Театр Мюзикла, купить билеты от 700 руб. "Преступление и наказание" по роману Ф.М. Достоевского (выпущен в 2016 году). Пользуясь случаем, отсылаем читателей к 29-му эпизоду нашего подкаста «Упражнение в прекрасном» – в нём Гуревич подробно излагает свой взгляд на «Преступление и наказание» и рассуждает о работе над калининградским спектаклем. Продажа официальных билетов на детский мюзикл Преступление и наказание в Московский театр Мюзикла, быстрый заказ онлайн или по телефону +7(499)110-19-31.
Вы точно человек?
Пользуясь случаем, отсылаем читателей к 29-му эпизоду нашего подкаста «Упражнение в прекрасном» – в нём Гуревич подробно излагает свой взгляд на «Преступление и наказание» и рассуждает о работе над калининградским спектаклем. Спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – первая работа на александринской сцене одного из самых значительных режиссёров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского. Спектакль режиссера Константина Богомолова по мотивам романа Достоевского «Преступление и наказание».
Преступление и наказание
Не могу сказать, что в восторге от Раскольникова и Мармеладова. Все остальные - очень яркие и запоминающиеся. Свидригайлов, Лужин, старуха, Лизавета, Катерина Ивановна.. Особенно хочу отметить Сонечку. Я ее представлял совершенно другой, когда читал роман. Но благодаря этой интерпретации поменял свои представления.
Сонечка шикарная! Спасибо режиссеру и актерам. Как же я счастлив, что все-таки решился побывать на этом спектакле!! Пожалуйста, пусть спектакль подольше остается в репертуаре театра. Блестящий актёрская игра.
Все главные герои спектакля заслуженные и народные артисты России. Оригинальная режиссёрская работа. Нет ни одного спектакля в этом театре хотя близкого по уровню.
Помещик Свидригайлова облачился в костюм одного из мировых дизайнеров с остромодными зауженными брюками, умопомрачительными туфлями под белый носок. В общем-то , следуя тексту описания героя, щегольски и комфортно одет. Аттила Виднянский мечтал о постановке «Преступления и наказания» 20 лет, и то, что сделать это удалось на сцене прославленной Александринки, считает подарком от Бога. Всё сошлось именно здесь: и любовь к Достоевскому, и возможность обратиться к теме, затронутой писателем в романе. Утраченная вера — эта проблема становится ключевой и для режиссера. Картина дня.
Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. Мир потихоньку стал атеистом и от этого не сделался счастливым, не нашел утешающих ответов на самые существенные вопросы. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, столько ассоциаций, разветвлений тем, что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его и можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе. Через пару лет я обязательно хочу поставить «Преступление и наказание» в Венгрии. Я считаю, что это произведение должно быть в репертуаре. Потому что это ответ театра, на все те вопросы, которые нас окружают.
Ключевым вопросом, которого касается режиссер в своем спектакле, становится актуальная для Старого мира проблема утраченной веры. Вы можете купить билет на спектакль «Преступление и наказание» 24. Санкт-Петербург, пл. Островского, д.
Спектакль по роману Кафки "Процесс" станет первой премьерой Александринки в новом сезоне
Официальный канал старейшего театра в России — Александринского театра и его Новой сцены — современного и многофункционального пространства. 10 сентября премьерой спектакля художественного руководителя Национального театра Венгрии Аттилы Виднянского «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского Александринский театр открывает. Александринский театр и Новая сцена. поставив на сцене Александринского театра «Преступление и наказание», где было немало ярких актерских открытий, где живые характеры не заслонялись эстетикой «модерна», или, как сейчас принято выражаться, «постапокалиптическим театром». Ну а публика уверена: спектакль «Преступление и наказание» — лучший подарок Александринскому театру к его 260-летию. Напомним, ранее стало известно, что Борис Акунин написал пьесу о двух российских императорах Александре ll и Александре lll для Александринского театра.
