Европейские страны в очередной раз столкнулись с разногласиями по вопросу использования замороженных активов России. Европейские страны в очередной раз столкнулись с разногласиями по вопросу использования замороженных активов России.
Вернется ли Россия в Европу?
ЕС, наблюдая реэкспорт своих санкционных товаров через третьи страны в Россию, сначала пытается решить эту проблему дипломатическим путем. Россия вышла из состава Совета Европы из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека из-за их предвзятости и политизированности, заявил президент Владимир Путин на Всероссийском съезде судей. Это значит, что России нужно отказаться, например, от Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), которая вместе с уставом СЕ будет денонсирована. Европейский союз призвал Россию отменить решение о передаче во временное управление активов компаний Германии и Италии, заявила европейская внешнеполитическая служба. — Действительно ли так все плохо в двусторонних отношениях России и Европейского союза? Вместе с тем, число иностранцев, проживающих в Болгарии, согласно демографической статистике ЕС, выросло на 126%.
Можно ли будет ездить в ЕС на машинах с российскими номерами?
21) Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года. "Ещё одно важное решение: Госдума поставила точку в вопросе расставания России с Советом Европы. 15 марта Правительство Российской Федерации уведомило Генерального секретаря о своем выходе из Совета Европы в соответствии с Уставом Совета Европы и о своем намерении денонсировать Европейскую конвенцию о правах человека. Это европейское стремление к уничтожению России также является следствием европейского страха. Россия вышла из меморандума об учреждении информационных бюро, заключенного между РФ и Северным Советом Министров, в который входят несколько стран Евросоюза. Механизмы СЕ использовались для политического и правового обеспечения экспансии НАТО и Евросоюза на восток, системного давления на Россию. Отношения России и Сербии рушатся после отмены визита Лаврова.
Европа стоит на пороге большого экономического спада
Газета Politico сообщила о разногласиях в Евросоюзе из-за конфискации российских активов | 15 марта Правительство Российской Федерации уведомило Генерального секретаря о своем выходе из Совета Европы в соответствии с Уставом Совета Европы и о своем намерении денонсировать Европейскую конвенцию о правах человека. |
Евросоюз — ЕС в России – Telegram | ЕП принял антироссийскую резолюцию, в рамках которой европейские государства обязуются не признавать итоги выборов в РФ. |
Поделиться
- Правила комментирования
- Евросоюз введет санкции против Путина и Лаврова
- Минфин Бельгии отказался признать силу указа Путина об обмене активами
- Россия и Евросоюз
Круглый стол «Является ли Россия Европой?!» (2022-04-06)
«Только европейские нормативные акты о финансовых санкциях имеют силу закона и напрямую применимы в Европейском союзе. Отношения между Европейским Союзом (ЕС) и Россией стали натянутыми после незаконной аннексии Россией Крыма и Севастополя в 2014 году и дестабилизирующей деятельности России на востоке Украины. И потеря европейского рынка, по приблизительным подсчетам, минусовала из российского бюджета не менее 700-800 млрд рублей. Россия, состоявшая в организации на протяжении 26 лет, накануне уведомила о своем выходе из Совета Европы и Европейской конвенции по правам человека. Ее отношение к пределам европейской интеграции выразилось в Стратегии развития отношений с Евросоюзом на 2000-2010 гг. В ней указывалось, что Россия не ставит перед собой цель вступления в ЕС или получения статуса ассоциированного членства. Это европейское стремление к уничтожению России также является следствием европейского страха.
Вы точно человек?
Соглашение охватывает обширный комплекс торгово-экономических отношений и направлено на установление тесных контактов в различных областях между двумя партнерами. Соглашение предусматривает создание Совета сотрудничества на уровне министров, Комитета сотрудничества на официальном уровне и Комитета парламентского сотрудничества. Совет сотрудничества РФ и ЕС проводит периодические встречи для оценки состояния и планирования совместной деятельности на очередной отрезок времени. В заключительном коммюнике было отмечено, что ЕС и РФ являются стратегическими партнерами в деле мира, стабильности, свободы и процветания в Европе, и что они разделяют ответственность за будущее континента и за его пределами. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве дополнено долгосрочными программными документами. На саммите ЕС в Кельне 4 июня 1999 г. В этом документе, в частности отмечается, что стратегическая цель ЕС в отношении РФ - стабильная, открытая и плюралистическая демократия, основанная на принципах правового государства, процветающая экономика в интересах всех граждан РФ и населения ЕС; содействие глобальной безопасности и совместный поиск ответов на общие вызовы на континенте. В этом документе отмечается, что партнерство будет строиться на взаимовыгодной основе. Задача присоединения РФ к ЕС не ставится. РФ должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики. В указанный период партнерство РФ с ЕС может выражаться в совместных усилиях по созданию коллективной системы безопасности в Европе, в деятельности по созданию зоны свободной торговли, в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества.
