличиваться нарастающими темпами в расчете на каждую последующую единицу выпускаемой продукции. Подобную ситуацию западные экономисты объясняют действием так называемого закона убывающей отдачи. Переменные издержки управляемы. Предприниматель, чтобы определить, сколько следует выпускать продукции, должен знать, насколько увеличатся переменные издержки вместе с планируемым ростом объема производства. Валовые общие, совокупные издержки ТС сумма постоянных и переменных издержек, которые несет предприятие на производство благ. В краткосрочном периоде валовые издержки зависят от объема выпуска продукции.
Валовые издержки увеличиваются по мере увеличения объема производства. Издержки на единицу производимых благ имеют форму средних постоянных издержек, средних переменных издержек и средних валовых общих, совокупных издержек. Средние постоянные издержки AFC это общие постоянные издержки на единицу продукции.
Общий начальный запас дыма зависит от системы законодательства. Он не так уж сильно отличается от начального запаса обычных видов товаров.
Утверждение, что у A имеется начальный запас в 100 долл. В утверждении о том, что индивид "владеет 100 долл. Аналогичным образом, если индивид владеет правом собственности на чистый воздух, это означает, что он может потреблять чистый воздух, если хочет, а может отдать его или же продать свое право на него кому-то другому. Таким образом, обладание правом собственности на чистый воздух не отличается от обладания правом собственности на 100 долл. Начнем с рассмотрения правовой ситуации, в которой индивиду B принадлежит по закону право на чистый воздух.
Начальный запас на рис. Это означает, что и у A, и у B имеется по 100 долл. Как и раньше, в случае отсутствия внешних эффектов, причин, по которым указанный начальный запас должен быть эффективным по Парето нет. Один из аспектов обладания правом собственности на чистый воздух заключается в обладании правом на то, чтобы обменять какое-то его количество на другие желаемые товары — в данном случае на деньги. Вполне может случиться, что B предпочтет обменять какую-то часть своего права на чистый воздух на большее количество денег.
Примером такого случая является точка, обозначенная на рис. Как и раньше, распределение, эффективное по Парето, есть такое распределение, при котором невозможно улучшить благосостояние одного из потребителей без ухудшения благосостояния другого. Такое распределение, как показано на рис. Представить себе, что в результате обмена A и B попадут в такую эффективную по Парето точку, нетрудно. В самом деле, B имеет право на чистый воздух, но может позволить себе за "взятку" потребить немного дыма, который так нравится A.
Конечно, возможны и другие распределения прав собственности. Мы могли бы вообразить систему законодательства, при которой у A имеется право курить сколько угодно, и тогда B пришлось бы давать A взятку, чтобы тот сократил свое потребление дыма. Это соответствовало бы начальному запасу, обозначенному на рис. Эти две точки имеют различные характеристики с точки зрения распределения, но с точки зрения эффективности они одинаково хороши. На самом деле причин ограничиваться рассмотрением лишь указанных двух эффективных точек нет.
Как обычно, существует целая контрактная кривая, эффективных по Парето распределений дыма и денег. Если индивиды вольны обмениваться обоими указанными товарами, то, как нам известно, они, в конечном счете, окажутся где-то на этой контрактной кривой. Точное положение, в котором они окажутся, будет зависеть от их прав собственности в отношении дыма и денег и от конкретного механизма, которым они воспользуются при осуществлении обмена. Один из механизмов, который они могли бы использовать для осуществления обмена, — ценовой. Как и раньше, мы могли бы представить себе, что некий аукционщик выкрикивает цены и спрашивает, сколько товаров готов купить каждый из индивидов по этим ценам.
Если бы в точке начального запаса у индивида A имелось право собственности на дым, то он мог бы обдумать вопрос о продаже части своих прав на курение индивиду B в обмен на деньги B.
Все имущественные права должны передавать- ся от одного лица к другому через свободный обмен. Обеспеченность защищенность. Имущественные права должны быть защищены от непроизвольного захвата и вторжения других лиц.
Если собственник обладает перечисленными выше имущественны- ми правами, то он имеет стимул для эффективного использования ре- сурса, ибо снижение ценности данного ресурса приведет к его персо- нальным потерям. Итак, внешние издержки появились, как только ресурс стал огра- ниченным. В качестве ограниченности ресурса выступает ассимиляци- онный потенциал — способность окружающей природной среды погло- щать без видимых негативных последствий некоторое количество вы- бросов. Выбросы, превышающие объем ассимиляционного потенциала, приводят к появлению ущерба и соответственно к возникновению экс- тернальных издержек.
Продолжим рассматривать пример, когда на берегу реки располо- жен комбинат с недостаточными очистными мощностями, что приводит к загрязнению реки. Ниже по течению реки расположен завод по изго- товлению пива, а также поселок. Химический комбинат без принужде- ния к устранению загрязнения может производить свою продукцию при минимальных затратах Р2 — предельных частных рыночных издерж- ках и минимальных природоохранных издержках P1.