Александринскому театру исполнилось 265 лет
Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание» — первая работа на александринской сцене художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского. Александринский театр и Новая сцена. Купить официальные билеты на спектакль Преступление и наказание в Александринский театр, Санкт-Петербург (Национальный драматический театр России). Поэтому когда появилась возможность это совместить, то я ею воспользовался и сходил в Александринский театр на спектакль "Преступление и наказание " по Федору Михайловичу. Спектакль «Преступление и наказание» в Александринском театре – уникальное и захватывающее событие, которое удивит даже самых требовательных зрителей.
Рецензия на спектакль «Преступление и наказание». Авангардный мрак
Режиссёр полностью сохранил содержание романа: зрители смогут услышать гениальные размышления и диалоги героев в первозданном виде. Спектакль — лауреат премии «Золотая Маска» 2016 в номинации «Мужская роль второго плана». Если письма нет во «Входящих» — проверьте папку «Спам», оно могло попасть туда по ошибке.
Считается, что именно творчество Достоевского способствовало возникновению жанра психологической прозы, направления в котором автор делает особый акцент на исследовании внутреннего мира человека и психологии его поступков.
Федор Михайлович считается первым представителем персонализма в России и одним из лучших романистов всех времен. Среди наиболее значимых произведений в его карьере можно выделить такие, как «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы» и другие. Философский роман «Преступление и наказание» был написан Достоевским в 1866 году.
Это произведение в свое время вызвало широкий резонанс и бурную полемику в литературном сообществе России.
Национальный драматический театр России Александринский театр является старейшим национальным театром России, он учрежден Сенатским указом от 30 августа 1756 года. В разные годы в театре работали выдающиеся театральные режиссеры Всеволод Мейерхольд, Георгий Товстоногов, Николай Акимов, а спектакли александринцев вошли во все мировые энциклопедии театра. В 2014 году Александринскому театру присвоен статус национального достояния, в апреле 2016 года театр включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Название присвоено учреждению в январе 2020 года.
Зато есть укромное место для убийства — ненадолго появляющаяся на сцене комната старухи-процентщицы. Как тут не воспользоваться случаем? Перед совершением рокового шага герой Достоевского долго мучается, рефлексирует, страшится задуманного. Раскольников, сыгранный Александром Паламишевым предельно сухо и максимально сдержанно, вне предлагаемого романом сложного психологического портрета, душевной тонкостью и глубиной не обладает, сомнений не испытывает. Да и после убийства не впадает в лихорадку, сохраняя самообладание. Этот современный молодой человек — дитя своей эпохи, сохранившей лишь слабую память о традиционной морали. Он привык к существованию в мире, где царят страдание и насилие. Он плоть от плоти этого мира, другого он не знает. Насилие он воспринимает как естественную повседневную норму, считая, что победителем, «право имеющим» и обладающим достаточной силой, чтобы возвыситься над «тварью дрожащей», может быть лишь тот, кто способен довести насилие до крайнего предела — до убийства. Убить — все равно что раздавить помидор или разбить арбуз что и проделывает Раскольников перед убийством. Вся «теория» к тому и сводится, остальное — казуистика, давно утратившая оригинальность. А что еще делать? Не носиться же с опровергнутой ходом истории гуманистической иллюзией прогресса, олицетворенной улыбкой Юрия Гагарина на разумихинской футболке. Всё просто и ясно, никаких сантиментов. Вызов — предлагаемые современностью обстоятельства, блокирующие все возможности трагического и тем более — мистериального катарсиса. Ответ — в поисках выхода из тупика, которые могут, как показывает финал, увенчаться успехом. Проблема, однако, в том, что режиссер, пожалуй, слишком рационалистично, не без некоторого схематизма, пролагает для героя путь к спасительному выходу. Холодность, в которой не без оснований упрекнула критика спектакль, обусловлена заметным пренебрежением режиссера живой и полнокровной актерской эмоцией. Картина мучительных человеческих страданий, разворачиваемая перед нами на протяжении пяти с половиной часов, странным образом мало трогает и мало волнует. Крик, вызванный отчаянием, остается только громким звуком, метания по сцене — всего лишь чисто внешней физической динамикой. В значительной мере эта особенность спектакля, крайне затрудняющая его непосредственное восприятие, обусловлена не