Согласно программным документам, в военно-политической области партнерство должно быть направлено на достижение следующих целей: 1. Анализ обоих документов позволяет сделать вывод о том, что они представляют собой солидную базу для развития сотрудничества в различных областях.
Она также заявила, что в связи со сложившейся ситуацией Сербии нужно «подумать о дальнейшем пути». Вице-премьер напомнила, что «Сербия четко определилась за путь в ЕС, что сказал и президент Вучич».
Если они наши друзья, потому что говорят, что друзья, тогда они не должны были планировать приезд в этот момент, чтобы не идти в другую крайность, и чтобы я не сказала, что они должны были нас попросить ввести против них санкции. Думаю, что хорошо, что российский министр сейчас не приехал с визитом в Сербию», - добавила она. Лавров прокомментировал решение не пропустить его самолёт в Сербию Так, Сергей Лавров должен был посетить Сербию с визитом 6-7 июня. Однако Болгария, Северная Македония и Черногория 5 июня закрыли свое воздушное пространство для пролета самолета министра.
В связи со сложившейся ситуацией, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова 6 июня отмечала , что три балканские страны «закрыли очередной канал связи». Российская делегация должна была прибыть в Белград для проведения переговоров.
Первые 10 пакетов санкций ЕС представляли собой прямые ограничения, которые Евросоюз вводил в отношении двусторонней торговли, транспортных связей, финансовых отношений с Москвой.
В 11-м пакете впервые введен принцип экстерриториальности санкций — Брюссель дал себе официальное разрешение вводить санкции против компаний из третьих стран, которые он заподозрит в реэкспорте в Россию санкционных европейских товаров или оказании услуг, например, по перевозке нефти без учета так называемого потолка цен, который пытается навязать «Группа семи». Как ранее заявил глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель, Брюссель намерен отныне строить отношения со всеми странами мира в зависимости от того, какую они позицию занимают в отношении России и Китая. Он также объявил, что европейские дипломаты будут работать с каждой страной мира индивидуально, убеждая их применять санкции против России.
Многие россияне, по его словам, не почувствуют этого, потому что не такой большой процент жалоб направлялся в ЕСПЧ, хоть по статистике «мы входили в тройку лидеров». Тем не менее по соотношению с количеством дел, рассматриваемых российскими судами, это небольшой процент Дмитрий Лабин Он также объяснил, что первичная процедура приемлемости жалобы достаточно сложная, и на этом этапе огромное количество жалоб отсекалось. Основное предназначение ЕСПЧ заключалось в том, что как международно-правовой институт он давал рекомендации государству, в данном случае России, о необходимости исправить что-то в законодательстве, с тем чтобы избежать в последующем ситуации, приводящих к нарушению прав и свобод человека. То есть определено объем работы в этом направлении был сделан, и это дает надежду, что такие жалобы в любом случае исключались», — рассказал собеседник «360». При этом иски, которые были поданы ранее, по идее, должны быть рассмотрены и решения по ним должны быть приняты, отметил Лабин. Это было сделано еще в 1997 году. В стране начал действовать мораторий на применение смертной казни. После объявления о выходе России из СЕ многие решили, что суды могут вернуть эту меру наказания. Фракция ЛДПР даже в своем Telegram-канале заявила, что на фоне выхода России из Совета Европы может инициировать проведение референдума по вопросу о возвращении к смертной казни.