только опасением его создателя скатиться в мелодраму, но и важной составляющей режиссерской концепции. Потому что почти все они являются и палачами исключение одно — Соня Мармеладова. Доведенные до крайней униженности, они самоутверждаются за счет других. И чем глубже унижение, тем сильнее жажда выместить свою обиду на ближнем, властвовать над ним. Логика, надо признать, не противоречащая Достоевскому, а вполне согласующаяся с его беспощадным психологическим анализом. Но у Достоевского к ней всё не сводится, человек у него слишком «широк», чтобы поместиться в эту логику без остатка, и сострадание к несовершенному человеку — один из столпов, на которых держится художественный мир русского писателя. Виднянский куда менее щедр на сострадание, слишком, пожалуй, отстранен и сдержан. Порой даже может возникнуть подозрение, что он поддерживает озвученную Лебезятниковым максиму: «Сострадание в наше время даже наукой запрещено» и, кстати сказать, Лебезятников в исполнении молодого актера Ивана Ефремова сохраняет верность этому тезису, даже разоблачая «благотворительность» Лужина, ибо решается на это разоблачение не из добрых чувств к Соне, а скорее из жажды насладиться унижением своего чванливого визави. Раскольникова, который зорко следит за всеми событиями, происходящими с другими персонажами, режиссер проводит не через опыт сострадания этот путь для героя закрыт до финальной сцены , а через осознание того, что каждый, кто категорично настаивает на своем праве, может в любую минуту оказаться униженной и беззащитной жертвой — какой бы силой и уверенностью в себе он не обладал. Только это и может вызвать у современного героя сомнения в незыблемости «теории». Трудно представить себе что-либо подобное в сознании Раскольникова-Паламишева. Соня для него — не поддающаяся никакому рациональному объяснению загадка, и по отношению к ней он чувствует изумление и растерянность. Между тем Соня в исполнении Анны Блиновой — единственный персонаж спектакля, излучающий правда, лишь с конца первого действия мощное душевное тепло. Внешне невзрачная, она поначалу мало приметна и выделяется из толпы «черных ватников» лишь тем, что выйдя на авансцену в исподнем белом белье, устало, неумело и стыдливо выставляет обнаженную ногу видно, наглым манерам уличной научиться так и не смогла. Но чтение ею истории о воскрешении Лазаря — эта сцена подводит итог первому акту — неожиданный эмоциональный взрыв, особенно сильно поражающий после долго царившего на сцене холода. Одетая во все черное, даже не взяв в руки книгу и глядя в темное пространство зала, молодая актриса произносит евангельский текст слегка дрожащим грудным голосом, очень просто, без пафоса, без слезливо сентиментальных интонаций и с такой предельно сосредоточенной, искренней, непоколебимо твердой уверенностью в чуде, что сопротивляться духовной силе ее героини, кажется, невозможно. Но нет — Раскольников отвечает ей во втором акте тем, что выйдя на авансцену, длинным гвоздем приколачивает Новый Завет к дощатому полу… Силой, более эффективно воздействующей на Раскольникова, обладает Порфирий Петрович. Виталий Коваленко почти целиком строит роль на одной краске, извлеченной из далеко не единственной в романе автохарактеристики персонажа: «буффон-с». Он надсадно паясничает, развязно фиглярствует, откровенно издеваясь над своей потенциальной жертвой; а после реплики «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает? Красная шапка на голове Порфирия начинает восприниматься как шутовской и одновременно палаческий убор, и жертва уже не может не понять, что она в ловушке. Не удивительно, что хохот Порфирия получает продолжение в последующем видении Раскольникова — над ним смеются уже сама убитая старуха-процентщица и народная толпа, как будто продолжая начатую следователем казнь разоблачения. Тем не менее, образ Порфирия Петровича не сводится в спектакле к гротескной буффонаде.
Преступление и наказание
Это будет ответом театра на вопросы, которые окружают современного человека. Критики отмечают тщательное следование тексту Достоевского, они называют спектакль Аттилы Видянского великолепно поставленным и вместившим в себя каждый штрих романа, раскрывшим и развернувшим его на сцене во всей полноте. Лучшие оперы в Санкт-Петербурге В Санкт-Петербурге регулярно проходит десятки спектаклей, особую любовь у зрителей вызывают оперные постановки. Мы собрали информацию о них в одном месте. Выбрать оперу Сюжет На сцене созданы отдельные площадки для каждого действия, что позволяет зрителю наблюдать и убийство старухи-процентщицы, и последующие мучения Раскольникова, и приставания к Соне, и пьянство в баре, и терзания Дуни, беспокойство Пульхерии Александровны.