Почему у ЕС не получается отобрать у России активы
Сама организация функционирует с 1949 года. Её целью задекларировано содействие сотрудничеству в области прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Прекращение членства наступает в конце текущего финансового года, если уведомление сделано в течение первых девяти месяцев этого года», — сообщил сенатор. Соответствующее постановление было принято по инициативе Киева и Варшавы. Предыдущий кризис в отношениях между Москвой и Советом Европы произошёл в 2014 году из-за событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией. Восемь лет назад российскую делегацию ПАСЕ лишили права голоса. В итоге в 2016—2018 годах Россия не стала направлять заявку на подтверждение своих полномочий. Москва заявляла о готовности вернуться в ПАСЕ, но только на равных условиях. В 2019 году в Совете Европы согласились с требованиями РФ и полностью восстановили права российской делегации. Эту должность он занимал два года. Конструктивно в организации ничего не обсуждалось, а вот русофобам слово давалось постоянно.
К этому добавилась новая информационная кампания Запада против РФ.
Также утратит легитимность и соглашение между правительствами РФ и Латвии во избежание двойного налогообложения. Кроме того, Россия денонсирует конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, что никак не повлияет на борьбу с ней: соответствующие нормы действуют в российском законодательстве. Законы, денонсирующие ряд международных договоров, Совет Федерации одобрил 22 февраля. Из договоров с Латвией Россия денонсировала соглашение между правительствами РФ и Латвии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. Как пояснил член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков , два законопроекта на эту тему были подготовлены кабмином в ответ на грубое нарушение Латвией своих обязательств, принятых 13 лет назад. В мае 2022 года Латвия заявила о приостановлении действия соглашения, которое позволяло компаниям и гражданам обеих стран не платить налоги с одного и того же вида дохода в своей стране и государстве-партнере. По словам сенатора, возврат Латвии к выполнению обязательств маловероятен, поэтому соглашение разумно денонсировать.
Politico отмечает, что, несмотря на то, что правительство Бельгии утверждает, что эти средства будут направлены на поддержку Украины, эти меры не позволят Еврокомиссии изъять и перевести в бюджет ЕС все доходы от российских активов. Европейский дипломат сообщил газете, что страны — члены ЕС все больше недовольны высоким процентом налога на сверхприбыль, который могут получить бельгийские власти. По информации источников Politico, Бельгия намерена провернуть бухгалтерский трюк, искусственно удвоив объем выделяемой Украине помощи.
Это еще раз доказывает, насколько местная политэлита, которой нет дела до контактов между людьми, далека от народа. Уже сам факт того, что в ЕС идет зачистка медиапространства от отечественных СМИ, говорит о том, что интерес к российским источникам информации среди местного населения есть. Они пользуются популярностью, поэтому Брюссель так активно пытается с этим бороться. Причем любой материал, вне зависимости от темы, малейшим образом ставящий под сомнение продвигаемые западным мейнстримом тезисы, автоматически приравнивается к дезинформации.
Более того, оказалось, что, как заявила недавно зампредседателя Еврокомиссии по вопросам ценностей и транспарентности Вера Юрова, «свобода выражения в ЕС не безгранична». Именно этим она объяснила обсуждающиеся в евроинститутах предложения по регулированию соцсетей. В чьих это интересах — очевидно. Конечно, подобная политика не может не вызывать возмущения у граждан, которые хотели бы сохранить право получать информацию из разных источников и сами делать выводы.
Равно как и наши с ним отношения. Высказывания Макрона и итоги его визита в Китай стали поводом утверждать, что Париж якобы готов возглавить «европейское движение» в противодействии американской стратегии сдерживания Китая. Естественно, это тут же вызвало гнев в Вашингтоне. Американцам в целом не нужна самостоятельная Европа.
Все действия США направлены на ее закабаление: Евросоюз пересадили на американский сжиженный природный газ, предпринимаются меры по перетягиванию европейского бизнеса в Америку, идет сращивание ЕС с НАТО. Среди стран-членов недовольны французским президентом оказались те, кто вечно молится на трансатлантическую связку. Они-то сразу и запустили в информпространство тезис о необходимости поддержания евросолидарности. На данный момент можно с уверенностью сказать, что все разговоры о «стратегической автономии» ЕС — будь то во внешней, энергетической или экономической политике — всегда оставались по большому счету пустыми разговорами.
Безусловно, весь мир выиграл бы, если бы ЕС стал действительно суверенным геополитическим игроком.