О таком при прочтении романа я не задумывалась. Больше всего мне запомнилось выступление актёров, которые играли Порфирия Петровича и Семёна Захаровича Мармеладова. Хочу отметить, что знакомиться с новыми интерпретациями классических произведений бывает довольно занимательно».
Отдельные сценографические и режиссёрские приёмы достойные, но долго смотреть это крайне сложно.
И бесконечные страдания. Когда Достоевский стал ещё мрачнее, чем был. Не смогли выдержать более одного, и так почти 3-часового, акта. Поскорее убежали на свежий воздух — наслаждаться жизнью 5 Два с половиной часа из пяти возможных венгерского прочтения Достоевского на сцене Александринского театра показались мне адом. Преступление Родиона Раскольникова осталось в моем случае безнаказанным. Досмотреть я это не смогла, хоть и старалась изо всех сил, но после первого акта мои ноги самопроизвольно направились к выходу. Сцена перегружена странными декорациями и тюремными персонажами. Плохой звук монологи Раскольникова едва различимы , все время полутусклая сцена, что напрягает и без того «концентрированное» внимание.
Понравилась музыка, она давала мне нужную тревожность, слегка странный покой и необходимый простор воображению. Актерская игра тоже на высоком уровне. Я считаю, что труппа в Александринском одна из сильнейших театральных трупп города, и им под силу вытянуть даже слабенькую постановку на удобоваримый уровень. Шокировал момент, когда перед долгожданным антрактом зарубленная топором сестра старухи — процентщицы Лиза родила верхнюю часть покойной Алены Ивановны. Это зачем?! Что хотел сказать зрителю режиссер Виднянский?! Достоевский все-таки в своем романе стремился, на мой взгляд, постичь какую-то философию жизни, а не издать «Кошмар на улице Вязов». Я не видела хорошо поставленного Достоевского — того, который бы понравился мне.
В основном, все просто его читают! В полном объеме и без какой-либо режиссуры! Слишком все затянуто и очень тяжело. Я не рекомендовала бы к просмотру этот спектакль 7 Целых пять часов неослабевающего внимания к тому, что происходило на сцене, причем последние два с половиной часа действия пробежали еще быстрее, чем первые. После сильнейшей эмоциональной встряски в сцене избиения лошади хорошо, что это был всего лишь сон Раскольникова действие захватило полностью и не отпускало до конца, увлекая исповедями- монологами, диалогами-дуэлями, острым сюжетом, временами эмоциональной пронзительностью, меняющимися настроениями. Темы романа Достоевского раскрыты достаточно полно с некоторыми поправками на современный опыт: конфликт страдающей и сострадающей человеческой природы с внедряющимися в сознание идеями, вызывающими ментальный хаос, приводящими на грань умопомешательства, общественные отношения, обрекающие на нищету, социальные утопии и губительные человеческие слабости, спасение верой и любовью. На все вопросы как будто бы даны правильные ответы. Но в этом то и заключается опасность разочарования после окончания спектакля.
Спасает от этой опасности Дмитрий Лысенков, играющий Свидригайлова, актер, обладающий особой магнетической выразительностью, притягивающий к себе внимание зрителей.
Все просто. Нажмите на подходящий сектор и выберите любые из доступных мест Как оплатить билет?
С помощью банковской карты на сайте онлайн или наличными курьеру Как получить билет? Первую постановку этой работы на александринской сцене осуществил Аттила Виднянский, известный режиссер с многолетним опытом и заслуженным авторитетом в мире театра. Аттила Виднянский - выдающийся представитель современной восточноевропейской режиссуры, и его творчество не оставляет равнодушными зрителей.
Он является художественным руководителем Венгерского Национального театра, а также ведет успешные проекты в разных странах.
Александринский Театр "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" Аттилы ВИДНЯНСКОГО
И я очень рад, что это происходит. Для венгров до сих пор «Преступление и наказание» — главный иностранный роман, основное произведение зарубежной литературы. Нам близки те вопросы, которые в романе подняты, и те ответы, которые здесь очень мощно и очень однозначно дает Достоевский. Это вечные вопросы существования, предназначения человека. О свободе и о вере в первую очередь. Утрата веры. Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема.
И в их сумрачно-серой сценографии появились распиленные двуногие стулья, похожие на инсталляции. Многоугольные зонированные пространства, как в элитном дизайн-проекте. Разрубленная пополам лошадь - дань модным в интерьерах арт-объектам. И - синим по белому написанные вопросы Лебезятникова "кто, зачем, почему…", взрывающие изысканность идеальной стилистики, как невесть откуда в самый неподходящий момент взявшийся затерянный носок… Мир потихоньку стал атеистом, но от этого не сделался счастливым Режиссеру важно было передать состояние Раскольникова перед убийством, и для этого он буквально заставил мысленно пройти все 730 шагов, отмеренных Раскольниковым от своей комнаты до четвертого этажа дома старухи-процентщицы на канале Грибоедова. И в этом многочасовом и многоуровневом путешествии каждая клякса крови оказалась на своем месте… Редко в театре переживаешь моменты, когда понимаешь отчетливо: здесь возможности актерской психики выходят за рамки реального.
С пронзительными глазами Сонечки Мармеладовой - молодой актрисы Анны Блиновой вам придется потом жить всю жизнь, и подумайте серьезно - хотите ли вы этого. С ума сойти, как она читает притчу о воскресении Лазаря! Чудо-девочка, за плечами - знак качества стажерской группы в Малом драматическом у Льва Додина, приглашение в 2016-м в труппу Александринки, первая крупная роль, и сразу - удар наотмашь по законам переживаний и внутренних смыслов русского психологического театра... Другое самое мощное существо этих венгерско-питерских картин - Свидригайлов.
О свободе и о вере в первую очередь. Утрата веры. Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. Мир потихоньку стал атеистом и от этого не сделался счастливым, не нашел утешающих ответов на самые существенные вопросы. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, столько ассоциаций, разветвлений тем, что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его и можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе. Через пару лет я обязательно хочу поставить «Преступление и наказание» в Венгрии.
Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. Мир потихоньку стал атеистом и от этого не сделался счастливым, не нашел утешающих ответов на самые существенные вопросы. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, столько ассоциаций, разветвлений тем, что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его и можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе. Через пару лет я обязательно хочу поставить «Преступление и наказание» в Венгрии. Я считаю, что это произведение должно быть в репертуаре. Потому что это ответ театра, на все те вопросы, которые нас окружают.
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
"Преступление и наказание" станет первой постановкой венгерского режиссера Аттилы Виднянского для петербургского театра. купить билеты по выгодным ценам на спектакль в Санкт-Петербурге. Спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – первая работа на Александринской сцене одного из самых значительных режиссеров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского.
В Александринском театре показали спектакль по роману Кафки «Процесс»
Спектакль «Преступление и наказание» в Александринский театр~ Основная сцена. «Преступление и наказание» в МХТ — спектакль о людях, потерявших Бога, фотолента «РИА-Новости», 20.03.2012. Александринский театр. Преступление и наказание.
Рецензия на спектакль "Преступление и наказание"
Раскольников в спектакле венгерского режиссёра Аттилы Виднянского намеренно сдержан и недопроявлен. В нём нет привычной горячности суждений и силы убеждения. Его преступление не материального свойства. Скорее это юношеская максималистская реакция на жизнь, а в сущности — попытка понять, как же справиться с вопросами в духе: «почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве?
И жизнь даёт герою в ответ несколько сценариев, которые блестяще разыгрывают Мармеладов, Свидригайлов, Порфирий Петрович, Соня...