Газета Politico сообщила о разногласиях в Евросоюзе из-за конфискации российских активов
Россия потеряла доверие и уважение к Евросоюзу / / Независимая газета | После завершения специальной военной операции на Украине России и Европе придется заново выстраиват читать далее на "Интерфакс-Россия". |
Круглый стол «Является ли Россия Европой?!» (2022-04-06) | В итоге Россия оказалась на обочине европейской безопасности и «европейского проекта» в целом, не став серьезным акционером этого проекта. |
РСМД :: Вернется ли Россия в Европу? | Россия и ЕС в силу географической близости, наличия общих экономических интересов, интересов в области безопасности заинтересованы в поддержании и развитии контактов друг с другом. |
Россия потеряла доверие и уважение к Евросоюзу
Это ключевой вопрос определяет, насколько европейской страной будет Россия и будет ли она европейской вообще. 21) Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года. "Ещё одно важное решение: Госдума поставила точку в вопросе расставания России с Советом Европы. Это значит, что России нужно отказаться, например, от Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), которая вместе с уставом СЕ будет денонсирована. Товарооборот России и Евросоюза сократился почти втрое в 2023 году — причем как по сравнению с 2022-м, так и с 2021-м.
Евросоюз введет санкции против Путина и Лаврова
- Отношения России и ЕС
- Входит ли Россия в ЕС в 2024 году
- Россию исключили из Совета Европы. Что это означает
- Будет ли «заморожена» российско-европейская дипломатия?
- Путин назвал причины выхода России из ЕСПЧ — 14.02.2023 — В России на РЕН ТВ
- ЕС призвал Россию не передавать европейский бизнес во временное управление - 27.04.2024, ПРАЙМ
Каркас глобализации
- Россию исключили из Совета Европы. Что это означает
- Вы точно человек?
- Входит ли Россия в ЕС в 2024 году
- Россия потеряла доверие и уважение к Евросоюзу
Постпредство при Евросоюзе оценило резолюцию ЕП о выборах в России
Приведу лишь несколько примеров. Когда в 2009 году стараниями двух энтузиастов — министров иностранных дел Польши и Швеции Р. Сикорского и К. Бильдта на свет появилась концепция «Восточного партнерства», нам сразу же стало ясно, что к развитию партнерского сотрудничества с Россией этот есовский проект никакого отношения не имеет, а имеет иных адресатов.
Тем не менее, обозначив, что Россия не считает себя объектом этой инициативы, мы искренне выразили нашим стратегическим партнерам готовность рассмотреть конкретные проекты в рамках ВП, которые могли бы оказаться интересными и для России. И что же? Что не могло не подтвердить наши худшие опасения относительно истинной направленности этого проекта.
Нелишне также вспомнить, что в том же 2009 году был утвержден «Третий энергопакет», преподнесенный Евросоюзом как очередной шаг на пути совершенствования антимонопольного регулирования в энергетической сфере. Как выяснилось, ретроактивные положения «Третьего энергопакета» прямо противоречат статье 34 СПС о неухудшении сторонами условий учреждений и деятельности компаний друг друга, а также ряду двусторонних соглашений России со странами ЕС. Наряду с инициированным затем Еврокомиссией антимонопольным расследованием в отношении работы ОАО «Газпром», шаги ЕС в энергетической сфере не могли не вести к накоплению проблем для российских инвесторов в Европе.
И это при том, что Россия, даже в условиях пертурбаций вокруг Украины — и в 2006-м, и в 2009-м, и в нынешнем году, — своими действиями ни разу не давала повода упрекнуть себя в недобросовестном отношении к выполнению контрактных обязательств по снабжению есовских потребителей. Об одномерном восприятии Евросоюзом стратегического партнерства Россия-ЕС свидетельствует также откровенное заматывание нашими партнерами вопроса реализации разработанного в 2010 г. Будь этот механизм принятия совместных внешнеполитических решений своевременно внедрен в архитектуру двустороннего взаимодействия, возможно, удалось бы избежать наиболее болезненных последствий украинского кризиса.
Аукнулась неготовность наших есовских партнеров выстраивать политическую надстройку стратегического партнерства под стать динамично развивающемуся торгово-экономическому взаимодействию Россия-ЕС. Вызывает вопросы поспешность Евросоюза в том, чтобы постараться отдать урегулирование внутриполитического кризиса на Украине на откуп заокеанским союзникам. Не секрет, что интересы и мотивы последних далеко не равнозначны есовским.