Убийство Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы и ее сестры показалось Филипенко отличным поводом порассуждать на эту тему. В качестве дяденьки для битья у нынешних мальчиков выступает некто гражданин Печейкин Дмитрий Белов , заместитель председателя организации «Униженные и оскорбленные», православный и безработный коммунист. Оскорблен он мыслями и деяниями Раскольникова и художественным экстремизмом произведения, но к самому Достоевскому слава Богу! Именно Печейкин олицетворяет тех, кто считает преступление преступлением и выступает за принятие мер с целью сохранения сложившихся в обществе порядков. Он заполошен, туповат, порой истеричен и всегда очень неприятен — словом, все, как принято в фейсбучных постах представителей пламенной уличной молодежи, которые они посвящают своим идеологическим противникам. Спектакль построен в форме трансляции судебного заседания в эфире телеканала с ожидаемым названием «Русский вестник». Репортаж ведет журналист Сергей Мардарь собственное имя артиста , в зале — немногочисленная публика, которая по ходу действия голосует, отвечая на те или иные вопросы.
Позже помешала техническая накладка к голосующим присоединились те, кто наблюдал за развитием событий в Сети. Одним из первых стал вопрос о принципиальной возможности искупить убийство — положительный ответ дали 60 и 71 процентов голосовавших в зале соответственно в первый и второй день показа спектакля. Итак, для дополнительного судебного разбирательства в Петербург с каторги доставляется Родион Раскольников Дмитрий Бутеев. За убийство Алены Ивановны и ее беременной сестры Лизаветы его приговорили к восьми годам. Но теперь прокурор Иван Трус уверен, что нужно пересмотреть дело и дать пожизненный срок, а то и исключительную меру наказания. Ведущий заседание судья Сергей Кузнецов поначалу явно недоволен появлением этого дела в своем расписании, но после понемногу втягивается. Над его образом особенно потрудились видеоинженеры трансляции — над головой персонажа появляется то сонный смайлик во время прений участников заседания, то смайлик с сердечками — при появлении хорошенькой Сони Мармеладовой Василиса Алексеева. Прокурор — естественно!
Здесь снова повторю свои впечатления от просмотра еще одной премьеры Александринского театра — спектакля «Товарищ Кисляков», где Иван Трус сыграл заглавную роль.
Мы собрали информацию о них в одном месте. Выбрать оперу Сюжет На сцене созданы отдельные площадки для каждого действия, что позволяет зрителю наблюдать и убийство старухи-процентщицы, и последующие мучения Раскольникова, и приставания к Соне, и пьянство в баре, и терзания Дуни, беспокойство Пульхерии Александровны. Благодаря такому подходу, зритель сразу видит множество маленьких сюжетных узлов и конфликтов.
Использование передвижных модульных декораций помогает создать из отдельных действий единую цельную сюжетную линию. Создатели спектакля мощно используют закономерность: убитых видит только убийца.
В романе он сложен, многомерен и таит в себе едва ли вполне разрешимую загадку. Виднянский и Коваленко разгадывают ее, отталкиваясь от слов Разумихина о Порфирии, звучащих в одном из эпизодов первого акта они произносятся бегло, будто в проброс, но оказываются далее ключом к пониманию скрытой сути персонажа : «Прошлого года уверил нас для чего-то, что в монахи идет: два месяца стоял на своем! Когда Порфирий является перед Раскольниковым с намерением впрямую предложить саморазоблачение, он возникает в темном стенном проеме облаченным в черную католическую монашескую сутану. Что это? Фиглярство, уже доводимое до какого-то кощунственного инфернального карнавала?
Может быть, очередной мираж Раскольникова? Но в спектакле миражи и реальность так прочно сплавлены, так похожи друг на друга, что различить их трудно, пожалуй, невозможно. Да и в поведении Порфирия уже не заметить никаких следов прежней «буффонады». Разговор с преступником он проводит без малейшего нажима, предельно просто и с неподдельно доброжелательным спокойствием. Как многоопытный пастырь, знающий темные закоулки человеческих душ. И вдруг становится ясно, почему Порфирий прежде назвал себя «человеком законченным», акцентируя в последнем слове его приставку и очерчивая руками в воздухе какие-то узкие границы. Границы самого себя, точнее — выбранной им когда-то социальной роли, в которую уже не вмещается его внутреннее «я», изменившееся под грузом печального жизненного опыта — опыта много чего насмотревшегося следователя.