Расчет Вашингтона в украинском вопросе ясен — раскрутив санкционный маховик, втянуть ЕС в экономически проигрышную кампанию по «изоляции» России, посеять нестабильность в ареале нашего «общего соседства», а заодно придать «свежее дыхание» не знающему, чем себя занять после афганской эпопеи Североатлантическому альянсу. Однако мотивы некоторых стран ЕС, готовых пожертвовать забрезжившим восстановлением экономики региона ради выполнения «союзнического долга», вызывают только недоумение. Разве для того мы кропотливо наращивали ткань нашего торгово-инвестиционного взаимодействия, рассматривая его в том числе как политическую «страховочную сетку», чтобы в самый ответственный момент принести в жертву текущей политической конъюнктуре?
Анализируя наглядно проявившуюся в ходе нынешних событий внешнеполитическую несамостоятельность есовского Брюсселя, увы, напрашивается вопрос относительно принципиальной способности ЕС стать для России или кого-либо другого в многополярном мире ценным стратегическим партнером. С другой стороны, говоря о нынешнем «катарсисе» в диалоге Россия-ЕС, отметим и его благотворное влияние: наверное, он позволяет нам переосмыслить роль тех элементов, которые есовцы не хотели или не могли внедрить в механику наших отношений. Симптоматично, что при принятии Евросоветом известных «санкционных» решений именно они в числе первых пошли «под нож».
Речь идет, прежде всего, о давно назревшем упразднении визовых требований при поездках граждан России и ЕС. Слова о том, что сохранение виз между Россией и ЕС являются анахронизмом, слышатся уже не один десяток лет, в том числе из уст руководства Евросоюза. Проди высказал мнение о том, что «отмена виз для граждан России может стать реальностью в течение пяти лет».
В том же году лидеры России и ЕС на саммите в юбилейном Санкт-Петербурге обозначили цель отмены виз в качестве долгосрочной перспективы отношений между нашими сторонами. Россия уже давно готова к введению безвизового режима с Евросоюзом. Для нас очевидно, что любые аргументы в пользу затягивания процесса отмены виз лишены логики, поскольку речь идет не об отмене контроля на границах, а лишь об упразднении морально и финансово обременительных визовых барьеров на пути развития человеческих обменов, экономических связей, для строительства по-настоящему единой Европы.
Однако процесс застопорился, причем отнюдь не в связи с кризисом на Украине, к которому формально была «привязана» заморозка визового диалога, а гораздо раньше. В подтверждение приведу пример работы над поправками к Соглашению об упрощении выдачи виз 2006 г. Обновленный документ предусматривает существенное расширение категорий лиц, имеющих право на упрощенный порядок получения виз, в том числе многократных, в число которых включены представители гражданского общества, журналисты, ученые, спортсмены, близкие родственники законно проживающих в наших странах граждан России и ЕС.
Это давало бы россиянам право на протяжении всего этого времени подавать жалобы в Европейский суд по правам человека ЕСПЧ на нарушения Конвенции о защите прав и основных свобод до этой даты. Теперь, из—за немедленного исключения России из институтов СЕ, ЕСПЧ будет полномочен рассматривать жалобы россиян на нарушения конвенции, совершенные до 15 марта включительно. В 2021 г. Одновременно с прекращением членства в Совете Европы Россия перестает быть участником конвенции и перестает быть членом организаций и договоров, которые открыты только для ее членов.
Помимо Конвенции о защите прав и основных свобод среди них, например, Венецианская комиссия консультативный орган по конституционному праву при СЕ и Конгресс региональных и местных властей. Россия была членом старейшей на континенте межправительственной организации, существующей с 1949 г. Страна стала членом СЕ в 1996 г.
Причём так сильно лупит, что в рядах ЕС, и так достаточно разношёрстных, усиливается разброд и шатание. Читайте также Сеймур Херш: «Северные потоки» развалят НАТО До окончания украинского кризиса альянс точно сохранится, разборки начнутся потом Если Польша и Прибалтика готовы вот прямо сейчас начать войну с Россией по крайней мере, на словах , то Венгрия совершенно не собирается вписываться на участие в подобных антироссийских авантюрах. И это только один пример. В вопросах расширения ЕС, политики в отношении беженцев и прочих важных для Евросоюза проблем мнения и интересы стран-членов зачастую диаметрально противоположны. Прямо как в басне про лебедя, рака и щуку.
Страсти кипят нешуточные. Настолько, что некоторые эксперты предсказывают, что в обозримом будущем ЕС может распасться. И России придётся приспосабливаться к новым реалиям. О том, насколько этот прогноз реалистичен, мы побеседовали с доцентом факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадимом Трухачёвым. Ведь углубление экономической интеграции, а также военно-политическое объединение с целью обеспечения безопасности — это, скорее хорошо, чем плохо. Но самого начала были сомнения, что этот ЕС будет жизнеспособен. Что вызывало опасения? Но в целом ЕС вполне жизнеспособен, развал ему совершенно не грозит.
Кроме Британии, стоявшей особняком, никто оттуда выходить не собирается.
Европа всегда была и по-прежнему остается главным магнитом для российских студентов и аспирантов, для деятелей культуры, искусства и бизнеса, для ученых, интеллектуалов и даже для чиновников. В Европе самые больше российские и русскоговорящие диаспоры, тут больше всего смешенных браков и людей с двойной идентичностью. По большинству социальных параметров демография, урбанизация, уровень образования, религиозность, социальная стратификация и т. Россия — часть европейской цивилизации. А потому вообще бессмысленно говорить о «европейском выборе» России. Это не выбор, а судьба, которую, как известно, не выбирают.
Во-вторых, только Европа может быть эффективным мотором российской экономической и социальной модернизации. Уже потому, что она располагает целостным научно-технологическим и социальным потенциалом, подобный которому если и сформируется когда-нибудь в Азии, то еще очень и очень нескоро. Что еще более важно, так это то, что именно Европа по-настоящему заинтересована в российском технологическом рывке, способном дать мощный импульс ее собственному технологическому и экономическому развитию. Свежий подвой российского «дичка» был бы более чем полезен для еще мощного и обильно плодоносящего, но уже стареющего европейского дерева. В то же время азиатские партнеры, как утверждается, вполне довольны перспективой продолжения использования России в качестве резервуара разнообразных сырьевых ресурсов, а в лучшем случае — транзитного транспортного коридора. Развитие российского человеческого капитала для Азии не является приоритетным; Азия проявляет повышенный интерес разве что к использованию российского технологического задела в первую очередь в оборонной сфере , который сохранился со времен Советского Союза. В-третьих, только вместе с Европой Россия способна сохранить себя в качестве по-настоящему влиятельного игрока в мировой политике.
Утверждается, что сама по себе Россия не имеет достаточного потенциала для того, чтобы в обозримом будущем претендовать на роль самостоятельного «центра силы» глобального уровня. В кругу поднимающихся азиатских гигантов Китай, Индия , существенно обгоняющих Россию по темпам экономического роста, Москва неизбежно очутится на вторых ролях — независимо от того, какие геополитические конструкции станут определяющими для нового «евразийского» мира. Переход России во «вторую лигу» азиатской политики — всего лишь вопрос скорости обесценения сохраняющихся российских внешнеполитических активов ядерное оружие, место постоянного члена в СБ ООН, топливно-энергетические ресурсы. Игорь Иванов: РФ и Европа: от романтики к прагматике А вот в Европе Россия окажется среди сопоставимых с ней по экономическому весу и демографическому потенциалу держав. Более того, при любых вариантах развития Россия останется самым большим и самым могущественным европейским государством, интересы которого не могут не учитываться. К тому же существующие традиции и практики ведения дел в Европе, включающие акцент на многосторонность и учет позиций меньшинства, создают больше возможностей для России, чем откровенно утилитарные и сугубо прагматические азиатские практики. Россия, подобно сбежавшему из родного дома непослушному подростку, столкнется с чужим, жестким и не слишком дружелюбным миром Азии, сделает соответствующие выводы и вернется туда, где ей и положено быть.