Теперь натужное фиглярство отброшено, и появляется усталый от нелегкой ноши человек, хотя бы ненадолго берущий на себя другую миссию — миссию отшельника и наставника. И когда Порфирий отдирает клещами от пола Новый Завет и протягивает его Раскольникову, веришь, что это не просто очередная уловка расчетливого актера-сыщика и не иезуитское captatio benevolentiae, а чистосердечное предложение ближнему принять единственный якорь спасения. Когда же он называет себя в этой сцене «человеком поконченным» с другой уже приставкой , то в самой его интонации чувствуется сожаление: миссия подходит к концу, желанная роль сыграна. А ведь всерьез хотел уйти в монахи, хотел… Да не смог. Решимости не хватило. А может быть, веры… В спектакле меж тем есть еще один «фигляр» — Свидригайлов Дмитрий Лысенков. Но фиглярство его не показное, а затаенное, внешне сдержанное.
Действительно страшное. Фиглярство перед собственной пустотой этакий сниженный, измельченный вариант Николая Ставрогина. В романе Свидригайлов — дородный осанистый барин лет пятидесяти, с широким, скулистым, довольно приятным лицом и глазами, смотрящими холодно, пристально и вдумчиво; здесь — хлипкий вытянутый хлыщ в клетчатом пальто, совсем ненамного старше Раскольникова, с лицом, почти всегда напоминающим неподвижную маску, и тусклым, совсем не вдумчивым и не пристальным, а почти всегда осовелым взглядом. Чувствуется, что ни в какие моральные принципы — не говоря уж о высоких душевных порывах «Шиллер-то, Шиллер! И когда он с насмешливым равнодушием бросает этому Раскольникову: «Стало быть, под дверью нельзя подслушивать, а старушек можно топором лущить? Уже в самом начале спектакля режиссер представляет этого персонажа как «двойника» героя: Раскольников, появляясь на сцене слева, держит опущенной правой рукой топор; Свидригайлов — флегматично прогуливается среди толпы справа с положенным на плечо охотничьим ружьем. В самом факте двойничества никакого режиссерского открытия, разумеется, нет.
В романе, как известно, развернута многофигурная система двойников героя, и Свидригайлов — только один из них. Тема палача, являющегося одновременно и жертвой, доводится в линии Свидригайлова до предельного усиления. Кажется, в прежних инсценировках романа не обращалось особого внимания на то, что этот «черту преступивший» любитель несовершеннолетних девочек — игрок. Ставший жертвой своей уже покойной супруги Марфы Петровны, которая спасла его, проигравшего немыслимую сумму, от долговой тюрьмы выкупом в «тридцать тысяч сребреников», а потом после венчания увезла его в деревню. И сделала бы! Именно это обстоятельство проливает свет на отношения Свидригайлова с сестрой Раскольникова. Любви тут нет.
Этот Свидригайлов любить не способен органически. И даже животное сладострастие не играет в отношениях с Авдотьей Романовной столь уж важной и определяющей роли. Есть азарт игрока, жаждущего подчинить своей воле сильную женщину — словно воскресшую в этой Дунечке прежнюю его тираншу Марфу Петровну — причем подчинить, не прибегая к слишком примитивной для такого случая физической силе и чрезмерно грубому шантажу. В сцене ментальной «дуэли» с этой гордой и неприступной девушкой Свидригайлов меняется столь же разительно, как Порфирий — в сцене своего последнего разговора с Раскольниковым. Речь, движения актера становятся другими, начиная излучать энергию какого-то даже не человеческого, а отвратительного змеиного существа. Встречая резкий отпор, он мечется, извивается, темп речи заметно ускорен, в глазах появляется раньше начисто отсутствовавший блеск — ясно, что здесь Свидригайлов играет ва-банк, и от исхода этой игры зависит его физическое существование. Дуня, какой ее представляет Василиса Алексеева с первого своего появления на сцене, могла бы стать достойной соперницей Марфы Петровны и в любой момент заняла бы ее место, если б только того захотела.
Прямая осанка, уверенные движения, взгляд такой же прямой и холодный, как умеренно энергичная твердая речь. Чувствуется, что решение принести себя «в жертву» ради «милого Роди» — средство унизить мать и брата своим «благородством».