Главная задача на данный момент — проследить, чтобы взбунтовавшийся подросток не наломал слишком много дров, не навредил себе и окружающим и, по возможности, не ввязался в какие-то рискованные и опасные предприятия. Ну и, конечно, надо держать двери в своем доме открытыми — на тот случай, если сбежавший недоросль внезапно решит вернуться. А если это так, то едва ли стоит упрекать руководство Евросоюза за то, что в течение вот уже более четырех лет оно так и не смогло выработать комплексной стратегии взаимодействия с Москвой. Такой стратегии не может быть по определению — все зависит от процессов, происходящих на российской стороне европейского разлома. На западной стороне разлома в лучшем случае могут содействовать ускорению неизбежных перемен в России путем поощрения контактов по линии гражданского общества, фокусированного воздействия на отдельные целевые группы молодежь, малый бизнес, технократы во власти , а также вовлечения России в сотрудничество с Западом на тех направлениях, где интересы сторон, очевидно, совпадают борьба с международным терроризмом, противостояние распространению ядерного оружия, урегулирование некоторых региональных кризисов и пр. Одновременно Брюссель должен сохранить в своем арсенале достаточный набор «негативных стимулов» санкций и других инструментов давления на Москву , чтобы отбившийся от рук подросток понимал наличие определенных «красных линий», через которые ему не стоит переступать. Иными словами, Европейскому союзу следует запастись «стратегическим терпением» и быть готовым к оперативной и взвешенной реакции на неизбежные перемены в российской политике.
О конкретном балансе позитивных стимулов «избирательное вовлечение» и негативных стимулов «сдерживание» можно долго спорить, но все-таки это будет споры о текущей европейской тактике, а не об отсутствующей европейской стратегии. Цитируя Гегеля, «крот истории роет медленно, но роет хорошо». Нынешний разрыв между Россией и Европой, признают либеральные «западники», несомненно, является жизненной трагедией для очень многих и многих людей по обе стороны европейского разлома. Но этот разрыв едва ли определит последующую историю XXI в. У Европы в ее нынешнем состоянии нет убедительных аргументов, чтобы вернуть Москву к модели отношений начала столетия. Весь этот, ставший за последние четыре года уже привычным, либеральный нарратив был бы весьма убедительным. В чем-то — даже утешительным.
Особенно для тех, кто вложил столько сил и энергии в сближение России и Евросоюза. Первая попытка «возвращения» в Европу, предпринятая около 30 лет назад, оказалась неудачной. Не беда — учтем ошибки, извлечем уроки, повторим попытку еще раз. Если не в 2024 г. Однако убедительность данного нарратива прямо зависит от одного условия — для «возвращения» России сама Европа должна оставаться статичной, не меняющейся на протяжении десятилетий. Но вся штука в том, что драматические перемены происходят не только на восточной, но и на западной стороне европейского разлома. Куда вы нас тянете?
Слушая отечественных и зарубежных «западников» сегодня, поневоле приходишь к выводу, что России предлагается вернуться в тот европейский мир, который существовал 15, 20 или даже 30 лет назад. В том мире не было не только конфликта вокруг Украины, но и острого кризиса еврозоны, не было миграционного потопа последних лет, не было выхода из Евросоюза Великобритании, не было подъема европейского правого популизма. В том мире не было трансатлантического раскола, беспрецедентного экономического роста Азии, глобального наступления протекционизма, не было «арабской весны» и ее печальных последствий. Не было кризиса международных организаций и упадка международного права. Одним словом, не было всего того, что определяет сегодня приоритеты стран Евросоюза. Того европейского мира, который существовал еще два-три десятилетия назад, уже нет. Он безвозвратно ушел в историю, как в свое время ушла в прошлое какая-нибудь Belle Epoque, и возродить его не представляется возможным.
Перефразируя популярное на постсоветских просторах высказывание об СССР, позволительно заметить, что тот, кто не жалеет о Европе 1990-х гг. И дело здесь не в том, что в старый европейский мир, несмотря на все усилия с обеих сторон, так и не вписалась Россия. С российским вызовом, будь он единственным, Европе, вероятно, так или иначе удалось бы совладать. Проблема намного глубже — европейский мир конца прошлого столетия не смог предвидеть проблемы XXI в. Более того, складывается впечатление, что европейский политический мейнстрим до сих пор не вполне понимает не только то, что происходит с Россией, но и то, что происходит с самой Европой.